Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Рождение 7-й воздушной армии

Опыт боевого применения авиации, накопленный за год войны, всесторонне изучался авиаторами Карельского фронта. Эта работа являлась обязательной служебной задачей. В штабе ВВС фронта она возлагалась по совместительству на помощника начальника оперативного отдела, в авиационных полках — на начальников штабов.

На основе опыта войны службами и отделами штаба ВВС фронта и штабов авиационных соединений готовились и издавались памятки, инструкции, бюллетени, в которых отражалось все новое, что было выявлено в тактике действий советской авиации и авиации противника. Эти материалы рассылались по авиационным частям для изучения и руководства. В 1942 г. оперативный отдел штаба ВВС фронта подготовил материал о действиях авиации в оборонительной армейской операции на кестеньгском направлении, офицеры воздушно-стрелковой службы разработали тему «Огонь и маневр в воздушных боях», разведывательный отдел издал обзоры о действиях авиации противника на Карельском фронте, памятку о летно-тактических данных самолетов врага, составил описание его аэродромной сети.

В успешном выполнении боевых задач большое значение имела работа командиров, политработников, партийных организаций по разъяснению и, выполнению приказов Народного комиссара обороны СССР, требовавших повышения эффективности бомбовых ударов экипажей бомбардировочной и штурмовой авиации, результативности действий летчиков-истребителей в воздушных боях.

Всесторонняя работа в авиационных частях Карельского фронта была проведена в целях обеспечения выполнения приказов Наркома обороны от 17 июня 1942 г. «Об использовании самолетов Ил-2 как дневных бомбардировщиков» и от 18 июня «О применении истребительной авиации на поле боя в качестве дневных бомбардировщиков». Значение этих приказов для ВВС Карельского фронта возрастало в связи с тем, что бомбардировщиков было очень мало. В июне 1942 г. в ВВС фронта было всего 33 самолета-бомбардировщика, 20 штурмовиков Ил-2, 259 истребителей и 29 Р-5 и По-2 {40}. В авиационные части фронта во все возрастающем количестве поступали самолеты Ил-2, бомбовая нагрузка которых составляла 600 кг. Они успешно применялись в качестве ближних бомбардировщиков. Самолеты-истребители, способные нести до 200 кг бомб, использовались для нанесения бомбо-штурмовых ударов на поле боя и в ближайшем войсковом тылу противника. После сбрасывания бомб истребители выполняли свою основную задачу по прикрытию войск, объекте уничтожению вражеских самолетов. Большая разъяснительная работа была развернута в связи с приказом Народного комиссара обороны от 17 июля 1942 г. «О действиях наших истребителей по уничтожению бомбардировщиков противника», в котором особо подчеркивалось требование считать основной задачей истребителей при встрече с воздушным противником уничтожение первую очередь его бомбардировщиков.

В июле 1942 г. общая стратегическая обстановка на советско-германском фронте резко обострилась. Немецко-фашистские армии стремительно продвигались к Волге и Северному Кавказу. В этих условиях для повышения стойкости войск исключительно важное значение имел приказ Народного комиссара обороны № 227 от 28 июля 1942 г. Приказ охарактеризовал опасность сложившейся обстановки и требовал от войск усилить сопротивление врагу и остановить его продвижение. В нем предусматривались самые строгие меры ко всем, кто проявит в бою трусость и малодушие, намечались практические меры по укреплению боевого духа и дисциплины воинов {41}.

В соответствии с директивой Главного политического управления РККА от 29 июля того же года «О партийно-политический работе в связи с изданием приказа № 227» командиры и политработники, партийные и комсомольские организации авиационных частей и соединений Карельского фронта развернули большую работу по разъяснению основных требований приказа Наркома обороны. Основное внимание при этом обращалось на воспитание высокого боевого духа, стойкости в бою летных экипажей, недопустимости трусости и малодушия.

Изо дня день росло боевое мастерство авиаторов, крепла их вера в победу. Постоянно увеличивалось количество самолетов, улучшалось их качество. Боевая мощь авиации Карельского фронта возрастала. В июле 1942 г. были сформированы 9-й отдельный учебно-тренировочный авиаполк и 20-я отдельная санитарная авиаэскадрилья, в августе — 968-й ночной бомбардировочный авиаполк, в сентябре — 42-я отдельная корректировочная авиаэскадрилья {42}.

Авиаторы Карельского фронта продолжали выполнять различные боевые задачи, среди, которых летом и осенью 1942 г. важнейшей оставалась защита с воздуха северных стратегических коммуникаций. За период с 25 июня по 9 августа ВВС 14-й армии, придававшиеся в оперативное подчинение командующему ВВС Северного флота для обеспечения прохода союзных конвоев, произвели 481 самолето-вылет, из них 102 для нанесения ударов по аэродромам и 379 на отражение налетов самолетов противника на мурманский порт {43}.

