Приложение 1. Элементы судов, входивших в состав тральных соединений русского флота в войну 1914–1917 гг. на Балтийском море
№ п/п | Название | Прежнее название до зачисления в тральщики | Водоизмещение в тоннах | Осадка в футах | Скорость хода в узлах | Район действия в милях | Артиллерийское вооружение | Примечание |
Тральщики | ||||||||
1 | Минреп | Специальной постройки. Портовые суда. | 150 | 6,5 | 11,5 | 320 | 1–75 мм | |
2 | Фугас | Погиб 22/ХI 1916 г. | ||||||
3 | Запал | |||||||
4 | Взрыв | Погиб 28/V 1916 г. | ||||||
5 | Проводник | Погиб 27/VIII 1914 г. | ||||||
6 | Искра | Специальной постройки. Пароходы-тральщики | 500 | 14 | 11,6 | 1300 | 1–75 мм | Погиб 6/Х 1916 г. |
7 | Пламя | |||||||
8 | Патрон | |||||||
9 | Якорь | Финляндский ледокол Аура II | 550 | 11,5 | 11 | 1300 | 2–47 мм | 1/I 1915 г. переименован в Планету. |
10 | Комета | Финляндский пароход Эбба Мунк | 250 | 9,5 | 9 | 380 | 2–47 мм | |
11 | Чека | Миноносец № 132 | 98 | 7,5 | 16 | 500 | 1–47 мм | |
12 | 1 | Финляндский пароход Линеа | 450 | 12 | 10 | 1800 | 1–75 мм | Погиб 16/IX 1915 г. |
13 | 2 | Финляндский пароход Леббельн | 570 | 10,5 | 11 | 1650 | 2–75 мм | |
14 | 3 | Эстонский пароход Руно | 600 | 7,5 | 9 | 2000 | 2–75 мм | В сентябре 1915 г. за непригодностью передан в партию сетевых заградителей |
15 | 3 | Русский пароход Русь | Реквизирован на замену предыдущему; элементы неизвестны [355] | |||||
16 | 4 | Эстонский пароход Даго | 600 | 7,5 | 9 | 1800 | | В 1915 г. передан в партию сетевых заградителей (Ловать). |
17 | 4 | Германский пароход | На замену предыдущему. Погиб 5/XI 1915. Элементы неизвестны. | |||||
18 | 4 | Германский пароход Аякс | 1100 | 13,5 | 10 | 2200 | 2–75 мм | На замену предыдущему. |
19 | 5 | Русский пароход Рюрик | 580 | 12 | 10 | 2000 | 1–75 мм | Погиб 27/V 1916 г. |
20 | 6 | Германский пароход Стелла | 700 | 9,5 | 8 | 1750 | 1–75 мм | Погиб 22/VI1I 1915 г. |
21 | 7 | Русский пароход Тритон | 590 | 10 | 9 | 1750 | | Погиб 22/IX 1914 г. |
22 | 7 | Германский пароход Вулкан | 700 | 9,5 | 8,5 | 2000 | 1–75 мм | На замену предыдущему. |
23 | 8 | Эстонский пароход Моон | 600 | 7,5 | 9 | 2000 | | Погиб 22/IX 1914 г. |
24 | 8 | Германский пароход Андромеда | 700 | 9 | 8,5 | 2000 | 1–75 мм | На замену предыдущему. |
25 | 9 | Германский пароход Перес | 700 | 12,8 | 9 | 1800 | 1–75 мм | |
26 | 10 | Германский пароход Примус | 700 | 12,8 | 8,5 | 1800 | 1–75 мм | |
27 | 11 | Германский пароход Федра | 800 | 9,5 | 8,5 | 2000 | 1–75 мм | |
28 | 12 | Германский пароход Диана | 600 | 10,5 | 8,5 | 1750 | 1–75 мм | |
Волжские буксиры: | ||||||||
29 | 14 | Лебедянъ | 140 | 6,5 | 10 | 1600 | 1–47 мм | Вошел в строй в 1915 г. |
30 | 15 | Вольск | 140 | 6,5 | 13 | 1800 | 1–47 мм | Вошел в строй в 1915 г. |
31 | 16 | Грузин | 140 | 6 | 8,8 | 1625 | 1–47 мм | Вошел в строй в 1915 г. |
32 | 17 | Американец | 140 | 6 | 10,5 | 1680 | 1–47 мм | Вошел в строй в 1915 г. |
33 | 18 | Колесный пароход An. Павел | 499 | 6 | 13,5 | 936 | 1–47 мм | |
34 | 19 | Колесный пароход An. Петр | 501 | 6 | 13 | 1000 | 1–47 мм | |
35 | 22 | Русский пароход Алексей | 750 | 11 | 12 | 1080 | 2–47 мм | |
36 | 23 | Финляндский пароход Ваза | 800 | 8 | 10 | 1100 | 2–47 мм | |
37 | 24 | Русский пароход Аугсбург | 150 | 6,5 | 9 | 1050 | 1–47 мм | С 1920 г. Щит. |
38 | Щит | Специальной постройки. Вошли в строй в 1916 г. | 200 | 4,5 | 9 | 450 | 1–75 мм | Погиб 6/ХII 1916 г. |
39 | Капсюль | 200 | 4,5 | 9 | 450 | 1–75 мм | ||
40 | Крамбол | 200 | 4,5 | 0 | 450 | 1–75-мм | ||
41 | Груз | 200 | 4,5 | 9 | 450 | 1–75-мм | ||
