Приложение 2. Тактическая организация тральщиков русского флота в войну 1914–1917 гг. на Балтийском море
(В скобках указаны номера, соответствующие порядковым номерам приложения 1-го).
Кампания 1914 года
1-ая партия траления
I отделение: 8 циклонов (№№ 53–60).
II отделение: Искра, Пламя, Патрон, Якорь (№№ 6–9).
III отделение: Минреп, Фугас, Запал, Взрыв, Проводник (№№ 1–5), Комета (№ 10) прикомандирована в октябре.
При 1-й партии : Чека (№ 11), Грозящий (№ 87), Наутилус (№ 89 с ноября).
2-я партия траления (постоянного подразделения на отделения в 1914 г. не было).
Тральщики №№ 1–12, 22, 23, (№№ 12–14, 16, 19–28, 35, 36).
В первое время все эти тральщики именовались транспортами.
Кампания 1915 года
Дивизия траления (с июня)
1-я партия траления.
I отделение; 8 циклонов (№№ 53–60).
II отделение: Искра, Пламя, Патрон (№№ 6–8).
III отделение:
1-я группа: Минреп, Фугас, Запал, Взрыв (№№ 1–4).
2-я группа: 14–17 (№№ 29–32).
IV отделение: 18 и 19, Планета, Комета, Чека (№№ 33, 34, 9, 10, 11).
При 1-й партии: Фита (№ 91), Бобр (№ 88), 103 (№ 92), 22 (№ 35, с августа как база штаба начальника дивизии).
2-ая партия траления.
I отделение: 1–4 (Ж№ 12–18).
II отделение: 5–8 (№№ 19, 20, 22, 24).
III отделение: 9–12, 22 (до августа), 23, 24 (№№ 25–28, 35–37).
При 2-й партии: Тральщик Проводник (№ 90).
Кампания 1916 года
Дивизия траления
1-й отряд тральщиков.
I дивизион: 8 циклонов (№№ 53–60).
II дивизион: 8 соколов (Ж№ 61–68).
III дивизион: 4 минрепа (№№ 1–4), 4 капсюля (№№ 38–41).
IV дивизион: 18, 19, 22, Чека, Комета, Планета (Ж№ 33, 34, 35, 11,10,9). [359]
При 1 отряде : Фита (№ 91), 103 (92), Усть-Нарова (№ 93 база штаба начальника дивизии), 4 (с апреля угольщик), Наутилус (№ 89).
2-й отряд тральщиков.
V дивизион: 2, 3, 4, 5, 7, 8 (№№ 15, 18, 19, 22, 24).
Примечание: 4 в апреле передан в 1-й отряд в качестве угольщика.
VI дивизион: 9, 10, 11, 12, 23, 24 (№№ 25–28, 36, 37).
VII дивизион: 14–17 (№№ 29–32).
VIII дивизион: 3 искры (№№ 6–8), 6 богатырей (№№ 45–50).
При 2 отряде: Тральщик Проводник (№ 90).
Кампания 1917 года
Дивизия траления
1-й отряд тральщиков.
I дивизион: 8 циклонов (№№ 53–60), 212, 213 (№№ 51, 52). II дивизион: 8 соколов (№№ 61–68).
III дивизион: Запал, Минреп, Чека, Капсюль, Крамбол, Груз (№№ 3, 1, 11, 39, 40, 41).
IV дивизион: 18, 19, Комета (№№ 33, 34, 10).
При 1 отряде: - тральщик 2 (№ 13, база начальника отряда), Тральщик Взрыв (№91) госпитальное судно Наутилус (№ 89) и Усть-Нарова (№93).
2-й отряд тральщиков.
V дивизион: 3, 8, 24, 103 (№№ 15, 24, 37, 92).
VI дивизион: Пламя, Патрон, Планета, 9, 11 (№№ 7, 8, 9, 25, 27).
VII дивизион: 4 волжских буксира (№№ 29–32).
VIII дивизион: 6 богатырей (№№ 45–50).
При 2 отряде: Тральщик Проводник (№ 90).
I дивизион моторных тральщиков (при дивизии траления): моторные тральщики 1–9 (№№ 69–77).
Базы (матки) 7, 22 (№№ 22, 35).
II дивизион моторных тральщиков (при дивизии траления): моторные тральщики 10–18 (№№ 78–86), базы: 10 (№ 26), пароход Латвия.
Примечание. До конца войны дивизион в строй не вступил.
III дивизион моторных тральщиков (при дивизии траления): 7 моторных катеров военно-инженерного управления (водоизмещение от 10 до 14 т, осадка 5 фут, скорость хода 11 узлов, район действий 200 миль, вооружение 1 пулемет), база Комета (№ 10).
Примечания: 1. Тральщики могли работать всеми родами тралов, за исключением циклонов, соколов и 212 и 213, снабженных лишь щитовым и змейковым тралами. Катерные тральщики были снабжены облегченным тралом Шульца.
2. 14 января 1917 г. 12 и 23 были откомандированы в распоряжение начальника минной дивизии в качестве баз для сторожевых катеров.
3. Осенью 1917 года предполагалось образовать из трех дивизионов катерных тральщиков 3-й отряд; это мероприятие до конца военных действий осуществлено не было.
4. 22 осенью 1917 года сел на камни и до конца войны снят не был.
5. Тральщики, причисленные к дивизионам катерных тральщиков в качестве баз, сохранили тральное вооружение. [360]