Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Приложение 8.

Заключительный доклад Объединенного англо-американского штаба президенту и премьер-министру о результатах конференции «Квадрант» (CCS.319/5 от 24 августа 1943 года)

Доклад одобрен президентом и премьер-министром, за исключением п. 50, по которому решение отложено в ожидании дальнейшего рассмотрения данного вопроса правительствами Соединенных Штатов и Великобритании.

1. Объединенный англо-американский штаб ранее уже изложил согласованные выводы, сделанные на данной конференции в отношении операций, намеченных для основных театров войны. Эти выводы были сопоставлены с наличными ресурсами и представляются ниже.

I. Общая цель

2. Совместно с Россией и другими союзниками в возможно короткий срок добиться безоговорочной капитуляции стран оси.

II. Общий стратегический замысел дальнейшего ведения войны

3. Во взаимодействии с Россией и другими союзниками в возможно короткий срок добиться безоговорочной капитуляции стран оси в Европе.

4. Одновременно, во взаимодействии с другими заинтересованными странами Тихоокеанского бассейна, оказывать и наращивать давление на Японию с целью постоянного ослабления ее военной мощи и овладения позициями, с которых можно будет добиться ее окончательной капитуляции.

5. После разгрома стран оси в Европе во взаимодействии с другими странами Тихоокеанского бассейна и, если это будет возможно, с Россией направить все ресурсы Соединенных Штатов и Великобритании на достижение в возможно короткий срок безоговорочной капитуляции Японии.

III. Основные мероприятия по реализации общего стратегического замысла

6. При принятии решения на проведение операций, обеспечивающих осуществление общего стратегического замысла, необходимо придерживаться следующего установленного порядка использования наших ресурсов (за исключением случаев пересмотра его Объединенным англо-американским штабом) в соответствии с изменением обстановки:

а. Поддержание безопасности и военного потенциала Западного полушария и Британских островов.

б. Обеспечение боеспособности наших сил во всех районах.

в. Поддержание жизненно важных морских линий коммуникаций. Главная задача — ликвидировать угрозу со стороны подводных лодок.

г. Продолжение нарушения морских коммуникаций стран оси.

д. Наращивание авиационного наступления против стран оси в Европе.

е. Сосредоточение максимума сил и средств в возможно короткий срок в избранных районах с целью осуществления решающего штурма цитадели стран оси.

ж. Осуществление возможных реальных мер для оказания помощи военным усилиям России.

з. Осуществление всех возможных мер для оказания помощи военным усилиям Китая как серьезного союзника, располагающего базой для проведения операций против Японии.

и. Подготовка почвы для активного или пассивного участия Турции в войне на стороне союзников.

к. Подготовка французских сил в Африке для активного их участия в войне против стран оси.

IV. Осуществление общего стратегического замысла

7. С целью осуществления общего стратегического замысла было решено провести следующие операции:

Борьба с подводными лодками

а. Донесения о результатах. [435]

8. Мы получили обнадеживающие донесения от начальников штабов ВМС в отношении борьбы с подводными лодками противника. Нами были одобрены рекомендации объединенного комитета по борьбе с подводными лодками; их выполнение должно привести к расширению наших операций против подводных лодок противника. Комитету поручено продолжать исследования с целью изыскания новых способов противолодочной борьбы.

а. Сооружения и оборудование, имеющиеся на Азорских островах. Сооружения и оборудование, имеющиеся на Азорских островах, будут использованы для дальнейшего развертывания операций военно-морских и военно-воздушных сил против подводных лодок противника.

После того как были проведены успешные переговоры об использовании Азорских островов, мы приняли во внимание заверения английского комитета начальников штабов в том, что англичане сделают все возможное, чтобы после овладения Азорскими островами были обеспечены все возможности для их использования американскими самолетами в качестве пункта базирования и промежуточного аэродромного района.

9. Разгром стран оси в Европе. Мы утвердили проведение операций на 1943–1944 годы с целью достижения разгрома стран оси в Европе.

