Комиссары
История создания, боевого и политического становления планерных подразделений ВДВ связана с Военно-Воздушными Силами.
В 1931 году передислоцировался 22-й Отдельный корпусной авиаотряд. Он был оснащен самолетами Р-1, на фюзеляже которых красовались рисунки: рука, сжатая в кулак, с надписью «Наш ответ лорду Керзону».
В 1934 году отряд получил новые самолеты Р-5, и его местом базирования стал город Саратов. Комиссаром отряда назначили Николая Петровича Мамкина.
На базе 22-го Отдельного корпусного авиаотряда сформировалась летная школа, затем СВАПШ, и Мамкин так и остался в них комиссаром.
Николай Петрович Мамкин участник гражданской войны. Юношей, политбойцом брал Перекоп. Впоследствии, как политрук, участвовал в создании авиационных частей Красной Армии. Приведем оценку, данную ему командиром летчиком А. Э. Аугулем:
«Мамкин был партийной головой Саратовской военно-авиационной планерной школы, ее создателем, высоко эрудированным, любящим и знающим свое дело человеком.
Мимо его внимания не проходили даже малейшие упущения в деятельности отдельных людей или организаций. Имея большой опыт в партийно-воспитательной работе, умело и доходчиво передавал его всем, кто в этом нуждался. Его лекции и доклады, которые он читал всегда без бумажки, были пронизаны высоким патриотизмом и любовью к Родине, партии, народу, ведущим жестокую борьбу с коварным врагом фашизмом.
Мамкин обладал высоким тактом в обращении с [57] людьми. Я не помню такого случая, чтобы собеседник комиссара был недоволен разговором, обижен.
Он был искусным оратором, обладал феноменальной памятью. Слушать его официальные выступления было одним удовольствием. Большинство употребляемых им цитат классиков марксизма-ленинизма и литературы произносились на память и всегда точно.
Часто приезжал Мамкин на периферийные аэродромы, значительно удаленные от Саратова, и все сложные вопросы быта, жизни, полетов решал оперативно и, я бы сказал, даже весело...»
Политическая работа в СВАПШ начиналась трудно, как и в любом вновь формируемом учебном заведении. Курсанты -17–18-летние юноши прибывали со всех концов страны, и все с разными, порой не установившимися характерами и мировоззрением. В основном русские, украинцы и белорусы, но немало училось и представителей других национальностей и народов, в том числе венгры и даже один испанец Исоиэс Альбистеги.
Даже сейчас, по прошествии многих лет, планеристы, забывшие многих, помнят испанца.
В 1936 году с очередной группой ребят из Испании через Францию прибыл Альбистеги в Советский Союз. Подрос. Выучился летать в подмосковном аэроклубе. Там проявил свой характер в первые дни Великой Отечественной войны. Как-то поставили его финишером к посадочному знаку «Т» зимой, в сильный мороз. Он, в плохой одежонке, в ботинках, начал коченеть. Обморозил ноги. Упал. Но замены не попросил. Когда его спросили: «Почему?», ответил «Война!»
Позже, в Могилеве, где по аэродрому были разбросаны неразорвавшиеся немецкие бомбы, чтобы обезопасить товарищей, Альбистеги эти бомбы собрал в кучу на окраине аэродрома у оврага и решил подорвать. Поставил одну из бомб в ямку детонатором вверх. Смастерил хитрое устройство: доска на круглом обрубке, на одном конце доски дырявая банка с водой, на другом кирпич. Рассчитал, что как только вода через отверстия выльется из банки, кирпич, упадет на взрыватель бомбы, он же, Альбистеги, в это время будет уже далеко. Когда сделал первый шаг от устройства, оглянулся, увидел, что банка падает с доски. Не медля, как в воду с вышки, Альбистеги прыгнул в овраг. Взрыв [58] был до того мощным, что юношу выбросило со дна оврага на склон. Там его и нашли, помятого,-оглушенного, но невредимого.
