Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава XXII.

Война на море

Значение географических условий

Схема 90

В начале войны и в течение 1914 г. война на море происходила между флотами Антанты и флотами Центральных держав, к которым присоединилась и Турция в ноябре 1914 г.

В силу географических условий главные силы русского флота, находившиеся в Балтийском и Черном морях, лишены были возможности выхода из этих морей, а следовательно, не могли сотрудничать с флотами своих союзников — англичан и французов. В таком же положении находился и австрийский флот по отношению к Германии. Русский флот в Балтике закупоривался германским флотом, а в Черном море — укреплениями Босфора и Дарданелл; австрийский флот в Адриатике был заперт соединенным англофранцузским флотом.

В свою очередь германский флот, кроме отдельных кораблей, не мог проникнуть в Атлантический океан, так как туда выводили только три дороги: Дуврский пролив — шириной в 20 миль, пролив между Шетландскими и Оркнейскими островами — шириной в 40 миль и, наконец, достаточно широкий проход между Шетландскими островами и Норвегией — шириной в 200 миль, — все эти дороги преграждались прямо или косвенно английским флотом. Поле деятельности германского военного флота ограничивалось поэтому южной частью Северного моря.

Эти условия приводили к тому, что флот Антанты в 1914 г. делился на две группы: а) главные силы, состоявшие из английского и французского флотов, и б) русский флот, задержанный в Балтийском и Черном морях. Морские силы Центральных держав также делились на две части: а) флот Германии в Северном и Балтийском морях, скованный более сильным английским флотом, и б) флоты Австрии и Турции, запертые в Адриатике и в Эгейском море, причем турецкий флот вел в Черном море борьбу с русским Черноморским флотом.

Владея многочисленными военно-морскими базами, англичане и французы занимали господствующее положение на морях и на [334] океанских путях и ревниво охраняли их от возможных покушений германцев перервать эти пути крейсерской войной.

Расценивая оперативное значение морских театров войны, нужно указать, что основным театром было Северное море, где разыгралась борьба между Англией и Германией, борьба же на Балтийском и Средиземном морях имела второстепенное значение.

В период до начала войны у англичан имелись данные, что германское морское командование предполагало нанести удар английскому флоту перед самым объявлением войны, как это было сделано японцами в отношении русского флота Порт-Артура в январе 1904 г. С другой стороны, имелись сведения о том, что и лорд английского адмиралтейства Фишер предлагал уничтожить германский флот внезапным нападением, даже вовсе не объявляя войны. Таким образом, в своих агрессивных намерениях империалисты обеих сторон не уступали друг другу.

Германский план морской войны

План германских морских операций в Северном море определялся директивой Вильгельма, которая целью операций ставила нанесение потерь британскому флоту путем нападения на его корабли, несущие дозоры или блокирующие Гельголандскую бухту, или же миннозаградительные, операции у английских берегов, а также и наступательные действия подводных лодок. Все это должно привести английский флот путем нанесения ему потерь к равенству с германским, после чего германские силы должны будут вступить в решительный бой с английским флотом. Кроме того, германские планы предусматривали крейсерские операции на морских путях противника.

Английский план морской войны

Английский план морской войны намечал дальнюю блокаду германского флота в Гельголандской бухте, для чего главные силы британского флота должны были базироваться на пролив Скапа-Флоу у Оркнейских островов, отстоящий от Гельголанда на 475 миль. Поражение германского флота не рассматривалось как первая цель войны, но первой задачей было прикрытие перевозки во Францию английской армии. Общая задача английского флота заключалась в обеспечении непрерывных сообщений Англии с ее колониями и заморскими государствами.

Задачи русского и французского флотов

Русский флот в Балтийском море был подчинен командующему 6-й армией и получил задачу оборонять побережье Финского залива и тем самым обеспечить от нападения с моря столицу Петроград. Такие же оборонительные задачи по отношению к побережью Черного моря получил Черноморский флот, но с подчинением его верховному командованию.

На французский флот возлагалось обеспечение морских путей, связывающих Францию с Северной Африкой, а часть крейсеров [335] охраняла подступы с севера к Ла-Маншу. В то же время для обеспечения морских интересов Англии в Средиземном море у острова Мальты, сильной военно-морской базы, была сосредоточена английская крейсерская эскадра. Кроме того, часть английских крейсеров охраняла морские пути в Тихом и Атлантическом океанах.