10. Воздушное наступление. Постепенное разрушение и расстройство немецкой военной, промышленной и экономической системы, нарушение жизненно важных коммуникаций и существенное сокращение немецкой воздушной мощи в результате успешного осуществления совместного авиационного наступления, проводимого со всех приемлемых авиабаз, являются необходимым условием для проведения операции «Оверлорд» (исключением считается такой вариант развития обстановки, когда русские одержат самостоятельно полную победу раньше, чем появится возможность начать операцию «Оверлорд»). В связи с этим авиационное наступление должно иметь первостепенный стратегический приоритет.

11. Операция «Оверлорд».

а. Эта операция явится главной операцией сухопутных войск и военно-воздушных сил Соединенных Штатов и Великобритании против стран оси в Европе (предварительная дата начала операции — 1 мая 1944 года). После овладения соответствующими портами на побережье Ла-Манша усилия должны быть сосредоточены на захвате районов, которые облегчат нанесение новых ударов наземных войск и авиации по противнику. После того как на территории Франции окажутся крупные силы союзных войск, будут предприняты операции, нацеленные в самое сердце Германии и на разгром ее вооруженных сил.

б. Для осуществления операции «Оверлорд» будет производиться балансированное наращивание сил сухопутных войск и авиации, находящихся на территории Соединенного Королевства в готовности воспользоваться любой удобной обстановкой, позволяющей пересечь Ла-Манш и высадиться во Франции.

в. Что касается взаимозависимости операции «Оверлорд» и операций на Средиземноморье, то в случае нехватки сил и средств наличные ресурсы должны быть распределены и использованы с главной целью — обеспечить успех проведения операции «Оверлорд». Операции на Средиземноморском театре будут проводиться составом сил, намеченных на конференции «Трайдент», если Объединенный англо-американский штаб не примет другого решения.

12. Мы утвердили проект плана операции «Оверлорд», представленный генералом Морганом, и уполномочили последнего продолжать детальную разработку плана и подготовительные мероприятия.

13. Операция «Юпитер». Если обстоятельства не позволят провести операцию «Оверлорд», будет необходимо вместо нее осуществить операцию «Юпитер». Планы этой операции и конкретные задачи, касающиеся вступления на территорию Южной Норвегии, должны уточняться в свете изменений обстановки.

14. Операции в Италии.

а. Первый этап — вывод Италии из войны и создание авиабаз в районе Рима, а если возможно — еще дальше к северу.

б. Второй этап — овладение Сардинией и Корсикой.

в. Третий этап — оказание неослабного давления на немецкие войска в Северной Италии и создание условий для проведения операции «Оверлорд» и вступления наших сил, в том числе перевооруженных французских сухопутных войск и военно-воздушных сил, на территорию Южной Франции.

15. Операции в Южной Франции. Наступательные операции в Южной Франции (с использованием обученных и оснащенных французских войск) должны быть предприняты с целью овладения плацдармом в районе Тулон, Марсель и развития успеха в северном направлении, чтобы отвлечь внимание противника в связи с проведением операции «Оверлорд». Если представится возможность, будут развернуты действия партизан в районе Южных Альп.

16. Операции военно-воздушных сил.

а. Стратегические операции бомбардировочной авиации с авиабаз, находящихся на территории Италии и в Центральном Средиземноморье, как дополнение к операции «Пойнтблэнк». [436]

б. Широкое использование маршрута, проходящего через Азорские острова, для переброски войск и грузов по воздуху.

в. Снабжение по воздуху партизан, действующих на Балканах и во Франции.

17. Операции на Балканах. Операции на Балканах будут ограничены доставкой грузов балканским партизанам по воздуху и морем, высадкой небольших групп «коммандос» и бомбардировкой стратегических объектов с воздуха.

18. Потребности в пополнении гарнизонов крепостей и обеспечение безопасности коммуникаций на Средиземноморье. Потребности в пополнении охранных гарнизонов в районе Средиземноморья будут время от времени пересматриваться в целях экономии сил. Безопасность коммуникаций через Гибралтарский пролив будет обеспечиваться соответствующим размещением наших сил в Северо-Западной Африке до тех пор, пока будет оставаться хотя бы малейшая вероятность вторжения противника на Пиренейский полуостров.

