Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Часть 2.

Военно-воздушные силы Военно-Морского флота СССР
в Великой Отечественной войне

Глава 3.

Суровые годы, большие испытания

В первых боях с врагом

22 июня 1941 г. фашистская Германия и ее сателлиты вероломно напали на Советский Союз. Нападению гитлеровской Германии на Страну Советов предшествовала длительная подготовка. Сразу же после установления в Германии фашистского режима идея захватнической войны против СССР была возведена в ранг государственной политики. На четвертый день после прихода к власти в 1933 г. Гитлер заявил, что лучшим вариантом завоевательной программы является захват нового жизненного пространства на Востоке и его беспощадная "германизация". А перед нападением на Советский Союз в 1941 г. бесноватый фюрер давал фашистским генералам установку:

"...Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Это — борьба идеологий и различных рас, и ее нужно вести с беспрецедентной, безжалостной и неукротимой жестокостью..."

Против Советского Союза была брошена отмобилизованная и развернутая огромная армия. 181 дивизия и 18 бригад, 3712 танков, 4950 самолетов, 47260 орудий и минометов лавиной двинулись на нашу Родину на Северо-Западном, Западном и Южном стратегических направлениях. Вражеский флот вошел в наши территориальные воды.

По масштабам и напряженности вооруженной борьбы, по тяжести испытаний, выпавших на долю советских людей, начавшаяся война не имела себе равных. В числе тех, [76] кто первым принял неравный бой с врагом, были и летчики морской авиации.

Еще 17 июня 1941 г. в 15 час. 47 мин. немецкий самолет Ю-88 перелетел государственную границу и стал вести разведку над полуостровами Средний и Рыбачий на Севере. В район обнаружения самолета было вызвано звено дежурных истребителей, но фашистский лазутчик предусмотрительно ушел от погони. В последующие дни до 22 июня немецкие самолеты 9 раз появлялись над Полярным, Ваенгой, островом Кильдин, Лой-ярв, Пумманки, Кандалакшей и в других местах. По ним неоднократно открывался огонь зенитных батарей.

19 июня в 11 час. 45 мин. над полуостровом Рыбачий старший лейтенант В. Д. Воловиков на самолете И-153 провел первый на Севере воздушный бой с самолетами "Хейнкель-111" и сам безрезультатно был атакован "Мессершмиттом-110"{118}.

В связи с усилением разведывательной деятельности и явной подготовкой противника к войне 19 июня командующий Северным флотом контр-адмирал А. Г. Головко приказал ввести на флоте оперативную готовность № 2, рассредоточить боевые корабли, подводные лодки первой линии выдвинуть на позицию{119}, а с 20 июня один раз в сутки проводить воздушную разведку Баренцева моря от острова Харлов до мыса Нордкап и от Белого моря до устья реки Паной, не нарушая территориальных границ и вод сопредельных стран.

С целью повышения боеготовности частей ВВС было создано боевое ядро из двух эскадрилий истребителей, шести бомбардировщиков, одной эскадрильи МБР-2 и трех самолетов ГСТ{120}. Половина боевого ядра была приведена в готовность № 1.

21 июня в 23 час. 50 мин. Народный комиссар Военно-Морского Флота адмирал Н. Г. Кузнецов приказал флотам перейти на оперативную готовность № 1. Краснознаменному Балтийскому флоту, по просьбе его командующего, это распоряжение было отдано раньше, и флот перешел на готовность № 1 в 23 час. 35 мин. того же дня. Вслед за этим военным советам флотов последовала [77] шифровка о том, что в течение 22 — 23 июня возможно внезапное нападение немцев. Подчеркивалось, что не следует поддаваться ни на какие провокационные действия, а ведение разведки в чужих территориальных водах категорически воспрещалось{121}.

Утром 22 июня от начальника Главного морского штаба адмирала И. С. Исакова Военными советами Северного, Краснознаменного Балтийского и Черноморского флотов была получена новая телеграмма:

"В четыре часа немецкая авиация без всякого повода совершила налеты на аэродромы, города, базы. Одновременно германские войска перешли нашу западную границу. В связи с неслыханным по наглости нападением фашистской Германии Красной Армии приказано:

1. Уничтожить войска, нарушившие границу нашей территории, не переходя до особых распоряжений наземную границу.

