Содержание
«Военная Литература»
Военная история

В боях с белофиннами

Во второй половине 1939 г. обстановка на северо-западе нашей страны резко обострилась из-за провокационной, агрессивной политики правительства буржуазной Финляндии, которое намеревалось расширить пределы Финляндии за счет Советского Союза. Эти намерения финской реакционной верхушки поддерживал ряд империалистических государств Европы. Наше правительство, обеспокоенное создавшимся положением, вынуждено было принять необходимые меры. [65] Учитывая, что финская граница проходила от Ленинграда всего в 32 км, Советское правительство предложило правительству Финляндии отодвинуть границу на Карельском перешейке за счет других территорий СССР. Но, игнорируя эти разумные предложения, финская военщина в конце ноября 1939 г. спровоцировала вооруженный конфликт.

Курсанты и командиры училища на собраниях и митингах клеймили позором зарвавшихся агрессоров. В адрес политического отдела и командования училища поступило 160 рапортов и более 250 устных заявлений, в которых авиаторы просили откомандировать их на фронт. Всего на фронт было направлено 11 офицеров и 67 сержантов.

На фронте авиаторы выдержали суровый экзамен политической зрелости, физической закалки, воинского и летного мастерства. Условия, в которых действовали советские летчики, были исключительно тяжелыми. Частые метели, густые туманы, низкая сплошная облачность затрудняли полеты, температура воздуха доходила до 40–50° ниже нуля. За три с половиной месяца боевых действий только 24 дня стояла летная погода. Несмотря на это, наша авиация принимала активное участие в боях. Всего за время боевых действий в воздушных боях было сбито 357 самолетов противника{53}. Часть из них приходится на долю воспитанников училища.

Авиаторы-оренбуржцы не только участвовали в воздушных боях, но, когда этого требовала обстановка, храбро сражались на сухопутье. В начале января 1940 г. один из советских стрелковых полков был блокирован белофиннами в районе Выборга. Командование решило доставить подразделениям полка боеприпасы и продовольствие на аэросанях. Выполнение этой задачи было возложено на офицера училища воентехника 1 ранга Н. А. Соколова, который командовал отделением аэросаней. Личный состав отделения был укомплектован посланцами училища. [66]

Загрузив машины боеприпасами, продовольствием и медикаментами, Н. А. Соколов двинулся в дальний нелегкий путь. В суровую зимнюю вьюгу и мороз наши воины провели свои машины по льду Выборгского залива под ураганным огнем противника и своевременно доставили груз блокированным подразделениям. За выполнение этого боевого задания воентехник 1 ранга Н. А. Соколов был награжден орденом Красной Звезды.

Политрук аэроузла П. В. Гречищенко, направленный в действующую армию, тоже сражался в наземных частях. В одном из боев был убит командир пулеметной роты. Политрук поднял бойцов и повел их в атаку. Коротким ударом белофинны были выбиты из важного укрепленного узла. Храбрость и решительность П. В. Гречищенко были отмечены медалью «За боевые заслуги».

Газета «Контакт» регулярно пропагандировала боевой опыт участников боев с белофиннами. В одном из номеров она опубликовала воспоминания сержанта Федора Бобылева, который имел на своем счету 45 боевых вылетов.

«Опасный участок, — писал он, — прошли благополучно, и наша девятка вышла на боевой курс. Сбросив бомбы, мы повернули обратно. На пути нас встретили 9 истребителей противника. Они заходили с тыла. Еще на дистанции 600 м я начал искать в прицеле вражеский самолет. Вот он показался. Еще секунда... Мощный треск пулемета. На второй очереди «фоккер» качнуло, потом свалило набок, и он камнем полетел вниз»{54}.

Советское правительство высоко оценило мужество, героизм и высокое боевое мастерство наших авиаторов в борьбе с белофиннами: 68 воинам Военно-Воздушных Сил было присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе воспитаннику училища майору В. В. Зеленцову. 60 воинов училища были награждены правительственными наградами. [67]

Дальше