Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава вторая.

Слава боевая

Все для фронта

22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Над нашей Родиной нависла смертельная опасность. Отражение нашествия фашистских орд явилось самым трудным и серьезным испытанием для советского народа и его Вооруженных Сил. Советские воины, в том числе и авиаторы, с честью оправдали доверие партии и народа, мужественно громили ненавистного врага.

Вдохновителем и организатором всенародной борьбы с гитлеровскими захватчиками явилась Коммунистическая партия Советского Союза, руководящая и направляющая сила советского общества. Коммунисты-авиаторы были славным боевым авангардом Военно-Воздушных Сил, олицетворением мужества и стойкости, беспредельной преданности Родине, идеям коммунизма.

Лозунги партии «Все для фронта!», «Все для разгрома врага!» стали в дни войны смыслом жизни каждого советского человека.

Как и во всей стране, разбойничье нападение гитлеровской Германии вызвало взрыв негодования и огромный патриотический подъем среди личного состава школы{55}. В школе прошли многочисленные митинги и собрания. На митинге в 6-й авиаэскадрилье выступили командир отряда капитан В. И. Туровский, летчики-инструкторы Ф. И. Сокрутов, А. В. Мельников и другие. В ответ на вероломное нападение фашистских захватчиков они взяли на себя обязательства ранее установленного срока и с высоким качеством обеспечить выпуск летчиков для фронта. [68]

Проявляя чувство патриотизма, красноармейцы, курсанты и командиры школы написали несколько сот рапортов с просьбой направить их в ряды действующей армии. Вот что писал в своем рапорте на имя командования школы командир звена лейтенант А. И. Золотухин: «В школе я освоил технику пилотирования на истребителях и бомбардировщиках. Прошу дать мне возможность отомстить зарвавшимся разбойникам-фашистам. Убедительно прошу послать меня на фронт».

Воентехник 2 ранга Евсеев писал: «Прошу Вашего ходатайства о посылке меня на Западный фронт, где «псы-рыцари» развертывают военные действия против нашей Родины. Могу эксплуатировать любой самолет. Фашисты несут на своих штыках ярмо капитализма. Лучше погибну в борьбе, но не дам надеть это ярмо на наш свободный народ».

В числе написавших рапорты с просьбой о направлении в действующую армию были отличники боевой и политической подготовки летчики-инструкторы старший лейтенант Р. А. Зарин, лейтенанты М. С. Бугров, Ф. М. Суханов, М. И. Кобяков, Л. В. Афанасьев, А. И. Шишов, младший лейтенант Д. А. Кривов и многие другие.

Лучшие авиаторы школы в трудные дни военных испытаний вступили в ряды Коммунистической партии. В партийные организации школы поступал поток заявлений от командиров и курсантов с просьбой о приеме в ряды ВКП(б). Коммунистами стали летчики-инструкторы М. С. Бугров, Р. С. Вараксин, А. М. Попов и многие другие.

Летчик-инструктор лейтенант А. И. Гаврилов в заявлении в партийную организацию писал: «Прошу принять меня кандидатом в члены ВКП(б). Я хочу уехать на фронт коммунистом и бить врага беспощадно».

Только за четыре месяца, прошедших после начала войны, 205 военнослужащих связали свою судьбу с родной Коммунистической партией. [69]

Группа курсантов-выпускников через многотиражку обратилась к командованию училища со следующим письмом: «В ответ на неслыханное вероломство фашистов, пытающихся огнем покорить нашу цветущую Родину, мы, курсанты — выпускники подразделения тов. И. И. Штовба, просим командование послать нас в действующую Красную Армию, чтобы разбить наголову и изгнать со священной советской земли оголтелого врага. Мы будем драться до полного уничтожения фашистской своры не щадя сил, а если надо — отдадим жизнь за благо народа, за дело нашей славной партии!»{56}.

В развернувшемся социалистическом соревновании первым на себя взял обязательства комсомольский экипаж инструктора-пилота сержанта А. И. Яковлева. Его примеру последовал весь состав звена, которым командовал заместитель секретаря партийного бюро старший лейтенант К. И. Рябиков. 26 июня 1941 г. экипаж молодого инструктора коммуниста И. И. Наумова дневной план учебных полетов выполнил на 153%, экипаж комсомольца В. В. Бондаренко на 160%.

Технический состав школы в ходе социалистического соревнования резко улучшил качество подготовки материальной части к полетам и привел ее в образцовое состояние. Воентехник 2 ранга Н. И. Николаев так организовал работу, что с группой в течение нескольких часов снял и смонтировал два мотора на самолете СБ. Высокие образцы труда на материальной части показали в те дни воентехник 2 ранга Пьянов, авиационные механики Н. Т. Корабецкий, В. В. Мироненко, П. И. Иванов, В. И. Быков. Техник звена комсомолец П. И. Скрыпкин добился полной ликвидации простоя материальной части на старте. Таких примеров было немало.