2. Разведывательной и боевой авиации установить сосредоточение авиации и группировку его войск. Мощными ударами авиации уничтожить авиацию противника и разбомбить группировку наземных войск.

Удары наносить на глубину 100 — 150 км. Разбомбить Кенигсберг, Мемель.

На территории Финляндии, Румынии до особых указаний полетов не делать"{122}.

В 4 ч. 00 мин. 22 июня четыре самолета противника вторглись в наше воздушное пространство и на высоте 1000 м вели разведку пограничных постов, расположенных на побережье Варангер-фьорда; один самолет пролетел курсом на Мурманск. В 4 ч. 25 мин. 22 июня 1941 г. Северный флот перешел на готовность № 1.

В первый день войны контр-адмирал А. Г. Головко доносил Народному комиссару ВМФ Н. Г. Кузнецову:

"Установлено, что последние дни немцы пользуются финским и норвежским флотом. Прошу разрешения топить все суда у входа в Варангер-фьорд".

Кроме того, командующий флотом просил позволения нанести удары по аэродромам Киркенес, Лаксельвен на территории Норвегии. Разрешение было получено. Одновременно было приказано топить все суда в Варангер-фьорде. [78]

С утра 24 июня авиация противника производила одиночные и групповые налеты на полуострова Рыбачий и Средний, остров Кильдин, Кольский залив, губу Титовка. 7 бомбардировщиков противника бомбили главную базу флота Полярное, 15 вражеских самолетов совершили налет на село Титовку. В губе Териберка был поврежден авиабомбами советский транспорт "Роза Люксембург".

В 16 ч. 45 мин. на подходах к Кольскому заливу наши истребители атаковали 6 бомбардировщиков противника. В этом воздушном бою командир 4-й эскадрильи 72-го авиаполка старший лейтенант Б. Ф. Сафонов сбил Ю-88, открыв боевой счет авиаторов Северного флота в войне.

25 июня Ставкой Главного Командования были даны указания начать боевые действия авиации по аэродромам и сосредоточению войск в приграничных районах Финляндии.

27 июня группа бомбардировщиков во главе с лейтенантом А. К. Осокиным вывела из строя рудодробильный завод в Петсамо. На обратном пути к строю наших бомбардировщиков пристроился "Хейнкель-126", но тут же был обнаружен и сбит в групповом бою истребителями сопровождения — командиром 72-го авиаполка Героем Советского Союза майором Г. П. Губановым и старшим лейтенантом Б. Ф. Сафоновым{123}.

Военные действия на Черном море противник также начал налетами авиации. В ночь на 22 июня, в 3 ч. 07 мин., с румынской территории был совершен первый групповой налет на главную базу флота Севастополь с целью постановки донных неконтактных мин и закрытия выхода нашим кораблям в море. В дальнейшем немецкая авиация не раз стремилась заминировать водные акватории наших военно-морских баз.

Первая волна немецких самолетов, идущих на Севастополь, была обнаружена постами воздушного наблюдения, оповещения и связи за 15 минут до подхода к главной базе флота. Быстрый перевод дежурных средств ПВО на боевую готовность № 1 обеспечил успешное отражение налета немецких самолетов огнем зенитной артиллерии. Один самолет противника был сбит огнем батареи [79] 61-го зенитного артиллерийского полка, а остальные, не выполнив задания, беспорядочно сбросили на парашютах мины в море и на сушу. В 4 ч. 13 мин. были подняты истребители для барражирования над главной базой{124}.

Рано утром 22 июня 1941 г. 96-я эскадрилья в составе 16 истребителей И-16 и И-153 под командой капитана А. И. Коробицина на подступах к Измаилу встретила 12 румынских бомбардировщиков. Наши летчики врезались в боевой порядок противника и сбили 5 самолетов. В этом бою лейтенант М. С. Максимов открыл боевой счет летчиков Черноморского флота. Второй бомбардировщик уничтожил старший лейтенант А. П. Борисов, а третий был сражен капитаном А. И. Коробициным. Два других вражеских самолета в групповом бою сбили лейтенанты Б. В. Маслов и А. А. Малиновский.

