Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Земля — небо — земля

К началу 1944 г. стратегическая инициатива на всем советско-германском фронте прочло перешла к Красной Армии, наносившей все более сокрушительные удары по врагу. Но в Заполярье и Карелии сухопутные войска до лета 1944 г. активных действий не проводили. Тем не менее в воздухе упорная борьба авиации не прекращалась, не стихала ни днем, ни ночью. Наряду с ведением боевых действий за удержание завоеванного ранее господства в воздухе авиационные части и соединения 7-й воздушной армии выполняли и многие другие боевые задачи: наносили удары по войскам противника, его коммуникациям, резервам, прикрывали свои сухопутные части и соединения, города и объекты от ударов вражеской авиации, обеспечивали безопасность северных стратегических коммуникаций.

Почти каждую ночь уходил на боевое задание в ближний тыл противника экипаж младшего лейтенанта В. Григорьева. В одну из ночей он вылетел на бомбардировку вражеского гарнизона. При подходе к цели на высоте 1300 м Владимир Григорьев приглушил мотор и перевел самолет на планирование, штурман старшина Николай Самойлов уточнил курс и сбросил бомбы. Противник открыл сильный огонь из зенитных крупнокалиберных пулеметов. Через 10 минут после отхода от цели Григорьев почувствовал запах бензина. «Что случилось?» — с тревогой подумал он. А мотор работал все хуже и хуже и наконец совсем заглох. Впереди мелькнуло небольшое озеро, пришлось на него садиться. Выскочив из кабины, Григорьев стал выяснять причину отказа двигателя. Оказалось, что осколком снаряда повредило бензомагистраль.

Озерцо находилось на нейтральной полосе и хорошо просматривалось со стороны противника. Гитлеровцы заметили посадку По-2 и открыли по нему огонь из автоматов, а потом и из пушек, подсвечивая ракетами. Григорьев и Самойлов спешно ремонтировали бензосистему. Вдруг огонь противника прекратился. Это скорее насторожило, чем успокоило. И действительно, советские летчики увидели группу вражеских солдат, приближавшуюся к самолету. Самойлов сел за пулемет, а Григорьев продолжал ремонт. Наконец все в порядке! Летчик быстро сел в кабину, запустил мотор, и под автоматным обстрелом врага маленький По-2 поднялся в воздух и перелетел линию фронта.

За смелые действия комсомольцы В. Григорьев и Н. Самойлов первыми в 7-й воздушной армии были награждены орденом Славы III степени {74}.

Активно действовали летчики-ночники по коммуникациям противника. Успешным был боевой вылет экипажа По-2 679-го транспортного авиационного полка в составе летчика лейтенанта В. Г. Петрова и штурмана старшего лейтенанта О. В. Петрова в ночь на 8 января 1944 г. На подъездных путях железнодорожной станции они обнаружили вражеский эшелон. Снизившись, чтобы бить точнее, летчик и штурман с нескольких атак сбросили на поезд бомбы и обстреляли его из пулемета. В результате прямых попаданий бомб было взорвано пять вагонов с боеприпасами и еще несколько вагонов повреждено.

Как и ранее, в 1944 г. продолжалось пополнение авиационных частей и соединений летным, техническим составом, материальной частью. Поэтому много внимания уделялось обучению и переучиванию летчиков, штурманов на новые типы самолетов, вводу молодых авиаторов в строй, сборке и освоению прибывавших в части самолетов и другой современной техники.

15 января 1944 г. в газете Карельского фронта «В бой за Родину» было опубликовано письмо рабочих и служащих орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Уральского завода тяжелого машиностроения рядовым, сержантам и офицерам Карельского фронта. В нем говорилось: «...коллектив завода внимательно и взволнованно следит за боевыми действиями против злобного и коварного врага на северных участках огромного фронта Великой Отечественной войны. Тяжелые, суровые природные условия вашего фронта требуют исключительного напряжения и выносливости...» Далее в письме рассказывалось о самоотверженной работе коллектива завода по выпуску боевых машин для бронетанковых войск, о ширящемся социалистическом соревновании. Заканчивалось оно призывом усилить борьбу для разгрома врага, для победы.

Во всех частях 7-й воздушной армии прошли митинги и собрания, на которых горячо обсуждалось письмо уральцев. С личным составом частей и подразделений проводились также беседы о героизме тружеников тыла. Все это создавало высокий патриотический подъем, нацеливало авиаторов на выполнение боевых заданий, на быстрое освоение и лучшее обслуживание новой материальной части.

Как только личному составу 197-го истребительного авиаполка стало известно, что полк переходит на новые отечественные самолеты-истребители Як-9, по инициативе заместителя командира полка по политической части майора А. Ф. Михайлова было проведено совещание партийного и комсомольского актива, на котором с докладом «О задачах партийной и комсомольской организаций в изучении и освоении новой материальной части» выступили командир полка майор В. С. Мироненко и старший инженер полка инженер-майор Г. Е. Волошин. С этой повесткой были проведены партийные и комсомольские собрания.

