Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Халхингольская палитра

Как выглядели боевые самолеты СССР и Японии, участвовавшие в летних боях 1939 года? Я имею в виду их окраски, камуфляжи, расположение ОЗ, бортовых номеров и других обозначений. Вопрос этот, особенно в отношении советской авиации, оказался совсем не прост, и дать на него исчерпывающе полный ответ, увы, до сих пор невозможно.

Дело в том, что в частях 57-го Особого корпуса, в том числе и авиационных, действовал строгий запрет на фотосъемку, обусловленный соображениями секретности. А на военных аэродромах категорически воспрещалось не только фотографировать, но и вообще иметь фотоаппараты. В условиях недавно прокатившейся по РККА волны репрессий желающих нарушить этот запрет и тем самым навлечь на себя обвинение в шпионаже, разумеется, не находилось.

Первые советские фотокорреспонденты Бернштейн, Темин и Трошкин прибыли на ТВД только в конце июня вместе с группой писателей и журналистов, которым предстояло наладить выпуск фронтовой газеты «Героическая красноармейская». Поэтому первые «аэродромные» съемки датируются лишь началом июля. Но и на них мы видим, прежде всего, людей, а не самолеты, которые лишь изредка присутствуют на заднем плане. Очевидно, это было вызвано все той же гипертрофированной секретностью.

К сожалению, в объективы фотокоров редко попадали «халхингольские» Р-5, И-15бис, И-153, ТБ-3 или СБ. Да и журналистские снимки «ишаков» можно буквально пересчитать по пальцам. Значительным подспорьем в деле реконструкции внешнего облика самолетов стали фотографии из «аварийных актов» авиаполков, расквартированных в Монголии, за 1939 год. На них запечатлены машины, совершившие по разным причинам вынужденные посадки, а также — разбитые или поврежденные в летных происшествиях. Однако и среди них мне не удалось найти ни одного снимка СБ с моторами М-100 или Р-5Ш.

Отдельного разговора заслуживает то, что порой можно увидеть на кино — и телеэкранах под названием «халхингольской кинохроники». Внимательный просмотр этих материалов в Российском государственном архиве кинофотодокументов позволяет сделать вывод, что к Халхин-Голу они зачастую не имеют никакого отношения.

Так, например, в этой «хронике» присутствуют истребители И-15 (не И-15бис, а просто И-15 с крылом-»чайкой»). Такие самолеты активно применялись в Испании, а вот на Халхин-Голе их никогда не было. Также нередко мелькают СБ поздних модификаций с «остроносыми» мотогондолами и тоннельными радиаторами, которые начали поступать на вооружение только в конце 1939 года.

И все же на основании архивных документов и фотографий можно сделать некоторые выводы. Истребители, прибывавшие на Халхин-Гол в ходе боевых действий, имели два типа раскрасок, применявшихся в советской авиации в конце 30-х годов. Во-первых, это серебристая (или, как вариант, — серебристо-серая) расцветка всего самолета, так называемый «камуфляж мирного времени», введенный летом 1937 года. Считалось, что такая окраска обеспечивает повышенную стойкость к атмосферным воздействиям.

И во-вторых, — зеленый защитный цвет на верхних поверхностях машины и светло-голубой — на нижних. Звезды в обоих случаях наносились сверху и снизу на крылья, а также — на борта фюзеляжа за кабиной. Есть информация, что И-16 постройки московского авиазавода №39 имели черные капоты моторов. Однако достоверных фотографий, подтверждающих, что такие машины попали на Халхин-Гол, я не видел.

Серебристо-серыми были самолеты 22-го иап, переброшенного в Монголию в конце мая. Первые же бои показали необходимость срочного изменения окраски, так как японские Ки-27 выглядели почти идентично, отличаясь лишь оттенком серого, а это могло привести к трагическим инцидентам. Среди июньских документов [53] 22-го полка есть копия заявки, адресованной «Инженеру ВВС товарищу Бугрову».

