Сдача
Подводное оружие сломалось в руках Германии. Вместо быстрой и решительной победы оно принесло гибель и катастрофу. Оно побудило Америку вступить в вооруженный конфликт на стороне противников Германии, между тем как были периоды, когда Берлин имел шансы ловкими маневрами привлечь великую западную республику на свою сторону. Своим проявлением безумия, своей непредусмотрительностью, своим пренебрежением к почти неизбежным последствиям Германия обеспечила свое поражение. Подводные лодки были тем оружием, которое косвенно стало причиной ее гибели. Они восстановили против нее весь цивилизованный мир. Обещанная народу Германии победа с помощью субмарин не была достигнута. Обманутая надежда подорвала моральное состояние гражданского населения центральных держав. Из восстания Флота открытого моря 28 октября выросли побеги, уничтожившие прусскую, баварскую и саксонскую монархии.
Лучшие корабли Флота открытого моря должны были быть переданы союзникам для интернирования, пока не будет вынесено окончательное решение относительно их судьбы. Но не такой была участь подводных пиратов. Для подводных лодок наступил конец, полный и позорный. Для них — горе побежденным. Для них безоговорочно потребовали безусловной и полной сдачи. Почему немцы не затопили подводные лодки в своих портах, как они впоследствии затопили Флот открытого моря в Скапа-Флоу? Ответ на этот вопрос таков: когда после перемирия обсуждались планы затопления всех подводных лодок, из-за Северного моря пришло по радио ошеломляющее предупреждение, что если подводные лодки не будут переданы, то союзники навсегда оккупируют Гельголанд. [364]
Это был окончательный, сокрушительный удар. Морские условия перемирия 11 ноября содержали следующий пункт: «Сдать в портах, указанных союзниками и Соединенными Штатами, все подводные лодки, существующие в настоящее время (включая подводные крейсеры и минные заградители), с полным вооружением и оборудованием. С тех, которые не могут выйти в море, должно быть снято вооружение и оборудование. И они должны остаться под наблюдением союзников и Соединенных Штатов. Подводные лодки, готовые к походу, должны быть изготовлены к выходу из германских портов немедленно по получении радиотелеграфного распоряжения выйти в порт сдачи, остальные следуют как можно быстрее. Условия этого пункта должны быть выполнены не позднее 14 суток после подписании перемирия».
Портом сдачи был назначен Гарвич. Утром 20 ноября, когда рассеялась предрассветная мгла, показались длинные, низко сидящие, зловещие силуэты 20 германских подводных лодок, шедших в плен под конвоем Гарвичских кораблей. В 20 милях от порта на лодки высадились британские команды и приняли их от немцев, а при проходе ими ворот над германским флагом был поднят английский военный флаг. Эта унизительная сцена повторилась на следующий день. Было прислано еще 20 лодок, но прибыло только 19, так. как двадцатая лодка, U-97, затонула по пути. Вели их команды, которым платили за каждый поход. Германские командиры не приняли участия в позорной сдаче. 22-го Гарвичскому отряду было передано еще 20 лодок. 3 дня спустя Северное море пересекла большая партия в 28 единиц, а 27-го, когда германскими командами было передано еще 27 лодок, общее число сданных подводных лодок достигло 114. 8 прибыли 1 декабря, дальнейшие группы передавались по мере того, как лодки могли быть изготовлены для перехода или неоконченные приведены в состояние, пригодное для плавания. В течение февраля 1919 г. еще 6 лодок: UB-89, UC-40, UC-71, UC-91, U-16 и знаменитая U-21 — затонули на пути в Гарвич. 8 старых лодок — U-1, U-2, U-4, U-17, UB-2, UB-5, UB-9 и UB-11 — были разобраны в Германии из-за непригодности к выполнению последнего перехода морем. [365]
