Накануне войны
Для нападения на советское Заполярье и Карелию гитлеровское командование подготовило исходные плацдармы, оккупировав в 1940 г. Норвегию и заключив тайный союз с Финляндией. На территории Норвегии и Северной Финляндии была развернута отдельная армия вермахта «Норвегия» в составе трех корпусов: двух немецко-фашистских и одного финского. У границ Советского Союза сосредоточились также крупные силы Финляндии.
По плану наступления армия «Норвегия» имела задачу захватить Мурманск, главную военно-морскую базу Северного флота Полярный, полуостров Рыбачий, а также Кировскую железную дорогу севернее Беломорска. Горнострелковый корпус «Норвегия» должен был наступать на мурманском, 36-й армейский корпус на кандалакшском и 3-й армейский корпус на кестеньгском и ухтинском направлениях. Карельская армия финнов получила задачу захватить южную часть Карелии и встретиться с войсками группы армий «Север» на реке Свирь, другие финские соединения должны были занять Карельский перешеек, полуостров и военно-морскую базу Ханко и соединиться с немецко-фашистскими войсками в районе Ленинграда.
Одновременно с боевыми действиями на суше предусматривались широкие морские операции в Баренцевом и Балтийском морях в целях уничтожения кораблей и баз Северного и Краснознаменного Балтийского флотов, содействия своим сухопутным войскам, блокады морского побережья и контроля над морскими коммуникациями.
5-й воздушный флот, предназначенный для ведения войны на Севере, насчитывал в своем составе 240 боевых самолетов. С 10 по 25 июня 1941 г. его части перебазировались из южных и западных районов Норвегии на передовые аэродромы Северной Норвегии и Финляндии, чтобы всеми силами участвовать в наступательной операции по захвату северных районов Советского Союза.
ВВС Финляндии подразделялись на авиацию и силы ПВО. Они имели 307 боевых самолетов, из них 230 истребителей. Средства ПВО (вместе с обороной баз военно-морского флота) включали 761 зенитное орудие и 180 зенитных пулеметов.
На вооружении 5-го воздушного флота состояли бомбардировщики Ю-88, Ю-87, Хе-111, истребители Ме-109 и Ме-110, а также различные типы разведывательных и транспортных самолетов. Боевые самолеты Германии отличались высокими тактико-техническими данными. В финских ВВС наряду с немецкими «юнкерсами» и «мессершмиттами» в основном были устаревшие бомбардировщики «Бристоль-Бленхейм», истребители «Глостер-Гладиатор», «Фоккер-Д-21», «Брустер» и другие. Эти машины уступали советским самолетам соответствующих классов.
Летные кадры немецко-фашистской авиации имели хорошую подготовку и боевой опыт. Многие экипажи участвовали в разбойничьих налетах на города Испании, Польши, Франции, Англии и других государств Европы, а пилоты и штурманы 5-го воздушного флота готовились для ведения боевых действий в условиях Заполярья. Особое внимание уделялось отработке техники пилотирования в облаках и ночью по приборам, подготовке к полетам на малых и больших высотах.
Для обеспечения боевой деятельности своей авиации противник заранее готовил аэродромную сеть. В Северной Норвегии после ее оккупации германскими войсками развернулось спешное строительство новых и реконструкция старых аэродромов. К началу нападения на Советский Союз враг имел там аэродромы: Банак (Лаксельвен), использовавшийся всеми типами самолетов; Луостари, являвшийся базой истребительной авиации; Хебуктен, на котором базировались бомбардировщики и истребители, а также Салмиярви, Свартнес, Алакуртти и другие.
В Финляндии к началу Великой Отечественной войны имелось около 80 аэродромов и посадочных площадок, что превосходило потребности финских военно-воздушных сил. Они готовились для приема немецких самолетов. Оперативная емкость аэродромной сети, расположенной у северных границ СССР, только в Финляндии достигала 600–700 самолетов разных типов {1}.