Мобилизация флотов

Флоты обеих сторон выполнили планомерно свою мобилизацию.

Германский флот был предупрежден о возможности войны еще 5–6 июля, а 20 июля последовало предупреждение о том же крупных германских судовладельческих торговых компаний с указанием, что 23 июля, когда должна была быть вручена Сербии австрийская нота, нужно ожидать военных осложнений. Это лишний раз подчеркивает то, что германское правительство уже заранее ориентировалось на войну, несмотря на уверения в своем миролюбии. К 25 июля германский флот был возвращен в свои порты, после чего приступил к мобилизации.

Получив сведения о возвращении германского флота, английское адмиралтейство 26 июля приказало своему флоту оставаться в той боевой готовности, какая была во время только что закончившихся маневров.

К этому времени все английские морские силы состояли из трех флотов: первый флот, полностью укомплектованный, состоял из самых новых и лучших кораблей, в состав второго и третьего флотов входили старые корабли с уменьшенными против штата командами. Первый флот был переименован в Гранд-Флит из 24 дредноутов и линейных крейсеров, 21 легкого крейсера и 42 эскадренных миноносцев и лидеров и находился под командой адмирала Джелико, его помощником был адмирал Битти. Фактически флот управлялся первым лордом адмиралтейства Черчилем, очень способным штатским человеком, окруженным большим числом всяких советников.

У германцев главными силами, носившими название «Флот открытого моря», командовал адмирал Ингеноль, его помощником был адмирал Хиппер. Вездесущий, взбалмошный Вильгельм осуществлял общее управление флотом, имея при себе советником морского министра Тирпица. «Флот открытого моря» состоял из 17 дредноутов и линейных крейсеров, 16 легких крейсеров и 89 эскадренных миноносцев.

5 августа все германские подводные кабели были перерезаны англичанами.

Операции в Северном море

Уже 4 августа, за несколько часов до объявления войны, вышел германский минный заградитель «Кенигин Луизе» и стал разбрасывать мины к востоку от Харвича, но был утоплен английскими миноносцами, а 6-го на этих минах подорвался английский минный крейсер. Морская война в Северном море началась. В дальнейшем германское морское командование постепенно создало минное поле вдоль восточного побережья Англии, особенно в районе устья [336] р. Темзы и в районах предполагаемых путей английского флота, не забывая и берегов Ирландии, заградив минами в то же время подступы к Гельголандской бухте.

Английский флот в долгу не остался. Одним из первых мероприятий было объявление Северного моря военной зоной, где были указаны для торгового плавания специальные пути, вне которых британские суда устанавливали подводные мины как у своих берегов, с целью уберечь последние от подхода к ним германских военных кораблей, так и у выходов из Гельголандской бухты, на вероятных путях германского флота и вдоль германских берегов а также поперек Ла-Манша, прикрывая этим сообщения Англии с континентом.

Первый сравнительно крупный бой между англичанами и германцами произошел у Гельголанда 28 августа. К этому времени британские подводные лодки, неся дозор у Гельголандской бухты, получили подробные сведения о расположении германских легких сил. Англичане с целью прикрыть свою высадку у Остенде, решили произвести поиск крейсерами, эскадренными миноносцами и подводными лодками, имея в виду в случае надобности поддержать их Гранд-Флитом.

Однако дело до этого не дошло, так как германский «Флот открытого моря» не получил разрешения выйти в море. В этом первом морском бою англичане потеряли 32 чел. убитыми и 55 ранеными, в то время как германский флот потерял 3 крейсера, 1 эскадренный миноносец и 1238 чел. убитыми, ранеными и пленными. Превосходство в силах англичан в этом бою было настолько подавляющим, что нельзя было сомневаться в его исходе.

3 ноября германская крейсерская эскадра под командой адмирала Хиппера впервые обстреляла английское побережье в районе Ярмута, после чего германское командование решило, подвергнуть бомбардировке Хартлпуль, Скарборо и Уитби линейными крейсерами. Англичане знали о выходе германских крейсеров в море и перехваченных и расшифрованных радиограмм и решили выйти частью сил в тыл германцам и отрезать их от Гельголанда.

