Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Боевая мощь растет

К концу 1941 г. стратегическая инициатива на всем советско-германском фронте полностью перешла к советскому командованию. В декабре Красная Армия отбросила немецко-фашистские войска от Москвы, Волхова и Тихвина, очистила от врага Керченский полуостров. [46]

В конце декабря Советское Верховное Главнокомандование приняло решение о переходе Красной Армии в общее наступление на всех решающих направлениях советско-германского фронта с целью разгрома главных группировок врага под Ленинградом, западнее Москвы и на юге страны.

Карельский фронт считался второстепенным. Однако Ставка возлагала и на него важные задачи, так как он вместе с Северным флотом обеспечивал северный фланг советско-германского фронта и прикрывал Мурманский порт и Кировскую железную дорогу, по которой осуществлялась связь Заполярья и Карелии со всей страной, а также Советского Союза с союзниками. Поэтому Ставка требовала любой ценой удержать Мурманск и Кировскую железную дорогу.

Гитлеровское командование не отказалось от идеи захвата Мурманска и Кировской железной дороги. Но оно не могло не учитывать того, что армия «Норвегия» обескровлена в летне-осенних боях. Фашистское командование надеялось на разгром Красной Армии на главном театре военных действий — на московском и донбасском направлениях. Наступление на Кировскую железную дорогу враг планировал осуществить зимой или весной 1942 г. Развернулась активная подготовка. Армия «Норвегия» в январе была преобразована в 20-ю горную армию. Ее части пополнились личным составом и боевой техникой.

Серьезное внимание враг уделял военно-воздушным силам. Встретив упорное противодействие со стороны советской авиации, противник вынужден был усилить свою истребительную [47] авиацию. Кроме того, гитлеровское командование перебросило на Север авиационные части, специально подготовленные для действий на морских коммуникациях. Для выполнения дальней морской разведки в авиационную группировку на Севере была включена часть гидроавиации. Изменилось и базирование неприятельской авиации. На оккупированной части советской территории враг восстановил наши аэродромы и построил новые.

Но и советские Военно-Воздушные Силы в Заполярье и Карелии укреплялись. В части ВВС Карельского фронта и 7-й отдельной армии поступали новые отечественные самолеты: бомбардировщики Пе-2, истребители МиГ-3 и ЛаГГ-3, штурмовики Ил-2. В конце 1941 г. авиачасти фронта стали получать также самолеты иностранных марок типа «Томагаук», «Харрикейн», а в следующем году — «Кертис-52» и «Аэрокобра». Прием новой материальной части происходил в морском порту Архангельск.

К сожалению, союзники присылали нам не лучшую свою технику. Их машины по основным тактико-техническим данным уступали как советским самолетам новых конструкций, так и немецким машинам.

Осваивать иностранные самолеты оказалось гораздо труднее, чем советские. Машины, прибывавшие в контейнерах, необходимо было собрать, отрегулировать, научиться на них летать и вести бой. Но все инструкции были отпечатаны на английском языке. И вот инженерный и технический состав без единого технического описания, полагаясь в основном на свой опыт и смекалку, принялся собирать новые, никому [48] не известные машины. Работали днем и ночью. И самолеты были собраны.

Трудным делом оказалось и обслуживание иностранной техники. Людей не хватало. В некоторых авиационных полках механики имели на обслуживании по два-три самолета. Мало было запасных частей и инструмента. Отсутствие инструкций по обслуживанию самолетов, моторов, спецоборудования заставило инженерный состав ВВС Карельского фронта самим составлять пособия для изучения импортной материальной части. Военинженер 3 ранга П. А. Курач и воентехник 1 ранга Братусь составили полное описание спецоборудования самолета «Харрикейн» и правила его эксплуатации. Военинженер 2 ранга В. И. Андреев подготовил описание кислородного прибора. Такая работа проводилась и специалистами других авиационных служб. Авиаторам Карельскего фронта первым в ВВС Красной Армии пришлось осваивать и ремонт импортных моторов и самолетов.

Еще труднее было летчикам. Даже первые полеты они совершали без инструкторов, не имея руководства по технике пилотирования. В последующем для обучения молодого летного состава некоторые самолеты переоборудовались под двухместные с двойным управлением. Но все трудности были преодолены. Уже в декабре 1941 г. наши летчики на импортных самолетах вылетали на боевое задание.

Без единой аварии и поломки переучился на самолетах «аэрокобра» летный состав 145-го истребительного авиаполка. За 20 дней в нем было выпущено в самостоятельный полет 22 летчика. В совершенстве овладел техникой [49] пилотирования на этой машине командир эскадрильи капитан Павел Степанович Кутахов. Успеха добились и другие летчики. Приказом командующего ВВС Карельского фронта была объявлена благодарность командиру полка майору Г. А. Рейфшнейдеру, его заместителю по политчасти батальонному комиссару А. А. Бородай, командирам эскадрилий капитану П. С. Кутахову, капитану И. И. Павлову, майору А. Е. Новожилову, старшему инженеру полка майору П. П. Гольцеву, начальнику воздушно-артиллерийской службы военинженеру 2 ранга В. И. Болонину и инженеру по электро-спецоборудованию старшему технику-лейтенанту Д. М. Горбунову.

Осваивая импортные самолеты, советские летчики научились учитывать их положительные и отрицательные качества.

Иностранные моторы были надежными, но очень чувствительными в полете к изменениям температурных режимов. В условиях Севера это требовало неослабного внимания. Малопригодными оказались они для эксплуатации на грунтовых аэродромах, особенно песчаных. Из-за попадания песка и пыли во внутренние полости мотора двигатели часто выходили из строя, что было весьма опасно, так как отказ происходил, как правило, на взлете.

Авиационные инженеры Карельского фронта разработали и изготовили пылезащитные устройства, после установки которых на самолете, главным образом на «харрикейне», отказы моторов и износ отдельных деталей поршневой группы прекратились.

Не удовлетворяло наших летчиков и вооружение. На импортных самолетах пушек не было, [50] имелись только пулеметы. На «Харрикейне», например, вооружение состояло из 12 пулеметов «Браунинг» малого калибра. Несмотря на такое большое количество пулеметов, огонь их был малоэффективным, пули не пробивали даже тонкой брони. К тому же большой разнос пулеметов, установленных в плоскостях, снижал точность стрельбы.

Решено было перевооружить «Харрикейн». Вместо четырех пулеметов «Браунинг» установили в плоскостях два пулемета калибра 12,7 мм с боекомплектом по 100 патронов на каждый пулемет, а также по одному замку на каждой плоскости для подвески 50-килограммовых бомб. Вначале было переоборудовано девять самолетов. Боевые испытания дали хорошие результаты. На этих истребителях наши летчики сбили два «Юнкерса-88» и бомбометанием с пикирования уничтожили несколько орудий зенитной артиллерии противника. Перевооружались и другие импортные самолеты.

У нашего летного состава в то время почти не было опыта использования радиосвязи в полете, поэтому встала неотложная задача изучить радиооборудование и научиться грамотно им пользоваться. И летчики напряженно учились. Сначала радиосвязь применялась при выполнении аэродромных полетов. Со стартовых радиостанций, изготовленных силами личного состава спецслужб, командиры авиачастей руководили аэродромными полетами, действиями молодых летчиков во время взлета и посадки. Вскоре ни один полет не выполнялся без радиосвязи.

