Примечания
{1} Grand Fleet — название главных сил английского флота в водах метрополии во время войны 1914—1918 гг., употребляемое в военно-морской литературе в качестве собственного имени. —
Ред.
{2}В начале войны германские подводные силы были разделены на 2 флотилии.
{3}«Pathfinder» в переводе на русский язык означает «Следопыт». —
Ред. (Более подходящий перевод — «первопроходец». —
OCR ).
{4}После войны Шпис издал свои мемуары «Sechs Jahre unter Wasser»; русский перевод книги называется «Шесть лет под водой». —
Ред.
{5}Бывший лайнер линии Аллана
«Hibernian».
{6}Увеличившуюся активность подводных лодок показывает число соприкосновений с ними, о которых было донесено в течение октября.
{7}Рыбачьи суда, производящие лов плавными сетями. —
Ред.
{8}Корбетт. Ю. Операции английского флота в мировую войну. Т. II, с. 146
(Corbett. J. Naval operations. V. II, p. 132).
{9}Brassey's
Naval Annual, 1919, с. 131.
{11}Адмирал принц Луи Баттенбергский (позднее маркиз Милфорд Хейвен).
{12}«До начала войны в 1914 г. в германском флоте не делалось никаких приготовлений к использованию подводных лодок против неприятельской торговли. Германское морское командование не разрабатывало план операций, согласно которому должна была бы подвергнуться нападению морская торговля его противника— Англии, и, следовательно, не подготовилось к использованию оружия, которое было бы очень действенным для удара по жизненному нерву островной империи».
Spindler. The value of submarine, in Warfare (Контрадмирал Шпиндлер. Значение подводных лодок в морской войне). United States Naval Institute Proceedings, май 1926 г., с. 837.
{13}Gayer. United States Naval Institute Proceedings, апрель 1927 г, с 622.
{14}Scheer. Deutshlands Hochseeflotte im Weltkriege
(Шеер, Флот открытого моря), с. 224.
{15}Там же, с. 222. Выдержки из записки, поданной командованием флота начальнику Морского генерального штаба адмиралу фон Полю в ноябре 1914 г.
{16}Лондонская декларация не была официально ратифицирована британским правительством и поэтому не имела силы для Англии. Освобождая от конфискации частную собственность на море, декларация объявляла незаконным захват на море предметов снабжения противника и сделала бы почти невозможной эффективную блокаду.
{17}Лондонская декларация предлагала освобождение от захвата неприятельского тоннажа, в случае его перерегистрации в собственность нейтрального судовладельца. Это нововведение встретило решительные возражения британских военных и коммерческих кругов, противоречившие политическим и юридическим взглядам. Подобные передачи не были признаны Францией, Германией и Россией, хотя Британия и Америка допускали законность акта, если передача происходила bona fide.
{18}Например, Шпис сделал много удачных походов на
U-19 . После перевода на большую новейшую лодку
U-52 он потерпел наудачу. Он вернулся на
U-19, где продолжал успешно действовать, пока лодка не износилась окончательно и не вышла из строя.
{19}UВ-12 впоследствии была переделана в минный заградитель, несущий 8 мин.
{20}Официальная Белая книга «Naval Losses» («Потери флота») (1919 г.) приписала эти потери нападению подводной лодки. Позднейшие данные свидетельствуют о том, что они были вызваны минами, возможно, поставленными лодкой
UC-11.
{21}Впоследствии этот парусник стал капером
«Seeadler», закончившим свою карьеру в Тихом океане.
{22}Балтийская (Курляндская) флотилия была непосредственно подчинена командующему Балтийскими морскими силами (принцу Генриху Прусскому), а не командующему Флотом открытого моря или командующему подводными лодками.
{23}Знаменитая лодка Веддигена
U-9 была одной из этой флотилии и под командованием Шписа базировалась в Либаве. Ее задача заключалась главным образом в охоте за неприятельскими подводными лодками, в выполнении разведывательных крейсерств и в дозорной службе у Рижского залива. Она была превращена в
надводный минный заградитель и ставила мины в Финском заливе.
{24}«Encyclopedia Britannica» (статья кап. А С. Dewar)
{25}Гидрографическое управление в Лондоне. —
Ред.
{26}После спасения британской лодки
Н-6 у Схирмонникоога (Schirmonnikoog) и интернирования ее в Ньеведип (Nieuwediep) голландское правительство заявило о своем желании иметь обе подводные лодки. Британское и германское командования согласились на это предложение. Малый германский заградитель стал единицей нидерландского флота под названием
М-1.
{27}Флотилия Северного моря:
U-19, U-20, U-22, U-24, U-28, U-32, U-38, U-43, U-44, UC-10.
{28}Фландрская флотилия:
UB-2, UB-5, UB-6, UB-10, UB-12, UB-13, UB-16, UB-17; UC-1, UC-3, UC-5, UC-6, UC-7, UC-9, UC-11.
{29}Адриатическая флотилия:
U-21, U-33, U-34, U-35, U-39 ;
UB-1, UB-15, UC-12, UC-14.
{30}Константинопольская флотилия:
UB-7, UB-8, UB-14; UC-13, UC-15.
{31}Как итальянская
«Balilla» она была потоплена торпедой с австрийского миноносца № 66 в 10 милях к северу от Лиссы 14 июля 1916 г
{32}U-5, U-6, U-7, U-8, U-11, U-12, U-13, U-14, U-15, U-18, U-23, U-26, U-27, U-29, U-31, U-36, U-37, U-40, U-41; UB-4; UC-2, UC-9, UC-13. Интернированная
UC-8 не включена в этот список.
{33}Они были начаты постройкой в 1913 г. для австро-венгерского флота, в германском флоте они получили номера
U-66—U-70 германской серии.
{34}Первоначально австро-венгерские лодки официально обозначались только римскими цифрами без приставки буквы «U». Во время войны (точная дата неизвестна) была принята приставка «U», а римские цифры заменены арабскими. Могла возникнуть путаница, если бы австрийские лодки назывались по германской системе. Например, упоминание об
U-20 оставляло бы у читателя сомнение, упоминается австрийская
U-20 или германская. Поэтому во избежание недоразумений здесь приняты первоначальные обозначения австро-венгерских лодок одними римскими цифрами.
{35}Впоследствии германская лодка
UB-8 была передана Болгарии.
{36}Британский отчет (1919 г.) указывает, что она погибла у Фландрии 24 апреля 1916 г., что неверно.
{37}Корбетт Ю. Операции английского флота в мировую войну. Т. III, с. 34.
{38}Дата точно не установлена. В разных источниках указываются 9 и 11 августа. Но отчет, специально составленный Военным архивом в Вене, датирует гибель подводной лодки 8-м числом.
{39}Отчет Военного архива (Вена, 1930) датирует гибель
III 13 августа. «Patrouille a la mer» (написанный одним из офицеров
«Bisson») подтверждает эту дату.
{40}Австро-венгерские лодки базировались главным образом в Поле и заливе Каттаро, но пользовались также Триестом и Себенико.
