Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава II.

Материальные ресурсы воюющих сторон

Краткая народнохозяйственная характеристика сторон

Энгельс в своей работе «Анти-Дюринг» в разделе «Теория насилия» говорит: «Победа той или иной силы зависит от производства оружия, а это последнее, т. е. оружие, в свою очередь от производства вообще, следовательно, от экономического могущества».

Дальше он развивает это положение и поясняет, указывая, что «ничто не зависит в такой степени от экономических условий, как именно армия и флот. Вооружение, состав, организация, тактика и стратегия находятся в зависимости от данной степени развития производства. Одним словом, сила всегда и везде одерживала победу не иначе, как при помощи экономических условий и средств, без которых эта сила перестает быть силой».

Ленин, развивая это высказывание Энгельса, говорит: «в современной войне... экономическая организация имеет решающее значение». Вот почему мы, прежде чем обратиться к изложению планов войны и военных операций, обязаны оценить стороны в экономическом отношении.

Германия

Германия занимала срединное положение в Европе, и ей приходилось вести войну на два фронта, т. е. против России и против Франции; Австрия была союзницей.

Срединное положение Германии приводило к опасности блокады, правда, неполной, так как с юга к ней примыкала Швейцария, с запада — Голландия, а с севера — Дания, Швеция и Норвегия. Вот эти нейтральные страны давали Германии некоторую отдушину, через которую она могла кое что получить извне, но в самом ограниченном количестве.

Надо отметить, что Германия вступила в войну как страна, обладавшая более совершенным техническим оборудованием, потому что ее индустрия развилась позднее других стран, ее орудия производства были передовые. Промышленный базис позволял Германии при помощи вновь изобретенных способов восполнить [17] до некоторой степени недостаток необходимого сырья как для армии, так и для гражданского населения.

Самым уязвимым местом в Германии был продовольственный вопрос, так как в сельском хозяйстве преобладало не хлебопашество, а животноводство и производство технических культур, на развитие которых уходила значительная доля сельскохозяйственной продукции. В общем перед войной дефицит продовольственных продуктов Германии равнялся 1/6. Это обстоятельство принуждало Германию вести кратковременную войну за счет накопления некоторых запасов и ставило ее в тяжелое положение при войне продолжительной, при войне затяжной. Надо иметь в виду ещё и то обстоятельство, что германская промышленность зависела в большой степени от ввоза в Германию сырья. Блокада ставила Германию в тяжелое положение, так как от ввоза сырья, от внешних рынков зависело существование кожевенной, текстильной, резиновой промышленности, получение цветных металлов, нефти, удобрений для полей и пр.

Таким образом, ухудшение общих связей с зарубежными странами как в продовольственном отношении, так и в отношении сырья, могущего быть использованным в целях войны, особенно затяжной, вело Германию к сокращению производства. Конечно, мы должны принять во внимание и то, что Германия могла пополнить свои недостатки за счет противника. Ведя наступательную войну, Германия могла овладеть районами Бельгии, богатыми железом и углем, могла в дальнейшем овладеть во Франции рудными районами Бетен или Брие, наконец, Германия могла поправить свое продовольственное положение за счет западных областей России. Таким образом, у Германии могли быть надежды на улучшение своего хозяйства вообще, но только лишь в случае войны наступательной, наступательных операций.

Если мы Германию представим в положении обороны, то увидим, что оно было довольно тяжелым, потому что Германия могла в этом случае потерять Восточно-Прусский и Силезский районы на востоке. Эти районы богаты хлебом, углем и рудой. Германия не могла на западе отдать Эльзас-Лотарингию, которая давала до 1/3 продукции всей тяжелой промышленности страны, Германия не могла отдать Рурский район в Рейнской провинции, где находятся знаменитые заводы Круппа. Уже это обстоятельство толкало Германию вести войну не оборонительную, а наступательную. В случае обороны ее положение необычайно ухудшалось.

Германское командование тщательно охраняло свои границы от вторжения из-за рубежа, чтобы даже кратковременное пребывание войск противника на ее территории не снизило тех сельскохозяйственных и промышленных ресурсов, которыми она обладала в этих районах.

Германская военная промышленность имела от 27 до 30 заводов. Сюда входили также частные заводы и в том числе знаменитые заводы Круппа. Перед войной на заводах Круппа работало 80 000 человек, только для производства одной военной артилерийской продукции было занято 40 заводских корпусов. [18]

Мы должны добавить сюда и военно-морское строительство. Германия имела широко развитые судостроительные верфи, которые давали германскому империализму надежду догнать по силе своего военного флота даже Англию. Военные верфи были расположены в Вильгельмсгафене на Северном море, затем на Балтийском море — в Киле и в Данциге.

