Враг остановлен
Тем временем обстановка на Севере снова обострилась. Гитлеровское командование, стремясь захватить Полярное и Мурманск, срочно усиливало горнострелковый корпус свежими соединениями и частями. На северные аэродромы прибывали новые группы бомбардировщиков и истребителей. Советские воздушные разведчики докладывали, что в конце июля на аэродром Лаксельвен с аэродрома Тронхейм перебазировалось до 90 самолетов разных типов.
Боевое напряжение в авиационных частях резко возросло. Даже экипажи бомбардировщиков совершали в сутки 4–6 боевых вылетов, и все равно их не хватало для поддержки войск на поле боя. Каждый самолет был на счету. В середине июля 137-й скоростной бомбардировочный авиаполк получил два пикирующих бомбардировщика Пе-2. Их использовали для ведения разведки, нанесения бомбовых ударов и для переучивания летного состава. Экипажи Пе-2 во главе с капитаном И. А. Дзюбенко и лейтенантом А. Т. Кулинским почти все время находились в воздухе, нанося по врагу неожиданные и меткие удары.
Яркий подвиг совершил 12 августа командир эскадрильи капитан М. П. Краснолуцкий, вылетевший во главе семерки И-15бис на штурмовку колонны вражеской пехоты в районе Паннилы. Группа уже подходила к цели, когда Митрофан Петрович увидел в стороне «Мессершмитт-110». «Успеем сбросить бомбы», решил он. Однако в ходе пикирования группу неожиданно атаковали шесть «Мессершмиттов-109». Разгорелся упорный воздушный бой. Самолет Краснолуцкого атаковали два вражеских истребителя. Резким разворотом он ушел от одного, но навстречу несся второй. Краснолуцкий выпустил длинную очередь, фашист ответил огнем. И вот самолеты рядом. Идет борьба нервов. Немецкий летчик не выдерживает и резко отворачивает в сторону. Но он опоздал. Нижней плоскостью И-15бис срезал хвост «мессершмитту», который сразу же перешел в беспорядочное падение. Советский самолет также был сильно поврежден, однако рули действовали. На израненной машине Митрофан Петрович не полетел на аэродром, а поспешил на помощь сражавшимся товарищам. 16 января 1942 г. М. П. Краснолуцкому, который к этому времени стал майором, было присвоено звание Героя Советского Союза.
В интересах укрепления обороны Ленинграда, Карелии и Заполярья, удобства управления войсками Ставка Верховного Главнокомандования 23 августа 1941 г. разделила Северный фронт на два фронта Ленинградский и Карельский. Командующим войсками Карельского фронта был назначен генерал-лейтенант В. А. Фролов, членом Военного совета корпусной комиссар А. С. Желтов, начальником штаба полковник (с 9 ноября 1941 г. генерал-майор) Л. С. Сквирский.
В это же время из ВВС 14-й и 7-й армий были сформированы ВВС Карельского фронта, которые возглавил генерал-майор авиации Тимофей Тимофеевич Хрюкин, опытный боевой летчик и военачальник. В 1936–1937 гг. Т. Т. Хрюкин летчиком-бомбардировщиком сражался в рядах республиканской армии в Испании, в 1938 г. снова добровольцем воевал против японских милитаристов в небе Китая. За образцовое выполнение заданий был удостоен звания Героя Советского Союза. Во время советско-финляндской войны 1939–1940 гг. Т. Т. Хрюкин командовал ВВС 14-й армии, а Великую Отечественную войну встретил в должности командующего ВВС 12-й армии.
Военным комиссаром ВВС фронта стал полковой комиссар Леонид Александрович Чикурин, а начальником штаба полковник Иван Михайлович Соколов. В состав ВВС 14-й армии, командующим которых остался полковник И. Л. Туркель, а военным комиссаром бригадный комиссар Г. Г. Гурьянов, вошли 1-я смешанная авиационная дивизия, включавшая 137-й бомбардировочный, 145-й и 147-й истребительные авиационные полки, 14-я отдельная авиаэскадрилья связи и 118-я отдельная разведывательная авиаэскадрилья. Командиром дивизии был назначен полковник М. М. Головня, военным комиссаром полковой комиссар М. Н. Смирнов. И состав ВВС 7-й армии, командующим и военным комиссаром которых по-прежнему оставались полковник Ф. Ф. Жеребченко и полковой комиссар А. А. Званский, пошла 55-я смешанная авиационная дивизия, которой командовал полковник В. М. Филин, а военным комиссаром был полковой комиссар Ф. Ф. Морозов. Дивизия состояла из 72-го скоростного бомбардировочного, 65-го штурмового, 155-го и 197-го истребительных авиационных полков, 119-й отдельной разведывательной авиаэскадрильи и 2-го гидроотряда ГВФ.