В авиаремонтных мастерских школы самоотверженно трудились рабочие моторного цеха В. И. Кузьмичев, И. И. Банников и многие другие. Только за октябрь 1941 г. коллектив мастерских отремонтировал 150 авиационных моторов М-100, М-17 и М-11 и 20 самолетов ТБ-3, СБ и Р-5. Кроме того, был произведен ремонт 86 водомаслогреек и поставлено бортовое вооружение на 20 самолетов Р-5 и на 3 самолета ТБ-3. Качество работы было признано отличным.

Члены семей военнослужащих также включились во всенародное дело — помощь фронту. Они взяли шефство над госпиталями, учились на организованных при школе медицинских курсах, приобретали специальности телефонисток и телеграфисток, укладчиков парашютов, шоферов, медсестер, поваров. Боевые подруги советских командиров внесли десятки тысяч рублей из своих сбережений в фонд обороны, на подарки детям фронтовиков, принимали личное участие в благоустройстве и оборудовании госпиталя Чкаловского гарнизона, работали в колхозах и совхозах области на уборке урожая. [70]

В школе проводился сбор средств в фонд обороны страны. С конца июня по декабрь 1941 г. в фонд обороны было отчислено более 400 тыс. рублей и облигаций Государственного займа на 22 345 рублей. В 1942 г. сумма подписки на 1-й Государственный военный заем составила более миллиона рублей.

Командование и политический отдел школы развернули среди личного состава широкую разъяснительную работу, призвали коммунистов и комсомольцев быть примером для беспартийных в выполнении своего служебного долга.

Весь учебный процесс с первых же дней войны был коренным образом реорганизован и максимально приближен к требованиям боевой обстановки. Были пересмотрены учебные планы, установлен поточный метод выпуска курсантов по мере освоения ими программы теоретической и летной подготовки, что позволило ежемесячно давать фронту десятки летчиков. Полеты велись круглосуточно. По 10–12 часов занимались с курсантами преподаватели, самоотверженно трудились инженеры и техники. Не прекращалась работа по совершенствованию учебной базы, изготовлению наглядных пособий, схем, альбомов.

В школе создавались ремонтные группы в авиаэскадрильях, которые в течение всей войны обеспечивали ремонт самолетов, моторов и разнообразных авиационных приборов.

В конце октября 1941 г. перед школой была поставлена задача выделить эскадрилью самолетов СБ для участия в воздушном параде 7 ноября в Куйбышеве. Для выполнения задания были выделены лучшие летчики и техники, подготовлены надежные самолеты. Группу возглавлял начальник школы генерал-майор авиации И. В. Скробук. Среди участников парада были летчики подполковник М. А. Лисов, майор А. И. Корольков, старший лейтенант Д. В. Сальников, техники П. И. Грепенников и М. Ф. Соколов. [71]

4 ноября группа перебазировалась под Куйбышев. В день парада в сложных метеоусловиях летчики продемонстрировали высокое летное мастерство, за что весь личный состав группы был поощрен Маршалом Советского Союза К. Е. Ворошиловым.

С февраля 1942 г. личный состав школы приступил к изучению самолета-штурмовика Ил-2. Первоначальная летная подготовка штурмовиков проводилась на самолете УТ-2 конструкции А. С. Яковлева.

Ил-2, имея мощное бортовое вооружение и броню, оказался лучшим в мире самолетом-штурмовиком. Самолет имел на вооружении два 7,62-мм пулемета ШКАС, две 23-мм пушки и восемь реактивных снарядов РС-82, его бомбовый груз составлял 400–600 кг. Скорость самолета достигала 400 км/час. Самолет Ил-2 наносил мощные штурмовые удары по войскам противника, и не случайно у немецко-фашистских захватчиков он получил название «шварцер тот» («черная смерть»),

Вначале штурмовики Ил-2, поступившие в школу, были в одноместном варианте. В школьных мастерских их быстро переоборудовали в учебные самолеты с двойным управлением. Они получили наименование УИл-2. На этих самолетах выполнялись учебные вывозные полеты с летчиком-инструктором, что способствовало более быстрому и успешному обучению летчиков-штурмовиков. Опыт работы 1-й Чкаловской авиационной школы по освоению самолета-штурмовика Ил-2 был обобщен и передан в другие авиационные училища, выпускавшие летчиков-штурмовиков. [72]

Много трудностей и лишений выпало на долю личного состава школы в годы войны, но он стойко их преодолевал, проявляя высокую сознательность и дисциплину.