Здесь уместно также обратить внимание на очень выгодное для Германии распределение химической промышленности во всем мире. 75% химической промышленности находилось в Германии, шесть предприятий образовали союз «Интерессен Гемейншафт», гигантский синдикат, который позволил Германии широко применять отравляющие вещества.

Затем мы должны остановиться на железных дорогах. Железнодорожная сеть в Германии была широко развита. В Германии в среднем на 100 кв. км п риходилось 10,5 км железнодорожной сети и на 10000 жителей — 9 км железной дороги. Наиболее широко железнодорожная сеть была развита в промышленных районах. Развивая свою сеть, Германия не забывала основных военных требований, которые должны были быть предъявлены железным дорогам; учитывая, что войну придется вести на два фронта, германцы создали центральный узел — Берлин с пропускной способностью до 1500 пар поездов в сутки, т. е. Берлин мог принять и выпустить 3000 поездов. Кроме того, было 13 совершенно независимых линий, по которым германцы могли перебрасывать свои войска с одного фронта на другой, т. е. с запада на восток и наоборот. Были высчитаны уплотненные нормы для перевозки корпуса — 124 поезда.

Таким образом, оценка Германии с военной точки зрения на базе народнохозяйственного развития дает следующую картину.

Германия — сильная страна в военном отношении, подготовлена к войне, но к войне кратковременной. В случае затяжной войны выступал на сцену недостаток сырья и недостаток продовольственных ресурсов, что могло привести и привело Германию к критическому положению. Только движение изобретательской мысли, как, например, добыча из воздуха азота, изготовление ОВ, применение заменителей и т. д., давало относительную возможность Германии долгое время находить выходы из тяжелого положения в течение затяжной войны.

Итак, в кратковременной войне Германия сильна; к затяжной войне Германия не готова.

Россия

В последний период перед войной производство в России промышленной продукции как для широкого потребления в стране, так и для нужд армии стало возрастать, создавалось впечатление известного улучшения в этом отношении, но положение промышленности резко изменилось во время войны.

Как только был объявлен призыв по мобилизации, промышленность лишилась значительной части квалифицированной рабочей силы, часть фабрик и заводов должна была прекратить работу. Очень скоро обнаружился недостаток каменного угля — основы [19] всех энергетических ресурсов. До войны Россия ввозила 1/6 часть своей потребности в угле из-за границы — из Германии и из Англии. Во время войны ввоз угля прекратился. С призывом в армию рабочих положение собственной угольной промышленности России начало изменяться к худшему, появился недостаток рабочих, особенно квалифицированных, производительность труда рабочего упала. Так как в первую очередь надо было обеспечить топливом тяжелую промышленность, то хлопчатобумажную, кожевенную, шерстяную отрасли промышленности можно было обеспечить только на короткий период войны.

Перед 1914 г. важнейшие отрасли промышленности России находились в руках иностранного капитала, главным образом французского, английского и бельгийского, не заботившегося о поддержании на современном уровне орудий производства. В целом металлургия на 72% зависела от иностранного капитала. В каменноугольной промышленности была та же картина.

Царская Россия была неблагополучна и в продовольственном отношении вследствие того, что в условиях колоссального призыва в армию людей и мобилизации лошадей, главным образом из земледельческих районов, сократились производственные силы сельского хозяйства, в котором машины играли в то время совершенно незначительную роль. И это обстоятельство привело к кризису царскую Россию также и в продовольственном отношении. Таким образом, царская Россия была в экономическом отношении плохо подготовлена к войне.

Обращаясь к чисто военной индустрии, мы можем сказать, что казенных военных заводов было достаточно — 21 завод. Кроме того, имелся известный частный Обуховский завод, на нем работало до 40 000 человек. Но эти фабрики и заводы имели устарелое оборудование, что не позволяло развернуть производительность в быстрых темпах для удовлетворения потребностей миллионной армии. Царское правительство тоже ожидало скоротечной войны и надеялось провести эту войну мобилизационными запасами, т. е. заготовленными в мирное время.

Считалось, что будет достаточно на войну запасти 5 000 000 винтовок и по 1 000 снарядов на орудие, по 75 000 патронов на пулемет, по 1 000 патронов на винтовку. И для кратковременной войны этого хватило бы только с большим трудом, но для длительной войны этих запасов было мало, и мы видим, что через 1 1/2 месяца войны армия начинает ощущать снарядный голод.