В каждом боевом вылете советские летчики проявляли несгибаемое мужество, героизм, волю к победе, не останавливаясь перед самопожертвованием. 2 августа над передним краем появился вражеский самолет-корректировщик, который прикрывали три «Мессершмитта-109». На уничтожение корректировщика было поднято звено истребителей во главе с сержантом Б. А. Мясниковым. Набрав высоту, советские летчики устремились в атаку. Пилот «хеншеля» попытался со снижением уйти на свою территорию, но после меткой пулеметной очереди советского истребителя загорелся. В упорном воздушном бою с «мессершмиттами» были уничтожены еще две машины. Неожиданно Борис Мясников сошелся один на один с ведущим вражеской группы. Надо стрелять, а патроны на самолете командира звена кончились. Но Мясников не прекратил боя. «Козловский, принимай команду», — передал он по радио и пошел в лобовую атаку. На огромной скорости советский истребитель врезался в «Мессершмитт-109». Борис Андреевич Мясников погиб смертью героя {44}.

В начале августа активность вражеской авиации на кестеньгском направлении стала возрастать. Учитывая это, командующий ВВС Карельского фронта генерал И. М. Соколов потребовал от командующего ВВС 26-й армии полковника М. М. Головни принять необходимые меры. Вскоре сильные удары были нанесены по аэродрому врага Тунгозеро. В налетах участвовали 21 Ил-2 17-го гвардейского штурмового авиаполка и 32 самолета-истребителя 609, 195 и 760-го истребительных авиационных полков. Было уничтожено и повреждено 35 вражеских самолетов, взорвано два склада боеприпасов, склад горючего, разбито пять автомашин. При этом потерян был один Ил-2. В результате эффективных ударов советских летчиков противник вынужден был перебросить свои самолеты с аэродрома Тунгозеро {45}

Бомбо-штурмовые удары наносились и по другим вражеским аэродромам. 10 августа группа «илов» 17-го гвардейского штурмового авиаполка, ведомая заместителем командира эскадрильи старшим лейтенантом А. И. Конским, при подлете к аэродрому Тикшаозеро была встречена плотным заградительным огнем. Ведущий первым пробился к цели и сбросил бомбы, за ним последовали ведомые. На самолетных стоянках запылало несколько фашистских самолетов. И тут в самолет Конского попал зенитный снаряд, из мотора стало выбиваться пламя. До линии фронта не долететь. Лейтенант Н. Н. Полушкин, летевший рядом с командиром, видел, как Алексей Иванович Конский оглянулся, прощаясь с товарищами, и затем направил свою машину на одну из ниш, где стоял вражеский самолет {46}

Мощному воздействию подвергся аэродром Гирвас, на котором воздушная разведка выявила базирование 12 неприятельских самолетов. Первый налет состоялся в ночь на 1 сентября семеркой Р-5 668-го ночного бомбардировочного авиаполка, второй был совершен утром. На задание вышли 15 И-153 и три И-15бис 828-го штурмового авиаполка, которые накануне перелетели на аэродром вблизи линии фронта. Вслед за ними взлетели 11 истребителей 195-го истребительного авиаполка, также заранее перебазировавшиеся на аэродром «подскока».

При подходе к вражескому аэродрому летчики ударной группы увидели три истребителя «Брустер», которые производили взлет. Один из них был сбит старшим лейтенантом Н. Я. Фабристовым, младшими лейтенантами Н. Н. Клименко и В. А. Бакулиным, а второй — майором Н. И. Ступиным. Третьему «Брустеру» удалось взлететь и атаковать ведущего штурмовиков командира полка майора М. П. Краснолуцкого, когда тот выводил свой И-153 из пикирования. Но на помощь Краснолуцкому подоспел летчик К. М. Котляревский. После его атаки вражеский самолет был сбит. Закончив бомбардировку, летные экипажи приступили к подавлению зенитных точек, а подошедшая вторая девятка штурмовиков бомбами и пулеметно-пушечным огнем атаковала самолеты расположенные в специально оборудованных укрытиях, а также склады и авиамастерские врага.

Третий налет был произведен в ночь на 2 сентября семеркой Р-5 668-го ночного бомбардировочного авиаполка, которая бомбила склады и жилые помещения аэродрома, вызвав на земле несколько пожаров. В итоге всех налетов по данным фотоконтроля и наблюдениям экипажей на земле было уничтожено девять и сбито в воздушных боях три вражеских самолета, были подожжены авиамастерские и часть жилых помещений {47}.

Очередное переподчинение ВВС 14-й армии команду-. ющому ВВС Северного флота состоялось на период с 1 сентября по 7 октября 1942 г. За это время летные экипажи произвели 286 самолето-вылетов, из них 110 для нанесения ударов по аэродромам и 176 на отражение налетов ави&ции противника. По аэродромам советские экипажи действовали в основном в темное время. Было уничтожено 18 вражеских самолетов на земле и 13 в воздушных боях {48}.