19. Экстренное вторжение на континент. Мы рассмотрели подготовленные штабом генерала Моргана планы экстренной операции по вступлению на континент. Мы дали указания проводить их постоянную корректировку с указанием конкретных возможностей достижения превосходства в воздухе и количества войск, требующихся для успешного проведения этих операций.

20. Война с Японией. Стратегия, разработанная на продолжительный период.

Мы провели предварительное изучение стратегии, рассчитанной на продолжительный период и предполагающей разгром Японии, и считаем необходимым особо подчеркнуть следующее:

а) зависимость возможностей Японии удерживать свои позиции на Тихом океане и в Юго-Восточной Азии от состава и численности авиации, военно-морских сил и торгового флота;

б) необходимость максимального истощения военно-воздушных и военно-морских сил, а также торгового флота Японии всеми возможными способами во всех доступных районах;

в) достижение преимущества и экономия времени путем широкого использования превосходящих сил авиации, имеющихся в распоряжении Объединенных наций, как в стратегических масштабах, так и в связи с проведением операций наземных войск.

21. Мы считаем возможным добиться больших преимуществ, внедрив современные и еще не опробованные методы использования наших огромных ресурсов, которые с разгромом Германии окажутся в распоряжении Объединенных наций. Под этим мы подразумеваем:

а) проект быстрого наращивания и увеличения ударной мощи военно-воздушных сил Объединенных наций в Китае, а также сухопутных войск для прикрытия районов базирования авиации путем использования большого количества имеющихся транспортных самолетов, предназначенных для обеспечения «воздушного моста» в Китай;

б) применение для действий в джунглях легко оснащенных сил, которые в значительной степени зависят от снабжения по воздуху;

в) использование специального оборудования, подобного искусственным гаваням, плавучим аэродромам «хаббакук» и т. п., для достижения внезапности в нанесении ударов превосходящими силами.

22. Со всех точек зрения целесообразно запланировать операции в целях форсирования разгрома Японии в возможно ранние сроки после разгрома Германии. Планирование должно осуществляться из расчета добиться цели не позже чем через 12 месяцев после завершения войны в Европе. Решения по конкретным операциям для обеспечения быстрого хода событий должны быть детально рассмотрены в соответствии с установками, приведенными выше.

23. Развертывание сил и разработка операций в войне против Японии должны соответствовать общей цели и общему стратегическому замыслу.

24. Мы договорились, что переориентация сил с Европейского театра на Тихоокеанский и Дальневосточный театры должна быть начата, как только, по нашему мнению, это позволит сделать обстановка в войне против Германии.

25. Был установлен принцип, в соответствии с которым силы, предназначенные для операции с востока, включая и операции в юго-западной части Тихого океана, должны выделяться Соединенными Штатами, а силы для операций с запада — Великобританией, за исключением специальных сил, которыми Великобритания не располагает и которые также должны быть выделены Соединенными Штатами. Вопрос использования войск доминионов будет предметом рассмотрения соответствующих правительств.

26. Конкретные операции, намеченные на 1943–1944 годы. Мы посчитали нецелесообразным принимать во время конференции «Квадрант» все необходимые решения относительно операций, намеченных на 1943–1944 годы против Японии. В связи с этим мы предлагаем после необходимых расчетов провести в наиболее удобное время заседание Объединенного англо-американского штаба, если не будет достигнуто согласованное решение по обычным каналам. Тем не менее некоторые решения, по нашему мнению, мы можем принять немедленно. [437]

27. Операции 1943–1944 годов на Тихом океане. Мы утверждаем предложение комитета начальников штабов США о проведении указанных ниже операций в 1943–1944 годах в бассейне Тихого океана.

28. Острова Гилберта. Захват островов Гилберта явится подготовительным шагом к дальнейшему продвижению в направлении Маршалловых островов.

29. Маршалловы острова. Захват Маршалловых островов (в том числе островов Уэйк и Кусаие) явится подготовительным шагом к дальнейшему продвижению в западном направлении через Центральный район Тихого океана.

30. Остров Понапе. Захват острова Понапе явится подготовительным шагом к проведению операции по овладению районом островов Трук.