Одновременно с освоением новой материальной части и вводом в строй молодого летного [51] состава военно-воздушныё силы Карельского фронта выполняли и боевые задачи: патрулировали над портом и городом Мурманск, дежурили на аэродромах, прикрывали Кировскую железную дорогу, район никелевых рудников, вели воздушную разведку. Кроме того, во взаимодействии с ВВС Северного флота ВВС Карельского фронта обеспечивали безопасность прохождения в Баренцевом море и Кольском заливе караванов судов союзников.

С конца 1941 г. активность вражеской авиации снизилась. Но борьба в воздухе не прекратилась. Командование нацеливало авиаторов на завоевание господства в воздухе. На первый план выдвинулась задача воспитания у летного состава неустанной боевой активности, стремления к повышению эффективности каждого боевого вылета. С этой целью применялись самые разнообразные формы и методы партийно-политической работы.

В декабре 1941 г. большая группа летчиков и техников 1-й смешанной авиадивизии за боевые заслуги была награждена орденами. После вручения наград отважные воздушные бойцы обратились с письмом ко всему летному и техническому составу Карельского фронта, в котором призывали бить врага до полного уничтожения.

Эффективность боевых вылетов в большой степени зависела от мастерства летных экипажей. Командиры и политработники, партийные и комсомольские организации этому вопросу Уделяли первостепенное внимание. Для обмена боевым опытом 7 февраля 1942 г. в 1-й смешанной авиадивизии было проведено совещание летчиков-истребителей и штурмовиков. По [52] приглашению командира дивизии полковника М. М. Головни на совещание от ВВС Северного флота прибыл командир 78-го истребительного авиаполка Герой Советского Союза майор Б. Ф. Сафонов.

Для пропаганды фронтового опыта, боевых подвигов авиаторов широко использовалась армейская печать, стенные газеты, листки-»молнии», встречи бывалых воздушных бойцов с молодыми летчиками, техниками и механиками.

Высокий морально-боевой дух воздушных защитников Севера, боевой опыт, накопленный за первое полугодие войны, помогали успешно бороться с авиацией противника.

23 января четверка истребителей 145-го истребительного авиаполка под командованием капитана П. С. Кутахова вступила в бой с таким же количеством «Мессершмиттов-110», пытавшихся нанести удар по железнодорожному составу, стоявшему на станции Лоухи. Советские летчики не только не дали врагу бомбить объект, но и сбили два самолета, не потеряв ни одной своей машины.

Следующий день летчиков этого полка оказался еще более напряженным. В районе станции Боярская шестерка истребителей ЛаГГ-3, пилотируемых майором А. Е. Новожиловым, капитаном А. Г. Никитиным, старшими лейтенантами К. Ф. Фомченковым, Б. М. Кузьминым, В. Н. Любушкиным и В. Т. Коваленко, встретила в воздухе четыре истребителя Ме-110. Наши летчики сразу же атаковали их. В разгар боя на помощь врагу подошло еще семь «Мессершмиттов-109». Теперь соотношение сил изменилось в пользу противника. Но советские истребители не вышли из боя. В течение 35 минут [53] они отбивали атаки фашистов и сами наносили меткие удары. То там, то здесь небо прочерчивали черные полосы дыма: вниз падали горящие самолеты. Четыре «мессершмитта» были сбиты, а остальных наши летчики не допустили к железнодорожным объектам. Но в этом бою погибли старшие лейтенанты Б. М. Кузьмин, В. Н. Любушкин и В. Т. Коваленко.

В тот же день заместитель командира эскадрильи 65-го штурмового авиаполка старший лейтенант В. А. Книжник совершил воздушный таран. Во время штурмовки позиций противника на переднем крае на наши самолеты И-153 напали финские истребители типа «Брустер». Отражая атаку на самолет ведущего, коммунист Книжник на встречном курсе ударил плоскостью своего самолета по вражеской машине. Боевой товарищ был спасен, а враг повержен наземь. И хотя наша «чайка» и получила значительные повреждения, старший лейтенант В. А. Книжник сумел долететь на ней до аэродрома и произвести благополучно посадку. За этот подвиг отважный летчик был награжден орденом Ленина.

Самоотверженно сражались с врагом и другие летчики этого полка: Герой Советского Союза М. П. Краснолуцкий, В. П. Горюн, В. И. Са-ломатин, П. Я. Самохин. Личный состав полка во главе с командиром Героем Советского Союза подполковником В. И. Белоусовым представлял собой крепко спаянный боевой коллектив, Душой которого были коммунисты. Партийная организация полка постоянно пополнялась лучшими летчиками и техниками. За восемь трудных месяцев войны в члены и кандидаты [54] БКП(б) было принято 38 человек. С начала войны и до марта 1942 г. полк уничтожил 25 танков, 683 автомашины, 13 самолетов, до 3 полков пехоты врага. За проявленную отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками, стойкость, мужество, героизм и организованность летчиков, техников, авиаспециалистов полк в начале марта 1942 г. был преобразован в 17-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

Через месяц, 4 апреля, этой высокой чести удостоились также 145-й и 147-й истребительные авиаполки, которые были преобразованы в 19-й и 20-й гвардейские истребительные авиационные полки.

Весной 1942 г. военные действия в Заполярье и Карелии активизировались. Директивой Ставки Верховного Главнокомандования от 27 марта командующему Карельским фронтом приказывалось подготовить и провести наступательные операции на мурманском, Кандалакшском и кестеньгском направлениях «с целью усиления обороны порта Мурманск, Мурманской и 06озерской железных дорог».

Карельский фронт усиливался личным составом и вооружением. Для улучшения управления войсками оперативные группы ликвидировались, вместо них формировались армии, а в них создавались военно-воздушные силы. Кроме существовавших ВВС 14-й армии в марте — апреле 1942 г. были сформированы ВВС 32, 19 и 26-й армий. В ВВС 32-й армии командующим был назначен полковник Г. А. Шанин, военным комиссаром — старший батальонный комиссар Р. М. Емельянов; в ВВС 19-й армии командующим — полковник И. Д. Удонин, военным [55] комиссаром — старший батальонный комиссар Я. А. Самохин; в ВВС 26-й армии командующим — полковник М. М. Головня, военным комиссаром — батальонный комиссар Ф. И. Рекин. Кроме частей, входивших в состав ВВС армий, имелась фронтовая авиация, подчинявшаяся непосредственно командующему военно-воздушными силами Карельского фронта. На 1 апреля в ВВС фронта было 342 самолета. Военно-воздушные силы 7-й отдельной армии насчитывали 67 самолетов. Усиливались и ВВС Северного флота. К концу 1941 г. в строю находилось 132 самолета, на 22 июня 1942 г. — 180, а в конце 1942 г. — около 300. На флоте была сформирована 2-я авиационная группа, в которую вошли полярная [56] авиация Главсевморпути и четыре авиационных полка. Летом в оперативное подчинение командующего Северным флотом прибыла Особая морская авиагруппа Резерва Главного Командования в составе семи полков. Группой командовал генерал-майор авиации Н. Т. Петрухин.

Серьезное внимание уделялось противовоздушной обороне объектов советского Заполярья и Карелии. В январе 1942 г. из имевшихся и вновь прибывших частей был образован Мурманский дивизионный район ПВО, командующим которого назначили полковника Ф. А. Иванова. В марте этого же года была сформирована 122-я истребительная авиадивизия ПВО. Оперативно она подчинялась командующему Мурманским дивизионным районом ПВО. Командиром дивизии назначили полковника А. И. Швецова, военным комиссаром — полкового комиссара М. Н. Смирнова. В задачу дивизии входила противовоздушная оборона Мурманска и Кировской железной дороги на участках Мурманск — Тайбола, Боярская — Беломорск.

