Третья англо-афганская война (1919 г.) и завоевание Афганистаном независимости
Великая Октябрьская социалистическая революция, явившаяся важнейшим переломным этапом в жизни народов всего мира, имела огромное значение для народов Востока. Здесь, в колониальных и зависимых странах, где наиболее остры были противоречия империалистической системы, где накопились огромные запасы «горючего материала в мировой политике»{317}, по характеристике В. И. Ленина, освободительные идеи Октября встретили самый живой отклик. Они дали мощный толчок борьбе многомиллионных забитых и угнетенных народных масс за свободу и независимость, против гнета колонизаторов. Первое в истории человечества государство трудящихся Страна Советов приняло на себя основной удар мировой реакции, что в конечном итоге способствовало ослаблению нажима империалистов на страны Азии и Африки. Прозвучавшие на весь земной шар декреты Советской власти о мире, о земле, о равенстве и суверенности всех народов, об отмене всех и всяких имущественных, национальных и прочих привилегий и ограничений оказывали могучее революционизирующее влияние на колониальный Восток.
Особую роль в этом отношении сыграло обращение Советского правительства «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», принятое 3 декабря 1917 г.
«Не от России и ее революционного Правительства ждет вас порабощение, а от хищников европейского [166] империализма, от тех, которые превратили вашу родину в расхищенную и обираемую свою «колонию», гласили пламенные строки обращения.
«Свергайте же этих хищников и поработителей ваших стран. Теперь, когда война и разруха растаптывают устои старого мира, когда весь мир пылает негодованием против империалистов-захватчиков, когда всякая искра возмущения превращается в мощное пламя революции, когда даже индийские мусульмане, загнанные и замученные чужеземным игом, подымают восстание против своих поработителей, теперь молчать нельзя. Не теряйте же времени и сбрасывайте с плеч вековых захватчиков ваших земель! Не отдавайте им больше на разграбление ваших родных пепелищ! Вы сами должны быть хозяевами вашей страны! Вы сами должны устроить свою жизнь по образу своему и подобию! Вы имеете на это право, ибо ваша судьба в собственных руках.Товарищи! Братья!
Твердо и решительно идем мы к честному демократическому миру.
На наших знаменах несем мы освобождение угнетенным народам мира.
Мусульмане России!
Мусульмане Востока!
На этом пути обновления мира мы ждем от вас сочувствия и поддержки»{318}.
Это воззвание, переведенное на персидский язык, нашло путь к сердцам многих афганских патриотов; оно вполне соответствовало их думам, чаяниям и стремлениям. Советское государство на деле доказывало свое принципиальное отличие от дореволюционной России и других империалистических государств. Вскоре после своего создания оно торжественно отказалось от всех кабальных договоров и соглашений, навязанных царизмом странам Востока, оказало политическую и дипломатическую поддержку антиимпериалистическому движению. Все эти факторы коренным образом изменили международную обстановку.
Идеи Великого Октября имели немалое значение и для борьбы Афганистана за независимость. Афганские [167] прогрессивные деятели призывали к установлению дружественных отношений с северным соседом, с государством, где победила социалистическая революция; они приветствовали национальную политику Советского правительства и отказ от захватнических стремлений царизма.
Дружеские чувства Советской России встретили, однако, резкий отпор со стороны правительства Хабибуллы-хана. Эмир и его приближенные, выполнявшие задания британских империалистов, заняли враждебную позицию по отношению к Стране Советов и способствовали превращению Афганистана в плацдарм для иностранной интервенции против нее. Английские правящие круги поддерживали банды контрреволюционеров, феодально-байские и националистические элементы, которые пытались свергнуть в Туркестане Советскую власть.
В. И. Ленин, выступая 29 июля 1918 г. на объединенном заседании ВЦИК, Московского Совета, фабрично-заводских комитетов и профессиональных союзов Москвы, отметил, что англичане, «захватив в свое полное подчинение Афганистан, давно создали себе опорный пункт как для расширения своих колониальных владений, для удушения наций, так и для нападения на Советскую Россию»{319}.
