Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава десятая.

Из фронтовых записей полковника Саморова

Перечитывая заметки военных лет, я остановился на коротких записках апреля-мая 1943 года.
С. Саморов

Начальник оперативного отдела штаба 2-го ОАПП вел записи в дневнике боевых действий:

«Из штаба партизанского соединения сообщили, что в районе Бегомля и Селявщины создалось для партизан тяжелое положение. Посадочные площадки и районы, занятые партизанами, подвергаются сильному обстрелу артиллерии и минометов. Посланные на разведку самолеты подтвердили, что там идут ожесточенные бои партизан с превосходящими силами противника. Летчикам и планеристам было известно, что в этих районах сосредоточены не только боевые силы партизан, там находилось все мирное население — старики и дети, больные и раненые. Естественно, что никакая сила не могла удержать наших храбрецов. За две ночи 4 и 5 мая на 39 планерах были доставлены партизанам оружие и боеприпасы. Бегомль остался партизанским.

В одном из вылетов планерист младший лейтенант Селезнев на планере А-7 должен был доставить партизан в отряд, которым командовал товарищ Степанов. На маршруте планерный поезд атаковал немецкий ночной истребитель. Трос был перебит, и планер остался без буксировщика над территорией, занятой противником. Младший лейтенант Селезнев умело посадил планер и доставил народных мстителей в партизанскую бригаду. [92]

Каким мастерством, какой настойчивостью, стремлением выполнить задачу до конца нужно было обладать, находясь на планере в ночной бездне над территорией противника! Это поистине героизм.

О напряженности полетов планеров в партизанский край можно судить на примере одной ночи — 23 мая 1943 года. В ту ночь было отбуксировано 18 планеров. На них перебросили 119 народных мстителей и 2100 килограммов груза. Для подрывных команд Калининского. фронта было доставлено до тонны взрывчатых веществ. К литовским партизанам было заброшено 32 человека и 400 килограммов груза. Из тыла... в ту же ночь было вывезено 26 планеристов. Замечу, что эти планеристы в следующую ночь опять отправились на планерах к партизанам с грузом оружия, боеприпасов, медикаментов.

Смертью героя в одном из полетов погиб планерист Мороз. За линией фронта на воздушный эшелон напал ночной вражеский истребитель. Первые же трассы пуль прошили планер. Но не ушел от возмездия фашистский стервятник. Стрелок-радист самолета сбил его.

Самоотверженный поступок совершил планерист тов. Суздалев. Во время ночного полета в тыл противника он попал в сложную метеорологическую обстановку. Планер был отцеплен от самолета-буксировщика. Об исходе посадки командованию ничего не было известно. И как же обрадовались в части, когда узнали, что Суздалев на железнодорожной платформе привез неповрежденный планер.

Как выяснилось, после отцепки от самолета планерист развернулся, взял курс на восток, умело совершил посадку в лесистой местности, занятой нашими войсками, спас летевших с ним партизан.

В тылу врага многие селения и даже целые районы Белоруссии находились под надежной защитой партизан. Там не прекращали своей деятельности органы Советской власти. Помнится, партизаны решили издавать свою газету, листовки, информировать трудящихся о действиях Красной Армии, о жизни в родной стране. С этой целью они попросили нас привезти типографию. Их желание было осуществлено: планеристы доставили на аэродром Бегомль печатные машины и другое оборудование.

Полученные партизанами типографии в короткое время были использованы для выпуска газеты и листовок. [93]

Второй планерной операции предшествовала тщательная подготовка летного состава и материальной части. Был проанализирован и учтен опыт предыдущих полетов в тыл врага, в значительной мере переработана методика, улучшено спецоборудование планеров и самолетов-буксировщиков. В 1-м и 2-м авиапланерных полках ВДВ КА подготовлено к выполнению боевых заданий в. сложных условиях дополнительно около 300 пилотов-планеристов и примерно такое же количество закончило учебу в СВАПШ.

Оформлены наградные документы на летчиков-буксировщиков Н. Преснякова, З. Медведева, А. Сугрина,. А. Кузнецова, В. Пипа, Н. Колобова, Ю. Желютова...

Из 86 планеров, отбуксированных в тыл врага, ни один не имел вынужденных отцепок по вине буксировщиков.