Успешное отражение первых воздушных налетов врага стало возможным потому, что на кораблях и в частях флота накануне войны поддерживалась высокая боевая готовность. Еще 14 июня 1941 г. Военный совет Черноморского флота издал директиву, в которой потребовал от командиров частей, кораблей и соединений

"в пятидневный срок проверить по-настоящему боевое управление, план обороны, развертывание, режим полетов авиации..."{125}.

Основные усилия авиации флота в первые дни войны были направлены на ведение дальней и ближней воздушной разведки и нанесение ударов по военно-морской базе Констанца, порту Сулина, аэродромам и стратегическим объектам противника в Румынии, по морским коммуникациям врага. Одновременно авиация прикрывала свои войска, базы, аэродромы и корабли в море.

Удары по вражеской территории начались в ночь на 23 июня 1941 г. В налетах участвовали 64 бомбардировщика 2-го и 40-го авиаполков 63-й авиабригады, ведомые Героем Советского Союза майором А. Н. Токаревым, капитаном Н. Переверзевым, старшим лейтенантом И. Е. Коршуновым. Они потопили транспорт, подожгли элеватор, нефтехранилище компании "Ромэн", разрушили казармы{126} [80] . В последующие дни район наших бомбардировок с каждым днем расширялся.

В 23 ч. 35 мин. 21 июня перешел на оперативную готовность № 1 Краснознаменный Балтийский флот. И когда немецко-фашистские войска нарушили сухопутную границу в районе Паланги, а авиация вторглась в воздушное пространство Советского Союза, нанося удары по военно-морским базам Либава, Кронштадт и Виндава, по флоту был отдан приказ:

"Германия начала нападение на наши базы и порты. Силой оружия отразить... нападение противника"{127}.

В 4 ч. 50 мин. 22 июня во всех авиационных полках и эскадрильях была объявлена боевая тревога.

Первым на Балтике открыл счет сбитым самолетам врага заместитель командира эскадрильи 13-го авиаполка капитан А. К. Антоненко. 23 июня над Таллином появился фашистский бомбардировщик "Юнкерс-88". Зенитчики открыли огонь. На перехват взлетело дежурное звено истребителей. Враг уходил по направлению к Ханко. Антоненко находился на аэродроме и следил за тем, что происходило в воздухе.

— Я его собью! — вдруг вскрикнул он и бросился к своему "ястребку".

Вскочив в самолет, Антоненко взлетел и настиг фашистского стервятника над островом Нарген. Сначала он короткой очередью обезвредил вражеского стрелка, а затем, подойдя ближе, ударил по моторам. Вражеский бомбардировщик загорелся и взорвался...{128}.

В тот же день летчики-истребители 13-го авиаполка Семенов, Дмитриев и Андреев в групповом бою в районе полуострова Ханко сбили еще два фашистских бомбардировщика "Юнкерс-88"{129}.

24 июня 1941 г. 9 СБ и 23 ДБ-3 57-го бомбардировочного авиаполка (командир полковник Е. Н. Преображенский) первыми на Балтике нанесли удар по военно-морской базе Мемель, потопили транспорт и разрушили причал и портовые постройки. Второй массированный удар [81] полк нанес по базе Турку. Вражеский порт был надолго выведен из строя.

25 июня 1941 г. по указанию Ставки Главного Командования ВВС Северного фронта во взаимодействии с авиацией Краснознаменного Балтийского и Северного флотов нанесли массированный удар по 19 аэродромам Финляндии и Северной Норвегии. Цель удара заключалась в том, чтобы непрерывными налетами днем и ночью разгромить авиацию противника и ликвидировать аэродромы в районе южного побережья Финляндии и тем самым сорвать ее налеты на Ленинград.

Рано утром 263 бомбардировщика и 224 истребителя, из них около 90 самолетов флотской авиации, вышли точно на заданные цели и почти беспрепятственно произвели бомбометание по стоянкам самолетов, складам горючего и боеприпасов. Налет длился несколько часов. Одна группа самолетов сменяла другую. Некоторые объекты подвергались трем-четырем ударам. В итоге первого дня налетов враг потерял 41 самолет. Успех был налицо. Операция продолжалась шесть суток, в ней приняло участие 540 самолетов.

