Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Приложение IV.
Подводные лодки других центральных держав

А.Подводные лодки бывшего австро-венгерского флота

I. Технические данные

1. Нижеследующие данные основываются на записке, специально изготовленной для этой книги «Кригсархивом» (государственным военным архивом) в Вене, датированной 14 августа 1930 г. и названной «Данные о подводных лодках бывшего императорского и королевского флота».

2. Для каждой лодки даются двойные номера. Римские цифры употреблялись до и после начала войны, но не применялись к дальнейшим лодкам. Между тем эта система обозначения использована в этой книге, для того чтобы отличать австро-венгерские подводные лодки от германских. В позднейшие периоды войны все австро-венгерские подвод-вые лодки стали обозначаться аналогично германскому методу, т. е. буквой U с номером арабскими цифрами. Эти обозначения и приводятся также наряду с первыми.

3. Информация «Кригсархива», касающаяся дат спуска и размеров лодок, построенных до объявления войны, находится под вопросом.

4. Там, где данные под рубрикой «водоизмещение» и «механизмы» имеют две группы цифр, разделенные чертой, первые числа относятся к надводному положению, вторые — к погруженному положению. Тонны (водоизмещение и топливо) даны метрические.

5. «Примечания» являются заметками, добавленными авторами, расширяющими или исправляющими отчет «Кригсархива». Даты вступления в строй извлечены из записки, любезно предоставленной редакцией журнала «Rivista Marittima» («Морское Обозрение») в Риме.
Номера Место постройки Год спуска

I (U-1)

Верфи в Поле

1911

II (U-2 )

1910
[429]

Водоизмещение: 230/270 т. Размеры: 27, 9 м X 3, 63 м х х 3, 03 м.

Механизмы: 2 двигателя Дизеля (320 т. л. с. каждый); 2 электромотора (100 л. с. каждый). Скорость хода 11/7, 5 узла. Радиус действия 1200/35 миль. Топлива 10, 8 т. Вооружение: 3—45-см торпедных аппарата (2 носовых, 1 кормовой), 3 торпеды (в случае необходимости 5).

Примечание. Утверждены к постройке в 1906 г. Построены по чертежам К° Лека, Бриджпорт, США. По имеющимся сведениям, на этих лодках были переменены около 1912 г. двигатели, но постановка указанных выше дизелей под вопросом; вероятнее, это были двигатели тяжелого горючего. Личный состав 14 человек.
Номера Место постройки Год спуска

III(U-3)

Верфь Круппа «Германия», Киль

1909

IV(U-4)

Водоизмещение: 240/300 т. Размеры: 27, 9 м X 3, 75 м X х 3, 03 м. Механизмы: 2 двигателя Кертинга тяжелого горючего (300 т. л. с. каждый); 2 электромотора (170 л. с. каждый). Скорость хода 12/8, 75 узла. Радиус действия 1200/45, 5 мили. Топлива 25, 24 т.

Вооружение: 2 носовых торпедных аппарата 17, 7" (45-см), 3 торпеды.

Примечание. Утверждены к постройке в 1906 г. и заказаны в октябре 1907 г. Улучшенная конструкция крупповской U-I германского флота. Личный состав 17 чел. U-3 погибла во время военных действий.
Номера Место постройки Год спуска

V (U-5)

Уайтхед и К°, Фиуме

1910

VI(U-6)

Водоизмещение: 235/273 т. Размеры: 27, 9 м х 3, 15 м х х 3, 03 м. Механизмы: 2 бензиновых двигателя (250 т. л. с. каждый); 2 электромотора (115 л. с. каждый). Скорость хода 10, 75/ 8, 5 узла. Радиус действия 800/48 миль. Топлива 13 т.

Вооружение: 1—37-мм пушка (на VI (U-6) не установлена) и 2 носовых 45-см торпедных аппарата 17, 7", 4 торпеды. [430]

Примечание. Утверждены к постройке в 1906 г. и построены Уайтхедом по лицензии Electric Boat K° США. Личный состав 14 чел. VI (U-6) погибла во время военных действий. Сведения о другой лодке, XII (U-12), помещенные «Кригсархивом» вместе с двумя вышеупомянутыми, см. ниже.