В ней сказано:

«Прошу вашего распоряжения о немедленной высылке в 22 полк специалистов, пульверизаторов и краски для камуфлирования самолетов. Помощник командира 22 полка по эксплуатации Котков» <3>.

Верхние и боковые поверхности фюзеляжей, крыльев и оперений И-16 перекрасили в зеленый цвет. При этом звезды на фюзеляжах и верхних поверхностях крыльев также были закрашены. Единственным «опознавательным знаком» на самолете при виде сверху осталась сама темно-зеленая окраска, резко контрастировавшая со светлосерой японской. При нанесении защитного цвета у самолетов 22-го полка оставили непрокрашенными широкие серые полосы, охватывающие фюзеляж между крылом и оперением. Эти полосы или кольца вокруг фюзеляжей стали отличительным признаком истребителей 22-го иап. Когда на Халхин-Гол прибыли экспериментальные И-16 с ракетным вооружением, включенные в состав 22-го полка, на них также нарисовали подобные кольца (в ряде источников говорится, что на «ракетоносцах» кольца были белые).

На хвостовом оперении И-16 обычно наносились крупные белые тактические номера, причем, встречаются как однозначные, так и двузначные цифры. Иногда одна цифра была значительно крупнее другой и (или) наносилась другим цветом (см. фото на стр. 32). Возможно, [54] одна из них обозначала номер эскадрильи в полку, а другая — номер самолета в эскадрилье.

На ряде снимков халхингольских «ишаков» видны и другие «элементы быстрой идентификации», такие как цветная верхушка киля («пилотка»), тонкая белая горизонтальная полоса на киле, белая или серебристая передняя кромка киля, цветная законцовка руля поворота и, наконец, широкие белые полосы на консолях крыла. Приказы и распоряжения, регламентирующие нанесение этих графических элементов, не сохранились, поэтому сейчас можно только догадываться, что именно они означают. Возможно, какие-то из этих символов указывали на принадлежность самолета к той или иной эскадрилье, а другими помечались командирские машины.

Нельзя не упомянуть еще об одной фотографии, помещенной на 23-й странице книги. На ней запечатлен герой Халхин-Гола Витт Скобарихин на фоне своего (а может, и не своего) И-16. На снимке хорошо видно, что истребитель [57] покрыт «пятнистым» камуфляжем, являвшимся в те времена большой редкостью в советских ВВС. К сожалению, цвета камуфляжа по черно-белому снимку определить невозможно. Быть может, этот камуфляж появился под влиянием «испанского» опыта, где наши летчики убедились, что такая окраска резко снижает заметность самолетов на фоне земли.

«Чайки», поступавшие на Халхин-Гол, поначалу ярко блестели заводской «серебрянкой». Разумеется, для войны такой демаскирующий цвет не годился. И уже в июле самолеты покрыли своеобразным замысловатым камуфляжем, состоящим из небольших, пятен, полосок, «змеек», и спиралей, густо переплетенных на первоначальном серебристом фоне. Камуфляж наносился краскопультом и без трафаретов, поэтому каждая машина выглядела индивидуально. Серебристыми оставались нижние поверхности, а на некоторых самолетах — еще и верх нижнего крыла. Тактические номера красного цвета рисовали на рулях поворота.

Точно так же красили транспортные «Дугласы» и скоростные бомбардировщики, хотя встречались и некамуфлированные светло-серые СБ. ТБ-3, судя по единственной сохранившейся «халхингольской» фотографии, помещенной на стр. 54, были стандартного для этого типа машин темно-зеленого цвета с голубым низом.

В ряде изданий (например, журнале «Авиация и космонавтика» выпуск 22 за 1996 г.), встречается рисунок халхингольской «Чайки» с камуфляжем широкими зелеными полями на серебристом фоне и красным двузначным тактическим номером на борту фюзеляжа. В том же журнале сообщалось, что данная окраска восстановлена по воспоминаниям ветерана 56-го иап И. П. Бакшеева. Сложно судить, насколько эта реконструкция соответствует действительности, во всяком случае, ни одного фотоснимка «Чайки» с подобным камуфляжем мне не известно.