Высокий, красивый, с пушистыми ресницами парень, резкий в движениях, очень любил летать. А переносил полеты трудно. В болтанку его все время мутило, укачивало. Он это скрывал, чтобы не отлучили от неба. И еще не переносил русских морозов.
Впоследствии в боевых полетах и на партизанской земле Исоиэс Альбистеги показал себя преданным товарищем, храбрости и честности беспредельной.
Все достойные должны быть комсомольцами и коммунистами, поставил задачу Мамкин.
И стали политработники не торопясь, но быстро изучать людей. Практически недостойных не оказалось, и в короткий срок создались мощные комсомольские и партийные организации.
Помню, комиссар школы Мамкин придет на старт, соберет вокруг себя курсантов, вынет из кармана «Казбек» и говорит: «Закуривайте, товарищи!» и пачки как не бывало, рассказывает бывший курсант СВАПШ П. Тетерев. Побудет с нами, обрисует обстановку на фронте, в стране, и на душе станет легче. А мы к нему со своими вопросами, думами. Слушать он умел. Что пообещает, обязательно сделает. Многих знал по именам, знал, как живут наши родители, и у кого их нет тоже знал. К этим ребятам относился особенно душевно и внимательно. Настоящий был коммунист, профессор человеческих душ... Людям верил...
Верил. Как-то из школы исчез молодой летчик-инструктор Королев. По закону военного времени его посчитали дезертиром. Командование решило принять самые суровые меры.
Не торопитесь, советовал Мамкин, не из тех Королев, кто голову в кусты прячет.
И время подтвердило правоту комиссара: инструктор поехал к командующему ВВС и добился того, чего не мог достичь многочисленными рапортами направления в действующую армию, на фронт. Королев в небе войны покрыл свое имя славой.
Методы воспитания подчиненных комиссар применял разные, часто оригинальные. Если курсант или младший по званию офицер пройдет около него, не поприветствовав, как положено по уставу, ничего не скажет ему [59] Мамкин. Но запомнит крепко. И при следующей встрече, а она обычно случалась в тот же день, комиссар сам, первым, перейдет на строевой шаг и точно по уставу, четко и красиво, поприветствует нарушителя воинской этики. Это производило неизгладимое впечатление, курсанту от стыда глаза спрятать некуда, и он в будущем не позволял себе быть невнимательным при встречах ни с одним командиром.
Летом 1943 года вышло в свет первое издание книги писателя Степанова «Порт-Артур». Эту глубоко патриотическую книгу Мамкин достал только в одном экземпляре и принес ее на старт, когда производились дневные полеты. Читал сам, с выражением, комментируя отдельные события, изложенные в романе применительно к дням Великой Отечественной войны. На эту громкую читку приходили все, кто был свободен от полетов, а кто был занят, на другой день старались узнать о прочитанном. За несколько дней лично Мамкин познакомил курсантов с большей частью романа, потом назначил «чтецов с эмоциями и хорошим голосом» из среды курсантов.
С тех пор прошло более 40 лет, сколько за это время книг прочитано ветеранами, но при встречах они вспоминают эти «посиделки» на старте.
Да, да, «Порт-Артур» тогда читали...
Представляешь, до сих пор отлично помню содержание этого романа!
А я года три назад купил новое издание и написал на нем: «В память о СВАПШе!»
Когда немецкие полчища подошли к Москве, в ленкомнате школы собрались все курсанты, и Мамкин выступил перед ними с такой зажигательной речью, что все 207 курсантов-москвичей записались добровольцами на защиту столицы в пехоту.
Их обмундировали по-солдатски. Дали винтовки. Привезли на железнодорожный вокзал Саратов-II. И тут нарочный из штаба ПриВО сообщил: пополнение из СВАПШ не требуется. Тому, что лучших комсомольцев удалось сохранить для авиации, Мамкин радовался больше всех. Впоследствии стало известно сам комиссар [60] позаботился о своих питомцах и его правильно поняло вышестоящее командование.