Предательская по отношению к стремлениям, чувствам и традициям афганского народа политика правительства Хабибуллы-хана, его полная капитуляция перед британскими империалистами вызывали все возраставшее недовольство в Афганистане. Оно прорывалось сквозь установленный в стране режим террора и приняло в 1918 г. столь широкие размеры, что эмир был вынужден предпринять некоторые маневры для успокоения общественного мнения. Так, в феврале 1919 г..стремясь «оправдать свою политику перед своим народом»{320}, эмир Хабибулла отправил вице-королю Индии ноту с пожеланием, чтобы мирная конференция признала, как гласил текст ноты, «полную независимость, свободу действий и постоянную самостоятельность»{321} Афганистана. [168]
Но народную ненависть уже нельзя было сдержать ни репрессиями, ни политическими жестами. Через несколько дней после отправки этого послания, в ночь с 20 на 21 февраля 1919 г., в результате очередного покушения Хабибулла-хан был застрелен в своем шатре неподалеку от Джелалабада.
Власть в стране попытался захватить руководитель группировки «староафганцев» реакционер Насрулла-хан, провозгласивший себя эмиром. Однако его приход к власти вызвал протест прогрессивных кругов афганской общественности. Находившийся в Кабуле Аманул-ла-хан отказался признать права лидера «староафганцев» на эмирский престол, обвинил его виновным в убийстве Хабибуллы-хана и принял на себя функции эмира. Амануллу-хана, выступившего с программой политических преобразований в стране, поддержала армия. Наиболее многочисленные военные гарнизоны Джелалабада и Кабула заявили о своей верности ему. В Джелалабаде возникли солдатские советы, которые захватили сторонников Насруллы-хана, пытавшихся оказать сопротивление «младоафганцам». Выступление народных масс на открытую борьбу против реакции решило исход дела. Аманулла-хан, возглавивший национально-освободительное движение, утвердился на эмирском престоле.
Новое правительство стремилось ликвидировать внешнеполитическую зависимость Афганистана. В публичных выступлениях эмир Аманулла неоднократно заявлял о своей решимости добиться независимости афганского народа. Опубликованное им 27 февраля 1919 г. обращение к населению, в частности, гласило: «Афганистан должен быть свободным и независимым; он должен пользоваться всеми правами, которыми обладают другие самостоятельные государства...»{322}
Через несколько дней, 3 марта 1919 г., Аманулла-хан отправил специальное послание вице-королю Индии лорду Челмсфорду, в котором сообщал о происшедших в Афганистане событиях. Подчеркивая стремление афганского народа к полному освобождению от иностранного контроля, он писал, что «независимое и свободное правительство Афганистана» готово заключить с [169] Англией такие соглашения, какие могут быть полезными и выгодными для обеих сторон{323}. Британскому правительству было дано понять, что Афганское государство больше не считает себя связанным теми договорами, какие оно было вынуждено подписать ранее под военным нажимом.
Вместе с письмом эмира до британских властей в Индии дошло недатированное воззвание Амануллы-хана к народам Афганистана, в первом же пункте которого провозглашалось стремление Афганистана к полной независимости{324}.
Эти документы имели большое значение. Осуществление планов нового афганского правительства должно было оказать несомненное революционизирующее влияние на другие народы Востока; кроме того, оно создавало угрозу возможностям использования Афганистана в качестве антисоветского плацдарма. Не случайно правящие кругие Англии долго не отвечали на послание Амануллы-хана, стараясь его игнорировать. Однако совершенно не ответить на него в сложившейся обстановке нельзя было, и через полтора месяца, 15 апреля 1919 г., Челмсфорд направил в Кабул ответное послание. Делая вид, будто он не понял подлинного смысла требований афганского эмира, вице-король напоминал о «тесной дружбе», какая существовала между британским правительством и Хабибуллой-ханом, и вскользь отмечал, что, «видимо, торговые (подчеркнуто мною. Н. X.) потребности Афганистана» нуждаются в заключении дополнительного соглашения с Англией, кроме уже имеющихся договоров. Челмсфорд обходил полным молчанием политические стремления Афганского государства и заканчивал послание заверениями в своей готовности «укреплять дружественные отношения между обоими правительствами»{325}.