Сразу после прибытия эшелона с самолетами новенькие «яки» были быстро доставлены на аэродром. В первый же день, 27 января 1944 г., техники и механики завершили полную сборку шести машин, а за три дня все 37 истребителей Як-9 были готовы к полетам. Пример в работе показывали коммунисты. Парторг эскадрильи «техник-лейтенант Н. А. Брехунцов личным примером увлекал техников и механиков на быструю и высококачественную сборку самолетов, умело поднимал их трудовой энтузиазм.

При перевооружении частей новыми, более совершенными типами самолетов летчики стремились как можно быстрее освоить их и снова вести боевые действия. Но переучивание не заканчивалось умением экипажей самостоятельно пилотировать новые самолеты. Необходимо было уверенно владеть машиной в бою, максимально использовать все ее высокие летно-тактические качества. Командиры, а именно они и были наиболее опытными летчиками, старались уберечь молодежь от гибели, дать ей время приобрести боевой опыт и закалку.

Так было и в 839-м штурмовом авиационном полку, личный состав которого переучился со старых самолетов И-15бис и И-153 на штурмовики Ил-2. В январе 1944 г. для лучшего ознакомления с районом боевых действий на кандалакшском направлении и опробования «илов» в бомбо-штурмовом ударе по переднему краю вражеской обороны в первый боевой вылет вышла группа наиболее опытных летчиков. Самолеты Ил-2 ударной группы, возглавляемой командиром полка майором П. И. Богдановым, пилотировали штурман полка капитан А. Ф. Еки-мов, командиры эскадрилий старшие лейтенанты Н. С. Кудло и А. Н. Попов, заместители командиров эскадрилий лейтенанты Е. П. Булин, М. Т. Пучков, командиры звеньев старший лейтенант В. В. Камушкин и лейтенант В. С. Лазарев, Восьмерку штурмовиков прикрывала группа истребителей.

По команде Богданова штурмовики с первого захода сбросили бомбы на позиции противника и сразу стали со снижением уходить на свою территорию. Но этот отход превратился в настоящий экзамен для всех экипажей. Фашистские летчики стремились во что бы то ни стало сбить «илы». Советские истребители прикрытия делали все возможное, чтобы защитить штурмовиков, которые оборонялись своими средствами. Хотя их строй оказался нарушенным, штурмовики все же шли довольно кучно над самой землей, лавируя между сопок, отстреливаясь от наседавших на них «Мессершмиттов-109» и «Фокке-Вульфов-190».

Замыкавший группу Ил-2, пилотируемый Камушкиным, атаковали два «мессершмитта». И тут пулемет воздушного стрелка осекся: кончились патроны. Но А. В. Гусаров не растерялся, схватил ракетницу и выстрелил из нее в атаковавших истребителей. Гитлеровцы не поняли, что это за огненный шар, и разошлись в стороны. Их атака была сорвана. Вскоре показался и наш аэродром.

Из этого первого боевого вылета на «илах» не вернулся лишь самолет, пилотируемый М. Т. Пучковым. Стремясь сбить немецкий истребитель, проскочивший вперед после атаки группы штурмовиков, он вышел из общего строя и устремился за врагом. Врага Пучков сбил, но и его машина была подожжена другим гитлеровцем. Во время вынужденной посадки с убранными шасси летчик погиб. Посмертно Михаил Тимофеевич Пучков был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Так в боях продолжалась учеба, накапливался боевой опыт.

Каждый вылет на боевое задание был сопряжен с огромным риском. Не все экипажи возвращались на базу. Но товарищи не покидали их в беде, принимали все меры для поиска и оказания помощи, прежде всего медицинской. Так было и в январе 1944 г., когда на аэродром не вернулся самолет 760-го истребительного авиационного полка, пилотируемый Героем Советского Союза капитаном В. И. Королевым. На его поиски сразу был послан По-2 679-го транспортного авиаполка. Летчик и. штурман лейтенанты Н. В. Устинов и И. Т. Чугуй, оба коммунисты, просматривая с малой высоты каждую складку местности, обнаружили упавший самолет и обратили внимание на лыжный след, уходивший на восток. Но горючее было на исходе. В следующем вылете на борту их По-2 был уже и старший врач полка капитан медицинской службы Н. М. Рудный. И вот на снегу они увидели группу советских бойцов, среди которых был и летчик. Выбрав площадку поровнее, Устинов произвел посадку на лыжи. Капитан Рудный оказал Королеву первую медицинскую помощь. Вскоре капитан В. И. Королев снова был в боевом строю.