Перед авиацией гитлеровское командование ставило задачу в первые дни и даже часы войны внезапным ударом по аэродромам разгромить или парализовать советскую авиацию и добиться полного господства в воздухе. Она должна была дезорганизовать работу коммуникаций, чтобы сорвать маневр резервами и наносить удары по промышленным объектам. Были определены конкретные задачи каждому авиационному объединению. 5-му воздушному флоту предписывалось уничтожить советскую авиацию на аэродромах Кольского полуострова и в Северной Карелии, обеспечить надежную поддержку сухопутным войскам на поле боя, вести активную разведку, разрушить мурманский порт и нарушить советские морские сообщения в Баренцевом море. Финские военно-воздушные силы во взаимодействии с немецкой авиацией должны были поддерживать войска в наступлении, срывать работу Кировской железной дороги и бороться за господство в воздухе.
Еще задолго до войны в воздушное пространство Советского Союза вторгались самолеты германских ВВС. Особенно участились случаи нарушения воздушных границ СССР в последний предвоенный месяц. С 17 июня 1941 г. немецкие самолеты, взлетая с аэродромов Северной Норвегии и Финляндии, ежедневно появлялись над Кольским полуостровом и Карелией, пролетали на небольшой высоте над базами, портами и другими объектами.
В середине июня 1941 г. командующий войсками Ленинградского военного округа генерал-лейтенант М. М. Попов и командующий ВВС округа генерал-майор авиации А. А. Новиков оказались свидетелями вторжения немецкого самолета на советскую территорию в районе Кандалакши. Генерал Попов потребовал от начальника войск ПВО округа не допускать больше безнаказанных пролетов иностранных военных самолетов над советской территорией и немедленно проверить систему противовоздушной обороны Ленинграда и Петрозаводска. В этот же день средства ПВО округа были приведены в боевую готовность {2}.
Защита советского Заполярья и Карелии возлагалась на 14-ю и 7-ю армии, входившие в состав Ленинградского военного округа. 14-я армия (командующий генерал-лейтенант В. А. Фролов) прикрывала мурманское и кандалакшское направления, 7-я армия (командующий генерал-лейтенант Ф. Д. Гореленко) центрально-озерное (петрозаводское) направление. Южнее 7-и армии находилась 23-я армия, прикрывавшая Карельский перешеек.
Общевойсковые армии имели свои военно-воздушные силы. В состав ВВС 14-й армии, которыми командовал полковник И. Л. Туркель, входила 1-я смешанная авиационная дивизия. Она включала три полка: 137-й скоростной бомбардировочный, 145-й и 147-й истребительные (командиры полковники И. Д. Удонин, Н. И. Шмельков и М. М. Головня). Всего в дивизии насчитывалось исправных 28 бомбардировщиков СБ, 97 истребителей И-15бис, И-16, И-153. ВВС 7-й армии состояли из 55-й смешанной авиационной дивизии, в которой имелся лишь один 72-й скоростной бомбардировочный авиаполк (командир майор И. П. Скок). В полку было 34 исправных самолета СБ. Командующим ВВС армии являлся полковник Ф. Ф. Жеребченко. Всего в составе двух армий насчитывалось 159 исправных самолетов, многие из которых выработали свой технический ресурс. {3}
В Заполярье базировалась также авиация Северного флота, имевшая 114 самолетов, в том числе 11 бомбардировщиков, 49 истребителей и 54 гидросамолета. {4} Командующим ВВС Северного флота был генерал-майор авиации А. А. Кузнецов. Кроме того, в феврале 1941 г. была создана Северная зона ПВО, в состав которой вошли Мурманский, Архангельский, Петрозаводский и Свирский бригадные районы ПВО.
Советские авиаторы в Заполярье и Карелии имели всего 275 самолетов, в то время как у противника было 547. К тому же в составе ВВС 14-й, 7-й армий и в ВВС Северного флота были в основном самолеты устаревшего образца, уступавшие по мощности огня немецким. Насыщенность радио и фотосредствами у нас также была незначительной.
