Заключение
Исторические события, рассмотренные в этой книге, показывают, с какой настойчивостью и методичностью британские колонизаторы стремились закабалить, уничтожить Афганское государство, превратить его в свое владение, а афганский народ в колониальных рабов. В книге рассматриваются три войны, которые британские агрессоры вели против Афганистана. Но эти войны лишь кульминационные пункты захватнической деятельности колонизаторов, открытые проявления агрессивной политики, проводившейся в иные годы другими методами и приемами: навязыванием «мирным» путем кабальных, неравноправных договоров, подкупом влиятельных феодальных кругов страны, разжиганием вражды как внутри Афганского государства, так между ним и соседними странами. И хотя эти «три войны» выделены особо, следует полностью согласиться с мнением советского исследователя Азиза Ниалло, что такой «подсчет» выглядит в определенной степени «примитивно-механическим», поскольку «Англия вела против афганского народа непрерывные войны с 1838 г.»{345}
Борьба с британской агрессией это важная характерная черта истории Афганистана с первой трети XIX в. по первую четверть XX в, В свете достоверных исторических фактов циничным издевательством выглядят [184] утверждения британских авторов о «неуклонно благих намерениях» Англии на Среднем Востоке. Британская политика в отношении Афганистана «никогда не менялась» и преследовала «лишь торговые цели», говорил участник и руководитель многих карательных экспедиций английских войск в афганские земли генерал Макмун в своем докладе «Афганистан и Индия» на заседании «Ост-Индской ассоциации» в Лондоне{346}. С Макмуном солидаризировались и другие участники заседания. Среди них были не менее характерные личности: палач пенджабского народа генерал Дайер, бывший секретарь британских властей в Индии и главный комиссар Северо-Западной пограничной провинции Гамильтон Грант, Льюис Дэн, генерал Бэрроу. Все они в той или иной степени были активными деятелями британской экспансии на Востоке и принимали участие в «постоянной войне» Англии против Афганского государства, и в их устах попытки завуалировать, замаскировать агрессивный характер империалистической политики Англии целями «мирной торговли» выглядели особенно кощунственными.
В течение почти ста лет у границ Афганистана стоял неумолимый враг, старавшийся держать свою руку на горле афганского народа. Для борьбы против этого врага Афганскому государству приходилось напрягать все силы. Оказываемый британским экспансионистам отпор имел подлинно народную, массовую основу. В этом характерная черта освободительного движения афганского народа XIX начала XX вв. «Этот период является периодом национальной славы Афганистана...»{347}, справедливо пишет Сеид Касем Риштия.
Десятки тысяч афганцев пожертвовали не только всем своим достоянием, но и жизнью в борьбе против иностранного вторжения. Гибель многих человеческих жизней, разрушение городов и селений, уничтожение всевозможных материальных ценностей и другие аналогичные явления, сопровождавшие войны, не могли не сказаться отрицательно на развитии экономики Афганистана, на росте производительных сил страны. И если Афганистан несколько отстал в своем экономическом [185] развитии и вынужден догонять некоторые ушедшие вперед государства, то основная вина ложится на агрессивные круги Британской империи. Это важный вывод, к которому приводит анализ происшедших событий.
В ходе многолетней ожесточенной борьбы с колонизаторами за свою независимость афганский народ оказался расчлененным, а формирование афганского национального государства встретило множество препятствий на своем пути. Восточноафганские племена (так называемые пуштуны, или патаны), насчитывающие до 5–6 млн. человек, до настоящего времени стремятся добиться права на самоопределение. «Проблема Пуштунистана» проблема самоопределения этих племен до сих пор порождает напряженность в отношениях между Афганистаном и Пакистаном, под властью которого оказались патаны.