Военно-воздушные силы неизменно участвовали во всех частных операциях наших наземных войск. Авиационные части вели разведку в интересах командования армий и фронта, прикрывали перегруппировки войск, поддерживали сухопутные соединения непосредственно на поле боя, отражали налеты авиации противника на боевые порядки наших частей и соединений. В то же время советская авиация наносила самостоятельные удары по вражеским войскам и объектам.

Чтобы парализовать деятельность [57] неприятельской авиации, ВВС Карельского фронта весной 1942 г. провели ряд ударов по уничтожению авиации противника на аэродромах.

В результате нескольких последовательных ударов по вражеским аэродромам наши летчики уничтожили и повредили около 50 самолетов.

В налете на один из фашистских аэродромов участвовало 14 бомбардировщиков Пе-2 и СБ, 12 истребителей «Харрикейн» и ЛаГГ-3. При подходе к цели на семерку пикировщиков 137-го бомбардировочного авиаполка напало 15 вражеских истребителей. Наши истребители прикрытия завязали с ними бой. Но «мессершмиттам» все же удалось прорваться к бомбардировщикам. Особенно тяжело пришлось замыкающей тройке майора В. И. Ивашкина. Но опытный ведущий звена умело маневрировал, давая возможность штурманам и воздушным стрелкам вести прицельный огонь по врагу. Так под атаками фашистских истребителей они подошли к аэродрому. Командир всей группы майор В. В. Котов дал команду летчикам разомкнуться и первым ввел самолет в пикирование. За ним последовали остальные. На земле запылало четыре вражеских самолета. Атаки «мессершмиттов» продолжались и на обратном маршруте. Но они дорого обошлись врагу, который потерял в воздушном бою 7 самолетов.

Большую работу накануне наступательных операций 1942 г. провели воздушные разведчики. Им удалось сфотографировать оборонительную полосу противника на участке вдоль реки Западная Лица, своевременно вскрыть сосредоточение оперативных резервов, по которым наша авиация нанесла бомбардировочно-штурмовые удары. Враг понес значительные потери. [58]

В ходе наступательной операции 14-й армии, продолжавшейся с 29 апреля по 13 мая 1942 г., военно-воздушные силы армии наносили бомбардировочные и штурмовые удары по огневым позициям противника на переднем крае перед фронтом 10-й гвардейской стрелковой дивизии, содействуя продвижению ударной группы армии. За время операции было произведено 664 самолето-вылета. В то же время летчики 20-го гвардейского, 197-го и 760-го истребительных авиаполков прикрывали ударную группировку армии от ударов вражеской авиации.

Самоотверженно сражались с противником и североморские летчики. Утром 29 апреля четверка истребителей 78-го авиационного полка вступила в бой с семью немецкими истребителями и три из них сбила. Победы одержали Н. А. Бокий, С. Г. Курзенков и П. И. Орлов. Другое звено этого же полка во главе со старшим лейтенантом П. Г. Сгибневым одержало победу над шестью «Мессершмиттами-109». Один самолет сбил Сгибнев. Все эти летчики впоследствии стали Героями Советского Союза. На кестеньгском направлении ВВС 26-й армии, обеспечивая наступление сухопутных соединений, совершили 1330 самолето-вылетов. Отважно сражался здесь командир звена 760-го истребительного авиаполка старший лейтенант В. И. Крупский, часто летавший на штурмовку вражеских войск. В конце зимы 1942 г. он сжег два танка, пять автомашин с боеприпасами, уничтожил много гитлеровских солдат и офицеров.

Но хотя противнику и был нанесен значительный урон в живой силе и технике, наступление [59] войск Карельского фронта по ряду причин не достигло ожидаемого успеха. Активные действия наземных войск в Заполярье и Карелии прекратились.

Немецко-фашистское командование основные усилия своей авиации направило на срыв работы Мурманского порта и Кировской железной дороги. Но то на одном, то на другом участке Карельского фронта возникали бои местного значения. В них принимала участие и авиация. С улучшением погоды усилились налеты авиации противника на советские войска и объекты. В воздухе нередко разгорались упорные бои.

Тройка самолетов 760-го истребительного авиаполка 16 мая 1942 г. прикрывала наземные войска. Ведущий звена старший лейтенант А. И. Николаенков увидел, что к линии фронта приближаются семь бомбардировщиков Ю-87 и четыре истребителя Ме-109. Учитывая, что враг почти вчетверо превосходит советскую группу, Николаенков решил использовать фактор внезапности. Он увел свое звено в сторону солнца и уже оттуда напал на бомбардировщиков. С первой же атаки два «юнкерса» загорелись. Остальные бомбардировщики, бросая беспорядочно бомбы на свои войска, поспешно повернули назад. Преследуя их, наши летчики сбили еще один «юнкерс». И только тогда всем звеном вступили в бой с «мессершмиттами», атаки которых становились все настойчивее. Но врагу не удалось добиться успеха — все наши самолеты без единой пробоины вернулись на свой аэродром.

Вражеская авиация теряла самолеты не только в воздушных боях, но и на земле. 10 августа группа самолетов Ил-2 17-го гвардейского [60] штурмового авиаполка, ведомая заместителем командира эскадрильи старшим лейтенантом А. И. Конским, вылетела на штурмовку фашистского аэродрома. Накануне наши летчики уже штурмовали его, поэтому противник оказался начеку и встретил советские самолеты плотной стеной заградительного огня. Конский первым пробился к цели и сбросил бомбы на самолетные стоянки. Так же поступили и ведомые. Уже пылало несколько фашистских машин, когда штурмовики развернулись на второй заход. И тут в самолет Конского попал зенитный снаряд. Из мотора стало выбиваться пламя, винт остановился. До линии фронта не дотянуть. И коммунист Алексей Иванович Конский поступил так же, как Николай Гастелло. Лейтенант Н. Н. Полушкин, летевший рядом с Конским, видел, как тот оглянулся, как бы прощаясь с товарищами, и затем направил свою машину на одну из ниш, в которой стоял немецкий самолет.

Планируя боевые действия в Заполярье на вторую половину 1942 г., гитлеровское командование прежде всего ставило цель захватить Кировскую железную дорогу. В директиве немецкого верховного главнокомандования № 44 от 21 июля 1942 г. говорилось, что для перерыва линии снабжения, соединяющей «Советский Союз с англо-саксонскими державами... 20-я горная армия по своей инициативе и во взаимодействии с 5-м воздушным флотом готовит на осень этого года наступление с целью захвата Мурманской железной дороги в районе Кандалакши...». Эта операция получила условное наименование «Ловля лососей». Одновременно с наступлением на Кандалакшском [61] направлении планировалось наступление финских войск из района Медвежьегорска на Беломорск. Операцию предполагалось начать после того, как немецкие и финские войска овладеют Ленинградом, судьба которого, по мнению германского верховного главнокомандования, будет решена в сентябре.

Но фашисты просчитались и на этот раз. В августе южнее Ладожского озера началась наступательная операция войск Ленинградского и Волховского фронтов. Немецко-фашистские войска понесли большие потери. Вслед за разгромом ударной группировки противника под Ленинградом последовала катастрофа на Волге. Вследствие этого наступление немецких и финских войск на Кандалакшу и Беломорск было отложено на неопределенное время. Обе операции так и не были осуществлены.

После разгрома врага под Курском руководство Финляндии потеряло веру в Гитлера. Теперь оно поставило перед своими войсками задачу упорно удерживать занимаемые рубежи. Гитлеровское руководство в связи с неблагоприятной для себя обстановкой на советско-германском фронте также отказалось от наступательных действий на Севере, приказав войскам 20-й горной армии укреплять оборону. На оперативных направлениях велись бои местного значения, не влиявшие на общее положение на Карельском фронте.