«Многого не хватало: обмундирования, питания, топлива, но все эти недостатки не огорчали нас, курсантов, — вспоминал выпускник 1943 г. Герой Советского Союза Н. Ф. Алексашкин. — Но один из недостатков, а именно недостаток материальной части, как спарок, так и боевых самолетов, переносился курсантами очень болезненно. Каждому из нас хотелось быстрее окончить вывозную программу и попасть в боевой полк, уходящий на фронт».

Большую помощь школе в освоении новой материальной части оказали преподаватели и инструкторы Краснознаменной Военно-воздушной академии командного и штурманского состава, находившейся в годы войны в Оренбурге. Передовые методы эксплуатации материальной части, тактические приемы использования штурмовиков на поле боя широко заимствовались и внедрялись в практику обучения курсантов. В 1942 г. весь преподавательский состав школы прослушал в академии курс теории самолета и мотора, их эксплуатации и боевого применения.

В 1943 г. в школе составляется примерная программа обучения курсантов на самолете Ил-2, которая впоследствии явилась основой для курса учебно-летной подготовки.

Большой вклад в повышение качества боевой подготовки летчиков внес технический состав. Наряду с обеспечением полетов он приложил много усилий, чтобы оснастить вооружением и оборудованием всю материальную часть. Большую работу по установке вооружения на самолеты Р-5 и СБ провели начальник цикла воздушной стрельбы майор С. Е. Жунтов, преподаватели лейтенант Н. М. Васильев и капитан В. И. Ивашкин, коммунисты техники по вооружению И. В. Самолетов, Т. В. Вязыгин, В. И. Беляев, И. И. Немоляев, комсомольцы А. В. Баскунин, А. А. Родькин, И. В. Якимов и другие.

Славную страницу в историю Оренбургского училища вписали сформированные на базе школы в первые дни войны 593, 616, 617 и 624-й ночные бомбардировочные авиационные полки{57}. [73]

Для боевых полков школа выделила лучшие самолеты СБ, Р-5 и хорошо подготовленные кадры. Каждый воин считал большой честью быть зачисленным в их состав. Командирами авиаполков были назначены подполковник М. А. Лисов, майоры М. А. Шанин, Г. И. Гапанюк, капитан В. А. Кожевников, комиссарами — батальонные комиссары И. В. Демидов, И. Г. Кудряков, Н. Е. Тураев, Н. М. Сапрыкин.

В сентябре и октябре 1941 г. при школе проходили летную подготовку несколько авиационных частей, в том числе 284-й авиационный полк пикирующих бомбардировщиков под командованием воспитанника училища Героя Советского Союза майора Д. Д. Валентика.

Перед отправкой полков на фронт экипажи прошли дополнительную тренировку в технике пилотирования, в слетанности ночью по маршрутам с бомбометанием на полигоне, отрабатывали ночную посадку без прожекторов, с минимальным количеством стартовых огней.

На фронтах Великой Отечественной войны сформированные в училище авиационные полки с честью выполняли все задания командования, а личный состав проявил мужество и отвагу. [74]

Вот, например, боевой путь 617-го авиационного полка которым командовал бывший командир учебной эскадрильи майор Г. И. Гапанюк. 15 декабря 1941 г. полк закончил формирование и обучение, а 19 декабря вылетел на Калининский фронт, где сразу же включился в напряженные боевые действия. Нередко летчики полка делали по 4–5 боевых вылетов за ночь. В короткий срок среди личного состава выросли мастера ночных бомбовых ударов летчики Прошин, Гарин, Шинкаренко, Балуев, Коробов, Веселов. С боевых заданий машины часто возвращались поврежденными. Если в мирное время самолеты ремонтировались в стационарных мастерских, то в боевой обстановке техники производили ремонт под открытым небом, в сильный мороз, зачастую под обстрелом вражеской артиллерии.

Только за время пребывания на Калининском фронте летчики полка произвели 1695 боевых вылетов, при этом было уничтожено и выведено из строя много самолетов противника, взорвано 6 складов с боеприпасами и горюче-смазочными материалами, уничтожено и подавлено 25 точек зенитной артиллерии, сожжено 5 опорных пунктов со штабами, уничтожено и рассеяно до 8 батальонов пехоты противника. Кроме того, летчики полка доставили партизанам 60 т грузов и вывезли 140 тяжелораненых бойцов и командиров.

Много подвигов совершили летчики полка в ходе этих боев. Командир звена летчик Шинкаренко ценой собственной жизни выполнил боевую задачу — уничтожил штаб фашистской части, располагавшейся в Ржеве. Лейтенант Балуев, возвращаясь на Р-5 с боевого задания, над линией фронта попал под сильный огонь зенитной артиллерии. Когда машину сильно встряхнуло, летчик выровнял ее. Вдруг внимание его привлек язык пламени с левой стороны отепления водосистемы. Пламя с каждой секундой становилось все сильнее. Сбить огонь скольжением не удалось.