{41}Итальянцы отвечали за Адриатику, западное побережье Италии и воды вдоль берегов Триполи, французы контролировали западную часть Средиземного моря, побережье Туниса, Ионическое море и Сирийское побережье, британским силам был отведен район к востоку от Гибралтара, Эгейское море и средняя часть Средиземного моря в восточном направлении до Порт-Саида.
{42}Scheer. Deutschlands Hochseeflotte im Weltkriege
(Шеер. Флот открытого моря), с. 246.
{43}U. S. N. L Proceedings, апрель 1926, с. 637.
{44}Scheer. Deutschlands Hochseeflotte im Weltkriege
(Шеер. Флот открытого моря), с. 110.
{45}28 января при столкновении погиб миноносец №
13.
{46}Scheer. Deutschlands Hochseeflotte im Weltkriege
(Шеер. Флот открытого моря), с. 240.
{47}Он был заменен адмирал фон Капелле.
{48}Scheer. Deutschlands Hochseeflotte im Weltknege
(Шеер. Флот открытого моря), с. 242.
{49}Установление гибели лодки вызвало большие разногласия. Британский отчет (1919 г.) показывает:
UB-13 погибла в марте 1916 г., место и дата неизвестны;
UB-3 погибла в Северном море 24 апреля 1916 г. Германские отчеты указывают, что лодкой, потопленной 24 апреля 1916 г., была
UB-13. Германская версия правильна.
UB-3 была
средиземноморской лодкой и пропала в походе на Константинополь почти за год до изложенных здесь событий.
{50}Летом 1917 г. барраж был вновь поставлен при подготовке к большому десанту на побережье Бельгии — проекту, не осуществленному ввиду того, что армии не удалось отнять у немцев Пасхендаль.
{51}Вот три германские версии:
а) «Ташенбух дер Кригсфлоттен» (1922) считает U-10 погибшей в Балтике (вероятно, на мине) в июне 1915 г.;
б) Гайер говорит, что U-10 была послана в мае 1916 г. на позицию к северо- западу от Готска Сандэ в Балтике и не возвратилась;
в) Михельсен утверждает, что U-10 погибла в Балтике в июне 1916 г., вероятно, коснувшись мины.
«Ташенбух» указывает дату гибели примерно на 11 месяцев раньше постановки барража у побережья Бельгии; объяснение Гайера фиксирует ее в месяц постановки; Михельсен относит потерю на месяц, следовавший за постановкой барража. Британские отчеты на основании данных, приведенных выше в тексте, указывали, что U-10 подорвалась в течение мая 1916 г. на мине в 25 милях на NW от Зеебрюгге. Осенью 1915 г. более старые лодки с моторами Кертинга для тяжелого горючего были сняты со службы в Северном море. U-10 была одной из этих лодок и (по Гайеру) в сентябре 1915 г. находилась в составе Балтийской (Курляндской) флотилии. Крайне сомнительно, чтобы весной 1916 г. U-10 была в числе лодок, базировавшихся на Зеебрюгге. Все достойные доверия данные говорят, что она погибла по неизвестной причине в Балтийском море в мае 1916 г.
{52}Две подводные флотилии, находившиеся в строю в начале войны, позднее были развернуты в 4 флотилии, организованные следующим образом:
командующий подводными лодками: капитан 3-го ранга Бауэр;
1-я флотилия, Брунсбюттелькоог (Brunsbüttelkoog) (командир Паске);
2-я флотилия, Вильгельмсхафен (командир Розенберг-Грушински);
3-я флотилия, Эмден (командир Гайер);
4-я флотилия, Эмден (командир Празе).
{53}Отчет адмиралтейства (Ютландский бой), с. 6 (подстрочное примечание), дает следующую диспозицию 30 мая:
13 подводных лодок у британских берегов:
у Скапа- Флоу U-43, U-44;
на пути к реке Тайн U-24;
у Киннерд- Хэд U-47 ;
у реки Хэмбер UB-21, UB-22 ;
U-24, U-32, U-51, U-63, U-66, U-70 у залива Форта;
U-67 к югу от Доггер-Банки;
UB-27 вернулась с повреждением 29-го;
U-46 вернулась от Терсхеллинга поврежденной 30 мая.
Следует отметить, что U-24 дважды значится в списке.
К упомянутому списку Шеер («Флот открытого моря», с; 139) прибавляет U-22, U-53 и U-46, но не указывает их расположения. U-64 находилась в реке Эмс до конца главной операции. Гайер (U-. S. N. I. Proceedings, апрель 1926 г, с. 643) не упоминает об U-51 и U-66 . К флотилии Флота открытого моря были присоединены несколько лодок UB и UC.
{54}По-видимому,
U-32 была подводной лодкой, атаковавшей легкий крейсер
«Galatea».
{55}Михельсен приводит дату 7-го.
{56}United States Naval Institute Proceedings, апрель 1926 г., с. 651 (статья Гайера).
{57}Михельсен пишет: «Таранена британским пароходом и потоплена командой 27.01.17».
{58}United States Naval Institute Proceedings, апрель, 1926 (статья Гайера), стр. 650.
{59}В свое время предполагали, что он пал жертвой торпедной атаки, и этот случай вызвал протест со стороны правительства Соединенных Штатов.
{60}Британские списки (1919 г.) указывают, что в этот день при обстоятельствах, описанных выше, была потоплена
UC-7. Впоследствии было установлено, что это была
UC-10.
{61}Неминуемый выход России из войны не учитывался, так как Людендорф заявил: «До нас не доходило никаких сведений, которые содержали бы сколько-нибудь надежные указания на разложение в русской армии».
{62}Фактически в апреле 1917 г. было уничтожено 849 000 тонн.
{63}О происхождении «неограниченной войны»: в конце 1915 г. германское морское министерство представило записку, защищавшую неограниченную войну. Чтобы убедить кайзера, имперского канцлера и министерство иностранных дел, были приведены статистические данные, касающиеся британского снабжения продовольствием, цен, морского страхования, фрахтов и т. д. В записке указывалось также, что состояние снабжения Германии продовольствием оправдывает принятие самых крайних мер для скорого заключения мира. Канцлер и министерство иностранных дел не соглашались. Они с недоверием отнеслись к цифрам и боялись неблагоприятного влияния неограниченной войны на нейтральные страны, вследствие этого морское министерство запросило мнение девяти выдающихся деловых людей, восемь из которых предсказали успех в течение 6 месяцев от даты начала, а девятый считал, что будет достаточно и 3 месяцев. Эта анкета, несомненно, сыграла значительную роль в решении, принятом в декабре 1916 г.
{64}Scheer. Die Hochseeflotte, с. 248.
{65}«United States Naval Institute Proceedings», апрель 1926, статья Гайера, с. 653.
{66}По немецким (
Г. Ларей. Операции германо-турецких морских сил в 1914—1918 гг.) и русским данным, эскадренный миноносец
«Лейтенант Пущин» не был подорван торпедой, а погиб на мине. —
Ред.
{67}Британские списки (1919 г.) приводят дату гибели 16 июля. «Альманах Уайгэйкера» (Whitaker) и «Морской ежегодник Брассея» («Brassey's Naval Annual»)
за 1919 г. приводят указанную в тексте дату.
{68}Их нумерация:
UB-42 — UB-47; из них
UB-43 и
UB-47 были переданы Австро
- Венгрии в мае 1917 г. после службы под германским флагом.