Но несмотря на стабилизацию фронта, в воз-Духе упорная борьба не прекратилась. Авиация 5-го немецкого воздушного флота все свои силы направила на дезорганизацию работы Мурманского порта и Кировской железной дороги. [62]

В силу географических условий и общей военной обстановки на советско-германском фронте северные порты и Кировская железная дорога в годы Великой Отечественной войны приобрели важное стратегическое значение. В Мурманск и Архангельск приходили через Атлантику караваны судов наших союзников. Далее грузы переправлялись по Кировской железной дороге в различные районы Советского Союза. По этой же коммуникации главным образом шло обеспечение войск Карельского фронта и Северного флота.

Воздушные операции противника по нарушению работы этой коммуникации слагались из разведки конвоев в Норвежском и Баренцевом морях, нанесения бомбардировочных ударов по морским караванам до подхода к Мурманску и Архангельску, бомбардировки разгружающихся судов, действий по срыву перевозок по Кировской железной дороге.

В первую очередь гитлеровское командование решило вывести из строя Мурманский порт. Начиная с весны 1942 г. авиация противника стала совершать на него все более массированные налеты. Удары наносились не только по порту, но и по жилым кварталам. Командующий 5-м воздушным флотом генерал Штумпф, зная, что город состоит в основном из деревянных построек, приказал своим пилотам сжечь его зажигательными бомбами.

При выборе тактики налетов на город противник не мог не учитывать того, что район Мурманска имел хорошо организованную систему постов ВНОС, исключавшую внезапный [63] выход самолетов на объекты, что подходы с моря прикрыты сильным огнем зенитной артиллерии кораблей Северного флота. Поэтому неприятельская авиация в основном стремилась прорываться к Мурманску с запада по прямому маршруту, тем более что расстояние от линии фронта до города составляло лишь 50–55 км, то есть 7–10 минут полета. На запад же фашисты и уходили после нанесения бомбардировочного удара.

Защита с воздуха Мурманска и Архангельска, Кировской железной дороги и союзнических конвоев стала важнейшей задачей советской авиации на Севере. ВВС Карельского фронта, привлекавшиеся к обеспечению проводки караванов судов в Баренцевом море, в основном наносили бомбардировочно-штурмовые удары по вражеским аэродромам, ослабляя авиационную группировку противника и не давая ему возможности поднимать свои самолеты для действий по конвоям в море и по Мурманску, а также непосредственно прикрывали город и Кировскую железную дорогу.

Особенно ожесточенные воздушные бои разгорелись на подступах к Мурманску. Мужественно охраняли город летчики 19-го и 20-го гвардейских истребительных авиаполков. Пример показывали коммунисты. Вступая в партию, летчики давали клятву сражаться с врагом еще Упорнее, не жалея ни сил, ни самой жизни.

Так было и 8 апреля. В партию принимали Командира звена лейтенанта А. С. Хлобыстова. В этот день он уже дважды вылетал на боевое задание и, еще разгоряченный недавним сражением, рассказывал партийной комиссии, которая заседала на аэродроме, свою биографию. [64]

В первые месяцы войны Алексей Хлобыстов защищал Ленинград, за что был награжден орденом Красного Знамени. В январе 1942 г. прибыл в 147-й истребительный авиаполк, где показал себя мастером воздушного боя. Теперь Алексей Степанович давал клятву еще сильнее бить ненавистного врага. Члены партийной комиссии единогласно проголосовали за прием отважного летчика в Коммунистическую партию.

И тут поступила команда на взлет. Посты ВНОС обнаружили в воздухе большую группу самолетов, летевших в направлении на Мурманск. На их отражение была поднята шестерка истребителей под командованием командира эскадрильи капитана А. П. Позднякова. Советские истребители перехватили 28 немецких самолетов. В районе поселка Рестикент разгорелся неравный упорный бой. В первой же атаке капитан А. П. Поздняков, прикрываемый лейтенантом И. Д. Фатеевым, сбил «мессершмитт». Но тут на самолет Фатеева напал вражеский истребитель. На помощь товарищу немедленно пришли М. Е. Бычков и В. Р. Семеньков. Спасаясь от их пулеметного огня, фашист отвалил [65] в сторону и оказался совсем рядом с самолетом Алексея Хлобыстова. На прицеливание не было времени. Оставался один прием — таран. И молодой коммунист правой плоскостью самолета ударил по хвостовому оперению фашистской машины. Вражеский истребитель, потеряв управление, рухнул вниз. Советский самолет получил повреждения, но Хлобыстов не вышел из боя.

Враг продолжал рваться на восток. Теперь главной задачей наших летчиков было не допустить к объекту бомбардировщики. Поэтому наши летчики и обрушили на них атаки. Фашистские пилоты вынуждены были побросать бомбы на скалы и уходить со снижением на свою территорию. Преследуя их, Поздняков, Хлобыстов и Фатеев подожгли один «юнкерс». Неожиданно из-за облаков на наших истребителей напали с передней полусферы «мессершмитты». Капитан Поздняков повел своих летчиков в лобовую атаку, чтобы расколоть вражеский строй и уничтожить ведущего. Обе группы истребителей стремительно сближались. Советские летчики не сворачивали, фашистские пилоты тоже не меняли курса. И когда головные машины были уже рядом, враг не выдержал и попытался отвернуть в сторону. Но было поздно. От лобового тарана «мессершмитт» разлетелся На куски. Поздняков погиб смертью героя.

Враг был ошеломлен. Однако немецких самолетов было много, и бой разгорелся с новой силой. Лейтенанта Хлобыстова с разных сторон атаковали два истребителя, пытаясь зажать советский самолет в клещи. Положение становилось критическим. Но и из этой ситуации коммунист вышел победителем. «За Родину, иду [66] на таран!» — крикнул он по радио и направил самолет на врага. Последовал удар той же правой плоскостью, которой он таранил первый истребитель. «Мессершмитт» был уничтожен. Три тарана в одном бою! Это окончательно деморализовало противника. Фашистские пилоты поспешили выйти из боя и скрылись за линией фронта. А лейтенант А. С. Хлобыстов на поврежденном, едва управляемом самолете под прикрытием товарищей дотянул до своего аэродрома и благополучно произвел посадку.

Через месяц, 14 мая, лейтенант А. С. Хлобыстов при отражении налета воздушного противника на Мурманск совершил третий воздушный таран. Раненный, на охваченном пламенем самолете, он соколиным ударом уничтожил вражеский истребитель, а сам спасся на парашюте. Еще много раз участвовал в воздушных боях с врагом коммунист Хлобыстов. Он погиб 13 декабря 1943 г. К этому времени на его боевом счету было более 20 сбитых вражеских самолетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1942 г. Алексею Степановичу Хлобыстову было присвоено звание Героя Советского Союза. Этим же указом звание [67] Героя Советского Союза было присвоено посмертно капитану Алексею Павловичу Позднякову.

Противник не ограничивался лишь налетами на Мурманск. Его авиация стремилась наносить удары также по караванам судов в Баренцевом море и Кольском заливе и по Кировской железной дороге. 21 мая 1942 г. бомбардировщики Ю-88 совершили налет на станцию Оленья, где стоял железнодорожный состав с вооружением. На перехват вылетело звено 19-го гвардейского истребительного авиаполка, ведомое капитаном И. В. Бочковым. Советские летчики атаковали «юнкерсов» и двух сбили. Одного бомбардировщика уничтожил лично Бочков.