— Штурман, возьмите управление, — спокойно сказал Балуев и вылез на крыло.

Огонь и морозный ветер обжигали лицо, руки, но летчик, казалось, не чувствовал боли. Им руководила одна мысль: потушить пламя во что бы то ни стало. Порой Балуеву казалось, что силы покидают его, что еще минута, и он, обессилев от ожогов и усталости, сорвется и полетит вниз, а следом за ним рухнет на землю пылающий самолет. [75]

Несколько секунд летчик лежал на плоскости неподвижно, затем, сделав последнее усилие, накрыл пламя своим телом. Тлеющие места он гасил обожженными руками. Когда Балуев увидел, что опасность миновала, он забрался в кабину. Всего пять минут продолжался поединок человека с огнем, а они ему показались долгими часами. Через час полета летчик произвел посадку на аэродроме. Так победила боевая смекалка, железная стойкость и беззаветная отвага летчика.

Самоотверженно сражались летчики этого полка, доставляя боеприпасы, продовольствие и медикаменты конному корпусу генерала Белова, который действовал под Москвой в тылу врага. С большой благодарностью командование корпуса отзывалось о боевом мастерстве и мужестве летчиков, производивших посадку на необорудованные клочки земли, о тех, кто готовил самолеты к вылетам и обеспечивал их бесперебойную работу.

Летом 1942 г. полк получил новую материальную часть — это были первоклассные самолеты-штурмовики Ил-2. Освоив в короткий срок машины, полк в конце августа 1942 г. вылетел в Сталинград и с 5 сентября принимал участие в исторической битве, развернувшейся в междуречье Волги и Дона. Здесь особенно отличилась группа штурмовиков под командованием ведущего лейтенанта Б. И. Гарина, разгромившая крупную танковую колонну врага в районе Гумрака.

После разгрома фашистской армии под Сталинградом полк принимал активное участие в Курской битве, в битве за Днепр, поддерживал наземные войска при ликвидации окруженной крупной группировки противника в районе Корсунь-Шевченковский.

В Курской битве летчики полка старший лейтенант Прошкин и младшие лейтенанты Китов и Масляев повторили бессмертный подвиг Николая Гастелло, направив свои объятые огнем машины в гущу вражеских войск. Их имена навечно вошли в летопись Великой Отечественной войны. [76]

В феврале 1944 г. полк был преобразован в гвардейский. Гвардейцы участвовали в разгроме врага в районе Львова, Ясс и Кишинева, освобождали народы Румынии, Югославии, Венгрии.

В боях за Советскую Родину высокое звание Героя Советского Союза получили офицеры этого полка капитан Б. И. Гарин, лейтенанты И. Н. Алимкин, В. Т. Алексухин и другие. Многие гвардейцы были награждены орденами и медалями Советского Союза, в том числе 12 человек орденом Ленина и 104 — орденом Красного Знамени.

Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 24 мая 1945 г. полк был награжден орденом Суворова III степени.

Славный боевой путь прошли и другие полки, сформированные на базе школы. Многие летчики этих полков были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Среди них представители 593-го шап капитаны И. М. Кузнецов и А. В. Хухрин, лейтенант М. К. Нагульян, воспитанники 624-го шап майор И. М. Кухарев, капитан Н. В. Максимов, старшие лейтенанты В. В. Маркин, А. Д. Путин.

Воспитанники школы героически сражались не только в воздухе, но и на земле. В 1942 г. из курсантов были сформированы батальон особого назначения, маршевые роты.

Овладев в короткий срок стрелковым оружием и тактикой общевойскового боя, батальон влился в ряды бойцов Воронежского фронта. В одном из ожесточенных боев он попал в окружение. В течение трех суток без пищи и пополнения боеприпасами курсанты отражали атаки превосходящих сил врага и нанесли ему огромный урон.

Большое значение для высококачественной подготовки летчиков-штурмовиков имел боевой опыт инструкторов школы. Для изучения опыта боевого применения штурмовой авиации в Великой Отечественной войне и перенесения этого опыта в практику обучения курсантов 59 инструкторов и преподавателей стажировались на фронте в частях штурмовой авиации.

Посланцы школы на фронте с честью выполнили возложенные на них боевые задачи. 14 человек, принимавшие непосредственное участие в боевых действиях, были награждены орденами и медалями. Среди награжденных летчики А. В. Жигалов, Г. В. Попов, М. И. Кирюшин и преподаватель И. И. Шванской. Возвращаясь с фронта, летчики и преподаватели выступали перед курсантами с лекциями, докладами и беседами по вопросам боевого применения штурмовой авиации и эксплуатации материальной части самолета Ил-2 в условиях фронта. [77]

Преподаватели в период прохождения с курсантами программы теоретической подготовки свои лекции насыщали яркими примерами из опыта войны. В результате этого выпускники получали более полное представление о характере современного воздушного боя, тактике штурмовой авиации.

