Доклад объединенного англо-американского штаба, одобренный президентом и премьер-министром (CCS.170/2 от 23 января 1943 года)
В памятной записке CCS.155/1 Объединенный англо-американский штаб представил свои предложения по ведению войны в 1943 году. В этих предложениях давались лишь общие наметки, которые в дальнейшем были детально проанализированы и согласованы по всем пунктам. Кроме того, были изучены некоторые вопросы, тесно связанные с этими рекомендациями. В данном докладе содержится все, что было согласовано в конечном итоге.
1. Обеспечение безопасности морских коммуникаций. Детальное рассмотрение минимума средств охранения, потребных Объединенным нациям для обеспечения морских коммуникаций, уже закончено. В ходе изучения этого вопроса было определено соответствующее количество океанских кораблей охранения. Мы пришли к единому выводу, что требуемый приемлемый минимум средств охранения появится у нас не раньше августа сентября 1943 года. До конца года не следует рассчитывать на то, что темпы уничтожения вражеских подводных лодок превысят темпы их строительства. Если потребуется выделить средства охранения для обеспечения наступательных операций, то риск значительных потерь в этих средствах нужно взвесить в свете значимости указанных операций. Мы приняли соответствующие решения относительно мер по усилению борьбы с подводными лодками противника.
2. Помощь России и место этой помощи в числе других затрат. Были рассмотрены масштабы поставок в Россию, намеченных в соответствии с обязательствами Соединенных Штатов и Великобритании о поставках на 1943 год, и их влияние на другие потребности. Мы пришли к выводу, что если потери в судах составят не более 2,4 процента в месяц, то к концу календарного 1943 года все обязательства будут выполнены. Мы одобрили программу поставок на такой основе, сделав оговорку, что поставки России должны быть прекращены, если затраты превысят предел, допустимый для экономики Объединенных наций.
Очень важно установить единую норму потерь на 1943 год, чтобы английский комитет начальников штабов и комитет начальников штабов США производили расчеты на согласованной основе. В соответствии с этим мы дали указания объединенному военно-транспортному комитету подготовить согласованные данные.
Мы пришли к соглашению о том, что при подготовке нового Протокола о поставках России (если такой потребуется) необходимо в его тексте сделать оговорку, что поставляемые количества грузов, указанные в Протоколе, в период с 1 июля 1943 года могут быть сокращены из-за больших потерь судов и кораблей охранения или из-за невозможности поставок в связи с неотложной необходимостью проведения внеплановых операций.
3. Операции в бассейне Средиземного моря:
а. Операции по овладению Сицилией. Мы детально рассмотрели все возможные операции на Средиземноморском театре и пришли к следующим выводам:
1) Произвести высадку на Сицилии в 1943 году, приняв за предварительную дату начала операции благоприятный период полнолуния в июле{92}.
2) Обязать генерала Эйзенхауэра не позднее 1 марта доложить, во-первых, нет ли у него каких-либо непреодолимых трудностей, связанных с нехваткой сил и средств или времени на тренировку войск, что может повлечь за собой отсрочку начала операции на период, не совпадающий с благоприятным временем полнолуния в июле, и, во-вторых, при наличии таких трудностей подтвердить, что начало операции будет перенесено не позже чем на благоприятный период полнолуния в августе.
3) Непосредственное руководство проведением операции возложить на следующих лиц:
Главнокомандующий генерал Эйзенхауэр.
Заместитель главнокомандующего генерал Александер. В обязанности заместителя главнокомандующего входят руководство разработкой плана и подготовкой операции и организации управления войсками в ходе операции.
Командующий военно-морскими силами адмирал Каннингхэм.
Командующий военно-воздушными силами главный маршал авиации Теддер. [423]
Вопрос о назначении командующих Западной и Восточной оперативными группами будет решен по соответствующему представлению генерала Эйзенхауэра.