26 мая 6 истребителей во главе с капитаном П. С. Кутаховым перехватили в районе станции Кица 12 «Мессершмиттов-110» и 8 «Мессерш-миттов-109», пытавшихся бомбить наш поезд. Неожиданным маневром, выполненным по команде Кутахова, строй вражеских самолетов был разбит, один «Мессершмитт-110» запылал. И тут в воздухе завертелась настоящая карусель, продолжавшаяся 45 минут. Советские летчики — капитаны П. С. Кутахов, В. С. Мироненко, К. Ф. Фомченков, лейтенант Е. А. Кривошеев и младший лейтенант И. И. Ибрагимов сбили 4 «мессершмитта». К железной дороге ни один вражеский самолет не был допущен. Наша группа вернулась без потерь. Огромного напряжения сил требовало обеспечение проводки каждого союзнического конвоя. Поэтому на помощь авиации Северного флота, для которой эта задача являлась главной, привлекались ВВС Карельского фронта. Приказом Народного комиссара обороны от [68] 21 мая 1942 г. ВВС 14-й армии на период с 23 по 29 мая были переданы в оперативное подчинение командующему ВВС Северного флота генерал-майору авиации А. А. Кузнецову.

Чтобы помешать вражеской авиации действовать против союзнических караванов в море, ВВС фронта нанесли ряд последовательных ударов по неприятельским аэродромам. А при подходе караванов к Кольскому заливу и при разгрузке транспортов над ними постоянно патрулировали краснозвездные истребители. Обеспечивая безопасность союзнических караванов, ВВС 14-й армии произвели 526 самолето-вылетов.

Для нанесения ударов по аэродромам и портам в Северной Норвегии и Финляндии, блокирования их во время прохождения союзнических караванов привлекалась также авиация дальнего действия.

В июне 1942 г. немецко-фашистская авиация особенно усилила удары по Мурманску. 12 июня она произвела шесть налетов на город, в которых участвовало до 120 самолетов. 18 июня на Мурманск было сброшено около 12 000 зажигательных бомб. В этот день враг сжег и разрушил до 800 жилых домов, несколько школ, больниц и других общественных зданий. Лишь благодаря мужеству и героическим усилиям личного состава воинских частей, бойцов МПВО и населения удалось к вечеру ликвидировать пожары.

Нападения вражеской авиации на Мурманск отражали и истребительная авиация, и зенитная артиллерия. Из 1440 фашистских самолетов, участвовавших в июньских налетах, к городу прорвалось 250. При этом враг понес большие [69] потери. Только летчики 122-й истребительной авиадивизии ПВО в июне провели 40 воздушных боев и уничтожили 28 самолетов. Дивизия при этом потеряла 14 машин.

Патрулируя 1 июня в районе Мурманска, звено 768-го истребительного авиаполка во главе со старшим политруком А. В. Борисовым заметило восемь «Юнкерсов-87» и четыре «Мес-сершмитта-110», которые шли на высоте 2000 м курсом на город. Борисов повел летчиков навстречу врагу и с дистанции 800 м выпустил по неприятельским самолетам залпом четыре реактивных снаряда. Один «юнкере» сразу же был сбит. Остальные, бросая бомбы, стали спешно разворачиваться назад. В схватку вступили «мессершмитты». Отражая их атаки, старший политрук А. В. Борисов и старшина И. Е. Иванов сбили еще один самолет. После этого фашистские истребители с пикированием вышли из боя и скрылись за линией фронта.

Так же решительно действовала 13 июня и четверка истребителей этого же полка, ведомая капитаном М. Г. Шмыриным. Во время патрулирования над Мурманском наше звено встретило на высоте 4000 м семь бомбардировщиков Ю-88. Шмырин с первой же атаки дал залп реактивными снарядами. Хотя эресы и прошли мимо цели, враг уже не посмел продолжать полет к городу, а стал на пикировании удирать. Советские истребители, разойдясь парами, сверху спереди атаковали двух бомбардировщиков. Загоревшись, оба «юнкерса» врезались в землю. Массированные налеты на Мурманск и железнодорожные объекты враг пытался совершить и 15 июня. Западнее города шестерка самолетов «аэрокобра» 19-го гвардейского [70] истребительного авиаполка, пилотируемых капитанами И. В. Бочковым, К. Ф. Фомченковым, старшими лейтенантами И. Д. Гайдаенко, Н. П. Губиным, лейтенантом Е. А. Кривошеевым и младшим лейтенантом И. И. Ибрагимовым, перехватили шесть неприятельских бомбардировщиков и шестнадцать истребителей. Командир группы капитан Бочков передал по радио: «Внимание, атака! Иду на ведущего!» — и повел группу на врага. После первой же атаки строй немецких самолетов рассыпался. Капитан Бочков, круто развернувшись, меткой пулеметной очередью поджег «Мессершмитт-110». Успешно атаковали вражеские самолеты и другие наши летчики. Теперь в воздухе со всех сторон раздавался треск пулеметов, ревущий гул нескольких десятков моторов. Вихрем проносились краснозвездные истребители и машины с черными крестами. Этот огненный вихрь из района Ура-Губа за 45 минут боя переместился в район Мурмаши, Юркино. А на земле по всему пути то там, то здесь догорали «мессершмитты». В этом сражении отважная шестерка сбила 9 фашистских самолетов. Фомченков и Кривошеев сбили по два самолета, по одному истребителю уничтожили Бочков, Гайдаенко и Ибрагимов. Один бомбардировщик Ю-88 и один истребитель Ме-110 были сбиты группой.

Действиями советских асов умело руководил замечательный воздушный боец, тактически грамотный летчик-командир капитан И. В. Бочков. Он участвовал во многих воздушных сражениях и каждый раз выходил из них победителем. Но 4 апреля 1943 г. фашистский истребитель неожиданно атаковал Бочкова и сбил [71] его. Гибель летчика глубоко переживал весь полк. 1 мая 1943 г. Ивану Васильевичу Бочкову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

С большим уважением и теплотой вспоминают о нем однополчане. П. С. Кутахов, ныне Главный маршал авиации, пишет: «Не было у нас в полку бойца отважнее и искуснее Ивана Бочкова. 43 воздушных боя с немцами, 40 сбитых самолетов противника на его счету. Мы Любили Ивана Бочкова за отвагу, за то, что он Никогда не бросал товарища в беде».

В этот же день противник предпринял крупные налеты на объекты Кировской железной дороги. Семнадцать бомбардировщиков Ю-88 и один До-215 под прикрытием пяти истребителей [72] Ме-109 пытались разбомбить железнодорожный мост у станции Кемь, чтобы на длительное время сорвать перевозки по железной дороге. На отражение воздушного противника было поднято семь истребителей. Завязался бой. Несмотря на превосходящие силы противника, наши летчики добились блестящей победы, сбив восемь вражеских самолетов. Из них два лично и один в группе уничтожил командир звена 760-го истребительного авиаполка старший лейтенант Александр Игнатьевич Николаенков. В августе 1943 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

20 июня 1942 г. стало для 19-го гвардейского истребительного авиаполка большим праздником. Член Военного совета Карельского фронта корпусной комиссар А. С. Желтов вручал полку гвардейское Знамя. Через день такое же торжественное событие переживал и 20-й гвардейский истребительный авиаполк.