По идее Николая Петровича Мамкина художник Борис Бобров создал серию плакатов о Великой Отечественной войне. Плакаты были так хороши и оригинальны, что Госполитиздат распространил их по всей стране несколькими массовыми тиражами.
Память о Николае Петровиче это память о лучших коммунистах тех дней. Именно они воспитали в нас высокое чувство долга перед Родиной и людьми. И фамилия-то у Николая Петровича под стать Мамкин. Между собой мы иногда говорили: «Вон к нам Мама идет...»
А «мамы» были очень нужны, особенно для курсантов со слишком эмоциональными характерами, склонных к излишнему самоанализу и посему рассеянных или теряющихся в сложных ситуациях полета.
Все планеристы помнят симпатичного курсанта Оберемок-Якубова, которому «всегда не везло». Если подавалась команда «налево», он четко поворачивался направо. Командир эскадрильи Ляпин в таких случаях говорил:
Опять этот с двойной фамилией команду на два помножил!
При ночных полетах с инструктором Робулем Оберемок-Якубов на взлете решил «досмотреть» картину «Ночь над Белградом». Планер бежит за самолетом, а курсант смотрит не вперед; как положено, а вбок, туда, где на открытой поляне показывают кино, где происходят интереснейшие события на огромном полотняном экране.
Рывок. Буксирный трос лопается как струна. Чуть не врубились в крутой берег реки Курдюм.
В одном из следующих полетов Оберемок-Якубов приземлился на трактор, или, как шутили, «притракторился».
Впоследствии курсант-неудачник стал хорошим пилотом, участвовал в параде над Москвой.
Партия не скупилась при подборе политработников для десантных войск, воины которых действовали в самых сложных и рискованных операциях. Приказы гитлеровского командования наставляли своих палачей: «Десантникам смерть!» [61]
Первый командир 2-го Отдельного авиапланерного полка полковник Силантьев перед вылетом с аэродрома подскока в тыл врага выстраивал пилотов и говорил им:
В случае чего в плен не сдаваться, отстреливаться до последнего, а последнюю пулю в себя. Иначе немцы измучают, истерзают, а затем расстреляют, или повесят, потому что вы десантники.
Никто сдаваться не помышлял, все знали о многочисленных примерах расправы фашистов над десантниками-парашютистами. Политработники рассказывали о делах фашистов подробно и правдиво. Комиссаром 1-го полка был майор Иванчихин, ранее работавший в аппарате ЦК КП(б) Молдавии, член ЦК и депутат Верховного Совета МССР. Опытный политработник очень много сделал для подготовки личного состава полка к боевой работе. В первую очередь им была создана действенная партийная организация во главе с парторгом Дмитрием Ананьевым, воспитанником Ленинского комсомола, бывшим секретарем РК ВЛКСМ в городе Грозном.
Тепло вспоминая о комиссарах, Петр Тетерев рассказал:
«...Под стать Н. П. Мамкину был наш молодой политрук Ананьев Дмитрий Александрович. Душа человек. Умел и слово сказать и делом помочь. До сих пор помню его пламенные речи, которые могли увлечь людей на выполнение любого задания... В июле 1942 года при тренировочном полете на планере мы грохнулись в лес, попали в госпиталь. После выписки из госпиталя подходит ко мне Дмитрий Александрович, спрашивает, как самочувствие, настроение, кто и как живут дома. Узнав, что моя родина недалеко, что дома остались больная мать с младшими братишкой и сестренкой (остальные мои пять братьев были на фронте, а отец умер еще до войны), сам предложил мне съездить на пару дней домой. И это в разгар войны!.. Трудно описать, какой праздник был у меня дома... Перед следующим вылетом в тыл врага я подал заявление о приеме в партию...»
Но самым сложным и тяжелым оказывался для нас подбор экипажей летчиков и пилотов-планеристов для боевых вылетов в партизанские районы, на особые задания, утверждает политком авиаэскадрильи того же полка Иван Иванович Стаднюк. Ведь лететь желали [62] все, нет, не то слово «желали» рвались, умоляли послать на задание, а посылать приходилось ограниченное количество людей.