Из балтийцев наиболее эффективно бомбили аэродром Турку летчики 57-го авиаполка составом 18 ДБ-3 и 22 СБ. В районе цели самолеты были обстреляны огнем зенитной артиллерии и атакованы звеном истребителей противника. На другой день балтийцы повторили удар. Аэродром был основательно разрушен, противник долго не мог им пользоваться.

В следующие дни авиация флота бомбила аэродромы в районах Мемель, Котка, Сало, Утти, Мальми, Порво.

29 июня 15 самолетов подавили береговую батарею в районе Вестерник северо-восточнее полуострова Ханко и разрушили железнодорожный мост в районе Экнес{130}. Удары наносились при сильном противодействии зенитного огня и истребителей противника.

30 июня южнее г. Крустпилс 9 бомбардировщиков СБ на высоте 1400 м были атакованы двумя группами вражеских истребителей Ме-109 и Ме-110 по 12 — 14 самолетов в каждой. Девятка смело приняла неравный воздушный [82] бой, в ходе которого 2 Ме-109 были сбиты. Наши потери при этом — 4 самолета.

24 и 25 июня наносили торпедно-бомбардировочные удары по сооружениям военно-морской базы Мемель несколько самолетов 1-го минно-терпедного авиаполка (командир — майор Н. В. Абрамов). 28 июня и в последующие три дня они осуществляли минные постановки в районе баз Мемель и Данциг, на фарватере порта Хельсинки, чтобы воспрепятствовать выходу немецких кораблей из баз.

15 июля полком были поставлены мины на подходах к устью реки Даугава, на которых через несколько дней подорвался крупный фашистский танкер. Минные постановки, сделанные летчиками полка, затруднили переброску войск и техники противника. Об эффективности минных постановок можно судить по тому, что установленные места гибели многих транспортов и финского броненосца "Вайнемяйнен" совпадают с местами постановок мин.

По данным фотоконтроля в течение шести дней военно-воздушные силы Северного фронта совместно с авиацией Краснознаменного Балтийского и Северного флотов подвергли ударам 39 аэродромов противника. В воздушных боях и на земле было уничтожено в общей сложности более 130 вражеских самолетов{131}.

Неоднократные сообщения гитлеровского командования в первые дни войны об уничтожении русской авиации далеко не соответствовали действительности. За период с 22 июня по 5 июля 1941 г. немецкие ВВС потеряли 807 самолетов всех типов, а с 6 по 19 июля еще 477. Советские летчики мужественно и стойко встретили врага и в течение всей войны с честью выполняли свой воинский долг, отстаивая свободу и независимость социалистической Родины. Лишь ценой больших потерь и главным образом потому, что нам пришлось эвакуировать большинство предприятий авиационной промышленности на восток, немецкой авиации удалось достичь временного господства в воздухе на направлениях главных ударов своих сухопутных войск. [83]

Укрепление военно-воздушных сил Военно-Морского Флота

В грозные дни войны взоры всех советских людей были обращены к Коммунистической партии, ее Центральному Комитету. Проявляя величайшую мудрость и твердость в преодолении трудностей, вызванных внезапным нападением фашистской Германии, ЦК ВКП(б) мобилизовал все силы партии и народа на Великую Отечественную войну.

Важнейшее значение для мобилизации всех сил и средств страны на отпор врагу имели образование чрезвычайного органа руководства обороной страны — Государственного Комитета Обороны и речь И. В. Сталина 3 июля, в которой он призвал народ к беспощадной священной войне, не обещая скорой и легкой победы.

Мобилизация в военно-воздушных силах ВМФ фактически началась с момента объявления Советским правительством по радио о начале военных действий и была проведена в сокращенные сроки. Еще до получения приказа о мобилизации штабами ВВС флотов были отданы соответствующие распоряжения о перебазировании, рассредоточении и отмобилизовании частей. Только по ВВС Краснознаменного Балтийского флота в первый день войны с целью приближения частей к районам боевых действий 13, 71 и 73-й полки 10-й авиабригады и 11 отдельных авиаэскадрилий были перебазированы из восточных районов на свои основные аэродромы на побережье. Минно-торпедная авиация была рассредоточена. Аналогичные меры были приняты и на других флотах.