Пока английские колонизаторы подготавливали этот ответ, положение Афганистана серьезно изменилось. 27 марта 1919 г. правительство РСФСР первым из всех других государств официально признало независимость [170] и суверенитет Афганистана{326}, а в разработанных В. И. Лениным условиях мира Советской России с другими странами предусматривался отказ всех держав от насильственного свержения афганского правительства{327}.
Правительство Афганистана также предприняло шаги, направленные на установление дружественных отношений с северным соседом, и также одним из первых признало Советскую Россию. 7 апреля 1919 г. в Кабуле были подписаны обращение эмира Амануллы к В. И. Ленину и письмо министра иностранных дел Махмуда Тарзи к народному комиссару по иностранным делам Г. В. Чичерину. С огромным трудом эти документы были доставлены в Ташкент, а затем по радио сообщены в Москву.
В послании Амануллы-хана В. И. Ленину содержалось предложение об установлении между Афганистаном и Советской Россией «союза и дружбы». «Хотя Афганистан, гласило послание, по духу и природе своей со времени своего возникновения и основания всегда был сторонником свободы и равноправия народов, но до сих пор вследствие того, что не имел ни сношений, ни связи с другими государствами и народами, он оставался в стороне.
Так как Вы с другими товарищами, друзьями человечества, заботитесь о всемирном мире и благе и провозгласили принцип свободы и равноправия народов всего мира, посему ныне, впервые, во имя жаждущего прогресса афганского народа, я счастлив, что шлю Вам это дружеское послание Независимого Свободного Афганистана»{328}.
Через неделю после отправки послания афганского правительства в Москву, 13 апреля 1919 г., в Кабуле был созван торжественный дурбар (собрание). На нем присутствовали не только делегаты всех областей Афганистана, но и представители восточноафганских (пуштунских, или патанских) племен Северо-Западной Индии. Дурбар полностью одобрил заявление эмира [171] Амануллы о провозглашении полного суверенитета и независимости Афганистана и призвал афганский народ решительно отстаивать свою самостоятельность. Этот призыв был вполне своевременным, ибо британские империалисты не желали признавать законных стремлений Афганистана и готовились к новой войне против него. Они хотели вооруженной силой помешать Афганскому государству утвердить свою независимость. Не прошло и двух недель после получения в Кабуле «дружественных заверений» вице-короля Индии, как на границах Афганистана была сосредоточена огромная армия. 3 мая 1919 г., воспользовавшись мелкими пограничными инцидентами, которые обычно оставались незамеченными высшими властями, колонизаторы спровоцировали новую войну против Афганистана. Они учитывали при этом огромное превосходство английских войск перед афганскими как в количественном отношении (340 тыс. человек против 60 тыс.){329}, так и в технике: вооруженным винтовками афганцам, располагавшим очень слабой артиллерией, противостояла армия, оснащенная новейшей техникой пулеметами, мощной артиллерией, броневиками и авиацией.
Британские экспансионисты, как и раньше, не учитывали, однако, морально-политических факторов: несокрушимого стремления афганского народа к независимости, поддержки братских восточноафганских племен Северо-Западной пограничной провинции и «полосы независимых племен» и др.
Общая политическая обстановка складывалась благоприятно для успеха борьбы Афганистана за независимость. Особенное значение имел провал иностранной интервенции против Советского государства, в частности, полный крах потерпела интервенция в Средней Азии, на границах Афганистана, где основной ударной силой международной реакции выступали британские империалисты. В мае 1919 г. начался разгром английских интервенционистских войск в Закаспии.