Краткий обзор русской железнодорожной сети дает основание считать ее недостаточно подготовленной в военном отношении. Царская Россия перед войной имела на 100 км пространства 1,06 км железных дорог, а на 10000 жителей 4,1 км, т. е. густота железнодорожной сети была в 11 раз ниже, чем в Германии.

Быстрота производства мобилизации, мобилизационные перевозки, сосредоточение армий — все это зависит от железных дорог. К западу от меридиана Москвы распределение железных дорог можно было с натяжкой считать удовлетворительным, к востоку — густота сети резко снижалась, и это обстоятельство играло [20] отрицательную роль в готовности России к войне в мобилизационном отношении.

Царская Россия вступила в войну неподготовленной. Промышленность России сильно отставала от промышленности других капиталистических стран. В ней преобладали старые фабрики и заводы с изношенным оборудованием. Сельское хозяйство при наличии полукрепостнического землевладения и массы обнищавшего и разоренного крестьянства не могло служить прочной экономической основой для ведения продолжительной войны.

Германия была подготовлена к кратковременной войне больше, чем Россия, во много раз, но не подготовлена к продолжительной войне. Россия фактически была не подготовлена ни к кратковременной, ни к продолжительной войне.

Австро-венгрия

Австро-Венгрия, авангард германского империализма в его движении на Восток, состояла из двух частей — Венгрии и собственно Австрии; эта «двуединая» империя в себе самой таила корень слабости в военном отношении. Подготовка к неизбежной войне при подталкивании Германией заставляла австро-венгерских империалистов напрягать до крайности свои финансы и увеличивать военный бюджет.

Земледелие и скотоводство были развиты преимущественно в Венгрии и, как в царской России, стояли на примитивной ступени развития, не имея ресурсов для машинизации.

Наиболее крупным военно-промышленным предприятием в Австро-Венгрии являлся поддерживающий связь с Круппом в Германии завод Шкода в Пильзене, изготовлявший главным образом артиллерию и лишь отчасти ручное оружие. Однако производительность военных заводов Австро-Венгрии, в том числе и Манлихера в Штейере, не могла удовлетворить потребности армии, которая уже в первый период войны, как и в царской России, стала испытывать винтовочный и патронный голод.

Обращаясь к железнодорожной сети Австро-Венгрии, прежде всего нужно обратить внимание на то, что эта сеть входила в состав германского железнодорожного союза и соединялась с Германией 39 колеями. При одинаковой железнодорожной колее экономически мощная Германия всегда могла своевременно притти на помощь своей союзнице, так как объединенная сеть железных дорог мощно обнимала западную границу царской России. На 100 км пространства в Австро-Венгрии приходилось 7 км сети, а на 10000 жителей — 4,1 км. При сравнении с царской Россией последняя уступала ей в этом отношении в 7 раз. В военно-железнодорожном отношении Австро-Венгрия лучше была подготовлена для операций против России, затем против Сербии, наконец, против Италии.

В заключение скажем, что если Австро-Венгрия обладала довольно развитой промышленностью, то при продолжительной войне ее продовольственные ресурсы могли вызвать жестокий кризис, [21] что и случилось в действительности. Германии пришлось оказывать в критические моменты своему союзнику как чисто военную, так и материальную помощь.

Франция

Из всех стран Антанты лучше всех была подготовлена к войне Франция. Однако ее сельское хозяйство имело особенности мелкого производства. В период до войны Франции постоянно нехватало своего хлеба (ввозила 1/5 потребности), французский крестьянин обычно сеял хлеба столько, сколько надо было ему самому. Пока морские пути сообщения Франции были свободны от угрозы со стороны противника, Франция могла быть спокойна и могла пострадать только в том случае, если бы был закрыт подвоз морем, чего при превосходстве англо-французского флота над германским было ожидать трудно, и Франция действительно в течение всей войны могла использовать все заморские рынки.

Хотя французская военная промышленность и уступала по своим размерам германской, но она превосходила последнюю по качеству, благодаря высокой квалификации рабочих. Это обстоятельство дало возможность Франции в процессе войны развернуть военное производство гораздо быстрее, чем это было в Англии и в России, и даже поддержать военным снаряжением бельгийскую, сербскую и черногорскую армии.

Военное производство Франции было сосредоточено более чем на 30 казенных и частных заводах. Из частных заводов крупнейшим был завод Шнейдера в Ле-Крезо. Здесь работало 60 000 человек в мирное время, и его производительность мало уступала заводам Круппа. Вступление Франции в войну привлекло в войска массу рабочих, так как до 30% профессионального состава армии падало на рабочих. Это привело к тому, что около 45% всех заводов было закрыто, но, невзирая на такое тяжелое положение, высококвалифицированный французский рабочий и высококачественная продукция, выпускаемая заводами, позволили Франции обеспечить не только свою армию, но, получая из Англии сырье, она также обеспечила на первое время и английскую армию.

