Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава первая.

По заветам В. И. Ленина

На заре развития советской авиации

Победа Великой Октябрьской социалистической революции круто изменила судьбу нашей Родины. Народ, сбросив оковы капиталистического рабства, стал полновластным хозяином страны. Перед ним открылись неограниченные возможности для созидания новой жизни. Однако осуществлять экономические и социально-политические преобразования мешала внутренняя и внешняя контрреволюция. Непосредственным организатором вооруженной борьбы против молодого государства рабочих и крестьян выступил международный империализм.

Партия коммунистов во главе с В. И. Лениным разработала программу защиты социалистического Отечества. В ленинском учении о вооруженных силах пролетарского государства уделено большое внимание авиации. Владимир Ильич предвидел будущее воздухоплавания в XX веке, то сильное влияние, которое может оказать авиационная техника на развитие военного искусства.

Как составную часть Красной Армии Воздушный флот советским людям пришлось строить почти на пустом месте. В условиях послевоенной разрухи и постоянной военной опасности организаторская деятельность партии и В. И. Ленина направила в единое русло революционную выдержку, горячий энтузиазм и самозабвенный труд освободившегося парода. Были приняты решительные меры по становлению и развитию авиации. Только в 1918–1919 гг. по этим вопросам Совет Труда и Обороны вынес более 200 постановлений за подписью В. И. Ленина{1}. [7]

Неослабное внимание партии и В. И. Ленина к восстановлению авиационных заводов ж мастерских, чуткая забота о специалистах и рабочих способствовали созданию материально-технической базы авиации.

Уже к концу 1921 г. авиационная промышленность молодой Советской республики объединяла 15 предприятий, на которых работало 3886 рабочих{2}. Всего за годы гражданской войны было отремонтировано 1574 самолета и 1740 моторов. В то же время вновь построено 669 самолетов и 270 моторов{3}.

В. И. Ленин считал необходимым одновременно с созданием материальной базы развивать авиационную науку. По его инициативе в декабре 1918 г. был создан Центральный аэрогидродинамический институт. Владимир Ильич горячо одобрил и поддержал проекты создания ряда лабораторий, опытного аэродрома, авиационного техникума. В 1922 г. начала функционировать первая в мире Академия Воздушного флота имени профессора Н. Е. Жуковского.

Партия привлекла к разработке проблем авиационной науки и техники таких выдающихся ученых, как Н. Е. Жуковский, Б. Н. Юрьев, В. П. Ветчинкин, Н. Н. Поликарпов, А. Н. Туполев, К. Э. Циолковский, которые с первых же дней революции стали на сторону Советской власти.

В. И. Ленин, Коммунистическая партия возглавили работу и по созданию центральных учреждений Военно-воздушного флота. Первым советским авиационным органом, созданным по указанию В. И. Ленина на третий день после победы Великого Октября, явилось Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания. Его председателем был избран А. В. Можаев, солдат — летчик, коммунист с 1917 г.

В то же время формировались первые авиационные отряды. Их основу составили авиаторы и самолеты дореволюционной России, которые находились на фронтах продолжавшейся мировой войны. Отряды предстояло сосредоточить в центральных областях. Осуществить это было трудно. Из Киева и Полтавы самолеты и имущество вывозились под огнем немецких войск и петлюровских банд. 1-й авиационный парк оставил Одессу в тот момент, когда немцы входили в город. В общей сложности с фронтов было выведено более 50 истребительных, разведывательных и воздухоплавательных отрядов. В них насчитывалось около 300 самолетов 19 различных типов устаревших конструкций{4}. [8]

Это были в основном самолеты иностранного производства: разведчики типа «Фарман-30», «Сопвич» и «Ньюпор-10», истребители «Ньюпор-17» и «Нъюпор-23». Скорость их полета не превышала 135–170 км/час, а потолок — 4500–5000 м.