Больших успехов в защите Мурманска с воздуха добилась эскадрилья 20-го гвардейского истребительного авиаполка, построенная на средства, собранные комсомольцами и молодежью Мурманской области. Эскадрилье присвоили наименование «Комсомолец Заполярья», и шефство над ней взял Мурманский областной комитет ВЛКСМ. На своем заседании 7 сентября 1942 г. бюро обкома комсомола заслушало сообщение командира эскадрильи майора Г. В. Громова о боевой деятельности эскадрильи. В протоколе заседания записали: «...бюро областного комитета комсомола отмечает мужество, отвагу и героизм, проявленные командованием и личным составом эскадрильи в ожесточенных воздушных боях с фашистскими стервятниками на подступах к городу Мурманску, а также при штурмовке войск и техники противника. В воздушных боях с немецкими пиратами на подступах к Мурманску личным составом эскадрильи с момента ее организации — января 1942 г. — сбито 28 фашистских самолетов. За проявленное мужество, отвагу и смелость 19 человек летного состава награждены орденами Советского Союза. Летчики эскадрильи часто вступали в бой с численно превосходящими силами врага и выходили из боя всегда победителями...»

За боевые успехи, мужество, смелость и отвагу в борьбе с врагом бюро объявило благодарность всему личному составу эскадрильи {49}.

В эти дни отличился в боях молодой летчик, недавно прибывший в полк, — лейтенант Е. А. Кривошеев, показав себя напористым воздушным бойцом. С мая по сентябрь 1942 г. Кривошеев совершил 96 боевых вылетов, провел 29 воздушных боев, в которых лично сбил пять и в группе 15 самолетов. В августе он был награжден орденом Красного Знамени.

Особенно ярко проявились высокие морально-боевые качества Кривошеева в бою 9 сентября 1942 г., когда на отражение налета большой группы немецких бомбардировщиков и истребителей вылетела пятерка самолетов 19-го гвардейского истребительного авиаполка. Силы оказались неравными. Но летчики, атакуя и обороняясь, срывали все попытки врага разбить строй группы и уничтожить советские самолеты поодиночке. Напряжение боя с каждой минутой нарастало. Ефим Кривошеев стрелял и стрелял в наседавших «мессершмиттов». Вот уже от его пулеметной очереди задымил один фашистский самолет и со снижением скрылся в облаках. На тридцатой минуте Кривошеев увидел, как в хвост нашего самолета зашел немецкий истребитель. Ефим Автономович устремился на фашиста и, прицелившись, нажал гашетку. Но пулеметы молчали: кончились боеприпасы. Выручая товарища, коммунист Кривошеев пошел на таран. Он уничтожил «Мессершмитт-109», но и сам погиб смертью храбрых. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза {50}.

Советская авиация продолжала наносить удары по сухопутным войскам, железнодорожным станциям, базам снабжения противника. Эффективным был налет на железнодорожную станцию, где по данным воздушной разведки находилась база снабжения. 29 сентября 1942 г. девять Пе-2 во главе с командиром 608-го бомбардировочного авиаполка майором В. В. Котовым перелетели c аэродром «подскока» и в этот же день вылетели на боевое задание. Шесть Пе-2 бомбили склады горючего и станционные постройки с пикирования, а одно звено — с горизонтального полета.

На выводе из пикирования самолет старшего лейтенанта А. М. Щетинина после прямого попадания снаряда в правый мотор стало резко заваливать вправо. Летчик сумел выправить положение и на одном моторе стал возвращаться на базу. Через несколько десятков километров сдал и второй двигатель. Кругом простирался лес, на который и пришлось производить посадку. Пе-2 сначала левой, затем правой плоскостью ударился о большие деревья и разломился пополам. Летчик потерял сознание. Когда Александр Михайлович очнулся, то почувствовал сильную боль. Как выяснилось позже, было сломано три ребра. Обойдя самолет, Щетинин увидел, что стрелок-радист мертв, а штурмана старшего лейтенанта П. И. Астахова выбросило из кабины еще до приземления самолета. Через восемь суток Щетинин, истощенный до изнеможения, встретил партизан, которые переправили его к своим. Скоро он снова летал на боевые задания.

На следующий день на эту же цель совершили налет еще шесть Пе-2. За успешный удар по базе снабжения противника командующий Карельским фронтом объявил благодарность всем участникам налета.

В канун 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции группа лучших летчиков 19-го и 20-го гвардейских истребительных авиационных полков обратилась ко всем летчикам Карельского фронта с призывом усилить удары по врагу. 5 октября 1942 г. это письмо было напечатано в газете Карельского фронта «В бой за Родину». Его подписали гвардии майоры Г. А. Рейфшнейдер (Калугин), И. А. Шевченко, П. С. Кутахов, Г. В. Громов, гвардии капитаны И. В. Бочков, И. Д. Гайдаенко, К. Ф. Фомченков, В. С. Мироненко, гвардии лейтенанты Г. Ф. Дмитрюк, В. М. Габринец, старший лейтенант Ф. П. Кулешов, старшина В. Н. Бишутин.

