Приложение IV.
Подводные лодки других центральных держав
А.Подводные лодки бывшего австро-венгерского флота
I. Технические данные
1. Нижеследующие данные основываются на записке, специально изготовленной для этой книги «Кригсархивом» (государственным военным архивом) в Вене, датированной 14 августа 1930 г. и названной «Данные о подводных лодках бывшего императорского и королевского флота».
2. Для каждой лодки даются двойные номера. Римские цифры употреблялись до и после начала войны, но не применялись к дальнейшим лодкам. Между тем эта система обозначения использована в этой книге, для того чтобы отличать австро-венгерские подводные лодки от германских. В позднейшие периоды войны все австро-венгерские подвод-вые лодки стали обозначаться аналогично германскому методу, т. е. буквой U с номером арабскими цифрами. Эти обозначения и приводятся также наряду с первыми.
3. Информация «Кригсархива», касающаяся дат спуска и размеров лодок, построенных до объявления войны, находится под вопросом.
4. Там, где данные под рубрикой «водоизмещение» и «механизмы» имеют две группы цифр, разделенные чертой, первые числа относятся к надводному положению, вторые — к погруженному положению. Тонны (водоизмещение и топливо) даны метрические.
5. «Примечания» являются заметками, добавленными авторами, расширяющими или исправляющими отчет «Кригсархива». Даты вступления в строй извлечены из записки, любезно предоставленной редакцией журнала «Rivista Marittima» («Морское Обозрение») в Риме.
Номера | Место постройки | Год спуска |
I (U-1) |
Верфи в Поле |
1911 |
II (U-2 ) |
1910 |
Водоизмещение: 230/270 т. Размеры: 27, 9 м X 3, 63 м х х 3, 03 м.
Механизмы: 2 двигателя Дизеля (320 т. л. с. каждый); 2 электромотора (100 л. с. каждый). Скорость хода 11/7, 5 узла. Радиус действия 1200/35 миль. Топлива 10, 8 т. Вооружение: 3—45-см торпедных аппарата (2 носовых, 1 кормовой), 3 торпеды (в случае необходимости 5).
Примечание. Утверждены к постройке в 1906 г. Построены по чертежам К° Лека, Бриджпорт, США. По имеющимся сведениям, на этих лодках были переменены около 1912 г. двигатели, но постановка указанных выше дизелей под вопросом; вероятнее, это были двигатели тяжелого горючего. Личный состав 14 человек.
Номера | Место постройки | Год спуска |
III(U-3) |
Верфь Круппа «Германия», Киль |
1909 |
IV(U-4) |
Водоизмещение: 240/300 т. Размеры: 27, 9 м X 3, 75 м X х 3, 03 м. Механизмы: 2 двигателя Кертинга тяжелого горючего (300 т. л. с. каждый); 2 электромотора (170 л. с. каждый). Скорость хода 12/8, 75 узла. Радиус действия 1200/45, 5 мили. Топлива 25, 24 т.
Вооружение: 2 носовых торпедных аппарата 17, 7" (45-см), 3 торпеды.
V (U-5) Уайтхед и К°, Фиуме VI(U-6)
Номера
Место постройки
Год спуска
1910
Водоизмещение: 235/273 т. Размеры: 27, 9 м х 3, 15 м х х 3, 03 м. Механизмы: 2 бензиновых двигателя (250 т. л. с. каждый); 2 электромотора (115 л. с. каждый). Скорость хода 10, 75/ 8, 5 узла. Радиус действия 800/48 миль. Топлива 13 т.
Вооружение: 1—37-мм пушка (на VI (U-6) не установлена) и 2 носовых 45-см торпедных аппарата 17, 7", 4 торпеды. [430]
Примечание. Утверждены к постройке в 1906 г. и построены Уайтхедом по лицензии Electric Boat K° США. Личный состав 14 чел. VI (U-6) погибла во время военных действий. Сведения о другой лодке, XII (U-12), помещенные «Кригсархивом» вместе с двумя вышеупомянутыми, см. ниже.
В 1911—1912 гг. было утверждено к постройке 5 лодок, заказанных под номерами VII—XI на крупповской верфи «Германия» в Киле. После начала войны они были взяты германским флотом и стали U-66—U-70. В 1912 г. была утверждена к постройке лодка водоизмещением около 700/1070 т, получившая номер XII, но она заложена не была.