В части ВВС ВМФ явился весь приписной командный и рядовой состав запаса. Люди горели желанием сражаться с ненавистным врагом.

Отправляясь в свой первый боевой полет, старший лейтенант Б. Ф. Сафонов на левом борту своего истребителя написал: "За ВКП(б)", а на правом — "Смерть фашизму!". На бортах самолета командира звена Родина выделялись надписи: "За Родину!", "Вернусь с победой!" В заявлениях о приеме в партию, в горячих речах на митингах, в письмах к родным с фронта выражалась твердая уверенность в победе над черными силами фашизма.

К 1 августа 1941 г. ВВС Военно-Морского Флота были развернуты по штатам военного времени. Значительно пополнились личным составом и техникой авиабазы, батальоны [84] связи и ремонтные органы. Авиабазы стали способны обслужить два-три аэродрома.

В ходе войны выяснилось, что существующая организация авиации ВМФ нуждается в совершенствовании. К концу 1941 г. авиационные полки вместо пяти эскадрилий стали состоять из трех, с значительным сокращением числа самолетов. Были сокращены и соответственно реорганизованы отдельные авиаэскадрильи. Подверглись также перестройке и тыловые части. В результате перестройки повысилась маневренность летных частей и качество оперативно-тактического управления ими.

* * *

Задачей первостепенной важности являлось дальнейшее материально-техническое оснащение морской авиации. Трудностей на этом пути было немало. ВВС Красной Армии и ВМФ пришлось вести борьбу с противником, авиационное производство которого было развернуто в крупных масштабах{132}.

Фашистские летные кадры прошли школу боев на Западе. На советско-германском фронте они столкнулись с устаревшими марками советских истребителей, которых было большинство.

Примерно такое же положение было в бомбардировочной, минно-торпедной и разведывательной авиации. Флот почти не имел штурмовой авиации, потребность в которой ощущалась с первых дней войны. Задача состояла в том, чтобы в кратчайший срок добиться изменения соотношения сил в военно-экономической области в нашу пользу, создать превосходство над противником в боевой технике и вооружении. Благодаря усилиям ученых, конструкторов, рабочего класса под руководством Государственного Комитета Обороны и соответствующих наркоматов, партийных организаций из месяца в месяц производство авиационной техники неуклонно возрастало. Советские самолеты по качеству не уступали немецким, а по многим тактико-техническим данным превосходили самолеты противника. [85]

Например, самолет Як-3 с двигателем ВК-107А по основным летно-техническим данным в диапазоне высот от земли до практического потолка являлся лучшим из известных отечественных и иностранных истребителей. По своим летно-тактическим данным бомбардировщик Ту-2 превосходил немецкий бомбардировщик Ю-88.

Уже в первый год войны Военно-Морской Флот получил 1366 боевых самолетов{133}.

Начиная с 1943 г. на вооружении авиации действующих флотов находились мощные по тому времени самолеты Ил-4, Ту-2, Пе-2, Ил-2, Ил-10, Як-9, Як-3, Ла-5 и другие. Военно-воздушные силы ВМФ пополнились главным образом штурмовой и торпедоносной и отчасти истребительной и бомбардировочной авиацией. Незначительным было поступление гидросамолетов (отечественных — 69 и импортных типа PBN-1 "Каталина" — 138), так как с началом войны их производство было прекращено и возобновлено только к концу войны. На вооружении находилось 43 типа авиабомб, 2 типа реактивных снарядов, несколько торпед и мин, различные патроны и снаряды [86] для самолетных пушек{134}. Действующие ВВС флотов не испытывали нужды и в других видах вооружения.