В этом же 1919 г. под влиянием освободительных идей Октября народы Индии выступили на открытую [172] борьбу против колонизаторов. Антиимпериалистическое движение приобретало здесь все более широкий характер. Попытки британского правительства подавить его вооруженной силой вызвали дальнейший рост возмущения в этой стране. В апреле 1919 г. английские войска под командованием генерала Дайера устроили дикое побоище в городе Амритсаре (Пенджаб), расстреляв мирный митинг на пустыре Джалианвала Баг. Несколько сот человек было убито, до двух тысяч ранено. Амрит-сарский расстрел не оправдал надежд колонизаторов. В ответ на это кровавое злодеяние в Пенджабе началось массовое восстание. Наряду с пролетариатом и крестьянством в нем приняли активное участие наиболее решительно настроенные представители индийской интеллигенции и мелкой буржуазии.
Военные действия против Афганистана были развернуты Англией на нескольких фронтах: Северном, или Хайберском, Центральном (Вазиристан, долины Курама и Точи), Южном (Белуджистан, район Чамана) и в районе Зхоба (между Центральным и Южным фронтами). Британское правительство срочно предприняло переброску на северо-запад Индии кадровых войск, участвовавших в сражениях в Месопотамии{330}. Английское командование, учитывая опыт борьбы против афганского народа, подчеркивало, что «реальная военная сила Афганистана основывается больше на вооруженном народе, чем на регулярных войсках»{331}.
В официальном отчете британских властей об этой войне приводится немало данных о неподготовленности к «ей Афганистана, об отсутствии у этой страны налаженного транспорта и крайней ограниченности производства вооружения и боеприпасов. Тем не менее некоторые английские авторы и официальные источники, искажая смысл происшедших событий и стараясь оправдать новое проявление империалистической агрессии Англии, писали, что война была вызвана «афганским вторжением в Индию» и стремлением эмира Амануллы «вернуть земли Ахмад-шаха»{332}. [173]
Составители английского официального отчета об этой войне, признавая все же, что предыдущие кампании Англии против Афганистана были «обдуманно агрессивными, проведенными во время, выбранное нами самими», утверждали, что в третьей афганской войне афганцы были агрессорами. Они выдвигали смехотворный довод, будто война была начата эмиром, чтобы отвлечь внимание «от сомнительных методов, при помощи которых он овладел троном»{333}.
Британский диверсант лейтенант Блэккер, который в 1918 г. вел подрывную работу в Советском Туркестане, безапелляционно заявлял в своих мемуарах: «Нет необходимости указывать, что это Советы организовали (!) третью афганскую войну»{334}.
Подобными демагогическими утверждениями колонизаторы намеревались затушевать подлинную суть дела. А она заключалась вовсе не в том, что империалисты «опасались» планов похода на Индию, которые «могли» зародиться у афганского эмира. Отсталость Афганистана в экономическом и военном отношении в рассматриваемый период едва ли нуждается в доказательствах, и попытки апологетов английской колониальной политики «доказать», что афганское правительство желало «отнять Индию», рассчитаны на глупцов.
Сущность вопроса заключается в стремлении английских империалистов любым путем заставить афганское правительство и афганский народ отказаться от борьбы за независимость.
Третья «кампания» британских империалистов против Афганистана ничем не отличалась от предшествующих. Она была спровоцирована колонизаторами, которые стремились укрепить и расширить свое господство над афганским народом, подавить его стремление к свободе.
Колонизаторы намеревались провести непродолжительную карательную экспедицию, чтобы «наказать» страну, осмелившуюся выступить против британского владычества. Однако триумфального победного марша английских войск снова не получилось, как не получалось [174] его и во время предшествующих нападений на Афганистан.
Третья англо-афганская война была самой короткой: она продолжалась всего пятьдесят дней. В ее начальной стадии основные бои происходили на Центральном и Южном фронтах. Афганскими войсками в районе Хайберского прохода руководил главнокомандующий Салех Мухаммед-хан. Это был безынициативный военачальник, который не смог оказать должного отпора интервентам. Используя свое подавляющее численное и техническое превосходство, англичане оттеснили разрозненные афганские части и заняли узкую полосу пограничной территории, а также город Дакку.