Учились не только летчики, штурманы, воздушные стрелки, но и инженеры, техники, механики, мотористы, воины тыла. Учеба у них проводилась по планам, разрабатываемым отделом инженерно-авиационной службы и штабом тыла воздушной армии. Занятия проходили по подразделениям, а по некоторым темам — в составе полка или батальона аэродромного обслуживания. С техническим составом занятия проводили техники эскадрилий, с которыми, в свою очередь, занимались старшие инженеры полков. В периоды напряженных боевых действий занятия по технической подготовке не проводились, но ежедневно проходили технические совещания, на которых происходил обмен опытом и разбирались недостатки в работе за день. Кроме технической учебы в авиационных частях и соединениях ежегодно организовывались сборы заместителей старших инженеров по службам. На них изучалась новая материальная часть, давались необходимые указания инженерам. Серьезное внимание на сборах уделялось обобщению положительного опыта, анализу недостатков и причин происшествий в эксплуатации авиационной техники, определялись меры по их устранению и предотвращению.

Вопросы летно-тактической и технической подготовки личного состава авиационных частей и соединений постоянно были в центре внимания политорганов и партийных организаций. Чтобы более квалифицированно проводить эту работу, политработники и сами повышали знания. В январе 1944 г. политотдел 257-й смешанной авиационной дивизии в соответствии с приказом Наркома обороны СССР провел сборы политработников частей дивизии, от них были приняты зачеты по штураманской службе. Подобные мероприятия проводились и в других частях и соединениях воздушной армии.

Авиаторы, сражавшиеся в Заполярье и Карелии, несмотря на большую удаленность от центра страны и от тех участков советско-германского фронта, где происходили важнейшие события, всегда чувствовали себя частью народа. 2 февраля 1944 г. в газете «Боевая вахта» было напечатано письмо работниц сталинградского ордена Ленина завода «Красный Октябрь» летчикам Карельского фронта. Работницы завода, среди которых были не только жительницы Сталинграда, но и приехавшие с Кавказа, из Сибири, Средней Азии, центральных областей Советского Союза, в основном молодые девушки, составлявшие 75 проц. всего трудового коллектива, рассказали о том, как они живут и трудятся, о страшных разрушениях, причиненных гитлеровцами городу-герою. Письмо заканчивалось словами: «Молодежь завода заверяет вас, что не посчитается ни со временем, ни с личным отдыхом для восстановления завода и для выполнения фронтовых заданий... Беспощадно истребляйте немецко-фашистских захватчиков, мстите им за все их злодеяния! Мы уверены, что общими усилиями фронта и тыла враг скоро будет уничтожен и над страной вновь взойдет яркое солнце — оно озарит своими животворящими лучами мирный труд советских людей. Желаем вам счастья и новых успехов в боевых делах!»

Письмо работниц сталинградского завода нашло горячий отклик в сердцах авиаторов. Оно вызывало чувства уважения, теплоты и гордости за тех далеких девушек, на хрупкие плечи которых легла вся тяжесть работы в тылу. Летчики 195-го истребительного авиационного полка послали сталинградским девушкам ответное письмо. 15 февраля 1944 г. оно было опубликовано в «Боевой вахте». Авиаторы заверяли девушек, что не пожалеют сил и самой жизни для разгрома ненавистного врага. «...Ваш родной голос услышан всеми летчиками Севера. Мы бесконечно счастливы, что имеем у себя в тылу таких доблестных тружеников, как вы, ваш труд мы высоко ценим и ответим на него боевыми делами».

По поручению личного состава письмо подписали опытные летчики, одержавшие немало побед в небе Севера, — майор И. И. Дроздов, капитан Ф. К. Злодеев, старший лейтенант С. П. Аистов, лейтенанты Н. Н. Клименко, Н. П. Беседин, А. Н. Куракин, И. И. Максимов, младшие лейтенанты И. Ф. Радченко, Ю. Д. Тюрин.

Нелегко было советским женщинам, заменив у станков, в поле мужчин, обеспечивать фронт всем необходимым для ведения войны, но еще труднее приходилось тем, которые наравне с мужчинами сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Много добрых слов заслужили женщины — летчики, штурманы, воздушные стрелки, механики, мотористы, работники авиационного тыла, служившие в суровых условиях Севера. Девушки — механики и мотористы А. Г. Антипова, Н. А. Арсеньева, Н. В. Бурачкова, Н. А. Делаева, А. А. Кабашева, Н. И. Кулакова, А. И. Силаева, Л. С. Степанова, Н. П. Устинова, А. Д. Шамаева, Л. А. Шабалина добросовестно выполняли тяжелую мужскую работу, обеспечивая подготовку и безотказную работу вооружения, спецоборудования самолетов. Кроме того, им часто приходилось в дождь и пургу нести службу по охране стоянок самолетов и различных аэродромных объектов. Было и трудно, и страшно, но, стиснув зубы, а иногда и глотая слезы, они честно выполняли свой долг.