Одним из основных условий успешной боевой деятельности авиации флота являлась своевременная и квалифицированная подготовка летно-технических кадров. Трудности в этом деле были также немалые. Емкость морских авиационных училищ для удовлетворения потребностей военных лет оказалась недостаточной. К тому же основные два училища, готовившие до войны летные кадры — ВМАУ имени Сталина и ВМАУ имени Леваневского были расположены в южных районах страны, и им пришлось несколько раз менять место дислокации, заново создавать базу и организовывать учебный процесс. Училище имени Сталина в октябре 1941 г. из Ейска перебазировалось сначала в Моздок, а затем в Поволжье. Туда же было эвакуировано летное училище имени Леваневского.

На новых местах дислокации личный состав училищ кроме основной своей задачи — подготовки кадров — занимался постройкой оборонительных сооружений, осуществлял противовоздушное прикрытие своего района, промышленных и военных объектов. 9-я истребительная авиаэскадрилья прикрытия и 8-я эскадрилья переучивания ВМАУ имени Сталина в сентябре — октябре 1941 г. совершили 132 самолето-вылета на отражение налетов противника и сбили два фашистских бомбардировщика{135}. Самолеты противника сбили инструкторы-летчики Константин Наумов и Николай Симанчук.

Обучение курсантов велось на разных типах самолетов, что усложняло подготовку летчиков для фронта.

С 1 июля 1941 г. обучение курсантов стало проводиться по программе военного времени, а срок обучения длился от нескольких месяцев до года. В процессе обучения основное внимание уделялось отработке практических летных навыков. Было увеличено количество полетов по маршруту, на воздушные стрельбы, воздушный бой. Курсанты выпускались из училища подготовленными к использованию радиосредств. Все выпуски производились только на боевой материальной части. В летных училищах была введена индивидуально-поточная система обучения [87] курсантов. Наиболее способные проходили курс подготовки быстрее, чем обеспечивался непрерывный поток выпуска летчиков. Учебные эскадрильи в отдельные периоды ежедневно выдавали фронту по 10 — 12 летчиков-истребителей.

В училищах проводилось переучивание летчиков и инженерно-технического состава с флотов на новой материальной части.

В 1942 г. на базе 19 аэроклубов приказом Народного комиссара ВМФ была сформирована 1-я авиационная бригада школ пилотов первоначального обучения (командир бригады — полковник И. В. Шарапов), которая подготовила за войну 3470 пилотов{136}.

В 1943 г. было создано 1-е Подготовительное военно-морское авиационное училище (начальник училища — полковник Головач) с целью подготовки кадров для комплектования школ пилотов первоначального обучения.

На базе учебно-резервных (запасных) авиационных полков в 1943 г. было открыто 3-е ВМАУ ВВС ВМФ (начальник училища — полковник В. Ф. Злыгарев) и в 1944 г. 4-е ВМАУ ВВС ВМФ (начальник училища — полковник В. И. Васильев). На первое была возложена подготовка летчиков-штурмовиков, а на второе — подготовка экипажей для минно-торпедной авиации.

Основной кузницей летных кадров для ВВС ВМФ в дни войны являлось Ейское авиационное ордена Ленина училище, которое ныне стало высшим и носит имя прославленного космонавта дважды Героя Советского Союза В. М. Комарова. В годы войны его возглавляли генералы А. X. Андреев, И. В. Рожков, а затем Герой Советского Союза Н. А. Наумов. В грозные военные годы 3320 питомцев училища получили путевку в небо. Заслуженная слава о них шла по всему фронту. Они сражались на Севере, Балтике, Черном и Азовском морях и Тихом океане, защищали Москву, Одессу и Севастополь, Ленинград и Сталинград{137}. От встречи с воспитанниками Ейского часто уклонялись воздушные асы третьего рейха. Училище сформировало и отправило на фронт 9 авиационных полков, [88] 18 отдельных авиаэскадрилий, на комплектование которых были выделены 421 самолет и 308 летчиков постоянного состава. Кроме того, на базе училища было создано училище морских пилотов, две авиационных и шесть нелетных частей{138}. За выдающиеся успехи в подготовке кадров для морской авиации и боевые заслуги перед Родиной Советское правительство в 1943 г. наградило ВМАУ имени Сталина в день его 25-летия орденом Ленина. Среди питомцев училища более 200 Героев Советского Союза. А пятерым из них — М. В. Кузнецову, А. Е. Мазуренко, Н. Г. Степаняну, В. И. Ракову, Н. В. Челнокову — присвоено это высокое звание дважды.