В письме говорилось: «...многочисленные воздушные сражения на нашем участке фронта показали, что там, где наши летчики проявляют мастерство, стойкость, мужество и презрение к смерти, — там немцы неизменно биты. Только мы, подписавшие это письмо, сбили за время войны 150 самолетов врага, не считая тех, которые истреблены во время штурмовок». Летчики призывали бить противника до полного уничтожения. «Но добиться этого можно только в том случае, — писали они, — если каждый из нас будет непрерывно совершенствовать свое мастерство, неустанно тренировать себя, чтобы встречать врага самыми неожиданными для него приемами боя, основанная на дерзости, расчетливости, военной хитрости и точном соколином ударе... В наших руках судьба Родины. Так пусть же будут еще более сокрушительными наши удары по врагу». Обращение летчиков-гвардейцев широко обсуждалось во всех авиационных полках, вызывало у авиаторов стремление еще сильнее громить фашистов.

С наступлением осени все чаще воздушный противник производил налеты на Мурманск и объекты Кировской железной дороги ночью. С наступлением темноты одиночные бомбардировщики Ю-88 с интервалом в 3–7 минут с разных направлений на высоте 4–5 тыс. м выходили на город и сбрасывали бомбы. Через час-полтора следовал новый налет. И так до трех раз за ночь. Отражать налеты ночью было особенно трудно. Хотя особого ущерба эти удары воздушного противника не причиняли (бомбометание велось неприцельно), они изнуряюще действовали на жителей и войска.

В осенне-зимний период, когда перехватывать вражеские самолеты было особенно трудно, в борьбе с воздушным противником возрастало значение бомбо-штурмовых ударов по его аэродромам. Осенью 1942 г. по местам базирования вражеской авиации весьма успешно действовали бомбардировщики оперативной группы 36-й авиационной дивизии АДД. Продолжали совершать налеты по аэродромам противника и экипажи-ночники авиации Карельского фронта.

В темную осеннюю ночь на 9 ноября экипаж 668-го ночного ближнебомбардировочного авиаполка в составе летчика лейтенанта С. И. Башкирова и штурмана старшины Н. Д. Губина выполнял задание по бомбардировке аэродрома Луостари. Над целью осколками зенитного снаряда убило летчика. Тогда Губин взял управление на себя, хотя до этого не имел никакой подготовки в пилотировании самолета, выполнил боевое задание и лишь затем взял курс на свой аэродром. Ни разу не приходилось ему и производить посадку. Но штурман все же посадил машину. За мужество и настойчивость при выполнении боевого задания Н. Д. Губин был награжден орденом Красного Знамени {51}.

К концу 1942 г. активность борьбы в воздухе несколько снизилась, что явилось результатом прежде всего больших потерь врага в самолетном парке, а также наступлением полярной ночи и резким усложнением погодных условий. Определенное затухание боев в воздухе, как и на земле, было все же относительным и временным. Предстояли еще решающие бои за завоевание господства в воздухе, но разгрому немецко-фашистских и финских войск и освобождению оккупированной части советской территории. Поэтому советское командование принимало меры по дальнейшему усилению авиации Карельского фронта.

По приказу Народного комиссара обороны СССР от 10 ноября 1942 г. на базе частей и соединений ВВС Карельского фронта 21 ноября была сформирована 7-я воздушная армия. Командующим армией был назначен генерал-лейтенант авиации Соколов Иван Михайлович, его заместителем по политической части — бригадный комиссар (с 20 декабря 1942 г. — генерал-майор авиации) Хоробрых Федор Николаевич, начальником штаба — полковник Белов Иван Михайлович, начальником политического отдела — полковой комиссар (с 5 декабря 1942 г. — полковник) Бутковский Михаил Александрович. Штаб воздушной армии размещался в Беломорске.

В соответствии с этим же приказом военно-воздушные силы 14, 19, 26 и 32-й армий переформировывались соответственно в 258-ю истребительную, 260-ю бомбардировочную, 261-ю штурмовую и 259-ю истребительную авиационные дивизии. В состав 7-й воздушной армии вошли также части, непосредственно подчиненные управлению армии: 679-й транспортный, 9-й учебно-тренировочный авиационные полки, 118-я отдельная разведывательная, 42-я отдельная корректировочная, 20-я отдельная санитарная авиационные эскадрильи и 14-я отдельная авиаэскадрилья связи. Кроме того, в оперативное подчинение командующего армией поступил 5-й авиационный полк ГВФ.