В 1944 г. происходили организационные изменения в 7-й воздушной армии. В соответствии с директивой Ставки Верховного Главнокомандования от 19 февраля 1944 г. 257-я смешанная авиационная дивизия в составе 415-го, 773-го истребительных, 604-го, 957-го штурмовых, 716-го ночного ближнебомбардировочного авиационных полков (командиры майоры Н. И. Алабин, К. П. Деревнин, В. М. Хрусталев, С. Ф. Бамшин и И. С. Пашин) и 165-й отдельной роты связи (командир капитан Н. И. Беляков) была включена в состав 7-й воздушной армии. В дивизии в это время насчитывалось 122 самолета. В воздушную армию вошли также 119-я отдельная разведывательная авиаэскадрилья, 375-я отдельная авиаэскадрилья связи и 69-е отдельное санитарное авиазвено, входившие ранее в состав ВВС 7-й отдельной армии. В этих подразделениях было 14 самолетов. В феврале прибыли и вошли в состав воздушной армии 214-й и 245-й штурмовые авиаполки. Последний вскоре по указанию командующего ВВС Красной Армии был выведен из состава 7-й воздушной армии и перебазирован на другой фронт. В феврале в составе воздушной армии был сформирован 1006-й артиллерийский полк ПВО. Кроме того, армии весной 1944 г. придавались и другие авиационные части {75}. Все это увеличивало боевую мощь авиации Карельского фронта и обеспечивало успешное выполнение ею боевых задач.

В активной борьбе за господство в воздухе советские летчики ослабляли воздушного противника. А бои в воздухе были упорными и очень трудными. Именно такой бой провели летчики 261-й смешанной авиационной дивизии во время налета на вражеский аэродром Тунгозеро 24 февраля.

Налету предшествовала большая подготовительная работа, которой лично руководил командир дивизии генерал-майор авиации И. Д. Удонин. По его приказанию еще 14 февраля на аэродром базирования 760-го истребительного авиаполка, ближе к вражескому аэродрому, перелетели шесть Ил-2 828-го штурмового авиаполка во главе со старшим лейтенантом П. А. Рубановым и шесть истребителей 19-го гвардейского истребительного авиаполка, которым командовал Герой Советского Союза майор К. Ф. Фомченков. Вечером генерал Удонин собрал на командном пункте ведущих летных групп и их заместителей и поставил им боевую задачу, а затем дал необходимые указания по организации боевого вылета. Была разработана последовательность действий. Шестерка «илов» Рубанова наносит удар по самолетам противника на аэродроме Тунгозеро в момент их заправки, как выразился командир дивизии, наносит «удар по хвосту». Непосредственное сопровождение штурмовиков осуществляет шестерка 760-го истребительного авиаполка под командованием старшего лейтенанта В. М. Араховского, шестерка майора К. Ф. Фомченкова составляет ударно-сковывающую группу, а два истребителя 760-го иап во главе с лейтенантом Ф. Д. Масловым фотографируют результаты бомбо-штурмового удара.

Все было готово к боевому вылету, но он откладывался: не позволяла погода. К тому же если ранее во вражеских группах было по 8–9 самолетов, то в последние дни — лишь по 4–5 самолетов, а хотелось нанести удар после посадки большой группы.

И вот 24 февраля посты ВНОС сообщили о появлении над линией фронта девяти вражеских истребителей, летевших на восток. Взвилась ракета — штурмовики и истребители пошли на взлет. Заняв боевой порядок, они легли на боевой курс. Все шло по плану. Метеоусловия в целом благоприятствовали: на маршруте облака были 7–8 баллов высотой нижней кромки 1000–1500 м. При подходе к Кунозеру группа встретилась с пятью ФВ-190 и четырьмя Ме-109, возвращавшимися на аэродром. «Фокке-вульфы» отвернули влево и с полупереворотом устремились на «илы». Четыре советских истребителя, пилотируемые В. М. Араховским, В. В. Савчишкиным, А. В. Будниковым и Ф. Г, Оточиаым, следовавшие сзади и слева от штурмовиков, пошли с набором высоты в лобовую атаку на пятерку ФВ-190 и сбили один из них. Два «фокке-вульфа» боевым разворотом ушли вверх, а вторая пара спикировала вниз. За первой парой ФВ-190 погналась пара лейтенанта Будникова, за второй — пара майора Савчишкина. Отогнав фашистов, они вновь вернулись к «илам» для их непосредственного прикрытия. В это время четверка «мессершмиттов» старалась зайти в хвост самолетам группы Фомченкова. Гвардейцы крутым разворотом вышли из-под удара и сами пошли в лобовую атаку на ФВ-190. Майор Фомченков с первой же очереди сбил «фокке-вульф». А далее советским летчикам пришлось вести бой и с «фокке-вульфами», и с «мессершмиттами». В одной из атак лейтенант Н. П. Сверкунов на развороте сбил Ме-109.