{69}По данным «Кригсархива» (Вена, 1930), лодка
XVI погибла 17 октября 1916 г. от таранного удара итальянского корабля. По этой версии, другая дата и другая причина гибели.
{70}Австро-венгерскую подводную лодку
XX долго считали уничтоженной в этот день и при вышеописанных обстоятельствах. В действительности она уцелела после случая в Отрантском проливе, но дата ее гибели еще окончательно не установлена. Итальянцы утверждают, что их лодка
F-12 утопила австро-венгерскую
XX 4 июля 1918 г. Отчет «Кригсархива» говорит, что
XX (под командованием старшего лейтенанта Людвига Мюллера) была потоплена итальянской подводной лодкой 1 мая 1918 г.
{71}Британский отчет указывает дату ее потери 16 декабря 1916 г. Лодка подорвалась на британском минном поле, поставленном вне Дарданелл после эвакуации.
{72}Это были 140 «боевых» лодок (war-front boats), и в их число не входили учебные.
{73}По данным Шеера, в Северном море — 57 лодок, во Фландрии — 38, в Адриатике — 31, в Балтике — 8.
{74}Лодки типа
U-117 —
U-136 были названы «универсальными», потому что на каждой из них были предусмотрены: мощное артиллерийское оружие, большой запас торпед, мины и оборудование для постановки мин. Таким образом, они были оборудованы для нападения на торговые суда всеми тремя способами.
{75}Михельсен и Гайер расходятся относительно времени заказа перечисленных здесь лодок.
{76}Большое увеличение выпуска глубинных бомб было достигнуто к концу 1917 и в 1918 г. Расширение и ускорение производства сыграло большую роль в отражении атак германских лодок на торговые суда. Некоторые статистические данные по этому вопросу приведены в конце приложения I.
{77}Вся операция подробно описана Ньюболтом в т. IV «Операции английского флота в мировую войну»
(Newbolt H. Naval operations. V. IV, p. 333—337).
{78}Следует заметить, что до конца войны 38 000 судов перевезли во Францию 30 миллионов тонн угля с потерей 0, 14 процентов. Однако Скандинавский конвой (старой системы) и «Французская линия подвоза угля» вряд ли представляли конвои в их типичной форме. В обоих случаях пути были короткими, переходы совершались главным образом по ночам, и самим торговым судам мало приходилось следить за сохранением своего места в строю. Хорошие результаты, достигнутые Скандинавским конвоем и на Французской угольной линии, объясняются скорее хорошей охраной путей, чем применением системы конвоев в собственном смысле слова.
{79}The Mine in the Great War (Мина в великой войне). Encyclopaedia Britannica (статья D. С. Dewar).
{80}Это судно-ловушка известно тем, что оно участвовало в уничтожении последней подводной лодки, потопленной за 2 дня до перемирия.
{81}Германские сведения см. в «Taschenbuch der Kriegsflotten», 1918, с. 69.
{82}«Security» («Безопасность»).
Nineteenth Century, апрель 1927 г-с. 467—468.
{83}Wilson H.W. Battleships in action («Линейные корабли в операциях»). Т. II, с. 226.
{84}Гверильи — испанские партизаны времен вторжения в Испанию войск Наполеона I. —
Ред.
{85}Jellicoe J. The Crisis of Naval War («Кризис морской войны»), с 111.
{86}Никто не требовал никаких гарантий, что не будет правомерных нападений на море на госпитальные транспорты. Поэтому эти суда имели право на общих основаниях со всеми торговыми судами воюющих держав получать оборонительное вооружение. Госпитальные транспорты не было разрешено окрашивать в цвета, установленные Гаагской конвенцией для госпитальных судов, они также не имели права выставлять ночью световые знаки или марки, показывающие, что это госпитальное судно в море. Госпитальные транспорты были на практике приравнены к обычным военным транспортам, нападения на которые допускались. Если госпитальный транспорт был
законно потоплен, неся на себе раненых, и раненые от этого страдали, ответственность падала на того, кто владел, зафрахтовал или распоряжался судном и использовал торговое судно для перевозки раненых. Поэтому никакого обвинения в нарушении Гаагской конвенции при таких обстоятельствах к противнику предъявлено быть не могло.
{87}Его донесение принесло плоды: впоследствии на Скандинавский конвой было сделано два мощных набега: один — легкими крейсерами, другой— эскадренными миноносцами.
{88}14 января 1917 г. из Сьерра
- Леоне в Соединенное Королевство вышел караван из 11 пароходов, конвоируемый вспомогательными крейсерами
«Almanzora» и
«Arlanza», и прибыл без потерь. Но этот конвой был сформирован не под влиянием угрозы подводного нападения, а во время рейда германского вспомогательного крейсера
«Мöwe».
{89}«The Merchant Navy». Т. III (статья Hurd), с. 212—228.
{90}Например, бой судна-ловушки
«Quickly» и замаскированного траулера
«Gunner» в июле 1915 г. В декабре 1916 г. австро-венгерская лодка
XX попала в сети и была забросана глубинными бомбами с британских дрифтеров, но после этого тяжелого испытания вернулась на свою базу.
{91}Scheer. Deutschlands Hochseeflotte im Weltkriege
(Шеер. Флот открытого моря), с. 281.
{92}Roll P. A. Submarine Tragedies
(Ролл П. А. Трагедии подводных лодок) (Riv. Marittima, ноябрь 1925 г.).
{93}После введения Британией системы конвоев немцы организовали специальный «тренировочный караван-цель» в Киле, состоявший из торговых судов с маскирующей окраской по британской системе. Он выходил в море под конвоем, строился и шел зигзагообразными курсами по британским правилам. Проходившие подготовку офицеры подводных лодок посылались в море для наблюдения за караваном и тренировки атак.
{94}Насколько возможно установить, гидрофоны впервые начали применяться в Средиземном море осенью 1917 г.
{95}В ночь на 24 июня французский эскадренный миноносец
«Capitaine Mehl» (в походе из Дюнкерка в Шербург) обстрелял на дистанции прямого выстрела подводную лодку, которую затем видели тонущей.
{96}Более известен как пароход компании «Канадиен Пасифик»
«Montezuma», который в 1915 г. был превращен в фальшивый линейный корабль
«Iron Duke».
{97}Lawell Thomas. Raiders of the Deep
(Лоуэл Томас. Корсары глубин), с. 235.
{98}Chattertan К. Q-Ships (Четтертон К. Суда-ловушки).
{99}Newbolt N. Submarine and Anti-Submarine
(Нъюболт Г. Подводные лодки и противолодочная борьба).
{100}Campbell Gordon. My Mystery-Ships
(Кембл Гордон. Мои таинственные корабли).
{101}Ранее известный как
«G. &. К».
{102}Михельсен пишет: «Сентябрь 1917. Английский канал, причина неизвестна».
{103}The Merchant Navy. Т. Ill, статья Херда, с. 270.
{104}Lowell Thomas . Raiders of the Deep, c. 217.
{105}Капитан Гуоткин-Уильямс рассказывает в своей книге «Under the Black Ensign» («Под черным флагом») хорошо известный эпизод, как тяжелый грузовик, сброшенный взрывом с палубы
«Olive Branch», упал на
U-28 и потопил ее.