В 1911—1912 гг. было утверждено к постройке 5 лодок, заказанных под номерами VII—XI на крупповской верфи «Германия» в Киле. После начала войны они были взяты германским флотом и стали U-66—U-70. В 1912 г. была утверждена к постройке лодка водоизмещением около 700/1070 т, получившая номер XII, но она заложена не была.
Номер Место постройки Год спуска

XII (U-12)

Уайтхед и К°, Фиуме 1910

Все данные о водоизмещении, механизмах и вооружении см. выше:

V (U-5) и VI (U-6), но эта лодка имела 2 бензиновых двигателя (300 т. л. с. каждый) и одну 37-мм пушку, как на V (U-5). Примечание. История этой лодки не вполне ясна, но, вероятно, такова. Она была заказана и построена как подводная лодка VI, будучи по размерам и вооружению подобна V и VI, но в качестве двигателей для надводного и подводного хода должна была иметь электромоторы. VII не оправдала ожиданий на испытаниях и не была принята флотом. Она стала частной собственностью К° Уайтхеда и была использована как экспериментальная и демонстрационная лодка фирмы. До и после начала войны на ней были поставлены бензиновые моторы для надводного хода. Она была реквизирована для флота в начале военных действий, получила номер XII и погибла во время военных действий в 1915 г.
Номера Место постройки Год спуска

X (U-10)

Завод фирмы «Везер», Бремен

1915

XI(U-11)

XV(U-15)

XVI(U-16)

XVII (U-17)

Водоизмещение: 127/141 т. Размеры: 27, 9 м х 3, 15 м х 3, 03 м. Механизмы: 1 двигатель тяжелого горючего (60 т. л. с.); 1 электромотор [431] (120 л. с.). Скорость 6, 6/5 узлов. Радиус действия 400/65 миль. Топлива 3, 2 т.

Вооружение: 1 — 8- мм пулемет и 2 носовых торпедных аппарата 17, 7" (45-см), 2 торпеды.

Примечание. Лодки германского типа UB-1. Две из них, вероятно XI и X, были германскими UB-1 и UB-15, уступленными Германией Австро-Венгрии. UB-1 была построена на крупповской верфи «Германия», остальные 4 — у Везера. Лодки были перевезены по железной дороге, каждая — в трех частях, на платформах. Они были отправлены с германских верфей в течение 1915 г. нижеследующим образом: X—в июне; XI — в мае; XV и XVI — в сентябре; XVII — в октябре. Собраны были на верфях в Поле и спущены, готовые к плаванию через 14 дней после прибытия. Личный состав по 14 человек. XVI погибла во время военных действий.

XIV (U-14) — захваченная французская лодка «Кюри» (Curie). Водоизмещение: 407/554 т. Размеры 52, 15 м х 5, 42 м х 3, 2 м. Механизмы: 2 двигателя Дизеля (430 т. л. с. каждый); 2 электромотора (330 л. с. каждый). Скорость хода 12, 2/8, 2 узла. Радиус действия 1200/115 миль. Топлива 38 т.

Вооружение: 1 мелкокалиберная пушка (калибр не установлен), 1 носовой 45-см торпедный аппарат и 6 наружных лотков, 8 торпед. Примечание. Спущена на тулонской верфи в июле 1912 г., закончена в 1913 г. В декабре 1914 г. пыталась проникнуть в гавань Полы, но запуталась в сетях и вынуждена была сдаться. В марте 1915 г. зачислена в состав австро-венгерского флота как подводная лодка XIV. Возвращена французам по прекращении военных действий.
Номера Место постройки Год спуска
XX (U-20)

Верфь «Убаг» (в Поле)

1916

XXI (U-21)

XXII (U-22)

XXIII (U-23)

Водоизмещение: 173/210 т. Размеры: 38, 76 м х 3, 64 м х х 3, 61 м. Механизмы: 1 двигатель Дизеля (450 т. л. с.); 1 электромотор (160 л. с.). Скорость 12/8 узлов. Радиус действия 700/71 миля. Топлива 10 т. [432]

Вооружение: 1 — 8- мм пулемет, 2 носовых 45- см торпедных аппарата; 4 торпеды.