После выхода из боя одного и потери двух самолетов фашисты разбились на пары. Два «мессершмитта» атаковали старшего лейтенанта П. М. Рябова, который, выходя из-под атаки, потерял свою группу из виду и, развернувшись на курс 90 градусов, вскоре догнал группу «илов», вместе с которыми и пришел на аэродром.

Оставшаяся пятерка гвардейцев связала боем немецких истребителей и не позволила им преследовать штурмовиков. Но теперь уже бой стал неравным для советских истребителей. И вот три ФВ-190 и два Ме-109 атаковали их снизу. Группа Фомченкова встретила врага лобовой атакой. Последовал обоюдный огонь из пушек и пулеметов, от которого самолет Фомченкова загорелся, а сам летчик, очевидно, был ранен или убит. Его машина свалилась на крыло и торящей упала в озеро Тикшаозеро. Так погиб замечательный ас Заполярья Герой Советского Союза Константин Федорович Фомченков. Но и «фокке-вульфу», сбившему Фомченкова, не удалось уйти от возмездия. Подожженный лейтенантом Ф. И. Журавлевым, он упал в то же озеро. К месту воздушной схватки подошли еще четыре ФВ-190 и сзади устремились в атаку на истребителей-гвардейцев. Им удалось поджечь самолет Н. П. Сверкунова, который посадил свою машину на лед озера. Фашистский самолет, атакованный Сверкуновым, был сбит капитаном Н. Я. Фабристовым. А вскоре Журавлев добился новой победы, теперь уже над Ме-109. Но уже при последних лобовых атаках оказался подбитым и его самолет. На выручку товарищу подоспел Фабристов и загнал фашиста горящим в озеро.

В результате воздушного боя советские летчики сбили шесть вражеских самолетов: К. Ф. Фомченков ФВ-190, Н. П. Сверкунов — Ме-109, Н. Я. Фабристов два ФВ-190, Ф. И. Журавлев — ФВ-190 и Ме-109. Кроме того, летчики 760-го истребительного авиаполка подбили один ФВ-190 {76}. В этом трудном бою особенно активно и решительно действовали летчики 19-го гвардейского истребительного авиационного полка, руководимые майором К. Ф. Фомченковым.

Весной 1944 г. авиация противника усилила налеты с целью бомбардировки советских войск и объектов Кировской железной дороги. Если в январе — феврале на объекты железнодорожной магистрали было совершено 26 воздушных налетов, в которых участвовало 126 самолетов, то в марте — апреле — 95 налетов с участием 374 самолетов {77}.

При отражении налетов фашистских самолетов успешно действовали летчики 195-го истребительного авиаполка, которым командовал майор Н. А. Кулигин. В воздушных боях отличился командир эскадрильи капитан В. А. Макаров. 25 марта он во главе четверки Як-9 вылетел на перехват большой группы бомбардировщиков и истребителей, приближавшихся к переднему краю наших войск. Вскоре советские летчики заметили восемь Ю-87, которых прикрывали четыре ФВ-190 и четыре Ме-109. Поднятая ранее четверка Як-9, ведомая майором И. И. Дроздовым, связала боем «фокке-вульфы», а звено Макарова с ходу атаковало группу «юнкерсов». Строй бомбардировщиков расстроился, и они, бросая неприцельно бомбы, стали разворачиваться на запад. В завязавшейся схватке Макаров сбил один Ю-87, а вторая пара из его звена подбила еще один бомбардировщик.

Успех в бою достигался не только высокой техникой пилотирования и умелой тактикой. Исключительно важное значение имел морально-боевой дух экипажей. Командиры и политработники, партийные и комсомольские организации использовали различные формы и методы партийно-политической работы для того, чтобы всегда, особенно перед боевым вылетом, поддерживать у авиаторов необходимый боевой настрой, стремление как можно лучше и успешнее выполнить боевую задачу.

В 839-м штурмовом авиационном полку перед боевым вылетом после переучивания на новые для летчиков самолеты Ил-2 на штурмовку аэродрома Алакуртти 27 марта 1944 г. на старт было вынесено Боевое Знамя. Строй замер, у всех лица стали строгими, сосредоточенными и торжественными. На коротком митинге командир полка майор П. И. Богданов сказал: «Настал момент, когда мы должны показать, чему научились и на что способны. Первый бой для нас — серьезная проверка!»

Прозвучала команда: «По самолетам!» Боевые экипажи торжественно прошли мимо Знамени и быстро заняли места в кабинах. Восемь «илов» во главе с заместителем командира полка капитаном Поляковым вылетели на задание. Их прикрывали 20 истребителей 324-й истребительной авиационной дивизии: восемь Як-9 составляли группу непосредственного сопровождения, а две группы — шесть Як-9 и шесть Ла-5 — силы прикрытия.

