Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Удары по тылам врага

На второй день Великой Отечественной войны, когда фашистские радиостанции хвастливо объявили о «полной победе над русской авиацией», 28 экипажей дальнебомбардировочной авиации, а также летчики-черноморцы и балтийцы подвергли налетам порты и военные предприятия Данцига, Кенигсберга, Бухареста{62}.

В последующие дни удары ВВС по важным военным объектам в глубоком тылу противника не прекращались. Несколько бомбовых ударов по логову врага нанесли воспитанники училища Э. К. Пусэп, А. Я. Ефремов, П. Н. Фирсов, В. И. Алин, Е. П. Федоров и другие.

В первый год войны Эндель Карлович Пусэп совершил 30 успешных ночных боевых вылетов на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу врага, в том числе на города Данциг, Берлин, Кенигсберг. За это время он сбросил по целям противника более 100 тыс. кг авиационных бомб. Выполняя боевые задания в сложных метеорологических условиях, летчик-эстонец Э. К. Пусэп наносил врагу ощутимые потери. Он бомбил вражеские эшелоны на железнодорожных узлах Витебска и Смоленска.

В сентябре 1942 г. воспитанник училища В. И. Алин впервые совершил боевой вылет на железнодорожный узел Инстенбург, за ним последовали вылеты на Данциг, Варшаву, Тильзит и другие военно-промышленные объекты фашистской Германии. За 269 успешных боевых вылетов с нанесением ударов по важным военно-промышленным и административно-политическим центрам врага командир звена 10-го гвардейского авиаполка АДД капитан В. И. Алин в августе 1944 г. был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

В первые дни войны успешно действовала советская авиация в районе Стародуд, Новгород-Северский, где наши летчики совместно с войсками Брянского фронта вели борьбу со 2-й танковой ударной группой противника, наступавшей в тыл Юго-Западному фронту.

По приказу Ставки Верховного Главнокомандования в этом районе была спланирована и проведена специальная воздушная операция, в которой участвовали ВВС Брянского фронта под командованием воспитанника училища генерала Ф. П. Полынина. Воздушная операция началась 29 августа 1941 г. и продолжалась 6 суток. [93]

В ходе операции отличились летчики 52-й дальне-бомбардировочной смешанной авиадивизии под командованием питомца училища полковника А. М. Дубошина. Советские соколы ежесуточно совершали по 4–5 боевых вылетов. Особенно эффективными были удары по танковым колоннам противника.

Великая Отечественная война застала выпускника училища 1929 г. В. А. Сандалова в должности командира 125-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. В первый же день войны полк в состава 45 самолетов СБ нанес бомбардировочный удар по железнодорожному узлу Сувалки.

Без прикрытия истребителями полк в течение июня 1941 г. 14 раз вылетал для нанесения бомбардировочных ударов по различным объектам противника. Командир полка делал по два-три боевых вылета в день. Несмотря на сложность воздушной обстановки, бомбардировщики действовали смело и решительно. Успех летчиков полка был предопределен большой работой, проведенной командиром, партийной и комсомольской организациями в мирное время.

В 1942 г. В. А. Сандалову было поручено сформировать 285-ю бомбардировочную авиадивизию. Этой дивизией, преобразованной в ходе войны в 5-ю гвардейскую, он командовал до конца Великой Отечественной войны. Сейчас Герой Советского Союза генерал-майор авиации в отставке В. А. Сандалов живет в Ленинграде.

С первых дней войны началась боевая деятельность питомца училища штурмана самолета Ашота Каспарова. [94]

Однажды поставили задачу — нанести удар по моторизованным войскам противника. В успешном выполнении задачи была немалая заслуга штурмана Каспарова. 222 раза за время войны Ашот Джумшутович Каспаров водил самолет в дальние ночные полеты на бомбардировку различных объектов противника. Кроме того, А. Д. Каспаров совершил 76 вылетов к партизанам, доставив им 91 т боеприпасов, вооружения, медикаментов, вывез из партизанских отрядов более 240 раненых и детей.

При выполнении боевых заданий советские летчики-бомбардировщики проявляли образцы мужества, храбрости, выдержки. Вот что пишет выпускник училища 1938 г. Герой Советского Союза полковник И. Ф. Матвеев в письме к личному составу: «В одном из боевых вылетов в глубокий тыл противника наш самолет при подходе к цели был подожжен огнем немецкой зенитной артиллерии. Борясь с огнем, перекинувшимся уже на плоскости, мы не оставляли единственной мысли — продолжать полет к цели. Достигнув цели, сбросив все до единой бомбы, мы повернули на восток. Немцы, заметив горящий самолет, открыли ожесточенный огонь и подбили один мотор нашего бомбардировщика. Несмотря ни на что, наш экипаж справился с поставленной задачей, и мы благополучно вернулись на свой аэродром. Это лишь один эпизод из 240 боевых вылетов нашего экипажа». [95]

Огромный урон врагу наносили советские бомбардировщики, разрушая военно-промышленные объекты в его тылу, сея панику среди противника. Мастерскими бомбовыми ударами по тылам противника в период Великой Отечественной войны славились питомцы училища Герои Советского Союза летчики майоры С. Ф. Кондрин,
С. А. Полежаев, В. В. Шаров, капитан Г. Ф. Баженов, В. К. Давыдов, Н. П. Краснов, Н. А. Панов, старшие лейтенанты М. В. Левин, И. И. Даценко, лейтенант Н. В. Архангельский, штурманы майоры Н. А. Алексеев, С. П. Золотарев, А. П. Карпенко, И. Д. Козлов, С. И. Куликов, Г. А. Мазитов, В. И. Малыгин, капитан Н. Е. Козьяков, А. Н. Кот, И. Т. Литвин, Г. И. Несмашной, старший лейтенант Б. И. Шестернин, лейтенант В. Ф. Рощенко и другие.

Дальше