Примечание. Лодки типа Уайтхеда. Значение слова «Убаг» непонятно. Можно только предполагать, что это слово составлено из начальных букв названия фирмы: «U-Boots Aktien Qcsellschaft». Если подобная фирма когда- либо существовала, то центр ее подводно-строительной деятельности нам неизвестен. Указанный выше двигатель Дизеля, вероятно, был двигателем тяжелого горючего. Даты вступления в строй: U-20 (XX) и U-21 (XXI) в августе 1916 г.; U-23 (ХХШ) в октябре 1916 г.; U-22 (XXII) в январе 1917 г.; U-20 и U-22 погибли во время военных действий.
Номера Место постройки Год спуска

XXVII (U-27)

«Cantiere Navale»

1916

XXVIII (U-28)

xl (U-40)

XXIX (U-29)

Генц и К°, верфь «Данубиус», Фиуме

XXX (U-30)

XXXI (U-31)

XXXII (U-32)

Водоизмещение: 268/306 т. Размеры: 36, 125 м х 4, 37 м X X 3, 665 м. Механизмы: 2 двигателя Дизеля (150 т. л. с. каждый); 2 электромотора (140 л. с. каждый). Скорость 9/5 узлов. Радиус действия 6600/130 миль. Топлива 20 т.

Вооружение: 1—50-мм пушка; 1—8-мм пулемет; 2 носовых торпедных аппарата (калибры не указаны), 4 торпеды. Примечание. Лодки германского типа UB-II. «Cantiere Navale», упомянутый выше, видимо, был Cantiere Navale Triestino, в Монфальконе, близ Фиуме. Генц и К° строил свои лодки по лицензии (и с помощью) крупповской верфи «Германия» в Киле. Наличие упомянутых выше дизелей сомнительно; все германские лодки этого типа имели моторы тяжелого горючего. Эти лодки были, вероятно, вооружены германскими 50-см торпедными аппаратами и торпедами. Даты вступления: U-27 (XXVI1) в ноябре 1916 г.; U-28 (XXVIII) в 1916 г.; U-29 (XXIX) в ноябре 1916 г.; U-30 (XXX) в январе 1917 г.; U-31 (XXXI) в марте 1917 г.; U-32 (XXXII) в апреле 1917 г.; U-40 (XL) в мае 1917 г.; 23 чел. личного состава. U-30 погибла во время военных действий. [433]
Номера Место постройки Год спуска

U-41 (ХLI)

Cantiere Navale 1918

Водоизмещение и размеры, как U-27U-32 и U-40 (см. выше). Механизмы: 2 двигателя тяжелого горючего (150 т. л. а каждый); 2 электромотора (60 л. с. каждый). Скорость хода 9, 35/5, 1 узла. Радиус действия 8000/127 миль. Топлива 30, 5 т. Вооружение: нет сведений. Примечание. Видимо, U-32 — улучшенный тип германских UB-11. Могла быть вооружена подобно U-27U-32 и U-40 или же могла быть малым заградителем (наподобие приспособленной германской UB-12, принимавшей около 8 мин). По сведениям, вступила в строй в мае 1917 г., что невозможно, если вышеприведенная дата спуска в 1918 г. верна.
Номера Место постройки

U-43 (XLII1)

К° «Везер», Бремен

Куплены у Германии в 1917 г.

U-47 (XLVII)

Водоизмещение: 272/306 т. Размеры: 36, 9 м х 4, 37 м х 3, 665 м. Механизмы: 2 двигателя тяжелого горючего (150 т. л. с. каждый); 2 электромотора (140 л. с. каждый). Скорость 9/5, 1 узла. Радиус действия 6690/130 миль. Топлива 27 т. Вооружение: сведений нет.

Примечание. Лодки германского типа UВ-II. Эти две лодки первоначально принадлежали к группе германских лодок UB-42 — UB-47, которые были перевезены по частям сухим путем, собраны и спущены на верфях Полы. Германские лодки UB-43 и UB-47 были переданы австро-венгерскому флоту около августа 1917 г., после чего буквы «В» из их нумерации выпали. Вооружение было, вероятно, такое же, как на других лодках этого типа, т. е. 1 — 88-мм пушка, 1 пулемет, 2 носовых 50-см торпедных аппарата, 4 торпеды. Личный состав 23 человек.
Номера Состояние (1 октября 1918 г.)

U-48 (XLVIII); U-49 (ХLIХ); U-50 (L) U-51 (LI); U-53 (LIII).U-101 (CI); U-102 (СII); U-103 (СIII). U-104 (CIV); U-105 (CV); U-106 (CVI)

К моменту прекращения военных действий находились в постройке. Данных об этих лодках не имеется. [434]

U-54 (LTV); U-55 (LV); U-56 (LVI). U-57 (LVII); U-58 (LVIII); U-59 (LIХ).