15 декабря Хиппер вышел в море с 9 крейсерами (из них 5 линейных), а за ними в поддержке следовали и главные силы «Флота открытого моря» под командой Ингеноля. Несмотря на бурную погоду, вынудившую германцев часть легких сил вернуть назад, германские линейные крейсеры открыли огонь по Хартлпулю, Скарборо и Уитби.

Как только англичане узнали о бомбардировке, они тотчас же направили к Гельголанду оставшиеся силы Гранд-Флита. Таким образом, английский флот следовал по частям против соединенного германского флота, что давало немцам возможность разбить английский флот по частям. Однако после нескольких стычек между эскадренными миноносцами сторон оба флота 16 сентября разошлись, и немцы вернулись в Гельголандскую бухту.

Сражение у Гельголанда 18 августа, когда германцы понесли крупные неоправданные потери, и в особенности события 15 и 16 декабря вызвали в правящих морских кругах Германии сильное [337] разочарование. «Ингеноль, — писал Тирпиц, — держал судьбу Германии в своих руках; я горю от негодования, когда думаю об этом».

Из успешных действий подводных лодок обращает на себя внимание атака германской лодки «U9» английских старых крейсеров «Абукир», «Хог» и «Креси» 22 сентября утром. Эта катастрофа произошла исключительно вследствие непредусмотрительности командиров упомянутых английских кораблей, в результате которой погибло 62 офицера и 1397 чел. команды.

В общем в 1914 г. в Северном море решающих столкновений между британским и германским флотами не произошло, а все ограничивалось постановкой минных полей и операциями подводных лодок, в первое время успешных, в силу неподготовленности к борьбе с ними.

Операции в Балтийском море

На Балтийском море русский флот придерживался оборонительных действий в Финском заливе, на укрепленной минными заграждениями с береговыми батареями на флангах позиции по линии мыс Поркалауд, остров Нарген, Ревель. Главные силы флота находились в Ревеле.

Германскими силами в Балтике, состоявшими из 7 легких крейсеров, подкрепляемых в разное время старыми кораблями, командовал принц Генрих Прусский. Против них русские имели 4 линейных корабля (дредноутного типа), 4 броненосных крейсера и значительное количество кораблей невысокой боевой ценности. Вследствие сравнительной слабости сил в Балтике германцы были вынуждены ограничиться здесь демонстративными набегами на Либаву и к Финскому заливу.

Уже 2 августа германцы поставили мины у Либавы, и обстреляли город. В последующем германцы заминировали выходы из Балтийского моря в Северное, что вместе с минными полями, поставленными датчанами, закрыло возможность проникновения британского флота в Балтику, между тем как германский флот имел для этой цели собственный путь — Кильский канал.

26 августа на камни выскочил германский легкий крейсер «Магдебург», причем в руки русских попали шифры, что в дальнейшем дало возможность русским и англичанам быть в курсе всех германских радиопередач.

11 октября понесли чувствительную потерю и русские, потеряв торпедированный германской подводной лодкой крейсер «Баян». Одновременно с этим в Балтику прибыли две британские подводные лодки большого радиуса действий, что явилось существенной помощью для русского флота, так как они являлись постоянной угрозой для немцев.

В ноябре германцами была предпринята попытка вновь бомбардировать Либаву. При этой операции погиб германский броненосный крейсер «Фридрих-Карл», попавший на русское минное заграждение. [338]

Конец 1914 г. прошел большей частью в миннозаградительных операциях, причем мины широко разбрасывались в районах традиционных морских путей. Этим занимались и немцы и русские, что привело к потере значительного количества торговых судов.

Операции в Средиземном море

В начале войны в Средиземном море находились новейший германский линейный крейсер «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау». Французское командование, которое по соглашению с англичанами должно было руководить операциями в Средиземном море, не имело ни одного крейсера, который мог бы выдержать соревнование с «Гебеном».

Британские силы в этот период были разбросаны, находясь в Александрии, в Дураццо и у острова Мальты. По плану действий в Средиземном море, у Мальты должны были соединиться англофранцузские силы для дальнейших совместных операций против флота Центрального союза.