Штурмовики на бреющей высоте внезапно вышли к вражескому аэродрому. Зенитная артиллерия и зенитные пулеметы открыли огонь, когда «илы» уже отходили от цели. Немецкий летчик со сбитого 30 марта «Юнкерса-87» на допросе рассказал об этом налете: «...около 10 часов утра внезапно с северо-востока появилось несколько самолетов Ил-2 в сопровождении истребителей. На аэродроме даже не успели подать сигнал воздушной тревоги. В результате было уничтожено до семи Ю-87 и возникло два пожара».

Командующий 7-й воздушной армией приказал 839-му штурмовому авиаполку нанести по этому аэродрому второй бомбо-штурмовой удар. Но погода стояла нелетная, и вылет откладывался. Наконец облачность несколько поднялась. На аэродром прибыли генерал И. М. Соколов с командиром 260-й смешанной авиационной дивизии полковником Г. А. Калугиным и начальников политического отдела дивизии полковником Я. А. Самохиным.

И вот в воздух поднялась восьмерка Ил-2, которую повел командир полка майор П. И. Богданов. Для внезапности его группа прошла на малой высоте между сопками севернее Алакуртти и затем напала на немецкий аэродром с запада. Но враг, видимо, ожидал налета. Навстречу советским самолетам понеслись огненные трассы зенитных орудий и пулеметов, а на взлетной полосе с уже работающими моторами стояли истребители, которые сразу пошли на взлет.

Сквозь огненный заслон штурмовики спланировали почти до самой земли и сбросили на самолетные капониры и летное поле бомбы замедленного действия, чтобы они не поразили свой же самолеты. Одновременно они ударили по гитлеровцам из пушек и пулеметов. Нанеся бомбо-штурмовой удар, штурмовики так же, бреющим полетом, вернулись на свой аэродром. Лишь один Ил-2, подбитый зениткой, произвел вынужденную посадку вне своей базы.

Как было установлено позднее, группа Богданова уничтожила на аэродроме два Ю-87, один Ю-52 и повредила четыре истребителя. За мужество и героизм, проявленные при выполнении заданий, командование наградило орденами и медалями П. И. Богданова, Е. П. Булина, И. Ф. Винокурова, А. Ф. Екимова, В. В. Камушкина, В. С. Лазарева и других летчиков и воздушных стрелков 260-й смешанной авиационной дивизии {78}.

Трудный воздушный бой капитан В. А. Макаров провел 4 апреля. К линии фронта приближались 22 Ю-87, которых сопровождали 12 ФВ-190. На отражение их налета была поднята восьмерка Як-9 под командованием капитана Макарова. Перехватив врага, Василий Анисимович приказал лейтенанту Н. П. Беседину со звеном связать боем истребители, а свою четверку повел на бомбардировщики. С первой же очереди Макаров поджег ведущего «юнкерсов». Его ведомый лейтенант И. Н. Савельев, для которого это был первый воздушный бой, неотступно следуя за командиром, расстреливал другой Ю-87, пока тот не врезался в землю. Молодой летчик слишком увлекся атакой и не заметил, как на него устремилась четверка ФВ-190. Ему на помощь подоспела вторая пара из звена Макарова. Еще один вражеский истребитель, подожженный лейтенантом Б. Н. Карамышевым, перешел в беспорядочное падение. Оставшиеся три «фокке-вульфа» ушли вверх за облака, преследуемые советскими истребителями. Лейтенант Савельев почти вплотную сблизился с немецким истребителем и с первой же очереди подбил его. Фашист полупереворотом стал уходить вниз, но Савельев догнал и добил его. Тут подошла четверка лейтенанта Н. П. Беседина, которая и завершила воздушную схватку, сбив еще один фашистский самолет.

В воздушных боях, проведенных группой капитана В. А. Макарова 25 марта и 4 апреля, гитлеровцы не смогли сбить ни одного нашего самолета. Не удалось им одержать победу над Макаровым и в последующие дни. Однако 15 апреля произошел трагический случай. При возвращении на свой аэродром после выполнения боевого задания самолет Макарова по неизвестной причине загорелся. Василий Анисимович пытался спасти машину. Но на высоте 200 м истребитель, охваченный пламенем, вдруг перевернулся и под большим углом врезался в землю. Летчик погиб.