На самолете Р-5 привезли двух пленных немцев из Бегомля. Везли их на У-2 в люльках под крыльями. Втолкнули их туда силой. Они не желали лезть в подвесные кабинки, страшась, что их в воздухе отцепят, сбросят на землю.

В Старую Торопу прилетело несколько планеров из тыла (советского. — В. К.). Длительный полет при ужасной болтанке основательно вымотал экипажи. Пилот планера старший сержант Комиссаров обкусал себе губы, а летчик-буксировщик Панасенко пассатижами изодрал в кровь бедро, чтобы не заснуть в полете от усталости.

Даже не притронувшись к пище, летчики и планеристы легли спать. В это время на аэродроме приземлился самолет генерала Щербакова. Командующий, приказал разбудить экипажи. Обратился к ним с речью: «...для выполнения очень ответственного и срочного задания нужны люди — экипаж самолета и один пилот планера. Приказывать вам после такого полета не могу. Нужны только добровольцы, те, кто чувствует себя физически лучше других».

Добровольцев оказалось много. Опередил всех пилот-планерист Мухамед Галиев. На нем командующий и остановил свой выбор.

Галиев освежился холодной водой, съел почти весь НЗ продуктов, куда входили галеты и шоколад с примесью возбуждающего вещества.

Это был первый и последний полет Галиева в тыл [94] врага. Благополучно долетев до Бегомля, при заходе на посадку он на четвертом развороте свалился в штопор и погиб. Но задание было выполнено. Ценный груз доставлен по назначению и в срок.

Получено сообщение: планеристу старшему сержанту Б. Комиссарову и механику П. Поначевному сдались в плен 60 солдат РОА. Пленные власовцы доставлены авиаторами в партизанский штаб. Произошло это в деревне Жары.

Из информбюллетеня:

«...В США налажено массовое строительство десантных планеров типа «Вако СС-4». Одновременно с накоплением планеров идет усиленная подготовка пилотов-планеристов, переоборудование транспортных и боевых самолетов для целей буксировки и создание специальных планерных частей и соединений...»

Долетев благополучно до партизанского аэродрома, старший сержант Шуткин совершенно точно вышел на посадочные костры, но в последний момент обнаружил, что ветер попутный. Посадочные знаки были выложены неправильно!

Тяжелый планер на небольшой высоте промчался мимо костров и с огромной силой ударился в сосны, окружавшие временную площадку. Шуткин скончался от травмы.

При расследовании оказалось, что партизанская аэродромная команда при разбивке старта руководствовалась старым осоавиахимовским плакатом, в котором какое-то провинциальное издательство допустило грубую ошибку. И это стоило жизни хорошему пилоту-планеристу, любимцу 2-й эскадрильи 1-го полка.

При расследовании обнаружилось также, что партизанские аэродромные команды в большинстве случаев не имеют должной квалификации и состоят главным образом из подростков и не полноценных бойцов.

Нужно срочно переучивать личный состав, работающий на посадочных площадках, подчинив его единому командованию.

Из информбюллетеня:

«...При нападении на СССР немцы систематически применяли планеры «Готта» для переброски по воздуху [95] боевых грузов и специально подготовленных десантников для усиления групп прорыва и быстрой помощи своим ударным подразделениям, попавшим в критические ситуации. Большое количество этих планеров было захвачено нашими войсками под Сталинградом, среди них оказались не только десантные машины, но и специальные планеры, оборудованные как хирургические кабинеты, ремонтные мастерские, радиостанции и т. д....»

Обслуживаются:

Район озер Лиско, Белое с запасной площадкой Ровное поле — партизанская бригада т. Захарова.

Район Селявщины — бригада т. Охотина.

Деревня Заборье — бригада т. Марченко.

Озеро Восмато (восточнее оз. Свино) — бригада т. Фалалеева.

Районный центр Бегомль — бригада «Железняк». В районе имеется бывший оперативный аэродром АДД КА.

В. п. Рыбаки — бригада т. Карпича.