Многие воспитанники училища стали командирами частей, соединений и объединений, сделали весомый вклад в дело дальнейшего развития Военно-Воздушных Сил страны и авиационной науки. Среди них заслуженным уважением пользуется дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Николай Васильевич Челноков. Бесстрашным буревестником называли Н. В. Челнокова боевые товарищи за его летное мастерство и большое мужество, самообладание и выдержку. В 1939 г., во время войны с белофиннами, его тяжелый бомбардировщик появлялся над Турку, Койвисто и над побережьем Ботнического залива. Не жалея сил сражался Челноков с гитлеровцами. В тяжкую пору 1941 г. торпедоносцы под командованием Челнокова наносили удары по фашистским танкам на Западной Двине и Днепре. В числе первых он перешел с бомбардировщика на Ил-2 и за время войны совершил 227 успешных боевых вылетов на штурмовку. Он бил врага под Саблино, Тихвином, Тосцо, в Луге, Гатчине, [89] Выборге. Летчики Челнокова дрались за Новороссийск, Керчь, Феодосию, Севастополь. По его инициативе "ильюшины" были использованы для нанесения ударов по морским целям с малых высот. 9-я штурмовая авиационная Ропшинская Краснознаменная, ордена Ушакова I степени дивизия под командованием Н. В. Челнокова успешно бомбила корабли в Нарвском, Кенигсбергском и Данцигском заливах. В приказе, посвященном освобождению нашими войсками столицы советской Эстонии Таллина, Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин отметил большие заслуги летчиков Н. В. Челнокова.

* * *

Технические кадры ВВС ВМФ в годы войны готовило Военно-морское авиационное техническое училище (начальник училища генерал-майор авиации А. В. Цырулев). Училище окончили 5311 человек по 24 специальностям, в том числе авиамехаников — 2176, механиков по спецоборудованию — 447 и механиков по вооружению — 462{139}. В мастерских училища было отремонтировано 527 самолетов, 253 авиационных мотора и свыше 400 приборов и агрегатов{140}. 640 курсантов и матросов училища в 1942 г. добровольно ушли на фронт, чтобы с оружием в руках защищать Родину{141}.

Большой вклад в дело подготовки авиационных кадров в годы войны внесли Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ (начальник курсов генерал-майор авиации П. П. Квадэ, с 1944 г. — полковник П. Г. Коновалов). На курсах проходили переподготовку преимущественно офицеры действующих флотов, имевшие большой боевой опыт. Слушатели повышали уровень теоретических знаний, изучали тактику ВВС и новую материальную часть в объеме, необходимом командиру отдельной части. Готовились здесь офицеры штабов и тыла ВВС ВМФ.

Благодаря заботам Коммунистической партии и Советского правительства проблема подготовки авиационных кадров флота была успешно решена, а система военно-учебных [90] заведений ВВС Военно-Морского Флота себя оправдала. За время войны учебные заведения ВВС ВМФ подготовили 24294 авиационных специалиста, что вполне обеспечивало выполнение боевых задач на морских театрах и развертывание новых формирований.

В ходе войны росло количество авиачастей. ВВС Северного флота увеличились в три раза, были вновь сформированы авиачасти Беломорской военной флотилии. Значительно выросла авиация других флотов.

К лету 1943 г. на всех флотах авиационные бригады были переформированы в авиационные дивизии. Совершенствовалась организация управления и обеспечения. В 1943 г. Управление ВВС ВМФ было реорганизовано в Главное управление ВВС ВМФ, расширился состав штабов ВВС на флотах.

Успехи и достижения авиации ВМФ являлись также результатом огромной кропотливой работы командиров, политорганов, партийных и комсомольских организаций по политическому, воинскому и культурному воспитанию офицеров, старшин и матросов.

Партийно-политическая работа была направлена на выполнение главной задачи — обеспечение разгрома немецко-фашистских захватчиков и японских милитаристов. В основе всей работы политорганов, партийных и комсомольских организаций было воспитание бойцов и командиров в духе беззаветной преданности и верности Родине и Коммунистической партии, жгучей ненависти к врагам Отечества, повышение идейно-теоретического уровня и боевого мастерства, твердости и непоколебимой воли каждого с оружием в руках добиться победы над противником.