Личный состав школы в годы войны не только решал задачу подготовки летчиков для фронта, но и готовил кадры летчиков-инструкторов. В марте 1943 г. на базе школы были организованы курсы подготовки летчиков-инструкторов, которые за два года работы произвели 5 выпусков без единого летного происшествия.

В годы Великой Отечественной войны 65 человек из числа инструкторов, преподавателей и техников школы за самоотверженную работу по подготовке летчиков для фронта и внедрение опыта боев в обучение курсантов были награждены орденами и медалями, в том числе старшие лейтенанты И. М. Полшков, Г. К. Серков, лейтенант П. И. Гатин и другие.

О летном мастерстве воспитанников училища, их мужестве и отваге свидетельствуют многочисленные письма, поступившие в те годы в школу от выпускников и их командиров.

Выпускник 1942 г. А. И. Антонов писал: «Мне хочется поблагодарить вас, товарищи преподаватели и инструкторы, за знания, полученные в школе. Теперь я воюю в гвардейском Запорожском полку в должности командира эскадрильи. За боевые заслуги имею три ордена».

Воспитанник школы В. И. Колесников писал: «Имею 31 боевой вылет. Один воздушный бой с двумя ФВ-190. В этом бою сбил одного из них, представлен к награждению вторым орденом».

«С первых дней войны мне пришлось сражаться с фашистскими летчиками и на деле показать правильность методики обучения летчиков в мирное время, — пишет Герой Советского Союза полковник Зудилов Иван Сергеевич. — И надо прямо сказать, что бывшие курсанты школы имени К. Е. Ворошилова, с которыми мне вместе пришлось воевать, в первых же боях показали, как надо бить врага». [78]

О том, как надо бить врага, говорят боевые дела и самого И. С. Зудилова. За время войны он совершил 400 боевых вылетов, сбил лично 25 вражеских самолетов и 6 в составе группы, уничтожил много живой силы и техники врага на земле.

«Все летчики, прибывшие из 1-й Чкаловской военно-авиационной школы, — писал командир 12-го зап майор И. И. Беличенко, — подготовлены хорошо, быстро осваивают курс боевого применения».

Командир 5-го зап подполковник В. И. Беляков писал:

«Ваши воспитанники, прибывшие для прохождения боевого применения на самолете Ил-2, показали себя дисциплинированными и энергичными летчиками с хорошей техникой пилотирования. Они успешно закончили программу по боевому применению без единого случая летных происшествий... Прошу передать благодарность инструкторскому и преподавательскому составу вашего училища за их плодотворную работу в деле подготовки летных кадров для действующих частей Красной Армии».

В боях за Советскую Родину многие из воспитанников школы внесли большой вклад в дело совершенствования тактических приемов борьбы с врагом. Так, Степаном Дмитриевичем Прутковым и Федором Васильевичем Тюленевым был разработан такой тактический прием, как действия по цели в боевом порядке «круг самолетов»{58}. Этот прием был освоен в период оборонительных боев в небе Сталинграда. Сущность его состояла в том, что самолеты группы над целью перестраивались в круг и последовательно, один за другим, производя индивидуальное прицеливание, атаковали объекты. При этом боевом порядке увеличивалось время воздействия на противника, кроме того, каждый летчик защищал впереди летящего товарища. Потери от вражеских истребителей и зениток сократились, эффективность штурмовых ударов резко возросла.

Инициативу в дальнейшем совершенствовании тактики штурмовиков также проявили летчики Докукин и Пстыго{59}. [79]

В полупустынной заволжской степи был оборудован временный полигон, на котором летчики проверяли разнообразные приемы ведения боевых действий на разных высотах. Их расчеты и предположения подтвердились. Они решили опробовать свой метод в очередном бою. Эскадрилью штурмовиков повел С. Д. Прутков. В плотном строю самолеты подошли к линии фронта. Гитлеровцы встретили их ураганным зенитным огнем.

— Разомкнуться, маневр! — скомандовал Прутков, и каждый самолет начал выполнять противозенитный маневр, неуклонно двигаясь вперед. Но вот показалась цель — скопление войск и техники врага.

— Замыкаем круг! — подал команду Прутков, и самолеты легли в левый разворот. Идя по кругу, командир рассматривал цель. Слева он заметил гитлеровские танки, правее скопление автомашин с пехотой, за ними — батарею... Цель выбрана.