{106}Jellicoe J. The Crisis of the Naval War
(Джеллико Д. Кризис морской войны), с. 92.
{107}Следует упомянуть, что 7 днями ранее британские легкие силы захватили 4 германских тральщика, работавших в этом районе.
{108}Sheer. Deutschlands Hochseeflotte im Weltkriege
(Шеер. Флот открытого моря в мировой войне), с. 290.
{109}Несколько дней спустя эти торпеды все же взорвались, когда
U-52 находилась в ремонте в одном из доков Кильской верфи. Она сразу же затонула, но ее носовая часть была достаточно поднята, чтобы позволить спасти уцелевших. После подъема лодка была отремонтирована и снова вступила в действие, но не под командованием Шписа: после этого несчастного случая он вернулся на свою старую лодку
U-19
{110}В начале сентября 1917 г. в Лондоне состоялась союзническая морская конференция. Она занималась главным образом мерами по отражению неприятельской подводной кампании. Ее дебаты могут быть в основном суммированы в следующих трех положениях: а) действия против неприятельских баз; б) предупредительные меры в районах действий неприятельских подводных лодок; в) защита торговли.
а) Действия против неприятельских баз (затопление судов для заграждения фарватеров) w установка заграждений. Джеллико выдвинул разработанный адмиралтейством план, предусматривавший затопление значительного числа устаревших военных кораблей для преграждения фарватера на подходах к базам германских подводных лодок в Северном море. Вследствие дороговизны морских фрахтов торговые суда не могли использоваться для этой цели, поэтому пришлось бы использовать старые военные корабли. Была представлена следующая таблица, показывающая классы и число кораблей, которые должны были быть предоставлены союзными и присоединившимися державами для затопления с целью преграждения фарватеров в Германской бухте.
|
Британия |
Франция |
Италия |
Япония |
США |
Всего |
Линейные корабли |
18 |
5 |
3 |
2 |
12 |
40 |
Крейсеры |
13 |
12 |
3 |
7 |
8 |
43 |
Адмиралтейство не настаивало на том, чтобы этот план был приведен в исполнение немедленно или в ближайшем будущем. Представителям союзников было предложено убедиться, согласны ли их правительства предоставить свои корабли для указанной цели. Обсуждались также наступательные операции против неприятельских баз в Адриатике.
Другими вопросами, которые подверглись обсуждению, были: постановка минного или сетевого заграждения в Гельголандской бухте (или расширение существовавших) в этом районе британских минных полей и создание минного заграждения поперек всего Северного моря. Джеллико указал, что придется преодолеть большие трудности: во-первых, сконструировать образец мины, соответствующий условиям Северного моря, и, во-вторых, наладить производство этого образца мин в должных количествах. Создание непрерывного заграждения поперек Северного моря от британских до скандинавских вод потребовало бы 100 000 мин, а британская промышленность не могла дать такого большого количества в довольно короткий срок (англо-американское северное заграждение, установленное годом позже, потребовало примерно 70 000 мин). Рассматривался также вопрос об отрантском барраже, особенно в связи с выделением достаточного числа эскадренных миноносцев для обеспечения линии дрифтеров.
б) Предупредительные мероприятия в районах действий неприятельских подводных лодок. Джеллико обратил внимание на тот факт, что союзные и нейтральные суда недавно подверглись в районе Азорских островов нападениям больших германских подводных лодок бывшего торгового типа «Deutschland». Было весьма правдоподобно, что и другие лодки той нее серии появятся в море и будут действовать против торговли в районах несуществующей опасной зоны. Поэтому необходимо было обсудить, какие предупредительные меры следует принять не только у Азорских островов, но и в других отдаленных районах для защиты от больших подводных лодок, действующих вдали от германских баз. Было решено принять некоторые предупредительные меры как на Азорских островах, так и в других районах для защиты от этой опасности, в частности предупредить суда и помешать организации снабжения подводных лодок. Обсуждались также операции неприятельских подводных лодок в северных русских водах.
в) Защита торговли. Конференция обсуждала этот вопрос в двух направлениях: 1) расширение действующей системы конвоев в Атлантическом океане и 2) организацию конвоев в Средиземном море. Был представлен доклад о действующем (частичном) способе конвоирования караванов в Атлантическом океане. Если бы решено было расширить эту систему настолько, чтобы защитить все судоходство в Атлантике, пришлось бы выделить дополнительные силы, состоящие из 41 крейсера и 55 эскадренных миноносцев (или шлюпов), — всего 96 кораблей. Были рассмотрены условия конвоирования караванов в Средиземном море с целью определить количество необходимых для эскортов сил. Была намечена сеть кратчайших маршрутов, причем оказалось, что для конвоирования караванов по этим маршрутам потребуется около 290 кораблей эскорта. В действительности в то время имелось для этой цели немного более 200 судов. Таким образом, для расширения системы конвоев в Атлантике и для введения ее в Средиземном море союзникам необходимо было найти около 170—180 кораблей для эскорта— от крейсеров до траулеров. Лишних кораблей не было, наоборот, во всех районах в них испытывали недостаток. Эти приблизительные цифры дают некоторое представление о трудностях, связанных с введением и использованием системы конвоев, которая, раз уж она была принята, должна была проводиться как следует. Массовый сбор торговых судов и отправка их в море без достаточной защиты просто означали бы предоставление противнику возможности массового истребления судов. Принципиально конференция одобрила расширение системы конвоев. Однако расчеты, касавшиеся конвоирования караванов в Средиземном море, были признаны только временными, поскольку разработкой всего вопроса о защите торговли в этом море занималась в это время Международная комиссия на Мальте.
Подробности, приведенные в этом примечании, заимствованы из главы IXVII книги: Schoultz G. With the British Battle Fleet (Шулъц Г. С британским линейным флотом). Шульц был одним из русских делегатов на этой конференции и приводит полный отчет о ее работе.
{111}В декабре 1921 г.
«Stonecrop» была присуждена награда за потопление
U-88.
{112}В последнее время он командовал
UB-47, пока эта лодка вместе с
UB-43 не была передана Австро-Венгрии.
{113}Шпис объясняет в своей книге, что британские подводные лодки имели обыкновение ожидать близ Удсире в надежде перехватить и потопить германские лодки (в этом районе
U-6 была поймана и потоплена английской
Е-16). Он принял
U-155 за большую британскую лодку, погрузился и приготовился к атаке. Но, заметив на корпусе предполагаемого врага некоторые незначительные особенности, свойственные германским лодкам, воздержался от атаки, всплыл на поверхность, дал опознавательные сигналы и получил удовлетворительный ответ. Шпис возвращался из крейсерства и не был предупрежден по радио о выходе
U-155, ее внешности, курсе и т. д. Это упущение (едва не имевшее роковых последствий) вытекало из раздельного управления подводными лодками.
U-19 принадлежала к Флоту открытого моря, тогда как
U-155 была подчинена морскому штабу в Берлине.
{114}Burroughs E. W. Submarine Sizes (United States Naval Institute Proceedings), декабрь 1927 г., с. 1294.
{115}На лодках
U-155—U-157 3, 4-дм орудий установлено не было.