Наконец, следует еще раз отметить, что лишь с созданием первого социалистического государства, которое раскололо единую капиталистическую систему, революционизировало одним своим появлением народы всего мира и оказало максимальную поддержку антиимпериалистической борьбе, антиколониальное движение народов Востока значительно активизировалось и начало добиваться первых серьезных успехов. Завоевание независимости Афганистаном и Турцией, мощное антиимпериалистическое движение в Китае, революционный подъем в Индии и Иране, народно-освободительные восстания в Египте, Сирии и других арабских странах все это были и есть важные этапы борьбы прогрессивных сил человечества против империалистического насилия, против иностранного гнета и кабалы.
Народы России, положившие начало новой эре в жизни народов земного шара, относившиеся с симпатией и поддержкой к освободительному движению стран Азии и Африки, и сейчас готовы сделать все, что в их силах, для укрепления независимости этих государств. Это отчетливо проявляется на примере советско-афганских отношений. «Дружба между нашими странами имеет глубокие корни, указывал Н. С. Хрущев в своем выступлении 18 декабря 1955 г. на стадионе Гази в Кабуле, Великий Ленин стоял у истоков этой дружбы. [188]
Он лично принимал первого посла Афганистана и беседовал с ним.
С тех пор дружба между Советским Союзом и Афганистаном постоянно росла и крепла. Несмотря на различие наших государственных и политических систем, она превратилась в пример добрососедского сотрудничества двух государств. Никогда она не омрачалась конфликтами или спорами, и мы глубоко уверены, что этого никогда не будет и впредь»{348}.
Жизнь приносит многочисленные подтверждения сердечной дружбы советского и афганского народов. В трудные дни экономической блокады Афганистана, организованной пакистанскими властями в 1955 г., на помощь этому государству, как и за четверть века до того, пришел Советский Союз, который предоставил ему широкие возможности для транзита товаров через свою территорию. В дальнейшем Советское правительство предоставило Афганистану кредит в 100 млн. американских долларов сроком на 30 лет, в счет которого поставляет этой стране современное оборудование и оказывает техническую помощь. Этот кредит будет способствовать осуществлению пятилетнего плана развития национальной экономики, принятого афганским правительством. Под руководством советских специалистов уже построены крупнейший хлебокомбинат и асфальто-бетонный завод в Кабуле, элеватор в Пули-Хумри, нефтебаза в порту Кызылкала на реке Аму-Дарье. С помощью СССР ведется строительство ирригационных сооружений на реке Кабул. Рассматриваются проекты совместного использования водных ресурсов Аму-Дарьи. По лросьбе Афганистана Советское правительство направляет в эту страну квалифицированных специалистов для содействия не только экономическому, но и культурному развитию афганского народа. «Мы никогда не забудем той научной, культурной и экономической помощи, которую нам оказывает Советский Союз без каких-либо политических условий, писала кабульская газета «Хивад» в связи с посещением Афганистана Председателем Президиума Верховного Совета СССР К. Е. Ворошиловым и другими советскими гостями в октябре 1958 г. ...Сотрудничество с Советским Союзом имеет существенное [188] значение для повышения жизненного уровня афганского народа»{349}.
Премьер-министр Афганистана Мухаммед Дауд заявил тогда же, что «народ и правительство Афганистана... сердечно благодарят своих советских друзей за искреннюю помощь и сотрудничество, достойные похвалы»{350}.
В ответ на это К. Е. Ворошилов во время своего пребывания в Кабуле от имени всех советских людей подчеркнул: «Мы от всего сердца желаем только одного чтобы дружественный нам Афганистан постоянно процветал, становился экономически и политически все более сильным и укреплял свою независимость»{351}.
Дружба двух народов, родившаяся в трудные годы жизни наших государств, способствовавшая провалу грабительских планов колонизаторов, крепнет и развивается. Чувства афганского народа в отношении его доброго соседа СССР выразил глава афганского правительства Мухаммед Дауд. Он писал: «Афганистан не забывал и никогда не забудет того, что первой страной, которая приветствовала завоевание Афганистаном свободы и независимости, был Союз Советских Социалистических Республик и что первой страной, которая после Октябрьской революции установила дипломатические отношения с Советским Союзом и заложила основы для международной дружбы, был Афганистан»{352}.