Весь личный состав полка был построен на аэродроме у самолетов. В строю стояли и опытные летчики, и молодые, недавно пришедшие в полк, авиаторы. И те и другие были взволнованы. Ветеранам вспоминались трудные бои. Каждый мысленно подводил итоги совершенному им за время участия в войне: сколько сделал боевых вылетов, сколько сбил вражеских самолетов, уничтожил гитлеровцев, сжег танков, автомашин, артиллерийских орудий. В памяти оживали и те, кто не дожил до этой торжественной минуты. Они тоже незримо стояли в строю.

Когда командир полка принял знамя и, преклонив колено, поцеловал край бархатного полотнища с изображением В. И. Ленина, [73] коленопреклоненный строй произнес священную клятву гвардейцев. Глухим эхом разносились по аэродрому слова: «Пока в груди бьется сердце, пока в жилах течет кровь, истреблять фашистских зверей, не зная страха, не ведая жалости, презирая смерть».

Так авиаторы и сражались. Среди других выделялся своим мастерством, творческим, новаторским подходом к каждому воздушному бою командир эскадрильи 19-го гвардейского истребительного авиаполка майор П. С. Кутахов. Характерным в его действиях было то, что он стремился прежде всего обеспечить общую победу, а не только увеличить свой боевой счет.

Вот некоторые воздушные бои. 22 июня 1942 г. эскадрилья под командованием Кутахова отражала налет на Мурманск 30 самолетов противника. В этом бою советские летчики сбили два «Мессершмитта-110» и один «Мессерш-митт-109ф». Группа Кутахова вернулась без потерь. 28 июня девять истребителей, ведомые П. С. Кутаховым, поднялись в воздух, чтобы перехватить немецкие самолеты, идущие бомбить Туломскую ГЭС. Количественное превосходство было на стороне врага: против наших Девяти истребителей дрались восемь «Мессершмиттов-110» и три «Мессершмитта-109ф». И вновь победу одержали кутаховцы, сбившие три самолета, и Павел Степанович без потерь Привел эскадрилью на аэродром. Много раз он водил летчиков в бой и каждый раз возвращался с победой.

Командир 19-го гвардейского истребительного авиаполка А. Е. Новожилов, ныне полковник запаса, вспоминает: «Самой яркой и колоритной фигурой в полку был летчик Павел Кутахов. [74] Худощавый, высокого роста, с живым выразительным лицом и широкими энергичными жестами... В короткие минуты отдыха он буквально заряжал товарищей бодростью и юмором, а в бою служил примером стойкости, мужества и летного мастерства. Он отлично владел техникой пилотирования, умел использовать в бою малейшие благоприятные условия и выходил победителем из сложнейших положений». Командующий 7-й воздушной армией генерал И. М. Соколов, подписывая 7 марта 1943 г. наградной лист на звание Героя Советского Союза, так охарактеризовал Павла Степановича: «Майор Кутахов, разумный и беспредельно смелый летчик-командир, имеет на своем счету 31 сбитый самолет, 7 сбил лично, остальные в группе. Его эскадрилья среди всех полков лучшая боевая эскадрилья. Достоин высшей правительственной награды — звания Героя Советского Союза».

При вручении гвардейского Знамени молодые летчики обещали сражаться с врагом так же, как их старшие боевые товарищи. Среди них был и недавно прибывший в полк лейтенант Ефим Кривошеев. Этот новичок в первых же схватках с врагом показал себя напористым воздушным бойцом. Он служил в эскадрилье капитана П. С. Кутахова и многому у него научился. С мая по сентябрь 1942 г. Кривошеев совершил 96 боевых вылетов, провел 29 воздушных боев, в которых лично сбил 5 и в группе 15 неприятельских самолетов. 26 августа 1942 г. он был награжден орденом Красного Знамени. Особенно ярко проявились высокие морально-боевые качества Кривошеева в бою, который произошел 9 сентября 1942 г. В этот день на [75] отражение налета большой группы немецких бомбардировщиков и истребителей вылетела пятерка под командованием капитана П. С. Кутахова. Силы были неравные. Но наши летчики, атакуя и обороняясь, срывали все попытки врата разбить строй группы и уничтожить советские самолеты поодиночке. Напряжение боя с каждой минутой нарастало. Ефим Кривошеев стрелял и стрелял в наседавших «мессершмиттов». Вот уже от его пулеметной очереди задымил один фашистский самолет и со снижением скрылся в облаках. На тридцатой минуте боя Кривошеев увидел, как в хвост самолета Кутахова зашел немецкий истребитель. Ефим Автономович устремился на фашиста и, прицелившись, нажал на гашетку. Но пулеметы молчали: кончились боеприпасы. Выручая командира, боевого товарища, коммунист Кривошеев пошел на таран. Он уничтожил фашистский истребитель Ме-109, но и сам погиб смертью храбрых. За этот подвиг Е. А. Кривошееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В одно время с Кривошеевым вступил в борьбу с гитлеровскими захватчиками на Севере лейтенант Г. Ф. Дмитрюк. От вылета к вылету, от боя к бою росли его опыт и мастерство. Вскоре он уже летал ведущим группы. Не каждому Летчику предоставлялось такое право. И вот тут особенно проявились незаурядные способности Дмитрюка как отличного воздушного бойца, организатора смелых атак. 15 сентября 1942 г. Григорий Дмитрюк во главе четверки истребителей вылетел на прикрытие Туломской ГЭС. На высоте 3500 м летчики встретили 7 немецких истребителей Ме-109ф и, несмотря на [76] то что врагов было больше, вступили в бой. Воздушная схватка, длившаяся 35 минут, закончилась победой советских истребителей. Три «мессершмитта» врезались в землю. Наша отважная четверка вернулась на аэродром без потерь.

Успешно сражались с врагом и летчики других полков. Заместитель командира эскадрильи 760-го истребительного авиаполка старший лейтенант В. И. Крупский, прикрывая Кировскую железную дорогу, за пять дней июня 1942 г. сбил три вражеских самолета Ю-88. Виктор Иосифович отличался необыкновенным упорством и настойчивостью, высоким летным мастерством. Именно эти качества принесли ему победу 8 июля над самолетом-разведчиком Ю-88. [77]

Немецкий разведчик на высоте 8000 м кружил над нашей территорией, наблюдал и фотографировал военные объекты. Фашисты считали себя в безопасности, думая, что советские истребители не заберутся на такую высоту, а если и достигнут ее, то хватит времени удрать. Но коммунист Виктор Крупский после сигнала с постов ВНОС за короткий срок сумел на своем истребителе набрать необходимую высоту, отыскать в безбрежном небе маленькую темную точку, оказавшуюся двухмоторным самолетом Ю-88, и атаковать врага. Фашистский пилот сначала пытался уйти в облака, потом прикинулся подбитым и перевел самолет в резкое пикирование. Но Крупский ни на минуту не выпускал врага из виду, преследовал его и бил из пулеметов. «Юнкере» загорелся и упал.

Приказом Ставки Верховного Главнокомандования ВВС 14-й армии с 25 июня по 10 августа 1942 г. вновь были переданы в оперативное подчинение командующему ВВС Северного флота для обеспечения прохода союзнических караванов. Такое переподчинение практиковалось и в последующем. При выполнении этой задачи эффективно действовали также дальние бомбардировщики оперативной группы 36-й бомбардировочной авиационной дивизии АДД, базировавшиеся в Заполярье с 9 сентября по 9 октября 1942 г. Боевой радиус самолетов Ил-4 позволял наносить удары по самым удаленным от линии фронта аэродромам и морским портам противника.