— Атакуем скопление автомашин. Посамолетно за мной, в атаку! — передал по радио Прутков и первым устремился на врага. Один за другим пикировали на цель штурмовики и, выходя из атаки, снова образовывали круг, заходя на повторные атаки. Более 15 минут длилась штурмовка цели. Горели автомашины, метались обезумевшие гитлеровцы.

— Прекратить атаку! Сбор! — раздалась команда. Штурмовики змейкой отошли от цели и, построившись в группу, направились на свой аэродром.

Так в бою был проверен новый способ боевых действий штурмовиков. От скоротечного удара штурмовики перешли к длительному воздействию на цель, от сбрасывания бомб по ведущему — к индивидуальному прицеливанию при атаке. У летчиков появилась возможность оценивать обстановку и самостоятельно выбирать наиболее важные цели.

Опыт летчиков эскадрильи Пруткова быстро распространился по всем фронтам, стал достоянием не только летчиков-штурмовиков, но и пикирующих бомбардировщиков, в частности воспитанника училища командира полка летчика-бомбардировщика И. С. Полбина.

В совершенствовании новой тактики участвовал воспитанник училища Герой Советского Союза старший лейтенант Николай Николаевич Самороков. Если прежде летчик-штурмовик, сделав один-два, максимум три захода на цель, уходил на свой аэродром, часто при этом даже не израсходовав весь боекомплект, то теперь по инициативе Н. Н. Саморокова летчики не уходили с поля боя до полного израсходования боекомплекта. Так, сам Николай Самороков делал за один вылет до 12 заходов на цель. [80]

Мастерами штурмовых ударов стали питомцы школы, удостоенные впоследствии звания Героя Советского Союза, И. Ф. Алексашкин, В. А. Антонов, Ю. М. Балабин, Г. В. Баламуткин, С. А. Батинъков, И. У. Гринько, Е. К. Мазков, Н. Д. Маркелов, А. В. Рыбаков, П. И. Теряев, Е. И. Уткин, Н. И. Полагушин, Н. Е. Платонов и многие другие. [81]

Герой Советского Союза Николай Андреевич Евсюков прославился как замечательный мастер штурмовых ударов по танкам противника. Корреспондент фронтовой газеты так описывает один из его боевых вылетов. «Слышу, как Евсюков командует своим ведомым:

— Смотрите, справа и слева у дороги в овраге танки и автомашины. Это противник, бейте их!

«Ильюшины» перестраиваются в круг, с пикирования идут в атаку. Вижу, как от штурмовиков отделяются бомбы, слышу звук разрывов. Из оврага поднимаются столбы огня и дыма. Бомбы ударили прямо в цель. Горят немецкие танки и автомашины. Самолеты снова заходят на цель, бьют из пушек и пулеметов по гитлеровцам в овраге. Так повторяется четыре раза. Самолеты пробыли над целью 35 минут».

В тяжелых боях 1942 г. отличился и другой летчик-штурмовик, питомец школы Василий Дмитриевич Ращепкин. Комсомольцы полка, в котором он служил, писали матери отважного сокола:

«Уважаемая Мария Григорьевна! Комсомольская организация 61-го Краснознаменного штурмового авиационного полка выражает Вам большую благодарность за воспитание сына — бесстрашного летчика-штурмовика. Ваш сын сержант Василий Ращепкин беспощадно громит на фронте Отечественной войны гитлеровских головорезов. За короткий период он отлично освоил боевой самолет и сделал свыше 35 вылетов на бомбежку и штурмовку скоплений войск противника. За этот период он уничтожил более 300 солдат и офицеров, свыше 60 автомашин, 20 танков, свыше 30 повозок с боеприпасами немецких войск. За проявленные героизм и отвагу на фронте борьбы с германским фашизмом правительство наградило Василия Ращепкина, и сейчас грудь молодого летчика-комсомольца украшает орден Красного Знамени.

Секретарь бюро ВЛКСМ 61-го Кшап старшина Прудников 6 сентября 1942 г.»{60}.

Воспитанник училища Юрий Михайлович Балабин зарекомендовал себя в 1-м гвардейском штурмовом Кировоградском Краснознаменном авиационном корпусе как
лучший разведчик, неоднократно доставлявший командованию исключительно ценные разведывательные данные о противнике. [82]

«В период форсирования реки Днепр и расширения плацдарма на правом берегу, — писал в наградном листе командир 142-го гвардейского штурмового авиаполка подполковник А. П. Матиков, — командованию корпуса и наземных войск требовалась подробная информация о подходящих резервах противника.

Тов. Балабин в этой операции произвел 55 успешных боевых вылетов на разведку войск противника, давая ценные разведданные о скоплении техники и живой силы противника, которая немедленно подвергалась атакам наших штурмовиков, чем обеспечивалось продвижение наших наземных войск».