Комиссары воспитывали политбойцов. Каждый пилот-планерист, находясь в партизанских отрядах, так или иначе вел действенную пропаганду и агитацию среди народных мстителей и населения.
Вместе с партизанскими художниками планеристы нарисовали столько плакатов и лозунгов, что их хватило для десятков освобожденных сел. Производило это огромное впечатление. Люди шли из дальних деревень, чтобы убедиться: Советская власть существует, оккупация временная.
Особо следует отметить сатирические плакаты. Они били по врагу, как боевое оружие. Сначала рисовали их от руки, и потому тираж был небольшой 10–15 экземпляров, позже в одной из операций в кабинете немецкого полковника партизаны сорвали с пола линолеум. На его обрезках стали делать линогравюры. Когда же планеристы привезли партизанам типографии, плакаты печатались тиражом более 300 экземпляров.
Юрий Соболев дважды летал в тыл врага, полтора года воевал вместе с партизанами, был комиссаром отряда в Ленинградской области. Вернулся в часть только в 1944 году после прорыва блокады Ленинграда.
Григорий Малиновский и Борис Комиссаров, находясь в тылу врага, занимались и политработой. Многие планеристы на ими же привезенных типографских станках выпускали листовки, прокламации, боевые листки. Писали статьи, очерки, стихи в газеты. Вели контрпропаганду в войсках РОА, и она была действенной.
Иногда, сразу же после посадки у партизан, пилоты попадали в окружение жителей, как первовестники Большой земли.
«На другой день после прилета новое задание выступление перед жителями партизанской деревни, пишет полковник Н. Беляев, бывший пилот-планерист. Просторная изба полна народа. Страшно волнуюсь: что рассказать этим мужественным людям? Конечно, о столице. О том, как живут и трудятся москвичи. О работе метро, о Большом театре. О том, что столица и вся наша великая Родина всегда помнят о героях сопротивления и гордятся отважными народными мстителями, что день изгнания гитлеровских захватчиков недалек, [63] что скоро солнце свободы вновь взойдет над селами и городами Белоруссии.
Затаив дыхание, слушают люди рассказ комсомольца посланца Большой земли. Глядя на открытые, молчаливые, суровые, и такие добрые лица этих людей, у меня еще больше крепнет вера в неотвратимость нашей победы. Хочется снова и снова летать, громить ненавистных оккупантов...»
Немцы вели усиленную контрпропаганду. Пилот-планерист Педченко после отцепки приземлился на ложную немецкую площадку. Фашисты сразу составили листовку с его рисованным портретом, расписали «райскую» жизнь пленного пилота и призывали других планеристов отдаваться в их «доброжелательные» руки, обещая высокую награду. Их потуги оказались напрасными. Политорганы с помощью разведки сумели узнать о трагической судьбе пилота и рассказали людям правду. Это еще выше подняло моральный и боевой дух пилотов, всколыхнуло новую волну ненависти к врагу.
На место приземления Педченко ходил пилот-планерист Нсоиэс Альбистеги, чтобы точно удостовериться в последствиях посадки. Путь был нелегким и опасным. Альбистеги, преодолев его, нашел ложную площадку. Она была оборудована немцами в 30 километрах от настоящей, партизанской. Площадка-ловушка оказалась маленькой, в густом лесу. Планер Педченко врезался в деревья.
Вернувшись, Альбистеги доложил командованию:
Видел остатки планера. Весь груз разбросан. На борту у Педченко было много папирос. Все они поломаны около мундштука. По состоянию планера и груза ясно планерист погиб. Кабина разбита всмятку.
Так уж получилось, что повествование о партийно-политической работе опять коснулось испанца Исоиэса Альбистеги, поэтому хочется досказать, каким интернационалистом стал этот человек.