В ВВС 14-й армии насчитывалось 54 исправных и 30 неисправных самолетов, в ВВС 7-й армии соответственно 88 и 15. Всего в ВВС Карельского фронта в начале их формирования было 142 исправных и 45 неисправных самолетов {15}. В последующем количественный состав самолетного парка авиационных частей и соединений фронта постоянно менялся.
Претерпел изменения и авиационный тыл. Начальником тыла был назначен бригадный инженер В. С. Бакин, военным комиссаром полковой комиссар Л. И. Лившиц. В это время тыл ВВС фронта имел следующую структуру. 2-й район авиационного базирования состоял из восьми батальонов аэродромного обслуживания (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12-й БАО), двух отдельных инженерно-аэродромных батальонов (1-й и 26-й оиаб), шести аэродромно-технических рот (3, 5, 6, 462, 463 и 629-я атр), 1945-го головного авиационного склада, 202-го отдельного батальона оперативной связи, 102-го автобатальона, 136-й, 262-й стационарных и 7-й подвижной авиамастерских. В 3-й район авиационного базирования входило девять батальонов аэродромного обслуживания (13, 14, 17, 19, 20, 25, 26, 27 и 30-й БАО), шесть аэродромно-технических рот (464, 465, 466, 468, 472 и 476-я атр), 1947-й головной авиационный склад, 203-й батальон оперативной связи, 103-й автобатальон, 16-й отдельный инженерно-аэродромный батальон. Авиационные части 7-й армии, базировавшиеся между Ладожским и Онежским озерами, обслуживал 4-й район авиационного базирования.
Тыловые соединения и части ВВС фронта в основном были укомплектованы личным составом. Однако с материальной частью дело обстояло значительно хуже. Во 2-м районе авиационного базирования обеспеченность грузовым автотранспортом составляла 35,3 проц. и тракторами 33 проц., в 3-м РАБ соответственно 20,4 и 45 проц. Еще больший некомплект спецмашин был в батальонах аэродромного обслуживания. Это в большой степени затрудняло работу тыловых авиационных частей и подразделений. В последующие годы положение несколько улучшилось, но некомплект техники оставался. И тем не менее свои задачи тыл ВВС Карельского фронта в основном успешно выполнял.
Одновременно с формированием ВВС Карельского фронта шел процесс укомплектования руководящими кадрами всех авиационных служб, в том числе инженерно-авиационной. Главным инженером ВВС фронта был назначен военинженер 1 ранга М. Ф. Завитаев, начальником отдела технической эксплуатации военинженер 2 ранга М. Б. Маральян, начальником ремонтного отдела военинженер 2 ранга К. В. Малютин.
В годы войны на всех фронтах инженерно-техническому составу приходилось решать много сложных вопросов. Но в Заполярье и Карелии он столкнулся с особенно большими трудностями. Это объяснялось суровыми природными условиями Севера, слабо развитой аэродромной и дорожной сетью, недостатком запасных частей и агрегатов. Большая влажность воздуха и резкие колебания температуры вызывали быструю коррозию металлических узлов и агрегатов, оружия, приборного оборудования, загнивания деревянных конструкций и перкалевого покрытия самолетов. Это требовало более внимательной и тщательной подготовки материальной части, частого проведения регламентных работ. Из-за отсутствия взлетно-посадочных полос с твердым покрытием полеты приходилось производить с грунта, нередко с песчаного, что приводило к быстрому износу и даже выходу из строя моторов, оружия и спецоборудования. Было немало и других факторов, затруднявших работу инженерно-технического состава.