Номер | Место постройки | Год спуска |
XII (U-12) |
Уайтхед и К°, Фиуме | 1910 |
Все данные о водоизмещении, механизмах и вооружении см. выше:
V (U-5) и VI (U-6), но эта лодка имела 2 бензиновых двигателя (300 т. л. с. каждый) и одну 37-мм пушку, как на V (U-5). Примечание. История этой лодки не вполне ясна, но, вероятно, такова. Она была заказана и построена как подводная лодка VI, будучи по размерам и вооружению подобна V и VI, но в качестве двигателей для надводного и подводного хода должна была иметь электромоторы. VII не оправдала ожиданий на испытаниях и не была принята флотом. Она стала частной собственностью К° Уайтхеда и была использована как экспериментальная и демонстрационная лодка фирмы. До и после начала войны на ней были поставлены бензиновые моторы для надводного хода. Она была реквизирована для флота в начале военных действий, получила номер XII и погибла во время военных действий в 1915 г.
Номера | Место постройки | Год спуска |
X (U-10) |
Завод фирмы «Везер», Бремен |
1915 |
XI(U-11) |
||
XV(U-15) |
||
XVI(U-16) |
||
XVII (U-17) |
Водоизмещение: 127/141 т. Размеры: 27, 9 м х 3, 15 м х 3, 03 м. Механизмы: 1 двигатель тяжелого горючего (60 т. л. с.); 1 электромотор [431] (120 л. с.). Скорость 6, 6/5 узлов. Радиус действия 400/65 миль. Топлива 3, 2 т.
Вооружение: 1 — 8- мм пулемет и 2 носовых торпедных аппарата 17, 7" (45-см), 2 торпеды.
Примечание. Лодки германского типа UB-1. Две из них, вероятно XI и X, были германскими UB-1 и UB-15, уступленными Германией Австро-Венгрии. UB-1 была построена на крупповской верфи «Германия», остальные 4 — у Везера. Лодки были перевезены по железной дороге, каждая — в трех частях, на платформах. Они были отправлены с германских верфей в течение 1915 г. нижеследующим образом: X—в июне; XI — в мае; XV и XVI — в сентябре; XVII — в октябре. Собраны были на верфях в Поле и спущены, готовые к плаванию через 14 дней после прибытия. Личный состав по 14 человек. XVI погибла во время военных действий.
XIV (U-14) — захваченная французская лодка «Кюри» (Curie). Водоизмещение: 407/554 т. Размеры 52, 15 м х 5, 42 м х 3, 2 м. Механизмы: 2 двигателя Дизеля (430 т. л. с. каждый); 2 электромотора (330 л. с. каждый). Скорость хода 12, 2/8, 2 узла. Радиус действия 1200/115 миль. Топлива 38 т.
Вооружение: 1 мелкокалиберная пушка (калибр не установлен), 1 носовой 45-см торпедный аппарат и 6 наружных лотков, 8 торпед. Примечание. Спущена на тулонской верфи в июле 1912 г., закончена в 1913 г. В декабре 1914 г. пыталась проникнуть в гавань Полы, но запуталась в сетях и вынуждена была сдаться. В марте 1915 г. зачислена в состав австро-венгерского флота как подводная лодка XIV. Возвращена французам по прекращении военных действий.
Номера | Место постройки | Год спуска |
XX (U-20) |
Верфь «Убаг» (в Поле) |
1916 |
XXI (U-21) |
||
XXII (U-22) |
||
XXIII (U-23) |
Водоизмещение: 173/210 т. Размеры: 38, 76 м х 3, 64 м х х 3, 61 м. Механизмы: 1 двигатель Дизеля (450 т. л. с.); 1 электромотор (160 л. с.). Скорость 12/8 узлов. Радиус действия 700/71 миля. Топлива 10 т. [432]
Вооружение: 1 — 8- мм пулемет, 2 носовых 45- см торпедных аппарата; 4 торпеды.
Примечание. Лодки типа Уайтхеда. Значение слова «Убаг» непонятно. Можно только предполагать, что это слово составлено из начальных букв названия фирмы: «U-Boots Aktien Qcsellschaft». Если подобная фирма когда- либо существовала, то центр ее подводно-строительной деятельности нам неизвестен. Указанный выше двигатель Дизеля, вероятно, был двигателем тяжелого горючего. Даты вступления в строй: U-20 (XX) и U-21 (XXI) в августе 1916 г.; U-23 (ХХШ) в октябре 1916 г.; U-22 (XXII) в январе 1917 г.; U-20 и U-22 погибли во время военных действий.