{116}21 августа
«Virginian» был подорван торпедой при конвоировании каравана, но дошел до гавани.
{117}По справедливости вице-адмиралу Реджинальду Бэкону принадлежит слава и заслуга создания заграждения Фолкстон — Гри-Нэ, планов заблокирования Зеебрюгге — Остэнде и проработки всех деталей этих двух планов. Другие пожали жатву, которую он посеял. Ему не позволили сохранить командование в Дувре до того времени, пока его планы не будут полностью приведены в исполнение, притом без изменений в основных чертах.
{118}Jellicoe J. The Crisis of the Naval War
(Джеллико Д. Кризис морской войны, с. 215).
{119}Klaxon. The Story of Our Submarines
(Клаксон. История наших подводных лодок).
{121}По словам Гайера,
U-94 тоже села на эту мель, но благополучно снялась, прежде чем успела образоваться впадина.
U-48 повезло меньше.
{122}U-142 — самая большая подводная лодка, построенная немцами. К окончанию войны она только что закончила свои испытания и никогда не видела боевой службы. Германские исследователи не согласны между собой в том, была ее постройка технически закончена или нет. Некоторые списки включают ее в число подводных лодок, «законченных» к 11 ноября 1918 г., другие относят ее к лодкам, заканчивавшимся и не оконченным ко времени прекращения военных действий. (Из текста непонятно, к чему такая ссылка. —
OCR )
{123}Captain С. V. Usborne. Anti-Submarine Campaign in the Mediterranean 1916—1918
(Осборн. Противолодочная кампания в Средиземном море в 1916—1918 гг.).
{124}Вероятно,
U-32, U-52, U-64, U-65 .
{125}UС-20,
UC-22, UC-23, UC-24, UC-25, UC-34 и UС-35.
{126}UC-27, UC-37, UC-38, UC-52, UC-53, UC-54, UC-67, UC-73 и
UC-74.
{127}Scheer. Deutschlands Hochseeflotte im Weltkriege
(Шеер. Флот открытого моря), с. 260.
{128}UB-48, UB-49, UB-50, UB-51, UB-52, UB-53, UB-66, UB-67(?), UB-68, UB-69, UB-70, UB-71.
{129}В начале 1917 г.
UC-14 была разобрана на части и перевезена по суше во Фландрию. Она взорвалась на минах у Зеебрюгге в октябре 1917 г.
{131}С 20 февраля по 3 марта 7 оборонительно вооруженных пароходов были взорваны торпедами днем (без предупреждения).
{132}Во время ее гибели ею командовал старший лейтенант, (Linienschiffs leutenant) Фридрих Фендрих. Это единственная подробность, относящаяся к гибели
XXX, приведенная «Кригсархивом» (Вена). У союзников нет никаких сведений, объясняющих гибель лодки. Ее судьба до сего дня остается тайной и, возможно, останется таковой навсегда.
{133}Упомянутыми здесь мальтийскими якорными стоянками были Марса-Ширко (Marsa Scirco) и бухта Сент-Пол (St. Paul's Bay).«Journal of Royal United Service Institution», апрель 1924 г., статья Adm. Ballard (адмирала Бэлларда).
{134}Вскоре после этой атаки британские эскадренные миноносцы
«Minstrel» и
«Nemesis» были переданы «взаймы» Японии и занесены в списки японского флота под названием
«Sendan» и
«Kanran».
{135}30 июля 1916 г. итальянская подводная лодка
«Giacinto Pullino» выбросилась на берег около Куарнаро (Quarnaro) и попала в руки австрийцев. Сообщалось, что она была снята, отремонтирована и зачислена в списки австро-венгерского флота под номером
XVII] . Между тем отчет «Кригсархива» (Вена) не содержит никаких данных о
«Giacinto Pullino», ни как об австрийской подводной лодке
XVIII, ни как о лодке под каким-либо другим названием или номером. Быть может, итальянская лодка была настолько повреждена, что не могла быть отремонтирована для дальнейшей боевой слу;бы. В декабре 1915 г. Крупп передал верфи «Данубиус» Генца и К° в Фиуме лицензию и чертежи, необходимые для постройки двух больших лодок, которые должны были принадлежать к типу германских
U-66 —
U-70 . Эти две лодки так и не были построены; может быть, номера
XVIII и
XIX предназначались для них.
{136}Когда вошла в строй
ХLI, не установлено. Итальянский журнал «Rivista Marittima» указывает май 1917 г., но отчет «Кригсархива» (Вена) говорит, что XL7 была спущена на воду только в 1918 г.
{137}По Техелю, несколько подводных лодок германского типа «средних U» («Mitlel-U») (800—880 тонн) и типа
UB-III (510—530 тонн) строились для Австро-Венгрии в 1918 г. Дизели делались для них у Крупна. К тому времени, как Австро-Венгрия перестала быть воюющей стороной, ни
одна из этих лодок не была еще закончена.
{138}Как сообщается в книге Джеллико «The Crisis of the Naval War» («Кризис морской войны», с. 67), осенью 1917 г. на Мальте была устроена экспериментальная станция с гидрофонной школой. К югу от Отранто была построена гидрофонная станция, а к концу года в Галлиполи была учреждена гидрофонная школа. Капитан Осборн (Usborne) в докладе, прочитанном в Royal United Service Institution, говорит, что в июне 1917 г. он получил для Средиземного моря 12 установок гидрофонов направленного действия (directional hydrophones) и 30—40 установок гидрофонов типа «пластинок» (plate) или «мечевидных» (shark-fin), причем последний образец был новейшим в области акустических средств обнаружения. Различные суда были снабжены этими приборами, но гидрофоны были очень примитивными, и система обнаружения подводных лодок шумоулавливанием могла вводиться довольно медленно.
{139}Jellicoe. The Crisis of the Naval War, c. 61.
{140}United States Naval Institute Proceedings, апрель 1926 г., с. 630. Приводя эту цитату, авторы не имеют в виду, что барраж был недейственным, пока им ведали итальянцы, как утверждает Гайер.
{141}Превращенный в быстроходный воинский транспорт для службы на линии Итеа — Таранто.
{142}Michelsen. Der Unterseebootskrieg 1914—1918
(Михельсен. Подводная война 1914—1918 гг.), с. 49.
{143}Thomazi. La guerre navale dans 1'Adriatique
(Томази. Морская война в Адриатике), Париж, 1929.
{145}«Reminiscences of World War Convoy Work», United States Naval Institute Proceedings («Воспоминания о работе конвоев во время мировой войны»), май 1929 г., с. 388.
{146}Михельсен указывает «глубинной бомбой».
{147}«Anti-Submarine Campaign in the Mediterranean 1916—1918». Royal United Service Institution, апрель 1924 г
{148}Его не следует смешивать с французским крейсером с тем же наименованием, потопленным
U-21 8 февраля 1916 г. Эта гибель напоминает судьбу, угрожавшую однотипному с ним пароходу
«Amiral Ganteaume», одному из первых пароходов, атакованных подводной лодкой. Перед войной оба эти судна были известны в Англии как пароходы компании «Аллан»
«Hibernian» и
«Hungarian».