В Заполярье и Карелии имелись только 136-я, 262-я стационарные авиационные мастерские (САМ) и 7-я подвижная авиамастерская (ПАМ). Стационарные и полевые авиационные ремонтные мастерские (ПАРМ-1) входили в штаты соединений и частей тыла, а потому в ряде случаев использовались не по назначению. И все то, несмотря на недостаток ремонтных средств и личного состава, несовершенство организационной структуры, полевые и стационарные авиационные ремонтные мастерские проделали большую работу по восстановлению неисправной материальной части. Благодаря самоотверженному труду технического состава полевые ремонтные точки в 1941 г. произвели 1315 полевых ремонтов самолетов {16}.
Много сделал для совершенствования организации полевого и капитального ремонта авиационной техники начальник ремонтного отдела ВВС Карельского фронта военинженер 2 ранга К. В. Малютин, отличавшийся треской требовательностью к себе и подчиненным, большой энергией, широкой инженерной эрудицией, творческим подходом к решению трудных вопросов. Каждый отдельный случай сложного боевого повреждения самолета им лично изучался, и только после этого принималось решение о восстановлении машины и способах ремонта. Такой подход положительно влиял на качество и сокращение сроков ремонта.
В ремонте поврежденных самолетов активно участвовал инженерно-технический состав авиационных эскадрилий и полков. При этом инженеры, техники, механики, мотористы наряду с самоотверженным трудом проявляли много инициативы и творчества, стремились как можно быстрее ввести машину в строй. Например, после воздушного тарана капитана М. П. Краснолуцкого, о котором рассказывалось раньше, на самолете И-15бис была отломана часть крыла, пробит пулей узел лонжерона фюзеляжа, нулевые пробоины имелись и в других частях машины. Но уже через восемь часов после посадки благодаря самоотверженному труду группы техников и мотористов под руководством старшего техника эскадрильи 65-го штурмового авиаполка воентехника 1 ранга А. Б. Ласточкина самолет был снова в строю.
В трудном воздушном бою 28 августа 1941 г. у самолета лейтенанта П. А. Борисова оказалась пробитой межкрыльная стойка, имелись и другие повреждения. Ремонт предстоял сложный. Положение усугублялось тем, что запасных межкрыльных стоек в 65-м штурмовом авиаполку не было. Но каждый самолет был на счету, поэтому командир полка майор В. И. Белоусов приказал как можно быстрее отремонтировать машину. И бригада под руководством воентехников 1 ранга Я. К. Иванова и Г. А. Штань отремонтировала ее.
Много сил и средств требовала от инженерно-авиационной службы эвакуация самолетов с мест вынужденных посадок. В начале войны она проводилась по инициативе командования авиационных дивизий и полков силами инженерно-технического состава. Затем в соответствии с приказом командующего ВВС Красной Армии при авиадивизиях стали создаваться специальные технические команды по сбору аварийных самолетов, моторов, авиавооружения, спецтранспорта. В их состав вошли квалифицированные авиационные техники, механики, специалисты по вооружению, приборам, шоферы, трактористы. Эти команды численностью в несколько десятков человек с транспортом и необходимым инструментом обслуживали районы действий своих авиационных дивизий примерно 300–400 км по фронту и 60–200 км в глубину.
Техническим командам приходилось преодолевать много трудностей: отыскивать и эвакуировать самолеты на обширной территории, в тундре, лесах, горах, озерах, болотах, часто без дорог. Да и опыта вначале не было На разведку посылались слишком крупные группы по 15–20 человек которые, не имея точных данных о месте нахождения самолета, тратили на его поиск много дней. Но опыт накапливался, организация эвакуации аварийных самолетов совершенствовалась, и эффективность этой работы с каждым месяцем повышалась. Только за первый год войны в полосе Карельского фронта было эвакуировано 203 самолета, из них 115 советских самолетов оказались пригодными для восстановления {17}.
При поиске и эвакуации аварийных самолетов технические команды не только использовали свои силы, но и привлекали местные власти и население, проявляя много творческой инициативы, подчас даже героизм. Для транспортировки самолетов использовались самые различные средства: тракторы, вездеходы, автомашины, олени, плоты. В летнее время в случае невозможности эвакуации самолета его на месте разбирали, консервировали и маскировали, чтобы фашистские пилоты не разбили еще больше. А зимой, когда замерзали озера и болота, самолеты вывозились на санях.