Следует отметить, что почти каждый второй советский летчик и штурман прослужили в Заполярье и Карелии более двух лет. Они достаточно хорошо освоили самолеты, состоявшие на вооружении ВВС 14-й и 7-й армий. Многие из них имели боевой опыт, приобретенный в небе Испании, в районе Халхин-Гола и в советско-финляндской войне. Летные экипажи, прежде всего бомбардировочной авиации, усиленно готовились к действиям ночью и в сложных метеорологических условиях. К началу войны в ВВС 14-й армии из 169 экипажей ночью летало 90. В ВВС 7-й армии из 50 экипажей к боевым действиям в темное время были готовы 35. {5}
Штабы дивизий и полков также в значительной мере были укомплектованы людьми, участвовавшими в войне с Финляндией, что несомненно оказывало влияние на боеспособность и боеготовность авиационных частей и соединений. Все авиаторы настойчиво готовились к отражению нападения врага. Учиться приходилось много и многому, так как советско-финляндская война вскрыла ряд серьезных недостатков в боевой выучке советских войск, в том числе и военно-воздушных сил.
Огромное значение для улучшения боевой подготовки частей и соединений имели решения мартовского (1940 г.) Пленума ЦК ВКП(б). Обсудив итоги войны с Финляндией и учитывая опыт начавшейся второй мировой войны, Пленум сделал вывод о необходимости решительного улучшения боевой и политической подготовки войск. На основе этих решений в авиационных частях и соединениях развернулась активная учебно-боевая работа. Экипажи приступали к переучиванию на новые типы самолетов, отрабатывали индивидуальную технику пилотирования, групповую слетанность, осваивали полеты в сложных метеоусловиях, ночью, на больших высотах, проводили воздушные стрельбы и бомбометания.
Большая работа велась по реорганизации авиационного тыла. Вместо тыловых частей, входивших в состав авиационных соединений и частей и менявших свою дислокацию при перебазировании авиационных дивизий и полков, создавались районы авиационного базирования (РАБ), авиационные базы (АБ) и батальоны аэродромного обслуживания (БАО).
Авиационные части, базировавшиеся в Заполярье севернее Эпгозеро Кестеньга, стал обслуживать 2-й район авиационного базирования. В него вошли 1-я и 2-я авиационные базы в составе восьми БАО, стационарные авиамастерские, батальон связи, Два отдельных инженерных аэродромных батальона, головной склад и полевые авиамастерские. 2-й РАБ подчинялся командующему ВВС 14-й армии.
В Северной Карелии формировался 3-й район авиационного базирования, подчинявшийся командующему ВВС 7-й армии. В этот РАБ вошли 3, 5 и 6-я авиационные базы в составе десяти батальонов аэродромного обслуживания, отдельный инженерный аэродромный батальон и головной авиационный склад.
Уже в ходе военных действий в Южной Карелии развернулось формирование 4-го района авиационного базирования. В него вошли 7 и 8-я авиабазы в составе десяти батальонов аэродромного обслуживания, батальон связи и аэродромная техническая рота.
В предвоенное лето на территории Кольского полуострова и в Карелии развернулись работы по строительству и реконструкции аэродромов, так как существовавшая аэродромная сеть не обеспечивала базирования и маневрирования авиационных частей и соединений. Это привело к скученности авиации, затруднило проведение летной и боевой подготовки авиационных частей и снизило боеготовность военно-воздушных сил 14-й и 7-й армий. К началу войны в Заполярье и Карелии было построено несколько новых аэродромов, а на некоторых из них строительство завершалось уже в ходе военных действий.
Партийно-политическая работа, проводимая командирами и политработниками, партийными и комсомольскими организациями, была направлена на повышение боеготовности авиационных частей и соединений, идейно-политического уровня авиаторов, укрепление воинской дисциплины, воспитание у личного состава чувства патриотизма и преданности Коммунистической партии и советскому народу. Морально-политическое состояние авиаторов было исключительно высоким.