Франция обладала сильно развитой сетью железных дорог, удовлетворяющих военным требованиям в смысле обеспечения быстроты сосредоточения и развертывания армии на северо-восточной границе страны, с достаточным числом рокадных путей, позволявших производить крупные перевозки вдоль фронта.

Таким образом, лучше всех из стран Антанты была подготовлена к войне Франция. Единственной угрозой для нее был только продовольственный вопрос и вопрос доставки сырья для заводов, на которых работали высококвалифицированные рабочие.

Англия

Англия и Германия были главными противниками в мировой войне. Будучи государством островным и считая, как и прочие страны, что война будет кратковременной, Англия полагала возможным ограничиться посылкой на материк только небольшого [22] экспедиционного корпуса. Действительность опровергла предположения Англии, и ей пришлось не только организовать армию, но и оказать сырьем и орудиями производства своей тяжелой промышленности большую помощь Франции.

Первая по развитию промышленности и вторая по силе своей металлургии в Европе (на первом месте Германия), Англия оказалась неподготовленной к той задаче, которую ей пришлось выполнять на континенте, так как чисто военная промышленность в Англии ограничилась всего тремя заводами: Вуличский арсенал производил все, начиная от тяжелой пушки и винтовки до солдатских сапог и рубашек включительно, но производил только на экспедиционный корпус, который был очень мал, затем был оружейный завод в Энфильде — полувоенный и завод взрывчатых веществ в Вельтам-Абби. Была, правда, большая частная промышленность, но дело заключалось в том, что в Англии существовал закон свободной торговли. Этот закон предоставлял право каждому английскому промышленнику торговать с какой угодно страной, невзирая ни на какое политическое положение. И вот английские частные заводы в начале войны стали получать огромные заказы из Норвегии, Швеции, Дании, Голландии по хорошим ценам; в действительности заказы шли из Германии только через посредничество этих стран.

Потребовался специальный закон, который насильственным путем переводил часть фабрик и заводов на военные надобности и позволил Англии начать планомерное снабжение своей армии продукцией отечественного производства. До этого Англия давала сырье, посылала своих инженеров и рабочих учиться у французов, и этот персонал на второй год войны мог организовать производство, удовлетворяя нужды английской армии. Сильно были развиты лишь заводы и верфи для морского судостроения, так как благодаря своему островному положению и широко развитым морским путям Англия видела опору своего могущества в сильном военном флоте.

Что касается продовольственных ресурсов, то в Англии этот вопрос зависел в большей степени от связи ее с колониями и доминионами. Поскольку английский флот господствовал на мировых путях, постольку Англия была обеспечена в продовольственном отношении. Когда в конце 1916 г. и в 1917 г. германские подводные лодки напали на морские пути Англии, то лорд Черчиль заявил, что еще никогда не была Англия так близка к поражению, как именно в тот момент, когда подводные лодки противника сделали небезопасными пути сообщения Англии.

Итак, подводя итоги в смысле подготовленности к войне Англии, нужно указать, что, будучи сильно развитой в промышленном отношении, Англия все же оказалась совершенно неподготовленной к войне на сухопутном континенте во всех отношениях и особенно в продовольственном отношении, так как целиком зависела от подвоза из колоний и доминионов при безопасности мировых путей сообщения. [23]

* * *

В заключение мы должны притти к следующим выводам.

На Западно-европейском театре войны лучше всего к большой кратковременной войне была подготовлена Германия, за ней шла Франция и в хвосте тянулась Англия. В случае перехода войны в затяжную раньше всех попадала в тяжелое положение Германия от недостатка продовольственных ресурсов.

Сравнивая на Западно-европейском театре положение Германии, стесненной в продовольственном и экономическом отношении, и Франции, имевшей в своем распоряжении рынки почти всего мира, становится ясным, почему германский план войны, как мы увидим ниже, был построен на решительном наступлении, с целью в кратчайший срок закончить войну, а французский, рассчитывая также на непродолжительную войну, мог располагать более широким выбором способов вооруженного воздействия на Германию.

Сравнивая положение на Восточно-европейском театре войны, мы видим, что в России и в Австро-Венгрии при продолжительном ведении войны сельскохозяйственные и промышленные условия оказались на крайне низкой ступени обеспечения и, вследствие неумелого подхода правительственных органов обоих государств к разрешению этих вопросов, обе страны попали в тяжелое положение, которое не могли изжить в течение всей войны.

