Таран оружие смелых
Над Кубанью весной 1943 года гул авиационных моторов не прекращался ни днем ни ночью. В воздушных схватках в наиболее напряженные периоды боев на небольшом участке фронта одновременно участвовало несколько сот самолетов.
Главная роль в борьбе за господство в воздухе на поле боя принадлежала истребительной авиации. От мужества, стойкости и упорства летчиков-истребителей в борьбе сврагом во многом зависел успех боевых действий наземных войак, бомбардировочной и штурмовой авиации.
Советские летчики-истребители в этих боях проявили такое высокое летное мастерство, смелость и отвагу, что противник вынужден был перебросить на Кубань лучшие части своей истребительной авиации подразделения Берлинской зоны ПВО. Это были отборные, опытные асы, матерые фашистские вояки. Но наши летчики быстро сбили с них спесь.
На всем протяжении Великой Отечественной войны советские летчики-истребители превосходили врага в смелости и мастерстве, а в период кубанского воздушного сражения эти качества летчиков проявились с особой силой. Недаром хваленые фашистские асы как огня боялись воздушного тарами этого боевого приема советских летчиков.
Движимые единственным стремлением во что бы то ни стало уничтожить врага, советские летчики, пренебрегая опасностью, шли на таран.
В истребительных авиационных толках, сражавшихся на Кубани, таких летчиков было особенно много. [85]
Одним из первых в воздушных боях на Кубани совершил таран гвардии старший лейтенант Б. Козлов. О подвиге отважного летчика быстро узнали во всех частях, о нем рассказывала армейская газета «Крылья Советов» 12 апреля 1943 года в корреспонденции «Подвиг гвардейца».
«Высоко в небе дрались истребители, говорилось в этой статье. - Они то свечкой взмывали ввысь, то почти отвесно пикировали вниз. Ревели перегруженные моторы. Жестоким, торопливым языком разговаривали пулеметы и пушки.Гвардейцев было меньше, чем фашистов, но держались они стойко, нападали решительно и дерзко, защищались искусно. Ожесточение дерущихся нарастало с каждой минутой. Долго кружился с «мессершмиттами» гвардии старший лейтенант Б. Козлов. Но ускользали из-под удара фашисты. Еще несколько головокружительных эволюции и летчик Козлов встретился на лобовых с одним вражеским истребителем. Расстояние между ними быстро сокращалось. Враг не отворачивал. Это был упрямый противник. Он, вероятно, ждал, когда отвалит русский летчик, чтобы всадить смертельную очередь в бок его самолета. Но он просчитался. Когда Козлов понял, что его огонь не берет врага, он решил таранить.
Страшный треск коробящегося металла, разлетавшихся кусков вражеского самолета потряс воздух. Борис Козлов выбросился из самолета и раскрыл парашют. Исковерканная вражеская машина вместе с летчиком беспорядочно рухнула на землю».
В этом же номере газеты было напечатано стихотворение армейского поэта Семена Гордеев а «Так будь прославлен!», посвященное отважному летчику-истребителю Борису Козлову.
Вот отрывок из него:
Он не свернул перед фашистом.В период воздушных боев над полуостровам Мысхако, когда ожесточенность сражения за этот героический клочок земли достигала высшего напряжения, совершил таран летчик старшина Ю. Медведев. [86]
В рапорте на имя командира полка старшина Ю. Медведев так описывает свой поединок с вражеским бомбардировщиком.
«Командиру 269 иап.Доношу, что при выполнении боевого задания 20 апреля 1943 года в период 5 часов 50 минут 6 часов 40 минут на прикрытие в районе Мысхако Новороссийск в составе десяти ЛаГТ-3 на высоте 3500 метров над целью заметил один Хе-111, шедший выше нас на 700–800 метров, и начал его преследовать. Сделав две атаки снизу сзади, убил нижнего стрелка. Третью атаку произвел сверху. В это время отказало вооружение. При выходе из атаки верхний стрелок пробил козырек и правую часть приборной доски. Сам получил осколочное ранение в правую часть лба и глаза. Я решил таранить самолет врага. Зайдя сзади ниже него на 100–150 метров на скорости 500–520 километров в час, резким задиром самолета вверх ударил его по хвостовому оперению правой стороной мотора и плоскости, после чего Хе-111 упал в двух километрах юго-западнее станицы Пятигорская. После тарана у моего самолета загорелась правая сторона мотора и отлетела часть консоли по крайний правый бензобак. Горящий самолет я посадил на огород юго-западнее станицы. Самолет разбит и частично сгорел»{34).
За воздушным боем Ю. Медведева с немецким бомбардировщиком наблюдали тысячи людей: офицеры и солдаты наземных войск, жители станиц и хуторов. Они затаив дыхание следили, как советский истребитель, яростно преследуя двухмоторный фашистский бомбардировщик, догнал, атаковал сзади и сбил его.