В районах действия партизан немецкие захватчики зверски расправляются с населением, поддерживающим партизан. Только в одном Освейском районе разграблено и сожжено более 140 населенных пунктов, расстреляны и замучены многие сотни мирных жителей, в том числе старики, женщины, дети. Все оставшееся в живых население бежало к партизанам, искало их защиты и поддержки. Немцы двинули против партизан кроме карательных эсэсовских частей также литовцев, украинцев, донских казаков и татар, продавшихся врагу. Причем именно с помощью этих предателей и власовцев немцы стали окружать и прочесывать леса, куда ранее не заходили.

Приказано: вместе с авиаполками ГВФ нашим летчикам-буксировщикам принять участие в операции «Дети» — вывоз партизанских детей из зон Невеля, Освея, Полоцка, Городочи, Витебска и других пунктов, где действуют партизаны и куда летают наши аэропоезда.

У пилота-планериста Ивана Пещерева при посадке на партизанской площадке близ деревни Поповичи в фюзеляже планера взорвалась магнитная мина. Пещереву осколком перебило сухожилие голеностопного сустава. [96]

После лечения пилот проходил медкомиссию на допуск к полетам, как положено обнаженным, но в кирзовых сапогах, мотивируя это тем, что у него мерзнут ноги.

Врачи допустили Пещерева к полетам. Позже выяснилось, что он не снимал сапоги потому, что большой палец ноги прикреплял к голенищу резинкой, которая помогала ему сгибать ступню.

Учитывая горячую просьбу пилота, Пещерев в индивидуальном порядке допущен к продолжению летной боевой работы.

Из информбюллетеня:

«В США отработана техника и методика подхвата планеров с земли летящим самолетом с помощью жесткой «кошки», каната и специальных тормозных устройств. Этот метод имеет немаловажное практическое значение для вывозки с поля боя в районе десантирования тяжелораненых, для вывозки диверсионных групп после выполнения заданий и т. д....»

В СССР такой «захват» отрабатывался в 30-х годах.

В ночь на 11-е самолеты Ил-4 были без разведки пущены с планерами на новую площадку в районе Бегомля. Оба самолета цели не нашли и задания не выполнили.

Случай этот показывает, что без предварительной разведки маршрута и цели выпускать буксировщики с планерами не следует.

В ночь на 12-е разведку новой цели пришлось повторить, но уже самолетами без планеров. Разведка прошла успешно, но при вылете аэропоездов случилась катастрофа планера Г-11, во время которой погиб пилот-планерист старший сержант Лобанов. Планер буксировался самолетом СБ лейтенанта Поспелова. На разбеге самолет развернулся вправо, попал в рыхлый снег, оторвался в конце летного поля и, чтобы не врезаться в лес, резко перешел в набор высоты. В результате планер оторвался и при посадке в лес разрушился.

В ночь с 9-го на 10-е совершено шесть вылетов, из них четыре успешных. В эту ночь пилот планера А-7 Анискин, шедший на буксире за ДБ-3 Хрепрукова на высоте более 3000 метров, потерял положение самолета и в результате резких рывков оторвался от него. При посадке [97] в 20 километрах севернее деревни Пустошки на озеро планер поломан, пилот легко ранен.

Анискин уничтожил планер, боеприпасы спрятал у крестьян и отправился искать партизан.

Вернувшись в деревню, он обнаружил, что груз и крестьяне, прятавшие его, захвачены полицией.

Груз списан по акту потерь.

Впоследствии из отряда партизан Анискин переправлен на самолете У-2 в расположение своей группы.

Отрыв планера произошел в результате плохой видимости выхлопных огней на высоте и отсутствия на самолете ДБ-3 верхних аэронавигационных электроогней для ориентировки планериста.

Отрыва можно было избежать путем зажигания АНО на консолях, но летчик самолета не сделал этого, боясь демаскировать аэропоезд.

За один месяц на Калининском фронте совершено 96 боевых планеро-вылетов с полной загрузкой. Потери незначительные.

На прифронтовом аэродроме боевая жизнь начинается с наступлением сумерек. Из укрытия на взлетную полосу доставлены безмоторные ширококрылые аппараты. Кабины их загружены... На линию старта вырулил самолет. Дается сигнал электрическим фонарем: взлет разрешен! Сначала медленно, а затем, взметая тучи снежной пыли, все быстрее странный эшелон (самолет и за ним два планера) поднимается в воздух и скрывается из глаз. Это буксировщик повел в партизанский край новые планеры...»

Дальше