Переход к мирной жизни
Кончилась Великая Отечественная война, длившаяся 1418 дней и ночей. Фашистская Германия разгромлена и безоговорочно капитулировала.
«Капитуляция» термин военный, но для перехода к мирной жизни необходимо было выполнить союзнические обязательства, принятые на Ялтинской и Потсдамской конференциях стран антигитлеровской коалиции по послевоенному устройству Германии, демилитаризовать ее экономику, заключить с ней мирный договор, искоренить нацизм. Для осуществления этих задач по решению Ставки Верховного Командования на территории Германии и Австрии временно оставлялись войсковые соединения.
На базе бывших фронтов были образованы группа оккупационных войск в Германии под командованием Маршала Советского Союза Г. К. Жукова и центральная группа войск под командованием генерала армии В. В. Курасова, которая осуществляла аналогичные функции в Австрии.
К концу мая 1945 года наш 81-й гвардейский полк в составе 1-й гвардейской бомбардировочной дивизии 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса перебазировался в Австрию на венский аэродром Асперн.
Началась служба в мирное время. Как непросто нам было привыкать к военным условиям жизни! Непростым оказался и переход на мирное положение, да еще за пределами своей Родины.
Четыре напряженных, неимоверно тяжелых года мы жили и думали категориями войны. Все наши мысли и дела были заняты одним: как лучше выполнить свой долг перед Родиной и разделаться с фашизмом. Мы к этому привыкли, и это стало для нас обычным состоянием нашей жизни. Из боя в бой, из битвы в битву. А битва это и день, и ночь, без выходных, праздничных и предпраздничных дней. И вот победа! А как и кем быть дальше?
Большая половина личного состава полка мало знало о службе в мирное время. Но теперь надо было жить по уставам мирного времени.
А мирное положение это и семьи, и дети, и домашний уют, и многое другое. Солдатам и сержантам казармы, офицерам квартиры или общежития.
В условиях зарубежья даже на таком стационарном аэродроме, как Асперн все это организовать было довольно сложно. Постепенно там появились семьи, находили квартиры, и мирная жизнь налаживалась. Налаживались добрые отношения с местным населением. Все меньше становился языковой барьер.
Известно, что для авиационной воинской части, как в военное, так и в мирное время важной является ее постоянная боеготовность. А это значит целеустремленные систематические полеты и их обеспечение. Непременно и теоретическая подготовка, летно-тактические учения, инспекторские проверки, а в целом постоянная занятость. Для этого необходимы нормальные жизненные условия, работа и отдых. Такие условия постепенно создавались для всего личного состава полка.
Не сразу, но постепенно вчерашние фронтовики привыкли к мирным условиям. Стали правилом утренние и вечерние проверки, соблюдение формы одежды и другие уставные положения... Нош полк вошел в ритм регулярных полетов и плановых учебных занятий. Летали на отработку техники пилотирования по кругу и в зону, по маршруту и на полигон.
В выходные дни выезжали к реке Дунай, в город Вену и его окрестности, где можно было много увидеть нового, известного лишь по книгам и кинофильмам, и лично убедиться, как заботится население о природе и чистоте не только в городе, но и за его пределами. Посещали зимний дворец Франца Иосифа, который временно был Домом офицеров венского гарнизона, венское кладбище советских воинов, могилу композитора Штрауса и другие примечательные места Вены.
Так протекали наши первые послевоенные будни. Однако каждому в зависимости от возраста и жизненного опыта приходилось задумываться о своем будущем.
Если проходить службу, необходимо совершенствовать свое мастерство на курсах усовершенствования, в училищах и академиях. Если демобилизоваться, необходимо приобретать специальность. Молодых это не пугало, и они нашли себя в жизни. Но об этом чуть позже.
После войны началась демобилизация солдат и сержантов. Вместо них приезжало молодое поколение летный, инженерно-технический состав, который надо было вводить в строй. Поэтому ряду опытных специалистов, сержантов и старшин приходилось временно задерживаться на службе.
Одновременно в 81-й гвардейский авиаполк прибывало и новое пополнение руководящего состава. Но должность заместителя начальника штаба оперативного отделения полка прибыл 2 января 1946 года опытный штабной работник, капитан Агарков Василий Дмитриевич. Ранее он занимал должность помощника начальника оперативно-разведывательного отдела 219-й бомбардировочной авиадивизии, которая к этому времени была расформирована. Василий Дмитриевич, имея большой опыт штабной работы в боевых условиях, быстро завоевал авторитет и уважение личного состава полка.