На мурманском направлении действовала 258-я истребительная авиационная дивизия, командиром которой был полковник М. М. Головня, заместителем командира по политической части — подполковник Ф. И. Рекин, начальником штаба — подполковник Г. М. Воронов. В состав дивизии вошли 19-й, 20-й гвардейские и 609-й истребительные авиационные полки (командиры майоры А. Е. Новожилов, М. В. Семянистый, П. З. Шевелев), а также 114-я отдельная рота связи. В дивизии насчитывалось 54 самолета. Ее главной задачей являлось прикрытие Мурманска и Туломской ГЭС на подходах со стороны Юркино, Мурмаши и объектов Кировской желчной дороги на этом направлении. Летчики дивизии также прикрывали части 14-й армии, наносили бомбо-штурмовые удары по войскам, аэродромам и другим объектам противника.

На кандалакшском направлении находилась 260-я бомбардировочная авиационная дивизия. Командиром ее стал полковник И. Д. Удонин, заместителем по политической части — полковник Я. А. Самохин, начальником штаба — подполковник О. И. Щиголь. В состав дивизии вошли 80-й, 137-й бомбардировочные, 668-й ночной легкобомбардировочный авиаполки (командиры майоры С. И. Старичевский, В. В. Котов, Т. Н. Архишенко) и 115-я отдельная рота связи. В дивизии имелось 40 самолетов. Экипажи действовали в основном по аэродромам противника, обеспечивая тем самым защиту с воздуха северных морских коммуникаций, Мурманска, Кировской железной дороги, а также наносили удары по различным объектам врага.

На кестеньгском, ухтинском и ребольском направлениях базировалась 261-я штурмовая авиационная дивизия. Командовал ею полковник Г. А. Шанин, заместителем командира по политической части являлся подполковник Р. М. Емельянов, начальником штаба был майор А. П. Заякин. В состав дивизии входили 17-й гвардейский, 828-й штурмовые авиационные полки, 839-й истребительный авиаполк, который в феврале 1943 г. был преобразован в штурмовой (командиры майоры Г. А. Андреев, М. П. Краснолуцкий, П. И. Богданов), и 124-я отдельная рота связи. Полки дивизии выполняли различные боевые задачи, но особенно активно они действовали по вражеским аэродромам и войскам.

На медвежьегорском и масельском направлениях 259-я истребительная авиационная дивизия прикрывала Кировскую железную дорогу. Командовал дивизией подполковник С. С. Ячменев, заместителем командира по политической части был полковник В. И. Самарин, начальником штаба — майор В. П. Кривко. В состав дивизии вошли 152, 195 и 760-й истребительные авиационные полки (командиры майор А. И. Кириллов, подполковник Ф. И. Фомин, майор Е. М. Аникеев) и 132-я отдельная рота связи. В дивизии насчитывалось 46 самолетов.

Личный состав и материальная часть расформированных 608-го ближнебомбардировочного и 837-го истребительного авиационных полков, а также 968-го ночного ближнебомбардировочного авиаполка были использованы на укомплектование других авиационных полков 7-й воздушной армии, 137-й и 608-й ближнебомбардировочные авиационные полки были сведены в один 137-й ближнебомбардировочный авиаполк под командованием майора В. В. Котова. Приказом Наркома обороны от 10 ноября 1942 г. 197, 435, 835 и 841-й истребительные авиационные полки преобразовывались в смешанные авиаполки и придавались соответственно 14, 26, 19 и 32-й общевойсковым армиям. По этому же приказу была сформирована 406-я отдельная авиаэскадрилья связи Карельского фронта {52}. Но такое подчинение авиационных частей не оставалось неизменным, в дальнейшем происходили неоднократные перемещения и переформирования.

С созданием 7-й воздушной армии организационные и кадровые изменения произошли в различных службах. В воздушно-стрелковой службе, начальником которой стал подполковник П. Н. Соболев, основное внимание уделялось подбору и подготовке помощников командиров дивизий и полков по воздушной стрелковой службе, более четкому определению ее задач и направлений деятельности, эффективному использованию вооружения самолетов а боях с воздушным противником. Суровые условия Севера предъявляли к летным экипажам особые требования. Обширные пространства суши и морей, малоориентирная местность, изобилующая озерами и лесами, продолжительные полярные дни и ночи, сложная и неустойчивая погода требовали особенно высокой штурманской подготовки летных экипажей, их большого физического и морально-психологического напряжения в каждом вылете, надежного обеспечения полета в навигационном отношении. Выполняя требование приказа Народного комиссара обороны об использовании самолетов Ил-2 как дневных бомбардировщиков и о применении истребительной авиации на поле боя в качестве дневных бомбардировщиков и учитывая преобладающее количество самолетов-истребителей в составе 7-й воздушной армии, ее главный штурман подполковник И. М. Киселев основное внимание уделял штурманской подготовке летчиков-истребителей, умению бомбить с пикирования, внедрению радиотехнических средств при производстве полетов. Для подготовки квалифицированных штурманов в соответствии с приказом командующего ВВС Красной Армии были созданы курсы штурманов авиационных эскадрилий штурмовой и истребительной авиации, на которых в декабре 1942 г. Обучалось 17 человек.