{149}Винтерхальдер отрицает утверждение адмирала Симса, будто были потоплены 2 лодки.
XXXI была найдена в Каттаро по окончании войны и там интернирована.
{150}United States Naval Institute Proceedings (письмо итальянского морского атташе при посольстве в Вашингтоне), июнь 1929 г.
{151}U-34, U-35, U-38, U-63, UB-49, UB-50, UB-51.UB-105, UB-128, UC-20, UC-22, UC-27, UC-52, UC-67 и
UC-73.
{152}Так как последний участок сети «де Кильяка» был поставлен 30 сентября, вся с таким трудом сооруженная система, видимо, не оказалась препятствием для подводных лодок.
{153}Карта 2. Следует отметить, например, что торговые суда, проходившие Средиземное море вдоль, с запада на восток, вынуждены были проходить из британской зоны во французскую, из французской в британскую, из британской во французскую и, наконец, опять в британскую. «Зонный» метод защиты торговли и нападений на подводные лодки явился результатом Парижской морской конференции (декабрь 1915 г.) и был отменен после совещания на Корфу (апрель 1917 г.).
{154}R. U. S. I. (апрель 1924 г.), статья Осборна.
{155}После заключения перемирия союзное морское командование донесло об обнаружении 13 неоконченных лодок, а именно:
а) с XXIV по XXVI — 3 лодки, достраивавшиеся в Фиуме;
б) с XXXIII по XXXIX — 5 лодок, достраивавшихся в Поле, и 2 -в Фиуме;
в) с XLIV по XLVT — 3 лодки, стоявшие незаконченными в Монфальконе.
Но и по более достоверным сведениям (составленным «Военным архивом» в Вене в августе 1930 г.) недостроенных лодок было только 11 под номерами от XLVIII до LI (от 48 до 51), LIII (53) и CI— CVI (101—106). Кроме того, было заказано 6 лодок под номерами от LIV до LIX (54—59), но в действительности их не начали строить.
В заключение этой истории австро-венгерских подводных лодок уместно заметить, что нижеследующие номера не были присвоены ни одной из достроенных подводных лодок: VII, VIII, IX, XIII, XVIII, XIX, XXIV, XXV, XXVI, с XXXIII до XXXIX, XLII, XLIV, XLV и XLVI. Возможно, некоторые из этих номеров были присвоены заказанным или заложенным лодкам, которые так и не были достроены. Сведений об австро-венгерских подводных лодках, уничтоженных на стапелях в Монфальконе при первом захвате этого порта итальянцами, не имеется. 12 подводных лодок, найденных в Поле, были захвачены итальянцами. 6 лодок из Каттаро были взяты французами и отбуксированы в Бизерту, но XXIX затонула по пути. В течение 12 месяцев после их передачи союзникам все остальные 17 лодок были разобраны или затоплены на глубоком месте. Поврежденная на минах лодка X, по-видимому, не была передана никому из союзников. Не пригодная к плаванию и не способная быть доставленной в какой- либо французский или итальянский порт, она, вероятно, была разобрана в каком-нибудь австро-венгерском порту (или затоплена вне его) под наблюдением союзников или же части ее корпуса могли пойти на ремонт однотипных лодок. Таким образом, возможно, что лодка X была частично или полностью разобрана самими австро-венгерскими властями.
{156}U. S. N. I. Proceedings, апрель 1926 г. (Гайер), с. 655.
{157}Британский отчет (1919 г.) приписывает гибель
U-93 мине в Английском канале в тот же день, что указан выше. Позднее было установлено, что она была уничтожена, как сказано в тексте. Германский «Taschenbuch der Kriegsflotten» (1922 г.) приписывает гибель
U-93 встрече с каким-то британским судном-ловушкой в Канале в 1918 г. Это указание неверно и является типичным примером неосведомленности немцев о судьбе многих своих подводных лодок.
{158}«Zubian» получился путем соединения неповрежденных кормовой и носовой половин двух пострадавших эскадренных миноносцев
«Nubian» и «Zulu». (OCR: я чуть поправил текст для лучшего понимания. В hardcopy было «…с «составного» эскадренного миноносца
«Zubian», что послужило оправданием необычного способа постройки этого корабля…»)
{159}Scheer. Deutschlands Hochseeflotte im Weltkriege
(Шеер. Флот открытого моря), с. 314.
{160}Во время возвращения
U-19 после ее случайного избавления имел место единственный доказанный случай, когда команда подводной лодки вступила на британскую землю. Шпис послал несколько человек команды на берег, на уединенный остров Сент-Килда (St. Kilda), чтобы подстрелить несколько овец.
{161}Newbolt. Submarine and Anti-Submarine
(Нъюболт. Подводные лодки и противолодочная борьба), с. 214.
{162}14 марта 1919 г.
UC-48 была затоплена своей командой перед тем, как должна была быть передана союзникам.
{163}Schultz. The British Assault on the German Bases at Zeebrugge and Ostend
(Шулъц. Британское нападение на германские базы в Зеебрюгге и Остенде). Составлено по документам морского архива, U. S. N. I. Proceedings, июнь 1929 г., с. 582.
{164}Chatterton. Auxiliary Patrol
(Чаттертон. Вспомогательный патруль), стр. 193.
{165}Статья Шульце в «Marine Rundschau»; дата не указана
{166}На
U-151, U-154 было установлено по 4 орудия (два — 150-мм и два — 88-мм). Ни одна из других германских подводных лодок, достроенных и выходивших в море в 1918 г., не была так сильно вооружена.
{167}Вследствие недостатка тоннажа суда-ловушки курсировали с настоящими грузами.
{168}Соединенные Штаты заказали 927 противоподводных единиц (279 эскадренных миноносцев, 448 истребителей подводных лодок, 112 судов типа «Eagle», 67 подводных лодок и 21 тральщик), но большинство из этих кораблей не было готово вовремя, чтобы принять участие в боевых операциях.
{169}После выхода России из войны в Германии надеялись, что много судостроительных рабочих будет освобождено от военной службы для ускорения постройки новых подводных лодок. Остальные войска, освободившиеся с Восточного фронта, могли быть использованы для разгрома Италии. Указывали, что столь решительная победа должна существенно поддержать подводную кампанию в Средиземном море, где уже был достигнут значительный успех в войне против морской торговли. Начальник подводного управления отстаивал эти предложения, но прочие морские и сухопутные власти оценивали их по-разному. Гинденбург и Людендорф уже решили предпринять большое наступление на Западном фронте ранней весной 1918 г. и отвергли все предложения об отвлечении живой силы с Восточного фронта на верфи. Позднее, в 1918 г., они с меньшей неохотой относились к подобным предложениям (
Гайер. U. S. N. I. Proceedings, апрель 1926 г., с. 656).
{170}Утром 15 ноября 6 британских легких крейсеров и 10 эскадренных миноносцев вышли из Форта навстречу
«Konigsberg». На этом крейсере шел адмирал Мейрер для согласования подробностей передачи Флота открытого моря под британскую охрану. Британское морское командование, конечно, указало германскому кораблю безопасный путь через Северное море.