Налеты на аэродромы совершались в основном ночью одиночными самолетами, чем достигалось длительное воздействие на врага. Экипажи с больших высот бомбили летное поле, [78] аэродромные сооружения, не позволяя фашистским самолетам производить взлет.

Но все же основная нагрузка по обеспечению безопасности прохода союзнических караванов в море и их разгрузки в Мурманском порту ложилась на истребительную авиацию. Над кораблями в море патрулировали североморские истребители. Мурманск прикрывали летчики и ВВС Северного флота, и ВВС Карельского фронта и истребительной авиации ПВО.

Больших успехов в защите Мурманска с воздуха добилась эскадрилья 20-го гвардейского истребительного авиаполка, построенная на средства, собранные комсомольцами и молодежью Мурманской области. Эскадрилье присвоили наименование «Комсомолец Заполярья», и шефство над ней взял Мурманский областной комитет ВЛКСМ. На своем заседании 7 сентября 1942 г. бюро обкома комсомола заслушало сообщение командира эскадрильи майора. Г. В. Громова о боевой деятельности эскадрильи. В протоколе заседания записали: «...бюро областного комитета комсомола отмечает мужество, отвагу и героизм, проявленные командованием и личным составом эскадрильи в ожесточенных воздушных боях с фашистскими стервятниками на подступах к городу Мурманску, а также по штурмовке войск и технике противника. В воздушных боях с немецкими пиратами на подступах к Мурманску личным составом эскадрильи с момента ее организации — январь 1942 г. — сбито 28 фашистских самолетов. За проявленное мужество, отвагу и смелость 19 человек летного состава награждены орденами Советского Союза. Летчики эскадрильи часто вступали в бой с численно [79] превосходящими силами врага и выходили из боя всегда победителями...»

За боевые успехи, мужество, смелость и отвагу в борьбе с врагом бюро объявило благодарность всему личному составу эскадрильи во главе с командиром майором Г. В. Громовым и комиссаром эскадрильи капитаном И. М. Жариковым.

Трудно было отражать налеты вражеских самолетов на Мурманск ночью. С наступлением темноты одиночные бомбардировщики Ю-88 с интервалом в 3–7 минут с разных направлений на высоте 4000–5000 м выходили на город и сбрасывали бомбы. Через час-полтора следовал новый налет. И так до трех раз за ночь. Особого ущерба военным объектам ночные налеты воздушного противника не причиняли, так как бомбометание велось неприцельно, но изнуряюще действовали на жителей города и войска.

Авиаторы Карельского фронта понимали, что их борьба на северном крыле советско-германского фронта — это вклад в общую победу над врагом. В канун 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции группа лучших летчиков Заполярья обратилась с призывом ко всем летчикам Карельского фронта усилить удары по врагу. 5 октября 1942 г. письмо было напечатано в газете Карельского фронта «В бой за Родину». Его подписали гвардии майоры Г. А. Рейфшнейдер, И. А. Шевченко, П. С. Кутахов, Г. В. Громов, гвардии капитаны И. В. Бочков, И. Д. Гайдаенко, К. Ф. Фомченков, В. С. Мироненко, гвардии лейтенанты Г. Ф. Дмитрюк, В. М. Габринец, старший лейтенант Ф. П. Кулешов, старшина В. Бишутин. [80]

В письме говорилось: «...многочисленные воздушные сражения на нашем участке фронта показали, что там, где наши летчики проявляют мастерство, стойкость, мужество и презрение к смерти, — там немцы неизменно биты. Только мы, подписавшие это письмо, сбили за время войны 150 самолетов врага, не считая тех, которые истреблены во время штурмовок». Летчики призывали бить врага до полного уничтожения. «А добиться этого можно только в том случае, — писали они, — если каждый из нас будет непрерывно совершенствовать свое мастерство, неустанно тренировать себя, чтобы встречать врага самыми неожиданными для него приемами боя, основанными на дерзости, расчетливости, военной хитрости и точном соколином ударе... В наших руках судьба нашей Родины. Так пусть же будут еще более сокрушительными наши удары по врагу».

Обращение лучших летчиков-гвардейцев широко обсуждалось во всех авиационных полках и эскадрильях, будило у авиаторов стремление еще сильнее громить фашистов.

Командование и политотдел ВВС Карельского фронта поставили задачу растить мастеров воздушного боя. Газета «В бой за Родину» 6 октября 1942 г. открывалась передовой статьей «Воспитывать асов советского Севера». В ней назывались имена замечательных северных летчиков, ставших подлинными асами, рассказывалось, как они передают свой богатый опыт другим. Такими умелыми воспитателями были П. С. Кутахов, Л. А. Гальченко, И. В. Бочков и другие. Боевая когорта асов советского Севера пополнялась все новыми героями.

Продолжала совершенствоваться и [81] организационная структура Военно-Воздушных Сил. В соответствии с приказом Народного комиссара обороны от 10 ноября 1942 г. ВВС Карельского фронта были переформированы в 7-ю воздушную армию. Командующим армией назначили генерал-майора авиации И. М. Соколова, его заместителем по политической части — бригадного комиссара Ф. Н. Хоробрых, начальником штаба — полковника И. М. Белова, начальником политического отдела — полкового комиссара М. А. Бутковского. Военно-воздушные силы 14, 19, 26 и 32-й армий переформировывались соответственно в 258-ю истребительную, 260-ю бомбардировочную, 261-ю штурмовую и 259-ю истребительную авиационные дивизии. Кроме того, по директиве главнокомандующего ВВС Красной Армии и приказу начальника Главного управления Гражданского воздушного флота в оперативное подчинение командующего 7-й воздушной армией вошел 5-й авиационный полк ГВФ. По приказу НКО СССР от 9 февраля 1943 г. все однородные авиационные дивизии, кроме 259-й истребительной, были реорганизованы в смешанные авиационные дивизии. В конце июля 1943 г. управление 259-й иад убыло на новое место. Вместо него было сформировано управление 324-й истребительной авиационной дивизии, в состав которой вошли 152-й и 195-й истребительные авиаполки, до этого бывшие в составе 259-й истребительной авиадивизии.

До создания воздушной армии авиация Карельского фронта была распылена по общевойсковым армиям. Это мешало сосредоточению ее усилий на решающих направлениях. С организацией воздушной армии создались гораздо [82] лучшие условия для маневрирования авиацией, что особенно положительно сказалось в наступательных операциях 1944 г.

Советское командование, учитывая важность Мурманского порта, усиливало его противовоздушную оборону. На ПВО города прибыли новые зенитные артиллерийские полки, зенитные пулеметные, прожекторные подразделения, две батареи станций орудийной наводки и отдельный взвод ВНОС. Появление в системе ПВО радиолокационных станций, которые позволяли своевременно обнаруживать вражеские самолеты и успешно перехватывать их, коренным образом улучшило организацию службы ВНОС. Решением Государственного Комитета Обороны в 1943 г. Мурманский дивизионный район ПВО реорганизовался в Мурманский корпусной район ПВО.

Усилилась и истребительная авиация, предназначенная для прикрытия Мурманска. 122-я истребительная авиадивизия ПВО, имевшая летом 1942 г. в своем составе 37 боевых экипажей, в том числе 11 подготовленных для действий ночью, в 1943 г. насчитывала уже более 60 боеготовых экипажей. Ночью могли действовать теперь около 40 экипажей.

Прикрытие Мурманска на подходах со стороны Юркино, Мурмаши и Туломской ГЭС возлагалось на 258-ю авиадивизию.

В конце февраля 1943 г. на Кандалакшское направление была перебазирована 259-я истребительная авиадивизия. В ее задачу входило также прикрытие Мурманска и Туломской ГЭС. Город прикрывала и истребительная авиация ВВС Северного флота.