Первые операции были предприняты против «Гебена» и «Бреслау» с целью обеспечения переброски из Алжира 19-го корпуса во Францию. Одновременно с этим нужно было сковать австрийский флот в его базах в Адриатике.

Вследствие отсутствия должной энергии со стороны французского морского командования и попустительства англичан, «Гебену» и «Бреслау» была предоставлена возможность после обстрела берегов Алжира прорваться в Дарданеллы, куда они и прибыли 10 августа.

Прибытие «Гебена» и «Бреслау» в Турцию и зачисление их в строй турецкого флота, что турецкое правительство мотивировало покупкой их, много подвинуло вперед вопрос о выступлении Турции на стороне Центрального союза и привело Антанту к необходимости держать у Дарданелл крупные силы на случай выхода из проливов «Гебена».

16 августа французским флотом предпринята была демонстрация у Далматинского побережья; при этом был утоплен австрийский крейсер «Зента», но в общем в Адриатике союзники ограничивались мелкими операциями, так как австрийский флот избегал решительной встречи.

Вступление в войну Турции было ускорено влиянием прибывших на «Гебене» и «Бреслау» германских офицеров во главе с адмиралом Сушоном.

Когда 1 ноября началась война Антанты с Турцией, адмиралу Кардену, командовавшему соединенными англо-французскими силами у Дарданелл, было приказано обстрелять внешние форты при входе в Дарданельские проливы. Успех бомбардировки в общем был ничтожным, но указал туркам слабые стороны обороны проливов, что привело к усилению укреплений, а это в будущем создало союзникам большие трудности при попытках форсировать проливы в 1915 г.

Действия подводных лодок показали их полезные возможности и в Средиземном море, где австрийская лодка атаковала 21 декабря [339] французский дредноут «Жан Барт», вывела его из строя на 4 месяца, а раньше, 13 декабря, английской подводной лодкой, проникшей в проливы, был подорван и погиб турецкий броненосец «Мессудие». Таким образом, в практике подводной войны лодки показали себя на морях в первый период войны могущественным элементом нападения на корабли военного флота.

Операции на Черном море

Мы уже говорили о том, что прибытие германских кораблей «Гебена» и «Бреслау» подтолкнуло турецкое правительство к выступлению на стороне Центрального союза. Турецкое правительство затягивало свое выступление, желая определить, к какой стороне выгоднее присоединиться, а тем временем полнее закончить свои военные приготовления.

Между тем Сушон, по согласовании вопроса с главой германской миссии в Турции генералом Лиманом фон-Сандерсом, выработал план нападения на русские черноморские берега, состоявший в том, чтобы бомбардировать Севастополь и стоявший там русский флот, с одновременным минированием севастопольской бухты, обстрелять Новороссийск, Феодосию, заминировать Керченский пролив и произвести нападение на Одессу.

Русский флот на Черном море состоял из 7 старых кораблей, 2 легких крейсеров, 18 эскадренных миноносцев и 6 подводных лодок. Большинство кораблей было неисправно, но артиллеристы были обучены хорошо. Ни один корабль по скорости хода и по мощности артиллерии не мог равняться «Гебену», последний был как бы хозяином положения в Черном море.

29 октября германо-турецкие корабли без объявления войны появились у назначенных по плану пунктов.

В Одессе была потоплена старая канонерская лодка «Донец».

В 6 ч. 30 м. в этот же день «Гебен» подошел к Севастополю, где был в две линии расположен русский флот, по которому и открыл огонь. Попаданий по кораблям не было, хотя положение было в высшей степени опасное, так как тут же стояли минные заградители с полным запасом мин. Во время обстрела «Гебен» прошел по краю крепостного минного поля, но в этот момент электропровода были разомкнуты, и «Гебен» благополучно избег опасности; попадания с береговых батарей заставили немцев удалиться в море. Здесь с ними встретился транспорт «Прут», утопленный после обстрела «Гебеном» своей командой. Операции у Феодосии, Новороссийска и постановка мин в Керченском проливе были выполнены так же безнаказанно, причем у Новороссийска было уничтожено 14 коммерческих пароходов и большие запасы нефти, а в Керченском проливе в тот же день подорвались два парохода.