4) Генералу Эйзенхауэру необходимо дать указания, чтобы он после консультаций с генералом Александером создал специальный штаб во главе с начальником штаба. Этот штаб должен заняться планированием и подготовкой операции.
Проект соответствующей директивы генералу Эйзенхауэру с изложением этого решения уже подготовлен{93}.
б. Планы оперативной маскировки. Мы намерены дать указания соответствующим органам в Вашингтоне и Лондоне, а также командующему экспедиционными силами союзников в Северной Африке разработать развернутый план оперативной маскировки для Средиземноморского театра. Будет изучена возможность осуществления отвлекающего маневра или проведения демонстративных действий в Восточном Средиземноморье.
в. Организация управления на Средиземноморском театре. Мы пришли к следующему согласованному решению по организации управления силами на Средиземноморском театре:
1) Военно-морские силы. На период проведения операции «Хаски» командующий выделенными для этого силами флота будет именоваться командующим военно-морскими силами союзников на Средиземноморье. Нынешний командующий военно-морскими силами на Средиземноморье будет именоваться командующим военно-морскими силами на Ближнем Востоке. Разграничительная линия между этими двумя командованиями будет определена позднее. Командующий военно-морскими силами союзников на Средиземноморье будет отвечать за выполнение их задач на море постольку, поскольку они будут влиять на обстановку на Средиземноморском театре в целом.
2) Сухопутные войска. После того как английская 8-я армия пересечет границу Туниса, генерал Александер будет считаться заместителем генерала Эйзенхауэра; одновременно 8-я армия перейдет в подчинение генерала Эйзенхауэра. По согласованию с генералом Эйзенхауэром основная задача генерала Александера будет заключаться в руководстве действиями войск союзников на Тунисском фронте, для чего он будет иметь свой небольшой штаб, укомплектованный персоналом, выделенным Средневосточным командованием; после завершения операций в Тунисе генерал Александер возьмет на себя обязанности по проведению операции «Хаски». Разграничительная линия между Североафриканским и Средневосточным командованиями будет проходить по границе между Тунисом и Триполитанией.
3) Военно-воздушные силы. Мы пришли к соглашению о том, что командующим военно-воздушными силами союзников на всем Средиземноморском театре со штаб-квартирой в Алжире следует назначить главного маршала авиации Теддера. В его подчинении должны находиться командующий военно-воздушными силами союзников в Северо-Западной Африке генерал Спаатс и командующий военно-воздушными силами на Среднем Востоке главный маршал авиации Дуглас. Мы определили подчиненность и обязанности командующего военно-воздушными силами союзников на Средиземноморском театре и командующего союзными экспедиционными силами в Северо-Западной Африке, а также выработали определенные принципы организации командования военно-воздушных сил на Средиземноморском театре, не исключая возможных несущественных отклонений, которые командующий военно-воздушными силами послэ вступления в должность посчитает целесообразными.
г. Авиационное наступление с территории Северной Африки. Мы наметили следующие задачи авиационного наступления, осуществляемого с территории Северной Африки:
1) обеспечение с воздуха операций, имеющих целью полное изгнание войск стран оси с территории Африки;
2) нанесение максимальных потерь военно-воздушным силам и военно-морским силам стран оси в ходе подготовки операции «Хаски», в том числе проведение бомбардировок, намеченных по плану прикрытия с воздуха;
3) непосредственная поддержка действий войск в операции «Хаски»;
4) разрушение нефтеперегонного завода в Плоешти.
Без ущерба для достижения целей, указанных выше в пп. 1), 2) и 3), необходимо наметить ряд объектов для бомбардировок с целью ослабить волю итальянцев к продолжению войны.
4. Операции, намеченные для проведения с территории Соединенного Королевства.