Не менее самоотверженно, добросовестно и смело действовали в эти дни медицинские работники авиационных частей и соединений, оказываясь порой в экстремальных условиях. В августе 1941 г. самолет ПС-84, на борту которого находилось 18 раненых, атаковали фашистские истребители. От их пулеметного огня сначала загорелся один мотор, затем вспыхнула и плоскость. Медицинская сестра, восемнадцатилетняя Лида Томилова, сопровождавшая раненых, все время оказывала им помощь, успокаивала их, стараясь не допустить паники в горящем самолете. Когда летчик посадил машину на каменистое подножие сопки у кромки леса, гитлеровцы продолжали пикировать и обстреливать санитарный самолет. Раненые, способные двигаться самостоятельно, заторопились к выходу, а Томилова выносила остальных из горящей машины, готовой взорваться. Сама раненная, она снова и снова бросалась в горящий самолет и перетаскивала беспомощных бойцов в более безопасное место. Когда последний раненый оказался в лесу, раздался взрыв. Но все уже были спасены. За героизм, проявленный при спасении раненых, Лидия Александровна Томилова была награждена орденом Ленина.
Большую работу проделали лазареты батальонов аэродромного обслуживания, на которые ложилась основная нагрузка по лечению раненых и больных авиаторов. Медперсонал прилагал все силы, чтобы быстрее цвести в строй летчиков и техников. В первый период войны раненые и больные авиаторы, которые по тяжести поражения или заболевания нуждались в квалифицированной медицинской помощи, подлежали эвакуации в лечебные учреждения сухопутных войск, что приводило к значительному удлинению сроков их излечения и усложняло возвращение к летной работе. Для устранения недостатков в лечебно-эвакуационном обеспечении авиационных частей и сокращения сроков возвращения авиаторов в строй в районах авиационного базирования стали создаваться нештатные хирургические лазареты. Кроме того, при эвакогоспитале № 3590 было организовано авиационное отделение.
А напряжение боевых действий все время возрастало. Авиаторы всех частей и соединений вносили свой вклад в дело борьбы с гитлеровскими захватчиками. Отличились ранее уже упоминавшиеся экипажи Пе-2, которые возглавляли капитан И. А. Дзюбенко и лейтенант А. Т. Кулинский. 26 августа они вылетели на бомбардировку моста вблизи Салмиярви. Под сильным зенитным огнем Дзюбенко с высоты 2000 м атаковал с пикирования цель, а Кулинский спикировал на деревянный барак, стоявший недалеко от моста. Тяжелая фугасная бомба угодила точно в цель. По полученным данным, в бараке было убито большое количество гитлеровцев.
Самолеты-бомбардировщики СБ использовались главным образом для нанесения ударов по тыловым объектам противника. Это были рискованные рейды. Но советские авиаторы неизменно добивались успеха.
По нескольку раз в сутки в любую погоду вылетали на бомбардировку вражеских войск, аэродромов и других объектов экипажи 137-го скоростного бомбардировочного авиаполка, возглавляемые майором В. В. Котовым, капитанами В. И. Ивашкиным, И. В. Сукмановым, П. И. Каргальцевым, старшим лейтенантом Я. Е. Николаевым, лейтенантами А. М. Щетининым, М. С. Якуниным, младшими лейтенантами А. Ф. Подругиным, А. Р. Сливкой. Оценивая боевые действия этого полка, командование 42-го стрелкового корпуса отмечало: «Взаимодействуя с 42 ск с начала военных действий, 137 сбап активно поддерживал в боях части корпуса: бомбил и штурмовал боевые порядки противника, его батареи на опорных пунктах, сосредоточение танков и подходящих колонн, производил воздушную разведку, добывая ценные данные о группировках противника, подходе его резервов...» {18}
Успешно действовала эскадрилья 145-го истребительного авиаполка под командованием капитана Л. А. Гальченко. Леонид Акимович, как всегда, лично водил своих летчиков в бои. Это был универсальный воздушный боец. Он штурмовал вражеские войска, вел воздушную разведку, отражал налеты фашистских самолетов на позиции советских войск и объекты. 13 сентября звено истребителей во главе с Гальченко отражало налет немецких бомбардировщиков. Перехватив воздушного противника, три советских летчика капитан Л. А. Гальченко, старший лейтенант Б. М. Кузьмин и лейтенант П. П. Миронов атаковали три «Юнкерса-87» и сбили их. В тот же день лейтенант Миронов уничтожил еще один истребитель. А через день пятерка истребителей под командованием Гальченко вела бой уже с 30 бомбардировщиками. Еще четыре вражеские машины были повержены наземь.