В общем операции германо-турок носили не серьезный характер, а являлись провокацией с целью вызвать царское правительство на войну, чего последнее само добивалось, будучи сдерживаемо своими союзниками. 1 ноября русское правительство, воспользовавшись нападением турок, объявило Турции войну. [340]

Сушон, считая лучшим средством действий нанесение ущерба русским без открытой встречи с русским флотом, избегал риска своими кораблями. Однако 18 ноября около полудня у берегов Крыма в тумане «Гебен» и «Бреслау» наткнулись на русскую эскадру, состоявшую из старых линейных кораблей. Германские корабли, имея преимущество в ходе, поспешили уйти.

В дальнейшем операции на Черном море выражались главным образом в попытках русского флота прервать доставку туркам угля в Константинополь из копей в Зунгулдаке, что привело к угольному голоду в турецкой столице, а затем к постановке большого количества минных заграждений у Босфора, на которых 26 декабря подорвался «Гебен», что вывело его из боевой работы до конца апреля 1915 г., передав на это время безраздельное господство в Черном море русскому флоту.

Крейсерская война в океанах

В Тихом океане Германия располагала отрядом из 5 крейсеров под командой адмирала Шпее, базировавшимся на Циндао.

Уже 7 июля Шпее, находившийся у Каролинских островов, получил извещение о возможности войны. После вступления в войну держав, в том числе и Японии, положение его эскадры стало неблагоприятным, вследствие нахождения в Тихом океане крупных сил противников.

13 августа Шпее решил увести свою эскадру из, столь опасной для нее зоны в Атлантику, в обход Южной Америки с юга, выделив два легких крейсера — «Эмден» и «Нюренберг», первый — для операций на торговых путях англичан в Индийском океане, а второй — для предупреждения германских угольных транспортов о местонахождении эскадры.

Так как по пути пришлось выделить для каперских операций еще и крейсер «Лейпциг», то Шпее назначил пунктом сбора своих сил остров Пасхи, куда также направился из Атлантики и легкий крейсер «Дрезден». 18 октября, после соединения эскадры, Шпее направился дальше, приближаясь к Чилийскому побережью, куда навстречу ему спешила британская эскадра адмирала Кредока в составе 2 старых броненосных крейсеров, легкого крейсера и вооруженного торгового парохода.

Английская эскадра была намного слабее немецкой. 1 ноября перед вечером обе стороны вступили в бой у Коронеля (на чилийском берегу южнее Вальпараисо). Во время боя выявилась лучшая выучка германских артиллеристов. Около 21 ч. 30 м. бой закончился поражением англичан, которые из 4 кораблей потеряли 2 («Гуд-Хуп» и «Монмот»), при этом погиб и адмирал Кредок. Германские корабли получили только 6 попаданий, а английские — около 60: такова была разница выучки команды у германцев и у англичан. Весь бой продолжался со времени открытия огня только 50 минут.

Исход боя у Коронеля сильно подорвал престиж британского флота, хотя он и предопределялся слабостью сил англичан в сравнении [341] с немцами, а также степенью подготовки личного состава. Британское адмиралтейство решило взять реванш, направив новые подкрепления в виде двух линейных крейсеров под командой адмирала Стерди к Фалклендским островам, откуда англичане должны были направиться на поиски Шпее. Только 7 декабря Стерди прибыл в указанное ему место.

Тем временем Шпее после короткой стоянки в Вальпараисо пополнил угольные запасы и решил прорваться домой в Северное море. Никаких сведений о новых силах британского флота, направленных на поиски его, Шпее не имел, а потому его эскадра неосторожно приблизилась 8 декабря к порту Стенли на Фалклендских островах, где и застала англичан стоящими в порту на якоре. Однако германцы упустили удобный момент для нападения во время выхода англичан в море и стали уходить.

Соотношение сил и скорости хода теперь было на стороне англичан. В 13 ч. 30 м. начался бой, к 18 час. он закончился поражением германской эскадры и гибелью самого Шпее. Этот бой разыгрался между кораблями, не равноценными по качеству; сами англичане пишут о нем, как о бое между «гигантами и карликами». Из 5 германских кораблей эскадры Шпее удалось ускользнуть лишь легкому крейсеру «Дрезден», который был потоплен только в 1915 г.

