Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Приложение 4.

Безумный проект

«Бездарного строителя
Безумный выбран план, —
Царя-освободителя
Поставить в кегельбан».

Так досужие остряки прокомментировали появление в Петербурге статуи Александра II. Действительно, конная статуя была засунута внутрь колоннады, непонятно что изображавшей, и в целом памятник выглядел весьма нестандартно.

Точно так же совершенно неуместно выглядело линкорное 305-мм орудие на подводной лодке. Англичане называли лодки типа М «подводными мониторами», хотя это определение ни в малейшей степени не отвечало истине. Эти лодки совсем не предназначались для обстрела берега, и странный термин появился в результате безуспешных попыток вообще хоть как-то назвать диковинные лодки.

Впервые идея подводной лодки, вооруженной тяжелым орудием, судя по всему, возникла на заседании Комитета по развитию подводных лодок в сентябре 1915 года. Председателем этого комитета являлся Контролер Адмиралтейства адмирал Тюдор, который отвечал за проектирование британских подводных лодок. На повестку дня были вынесены 6 вопросов, один из которых касался «подводного монитора». В повестке дня совещания этот вопрос был сформулирован крайне расплывчато и неопределенно. Единственное, что было ясно, — британские адмиралы считали торпеду (вынужденно!) слишком ненадежным оружием. Именно это подтолкнуло их снова обратиться к пушкам.

Надо сказать, что идея установить на подводной лодке 305-мм орудие возникла не сразу, слишком смелой она [421] была. До сих пор самым тяжелым орудием, установленным на английской подводной лодке, было 152-мм, появившееся на Е-20. Немецкие подводные крейсера с двумя 150-мм орудиями тоже еще только строились. Сначала англичане обратились к более умеренному калибру — 190 мм. По непроверенным данным, на одной из лодок типа Е была установлена 190-мм гаубица, но документальных подтверждений этому пока найти не удалось. Предполагалось, что длинноствольное (!) 190-мм орудие будет иметь дальность стрельбы 8000 ярдов, но для корректировки огня будет использоваться самолет. В итоге комитет решил, что начальник Отдела кораблестроения должен подготовить эскизные проекты 2 вариантов артиллерийской подводной лодки:

1) лодка с тяжелым орудием, имеющим малую начальную скорость снаряда;

2) лодка с орудием, имеющим высокую начальную скорость, но при этом вес снаряда снижался до 200 фунтов. Следовало рассмотреть возможность установки 2 орудий калибра 190 мм, по возможности прикрыв их броней.

К следующему заседанию комитета, которое состоялось 2 октября, представители Отдела кораблестроения смогли представить лишь один проект — лодки, вооруженной 305/23-мм орудием. Втиснуть на подводную лодку два 190-мм орудия не удалось. Споры в комитете продолжались, так как никто не мог точно определить цель создания «подводного монитора». Наконец решили обратиться к командующему британскими подводными силами коммодору С. Хэллу, который был сторонником тяжелого орудия, чтобы он изложил свою точку зрения. Одновременно начальника Отдела вооружений попросили представить данные по баллистике 305-мм орудий. Отдел кораблестроения должен был представить предварительные [422] расчеты эскиза подводной лодки, которая несла бы одно или даже два 305-мм орудия.

Аргументы коммодора Хэлла были простыми:

1. Подводным лодкам все труднее проводить успешные торпедные атаки из-за высокой скорости кораблей, применения противолодочного зигзага, относительно низкой скорости торпед и неизбежных ошибок в определении курса и скорости противника.

2. Если лодка в подводном положении заметит противника, всплывет и выпустит тяжелый снаряд, противник просто не успеет уклониться.

3. Подводная лодка несет относительно небольшое количество торпед, тогда как снарядов может взять гораздо больше.

Однако вывод был сделан совершенно нетривиальный. Не следует увеличивать количество торпедных аппаратов. Не следует совершенствовать торпеды. Нужно обратиться к пушкам. И это при том, что с самого начала войны было ясно: целью британских подводных лодок будут в основном военные корабли. За немецкими транспортами охотилась лишь горстка лодок, отправленная на Балтику. Однако нет даже следа упоминания, что такие лодки будут направлены на второстепенный театр. Напротив, усиленно подчеркивалось, что им предстоит действовать в Северном море. Да, картина, достойная богов: из морских глубин возникает подводная лодка и начинает артиллерийский бой с линейным крейсером «Зейдлиц».