Однако с первого же дня войны ряды афганских войск стали пополняться за счет народного ополчения. Объединенные отряды предпринимали непрерывные нападения на позиции агрессоров и серьезно замедлили их продвижение.
В конце мая племена афридиев и оракзаев, занимавшие Хайберский округ, подняли восстание против колонизаторов. Вооруженная борьба афганских племен сковывала силы империалистов на этом участке и мешала проведению ими перегруппировки войск для дальнейшего наступления.
Среди английских воинских частей, навербованных империалистами в афганских районах Северо-Западной Индии, началось брожение. Так называемые хайберские стрелки стали покидать ряды английской армии и переходить на сторону Афганистана, в связи с чем их отряды были разоружены и распущены британским командованием{335}.
Тем не менее положение на Хайберском фронте, через который проходила кратчайшая дорога на Кабул, представляло серьезную угрозу для Афганистана.
Значительно лучше развивались для Афганистана события на Центральном фронте, в Хосте, где действовал генерал Мухаммед Надир-хан. Афганские войска, сосредоточенные в районе Матуна, не только отбили атаки английских войск, но и продвинулись в Курам-скую и Точийскую долины. Появление здесь афганских отрядов послужило сигналом к всеобщему выступлению [175] афридиев и вазиров{336}. Созданная англичанами в свое время «милиция» из членов этих племен перебила своих офицеров и повернула оружие против колонизаторов. Партизанские отряды нападали на английские гарнизоны, портили железнодорожное полотно и уничтожали телеграфные линии{337}.
Афганцы заняли на этом фронте селения Спинвам и Шева, создав угрозу форту Тал и важному административному центру и узлу дорог Банну. Британские власти были вынуждены эвакуировать военный пост Гумал{338}. В это же время восставшие вазиры захватили укрепленные пункты Вана и Точи, уничтожив почти весь их гарнизон, и завладели находившимися здесь крупными запасами оружия и боеприпасов{339}. Разгромленные в этом районе остатки английских войск отступили к форту Сандеману, но были вынуждены покинуть и его, очистив долину рек Гумал и Зхоб.
Британское командование срочно перебросило сюда новые силы, пытаясь стабилизировать линию фронта. Оно вернуло форт Сандеман, но афганцы снова осадили его. Тем временем 26 мая 1919 г. Мухаммед Надир-хан с боем овладел укрепленным фортом Тал.
На Южном фронте борьба шла с переменным успехом. Афганские войска отбили здесь все попытки английских империалистов продвинуться в направлении Кандагара.
Для того чтобы отвлечь внимание афганцев от Вази-ристана, где они добились определенных успехов, английские военные власти планировали направить в район Герата свою армию из Северного Ирана и захваченных ими местностей Советской Туркмении. Однако эта операция не удалась, поскольку Красная Армия в Туркмении перешла в решительное наступление, освободила от интервентов Байрам-Али (20 мая), а через три дня Мерв.
В Северо-Западной Индии ширилось повстанческое движение патанов. Вслед за населением Вазиристана на активную борьбу против империалистов выступили [176] другие племена Северо-Западной пограничной провинции и «полосы независимых племен». На коммуникационные линии англичан производились непрерывные нападения, и они были вынуждены рассредоточить свои войска по всей территории Пуштунистана.
Вместе с тем агрессоры накапливали силы на кабульском направлении, планируя нанести удар по афганской столице.
Однако общая международная обстановка, определявшаяся в первую очередь созданием Советского государства, оказывавшего бескорыстную помощь всем народам, борющимся за свободу, изменилась не в пользу колонизаторов.
В этих условиях британские правящие круги начинали постепенно понимать бесперспективность своих попыток вооруженным путем вернуть Афганистан в состояние полуколониальной зависимости и решили применить дипломатическое давление. Поскольку афганское правительство еще 15 мая 1919 г. предложило начать переговоры о мире, английские власти отправили в Кабул своего представителя. Он прибыл туда 21 мая и выполнял роль не только дипломата, но и военно-политического разведчика.