12 февраля 1944 г., выполняя боевое задание на разведку, в исключительно сложных метеоусловиях Балабин пробился к цели и доставил командованию ценные данные о противнике, за что был награжден золотыми часами командующим 7-й гвардейской армией генерал-полковником Шумиловым,

Мастером бомбардйровочно-штурмовых ударов в 190-м шап зарекомендовал себя молдаванин заместитель командира эскадрильи старший лейтенант И. У. Гринько. Так, 29 января 1944 г. при штурмовке железнодорожной станции Семь Колодезей Иван Устинович, проявив исключительное мужество и отвагу, реактивными снарядами и пушечно-пулеметным огнем зажег железнодорожный эшелон с боеприпасами и горючим. 18 апреля в районе Балаклавы старший лейтенант Гринько совершил налет с группой «илов» на артиллерийские позиции противника. В результате бомбардйровочно-штурмовых действий было подавлено 6 полевых артиллерийских и 1 зенитная батарея.

Свой боевой опыт Гринько умело передавал подчиненным, личным примером воспитывал у летчиков мужество и бесстрашие, стойкость в борьбе с немецкими захватчиками.

Большой вклад в дело укрепления оборонного могущества нашей Родины в период Отечественной войны внесли воспитанники училища Г. Я. Бахчиванджи, В. Г. Романюк, К. К. Рыков, А. П. Якимов и другие.

Особое место принадлежит выпускнику училища летчику-испытателю Григорию Яковлевичу Бахчиванджи{61}. Десятки самолетов различных конструкций испытал летчик в предвоенные годы. С каждым полетом росло его мастерство. Вскоре труд Бахчиванджи был отмечен высокой правительственной наградой — орденом Ленина.

Началась война. Защищая небо Москвы, Бахчиванджи вкладывал в свои атаки не только высокое мастерство и храбрость, но и жгучую ненависть к врагу. 65 боевых вылетов, 26 воздушных боев, 10 сбитых самолетов противника, в том числе 5 сбитых лично, — таков итог боевой работы командира особой группы истребителей капитана Григория Бахчиванджи.

В суровые военные годы, несмотря на тяжелую обстановку, наши ученые, конструкторы, инженеры настойчиво вели исследовательские работы, начатые еще задолго до войны, в рекордно короткие сроки успешно решали важные научные проблемы, от которых зависело создание новых образцов боевого оружия, целых отраслей современной техники. [84]

Конструкторский коллектив, возглавляемый В. Ф. Болховитиновым, построил самолет-истребитель с жидкостно-реактивным двигателем. К маю 1942 г. планер и двигатель реактивного первенца были готовы к летным испытаниям.

Когда возник вопрос, кому поручить летные испытания нового самолета, все выразили единое мнение: право полета на самолете следует предоставить лучшему летчику-испытателю завода капитану Бахчиванджи.

15 мая 1942 г. в глубоком гылу на одном из заводских аэродромов страны начались испытания.

— Дорогой мой, — взволнованно сказал генерал В. Ф. Болховитинов, обращаясь к летчику-испытателю, — на вашу долю выпала великая честь: первым из всех летчиков мира сделать шаг, о котором мечтал Циолковский и много других талантливых людей. Желаю вам полной удачи!

— Не подведу! — ответил Бахчиванджи.

Поднявшись по лесенке, летчик сел в кабину самолета, закрыл фонарь и попросил разрешения на взлет. Ровно в 19 часов по сигналу взлетевшей в небо зеленой ракеты он включил двигатель. Могучий рокот разнесся далеко за пределы заводского аэродрома. Провожаемый взглядами сотен глаз, самолет стремительно побежал по взлетной полосе. Послушный твердой руке опытного летчика, он оторвался от земли и начал быстро набирать высоту.

Выполнив заданный маршрут полета, Бахчиванджи повел самолет на посадку. Первый полет прошел успешно. Самолетостроители горячо поздравили летчика-испытателя, впервые совершившего полет на реактивном самолете. [85]

Так советскими людьми была открыта новая эра в развитии отечественной и мировой авиации, и свой вклад в это дело внес воспитанник Оренбургского училища Г, Я. Бахчиванджи.

Много новых самолетов испытал в период Отечественной войны воспитанник училища А. П. Якимов. Он пришел в училище по путевке комсомола. Окончив его в 1937 г., работал инструктором. В 1941 г. перешел на испытательную работу.

Одним из первых Якимов испытал опытный истребитель конструкции С. А. Лавочкина. За пять дней испытаний весной 1942 г. Алексей Петрович с напарником летчиком А. Г. Кубышкиным ввел в строй самолет-истребитель Ла-5.

Затем новое задание. Испытания истребителя конструкции А. И. Микояна. Одну за другой летчики-фронтовики получали новые грозные машины, испытанные и проверенные Алексеем Петровичем Якимовым.