Героический подвиг 9 апреля совершил командир звени 197-го истребительного авиаполка лейтенант Н. Ф. Лазарев. Его звено было направлено в район озера Толвнид, где четыре самолета 195-го истребительного авиаполка вели бой с немецкими истребителями. Подходя к месту схватки, Лазарев увидел выше сражавшихся еще четыре неприятельских истребителя, выжидавших момент для внезапной атаки. Лазарев решил связать боем Именно это звено. Набрав высоту 4000 м, он передал своему ведомому: «Атакуем четверку истребителей», — и первым устремился на врага. В завязавшейся схватке одному «Фокке-Вульфу-190» удалось зайти в хвост самолета Михаила Ширяева. Командир звена поспешил на выручку. Но было уже поздно — советский самолет был поражен пулеметной очередью. Оказавшись на близком расстоянии от фашистского истребителя, коммунист Лаваров принял решение таранить. От удара плоскостью его истребителя «фокке-вулъф» рассыпался в воздухе. Самолет Лазарева тоже получил большие повреждения — продолжать полет стало невозможно. Вначале, правда, он еще слушался рулей управления, и летчик хотел произвести посадку на озеро. Но тут на самолете начался пожар. Пришлось Николаю Федоровичу прыгать с парашютом. Гитлеровцы попытались расстрелять его в воздухе, но ведомые Лазарева Владимир Святов и Сергей Содлецкий надежно прикрыли своего командира.

Часто советские экипажи вылетали на «свободную охоту», причем не только штурмовики и истребители, но и бомбардировщики. В апреле во время разведывательного полета экипаж 114-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка во главе со старшим лейтенантом В. Е. Новиковым на недействующем вражеском аэродроме обнаружил и сфотографировал транспортный самолет Ю-52. Узнав об этом, командир эскадрильи капитан А. М. Щетинин попросил у командира полка майора А. Н. Володина разрешения слетать на свободный поиск и уничтожение «юнкерса», который, очевидно, произвел там вынужденную посадку. Пара бомбардировщиков, пилотируемых капитаном А. М. Щетининым и старшим лейтенантом В. Е. Новиковым, штурманами у которых были лейтенанты А. С. Лаптев и А. М. Михайлов, быстро отыскала «Юнкерс-52». С первой же атаки Щетинин залпом из четырех пулеметов поджег самолет противника и для большей уверенности пошел на второй заход, а Новиков в это время сфотографировал результаты штурмового удара.

Каждый воздушный бой был суровым испытанием и для молодого летчика, и для опытного, закаленного бойца. Победы доставались тяжелой ценой. Так случилось и 22 мая. В этот день рано утром недалеко от аэродрома 195-го истребительного авиаполка на большой высоте пролетел немецкий самолет Ю-88. Несомненно, что его экипаж вел разведку. На перехват была поднята пара советских истребителей, но было видно, что она уже не догонит «юнкерс». Тогда командир полка майор Н. А. Кулигин и его ведомый лейтенант И. Ф. Радченко, быстро взлетев на Як-9, сразу пошли к вражескому аэродрому Алакуртти, рассчитывая перехватить там воздушного разведчика. Но «юнкерса» они не обнаружили. Однако Кулигин любой полет использовал для нанесения удара по врагу. Последовала его команда: «Приготовиться к штурмовке аэродрома», а затем: «Атака!» И краснозвездные истребители с разворота круто спикировали и из пулеметов ударили по самолетам на земле, а потом еще по складу на окраине летного поля. Когда начали бить зенитки, советские самолеты, выйдя из атаки, уже удалялись на восток.

На пути домой летчики обстреляли и подожгли на дороге несколько вражеских автомашин. А у самой линии фронта Кулигин увидел строения, в которых, очевидно, находились гитлеровцы. Снова последовала его команда, и два «яка» вошли в новое пике. А им навстречу несся шквал зенитного огня. В одной из атак в самолет ведущего попал снаряд, и Николай Афанасьевич Кулигин погиб.

Однополчане глубоко переживали гибель бесстрашного летчика и замечательного командира. На траурном митинге они поклялись отомстить врагу и верность своей клятве доказывали в новых воздушных боях.

Назревали решающие события. Весной 1944 г. активизировалась воздушная разведка. С высоким мужеством и мастерством выполняли разведывательные полеты экипажи 118-й дальнеразведывательной авиаэскадрильи во главе с Героями Советского Союза капитаном А. Р. Сливкой и старшим лейтенантом А. В. Колесниковым. Штурманами их самолетов были также Герои Советского Союза капитан А. В. Козлов и старший лейтенант А. С. Западинский. Наиболее трудные задания по разведке вражеского тыла выполняли командир 108-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи майор В. И. Дончук, командир эскадрильи 80-го ближнебомбардировочного авиационного полка майор П. И. Высоцкий, командир звена 119-й отдельной разведывательной авиаэскадрильи старший лейтенант А. В. Анохин, которым в октябре — ноябре 1944 г. было присвоено звание Героя Советского Союза.