Между тем в Атлантическом и Тихом океанах находились отдельные германские крейсеры, крейсеровавшие на торговых путях Антанты. Против этих германских кораблей действовали большей частью старые, тихоходные английские корабли. Постепенно германские корабли уничтожались англичанами.

Приводим наиболее интересные действия германских крейсеров. Легкий германский крейсер «Карлсруе» захватил 17 британских и 1 голландское судно, но в конце концов погиб от внутреннего взрыва.

Более всего доставили англичанам хлопот германские крейсеры «Кенигсберг» и «Эмден», в особенности первый, который был быстроходнее всех английских кораблей, охотившихся за ним. Что может сделать предприимчивый командир, служит пример «Кенигсберга», который привлек на себя 1 линейный крейсер, 9 легких крейсеров, 2 монитора и большое число вспомогательных судов, которые в конце концов загнали его в устье р. Руфиджи (на восточном берегу Африки) и здесь перекидным огнем с мониторов уничтожили.

Как мы уже знаем, легкий крейсер «Эмден» был выделен в свое время из эскадры адмирала Шпее для крейсерства в Индийском океане. Англичане не имели никакого понятия о местонахождении этого крейсера. В общем «Эмден» захватил 23 коммерческих парохода и привлек на себя 10 крейсеров английских, французских, японских, а также и русский крейсер «Жемчуг».

Пути «Эмдена» проходили в районе Малайского архипелага, Бенгальского залива, Индийского океана; отсюда «Эмден», поставив в целях маскировки четвертую трубу, подошел к Пенангу в Малакском проливе, где утопил беспечно стоявший русский крейсер «Жемчуг [342] «, вернувшийся с поисков «Эмдена» у Никобарских островов, а также французский эскадренный миноносец. Отсюда он пошел к Кокосовым островам, где его поджидала гибельная встреча с австралийским легким крейсером «Сидни». 9 ноября после трехмесячного каперства «Эмден» был расстрелян «Сидни» у Кокосовых островов.

Еще небольшое беспокойство англичанам причинили германские вспомогательные крейсеры «Кронпринц Вильгельм» и «Принц Эйтель Фридрих». Оба эти судна были интернированы в марте 1915 г. Вместе с устранением этих кораблей первый период крейсерских операций на торговых путях закончился. Убытки, понесенные англичанами, достигли 6691000 фунтов стерлингов, при общей ценности всех судов с грузами в 1 миллиард фунтов. Таким образом, потери английской торговли выразились в 0,66%. Крейсерская война не оправдала возлагавшихся на нее германцами надежд. Морские пути Англии и Франции стали временно безопасными, впредь до организации действий подводных лодок, которая послужила в дальнейшем к продолжению войны.

Борьба в колониях в 1914 г.

Одновременно с началом войны на европейском континенте возникла борьба и в колониях. Война, порожденная империалистическими отношениями «между великими державами, т.-е. борьбой за раздел добычи, за то, кому скушать такие-то колонии и мелкие государства» (Ленин, Соч., т. XIX, стр. 280), не могла оставить в стороне колоний, хотя будущая принадлежность их могла быть решена победителями в Европе.

Одновременно с ликвидацией германской базы в Циндао Антантой при содействии Японии были захвачены все колониальные владения Германии на Тихом океане.

Кроме владений на Тихом океане, Германии принадлежали обширные колонии в Африке: Того, Камерун, германская Юго-западная Африка и германская Восточная Африка. В этих африканских колониях борьба за обладание ими началась одновременно с открытием военных действий в Европе.

В 1914 г. англо-французы овладели только одной германское колонией в Африке — Того, площадью около 60 000 кв. км на берегу Гвинейского залива. В г. Камине находилась мощная германская радиостанция, связанная с радиостанцией у Берлина и прочими радиостанциями в африканских колониях.

7 августа был высажен англо-французский десант, который во взаимодействии с концентрическим наступлением французских отрядов из Дагомеи к 26 августа 1914 г. овладел Каминой, чем закончились операции в Того.

Что касается прочих германских колоний в Африке, то начавшиеся в 1914 г. операции продолжались и в последующие годы, борьба в Юго-западной Африке завершилась в 1915 г., а в прочих колониях — в 1916 и 1918 гг. [343]

Дальше