Еще больше сомнений вызывает рисунок «Чайки» из книги «Самолетостроение в СССР (1917–1945)» <22>, также отнесенный авторами к периоду боев на Халхин-Голе. Зеленая раскраска с голубым низом, ярко-красным капотом и таким же рулем поворота не подтверждается вообще ничем. Напротив, опять же судя по фотографиям, зелено-голубые И-153 появились в советских авиаполках, размещенных в Монголии, только летом 1940 года.

«Халхингольская» окраска И-15бис была не менее оригинальна, чем у «Чаек». Основываясь на нескольких имеющихся у меня фотографиях, две из которых помещены на соседней странице, можно сказать, что стандартный зелено-голубой камуфляж «бисов» был (скорее всего, уже в ходе боевых действий) дополнен разводами какого-то третьего цвета, более темного, чем голубой, но более светлого, чем защитно-зеленый. Эти же разводы и полосы, нанесенные краскопультом, переходят на стойки и обтекатели колес шасси. О том, что это за краска, сказать сложно. Наиболее вероятен светло-зеленый (смесь защитно-зеленого с белилами), сине-зеленый (смесь зеленого с голубым) или серый цвет, подобный тому, который использовался для окраски интерьеров кабин и прочих «внутренностей» самолетов. Менее вероятен коричневый или песочный, поскольку краски таких цветов в 1939-м еще не применялась в ВВС и РККА, а следовательно и достать ее на отдаленных монгольских аэродромах было просто негде.

К сожалению, ни на одном из доступных мне фотоснимков не видны хвосты И-15бис, на которые обычно наносили тактические номера. Нельзя также утверждать с уверенностью, что вышеописанным способом окрашивались все «бисы», воевавшие на Халхин-Голе.

В дополнение к сказанному надо отметить, что никаких обозначений воздушных побед на советских самолетах, участвовавших в боях 1939-го года, не наносилось.

Перейдем к описанию окрасок и обозначений самолетов противника. Опознавательным знаком японских ВВС тогда, как и сейчас, являлся красный круг «хиномару» — символ восходящего солнца. В 1939-м круги наносили только на крылья сверху и снизу.

Наиболее массовый японский боевой самолет, воевавший на Халхин-Голе, — истребитель Ки-27. Три полка этих истребителей — 1-й. 11-й и 24-й — сражались практически всю войну, позже к ним присоединился 64-й, а уже «под занавес» — 59-й сентай.

Все Ки-27 в описываемый период целиком окрашивались в бледный светло-серый цвет с легким зеленоватым оттенком (нашими летчиками он на расстоянии порой воспринимался как белый). Эту «малоинтересную» расцветку заметно украшали различные графические элементы, обозначавшие принадлежность к полкам и эскадрильям, должность пилота (комполка, комэск), а также индивидуальные эмблемы. Большинство авиаполков имело свои символы или эмблемы, наносившиеся на все их самолеты.

У 1-го сентая роль такого символа играла цветная окраска рулей высоты и руля поворота, причем, 1-й чутай имел черные рули, второй — красные, а третий — зеленые.

Эмблемой 11-го сентая была диагональная стрела-молния на вертикальном оперении; у 1-го чутая — белая, у 2-го — красная, а у 3-го — желтая.

Самолеты 24-го сентая выделялись горизонтальными полосами на киле и руле поворота: на киле — две широкие полосы, а на руле — четыре узкие (т. e. 2 и 4 = 24). Цвета полос по эскадрильям были те же, что и у 11-го сентая.

59-й сентай щеголял длинными зигзагообразными молниями, нарисованными вдоль фюзеляжей от хвостового оперения до передних кромок кабин. Молнии дополняли белые кольца вокруг хвоста фюзеляжа у передней кромки киля. У 1-го чутая молния зеленого цвета, у 2-го — черная или синяя и у 3-го — желтая.