«Konigsberg» был указан курс, который должен был привести его на встречу к 14 часам, но уже утром флагманский крейсер Мейрера
«Кардиф», находившийся с ним в радиосвязи, получил от него объяснение относительно изменения указанного им курса и того, как он в одном районе обошел германское минное поле, давно уже вытраленное нашими кораблями («The Triumph of the Royal Navy») («Триумф королевского флота», майор
Персиваль Гиббонc, R. M. L. I., с. 4).
{171}11 августа 1918 г. адмирал Шеер сдал командование Флотом открытого моря и сменил адмирала Хольцендорфа в должности начальника морского генерального штаба. Он передал командование адмиралу Хипперу. Статс-секретарь по морским делам адмирал Каппеле был замещен вице-адмиралом Ритгером фон Манн-Тихлером (бывшим начальником подводного управления).
{172}Chatterton. Auxiliary Patrol
(Чаттертон. Вспомогательный патруль), с. 265—209.
{173}В это время
«Olympic» командовал капитан Бертрам Хейз (Bertram Hayes). В своей книге «Hull Down» (с. 228—231) он дает полное описание тарана
U-103, и большинство фактов, приведенных выше, взято из его повествования.
{174}Lowell Thomas. The Raiders of the Deep (Лоуэл Томас. Корсары глубин), с 285.
{175}Тип
U-117—U-126, нормальный запас мин 34 + 2 мины в трубе-элеваторе + 6 мин в постановочных трубах = 42. Дополнительные мины, однажды погруженные, не были доступны для регулирования, а 6 мин в трубах для постановки были практически «мокрым
€ запасом» («wet-stowage»), используемым только на коротких походах. Число мин изменялось в зависимости от количества забираемых запасов. На трансатлантическом походе число мин было сокращено до 32—36 (Лейтенант комм. американского флота
Y. M. Qingler. U. S. N. I. Proceedings, август 1928 г.).
{176}Интересно отметить, что 4 июля 1813 г., во время британской блокады побережья Соединенных Штатов, когда обращалось особое внимание на небольшие суда с птицей, овцами и т. д., прорывавшая блокаду часть коннектикутских рыбаков снарядила смэк
«Yankee» для захвата английского военного шлюпа
«Eagle», В его трюме были спрятаны 40 хорошо вооруженных людей, а на палубе находились три рыбака, гусь, теленок и овца. По выходе из Нью
- Йорка судно было замечено и настигнуто
«Eagle». Оно было остановлено, и когда
«Eagle» подошел к борту, 40 человек выскочили, открыли огонь по англичанам, загнали их вниз и привели шлюп в Нью-Йорк. Это был прекрасный пример действий ловушки. Идею ловушки, конечно, можно найти в глубине истории — в Троянском коне (U. S. N. I. Proceedings, май 1928 г., с. 440).
{177}Михельсен приписывает потопление «замаскированному пароходу» (т. е. ловушке).
{178}Постановка Северного заграждения началась 8 июня 1918 г. К 26 октября заградители Соединенных Штатов поставили 56 571 мину, к 11 октября британские заградители поставили 13 546 мин. Американские мины были изготовлены наспех, и многие взрывались преждевременно.
{179}Jellicoe J. The Crisis of the Naval War
(Джеллико Д. Кризис морской войны), с. 95.
{180}Лоуэлл Томас. Корсары глубин.
{181}Типы дирижаблей — противолодочных разведчиков:
Тип SS: |
1 мотор в 75 л. с. Рено или Роллс-Ройс. |
Тип SSР |
1 мотор в 100 л. с. Грин, или в 110 л. с. Берлье, или в 75 л. с. Роллс-Ройс. |
Тип SSZ |
Тип SSE |
(опытный): 2 мотора по 75 л. с. Роллс-Ройс. |
Тип SST |
двухмоторный: 2 мотора по 75л. с. Роллс-Ройс или по 110 л. с. Берлье. |
{182} После войны, когда американские тральщики вытраливали 9-ю группу мин на западном конце Северного заграждения, трал
«Heron» и
«Sanderling» зацепился за корпус германской подводной лодки и лопнул. «По отчетам Адмиралтейства, корпус был признан принадлежащим
UB-127». «Траление минного заграждения Северного моря», капитан-лейтенант американского флота Ноэл Дэвис (Noel Davis) (National Geographic Magazine), Вашингтон, февраль 1920 г., с. 119.
{183}Имеются сведения, что одна германская подводная лодка услышала случайные взрывы мин Северного заграждения и, думая, что подверглась сильной атаке глубинными бомбами, всплыла на поверхность. Она немедленно была атакована британскими эскадренными миноносцами и потоплена. Жертвой этой ошибки могла быть лодка
UB-83.
{184}Scheer. Deutschlands Hochseeflotte im Weltkriege
(Шеер. Флот открытого моря), S. 328 и 334.
{185}Фактически в августе мировые потери снизились до 283 800 тонн.
{186}Но 125 лодок (или около того) строились, но еще не были спущены.
{187}Одно время существовало намерение присваивать подводным крейсерам имена известных погибших офицеров подводного плавания, например Веддигена, Швигера и т. д. От этого намерения отказались, и лодки были пронумерованы по установленной системе. Между тем большие подводные лодки часто упоминались как «лодки героев».
{188}Lowell Thomas. The Paiders of the Deep
(Лоуэлл Томас. Корсары глубин).
{189}Шпис. Шесть лет плавания на подводных лодках.
{190}В некоторых описаниях мятежа упоминается
Гельголанд.
{191}Были опасения, что революционеры предпримут репрессии против Шписа и его команды за участие, которое они приняли в подавлении восстания 31 октября. Шпису было разрешено искать убежища в каком-нибудь нейтральном порту, и он решил идти в Мемель на Балтике. Вскоре по выходе из Листер-Дипа он принял радиограмму с тревожным сообщением о появлении британских военных кораблей к северо-западу от Боркума. За этим предупреждением последовал приказ: «Британские эскадренные миноносцы прорвались в Бухту. Первой подводной флотилии прикрывать Эльбу, второй — Гельголанд, третьей — Ядэ, четвертой — Эмден». Шпис на
U-135 поспешил назад, чтобы занять указанную его флотилии позицию, но это оказалось ложной тревогой. Он получил приказ идти в Вильгельмсхафен и там передал
U-135 блокшиву — линейному кораблю
«Braunschweig», базе 3-й флотилии подводных лодок.
{192}UB-14, UB-42, UC-23, UC-37.
{193}Переданы Бельгии после сдачи Великобритании.
{194}U-124 не включена в этот список, так как ее местонахождение к 11 ноября не было известно. Она вошла в число находившихся в германских портах.
{195}Знаменитая
U-9 не была потребована для сдачи, но была приведена германскими моряками для получения походных денег. Она была превращена в надводный минный заградитель и, по-видимому, уже давно перестала быть подводной лодкой.
{196}Сюда не включена
UB-8, захваченная французами в Варне.
{197}Взято из отчета германского морского штаба 1922 г.