В нейтральных портах находились 9 подводных лодок. 11 ноября большая переделанная торговая подводная лодка U-157 нашла убежище в Тронхейме, а 2 дня спустя большой подводный заградитель U-124 пришел в Карлскруну. U-35 и UC-74 нашли убежище в Барселоне. 6 подводных лодок были интернированы во время военных действий: UC-8 и UB-6 — в голландских портах и U-39, UB-23, UC-48 и UC-56 — в испанских портах. Интернированные лодки были переданы союзникам за исключением двух: UC-8 была приобретена Голландией, UC-48 затоплена своей командой в Ферроле 14 марта 1919 г., прежде чем испанцы успели передать ее союзникам. Общее число сданных подводных лодок достигло 176, включая 4 в Севастополе{192}. Они были распределены следующим образом: Британии — 105, Франции — 46, Италии — 10, Японии — 7, Соединенным Штатам — 6, Бельгии — 2{193}. Из этих подводных лодок Франция по специальному разрешению сохранила 10 лодок для включения в состав своего флота. Япония временно сохранила свои 7 лодок для экспериментальной и исследовательской работы и привела их в негодность для военной службы 1 июля 1921 г. Моторы, вооружение и оборудование германских подводных лодок было запрещено устанавливать на корпуса новых подводных лодок или других военных кораблей без особого разрешения.
К моменту окончания военных действий в различных неприятельских портах находилось 158 германских подводных лодок (включая 8 старых лодок, разобранных в Германии после войны), 5 стояли интернированными в нейтральных портах, 3 бежали в порты невоюющих государств во время ноябрьского развала{194}. Эти 166 подводных лодок были готовы к сдаче. К этому числу было добавлено 18 других, отремонтированных перед переходом по морю для сдачи. В итоге и получились 184 единицы, потребованные [366] союзниками{195}. Из этого итога следует исключить 7 лодок, затонувших на пути в Гарвич, и 1, затопленную собственным экипажем{196}.
Всего погибло за время войны 178 лодок. Если прибавить сюда 14, затопленных на адриатических и фландрских базах, итог повысится до 192. Численность погибшего личного состава достигла 515 офицеров и 4849 кондукторов и матросов{197}. [367]
Подводные лодки потопили 11 153 000 тонн судов. Из этой колоссальной суммы британские потери составляют 2099 судов водоизмещением б 635 059 тонн гросс с 12 723 частными гражданами и 578 рыболовецких судов в 57 583 тонны (с 98 рыбаками), потопленных подводными лодками; 259 британских торговых судов в 673 417 тонн с 1493 человеками и 63 рыбачьих судна в 8545 тонн с 332 человеками погибли на минах (поставленных не только подводными лодками). Подводными лодками было повреждено 1727 британских судов водоизмещением 7 335 827 тонн, причем погибли 512 человек; на минах получили повреждения 84 судна в 432 446 тонн, причем погибли 64 человека. Если к этому колоссальному итогу прибавить суда, потопленные и поврежденные крейсерами, океанскими рейдерами и воздушными силами, а также потери от неизбежных в море случайностей (а во время войны много крупных судов погибло при столкновениях и выбросилось на берег), британские потери в тоннаже возрастут до 9 055 000 тонн брутто{198}. Французы потеряли во время военных действий 238 судов водоизмещением 696 845 тонн. Итальянцы потеряли 238 судов 769 450 тонн; Соединенные Штаты, которые недостаточно широко использовали свои суда в опасной зоне, — 80 судов в 341 512 тонн и Япония — 29 судов в 120 176 тонн. На втором месте после Британии шла нейтральная Норвегия, ее потери определяются в 1 172 000 тонн; Греция потеряла 415 000 тонн; Швеция — 264 000 тонн; Дания — 245 000 тонн; Испания — 238 000 тонн; Голландия — 229 000 тонн; Бельгия — 105 000 тонн и Бразилия — 31 000 тонн. [368]