Успешному решению задач, стоящих перед школой в годы войны, во многом способствовала непрерывная и целеустремленная партийно-политическая работа. Партийные и комсомольские организации воспитывали воинов в духе беспредельной преданности Родине, Коммунистической партии, дружбы народов, советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Коммунисты и комсомольцы личным примером воодушевляли воинов-авиаторов на ратные подвиги во имя Родины, на добросовестное овладение летным мастерством, воспитывали в них ненависть к фашистским захватчикам. [86]

Об одной из форм партийно-политической работы на старте в первые годы войны рассказывает выпускник училища Леонид Игнатьевич Беда. «С интересом вспоминается курсантская стартовка, которая у нас была оперативной и отражала не день, а каждый час и даже характерные минуты нашей жизни на старте. Мимо стар-товки не проходило ни одно малейшее отклонение от норм поведения и качества выполнения полета. В ней отражались перелет, недолет, высокое выравнивание, «козел», взмывание, уклонение на разбеге и пробеге, невыдерживание высоты и места разворотов при полете по кругу, срезание круга, отклонение в зоне пилотажа и другие вопросы жизни и деятельности курсанта на старте. Это делалось с такой быстротой, что не успеешь зарулить, вылезти из кабины самолета и подойти к стартовке, как уже видишь себя там. А ведь всегда чувствуешь, когда должен туда попасть, и спешишь посмотреть — есть или нет? Это нас подтягивало, так как никому пе хотелось туда попадать, а кто часто попадал, тот обсуждался на комсомольском собрании. Должен отметить ту заслугу инструкторов, что они не только учили нас летать, а были нашими воспитателями и воспитывали из нас прежде всего воинов дисциплинированных, подтянутых и исполнительных».

В школе проводились массовые мероприятия: лекции и доклады, концерты и демонстрация кинофильмов, была и художественная самодеятельность. Воины-авиаторы занимались спортом. В свободные часы проводились массовые кроссы, лыжные гонки. Частыми гостями авиаторов были артисты Ленинградского оперного театра.

Чкаловский областной и городской комитеты комсомола в период войны уделяли большое внимание шефской работе, направляя в авиационную школу лучших комсомольцев-добровольцев. Секретари и члены бюро обкома и горкома комсомола часто выступали перед курсантами авиашколы с лекциями и беседами, рассказывали о героическом труде молодежи области на фронтовой вахте.

Авиаторы школы оказывали помощь местным комсомольским организациям в военно-патриотическом воспитании молодежи, проводили занятия в кружках по изучению оружия.

Большой популярностью в госпиталях, на предприятиях города и в колхозах пользовались коллективы школьной художественной самодеятельности. [87]

Курсанты, офицеры и члены семей военнослужащих активно участвовали в субботниках и воскресниках по сбору металлолома, уборке территории заводов, монтажу оборудования эвакуированных из западных районов промышленных предприятий. В мастерских школы производился ремонт сельскохозяйственного инвентаря и техники. Воины оказывали большую помощь колхозам в уборке урожая.

В школе совершенствовались и улучшались формы обучения курсантов. В августе 1944 г. вместо переходного самолета Ут-2 стал использоваться рулежный самолет РУИл-2, на котором курсанты без прохождения дополнительной программы переходили к полетам на самолете УИл-2.

Тренировка в рулежке положительно сказалась па качестве подготовки курсантов: лучше усваивались элементы взлета и посадки, сокращалось количество отклонений на разбеге, уменьшалось время вывозной программы. Снятие с мотора АМ-38 нагнетателя дало возможность сэкономить 511 т высокооктанового авиационного топлива, так необходимого для фронта.

В ноябре 1944 г. Оренбургская школа летчиков по итогам боевой и политической подготовки заняла одно из первых мест среди вузов ВВС страны. Этот успех по времени совпал с другим замечательным событием: 6 ноября 1944 г. в торжественной обстановке школе были вручены Красное знамя и Грамота Президиума Верховного Совета Союза ССР.

В 1944–1945 гг. в школе обучались будущие летчики польских ВВС. 46 пилотов, овладев грозными «илами», влились в 1945 г. в возрождавшиеся вооруженные силы народной Польши.

В марте 1945 г. в Москве открылось совещание начальников школ и училищ ВВС Красной Армии. С докладом об итогах работы военно-учебных заведений ВВС выступил начальник вузов ВВС генерал-лейтенант авиации Иванов. Он отметил в числе лучших школ и училищ по выполнению учебного плана и Оренбургскую авиационную школу летчиков. На этом совещании выступил начальник школы генерал-майор авиации И. В. Скробук. Генерал рассказал участникам совещания о практике обучения курсантов на учебном самолете Ил-2. [88]

Дальше