Совершенствовалась служба земного обеспечении самолетовождения, которой руководил инженер-подполковник И. Я. Дмитриев, укреплялась ее материальная база. Только за вторую половину 1942 г. были получены два радиопеленгатора, радиомаяк, шесть различных светомаяков, пять прожекторов. Во втором периоде войны без применения радиосредств практически не выполнялся уже ни один полет {53}.

Суровые условия Севера предъявляли особенно серьезные требования к организации службы спасения летных экипажей, терпящих бедствие. Гористая местность, леса, болота практически почти исключали возможность благополучной вынужденной посадки вне аэродрома, экипажам приходилось покидать с парашютом подбитый в бою или неисправный самолет.

Для опасения жизни экипажей в случае вынужденного оставления самолета в 7-й воздушной армии существовала парашютно-десантная служба (ПДС), которую возглавлял подполковник П. А. Панько. Во время войны, несмотря на занятость летного состава, служба ПДС проводила большую работу по обучению летчиков, штурманов, стрелков-радистов умению пользоваться парашютом, организовывала с ними тренировочные парашютные прыжки.

Борьба за спасение жизни летчиков продолжалась и после их приземления с парашютом или при вынужденной посадке на своей территории. Предстояло приложить немало труда, чтобы добраться до своего аэродрома, своих войск или какого-либо жилья. Особенно трудно приходилось летчикам, приземлившимся на территории противника. В этих случаях советские люди, уничтожив самолет, пробирались на восток. В поиске и эвакуации советских летчиков, оказавшихся за лппией фронта, добрую службу сослужили экипажи незаменимых для выполнения этой задачи самолетов По-2 и Р-5, а также медицинские работники. Последние не только оказывали потерпевшим бедствие врачебную помощь, но и заботились о том, чтобы летчики смогли сами себе оказать первую медицинскую помощь и чтобы они смогли выжить в экстремальных условиях. По предложению майора медицинской службы А. Д. Шмелева к подушке парашюта стали крепить бортпаек, который ранее укладывался в самолете. В условиях Севера это имело жизненно важное значение, так как в случае покидания самолета в суровых и малообжитых районах Заполярья и Карелии пищу добыть было практически невозможно.

Создание 7-й воздушной армии стало важным рубежом в укреплении и развитии инженерно-авиационной службы. Главным инженером воздушной армии был назначен бригадный инженер М. М. Шишкин, ставший вскоре генерал-майором. Старшими инженерами авиационных дивизий стали: в 258-й истребительной — инженер-майор Б. П. Чернышев, в 260-й бомбардировочной — инженер-майор П. А. Евхоритский, в 261-й штурмовой — инженер-подполковник В. Н. Потехин.

В воздушной армии стали более четко распределяться обязанности между отделами и в самих отделах. В отделе эксплуатации, который возглавлял инженер-подполковник И. В. Чирков, организацией эксплуатации и обслуживания самолетов истребительной авиации руководил старший помощник начальника отдела инженер-подполковник Л. Н. Харченко, штурмовой — старший инженер-инспектир инженер-майор А. Петренко, бомбардировочной — старший инженер-инспектор инженер-майор В. Г. Салюк. Виктор Георгиевич Салюк, находившийся на Карельском фронте с начала войны, глубоко изучивший все тонкости эксплуатации самолетов-бомбардировщиков, оказывал большую помощь инженерам и техникам полков в сборке, регулировке и подготовке к боевому применению машин новых конструкций.

Заместителем главного инженера воздушной армии по спецоборудованию был назначен инженер-подполковник В. И. Андреев, который провел большую работу по совершенствованию своей службы. Старший инженер по эксплуатации спецоборудования инженер-майор П. А. Курач основное внимание уделял вопросам эксплуатации и обслуживания авиационных приборов, аккумуляторов и другого спецоборудования.

Все большее значение приобретало использование радиосредств в полете, которое затруднялось техническими недостатками наземных радиостанций и бортового радиооборудования. Поступавшие на вооружение отечественные радиостанции РСИ-4 имели недостаточную точность настройки и стабильность частоты передатчика. Для улучшения радиосвязи инженер-капитаны В. С. Голосовский и Н. А. Братусь предложили и внедрили в практику так называемый метод «нулевых биений» настройки наземных и самолетных радиостанций.

Для обеспечения надежной работы радиосредств в авиационных частях и соединениях много сделали инженеры по радио П. И. Иванов, X. М. Иоффе, О. З. Каганович и другие.