31. Каролинские острова (район островов Трук). После захвата восточной части Каролинских островов, вплоть до острова Уолсей, имеется в виду создать базу флота на островах Трук.

32. Острова Палау. Захват островов Палау предусматривает и овладение островом Яп.

33. Остров Гуам и Марианские острова. Захват этих островов предусматривает овладение только японской частью островов.

34. Остров Парамушир. Будет рассмотрена возможность проведения операций по овладению островом Парамушир и Курильскими островами.

35. Операции в районе Новая Гвинея, архипелаг Бисмарка, острова Адмиралтейства. Имеется в виду захват или нейтрализация восточной части Новой Гвинеи вплоть до пункта Вевак, а также овладение островами Адмиралтейства и архипелагом Бисмарка. Рабаул предпочтительнее не захватывать, а нейтрализовать.

36. Операции на Новой Гвинее и развитие операций в районе Вевак, Кавиенг. Предполагается продвижение вдоль северного побережья Новой Гвинеи на запад вплоть до пункта Вогелкоп путем постепенного овладения территорией силами воздушных и морских десантов.

37. Операции на Индо-Бирмано-Китайском театре в 1943–1944 годах. Намечено провести подготовительные мероприятия к захвату Верхней Бирмы с целью совершенствования доставки грузов в Китай наземными средствами и по воздуху. Начало операции предварительно намечено на середину февраля 1944 года. Размах этих операций зависит от возможностей их материального обеспечения.

38. Имеется в виду продолжать подготовку к проведению десантной операции весной 1944 года. Пока не принято решение на проведение конкретной операции, масштабы этой подготовки должны соответствовать операции, намеченной на конференции «Трайдент», для захвата порта Акьяб и острова Рамри.

39. Намечено продолжать подготовку Индии как базы для проведения операций, планируемых в зоне командования союзными силами в Юго-Восточной Азии.

40. Предполагается увеличивать масштабы переброски грузов по воздуху в Китай, а также совершенствовать оборудование на этих маршрутах с целью:

— поддержания способности Китая вести войну;

— наращивания размаха операций против японцев;

— обеспечения действий военно-воздушных сил Соединенных Штатов и Китая с китайской территории;

— снабжения китайских сухопутных войск вооружением и техникой.

41. Мы решили сосредоточить наши основные усилия на проведении наступательных операций с целью установления сухопутных коммуникаций с Китаем, а также для совершенствования воздушных путей и обеспечения их безопасности.

В достижении этих целей не может быть строгой очередности, но мы предлагаем дать указание главнокомандующему на театре военных действий при планировании операций помнить о важности постоянного развития коммуникаций.

42. Рассмотрение предстоящих операций. Мы дали распоряжение немедленно провести изучение следующих вопросов:

а) изучить и доложить возможность проведения:

— операции на Северной Суматре (ориентировочная дата начала этой операции — весна 1944 года);

— операций в Северной Бирме в южном направлении (ориентировочная дата начала — ноябрь 1944 года);

— операций через район Моулмейн или перешеек Кра в направлении на Бангкок (ориентировочная дата — по возможности наиболее ранняя);

— операций через Малаккский пролив и Малайю в целях непосредственного овладения Сингапуром (ориентировочная дата — по возможности наиболее ранняя);

— операции по захвату Акьяба и Рамри или операций в Верхней Бирме;

б) изучить (исходя из предположения, что Германия будет разгромлена к осени 1944 года) потенциальные возможности и лимитирующие факторы расширения перевозки грузов в Китай по воздуху до масштабов, достаточных для использования всей авиации, которая будет иметься в Юго-Восточной Азии и в Китае в 1944–1945 годах.

43. Командование союзными войсками в Юго-Восточной Азии и в Индии. Энергичное и эффективное проведение крупных операций против японских войск в Юго-Восточной Азии и быстрое расширение воздушных перевозок через бирманскую территорию [438] в Китай требуют реорганизации высшего руководства в Индии. В связи с этим было решено, что командование войсками в Индии должно быть отделено от командования силами в Юго-Восточной Азии.