Соотношение ресурсов воюющих сторон по основным отраслям народного хозяйства, питающим войну

Соотношение ресурсов по основным отраслям народного хозяйства, питающим войну, видно из таблицы, в которой показаны количества добычи угля, нефти, чугуна и стали, составляющих основу всякой промышленности, в том числе и военной (в тысячах тонн).

1911 г. Соединенные Штаты Америки Англия Франция Россия Германия Австро-Венгрия Всего Антанта Всего Центральный союз
Добыча угля 458505 265 665 26141 35142 241288 38 498 326 948 279 786
Добыча нефти 37966 285  — 9574 142 9859 142
Выплавка чугуна 23705 9067 2690 4252{1} 14389 1353 16009 15742
Выплавка стали 23 889 7960 2656 4733 13813 2191 15349 16004
Добыча меди 513,4 0,3 0,01 31,4 29,9 9,2 81,7 33,1
Итого угля и нефти 336 807 279 928
Итого чугуна и стали 31409 29988

Страны Антанты в количестве выплавки чугуна немного превосходили Германию, а в выплавке качественного металла — [24] стали — даже уступали последней. В топливно-энергетических ресурсах у Антанты было решительное превосходство.

Следовательно, качественного металла для нужд военной промышленности — для производства орудий, снарядов, винтовок и пр. — у Антанты и Центрального союза было почти поровну, однако Германия была вначале полублокирована, а впоследствии и полностью блокирована, между тем в распоряжении Антанты находился громадный рынок Соединенных Штатов Америки. Этот рынок Англия и Франция широко использовали во время войны, заставляя напрягать сырьевые металлические ресурсы германской промышленности, которая могла снабжать свои армии боевым материалом только за счет сокращения удовлетворения общехозяйственных нужд страны.

Рассматривая энергетические ресурсы, т. е. уголь, нефть, мы видим, что Антанта имела 336 млн. т топлива против 279 млн. т Центрального союза. Значит, для переработки сырья у Антанты было больше энергетических ресурсов, чем у Германии.

Стоимость продукции машиностроения в Германии к 1914 г. выражалась в денежном отношении в 2800 млн. золотых марок, в то время как в Англии она равнялась 1600 млн. золотых марок, а во Франции — только 300 млн. золотых марок. При этом германская техника была молодой, она-то и позволила Германии, в течение войны находившейся в очень трудном положении, не только не отставать в производстве военных фабрикатов, но даже иметь излишки.

Условия получения сырья и продовольствия у Антанты были безграничны, при ближайшем мощном резерве — Соединенных Штатах Америки. У Центрального союза они были ограничены до крайности, при полном недостатке отечественных ресурсов.

Транспортные условия частично были уже рассмотрены при общем обзоре народнохозяйственных ресурсов стран.

Количество подвижного состава на 100 км сети показывает следующее соотношение:

  Паровозов Вагонов пассажирских Вагонов грузовых
Германия 50 110 1175
Россия 31 35 701
Франция 33 76 886
Англия 61 140 2122
Австро-Венгрия 55 109 1 173

Из приведенных цифр видно, что Германия и Австро-Венгрия занимали первое место на европейском континенте. Такой мощный подвижной состав при условии объединения позволял этим странам в течение войны совершать оперативные переброски войск почти в неограниченных размерах и в короткий срок. На последнем месте стояла царская Россия — последствия сравнительно ограниченного [25] железнодорожного транспорта отражались очень сильно как в военном, так и в хозяйственном отношении.

Что касается морского торгового флота, то его водоизмещение в тоннах в 1914 г. выражалось в следующих цифрах:

Англия 20524000
Германия 5135000
Франция 1922000

Эти цифры показывают морское могущество Англии в торговом отношении и зависимость ее от безопасности мировых морских путей. Кроме того, нужно отметить, что к услугам Англии был вообще почти весь мировой тоннаж. Уязвимость морских путей Англии ставила страну в тяжелое положение. Германский торговый флот во время войны был заперт в гаванях, а торговые флоты царской России и Австро-Венгрии по своему малому общему тоннажу почти не имели значения.

Подводя итоги вышеизложенному, мы должны притти к выводу об общем превосходстве Антанты, но в то же время нужно отметить преимущества молодой и более организованной промышленной базы Германии, что в связи с более передовой техникой давало ей большую военную мощь. В то же время бросается в глаза отсталость царской России как в народнохозяйственном, так и в военном отношении.

В общем Германия как отдельная страна была лучше подготовлена к кратковременной войне, чем отдельные страны — ее союзники и противники. Однако соединенные силы ее противников давали общее превосходство средств Антанте. [26]

Дальше