В середине 1946 года, после окончания командного факультета КВВА, был назначен на должность командира 81-го авиаполка майор Леонтий Прокофьевич Шестаев, также пользовавшийся авторитетом и уважением.
В должность старшего инженера полка вступил инженер-капитан Коваль Сергей Порфирьевич, закончивший Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского. Штурманом полка стал ветеран полка гвардии капитан Жуков.
Почти полностью изменился состав штаба полка. После прибытия начальника штаба Афанасьева, в течение 1946–1947 годов, сменилось два начальника штаба. Затем временно исполнявший обязанности начальника штаба полка В. Д. Агарков занимал эту должность до убытия на КУОС в КВВА 1 января 1949 года. В таких сложных условиях и организация управления полком, и учебно-боевая подготовка ложились на плечи Агаркова, заместителя начальника штаба по разведке капитана Назаренко, начальника связи Варабина, а также руководителей других служб полка.
В 1949 году 81-й гвардейский бап сменил свое наименование на 748-й гвардейский бап. В октябре 1951 года полк перебазировался на аэродром Текель (Венгрия), где летно-технический состав переучивался на реактивный бомбардировщик Ил-28.
В середине 1953 года прибыло молодое пополнение летчиков и штурманов из Кировоградского авиационного училища, переученные на самолет Пе-2. В полку была создана эскадрилья по переучиванию на Ил-28. Командиром эскадрильи был назначен Герой Советского Союза гвардии майор Николай Семенович Щербина, бывший заместитель командира эскадрильи 36-го гвардейского бап (4-й бак 202-й бад), закончивший в 1953 году Высшие офицерские летно-тактические курсы.
После переучивания на самолет Ил-28 все самолеты Пе-2 были переданы в город Львов, а перед личным составом полка поставлены новые задачи:
руководящему составу овладеть полетами в сложных метеорологических условиях днем и ночью;
летному составу в совершенстве овладеть полетами с боевым применением днем и ночью в простых метеоусловиях.
Одновременно шло освоение бомбометания с прицелом ПСБН-М и радиотехнической системы РЫМ-С. Переучивание продолжалось после перебазирования полка в июне 1953 года на аэродром города Мелитополя и длилось два года. Новые задачи личный состав полка выполнил.
С 1955 года полк ежегодно участвовал не только в дивизионных, но и в армейских учениях ПВО и ВВС страны, а также в проводимом Министерством Обороны СССР на Керченском полуострове учении с реальным бомбометанием бомбами ФАБ-250 по склону горы Опук но удалении 600–800 метров от окопов наземных войск. В бомбометании участвовало четыре пятерки самолетов Ил-28. Оно выполнялось из-за облаков с прицелом ПСБН-М. Все 4 пятерки получили хорошую оценку командования.
В 1956 году полк участвовал в десятидневных учениях ПВО страны с перебазированием летно-технического состава но аэродром Веселое. Полеты в составе полка выполняли днем, а ночью одиночными самолетами с интервалом в 30 секунд в простых и сложных метеоусловиях. В 1957 году в двенадцатидневных учениях ВВС с перебазированием всего личного состава полка на аэродром Канатово города Кировограда. В 1958-м в однодневном учении 48-й воздушной армии с бомбометанием но трех полигонах: Калиновка, Херсон, Поставы (Беларусь). На аэродроме Поставы полк произвел посадку в 12.00, а вылетел из Поставы ночью. Последний самолет приземлился на свой аэродром Запорожье в 4.00 утра.
В 1958 году полку, первому во фронтовой бомбардировочной авиации, была поставлена задача по овладению бомбометанием с применением управляемой авиабомбы УБ-2Ф. Для выполнения поставленной задачи полк получил пять специально оборудованных самолетов Ил-28, на которых требовалось вначале подготовить руководящий состав полка и одну авиаэскадрилью. Это задача была поставлена перед эскадрильей Героя Советского Союза гвардии майора Н. С. Щербины Она было выполнена успешно. Для применения управляемой бомбы было подготовлено девять экипажей во 2-й эскадрилье и экипаж командира полка подполковника Вячеслава Петровича Изворина со старшим штурманом полка подполковником Петром Яковлевичем Пирогом.
На инспекторской проверке 1959 года комиссией Министра обороны все 10 экипажей при бомбометании управляемой бомбой УБ-2Ф получили отличные оценки. Отклонение управляемой бомбы от центра условной цели составило от 0 до 12 метров.