Ведь комитет утверждал, что:

1. Подводная лодка с 305-мм орудием получит возможность действовать в Северном море, если противник проявит активность (в 1915 году это еще считалось возможным).

2. Если откажет орудие, у лодки сохранится возможность использовать торпеды.

3. Лодка, вступая в бой, должны максимально использовать эффект внезапности. [424]

4. Адмиралтейство должно следить за всеми аналогичными проектами немцев.

Отметим пункт четвертый. У страха глаза велики. Сначала испуганное Адмиралтейство начало строить быстроходные лодки — типы № и К, потому что немцы могли. История повторилась. Снова мы строим потому, что они могут.

В феврале 1916 года Адмиралтейство заказало лодки К-18 — К-21, но, прежде чем началось строительство, их решили заменить 4 лодками типа М. В результате в мае Виккерсу были заказана М-1 (вместо К-18) и М-2 (вместо К-19). В августе Армстронг-Уитворту были заказаны М-3 и М-4 вместо К-20 и К-21.

После нескольких задержек постройка М-1 пошла быстрыми темпами, и в июне 1918 г. лодка вошла в строй перед самым окончанием войны. Сразу возник вопрос о ее будущем, и немедленно было предложено достроить М-2 — М-4 без 305-мм орудий. Однако Первый Морской Лорд пресек все споры и приказал достроить лодки по первоначальному проекту.

Но каков был этот самый первоначальный проект? Все было подчинено одной цели — установить 305-мм орудие. Можно сказать, что подводная лодка была построена вокруг этого орудия, как много лет спустя американцы построили штурмовик А-10 вокруг противотанковой пушки GAU-8.

Конструкция

Лодки типа М имели частично двойной корпус, причем легкий корпус тянулся примерно на 65 процентов длины. Лодка была спроектирована на глубину погружения 200 футов, и шпангоуты располагались через 21 и 18 дюймов. Прочный корпус был выполнен из 25 и 22-фн листов. Внешний корпус сделан из набора 30, 25, 20, 18, 15 и 10-фн листов — странный набор. Однако большая часть нижней части внешнего корпуса была рассчитана, чтобы [425] выдерживать давление в балластных цистернах 50 фн/дм и рассчитана на максимальную глубину погружения. Внутри корпуса имелись 11 водонепроницаемых переборок, рассчитанных на давление 35 фн/дм. Они делили корпус на 12 отсеков.

Главные цистерны

Лодки имели 20 внешних балластных цистерн (пронумерованных от 1 до 10 по левому и правому бортам). Их общая вместимость составила 375 тонн. Чтобы улучшить плавучесть лодки, 2 цистерны были превращены в цистерны плавучести, поэтому в действительности осталось только 18 балластных цистерн вместимостью 337 тонн.

Чтобы достигнуть быстрого погружения — по некоторым данным, 90 секунд — балластные цистерны были оборудованы дополнительными кингстонами. Все вентиляционные клапана открывались дистанционно, так же как и клапана затопления, — из центрального поста.

Внешний корпус тянулся в нос до форштевня. В нем находились 3 свободно затопляемых цистерны вместимостью 27,5 тонн. Аналогичная цистерна в корме имела вместимость 15 тонн.

Кроме того, лодки типа М имели 9 компенсационных цистерн вместимостью 46 тонн и 12 вспомогательных балластных цистерн вместимостью 105 тонн.

Главные машины

Машинная установка состояла из двух 4-тактных 12-цилиндровых дизелей Виккерса мощностью по 1200 ЛС при 380–400 об/мин и представляла собой копию установки лодок типа L. Они вращали два 3-лопастных винта диаметром 5 футов 10 дюймов. М-1 на испытаниях в бухте Стоке показала только 14,7 узла, что объяснили мелководьем. Существуют данные, что лодка сумела развить 15,4 узла. Были заказаны новые винты, чтобы лодка смогла развить контрактные 16 узлов. [426]

Электромоторы

Два электромотора с переменным напряжением на якоре мощностью по 800 ЛС при 300 об/мин. Кроме того, имелся вспомогательный мотор мощностью 20 ЛС, работавший на правый вал.