Север всегда отличался сложной и неустойчивой погодой, чем старался воспользоваться противник, который перегруппировку войск производил в основном ночью, а днем — при неблагоприятных для действий авиации метеоусловиях. Поэтому при низкой облачности и слабой видимости на разведку железных, грунтовых дорог и аэродромов советское командование посылало в основном экипажи легкомоторной авиации. На самолетах По-2 разведка велась в радиусе до 100 км, а на Р-5 — до 250 км. Наиболее опытные экипажи 679-го транспортного авиаполка в составе командира звена младшего лейтенанта И. И. Дмитриева и штурмана эскадрильи лейтенанта Б. В. Недорезова на По-2, старшего летчика лейтенанта В. Г. Петрова и штурмана звена лейтенанта О. В. Петрова на Р-5 вылетали на разведку при облачности даже ниже 100 м и видимости менее 1 км.

Боевые действия летных экипажей готовились и обеспечивались на земле. В этой напряженной работе участвовали все службы 7-й воздушной армии. Для инженерно-авиационной службы в первой половине 1944 г. характерным было то, что значительно возросли масштабы и оперативность использования подвижных авиаремонтных баз. Для обеспечения боевых действий авиационных частей на кандалакшском направлении туда еще в начале года были переброшены две подвижные авиаремонтные базы — 56-я и 57-я ПАРБ. Несмотря на то что это был первый опыт быстрой переброски таких баз на большое расстояние, личный состав хорошо справился с поставленными задачами. Начальник 57-й ПАРБ старший техник-лейтенант П. П. Потаскаев быстро перебросил свои пять ПАРМ в места базирования авиаполков и сразу же организовал ремонт поврежденной в боях материальной части. Там, где дороги не позволяли перебросить необходимое количество ремонтных средств и где скапливалось наибольшее количество неисправных самолетов и моторов, ПАРМ усиливались специалистами из смежных ремонтных точек и из стационарных авиамастерских. К этому времени во всех авиационных мастерских имелись хорошо подготовленные кадры, способные успешно выполнять ремонтные работы.

В ходе боевых действий часто выходили из строя моторы, которые требовали срочного ремонта. В зимних полевых условиях с этой задачей успешно справились специалисты только что созданной моторной ПАРМ № 293 во главе с ее начальником старшим техник-лейтенантом А. Б. Ласточкиным. За успешное выполнение ремонта личный состав ПАРМ получил благодарность от главного инженера 7-й воздушной армии инженер-полковника Н. И. Плотникова и от начальника авиамастерских инженер-майора Г. И. Чельтера.

В результате активной, нередко самоотверженной работы технический состав частей и ПАРМ-1 за март — апрель 1944 г. выполнил мелкий и текущий ремонт около 500 моторов и 1820 самолетов {79}. Это имело большое значение для обеспечения высокой боеготовности и боеспособности авиационных частей и соединений воздушной армии, готовившихся к наступательным боям с целью освобождения советской Карелии.

В 1944 г. 7-я воздушная армия имела достаточное количество аэродромов для базирования и маневрирования авиации, поэтому теперь велись работы главным образом по расширению имевшихся и строительству оперативных аэродромов на направлениях предполагаемых главных ударов советских войск в операциях по освобождению оккупированной врагом территории на Севере. К этому времени был накоплен большой опыт аэродромного строительства. Теперь оно велось более высокими темпами, чем ранее. Это достигалось концентрацией сил на строительстве того или иного аэродрома и более четким и оперативным руководством.

В строительстве одного аэродрома на Севере, объявленном скоростным, участвовали 1, 26 и 111-й отдельные инженерно-аэродромные батальоны со всей своей техникой и парком машин. Начальником объекта был назначен командир 26-го оиаб инженер-майор И. А, Мынов.

На работы ежедневно выходило более 1500 человек. Работы велись круглосуточно. За 25 дней грунтовая часть летного поля была готова. Но взлетно-посадочную полосу ограничивал широкий овраг. И тогда впервые в практике аэродромного строительства была построена эстакада на сваях высотой до 12 м, шириной 180 и длиной 160 м. При строительстве эстакады, которую возвели всего за 63 дня, было затрачено 3167 куб. м бревен, 2366 куб. м досок, 4 т гвоздей, около 25 т металлических изделий. Такое крупное, притом новаторское сооружение было построено в короткий срок благодаря умелому руководству, научному поиску, инженерной мысли, трудовому героизму солдат и офицеров авиационного тыла. Более 50 человек получили правительственные награды и поощрения от командования {80}.

Совершенствовали свою работу и другие службы и отделы 7-й воздушной армии, обеспечивавшие боевую деятельность летных частей, которая не прекращалась ни на один день. С 1 мая по 20 июня 1944 г. экипажи воздушной армии произвели 953 самолето-вылета. В то же время начиналась непосредственная подготовка к крупной наступательной операции с целью разгрома войск противника в Карелии и освобождения ее. Авиаторы Карельского фронта хорошо знали, что стратегическая инициатива на всем советско-германском фронте принадлежит Красной Армии, и сами всесторонне готовились к решающим боям.

Дальше