Наконец, истребители 64-го сентая помечались стилизованной фигуркой орла красного цвета под задней частью фонаря кабины (первоначально — индивидуальная эмблема командира полка Татео Като) и таким же, как и у 59-го сентая, белым кольцом вокруг фюзеляжа. Кроме того, 1-й чутай носил три узких белых кольца на фюзеляже ближе к кабине, 2-й — три красных, а 3-й — окрашенную в черный цвет нижнюю треть руля поворота.

На самолетах командиров сентаев полагалось рисовать диагональные полосы на крыльях. Цвета полос соответствовали цветам эскадрилий данного полка. Машины командиров чутаев обозначались вертикальными либо диагональными кольцами вокруг хвостовой части фюзеляжа, причем цвет кольца совпадал с цветом эскадрильной эмблемы (белые кольца для контраста имели черную или красную обводку).

Иногда вышеописанная символика дополнялась нерегламентированными декоративными элементами, например, цветными обечайками капотов или обтекателями стоек шасси. Так, некоторые самолеты 1-го чутая 11-го истребительного [58] сентая. судя по описаниям, отличались, помимо официальной эскадрильной эмблемы (белой молнии), еще и красными обтекателями стоек шасси, за что японские журналисты прозвали их «красноногими соколами».

Известны также случаи нанесения на самолеты иероглифических надписей или отдельных иероглифов, причем последние, как правило, обозначали фамилию летчика. А фотоснимок сбитого Ки-27, приведенный на данной странице — единственное свидетельство того, что индивидуальными обозначениями японских авиаторов могли быть не только иероглифы, но и довольно сложные живописные изображения.

Крайне редко японские летчики на Халхин-Голе рисовали на своих самолетах отметки воздушных побед в виде маленьких красных пятиконечных звездочек, размещая их на левом борту фюзеляжа под задней частью фонаря кабины. По фотоснимкам известны всего два истребителя с такими отметками, на одном из которых летал командир чутая капитан Кендзи Симада, а на втором старший сержант Хиромичи Синохара. [59]

Разведчики Ки-15 и легкие бомбардировщики Ки-30 из 10-го сентая сверху покрывались двухцветным камуфляжем, состоящим из зеленого и светло-коричневого цветов. Нижние поверхности оставались светло-серыми. На Ки-15 никаких полковых обозначений не было, а на Ки-30 наносили две белые горизонтальные полосы в верхней части вертикального оперения.

Ки-15 и Ки-36 из 15-го сентая так же, как и истребители, красили в светло-серый цвет и маркировали двумя горизонтальными полосами в верхней части руля поворота (1-й чутай — белые полосы, 2-й — красные, 3-й — желтые). Точно так же выглядели Ки-30 из 16-го сентая, с той только разницей, что у них «эскадрильные полосы» охватывали не только руль поворота, но и киль. Ки-15 из 29-го сентая тоже были светло-серыми, а единой полковой эмблемой являлся желтый иероглиф, вписанный в окружность и нанесенный в центре руля поворота.

Легкие бомбардировщики Ки-32 из 45-го и 65-го сентаев покрывали те же цвета, что и самолеты 10-го полка. Единых полковых эмблем на них не было, а эскадрильные обозначения представляли собой горизонтальные контурные ромбы, стилизованные изображения птиц, гор и цветов сакуры. Все это изображалось белой, красной или желтой красками на вертикальном оперении.

Двухмоторные «Фиаты» BR.20 были окрашены (еще в Италии) в трехцветный камуфляж большими полями желтой охры, темно-зеленого и темно-коричневого цветов с серебристыми нижними поверхностями крыльев, фюзеляжа и оперения. Полковыми эмблемами 12-го бомбардировочного сентая были белые японские иероглифы на шайбах килей, причем каждому из трех чутаев присваивался свой иероглиф.

И, наконец, «тяжелые» Ки-21 из 61-го сентая подобно большинству своих современников несли светло-серую окраску на всех поверхностях. Знаком части была тонкая диагональная полоска на вертикальном оперении: желтая — у 1-го чутая, синяя — у 2-го и красная — у 3-го. [60]

Дальше