Тонн брутто | |
Аргентина | 4 275 |
Бельгия | 85 758 |
Бразилия | 25 464 |
Великобритания | 7 759 090 |
Голландия | 211 969 |
Греция | 345 516 |
Дания | 243 707 |
Испания | 168 391 |
Италия | 872 341 |
Норвегия | 1 180 316 |
Португалия | 94 946 |
Россия | 183 083 |
США | 397 059 |
Франция | 899 358 |
Швеция | 201 276 |
Япония | 120 176 |
Прочие страны | 12 177 |
Итого | 12 804 902 |
Линейных кораблей | 5 |
Крейсеров | 5 |
Легких крейсеров | 3 |
Мониторов | 1 |
Подводных лодок | 4 |
Авиаматок | 1 |
Минных заградителей | 1 |
Вспомогательных крейсеров | 11 |
Вооруженных абордажных пароходов | 9 |
Госпитальных судов военного флота | 1{200} |
Рефрижераторных судов (для мороженого мяса) | 1{200} |
Минных транспортов | 2{200} |
Тральщиков | 1 |
Посыльных судов | 6{200} |
Торпедных канонерских лодок | 1 |
Сторожевых кораблей | 11 |
Лидеров флотилии | 1 |
Эскадренных миноносцев | 7 |
Конвойных судов | 3{200} |
Разных | 2{200} |
Угольщиков | 193{200} |
Нефтеналивных судов | 35{200} |
Судов особого назначения — судов-ловушек (Q-boats) | 22 |
Буксиров | 1 |
Яхт | 2 |
Адмиралтейских траулеров | 3 |
Арендованных траулеров | 14 |
Дрифтеров | 3 |
Итого | 349 |
Линейных кораблей | 1 |
Крейсеров | 1 |
Легких крейсеров | 1 |
Торпедных канонерских лодок | 1 |
Сторожевых кораблей | 4 |
Эскадренных миноносцев | 9 |
Миноносцев | 2 |
Подводных лодок | 1 |
Вооруженных абордажных пароходов | 1 |
Из 225 вспомогательных судов, погибших на минах, большинство, вероятно, пало жертвами мин, поставленных подводными лодками.
Всего вокруг Британских островов противник поставил около 11 000 мин в 1360 группах. Ко дню заключения перемирия из всех мин, поставленных германскими кораблями, остались не обнаруженными только две группы: одна, поставленная вспомогательным крейсером «Wolf» в Индийском океане, и другая — в Северном Ледовитом океане. Огромная работа по тралению началась в январе 1919 г. и продолжалась до октября. К этому времени с августа 1914 г. было вытралено или уничтожено 11 487 якорных и 12 386 дрейфующих мин. Пришлось очищать барражи, минные поля, поставленные противником с начала войны, и все опасные районы. Британские и германские тральщики очищали опасные районы в Северном море, британская флотилия тральщиков была занята несколько месяцев очисткой голландских вод. Через 10 лет после окончания военных действий было установлено, что со дня заключения перемирия на минах погибло 49 британских судов, кроме того, тральные работы неизбежно сопровождались потерями в составе тралящих соединений.
За первые три месяца неограниченной войны в водах метрополии ежемесячно уничтожалось в среднем 130, 1 судов всех наций и в Средиземном море — 33, 3. За последние три месяца кампании эти цифры снизились соответственно до 38 и 11 (снижение соответственно на 71 и 67 процентов). Напряженность борьбы в последние периоды иллюстрируется тем фактом, что с 1 мая по 2 ноября 1918 г. было потоплено 252 британских судна, из них 228 взорваны торпедами без предупреждения. В конвоях под британской охраной было [370] проведено 90 000 судов в 97 000 000 тонн, из которых погибло только 436 судов, что составляет 0, 5 процента.
Таким образом, моряки военного, торгового и рыболовецкого флотов встретили и преодолели величайшую опасность, которая когда-либо угрожала неприкосновенности государства британских наций. [371]