В 1958 году, будучи старшим преподавателем Военно-воздушной Краснознаменной ордена Кутузова академии имени Ю. А. Гагарина, я выполнил научно-исследовательскую работу на тему: «Исследование по тактическим возможностям наведения управляемой бомбы УБ-2Ф». Под моим руководством разрабатывались дипломные работы слушателями по тактике фронтовых бомбардировщиков с применением управляемых авиабомб.
748-й гвардейский (81-й гвардейский) бап вел подготовку 16 экипажей носителей. Кроме того, особое внимание уделялось подготовке летного и технического состава до уровня 1-го и 2-го класса. К июню 1960 года (время расформирования полка) летный состав был подготовлен до уровня специалистов первого и второго класса.
В июне 1960 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР 748-й гвардейский бомбардировочный авиаполк (преемник 81-го гвардейского орденов Суворова и Богдана Хмельницкого Краковского бомбардировочного авиаполка), вооруженный замечательным фронтовым реактивным бомбардировщиком Ил-28 с летным составом, подготовленным до уровня первого и второго класса, был расформирован. Боевое и гвардейское знамя и ордена полка были сданы в Главный штаб ВВС. Спецсамолеты Ил-28 были переданы другим авиационным частям, а остальные самолеты были оставлены на аэродроме Запорожье. С этих самолетов были сняты двигатели, радиотехническая аппаратура, вооружение, приборы, а все оставшееся пошло на слом, даже для истории авиации не сохранили.
Руководящий состав полка и большая половина командиров звеньев были уволены в запас и стали искать себе работу, хотя могли бы по состоянию здоровья летать в любых метеоусловиях днем и ночью. Большинство рядового летного и технического состава было направлено в другие авиационные части ВВС для прохождения дальнейшей службы.
Ветераны войны
Прошли годы. Давно отгремели залпы салютов, возвестивших миру о победоносном завершении Великой Отечественной войны.
Бурьяном заросли могилы фашистских захватчиков и их преступных руководителей. Но не изгладится в веках память о героических подвигах советских людей в борьбе за Родину, в борьбе за освобождение народов Европы от гнета гитлеризма, об оказании им содействия в восстановлении своих независимых национальных государств. История подтверждает тот факт, что без помощи Советских Вооруженных Сил страны Европы не смогли бы освободиться от фашистского ига.
В этой смертельной борьбе есть заметная доля боевого труда гвардейцев 81-го гвардейского орденов Суворова и Богдана Хмельницкого Краковского бомбардировочного авиационного полка.
Чем же были заняты наши гвардейцы после войны, как сложились их . послевоенные судьбы?
Многие продолжили службу в ВВС. Окончили высшие офицерские школы, летно-тактические курсы и академии. Только Военно-воздушную академию окончили десять наших однополчан. Среди них командиры авиаэскадрилий П. А. Плотников, Н. И. Гапеёнок, С. М. Лискин, И. А. Куличев, Е. В. Попов, Е. П. Титов, Н. Д. Буторин и штурманы В. Ф. Романов, Т. Г. Сеньков, В. И. Кузнецов.
Плотников, Лискин, Куличев, командовавшие авиационными частями и соединениями, стали известными военачальниками.
Генерал-майор авиации С. М. Лискин исполнял должность начальника боевой подготовки фронтовой бомбардировочной авиации.
Дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации П. А. Плотников после окончания академии генерального штаба командовал авиационной бригадой особого назначения, а после ухода с летной работы исполнял должность заместителя начальника штаба воздушной армии.
Генерал-лейтенант авиации И. А. Куличев командовал авиационным объединением и был начальником факультета Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского.
Меня не покидала тяга к учебе. В 1946 году я вместе с Павлом Плотниковым был направлен на учебу в Краснознаменную Военно-воздушную академию, которую мы окончили в 1951 году. От предложения остаться в адъюнктуре академии я отказался и был назначен старшим инспектором-летчиком по технике пилотирования и теории полета бомбардировочного авиационного корпуса 30-й воздушной армии Прибалтийского Военного округа, где начал летать на фронтовом реактивном бомбардировщике Ил-28. Только освоился со своей новой должностью, командным и летным составом, как в 1952 году приказом Главнокомандующего ВВС был направлен на преподавательскую роботу в КВВА. В 1960 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата военных наук, а в 1963 году мне было присвоено ученое звание доцент. В 1961 году, находясь на годичной стажировке, переучился на самолеты МиГ-15 и Су-7Б. Вылетал самостоятельно на самолете Су-7Б. На этом моя летная карьера закончилась по состоянию здоровья. Находясь в запасе и отставке, вел и продолжаю вести военно-патриотическую работу, занимаюсь организацией работы в школах Москвы и Монино музеев 6-го гвардейского бомбардировочного акиакорпуса, в составе которого прошел боевой путь до полной Победы.