Вместе с тем, чтобы подкрепить свои позиции во время переговоров, британское командование с 17 по 24 мая предприняло три воздушных налета на , Джелалабад. 23 мая 1919 г. оно организовало авиационную бомбардировку афганской столицы. Эта бомбардировка (одна из первых, которую колонизаторы предприняли в странах Востока) города, где не было почти никаких военных объектов, должна была оказать моральное воздействие на население и правительство Афганистана. Воодушевляя жителей столицы, Мухаммед Надир-хан писал, что «случай слабой воздушной бомбардировки Кабула и убийство нескольких лошадей бомбами в Арке (дворец эмира. Н. X.) не должны испугать короля и двор настолько, чтобы они просили о бесчестном мире»{340}. Несмотря на начавшиеся переговоры о перемирии, английские империалисты пытались вести наступательные операции [177] на фронте, чтобы предпринять нажим на афганское правительство.
В это время в Кабуле было получено ответное послание В. И. Ленина на письмо эмира. Оно гласило: «Получив первое послание от имени свободной самостоятельной афганской нации с приветом русскому народу и извещением о вступлении Вашего Величества на престол, спешим от имени рабоче-крестьянского правительства и всего русского народа принести ответный привет независимому афганскому народу, героически отстаивавшему свою свободу от иностранных поработителей...
Стремление афганского народа последовать русскому примеру, гласило далее послание В. И. Ленина, да будет лучшей гарантией крепости и независимости Афганского государства».
Сообщая о согласии Советского правительства на обмен дипломатическими представителями с Афганистаном, В. И. Ленин подчеркивал: «Установлением постоянных дипломатических сношений между двумя великими народами откроется широкая возможность взаимной помощи против всякого посягательства со стороны иностранных хищников на чужую свободу»{341}.
Дружественное послание вождя трудящихся Советской России имело большое морально-политическое значение для героического Афганистана, армии которого вели упорную борьбу с агрессорами. Между обеими государствами произошел обмен дипломатическими миссиями. Представители Советского Туркестана, прибыв в Кабул, официально, от имени всей Советской страны, предложили оказать афганскому народу военную помощь против империалистической экспансии{342}.
Эта позиция Советской России вынудила британских империалистов поторопиться с ведением переговоров. 8 августа 1919 г. соглашение о перемирии было, наконец, подписано. Оно было снабжено приложением, в котором британские империалисты признавали самостоятельность и независимость Афганистана. Колонизаторы, однако, добились сохранения «линии Дюранда» в качестве индо-афганской границы и заявили, что переговоры [178] типографский брак страница отсутствует [179]
тельном мирном договоре, начавшихся в апреле 1920 г., предъявили эмирскому правительству всевозможные провокационные требования и претензии. Они возлагали свои надежды не на мирное урегулирование отношений, а на заговоры и дворцовые перевороты. В июне 1920 г. афганские власти раскрыли возглавлявшийся Насрулой-ханом заговор против правительства и казнили его руководителей. После этого англичане сорвали дальнейшие переговоры в Кабуле.
Тем временем к середине сентября 1920 г. был выработан текст договора о дружбе между Афганистаном и Советской Россией, а через несколько месяцев, 28 февраля 1921 г., в Москве состоялось его подписание. Договор предусматривал полное равноправие сторон, невмешательство во внутренние дела друг друга и уважение их территориальных прав. Советская Россия обязывалась оказать материальную помощь Афганистану и предоставить ему возможность транзитных перевозок, что было особенно важно в связи с английской блокадой Афганистана.