Число погибших офицеров распределяется следующим образом:
|
Действительной службы |
Запаса |
Всего |
Неспециалисты |
296 |
72 |
368 |
Механики |
130 |
14 |
144 |
Врачи |
2 |
— |
2 |
Торпедной специальности |
1 |
— |
1 |
Следующее перечисление по чинам содержит только 511 офицеров:
|
Действительной службы |
Резерва |
Капитанов 3 ранга |
2 |
— |
Капитан-лейтенантов |
73 |
— |
Лейтенантов |
160 |
12 |
Младших лейтенантов |
61 |
60 |
Капитан-лейтенантов (механиков) |
29 |
1 |
Лейтенантов (механиков) |
42 |
12 |
Стажеров лейтенантов |
14 |
1 |
Стажеров младших лейтенантов (механиков) |
39 |
— |
Адмирал Шпиндлер дает следующий отчет: «В Германии численность личного состава, потребного для укомплектования, починок, ремонта подводных лодок, постройки лодок взамен погибших и на верфях, достигала 113 000 человек. На германских подводных лодках, находившихся в плавании, было, по самому точному подсчету, всего около 13 000 человек. Из них 5087 были убиты» («The Value of the Submarine in Naval Warfare» («Значение подводной лодки в морской войне») U. & N. 1. Proceedings, май 1926 г., с. 841—842).
Из младших офицеров германского флота, убитых во время войны, около половины капитан-лейтенантов и около одной трети лейтенантов и младших лейтенантов погибли в подводной войне. По этой причине морскую войну в Германии часто называли «лейтенантской войной».
{198}Из 2099 потопленных британских судов 243 торговых судна, зафрахтованных или зарегистрированных адмиралтейством, дублированы в официальном обзоре «Navy Losses» («Потери военного флота»).
{199}«Итальянский военный флот в мировую войну 1915—1918 гг.» — издано начальником штаба королевского итальянского флота (исторический отдел). Рим, 1927.
{200}Эти суда включены также в списки и итоги официального обзора «Merchant Shipping (Losses)»(«Торговые суда») (Потери).
{201}Не включены конвои, прошедшие 5 октября 1918 г.
{202}В действительности вычисление дает 0, 505%. —
Ред.
{203}Технические данные, использованные в этом историческом обзоре, частично взяты из книги Dr.
Techel H. Der Bau von Unterseebooten auf der Germaniawerft (Д-р
Техелъ. Постройка подводных лодок на верфи «Германия»). Berlin. 1923.
{204}Lauboeuf et Stroh. Sous-marins, torpilles et mines (Paris, 1923), c. 75.
{205}Engineer (London), апрель 13, 1923.
{206}Memoirs. Т. I, с. 138.
{207}Следует упомянуть, что нет достаточных доказательств, подтверждающих сообщения, помещенные в морских ежегодниках о том, что в 1890—1899 гг. в Киле для германского флота были построены подводные лодки типа Норденфельта.
{208}Американец Элстит (Alstitte) заявил, что он первый предложил эту комбинацию двигателей для движения подводных лодок. Об Элстите известно мало: некоторые книги, касающиеся истории подводного плавания, о нем просто не упоминали. Он был человеком, указавшим удачное решение проблемы движения после «баллонов с паром» («bottled stean»), «химических котлов» («chemical boilers»), сжатого воздуха, электричества, топчаков (treadmills), ручного вращения, часовой пружины и прочих испробованных, но признанных бесполезными, фантазий.
{209}Когда была заложена
U-1, точно неизвестно: возможно, это произошло в тот день, который обычно указывается как дата ее спуска — 30 августа 1905 г. Другая версия гласит, что она была заказана 3 декабря 1904 г. и заложена в феврале 1905 г.
{210}С 1914 по 1918 г.— капитан (подводного плавания), Фландрские морские силы.
{211}Она имела радиус действия в надводном положении 1000 миль, но только в номинальных расчетах.
{212}«Navy League Annual», 1911—1912, с. 76.
{213}В октябре 1911 г. Веддиген пытался вывести
U-9, одну из 500-тонных лодок типа 1906 —1907 гг., к западу от Оркнейских островов. Выйдя в Атлантический океан,
U-9 имела настолько сильную килевую и бортовую качку, что попытка была оставлена.
Spiess. Secha Jahre unter Wasser
(Шпис. Шесть лет крейсерства на подводной лодке).
{214}UC-8 приобретена Голландией;
UC-48 затоплена в Ферроле.
{215}Включая 3 лодки U, 7 UB и 9 UC, законченных для сдачи после 11.11.1918 г.
{216}Исключая
U-42 (которая никогда не была германским военным кораблем).
{217}Эти лодки, видимо, одно время считались «крейсерами». Гайер упоминает о них как о быстроходном 1200-тонном типе. В данное время для них принято определение Михельсена «улучшенный тип среднего размера».
{218}Об этой лодке ничего неизвестна Михельсен просто упоминает о ней в своей «Таблице построек подводных лодок мирного и военного времени», как указано выше. Ни он, ни кто-либо другой из германских авторитетов не дает никаких технических деталей о
К-44. Здесь может быть пояснено, что UA — бывшая норвежская подводная лодка, проект UB был разработан для прибрежной и малой океанской лодки, проект UC — малого подводного заградителя, проект UD, вероятно, был экспериментальным крейсерским типом, временно нумерованным
К-44. Проект UF был улучшенным большим подводным заградителем типа»
U-117—U-126. Проект UF был однокорпусной лодки нового типа.
{219}Это итог Михельсена, но в действительности в свою таблицу он включает только 809 лодок. Остальные 2 лодки, вероятно, старые
U-1 и
U-2, которые он забыл включить как в категорию «лодок с двигателями тяжелого горючего», так и в общий итог.
{220}Шюрер указывает, что 15 этих лодок были заказаны в октябре 1914 г., а остальные 2 — в ноябре 1914 г.
{221}Гайер указывает
U-63—U-65 среди лодок, заказанных в августе и сентябре 1914 г.
{222}Scheer. Deutschlands Hochseeflotte im Weltkriege
(Шеер. Флот открытого моря), с. 335.
{223}Jellicoe. The crisis of Naval
War (Джеллико. Кризис морской войны), с. 48.
{224}Михельсен говорит, что в октябре 1918 г. ежемесячный выпуск составлял 13 лодок в месяц (см. приложение В), но надеялись, что впоследствии выпуск будет усилен: к апрелю 1919 г. — 22 лодки в месяц, к августу — 33, к декабрю — 37 в месяц. В первые месяцы 1920 г. выпуск должен был равняться 33 в месяц.
{225}Морские силы Средиземного моря.
{226}Поворотные аппараты (Schwenkbar)
{227}Для перезарядки батареи
{228}В немецком тексте называется «Abgangsrohr», что буквально означает «выходная труба». Вероятно, «Abgangsrohr» есть подобие «carcasse», использованного на французских подводных лодках, т. е. трубообразная рама (carcasse ordinaire), или легкая труба, снабженная клапаном заполнения и выходным отверстием (carcasse étanche). Ни из одного из этих приспособлений торпеда не выстреливается, а выходит сама силой своего двигателя и винтов.
Leubeuf et Stroh, Sous-Manns, Torpilles et Mines
(Лебеф и Стро. Подводные лодки, торпеды и мины), стр. 698—699.
{229}Итоги, показанные здесь, неверны; в действительности должно быть 5708 судов вместимостью 11 018 865 тонн.
{230}X также подорвалась на мине 9 июля 1918 г.