Номера | Место постройки | Год спуска |
XXVII (U-27) |
«Cantiere Navale» |
1916 |
XXVIII (U-28) |
||
xl (U-40) |
||
XXIX (U-29) |
Генц и К°, верфь «Данубиус», Фиуме |
|
XXX (U-30) |
||
XXXI (U-31) |
||
XXXII (U-32) |
Водоизмещение: 268/306 т. Размеры: 36, 125 м х 4, 37 м X X 3, 665 м. Механизмы: 2 двигателя Дизеля (150 т. л. с. каждый); 2 электромотора (140 л. с. каждый). Скорость 9/5 узлов. Радиус действия 6600/130 миль. Топлива 20 т.
Вооружение: 1—50-мм пушка; 1—8-мм пулемет; 2 носовых торпедных аппарата (калибры не указаны), 4 торпеды. Примечание. Лодки германского типа UB-II. «Cantiere Navale», упомянутый выше, видимо, был Cantiere Navale Triestino, в Монфальконе, близ Фиуме. Генц и К° строил свои лодки по лицензии (и с помощью) крупповской верфи «Германия» в Киле. Наличие упомянутых выше дизелей сомнительно; все германские лодки этого типа имели моторы тяжелого горючего. Эти лодки были, вероятно, вооружены германскими 50-см торпедными аппаратами и торпедами. Даты вступления: U-27 (XXVI1) в ноябре 1916 г.; U-28 (XXVIII) в 1916 г.; U-29 (XXIX) в ноябре 1916 г.; U-30 (XXX) в январе 1917 г.; U-31 (XXXI) в марте 1917 г.; U-32 (XXXII) в апреле 1917 г.; U-40 (XL) в мае 1917 г.; 23 чел. личного состава. U-30 погибла во время военных действий. [433]
Номера | Место постройки | Год спуска |
U-41 (ХLI) |
Cantiere Navale | 1918 |
Водоизмещение и размеры, как U-27 — U-32 и U-40 (см. выше). Механизмы: 2 двигателя тяжелого горючего (150 т. л. а каждый); 2 электромотора (60 л. с. каждый). Скорость хода 9, 35/5, 1 узла. Радиус действия 8000/127 миль. Топлива 30, 5 т. Вооружение: нет сведений. Примечание. Видимо, U-32 — улучшенный тип германских UB-11. Могла быть вооружена подобно U-27 —U-32 и U-40 или же могла быть малым заградителем (наподобие приспособленной германской UB-12, принимавшей около 8 мин). По сведениям, вступила в строй в мае 1917 г., что невозможно, если вышеприведенная дата спуска в 1918 г. верна.
Номера | Место постройки | |
U-43 (XLII1) |
К° «Везер», Бремен |
Куплены у Германии в 1917 г. |
U-47 (XLVII) |
Водоизмещение: 272/306 т. Размеры: 36, 9 м х 4, 37 м х 3, 665 м. Механизмы: 2 двигателя тяжелого горючего (150 т. л. с. каждый); 2 электромотора (140 л. с. каждый). Скорость 9/5, 1 узла. Радиус действия 6690/130 миль. Топлива 27 т. Вооружение: сведений нет.
Примечание. Лодки германского типа UВ-II. Эти две лодки первоначально принадлежали к группе германских лодок UB-42 — UB-47, которые были перевезены по частям сухим путем, собраны и спущены на верфях Полы. Германские лодки UB-43 и UB-47 были переданы австро-венгерскому флоту около августа 1917 г., после чего буквы «В» из их нумерации выпали. Вооружение было, вероятно, такое же, как на других лодках этого типа, т. е. 1 — 88-мм пушка, 1 пулемет, 2 носовых 50-см торпедных аппарата, 4 торпеды. Личный состав 23 человек.