В середине сентября противник, потеснив части 14-й стрелковой дивизии, захватил ряд господствующих высот и перерезал дорогу Мурманск поселок Большая Западная Лица. В такой сложной обстановке эскадрилья капитана Гальченко действовала главным образом по наземным войскам. Летчики делали по 5–7 вылетов в день и нанесли врагу большой урон. А всего с начала войны и до октября 1941 г. эскадрилья Гальченко совершила 860 боевых самолето-вылетов, провела 76 воздушных боев, сбив 16 самолетов, из них 7 уничтожил командир эскадрильи{19}.
Талантливым учеником Гальченко был командир звена старший лейтенант В. П. Миронов, которому командир эскадрильи поручал самые сложные задания. Вскоре Виктор Миронов стал одним из лучших летчиков в полку. В сентябрьских боях на мурманском и кандалакшском направлениях он много раз отражал налеты воздушного противника, наносил штурмовые удары по поискам, доставлял ценные сведения из разведки, 6 июня 1942 г. майору Л. А. Гальченко и старшему лейтенанту В. П. Миронову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Отважным асом северного неба был командир звена 147-го истребительного авиаполка лейтенант В. И. Королев. При отражении налетов фашистской авиации на Мурманск и объекты Кировской железной дороги он сбил несколько самолетов. В сентябре Королев во главе эскадрильи самолетов И-153 в течение двух недель поддерживал 88-ю стрелковую дивизию на кестеньгском направлении. Однажды, обнаружив продвижение вражеских войск к линии фронта, Королев повел группу на штурмовку. Бомбами, реактивными снарядами и пулеметным огнем летчики два танка уничтожили, два повредили, разбили пять полевых орудий. Колонна мотопехоты была разгромлена. 22 февраля 1943 г. лейтенанту В. И. Королеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Эффективно действовали над полем боя экипажи 65-го штурмового авиаполка. Там, где появлялись на своих штурмовиках лейтенанты М. В. Салов, П. Я. Самохин, В. И. Саломатин, на земле оставались сожженные танки и автомашины, разбитые орудия и пулеметы, взлетали на воздух склады с боеприпасами и горючим, падали, сраженные бомбами и снарядами, фашисты. Всем троим лейтенантам М. В. Салову, В. И. Саломатину и П. Я Самохину 22 февраля 1943 г. было присвоено звание Героя Советского Союза.
При поддержке авиации советские войска к 15 сентября остановили наступление противника на мурманском направлении, а затем немецко-фашистские войска были отброшены в исходное положение. К 20 сентября остановлено было наступление врага и на кандалакшском направлении. Но на ухтинском и кестеньгском направлениях ожесточенные бои продолжались. Весьма серьезная обстановка складывалась в полосе 7-й армии. На петрозаводском и приладожском направлениях наши части под натиском 6-го и 7-го финских корпусов с боями отходили на восток.
Придавая большое значение петрозаводскому направлению, Ставка Верховного Главнокомандования направляла в распоряжение 7-й армии новые части и соединения. Усиливалась и авиация. В середине сентября в ВВС 7-й армии вошли 31-й пикирующий бомбардировочный авиационный полк, имевший 19 самолетов Пе-2, 238-й истребительный авиаполк с 19-ю ЛаГГ-3 и 179-й истребительный авиаполк с 11 МиГ-3. Все они сразу же включились в боевую деятельность. За месяц боев, с 22 августа по 22 сентября, ВВС 7-й армии произвели 2585 самолето-вылетов. В воздушных боях и на аэродромах летчики армий уничтожила 24 вражеских самолета {20}.
Финским войскам все же удалось прорвать фронт в районе реки Видлицы и выйти к реке Свирь, где они были остановлены нашими отошедшими частями. Кировская железная дорога оказалась перерезанной. Положение со снабжением войск Карельского фронта улучшилось лишь с вводом в строй железнодорожной ветки Сорокская Обозерская.
Противник рвался к столице Карело-Финской ССР. У командования Карельского фронта не было резервов. В конце сентября 7-я армия была выведена из состава фронта и подчинена непосредственно Ставке. Командующим армией был назначен генерал армии К. А. Мерецков. Но удержать Петрозаводск не удалось. Финны пытались также захватить Медвежьегорск, но советские части отбили их атаки.