а. Операции военно-воздушных сил с территории Соединенного Королевства. Мы пришли к согласию относительно того, что стратегическое руководство действиями американских соединений тяжелых бомбардировщиков, базирующихся на территории Соединенного Королевства, должно осуществляться английским начальником штаба военно-воздушных сил. Получив его общие указания, американский командующий этими соединениями будет сам решать вопросы, касающиеся приемов и способов действий. [424]
Мы также согласовали содержание директивы, которая должна быть направлена командующему английским бомбардировочным командованием и командующему военно-воздушными силами США в Соединенном Королевстве.
б. План «Болеро». Были изучены возможности транспортных средств, привлекаемых с целью наращивания группировки сил по плану «Болеро» в 1943 году.
Пользуясь данными, которыми располагали участники конференции, и приняв ряд допущений, мы подсчитали, что указанные в приводимой ниже таблице американские войска, предназначаемые для участия в операции на континенте, прибудут в Соединенное Королевство в намеченные сроки. Цифры, приведенные в последней графе, включают и персонал военно-воздушных сил в количестве 172 тыс. чел. Все эти данные можно рассматривать как минимальные, поскольку в последующем будут приложены все усилия к тому, чтобы к 15 августа на территории Соединенного Королевства оказалось большее число обученных и оснащенных дивизий.
Срок | Число дивизий | Общая численность, тыс. чел. |
15 августа | 4 | 384 |
15 сентября | 7 | 509 |
15 октября | 9 | 634 |
15 ноября | 12 | 757 |
31 декабря | 15 | 938 |
При расчетах численность дивизии со средствами усиления определялась в 50 тыс. чел., а срок между началом отправки и полным прибытием 45 суток.
По мере переброски общая расчетная численность дивизии будет уменьшаться и к концу года составит только 40 тыс. чел., в связи с чем число дивизий, прибывших в Соединенное Королевство, на 31 декабря может составить не 15, а 19; число же дивизий, прибывающих на первом этапе переброски, останется неизменным.
в. Десантные операции, планируемые для проведения с территории Соединенного Королевства в 1943 году. Мы рассмотрели вопрос о десантных операциях, которые можно предпринять с территории Соединенного Королевства в 1943 году. Существуют три вида операций, для проведения которых требуется наметить планы и осуществить подготовительные мероприятия:
1) рейды, имеющие главной целью завязать бои с противником в воздухе и нанести ему потери;
2) операции с целью захвата и удержания плацдармов и решительного развития успеха в случае упадка морального духа немецких войск и отсутствия у противника достаточных ресурсов;
3) высадка на континент в случае полного краха Германии.
Планы и подготовительные мероприятия, указанные в п. 1), будут осуществляться, как было намечено прежде. Примером такого типа операций может служить осуществленный нами удар по островам в Ла-Манше.
Мы имеем в виду быть готовыми к операции по захвату плацдарма на полуострове Котантен наличными силами и средствами. Примерной датой начала операции выбран день 1 августа 1943 года. Эта операция относится к виду, указанному в п. 2).
Мы приняли решение незамедлительно создать объединенный штаб, который будет находиться в подчинении одного из начальников английских штабов, пока не будут назначены главнокомандующий и его заместитель от вооруженных сил США. Директива о порядке планирования разрабатывается. Мы намерены предусмотреть в этой директиве высадку на континент в соответствии с п. 3), исходя из количества сил, имеющихся в Соединенном Королевстве на каждый конкретный период времени.
5. Тихоокеанский и Дальневосточный театры:
а. Операции на Тихом океане. Ниже приводится перечень примерных операций, которые мы намерены провести на Тихом океане в соответствии с памятной запиской Объединенного англо-американского штаба CCS.155/1:
1) операции по обеспечению максимальной безопасности Алеутских островов;
2) максимально возможное продвижение из района атолла Мидуэй к рубежу остров Трук, остров Гуам, сочетая эти действия с операциями по овладению Рабаулом;
3) продвижение вдоль линии острова Самоа, остров Джалуит (Маршалловы острова);
4) продвижение вдоль Малайского барьера (к острову Тимор) ограниченными силами с целью сковать и отвлечь силы противника; [425]
5) нецелесообразно осуществлять продвижение из района Рабаула к рубежу остров Трук, остров Гуам до тех пор, пока нет в наличии сил, которые бы позволили осуществить это продвижение и закрепиться на занятых позициях.