Это достигалось путем совершенствования форм и методов боевой и воспитательной работы в соответствии с конкретной обстановкой и задачами, стоявшими перед авиацией флота. Особого внимания заслуживает пропаганда героических подвигов офицеров и бойцов, их передового боевого опыта. Популяризация лучших воздушных бойцов флота являлась основной формой воспитания личного состава. На страницах печати военных лет, в особенности газет "Летчик Балтики", "Черноморский летчик", "Североморский летчик", "Тихоокеанский сокол", систематически публиковались яркие, запоминающиеся материалы о героических делах флотских авиаторов, ставшие ныне [91] достоянием истории и достойным примером для подражания.

О высоком политико-моральном состоянии личного состава ВВС ВМФ, его беззаветной преданности партии и Родине свидетельствовало стремление лучших авиаторов связать свою судьбу с партией коммунистов. За годы войны парторганизации ВВС действующих флотов приняли в члены и кандидаты партии 22 700 человек. В Ленинский комсомол вступило 16 863 воина{142}.

* * *

Много энергии, труда и умения для достижения победы над врагом в годы войны отдали Н. Г. Кузнецов, И. С. Исаков, А. И. Шахурин, С. Ф. Жаворонков, И. В. Рогов, А. Г. Головко, Ф. С. Октябрьский, В. Ф. Трибуц, И. С. Юмашев, Н. М. Кулаков, Н. К. Смирнов, А. А. Николаев, С. Е. Захаров, Ф. Г. Коробков, В. В. Суворов, Д. Ф. Бортновский, П. П. Квадэ, В. П. Алексеев, И. К. Никитенко, А. К. Купреев, А. X. Андреев, М. И. Самохин, А. А. Кузнецов, В. В. Ермаченков, Н. А. Остряков, П. Н. Лемешко, И. И. Борзов, А. А. Мироненко, А. Н. Томашевский, М. Г. Степаненко, Л. Н. Пурник, А. С. Шабанов, М. И. Сторубляков, Н. С. Александров, А. И. Зенкин, Н. Г. Колесников, Е. Н. Преображенский, П. И. Лысенко, А. П. Галичий, Н. Т. Петрухин, Н. К. Логинов, Н. М. Кидалинский, В. И. Катков, А. Н. Филаретов, И. И. Сербин, В. И. Смирнов, Д. И. Сурков, А. М. Шугинин, В. И. Мухин, А. И. Суханов, В. С. Корешков, М. А. Курочкин, Я. З. Слепенков, Д. И. Манжосов, И. Г. Романенко, П. В. Кондратьев, Н. М. Никитин, Н. В. Кузенко, В. Н. Калмыков, Б. Л. Петров, М. Д. Желанов, В. И. Раков, Г. Г. Дзюба, А. А. Губрий, И. С. Любимов, Г. И. Хатиашвили, Н. А. Токарев, В. П. Канарев, И. Е. Корзунов, С. С. Бессонов, Б. А. Почиковский, П. В. Ерух, П. И. Сучков, С. А. Коваленко, М. В. Барташов, М. П. Михайлов, К. Д. Денисов, Н. М. Черняев, В. И. Васильев, В. Ф. Злыгарев, А. В. Цырулев, И. Ф. Фролов, И. Г. Ярамышев, М. И. Круглов, Н. Д. Виноградов, Р. М. Собченко, И. П. Козырев, Н. Г. Гуревич, А. Н. Прусаков, Г. К. Кирилкин, [92] Н. Т. Земцов, К. Д. Алексеев, Н. В. Беляков, В А. Курхин, Г. С. Порохнев, А. М. Подольский, А. М. Морозов, А М. Миронов, В. А. Русаков, И. И. Азаров, Ф. В. Сарафанов, Н. А. Наумов, М. М. Круглов, Б. В. Радушнов и другие, чьи имена тесно связаны с историей зарождения, развития и укрепления советского Военно-Морского Флота и его авиации. [93]

Дальше