В середине октября немецко-фашистские войска начали наступление, нанося главный удар на Грузине, Будогощь, Тихвин, а вспомогательный на Малую Вишеру. Они прорвали оборону советских войск, захватили г. Тихвин, перерезав последнюю железную дорогу, по которой шли грузы к Ладожской водной коммуникации. Возникла угроза соединения немецко-фашистских и финских войск восточное Ладожского озера и полной блокады Ленинграда.
Авиаторы поддерживали тесные связи с партийными и комсомольскими организациями, трудящимися Мурманской области и Карело-Финской ССР. В октябре 1941 г. комсомольцы железнодорожного узла Кандалакша проявили ценную инициативу, организовав сбор средств на постройку самолетов для авиационной эскадрильи «Комсомолец Заполярья». Этот патриотический почин встретил горячую поддержку авиаторов Севера, которые также вносили деньги. Самолеты-истребители МиГ-3, построенные на собранные средства, были вручены лучшей эскадрилье 147-го истребительного полка, которой командовал мастер воздушного боя капитан Г. В. Громов, а военным комиссаром был также опытный и отважный летчик капитан И. М. Жариков.
Для усиления авиации Карельского фронта в конце октября 1941 г. на базе частей ВВС 7-й отдельной армии и вновь приданных полков из резерва была сформирована 105-я авиационная дивизия. Ее командиром стал полковник И. Д. Удонин, военным комиссаром батальонный комиссар Р. М. Емельянов. В состав дивизии вошли 65-й штурмовой, 152-й, 197-й истребительные, а также вновь сформированные 608-й и 609-й истребительные авиационные полки. Дивизия базировалась на Сегежском аэроузле и обеспечивала южный участок Карельского фронта масельское и медвежьегорское направления. Всего в дивизии насчитывалось 54 самолета, в том числе 10 новых: один Пе-2, шесть МиГ-3 и три Як-1 {21}.
Основные усилия ВВС 7-й отдельной армии, практически три четверти всех самолето-вылетов, были в эти дни перенацелены на тихвинское направление. С 10 ноября по 13 декабря 1941 г. экипажи ВВС армии произвели 692 боевых самолето-вылета и нанесли противнику значительные потери в живой силе и боевой технике. Кроме того, части 4-го района авиационного базирования по разрешению Военного совета 7-й отдельной армии выделили 800 бойцов-добровольцев, которые сражались за освобождение Тихвина в составе сухопутных войск.
В интересах войск 7-й отдельной армии весьма эффективно действовали 155-й истребительный и 31-й пикирующий бомбардировочный авиационные полки. За образцовое выполнение боевых заданий, высокие результаты и проявленные при этом мужество и героизм приказом Народного комиссара обороны от 6 декабря 1941 г. они были преобразованы соответственно в 3-й гвардейский истребительный и 4-й гвардейский пикирующий бомбардировочный авиационные полки. И хотя незадолго до этого 23 ноября 155 иап вышел из подчинения 7-й армии, свое преобразование в гвардейский он заслужил в боях по защите советской Карелии. Да и 31 пбап, прибывший в ВВС армии в середине сентября, много сделал при обороне Карелии. Полком командовал подполковник Ф. И. Добыш.
В приказе Наркома обороны отмечалось, что 155 иап (3-й гвардейский), которым командовал майор Д. С. Шпак, военкомом был старший батальонный комиссар Г. И. Алахвердов, начальником штаба майор П. Ф. Вержбицкий, в сложных метеорологических условиях, при двойном и тройном численном превосходстве противника сбил 37 самолетов и сжег на земле 4 самолета, штурмовыми действиями уничтожил более 100 автомашин с пехотой и грузом, до 400 человек пехоты, 5 артиллерийских батарей, 10 зенитных точек. Полк надежно прикрывал бомбардировочную и разведывательную авиацию, не допустил при сопровождении самолетов потерь их от атак вражеских истребителей.
Начиная с октября 1941 г. активность действий вражеской авиации перед фронтом 14-й армии начала снижаться. Если за первый месяц войны только на мурманском направлении было зафиксировано более 1500 самолето-пролетов, то в октябре уже перед фронтом всей армии 750, в ноябре 650, в декабре 265 самолето-пролетов {22}.