Ю. Медведев, сам тяжело раненный, собрав все свои силы, произвел посадку на поврежденном в воздушном бою самолете недалеко от станицы Пятигорской. Колхозники и солдаты местного гарнизона помогли ему выбраться из горевшей машины, оказали первую помощь и отправили в госпиталь. Это был пятый самолет, уничтоженный отважным летчиком Ю. Медведевым. [87]
На следующий день летчик сержант В. Куницын, недавно прибывший на фронт, готовясь к первому боевому вылету, волновался больше всех. Первый боевой вылет! Чем-то он кончится?
И вот в воздух взвилась ракета сигнал для взлета. Истребители, взлетев парами, приняли боевой порядок и взяли курс на запад. За линией фронта они встретили группу бомбардировщиков врага в сопровождении истребителей, которые первыми пошли в атаку. Три вражеских истребителя атаковали самолет В. Куницына, но ему все же удалось прорваться к вражескому бомбардировщику и атаковать его на встречном курсе. Фашистский летчик пытался уйти от удара, но запоздал. Куницын настойчиво и уверенно шел на таран. Отдав ручку «от себя», он нанес удар винтом и крылом своей машины по самолету со свастикой. Отойдя в сторону и осмотревшись, сержант Куницын увидел вверху самолеты боевых друзей, а внизу беспорядочно падавший «юнкерс». Машину сильно трясло, но мотор работал хорошо. Вскоре Куницын был над своим аэродромом и произвел посадку на «живот» в стороне от взлетной полосы. А на другой день отважный летчик снова сражался с врагом и сбил в воздушном бою еще один вражеский самолет.
Следуя примеру своих товарищей, так же мужественно поступил сержант Н. Авилов.
Накануне Первого мая в воздушном бою противнику удалось поджечь самолет Авилова. Но сержант Авилов не думал о спасении своей жизни. Он решил отомстить врагу во что бы то ни стало. И вот истребитель, объятый пламенем, стремительно летит на врага. [88] Сержант Авилов идет на таран. Удар. И в ту же секунду наш летчик покидает самолет с парашютом. Фашистский самолет камнем падает вниз.
Об этом подвиге фронтовой поэт Н. Маклосов сложил песню «О сержанте Авилове», в которой вошел мужество отважного летчика-комсомольца:
...Случайно вражеская пуля
Вошла огнем в его мотор.
Огонь хлестал его по телу,
Горели пятна жарких ран.
Но враг под ним. Авилов смело
Повел машину на таран.
Упал стервятник от удара
Его горящего крыла.
То был Авиловым наказан
Фашист за черные дела.
Так всюду смелый побеждает,
И, как поет о том народ,
От храбрых пули убегают,
Героя пуля не берет.
В бою врага винтом тараня,
Он не жалел своей крови,
Такой отваге нет названья,
Ее хоть песней назови{35}.
4 мая подвиг Авилова повторил летчик 236-го истребительного авиационного полка младший лейтенант В. Прохоров. Он летел ведомым. Внезапно истребитель противника, зашедший со стороны солнца, атаковал самолет ведущего. Но Прохоров огнем пушек своего самолета отразил эту атаку. Однако враг был упрям. Выйдя из атаки, он снова стал заходить в хвост самолету ведущего. Упрям был и Прохоров. Он зорко следил за маневрами вражеского летчика. Сделав горку, противник развернулся вправо и пытался атаковать сзади самолет Прохорова. Но Прохоров, упредив его, развернулся и пошел в лобовую атаку. Стремительно сокращалось расстояние между самолетами. Нервы были напряжены до предела. Прохоров, готовясь к таранному удару, расстегнул привязные ремни и, избегая лобового удара, нанес правой половиной крыла удар по самолету противника, который моментально загорелся и упал недалеко от станицы Крымской. При ударе Прохоров был выброшен из кабины. Он благополучно спустился с парашютом на свою территорию, получив незначительные ушибы и легкие ожоги лица.
В тот же день командир дивизии генерал-майор авиации А. П. Жуков вручил герою орден Красной Звезды.
После освобождения советскими войсками станицы Крымской немецко-фашистское командование предприняло ряд попыток вернуть утраченные позиции. Оно бросило на этот участок несколько сот бомбардировщиков и истребителей. Особенно ожесточенные бои в воздухе разгорелись 8 мая 1943 года.
В тот день летчики Л. Дема и С. Маковский таранными ударами сбили два самолета противника. Вот как это произошло.
Шестерка истребителей Як-1 236-го истребительного авиационного полка вылетела на прикрытие наших войск в районе станицы Неберджаевской и западнее станицы Крымской. Советские истребители встретили двадцать бомбардировщиков противника под прикрытием восьми истребителей. Завязался бой. Смелыми атаками наши истребители, расстроив боевые порядки бомбардировщиков, заставили вражеских летчиков неприцельно сбросить бомбы. Во время воздушного боя появилась еще одна группа бомбардировщиков противника, летевшая к переднему краю наших войск. Советские истребители бросились навстречу бомбардировщикам врага, перехватили их и атаковали на подходе к цели. Боеприпасы у наших истребителей были на исходе. Но советский летчик не считает себя безоружным в боевой машине. У него есть еще возможность уничтожить врага это таран. И старший лейтенант Дема пошел на таран. Он сделал два захода, но неудачно. Враг ускользал. Фашистский самолет перешел в пологое пикирование и уходил со снижением. Но Дема настиг врага на высоте 300 метров. Он ударил винтом по хвостовому оперению фашистского самолета и отрубил ему хвост. Самолет противника врезался в землю. Дема резко развернулся и взял курс на свою территорию. Самолет трясло. С трудом перетянув линию фронта, он приземлился на склоне горы.
