Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Предисловие

Германские морские офицеры в предвоенные дни не отдавали себе отчета в том влиянии, которое подводные лодки могут оказать на ведение морской войны, так как способность нового рода оружия предпринимать морские операции в большом удалении от своих баз без сопровождения надводных кораблей не была вполне оценена.

Точно так же британский флот смотрел на подводные лодки как на корабли, опасные для надводных сил, но обладающие ограниченным районом действия.

Когда начали поступать донесения о появлении германских подводных лодок вне Северного моря, то считали вероятным, что они снабжаются топливом из каких-либо плавучих или береговых источников вне отечественных баз.

Таким образом, возможности подводных лодок как наступательного оружия явились после начала войны некоторой неожиданностью для обеих воюющих сторон. Между тем существование этих кораблей оказало значительное влияние на морскую стратегию и тактику. Пока флот при его выходах в море не был обеспечен достаточной противолодочной охраной из эскадренных миноносцев, он подвергался серьезному риску атак подводных лодок. Только во второй половине 1915 г. число эскадренных миноносцев, приданных Гранд Флиту{1}, оказалось достаточным для соответствующего охранения линейного флота, а противолодочная охрана для крейсеров не смогла быть обеспечена до конца 1916 г.

Независимо от этого, величайшие заботы и тягчайший ущерб причиняли союзникам опустошения, производившиеся германскими подводными лодками в рядах торгового флота, особенно в течение периода, известного под названием «беспощадной [4] подводной войны», когда они топили торговые суда торпедами тотчас по обнаружении и без предупреждения.

На страницах этой книги приводятся подробные сведения относительно германских подводных лодок, особенностей их конструкции, числа и дислокации, времени их вступления в строй, гибели и во многих случаях постигшей их судьбы. Приведены также данные о потерях, понесенных британским военным и торговым флотом как от атак подводных лодок, так и от мин заграждения, поставленных подводными лодками.

Весьма полно и обстоятельно описываются методы, при помощи которых была окончательно преодолена подводная опасность, и это составляет, несомненно, не менее интересную часть книги. Описана неизмеримо ценная работа, произведенная в этом отношении отделом противолодочной борьбы адмиралтейства, а также усиленное развертывание атак глубинными бомбами, без которых система конвоев не могла бы иметь достигнутого ею успеха.

Трудности, имевшие место при проведении конвоев, получили хорошее освещение на страницах этой книги. Упоминается тот факт, что даже в конце сентября 1917 г. мы все еще нуждались в 41 крейсере и в 55 эскадренных миноносцах или сторожевых кораблях (sloops) для завершения системы конвоев в Атлантическом океане и в 74 сопровождающих кораблях (эскадренных миноносцах, сторожевых кораблях и тральщиках) для проведения системы конвоев в Средиземном море.

Это служит очень ясным показателем трудностей, с которыми мы имели дело в течение 1917 г., и только прекрасная работа британского флота, с неоценимой помощью приданных ему мелких судов, укомплектованных рыбаками, офицерами и матросами резерва королевского флота (R. N. V. R), и самоотверженная храбрость офицеров и команд нашего торгового флота, не смущавшихся никакими опасностями, помогли нам преодолеть трудности периода, в течение которого разрабатывались и созревали наши противолодочные мероприятия.

Память об этих днях должна служить нам напоминанием о той судьбе, которая неизменно постигнет Империю, если мы когда-нибудь забудем о нашей зависимости от безопасности наших морских сообщений.

Адмирал Джеллико [5]

Дальше