Снижение активности авиации противника в Заполярье объясняется большими потерями в самолетном парке и летном составе, сокращением продолжительности светлого времени и ухудшением метеоусловий, а гакже активизацией боевых действий сухопутных войск на петрозаводском, кестеньгском и медвежьегорском направлениях. В связи с этим часть гитлеровской авиации с северных аэродромов перебазировалась в Южную Карелию в целях использования ее против 7-й отдельной армии.
Произошли определенные изменения в тактическом использовании авиации противника. Основное внимание гитлеровское командование стало уделять воздушной разведке. Только иногда она сопровождалась бомбометанием и пулеметным обстрелом железнодорожных составов и станционных сооружений. Прикрытие сухопутных войск осуществлялось методом непрерывного патрулирования истребителей над полем боя. Но недостаток самолетов и необходимость экономии горючего заставили гитлеровцев перейти к методу перехвата советских самолетов вылетами истребителей с посадочных площадок в непосредственной близости к линии фронта.
Стремясь ослабить боевую деятельность советской авиации, противник продолжал совершать налеты на наши аэродромы, но встречал все больший отпор со стороны советских истребителей. Так произошло, например, 29 ноября. Эскадрилья 147-го истребительного полка после удачной штурмовки вражеских позиций на мурманском направлении вернулась на свой аэродром. Для прикрытия посадки самолетов в воздухе было оставлено несколько истребителей. И действительно, вскоре в воздухе показались немецкие самолеты. Несмотря на почти полный расход боеприпасов и горючего, истребители вступили в бой с врагом. Лейтенант П. А. Каиков сразился с двумя «Мессершмиттами-109». Вскоре один фашист вынужден был выйти из боя, но второй продолжал рваться к аэродрому. Хотя Каиков экономил снаряды, стрелял только короткими очередями, боеприпасы быстро кончились. И вот на высоте 150–200 метров два истребителя советский и фашистский сошлись в лобовой атаке. Враг, видимо, понял, что русский летчик не свернет с курса, и с разворотом стал переходить на бреющий полет. Павел Каиков погнался за «мессершмиттом». Наконец машина с черными крестами оказалась рядом, она неслась над самыми верхушками деревьев. Советский истребитель ударил винтом по хвостовому оперению Ме-109, и оба самолета врезались в землю.
Отважного летчика хоронил весь полк. На митинге его товарищи поклялись еще сильнее бить ненавистного врага, сражаться с ним до последней капли крови. 6 июня 1942 г. П. А. Кайкову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Героический подвиг совершил командир эскадрильи 152-го истребительного авиаполка старший лейтенант Н. Ф. Репников. 4 декабря 1941 г. он на И-16 во главе звена вылетел на разведку. При возвращении на аэродром Николай Федорович увидел, как из-за облаков выскочили семь «мессершмиттов», летевших в направлении Беломорско-Балтийского канала для штурмовки советских войск. И хотя у наших истребителей горючее и боеприпасы были на исходе, они смело вступили в неравный бой. Репников первым пошел в лобовую атаку на ведущего. Расстояние между истребителями стремительно сокращалось. В последний момент нервы фашиста не выдержали, он рванулся в сторону, но было поздно. Репников уничтожил «мессершмитт», но и сам погиб. 22 февраля 1943 г. старшему лейтенанту Н. Ф. Репникову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Мужество и героизм проявлял и личный состав наземных служб, которому тоже приходилось вступать в схватки с врагом. Так было, например, в ходе работ на одном из аэродромов в Карелии на ребодьском направлении. Большая часть людей и техники 16-го отдельного инженерно-аэродромного батальона была отведена в тыл. На месте строительства осталась одна рота, в которой находился и командир батальона майор Г. А. Бродкин. И в это время войска противника, рвавшиеся к Кировской железной дороге, окружили две советские стрелковые части, державшие оборону поблизости. Командование сухопутных войск приказало майору Бродкину с оставшейся ротой занять позиции на угрожаемом участке.
Прибыв в указанный район, рота строителей произвола разведку и затем нанесла неожиданный удар по вражеской роте, выбив ее с занимаемого рубежа. 22 дня рота во главе с майором Бродкиным отражала натиск противника. Немало отважных воинов тыла погибло в боях. Подоспевшие советские войска остановили врага, и 63 оставшихся в живых военных строителя снова стали выполнять свои обычные задачи.