Н. Д. Буторин продолжил службу в должности заместителя командира полка, а затем командира отдельной эскадрильи в 73-й воздушной армии Туркестанского ВО, а после трех лет службы, в связи с оргмеропри-ятиями в армии, был уволен в запас. Вернулся в Москву и работал инженером и главным инженером в различных учреждениях и министерствах Москвы.
Штурман экипажа В. Ф. Романов стал штурманом-испытателем, В. И. Кузнецов преподавателем в Балашовском авиационном училище летчиков, В. П. Титов преподавателем в КВВА.
Е. П. Попов после окончания академии в течение пяти лет продолжал службу в должности командира эскадрильи и заместителя командира полка и был уволен в запас. Находясь в запасе, окончил вечерний факультет Харьковского политехнического института и работал по специальности инженером-экономистом. С 1982 года пенсионер, живет в Харькове.
Командир звена гвардии лейтенант Куртов Иван Антипович избрал другой послевоенный путь. После победы уволился в запас, вернулся на Родину, окончил институт, защитил кандидатскую диссертацию. Живет в Казахстане и работает в Алма-Атинском энергетическом институте.
Командир экипажа гвардии лейтенант Сергей Богданов окончил после войны факультет журналистики и стал писателем. Он автор двух книг. Больше не успел: очень рано покинул мир и нас.
Штурман экипажа Михаил Дробяз после войны окончил педагогический институт и всю жизнь проработал в школах Зачепиловского района Харьковской области.
Бывший воздушный стрелок-радист А. Н. Чистопольский после войны окончил Харьковский государственный университет и работал в школах Харькова учителем и директором школы.
Командир полка Герой Советского Союза гвардии полковник Гаврилов Владимир Яковлевич после победы окончил академию Генерального штаба, длительное время командовал авиационными соединениями. После летной работы был на преподавательской работе в Военно-политической академии имени В. И. Ленина. Уволен в запас по состоянию здоровья. Жил в Москве.
Когда начались увольнения военнослужащих срочной службы, из военнослужащих младшего инженерно-технического состава оставались продолжать службу в ВВС лишь единицы. Для поддержания боевой готовности полка, пока не войдет в строй молодое пополнение, командование вынуждено было задержать на некоторое время хорошо подготовленных специалистов. Все они были молоды и стремились быстрее вернуться домой к мирной жизни и, не теряя времени, учиться, приобретать специальность. Помню, как уезжали домой однополчане. Это была радость, прощание, слезы и счастье вернуться домой здоровым.
В разные уголки страны проложили они свои дороги, чтобы жить, творить, созидать, строить. И вот через годы и расстояния постепенно узнаю, что среди однополчан, которые приобрели сугубо мирные профессии, есть ответственные партийные и профсоюзные работники, известные ученые, писатели и поэты, инженеры и строители, высококлассные заводские и фабричные рабочие, агрономы и комбайнеры. Особо надо сказать о письмах. Они идут отовсюду, волнуют душу, будят воспоминания, несут вести. Однополчане переписываются, делятся радостями и горестями.
«Прошло с той поры, как вернулся домой много лет, пишет Александр Малахов, и не мало сделано за эти годы, а можно было сделать и больше, и добрее». Бывший старший механик самолета гвардии старшина А. М. Малахов в 1946 году вернулся на родину в деревню Малаховку Татарской АССР, где начал трудовую жизнь с должности парторга МТС в аппарате РК ВКП(б). Партийная, о в дальнейшем и профсоюзная работа стала смыслом его дальнейшей жизни. Окончив партшколу ВКП(б), работал в должности второго секретаря РК ВКП(б) и ведал нефтяной промышленностью. Работал секретарем парткома при управлении «Лениногорскнефть». Был избран председателем Татарского обкома профсоюзов рабочих нефтяной и химической промышленности, а затем председателем объединенного комитета профсоюзов треста «Строймеханизация», где проработал 12 лет до ухода на пенсию. Живет в городе нефтяников Альметьевске.