Молодая Советская республика испытывала крайнюю нужду в летчиках, мотористах и других специалистах. Большинство кадровых офицеров — летчиков старой русской армии оказались в лагере контрреволюции. К концу 1918 г. в составе Красного воздушного флота было 269 летчиков и 59 летчиков-наблюдателей{5}. Чтобы удовлетворить потребности создаваемой авиации в специалистах, необходимо было наладить подготовку летных кадров из народа. «...Строя новую армию, — указывал В. И. Ленин, — мы должны брать командиров только из народа. Только красные офицеры будут иметь среди солдат авторитет и сумеют упрочить в нашей армии социализм»{6}.

Проблему подготовки авиационных кадров партии приходилось решать в сложной обстановке. В начале 1918 г. страна располагала десятью летными школами. Однако семь из них находились на территории, временно занятой врагами, и были разгромлены. Единственная авиационная школа, расположенная в Москве, находилась в безопасности. С учетом сложившейся обстановки были приняты меры по восстановлению и созданию новых учебных заведений. В 1918–1920 гг. в стране уже действовало 12 авиационных школ и курсов. Энергичность и настойчивость коммунистов-руководителей в подготовке красных летчиков принесли свои плоды. Уже весной 1918 г. поднялись в небо первые советские учлеты Гатчинской авиационной школы. Широкую известность в те годы приобрели Московская, Петроградская, Киевская и Качинская летные школы. [9]

Был установлен определенный порядок комплектования летных школ. В них принимались прежде всего коммунисты, имеющие партийный стаж не менее трех месяцев. Во вторую очередь — лица по рекомендации двух членов партии, комиссара и партийной организации. Особое внимание партия большевиков обращала на политическое воспитание авиаторов. ЦК РКП (б) принял специальное постановление, в котором указывалось, что

«ввиду важности политвоспитания будущих командиров и летчиков Красного воздушного флота ЦК РКП (б) предлагает ознакомиться с состоянием партийной и политико-просветительной работы в этих школах и принять меры к усилению ее»{7}.

За годы гражданской войны школы и курсы подготовили для фронта 1100 летчиков и 240 летчиков-наблюдателей. Это были уже новые, советские кадры. Среди летчиков коммунисты на 1 декабря 1921 г. составляли более 40%{8}.

В. И. Ленин не только уделял пристальное внимание созданию авиационных школ, но и лично посещал некоторые из них{9}. Ильич интересовался бытом, жизнью и учебой учлетов. Красные военлеты, мотористы на заботу вождя отвечали любовью и уважением. В. И. Ленина избирали почетным краснофлотцем, авиатором, учлетом.

В годы гражданской войны трем авиационным отрядам было присвоено имя В. И. Ленина.

В годы борьбы с интервенцией и внутренней контрреволюцией имя В. И. Ленина для авиаторов было синонимом победы. С именем Ленина в сердцах красные военлеты успешно выполняли самые сложные задания на всех фронтах. Они провели 144 воздушных боя и сбили 21 самолет противника. Авиация совершила более 20 тыс. самолето-вылетов. На скопления войск и техники врага в его тылу красные летчики сбросили свыше 95 тыс. бомб и 9 тыс. кг агитационной литературы. Многие из авиаторов за свои подвиги были отмечены Советским правительством. Высшей награды того времени — ордена Красного Знамени удостоены 219 летчиков и летчиков-наблюдателей, 19 из них — дважды, а И. У. Павлов, П. X. Межерауп, С. А. Монастырев, Ю. И. Арватов, Я. Н. Моисеев и летчик-наблюдатель Е. М. Ухин — трижды. [10]

В огне гражданской войны формировался облик советского военного летчика, храброго, бесстрашного, умелого воздушного бойца, беспредельно преданного Родине, народу, Коммунистической партии. Вместе с тем приобретенный в боях опыт послужил основой для обучения и воспитания нового поколения авиаторов. Инструкторами в создаваемые авиационные школы и курсы назначались заслуженные красные военлеты, квалифицированные летчики. [11]

Дальше