Активные действия советской авиации, мужество, героизм и высокое боевое мастерство летных экипажей, самоотверженная работа воинов инженерно-авиационной службы и авиационного тыла давали свои плоды. При поддержке авиации войска Карельского фронта и 7-й 01 дельной армии остановили наступление немецко-фашистских и финских войск. Хотя противнику удалось захватить Медвежьегорск и дойти до Беломорско-Балтийского канала, дальше он продвинуться не смог. Понеся большие потери, враг вынужден был перейти к позиционной обороне.
В срыве плана гитлеровского командования захватить Кольский полуостров, Карелию и Кировскую железную дорогу большая заслуга принадлежит авиации Карельского фронта и Северного флота. За полгода войны летные экипажи фронта совершили 14 447 боевых самолето-вылетов, из них 233 ночью. По боевым задачам вылеты распределялись: для нанесения бомбо-штурмовых ударов по войскам противника было совершено 6422 самолето-вылета, или 44 проц.; на прикрытие войск, населенных пунктов, железных дорог, аэродромов, перехват вражеских самолетов, сопровождение своих самолетов 5132; для нанесения ударов по аэродромам противника 484. Всего на борьбу за господство в воздухе произведено 5616 самолето-вылетов, или около 40 проц. 838 самолето-вылетов авиаторы фронта выполнили на ведение воздушной разведки, 157 самолето-вылетов на удары по железнодорожным станциям, мостам и другим объектам. Много вылетов было совершено для выполнения других боевых задач.
Несмотря на численное превосходство вражеской авиации, советские авиационные части оказывали сухопутным войскам существенную поддержку и успешно вели борьбу за господство в воздухе. За шесть месяцев авиаторы провели 250 воздушных боев, в которых сбили 124 самолета. Еще 37 самолетов врага было уничтожено на аэродромах {23}
После таких потерь вражеские летчики стали уклоняться от боя с советскими истребителями, если не имели количественного превосходства в силах. Их действия были рассчитаны, как правило, на внезапность нападения. Отмечались случаи, когда группы бомбардировщиков, летевшие бомбить Мурманск или Беломорск, уходили на запасную цель только потому, что над этими городами патрулировали звенья советских истребителей.
Несли потери и ВВС Карельского фронта. Характерно, что 40 проц. их потерь в 1941 г. приходится на первый месяц войны. Это объясняется прежде всего тем, что нечетко было налажено управление авиацией и взаимодействие авиационных частей и соединений между собой, а также с частями ВВС Северного флота. Но в ходе боев управление авиацией совершенствовалось, улучшалось взаимодействие. Неуклонно росло боевое мастерство советских летчиков. Они отказались от шаблонных порядков группы, когда звенья истребителей состояли из трех самолетов, и переходили к звеньям четырехсамолетного состава. Наименьшей боевой единицей стала пара. Вырабатывались новые тактические приемы воздушного боя с учетом тактико-технических данных своих и вражеских самолетов. Совершенствовалась также организация боевых действий по войскам, аэродромам и другим объектам в тактической и оперативной глубине обороны противника.
Нанесение бомбо-штурмовых ударов по пехоте и технике врага на переднем крае требовало четкого управления и взаимодействия авиации с сухопутными войсками. В начальном периоде войны наблюдались случаи бомбометания по малозначительным целям и штурмовых действий на второстепенных направлениях. В ходе боев недостатки в организации управления и взаимодействия авиации с сухопутными войсками изживались, да и сухопутные войска приобретали опыт совместных действий с авиацией.
За первые месяцы войны был накоплен опыт организации политико-воспитательной работы. Высокие идейно-политические и морально-психологические качества авиаторов проявились в их массовом героизме. За шесть месяцев в небе Заполярья и Карелии было совершено около десяти воздушных таранов и таранов наземных целей. Каждый воздушный бой, каждый вылет на боевое задание становился проверкой морально-боевых качеств летчиков. Героическим был самоотверженный труд инженерно-технического состава и воинов авиационного тыла. Вместе с пехотинцами, танкистами, артиллеристами, моряками авиаторы выстояли в упорной борьбе с превосходящими силами противника и остановили его. Инициатива постепенно стала переходить на сторону войск Карельского фронта.