Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава VI.

Выводы

1) Массовое использование мин потребовало большего количества кораблей для их постановок (табл. 55), к чему были подготовлены флоты не всех государств (табл. 56).

Таблица 55. Количество мин, поставленных надводными и подводными кораблями и самолетами в войну 1914–1918 гг.

Классы кораблей Количество поставленных мин В %
Надводные корабли 296 007 96,0
Подводные корабли 12650 4,0
Самолеты 70  —
Итого 308 727 100,0

Таблица 56. Число надводных заградителей, бывших в строю в 1914 г.

Государства Количество надводных заградителей
Россия 9
Англия 7
США 2
Франция 2
Италия 6
Германия 3
Итого 29 [174]

Увеличение числа заградителей за период войны происходило, славным образом, за счет оборудования под заградители старых военных кораблей (крейсеров) и торговых судов. Построенные Германией к концу 1917 г. два крейсера «Бремзе» и «Бруммер», приспособленные для минных постановок, фактически мало были использованы для этих целей.

Английским адмиралтейством был выработан проект 25–30-узлового заградителя, но осуществлен он не был. Равным образом в России в 1916–1917 гг. разрабатывался проект крейсера-заградителя.

В качестве надводных заградителей широко использовались торговые суда. Как показал опыт войны, последние должны удовлетворять соответствующим требованиям. В этом отношении особенно характерен пример Германии, которая, обладая большим торговым флотом, не смогла сделать такой выбор удовлетворительным. Из изложенного выше было видно, что привлеченные по мобилизации и переоборудованные под заградители торговые суда в большей части оказались для этого малопригодными.

Слабые стороны надводных заградителей заключались в ограниченных возможностях их оперативного использования, вследствие малой скорости и недостаточного артиллерийского вооружения.

2) Выполнение заграждений вблизи своих берегов в отношении корабельных средств особых затруднений не представляло при условии отсутствия помех со стороны противника.

3) Заблаговременное создание корабельных средств для активных заграждений заслуживало особого внимания, так как вспомогательные суда не всегда могли быть для этих целей использованы.

4) Одни подводные заградители не могли решить задачи активных постановок мин из-за больших потерь, которые они несли при этих операциях.

5) Крейсеры и эскадренные миноносцы могли успешно выполнять постановки активных и маневренных заграждений, но подобные операции отвлекли их от других задач, свойственных кораблям этих классов.

6) Сторожевые и торпедные катеры были использованы для постановки мин ограниченно, при решении специальных задач. [175]

Дальше