42 | Ударник | Специальной постройки. Вступили в строй в 1917 г. | 210 | 5,6 | 12 | 400 | 2–75 мм | |
43 | Защитник | 210 | 5,6 | 12 | 400 | 2–75-мм | ||
44 | Клюз | 220 | 5,6 | 13,5 | 400 | 2–75-мм | ||
45 | Илья Муромец | Каспийские буксиры с теми же названиями. Вошли в строй в 1916 г. | 330 | 9,5 | 12,5 | 1100 | 2–47-мм | Погиб 23/VIII 1917 г. |
46 | Алеша Попович | 350 | 8 | 11 | 1270 | 2–47 мм | ||
47 | Поток-Богатырь | 370 | 8 | 11 | 1400 | 2 ,47-мм | [356] | |
48 | Добрыня | Каспийские буксиры с теми же названиями. Вошли в строй в 1916 г. | 325 | 9 | 11 | 1155 | 2–47-мм | |
49 | Святогор | 400 | 8,5 | 11,8 | 1000 | 2–47-мм | ||
50 | Микула | 300 | 8,5 | 11 | 1000 | 2–47 мм | ||
Посыльные суда | ||||||||
51 | 212 | Миноносец Уссури | 204 | 7,8 | 24 | 330–1200 | 2–47 мм | |
52 | 213 | Миноносец Сунгари | 204 | 7,8 | 24 | 330–1200 | 2–47 мм | |
53 | 214 | Миноносцы типа Циклон. По боевому расписанию 1914 г. VII дивизион миноносцев. | 152 | 9,9 | 26 | 300–500 | 2–47-мм | Осадка кормой 11 фут. Действительная скорость хода не более 22 узлов. |
54 | 215 | |||||||
55 | 216 | |||||||
56 | 211 | |||||||
57 | 218 | |||||||
58 | 219 | |||||||
59 | 220 | |||||||
60 | 222 | |||||||
Миноносцы | ||||||||
61 | Прыткий | Миноносцы типа Сокол. По боевому расписанию 1914 и 1915 гг. VI дивизион миноносцев | 235 | 7,6 | 26,5 | 250–750 | 2–75 мм | |
62 | Прочный | 235 | 7,6 | 26,5 | ||||
63 | Подвижный | 235 | 7,6 | 26,5 | ||||
64 | Послушный | 240 | 7,2 | 26,7 | ||||
65 | Прозорливый | 250 | 7,6 | 26 | ||||
66 | Ретивый | 250 | 7,6 | 26 | ||||
67 | Резвый | 250 | 7,6 | 26 | ||||
68 | Рьяный | 250 | 7,6 | 26 | [357] | |||
Катерные (моторные) тральщики | ||||||||
69–77 | М. Т. №№ 1–9 | Специальной постройки на верфи Андрэ и Розенквист в Або | 25 | 4 | 9 | 250 | 1 пулем. | 8 катеров вошли в строй в 1917 г. |
78 -86 | М. Т. №№ 10–18 | Специальной постройки на заводе Ботнич. Верфь в Або | 29 | 4,5 | 12,5 | 440 | До конца войны в строй не вступили. | |
Вспомогательные суда | ||||||||
87 | Транспорт-база Грозящий | Канонерская лодка | 1800 | 14 | 13,5 | 994 | 5/1 1915 г. отчислен в действующий флот. | |
88 | База Бобр | Канонерская лодка | пор | 12 | 11,5 | 1500 | Зачислен в 1 партию 5/1 1915 г., отчислен в действующий флот 14/1 1916 г. | |
89 | Госпитальное судно Наутилус | Финляндский тамож. пароход Наутилус | 85 | 9 | 10 | 2040 | | |
90 | Транспорт-база Тральщик Проводник | Германский пароход Селина | 1700 | 16 | 12,5 | 6000 | 2–75 мм | |
91 | Транспорт-база Фита | Германский пароход Фальк | 3300 | 14 | 9,2 | 1600 | 2–75 мм | В 1916 г. переименован в Тральщик Взрыв. |
92 | Посыльное судно №103 | То же | 120 | 6,8 | 17 | 350 | | Для опытов. |
93 | База Усть-Нарова | Русский пароход Гунгербург | 1137 | 13 | 11 | 1700 | 2–47 мм |
Примечания:
1. В начале войны были зачислены в тральщики 5 финляндских спасательных судов: Планета, Эрви, Ассистенс, Карин и Метеор. Они оказались непригодными для траления и были переданы в транспортную флотилию.
2. В 1914 г. были зачислены в тральщики русские пароходы Гогланд (тральщик № 6) и Ингерман (тральщик № 12), но вскоре они были признаны негодными и были переданы в охрану рейдов; второй из них получил наименование Охранный.
3. В 1916 г. в Риге были реквизированы два речных парохода водоизмещением по 150 т, осадка их была 6,5 фут, скорость хода 9,5 узлов, район действия 1850 миль. Они получили названия Дуло и Ствол.
4. В 1916 г. в Петроградском торговом порту были реквизированы буксиры Тумба и Цапфа. Они имели водоизмещение по 145 т, осадку 8 и 7 фут, скорость 9,5 и 10 узлов и район действия 660 и 700 миль. [358]