Отражая воздушные налеты, советская [83] истребительная авиация нанесла врагу большие потери, вынудила его отказаться от массированных бомбардировочных налетов на город. Теперь противник, опасаясь советских истребителей, нападения на Мурманск осуществлял мелкими группами или одиночными самолетами, преимущественно истребителями, с больших высот. Фашистские пилоты не летали, а, скорее, крались, скрываясь за облаками, планируя с приглушенными моторами. При появлении советских истребителей они стремились побыстрее удрать на запад, за линию фронта. Но это им не всегда удавалось.

Борьба с военно-воздушными силами противника в Заполярье и Карелии не ограничивалась лишь отражением их налетов на советские объекты. Важно было уничтожить или хотя бы ослабить неприятельскую авиацию. С этой целью наносились систематические бомбардировочно-штурмовые удары по аэродромам противника. Кроме 7-й воздушной армии и ВВС Северного флота Для выполнения этой задачи привлекалась авиация дальнего действия.

Налетам на вражеские аэродромы предшествовала тщательная воздушная разведка. Трудно и опасно было летать в тыл противника, тем более появляться в районах базирования его истребительной авиации. Но советские летчики шли на такой риск и, преодолевая все препятствия, выполняли задания.

В марте 1943 г. начальник штаба 258-й истребительной авиадивизии подполковник Г. М. Воронов поставил перед командиром звена 19-го гвардейского истребительного авиаполка лейтенантом Д. С. Гончаренком задачу [84] сфотографировать аэродромы противника и уточнить результаты предыдущего налета наших штурмовиков. Погода стояла сложная. У берега Баренцева моря видимость в воздухе резко ухудшилась, встретилась трехъярусная облачность. Выйдя по расчету времени в район аэродрома Киркенес, старший лейтенант Гончаренок пробил облака и, включив фотоаппарат, на высоте 1000 м прошел над аэродромом. Немецкие зенитки открыли яростный огонь, но поразить советский самолет им не удалось. После этого Гончаренок промчался еще над двумя аэродромами, где выявил еще несколько десятков самолетов. Пролетая над последним аэродромом, он заметил взлетающих немецких истребителей, но удержался от соблазна атаковать их, хотя на взлете самолеты беспомощны, а взял курс домой: нельзя рисковать, надо скорее доставить командованию разведданные об авиации противника. Однако в районе Тулома на него неожиданно напали «мессершмитты». Пушечный снаряд угодил прямо в бронестекло. Осколки стекла поранили голову, оцарапали лицо и, что самое страшное, попали в глаза. Левый глаз совершенно закрылся, да и правым трудно было смотреть. И вот в таком тяжелом положении советскому летчику пришлось вести бой с «мессершмиттами». Напрягая последние силы, поминутно протирая забитые стеклянной пылью глаза, он выходил из-под удара и нападал сам. Наконец фашистские истребители отстали, и Гончаренок поспешил на посадку. Но теперь он почти совсем ничего не видел. Помог командир полка майор А. Е. Новожилов, который подсказывал летчику каждое действие. Гончаренок почувствовал, как самолет ткнулся колесами в [85] землю, услышал команду «Тормозите!», последним усилием воли нажал на тормоза и потерял сознание. Очнулся только в лазарете. Вскоре он уже снова воевал. Используя разведданные, доставленные старшим лейтенантом Д. С. Гончаренком, наша авиация нанесла мощные удары по вражеским аэродромам.

Больших успехов в борьбе с неприятельской авиацией на аэродромах добились летчики 17-го гвардейского штурмового авиаполка. Мужеством, героизмом и высоким боевым мастерством отличался командир эскадрильи майор С. П. Кобзев. В марте — апреле 1943 г. он 16 раз водил эскадрилью на штурмовку вражеского аэродрома. Было выведено из строя более 30 фашистских самолетов, из которых 8 он уничтожил лично. Нередко Степану Петровичу приходилось сбивать фашистские самолеты и в воздухе. Однажды при подходе к аэродрому он увидел «Мессершмитт-109», идущий на взлет. Советский штурмовик атаковал его. Истребитель свалился на крыло и врезался в землю. В другом налете на аэродром взлетевший «Мессершмитт-109» пошел на самолет Кобзева в лобовую атаку. Но она оказалась для фашиста последней. Вскоре Степан Петрович поверг наземь еще один немецкий истребитель, производивший взлет для отражения налета советских штурмовиков. Меткие удары по врагу наносили также Н. Полушкин, Г. Васильев, С. И. Полы-га, Н. А. Белый и другие летчики полка.

Немецкая авиация на Севере заметно ослабла. Если на 1 октября 1942 г. 5-й воздушный флот на аэродромах Северной Норвегии и Финляндии имел 545 самолетов, на 1 января 1943 г. — 354, то на 1 апреля их осталось 273. [86]

Гитлеровцы прилагали всё усилия, чтобы добиться перелома в борьбе за господство в воздухе в свою пользу, особенно накануне летней навигации в Баренцевом море. В апреле 1943 г. в Северную Норвегию был переброшен 6-й истребительный авиаотряд, носивший громкое наименование «Гордость Германии». В составе отряда находились опытные летчики-асы. Один из них — обер-фельдфебель, ас-фашист — имел на своем боевом счету 91 победу.

Сразу по прибытии на Север 6-й авиаотряд развил активную боевую деятельность. 19 апреля 18 самолетов Ме-109 тремя группами пытались нанести удар по нашему аэродрому. Навстречу врагу вылетели североморские истребители. Опытные фашистские пилоты, как правило, свой расчет строили на внезапности первой [87] атаки. Но советские летчики отбили ее и противопоставили гитлеровцам искусство маневра, твердость воли и взаимовыручку. Когда «Мессершмитт-109», пилотируемый другим асом, напал на самолет командира 2-го гвардейского истребительного авиаполка Героя Советского Союза капитана П. Г. Сгибнева, старший сержант А. М. Титов меткой очередью сбил фашиста и спас своего командира. В этом бою два самолета уничтожил П. Г. Сгибнев, один поджег капитан З. А. Сорокин. Искусно действовал молодой летчик младший лейтенант Н. А. Бокий. Заметив, что от командира немецкой группы оторвался ведомый, он быстро зашел в хвост неприкрытому «мессершмитту». Фашист думал, что за ним следует его напарник, и каково же было его изумление и страх, когда обшивку самолета стали рвать снаряды. Машина оказалась поврежденной. Пришлось ему производить вынужденную посадку на нашей территории. Фашист пытался скрыться и перейти линию фронта, но был захвачен в плен.

За эту и другие победы Николаю Андреевичу Бокию было присвоено звание Героя Советского Союза. Удостоился этого звания и Захар Артемович Сорокин.

Фашисты были потрясены потерей пяти лучших летчиков. Десять дней они не летали и вот 29 апреля повторили налет на наш аэродром шестеркой истребителей, ведомых вновь назначенным командиром отряда. Еще четыре «мессершмитта» нашли свою могилу на мурманской земле. Среди них был и командир. После этого авиационный отряд «Гордость Германии» прекратил свою деятельность. [88]

Большие потери в воздушных боях и на аэродромах ослабили авиацию противника. К тому же он вынужден был отвести свои бомбардировщики на тыловые аэродромы. Это свидетельствовало о том, что все попытки врага сорвать доставку грузов в Мурманский порт потерпели полный провал. С мая 1943 г. налеты на Мурманск прекратились.

Дальше