Были заказаны, но не начаты. Подробностей не имеется

Примечание. Из книги д-ра Техеля. (Постройка подводных лодок на верфи «Германия») можно вынести впечатление, что:

а) некоторые из вышеуказанных лодок (не меньше двух), видимо, были типа германских «средних U» (около 800—850 т надводного водоизмещения)

б) прочие лодки (не меньше двух), видимо, были германского типа UB-III (около 510—530 т надводного водоизмещения); для этих лодок лицензии, чертежи, технические советы и т. д. поступали от Крупна на верфь «Данубиус» Генца и К°, близ Фиуме; двигатели Дизеля, видимо, строились частью Крупном, частью будапештскими заводами Генца и К°.

II. Сводка численности австро-венгерских лодок

Число подводных лодок

В строю на

Построены

Потери

Итого

прибыль, убыль итого в строю на число подв. лодок
6 4.8.14 +1 ±0 +1 31.12.14 7
7 1.1.15 +6

-2

+4 31.12.15 11
11 1.1.16 44

-2

+2

31.12.16 13
13 1.1.17 +7 -1

+6

31.12.17 19
19 1.1.18 +1

-2

-1 1.10.18 18

III. Потери (7)

Дата Причина гибели Район
1915 г., 8 августа

XII (Б. Лерч) на мине

В Венецианском заливе
1915 г., 13 августа

III (К. Стрнад) артогонь

У Черногорского побережья
1916 г., 13 мая

VI (Фалькенхаузен) попала в сети и потоплена артогнем дрифтеров

Оnрантский пролив
1916 г., 17 октября

XVI (Цоппа) глубинные бомбы с итальянского эсминца «Nembo"

Тарантский залив [435]
1917 г., апрель

XXX (Фэндрих) пропала без вести

Адриатика или Средиземное море
1918 г., 21 февраля

ХХШ (Бэзард) глубинные бомбы с итальянского эсминца «Iron»

Адриатика
1918 г., 1 мая

XX (Мюллер) торпеда с итальянской подводной лодки

Адриатика

IV. Причины потерь

Артиллерийский огонь — 1
Глубинные бомбы — 2
Торпеды неприятельских подводных лодок — 1
Мины — 1{230}
Бомбы — 1

Пропали без вести — 1

Интернированы и сданы (1919)

В Поле: I, II, XI, XV, XVII, XXVII, XXXII.
В Венеции: V, XXI, XXVIII, XL.
В Фиуме: IV.

Перечисленные 12 лодок переданы Италии.

В Каттаро: XXII, XXIX, XXXI, XLI, ХLIII, XLVII.

Перечисленные 6 лодок были взяты французами и отбуксированы из Каттаро в Бизерту, но XXIX затонула, идя на буксире.

5 лодок, прибывших в Бизерту, и 12 лодок, переданных Италии, все были разобраны или затоплены на глубоком месте в течение 12 месяцев со времени сдачи их в распоряжение Франции и Италии.

V. Переданы Германией

ub-1

Видимо, получили обозначение X и XI

UB-15

UB-43

Видимо, получила обозначение ХLIII

UB-47

Видимо, получила обозначение XLVII
[436]

Б. Турция

1. 31 октября 1915 г. французская подводная лодка «Turquoise» была повреждена артиллерийским огнем турецких кораблей в Мраморном море. Она или выбросилась на берег или затонула на мелком месте. 3 ноября она была поднята, поставлена в док в Пере и переименована турками, получив название «Мюстеджи Онбаши». Она была возвращена Франции в декабре 1918 г.

2. Имеются сомнительные сведения о том, что в течение войны была сделана попытка модернизировать и переделать 2 устаревшие турецкие подводные лодки типа Норденфельдта (построенные в 1885 г.) с расчетом сделать годными для боевых действий.

В. Окончательный подсчет неприятельских подводных лодок (всех национальностей)

Итог численности подводных лодок, бывших в действии германских, австрийских, болгарских, турецких — 419

Итог потерь в боевых крейсерствах — 186

Итог остатка подводных лодок, уцелевших к концу войны — 233

Сданных союзникам или взятых ими — 196 [437]

Дальше