44. Командование войсками в Индии. Решение военных вопросов в Индии, являющейся базой для пополнения сил союзников в Юго-Восточной Азии, должно оставаться в ведении командующего войсками в Индии. Координация передвижения и обеспечения как действующих войск, находящихся на территории Индии, так и внутренних гарнизонов наилучшим образом может быть осуществлена одним штабом, отвечающим в конечном счете перед начальником, пользующимся правом устанавливать очередность решения вопросов. Такой механизм существует в настоящее время в правительстве Индии и в штабе командования войсками в Индии. Это единственный механизм, который сможет выполнять двойную задачу удовлетворения внутренних потребностей Индии, а также потребностей операций, проводимых на театре военных действий в Юго-Восточной Азии.

45. Командование союзными силами в Юго-Восточной Азии. Высшее командование союзными силами в Юго-Восточной Азии должно быть создано в таком виде:

а) руководство и штаб должны быть укомплектованы английским и американским персоналом по тому же принципу, что и командование союзными силами в Северной Африке;

б) главнокомандующим должен быть назначен представитель английских вооруженных сил, а его заместителем — представитель США. В подчинении главнокомандующего делжны находиться командующие военно-морскими силами, сухопутными войсками и веенно-воздушными силами, а также старший офицер по вопросам тыла и снабжения;

в) заместитель главнокомандующего союзными силами и командующие указанными выше видами вооруженных сил, действуя под руководством главнокомандующего, руководят всеми операциями выделенных в их распоряжение сил в Юго-Восточной Азии.

46. Район ответственности. Границы были определены в ранее принятых решениях, но следует подчеркнуть, что в границах района находятся также Бирма, Цейлон, Таиланд, Сиам, Малайский полуостров и Суматра.

47. Распределение полномочий между администрацией в Индии и командованием союзными силами в Юго-Восточной Азии. Споры между командованием союзными силами и администрацией в Индии по вопросам, касающимся первоочередности тех или иных мероприятий, будут неизбежны, поэтому необходимо, чтобы кто-то повседневно разрешал эти разногласия прямо на месте, сразу же, как только они возникнут. Таким лицом должен быть вице-король, выполняющий в таких случаях не генерал-губернаторские функции, а действующий от имени британского военного кабинета.

Главнокомандующий во всех случаях будет пользоваться правом прямого контакта с английским комитетом начальников штабов по всем вопросам, и если он не будет удовлетворен решением вице-короля по вопросам административного характера, то может использовать это право. За командующим войсками в Индии по-прежнему сохраняется право прямого контакта с английским комитетом начальников штабов.

Заместителем главнокомандующего союзными силами в Юго-Восточной Азии назначается генерал Стилуэлл. В этой должности он будет осуществлять руководство китайскими войсками, действующими в Бирме, и всеми американскими военно-воздушными силами и сухопутными войсками, находящимися в Юго-Восточной Азии.

Оперативное руководство китайскими войсками, действующими в Бирме, будет осуществляться заместителем, следующим с этими войсками, в соответствии с общим планом английского командующего сухопутными войсками.

Оперативное руководство действиями 10-й воздушной армии возлагается на заместителя главнокомандующего союзными силами и будет осуществляться через его представителя, находящегося при штаб-квартире командующего ВВС.

Генерал Стилуэлл будет, как и прежде, выполнять свои функции при генералиссимусе Чан Кай-ши.

48. Взаимоотношения командных инстанций. Объединенный англо-американский штаб будет определять общую стратегическую линию в Юго-Восточной Азии, а также распределять американские и английские ресурсы всех видов между Китайским театром военных действий и командованием союзными силами в Юго-Восточной Азии. Английский комитет начальников штабов будет пользоваться правом решения всех вопросов, касающихся операций, и через него будут идти все указания главнокомандующему.

49. Для содействия свободному обмену информацией между американскими и английскими военными организациями в Индии или в зоне командования союзными силами в Юго-Восточной Азии и для координации их деятельности в Ныо-Дели будет создан объединенный комитет связи.