Важной задачей являлось широкое внедрение в боевую практику авиачастей фотоконтроля при нанесении бомбовых ударов. Командующий ВВС Красной Армии требовал, чтобы ни одно бомбометание не проходило без фотографирования результатов. Этому вопросу много внимания уделял старший инженер по фотооборудованию инженер-капитан И. В. Корнюшин. Фотографированию результатов бомбометаний стало придаваться большое значение в авиачастях, на многие самолеты были поставлены аэрофотоаппараты. Благодаря правильной эксплуатации фотооборудование самолетов работало безотказно.

Сложные задачи стояли перед ремонтными органами. Государственный Комитет Обороны требовал резкого и немедленного снижения количества неисправной материальной части и недопущения его в частях и соединениях выше 10–15 проц. из числа имевшихся самолетов. Однако в конце 1942 г. на аэродромах 7-й воздушной армии скопилось много неисправных самолетов, что составляло в среднем 17–19 проц. В связи с этим большой объем работ проделал созданный в 7-й воздушной армии отдел полевого ремонта, начальником которого был назначен бывший отважный полярный летчик, отличившийся при спасении челюскинцев, Герой Советского Союза инженер-полковник А. В. Ляпидевский. Был налажен ежедневный учет неисправной материальной части, составлены планы ее восстановления, созданы ремонтные бригады, ПАРМ-1 доукомплектованы личным составом и инструментом. Качество ремонта авиационной техники значительно повысилось.

С образованием самостоятельного отдела полевого ремонта ремонтный отдел 7-й воздушной армии был преобразован в отдел капитально-восстановительного ремонта, начальником которого назначили инженер-майора К. В. Малютина. Все вышедшие из ремонта самолеты испытывались в воздухе летчиками-испытателями с боевым опытом капитанами М. Борзенко и А. А. Ковалевским. Если в воздухе случался какой-либо отказ техники, они стремились найти правильное решение и затем давали квалифицированную оценку происшедшему.

Создание 7-й воздушной армии стало важным рубежом в укреплении авиационного тыла, повышении его вклада в победу над врагом. В ноябре 1942 г. были образованы штаб тыла армии, отделы материально-технического снабжения, аэродромного строительства, автотранспорта, снабжения горючим и смазочными материалами, общевойскового довольствия, медицинская служба. Начальником тыла был назначен генерал-майор инженерно-технической службы В. С. Бакин, заместителем начальника тыла по политической части стал полковник Л. И. Лившиц, начальником штаба тыла — полковник С. К. Антонов. В связи с количественным ростом авиационных частей и соединений, обслуживаемых районами авиационного базирования, в состав 7-й воздушной армии вошел 1-й район авиационного базирования, штаб которого расположился в Кандалакше.

Умело организовал материально-техническое снабжение авиационных частей и соединений подполковник интендантской службы А. Л. Дмитренко. В их обеспечении запасными частями, агрегатами и другими материальными средствами сложилась определенная система. Из тылового склада имущество поступало на головной авиационный склад, из которого оно распределялось по батальонам авиационного обслуживания и авиационным частям. Прибывавшее на склады, как правило, в железнодорожных составах и на судах имущество разгружали и размещали по соответствующим местам. А людей обычно не хватало, поэтому в разгрузке и погрузке участвовал весь личный состав склада, в том числе и офицеры. Затем проверялась комплектность имущества, его исправность, создавались условия для временного хранения, обеспечивалась своевременная выдача по нарядам, выписываемым в штабе района авиационного базирования. Работой четко руководили начальник 1945-го головного склада майор А. И. Ильинец, его помощник по технической части техник-лейтенант А. П. Шишкин, техник по авиаприборам техник-лейтенант Н. В. Рейнберг.

Обеспечение связью боевого управления авиационными частями и соединениями осуществлялось под руководством начальника связи 7-й воздушной армии полковника С. И. Маркелова. Много сделали для совершенствования организации и применения радиосредств инженер-майор В. С. Чернышев и майор К. Н. Калинин.

Широко использовались на Севере и другие средства связи, в частности почтовые. Хорошо организовал работу военной почты помощник начальника связи воздушной армии майор П. И. Шаглин. Для своевременной доставки почты использовались все попутные вылеты самолетов. Капитан И. А. Крылов, являясь помощником начальника отделения военной почты воздушной армии, надежно обеспечивал повседневное и бесперебойное обслуживание частей всеми видами почтовой связи? Старательно выполняла свои обязанности начальник 811-й военно-почтовой станции 260-й бомбардировочной авиационной дивизии лейтенант А. С. Карпухина (Камушкина). Эта хрупкая миловидная девушка тактично, но твердо руководила своим небольшим коллективом. Добросовестно трудились опытный приемщик почт младший лейтенант И. А. Трухин, а также молодые связисты сержант В. В. Ягненкова и младший сержант А. Жуков. Регулярной и надежной была почтовая связь авиаторов с родными и близкими, что поднимало их настроение и боевой дух.