Второй таран в этот день совершил командир звена 43-го истребительного авиационного полка лейтенант С. Маковский.
В одном из вылетов он был ведущим шестерки истребителей. Пара истребителей противника демонстративной атакой пыталась отвлечь внимание летчиков, чтобы дать возможность другим своим истребителям внезапно атаковать наши самолеты. Ведущий по радио предупредил об этом ведомых. В это время из-за облаков показалась группа истребителей врага. В завязавшемся воздушном бою один из них пытался зайти в хвост самолету С. Маковского. Маковский был готов к отражению атаки и упредил маневр врага. Развернув свой самолет, он пошел на сближение с противником. Оба летчика почти одновременно открыли огонь. Расстояние между ними стремительно сокращалось. Считанные секунды решали исход боя. Гитлеровец не выдержал и первым отвернул в сторону. И в этот момент С. Маковский левой половиной крыла своего самолета ударил по крылу «меесаршмитта». Фашистский самолет разрушился в воздухе. Самолет Маковского, сильно повреждшный, вошел в спираль. С большим трудом летчик вывел машину в горизонтальный полет и под прикрытием своих товарищей благополучно произвел посадку на своем аэродроме.
Так же смело пошел на таран летчик 812-го истребительного авиационного полка лейтенант И. Федоров.
10 мая 1943 года на счету лейтенанта И. Федорова появился четвертый сбитый им самолет при особых обстоятельствах, которые характеризуют его воинское умение, отвагу и волевые качества.
В паре с лейтенантом Г. Чураковым Федоров прикрывал свои наземные войска от ударов вражеских бомбардировщиков. Истребители противника в течение 10 минут превосходящими силами атаковывали пару Федорова, стремясь расчистить воздух для действий своих бомбардировщиков. [91]В это время радиостанция наведения вызвала пару Федорова в район станицы Абинская, к .которой приближались вражеские бомбардировщики. При полете в новый район самолет Федорова был атакован парой истребителей противника. Отважный воздушный боец смело принял бой, несмотря на то что горючее было на исходе и летчик физически устал. Умело маневрируя, он сумел не только избежать атаки самолетов противника, но сам перешел в атаку и сбил одного «мессершмитта». Внезапно появилась новая группа истребителей врага, два из них атаковали его сзади и один опереди. Загорелся мотор самолета Федорова, кончились боеприпасы, сам он был ранен. Раненный, летчик направил горящий самолет на противника и ударил левой плоскостью своей машины по вражескому самолету, сам силой удара был выброшен из кабины и благополучно приземлился с парашютом. После этого тарана Федоров, перевязанный бинтами, вновь поднялся в воздух и сбил ФВ-190.
А 14 мая 1943 года Совияформбюро сообщило о героическом подвиге летчика 628–го истребительного авиационного полка старшего сержанта К. Михайлова. [92]
«На Кубани, говорилось в вечернем сообщении, летчик старший сержант Михайлов вступил в бой с вражеским бомбардировщиком и дважды таранил немецкий самолет. «Юнкерс» упал на нашей территории. Тов. Михайлов благополучно приземлился на своем аэродроме».
13 мая молодой летчик старший сержант Михайлов получил приказ перехватить и уничтожить вражеский самолет-разведчик Хе-111. Уже находясь в воздухе, Михайлов получил с земли приказ идти на разрывы зенитной артиллерии, которая открыла огонь по самолету врага. Летчик пошел в северо-западном направлении. С командного пункта снова поступил приказ: «Противник выше вас! Атакуйте!» На высоте 4000 метров Михайлов увидел летящий на максимальной скорости фашистский самолет и атаковал его. Самолет противника, оставляя за собой полосу дыма, со снижением продолжал полет, ведя сильный огонь по нашему истребителю. Ему удалось пробить один бензобак на истребителе К. Михайлова, но советский летчик продолжал атаки, а когда кончились боеприпасы, решил идти на таран. Он зашел слева сверху и ударил винтом по рулю высоты вражеского самолета, который покачнулся, но все же продолжал уходить со снижением. Тогда Михайлов зашел еще раз справа сверху и, повторив таран, отрубил хвостовое оперение самолета противника. «Хейнкель» вошел в штопор и горящим врезался в землю. Один из фашистских летчиков выбросился с парашютом, но парашют его сгорел в воздухе. [93]
Михайлов благополучно произвел посадку на своем аэродроме.
Летчики, таранившие вражеские самолеты в воздушных боях на Кубани, приумножили боевые традиции советской авиации. Их отвага и героизм свидетельствовали о горячей любви к своей социалистической Родине, о готовности умереть за ее независимость. Только наши соколы, обладающие превосходством над врагом и сражавшиеся за мир на земле, были способны на такие подвиги.