Этот первый равноправный договор, заключенный Афганским государством с великой державой, имел исключительно большой международный резонанс и вынудил британских империалистов изменить свою тактику. Еще в январе 1921 г. английское правительство направило в Кабул своего чрезвычайного уполномоченного Генри Добса, пытавшегося сорвать заключение советско-афганского договора. Когда это не удалось, Добс предложил «подарить» Афганистану огромное количество вооружения и выплачивать эмиру ежегодно крупную «субсидию» при условии аннулирования этого договора и высылки из Кабула представителей Советской России{343}.
Наряду с этим, подчеркивая свое пренебрежительное отношение к Афганскому государству, министр иностранных дел Англии лорд Керзон отказался представить прибывшего в Лондон посланника эмира Афганистана королю Англии и принять адресованное ему самому письмо афганского министра иностранных дел. Он предложил направить эти документы вице-королю [160] Индии, обусловив официальный прием афганской миссии принятием предложений, сделанных Добсом а Кабуле.
Оскорбительные дискриминационные действия империалистов вызвали резкое возмущение афганского народа. Созванное 11 августа 1921 г. в Кабуле совещание политических деятелей с негодованием отклонило британские требования. Через два дня, 13 августа 1921 г., правительство Афганистана ратифицировало договор с РСФСР.
Британские колонизаторы были вынуждены примириться с политическим поражением, на которое они в иных международных условиях ответили бы новой агрессивной войной. Сейчас такая война могла лишь еще более ухудшить их позиции. Поэтому английское правительство волей-неволей взяло назад свои прежние требования. В октябре 1921 г. оно заключило окончательный мирный договор с правительством Афганистана и признало его полную самостоятельность. 22 ноября 1921 г. договор был ратифицирован в Кабуле.
Полная ликвидация британского господства вызвала бурное ликование афганского народа, выстрадавшего свою свободу годами упорной, напряженной и кровопролитной борьбы. В стране был введен специальный «Праздник Независимости», отмечающийся ежегодно о. большой торжественностью.
Советская журналистка Л. Рейснер, посетившая Афганистан с одной из первых советских дипломатических миссий, оставила красочное описание такого празднества. «Племя садится в круг, прямо на землю. Лучший певец, стоя в середине, поет стих, и барабанщик его сопровождает, точно гортанным смехом, тихой щекочущей дробью.
«Англичане отняли у нас землю, поет певец, но мы прогоним их и вернем свои поля и дома».
Все племя повторяет рефрен, а английский посол сидит на пышной трибуне, бледнеет и иронически аплодирует.
«Мы сотрем вас с лица земли, как корова слизывает траву, вы нас никогда не победите».
Тысячи глаз следят за англичанами: вокруг певцов стена молчаливых, злорадно улыбающихся слушателей. [182]
«К счастью, не все европейцы похожи на проклятых ференги, есть большевики, которые идут заодно с мусульманами».
И толпа смеется, рокочет, теснится к трибунам.
«Большевик», это они понимают. О большевиках поют песни и на окраине мира, на границах Индии. «Большевик» это звучит так гордо и сурово у певца, поднявшего над головой винтовку, английскую вин товку, снятую после боя с побежденного врага.
...И вот что самое главное. Танец племен не старинный обряд, не художественная традиция, а правда. Они танцуют то, что вчера было у Хайберского прохода, что завтра может повториться под стенами форта Макин.
Они танцуют не просто войну, но войну с Англией. Тени, падающие под мечом одинокого воина, это реальные, живые люди в белых шлемах и пыльном хаки, это ныне здравствующие мистер Хемфрис и сэр Добс, это убитый пятьдесят лет назад в Кабуле генерал Каваньяри, это они, и тысячи других, безымянных, безвести пропавших в джунглях и на перевалах, в песках Афганистана, Памира и Индии»{344}.
Длительная и упорная борьба афганского народа за свою свободу, за человеческое достоинство, против колонизаторов в конечном итоге увенчалась полным успехом. После того как по соседству с Афганистаном возникло социалистическое государство трудящихся, эта борьба получила новые перспективы. В изменившейся коренным образом международной обстановке афганский народ завоевал свою самостоятельность и независимость. [183]