б. Поддержка Китая:
1) Операции, намеченные на ближайшее время. После завершения готовящейся сейчас операции по захвату порта Акьяб необходимо осуществить продвижение ограниченными силами из Ассама с целью овладеть плацдармами для дальнейших операций, улучшить доставку грузов в Китай по воздуху, обеспечив самолетам возможность летать на более низких высотах, а также овладеть новыми аэродромами и развить систему оповещения (при содействии китайских сил, если это будет возможно).
2) Операции в Китае. Намечено улучшить доставку грузов в Китай по воздуху путем привлечения дополнительных средств транспортной авиации и общего увеличения численности американской авиации, действующей в настоящее время в Китае (с учетом ограниченных возможностей службы снабжения и потребностей в авиации для решения более важных задач). Эти меры будут содействовать военным усилиям Китая, позволят усилить удары по японскому судоходству и дадут возможность осуществить налеты на объекты в собственно Японии. Мы надеемся, что благодаря усилению авиационной поддержки с весны можно будет начать более серьезные наземные операции; в общих планах таким операциям придается очень большое значение.
3) Освобождение Бирмы. Ориентировочно мы наметили высадку войск, участвующих в операции «Анаким», на 15 ноября 1943 года. В июле 1943 года необходимо принять окончательное решение о проведении или отсрочке этой операции. Мы примерно определили состав сил, необходимых для проведения операции, и рассмотрели возможность изыскать требуемые силы и средства. Потребности в сухопутных войсках и авиации можно будет удовлетворить, но нельзя гарантировать возможности сосредоточения достаточного количества военных кораблей, десантных транспортов, десантно-высадочных средств и судов снабжения. Решение этого вопроса будет зависеть от обстановки, которая сложится к концу лета 1943 года.
6. Обеспеченность стран оси нефтью. Мы имели в своем распоряжении некоторые сведения, полученные из английских источников, относительно степени обеспеченности стран оси нефтью (Документ Объединенного англо-американского штаба CCS.158). Мы считали, что дополнительные сведения, имеющиеся в Вашингтоне, могут изменить выводы, сделанные английской стороной. В соответствии с этим мы дали указание объединенному разведывательному комитету представить в кратчайший срок согласованную оценку о запасах нефти, которыми располагают страны оси, основываясь на самых последних данных, полученных из английских и американских источников. Тем не менее мы полагаем, что обеспеченность стран оси нефтью настолько низка, что было бы, безусловно, выгодно в самые возможно кратчайшие сроки нанести бомбовые удары с воздуха по районам нефтедобычи, которые используют страны оси, в частности, по румынским нефтепромыслам и по караванам нефтевозов на Дунае, а также по заводам синтетического горючего и газогенераторным заводам, находящимся в Германии.
7. Организация командования военно-морских и военно-воздушных сил в Западной Африке. В отношении управления военно-морскими и военно-воздушными силами в прибрежных районах Французской Западной Африки мы предусмотрели следующее:
1) побережье Западной Африки (включая прибрежную зону) от мыса Бохадор (Рио-дель-Оро) к югу является районом ответственности английского командующего военно-морскими силами и английского командующего военно-воздушными силами;
2) участок от мыса Бохадор до западной границы Сьерра-Леоне и все силы, действующие в его пределах, находятся в ведении французского командования;
3) в пределах участка ответственности французского командования французская авиация должна взять на себя выполнение всех задач авиационного обеспечения по мере оснащения французских авиационных частей новой техникой и укомплектование их летным составом.
8. Турция. Мы согласовали все административные мероприятия, необходимые для реализации решения о том, что все вопросы, связанные с Турцией, будут решаться английским руководством. [426]