Несколько по-другому устраивал свою послевоенную жизнь старший механик самолета гвардии старшина Вакурин Борис Иванович, демобилизовавшийся вместе с Малаховым в 1946 году. Вернувшись в свой родной город Няндом в Архангельской области, начал работать в железнодорожном училище, а затем в Няндомском отделении Северной железной дороги. Работу совмещал с заочной учебой в институте инженеров железнодорожного транспорта. Окончил институт в 1953 году, получив специальность инженера-экономиста путей сообщения. Работал по специальности в розных городах страны. Еще в годы войны он начал писать стихи и продолжает писать по сей день. В авторской редакции изданы сборники стихов «Незабываемое» (1993 год), «Страницы жизни» (1994 год) и другие, а в 2001 году «Чтобы знали и помнили». Живет он в городе Рыбинске. Сборники своих стихов дарит однополчанам.
Известным ученым в области геолого-минералогических наук стал старший механик и моторист гвардии старшина Лицарев Михаил Алексеевич. Работал научным сотрудником, ученым секретарем института, членом Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК).
Старший механик гвардии старшина Черноштан Александр Иванович стал строителем промышленного и гражданского строительства.
Моторист гвардии старший сержант Антонов Валентин Николаевич был демобилизован в 1947 году. Вернулся домой и через месяц поступил на службу в органы МВД, где прослужил 49 лет. В настоящее время подполковник Антонов в отставке, живет в городе Рыбинске.
Механик самолета гвардии старшина Морозов Иван Дмитриевич после демобилизации работал в Гатчинском авиационном училище авиационным механиком. Вскоре был направлен на военный авиационный завод, выпускавший авиационные моторы, где проработал техником по эксплуатации до ухода на пенсию в 1979 году.
Идут годы. Они уносят здоровье, меняют внешний облик людей. Несмотря на преклонный возраст, болезни и недуги, ветераны войны создали ветеранские организации, музеи частей и соединений в школах, ведут большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодого поколения в школах, на предприятиях, в воинских частях, принося пользу обществу своим нравственным влиянием, воспитанием у людей патриотизма, любви к своей Родине и уважения к ее истории. Они служат примером трудолюбия и заботы о государственных и общественных интересах. В их сердцах живет и будет жить фронтовая дружба, рожденная в суровых длительных боях за честь, свободу и независимость своей Родины. Болезненно переживают ветераны создавшееся тяжелое положение в стране, надеются но светлое будущее России.
Одним из самых активных однополчан, организатором работы с молодежью является штурман эскадрильи гвардии майор Николай Иванович Рева. Он же первый председатель совета ветеранов полка и член совета ветеранов авиадивизии и 6-го гвардейского авиакорпуса, хранитель памяти И. С. Полбина и полбинцев.
Избирался председателем и заместителем председателя совета ветеранов авиакорпуса. Выполнял и выполняет большой объем работы по военно-патриотическому воспитанию школьной молодежи, оказывает помощь школьным музеям в их становлении и работе.
Большую помощь ему в этой важнейшей работе ветеранов оказывали однополчанин Юрий Леонидович и Зоя Тимофеевна Жидковы и все другие члены Совета.
В настоящее время председателем совета 6-го гвардейского бомбардировочного авиакорпуса избран москвич Буторин Николай Дмитриевич, который полностью вошел в сущность работы по военно-патриотическому воспитанию школьной молодежи, организации и работы школьных музеев нашего авиокорпуса и 1-й гвардейской бомбардировочной авиадивизии в городе Москве.
Руководителем и консультантом всей проводимой работы ветеранов является наш девяностолетний с большим жизненным опытом и светлой памятью глубокоуважаемый командир 6-го гвардейского Краснознаменного ордена Суворова Львовского бомбардировочного авиакорпуса гвардии генерал-лейтенант Никишин Дмитрий Тихонович.
В моей книге памяти мне хотелось отобрать из множества событий наиболее важное, такое, что могло бы раскрыть дела и свершения наших однополчан.
Я писал и думал о трудной и красивой судьбе своих однополчан, о том, что никто из них не искал легких путей в жизни, тихого личного счастья. А еще о том, что эту несгибаемую силу, непоколебимую волю, жизненную стойкость в бою и труде воспитала в нас, советских людях, Коммунистическая партия.
Прошло много лет после описываемых событий, сегодня трудно рассказать подробно о каждом. Пусть простят меня однополчане.
Ветераны
Годы проходят, история пишется,Борис Вакурин, 1990