V. Выводы по прочим вопросам

50. Военные соображения в отношении Испании. По нашему мнению, общий политический курс должен иметь целью лишить противника тех преимуществ, которыми [439] он сейчас пользуется в Испании. Для проведения такой политики мы предлагаем усилить политический и экономический нажим на Испанию, добиваясь:

— прекращения поставок сырья в Германию; самым важным материалом, получаемым Германией из Испании, является вольфрам, поставками которого из Испании и Португалии Германия покрывает большую часть своих потребностей;

— вывода Голубой дивизии из состава сил стран оси;

— изменения дислокации испанских войск в Марокко, чтобы Объединенным нациям не нужно было опасаться враждебных действий со стороны этих сил;

— прекращения использования испанского торгового флота в интересах противника;

— лишения противника возможности вести разведку с территории Испании;

— предоставления союзной гражданской авиации возможности пользоваться испанскими аэропортами;

— более благожелательного отношения со стороны испанских властей к бежавшим из плена военнослужащим союзных войск;

— прекращения антисоюзнической и развертывания просоюзнической пропаганды.

51. Военные соображения в отношении Турции. По нашему мнению, с военной точки зрения для Турции еще не наступило время вступить в войну на нашей стороне. Наша политика в отношении Турции должна быть следующей:

а) нам следует потребовать от Турции строго придерживаться соглашения, подписанием в Монтрё, чтобы исключить возможность прохода через проливы немецких квраблей и судов с военными целями;

б) мы должны потребовать прекращения поставок хрома из Турции в Германию;

в) мы должны потребовать от Турции:

— продолжать совершенствование внутренних коммуникаций;

— завершить постройку аэродромов, требующихся по плану «Хардихуд»;

— позволить нам установить все необходимые нам пеленгаторы и создать центры управления полетами авиации;

— завершить строительство складских помещений, требующихся для полной реализации плана «Хардихуд»;

— продолжать наращивание эффективности своей истребительной авиации;

г) политика поставок военной техники в Турцию должна проводиться и впредь в масштабах, которые мы себе можем позволить, а турки — освоить.

52. Переоснащение французских войск. Мы утвердили перевооружение французских формирований в количестве 11 дивизий новейшей техникой к 31 декабря 1943 года в соответствии с рекомендацией командующего союзными силами на Североафриканском театре военных действий.

53. Специальные силы «плау». Генерал Морган и генерал Эйзенхауэр проинформированы в деталях о создании специальных сил «плау» для проведения морских десантных операций, и им было предложено доложить свои соображения о возможностях применения этих сил на соответствующих театрах военных действий.

54. Специальные операции на островах Сардиния и Корсика. Мы предложили генералу Эйзенхауэру рассмотреть возможность развертывания диверсионных действий на Сардинии и Корсике с целью облегчить вторжение на эти острова.

55. Мы изучили возможности создания «плавучих аэродромов» и дали указание об активном продолжении экспериментов.

56. О трубопроводе Индия — Китай. Мы приняли решение о строительстве четырехдюймового трубопровода из Ассама до Куньмина и шестидюймового трубопровода из Калькутты до Ассама при условии первоочередного удовлетворения потребностей военных операций в Бирме. Эти трубопроводы облегчат проведение воздушных операций в Китае и ослабят напряженность перевозок на существующих путях подвоза.

57. Пути подвоза в Северо-Восточной Индии. Мы приняли решение об ускоренном развитии путей подвоза в Ассам и в пределах этого района при условии первоочередного обеспечения потребностей операций в Бирме и направили командующим силами на соответствующих театрах директиву о повышении к 31 декабря 1945 года пропускной способности этих путей до 22 тыс. т в месяц.

58. Сопоставление наличных ресурсов с потребностями утвержденных операций. Мы произвели анализ наличных ресурсов Объединенных наций с целью оценить нашу способность проведения утвержденных операций. В целом мы пришли к убеждению, что эти ресурсы будут вполне достаточными для удовлетворения наших потребностей, однако в ряде случаев наличие ресурсов будет зависеть от условий, которые в данное время невозможно учесть. В связи с этим данный вопрос должен постоянно находиться в поле зрения и возникающие проблемы должны рассматриваться Объединенным англо-американским штабом. [440]

Дальше