Номера | Состояние (1 октября 1918 г.) |
U-48 (XLVIII); U-49 (ХLIХ); U-50 (L) U-51 (LI); U-53 (LIII).U-101 (CI); U-102 (СII); U-103 (СIII). U-104 (CIV); U-105 (CV); U-106 (CVI) |
К моменту прекращения военных действий находились в постройке. Данных об этих лодках не имеется. [434] |
U-54 (LTV); U-55 (LV); U-56 (LVI). U-57 (LVII); U-58 (LVIII); U-59 (LIХ). |
Были заказаны, но не начаты. Подробностей не имеется |
Примечание. Из книги д-ра Техеля. (Постройка подводных лодок на верфи «Германия») можно вынести впечатление, что:
а) некоторые из вышеуказанных лодок (не меньше двух), видимо, были типа германских «средних U» (около 800—850 т надводного водоизмещения)
б) прочие лодки (не меньше двух), видимо, были германского типа UB-III (около 510—530 т надводного водоизмещения); для этих лодок лицензии, чертежи, технические советы и т. д. поступали от Крупна на верфь «Данубиус» Генца и К°, близ Фиуме; двигатели Дизеля, видимо, строились частью Крупном, частью будапештскими заводами Генца и К°.
II. Сводка численности австро-венгерских лодок
Число подводных лодок |
В строю на |
Построены |
Потери |
Итого |
||
прибыль, убыль | итого в строю на | число подв. лодок | ||||
6 | 4.8.14 | +1 | ±0 | +1 | 31.12.14 | 7 |
7 | 1.1.15 | +6 |
-2 |
+4 | 31.12.15 | 11 |
11 | 1.1.16 | 44 |
-2 |
+2 |
31.12.16 | 13 |
13 | 1.1.17 | +7 | -1 |
+6 |
31.12.17 | 19 |
19 | 1.1.18 | +1 |
-2 |
-1 | 1.10.18 | 18 |
III. Потери (7)
Дата | Причина гибели | Район |
1915 г., 8 августа |
XII (Б. Лерч) на мине |
В Венецианском заливе |
1915 г., 13 августа |
III (К. Стрнад) артогонь |
У Черногорского побережья |
1916 г., 13 мая |
VI (Фалькенхаузен) попала в сети и потоплена артогнем дрифтеров |
Оnрантский пролив |
1916 г., 17 октября |
XVI (Цоппа) глубинные бомбы с итальянского эсминца «Nembo" |
Тарантский залив [435] |
1917 г., апрель |
XXX (Фэндрих) пропала без вести |
Адриатика или Средиземное море |
1918 г., 21 февраля |
ХХШ (Бэзард) глубинные бомбы с итальянского эсминца «Iron» |
Адриатика |
1918 г., 1 мая |
XX (Мюллер) торпеда с итальянской подводной лодки |
Адриатика |
IV. Причины потерь
Артиллерийский огонь — 1
Глубинные бомбы — 2
Торпеды неприятельских подводных лодок — 1
Мины — 1{230}
Бомбы — 1
Пропали без вести — 1
Интернированы и сданы (1919)
В Поле: I, II, XI, XV, XVII, XXVII, XXXII.
В Венеции: V, XXI, XXVIII, XL.
В Фиуме: IV.
Перечисленные 12 лодок переданы Италии.
В Каттаро: XXII, XXIX, XXXI, XLI, ХLIII, XLVII.
Перечисленные 6 лодок были взяты французами и отбуксированы из Каттаро в Бизерту, но XXIX затонула, идя на буксире.
5 лодок, прибывших в Бизерту, и 12 лодок, переданных Италии, все были разобраны или затоплены на глубоком месте в течение 12 месяцев со времени сдачи их в распоряжение Франции и Италии.
V. Переданы Германией
ub-1 |
Видимо, получили обозначение X и XI |
UB-15 |
|
UB-43 |
Видимо, получила обозначение ХLIII |
UB-47 |
Видимо, получила обозначение XLVII |
Б. Турция
1. 31 октября 1915 г. французская подводная лодка «Turquoise» была повреждена артиллерийским огнем турецких кораблей в Мраморном море. Она или выбросилась на берег или затонула на мелком месте. 3 ноября она была поднята, поставлена в док в Пере и переименована турками, получив название «Мюстеджи Онбаши». Она была возвращена Франции в декабре 1918 г.
2. Имеются сомнительные сведения о том, что в течение войны была сделана попытка модернизировать и переделать 2 устаревшие турецкие подводные лодки типа Норденфельдта (построенные в 1885 г.) с расчетом сделать годными для боевых действий.
В. Окончательный подсчет неприятельских подводных лодок (всех национальностей)
Итог численности подводных лодок, бывших в действии германских, австрийских, болгарских, турецких — 419
Итог потерь в боевых крейсерствах — 186
Итог остатка подводных лодок, уцелевших к концу войны — 233
Сданных союзникам или взятых ими — 196 [437]