Топливные цистерны

15 внешних цистерн вмещали 76,32 тонны нефти. Лодка М-2 отличалась тем, что ее главные балластные цистерны № 9 (правого и левого борта) могли принимать топливо, что увеличивало общий запас до 110 тонн

Аккумуляторы

Батарея состояла из 336 кислотно-свинцовых аккумуляторов общим весом 137,42 тонны. Они держали напряжение 220 вольт в течение 1,5 часов.

Рули глубины и направления

Носовые и кормовые рули глубины были «утоплены», как на лодках типа Е. Они приводились в действие электромотором мощностью 3 ЛС. Общая площадь рулей составляла 41 кв. фут (носовые) и 60 кв. футов (кормовые). Руль поворачивался дистанционно, существовал и ручной привод. Площадь пера составляла 67 кв. футов.

Торпедное вооружение

М-1 и М-2 были вооружены 4 носовыми аппаратами 457 мм и несли по 8 торпед. М-3 и М-4 были вооружены 533-мм торпедами, поэтому их корпус был на 10 футов длиннее.

Артиллерийское вооружение

Главной особенностью лодок типа М было 305/40 мм орудие. Орудие, зарядный отсек и пост управления располагались в большой рубочной надстройке. Пороховой погреб, снарядный погреб и отсек гидравлических механизмов [427] занимали 30 футов длины корпуса прямо под орудием. Боекомплект составлял 40 снарядов.

Орудие имело горизонтальный угол наведения 15 градусов, угол возвышения — 20 градусов, угол снижения — 5 градусов. Заряжать орудие можно было только в надводном положении. Заряжание и выстрел производились изнутри зарядного отсека. Дуло орудия было оснащено герметичной пробкой, которая снималась электромотором из зарядного отсека.

Считается, что 305-мм орудие было модели Mark IX длиной 40 калибров. Орудие с установкой весили 120 тонн, боезапас весил 29 тонн.

Не следует забывать, что лодки также имели 76-мм зенитное орудие на «скрывающейся» установке. Оно убиралось в кормовую надстройку при необходимости. Это орудие имело собственный погреб на 72 снаряда.

Данные
Длина макс. 90,2 (92,42) м
Длина между ПП 85,4 (88,45) м
Длина по ВЛ 88,45 м
Ширина 7,52 м
Ширина пр. корп. 6,1 м
Осадка 5,64 м
Водоизмещение 1601/1950 тонн
Скорость 6/10 узл.
Дальность плавания  
Надводная 2500 миль @ 16 узл. (Дальность М-2 была на 45 процентов больше.)
  4000 миль @ 10 узл.
Подводная 10 миль @ 10 узл.
  80 миль @ 2 узл.
Глубина погружения 200 фт (На практике — не более 100 футов.)
Перископы 2 по 30 фт (Один был оснащен дальномером, второй использовался для наведения орудия.)
Экипаж 65 человек.
В скобках — данные М-3 [428]

Данные цистерн Кол-во Емкость
Главные балластные цистерны (внутренние) 2 14,89
Главные балластные цистерны (внешние) 18 337,2
Свободно затопляемые отсеки 3 42,5
Дифферентовочные 2 9,23
Вспомогательные балластные цистерны 12 105,3
Компенсационные цистерны 9 42,61
Топливные цистерны (только внешние) 15 76,36
Смазочное масло 2 10,00
Пресная вода 3 17,30
Дистиллированная вода 1 2,00
Кладовые 2 7,8
Гидравлическая жидкость 1 13,93
Артиллерийские погреба 3 94,2
Сравнение весов с лодкой типа L M-1 L-1
Корпус 662 248
Машины 248 248
Вспомогат. механизмы 33 33
Оборудование 119 87
Запасы 12 12
Балластный киль 140 14
Торпедное вооружение 23 29
Артиллерийское вооружение 146 6
  1483 813 [429]
Топливо и смазка 87 56
Пресная вода 17 9
Вспомогательный балласт 114 42
  1601 920

Данные М-2 после переоборудования
Скорость 6/10 узл.
Дальность плавания  
Надводная 2350 миль при 16 узл.
  3700 миль при 10 узл.
Подводная 1,7 часа при 6 узл.
  6 часов при 4 узл.
  12 часов при 2 узл.
Топливо 97,5 тонн [430]

Дальше