Медицинской службой в 7-й воздушной армии стал руководить полковник медицинской службы П. Л. Романович, а медицинская служба частей и соединений авиационного тыла оставалась в подчинении помощника начальника санитарного управления Карельского фронта по военно-воздушным силам. Такое двойственное подчинение не отвечало требованиям войны и позднее было ликвидировано.

Формирование 7-й воздушной армии осуществлялось в условиях повседневных боевых действий. Все организационные мероприятия были направлены на эффективное решение стоящих задач. Вместе с тем осмысливался опыт предыдущих боев, изыскивались новые тактические приемы, более прогрессивные методы борьбы с воздушным и наземным противником. С этой целью в воздушной армии было создано отделение по обобщению опыта войны, начальником которого был назначен полковник Ф. М. Седов, а его старшим помощником — майор А. П. Чигарков. Их работа сводилась в основном к отражению всех новшеств, выявлявшихся в ходе боевых действий авиации, в месячных и годовых отчетах по боевому применению авиации 7-й воздушной армии.

В работе по обобщению и распространению опыта войны важное значение имел личный контакт командиров, политработников, офицеров штаба, опытных летчиков, штурманов, инженеров, техников со всем личным составом. Руководители и офицеры всех служб и отделов выезжали в части и проводили там занятия. Для повышения уровня оперативно-тактического Применений авиации в наступательных операциях и при выполнении самостоятельных боевых задач организовывались учения. В 1942 г. было проведено пять командно-штабных учений и игр со штабами ВВС армий, четыре — со штабами авиационных дивизий, три сбора по обмену опытом работы штабов. Кроме того, в авиачастях ежемесячно проводились сборы по обмену опытом войны.

Формирование 7-й воздушной армии проходило в период грандиозного наступления Красной Армии на Волге и способствовало подъему боевого настроения авиаторов. Высокий наступательный дух личного состава поддерживался также различными формами партийно-политической работы, проводимой в неразрывной связи с повышением боевого мастерства летчиков, штурманов, стрелков-радистов, воинов всех специальностей.

Основными формами политического воспитания авиаторов были митинги, политические информации, групповые и индивидуальные беседы. Когда позволяла обстановка, опытные пропагандисты выступали перед личным составом с лекциями и докладами. В условиях активных боевых действий особенно велика была роль устной агитации. Беседы и политинформации нередко перерастали в обсуждение наиболее жгучих и волнующих проблем — от международного военно-политического положения до конкретных вопросов тактики воздушного боя, нанесения бомбо-штурмового удара и технического обслуживания материальной части.

Большое внимание уделялось культурному обслуживанию авиаторов. Наряду с приглашением концертных бригад профессиональных артистов во всех частях создавалась художественная самодеятельность. Свои стихи об авиаторах читал; командир: 828-го штурмового авиаполка майор Н. Ф. Гончаров. С различными номерами выступали его однополчане летчики А. Н. Карпенко, И. И. Павличев и другие. В 118-й отдельной разведывательной авиаэскадрилье душой художественной самодеятельности являлся командир звена старший лейтенант А. Р. Сливка, впоследствии Герой Советского Союза. Еще до армии он учился в музыкальной школе и хорошо играл на многих народных инструментах. Антон Романович создал настоящий ансамбль, в котором участвовали многие летчики и техники эскадрильи. Хорошо была поставлена художественная самодеятельность в 195-м истребительном авиационном полку. Руководил ею А. Г. Щербаков, после войны удостоенный звания заслуженного артиста РСФСР. Его правой рукой был авиационный механик Р. Н. Слепухин. Коллективы Художественной самодеятельности имелись практически во всех авиационных частях Карельского фронта.

После сформирования 7-й воздушной армии все газеты авиационных соединений Карельского фронта были закрыты и была создана одна — «Боевая вахта». Редакция газеты, которую возглавил майор И. А. Портянкин, размещалась в Беломорске. В ее состав вошли коллективы редакции и типографии газеты «За Родину», а также многие сотрудники газет «Крылья Родины», «Вперед» и «Северный сокол». 25 ноября 1942 г. вышел первый номер «Боевой вахты». Большой вклад в выпуск газеты вносили заместитель ответственного редактора Г. Б. Будашевский и ответственный секретарь редакции В. А. Игнатьев. Нередко вместе с летчиками на боевые задания летали литературные сотрудники А. С. Шевцов, Б. Ф. Федоров, фотокорреспондент А. С. Степанов. Много интересных корреспонденции опубликовали в газете В. И. Сокологорский, П. В. Молокоедов. В «Боевой вахте» систематически печатались материалы, написанные командующим 7-й воздушной армией, его заместителями, начальниками служб и отделов, статьи и корреспонденции командиров соединений и частей, летчиков, техников, воинов тыла, офицеров штаба, политработников.

Так была сформирована 7-я воздушная армия. С ее созданием появились лучшие условия для маневрирования авиацией, возросли возможности массированного применения воздушных сил.

Дальше