После Великой Отечественной войны и поражения фашизма в Европе он вернулся на родину в Испанию и стал членом исполкома Компартии Испании, 'поселившись в городе Эйбар. Связи со своими боевыми товарищами в.нашей стране он не прекратил. Вот выдержка из его письма 1982 года, посланного другу, бывшему пилоту-планеристу Рафаилу Блюмкину:
«Здравствуйте мои вечные друзья Рафа и Нина! [64]
...Большое спасибо за ваши подарки теперь хватит чуть ли не на весь год селедки, что заставляет крепко вспоминать нашу Россию, как же можно послать четырнадцать штук банок и одну большую банку селедки, наверное, разорились, теперь я смогу долгое время сберегать деньги на питание, уже идет шестнадцатый месяц заводского кризиса и моей болезни... да еще эти проклятые оппортунисты и авантюристы, называющие себя руководителями «левых» и даже «коммунистических сил», которые ищут третью ногу там, где ее нет, т. е. беспрерывно критикуют Советский Союз, его правительство и КПСС (то Афганистан, то Польшу, то внутреннюю жизнь), у которых я и спрашиваю: где вы были при Франко? сколько жертв понесли при спасении человечества от фашизма? и какие же вы к черту коммунисты, если плачете о том, что не победили реакционные силы в Чехословакии, в Венгрии, прочих социалистических странах? нет, тяжелый год для меня (хотя временно из-за болезни я не участвую в работе исполкома Компартии страны Басков), не могу спокойно лежать, когда оскверняют Советский Союз...
Вспоминаю, как интересно мы провели 1 мая 1978 года первый раз с 1939 года разрешенный законом праздник (хотя и до этого мы устраивали демонстрации и получали дубинками, а если арестовывали, то и хуже). Были организованы демонстрации всеми силами, силами партии и профсоюзов, в столицах областей.
В Сан-Себастьяне были тысячи красных флагов, среди них и наши, коммунисты с VII и IX съездов (хотя и в нелегальном положении). Мы шли с портретами В. И. Ленина, с лозунгами за марксизм-ленинизм, скандировали за интернациональноеть пролетариата, за диктатуру пролетариата, за не вход Испании в состав НАТО, а позади нас топали каррилисты (еврокоммунисты), и когда кто-нибудь из них подхватывал наши выкрики, то сразу подходили к ним «гориллы» и заставляли молчать...
Четвертого числа мы из г. Эйбора организовали экскурсию (на 2 автобусах) в Бильбао и смотрели ансамбль Красной Армии, всем очень понравилось, и все вернулись довольные.
День Победы, это уж тут не отмечается, но я лично по приглашению рабочих завода Иримо поехал в Сумарраи, [65] в воскресенье, т. е. 7 числа, и провел там беседу про Отечественную войну, про огромную заслугу комсомола и КПСС и о том, что героями тогда были все, от детей до стариков, до министров и прочее. 9 числа в скромном ресторане моего города, совместно с несколькими старшими партийцами, проведшими 10–15 и более лет в тюрьмах, отпраздновали День Победы...
Рафаэль, передай ребятам однополчанам по Великой Отечественной войне, что я остался навсегда верным данной мною присяге при РККА, и что не зря отдали свою молодую жизнь наши товарищи за Великую страну Советов, и что у нас, при наших трудностях, видно, кто в самом деле любит и ценит Советскую страну, и заодно передай поклон и привет от меня ребятам.
Ну пока, пишу более трех часов (устает рука) и не могу больше, как хотелось бы. С крепким поцелуем для всех!
Исоиэс».
Но возвратимся в годы войны. Правда, в любое время партийная и политическая работа трудно оценима. Ее нельзя показать предметно, как могут показать свои изделия мастера других, профессий конструктор, доменщик, строитель, например. Но именно они, комиссары, больше других помогали становлению отважных воинов и созидателей, патриотов. Об одном из них Михаиле Григорьевиче Ильине, и хочется рассказать.