На Воронежском фронте
26 марта 1943 года 81-й гвардейский бомбардировочный авиаполк в составе 1-й гвардейской бомбардировочной авиадивизии 1-го бомбардировочного авиакорпуса РВГК перебазировался на аэродром Евстратовское Россошанского района и вошел в состав 2-й воздушной армии (командующий генерал-лейтенант С. А. Красовский).
В этот период времени в командование 1-м бомбардировочным авиакорпусом вступил Герой Советского Союза полковник И. С. Полбин.
Иван Семенович Полбин окончил в 1931 году Оренбургскую военную школу летчиков и служил в авиационных частях на Дальнем Востоке, командовал эскадрильей и полком. Участвовал в боях на реке Холхин-Гол, награжден орденом Ленина.
В первые дни Великой Отечественной войны полк под командованием Полбина защищал Москву. За умелое командование полком, героизм и мужество, проявленное в 107 боевых вылетах и подвиг, совершенный им под Сталинградом, удостоен звания Герой Советского Союза. И. С. Полбин был теоретиком и практиком. На страницах газет и журналов он поднимал и разрабатывал проблемы бомбометания и пикирования. Он доказал полезность и необходимость для пикирующих бомбардировщиков действия с замкнутого круга «вертушки». В конце войны вышла его книга «Пикирующий удар». В книге изложены основы пикирующего удара, опыт подготовки и воспитания снайперских экипажей и подразделений, тактические приемы нанесения пикирующих ударов.
25 марта 1943 года убыл на учебу гвардии подполковник Сенников Сергей Петрович. В командование 81-м гвардейским бап вступил Герой Советского Союза подполковник Гаврилов Владимир Яковлевич. Начальником штаба гвардии был подполковник Новицкий Федор Николаевич, заместителем командира полка по политчасти гвардии майор В. К. Шишов.
Подполковник В. Я. Гаврилов родился 16 апреля 1908 года в поселке Северный рудник Донецкой области в семье рабочего. Русский. Окончил школу ФЗУ и работал токарем. В Красной Армии с 1928 года, член ВКП(б) с 1929 года. В 1931 году окончил Тульскую оружейно-техническую школу и работал в ней преподавателем. В 1935 году окончил Борисоглебскую военную авиашколу летчиков и продолжал службу в авиационных частях ВВС. Накануне Великой Отечественной войны окончил два курса Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского.
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Командовал 804-м бомбардировочным авиаполком 293-й бомбардировочной авиадивизии на Калининском, Волховском, Северо-Западном фронтах. Лично водил в бой полк. За умелое руководство полком, за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками 1 мая 1943 года был удостоен звания Герой Советского Союза.
О подвиге В. Я. Гаврилова писали многие наши газеты. Этот подвиг вошел в историю полка.
16 января 1943 года при выполнении боевого задания по бомбардированию войск и техники противника в районе Бурцево-Алексеевское (Калининский фронт) Гаврилов был ведущим группы Пе-2. «Во время нанесения бомбардировочного удара при выводе из пикирования, прямым попаданием снаряда зенитной артиллерии крупного калибра у самолета Гаврилова была отбита четверть плоскости с элероном. Самолет загорелся и перешел в штопор. После вывода из штопора, на горящем самолете Гаврилов продолжал выполнять боевое задание и руководить группой по уничтожению артиллерийских позиций противника.
После повторного бомбометания на горящий самолет Гаврилова напали три истребителя противника и с малой дистанции начали расстреливать его самолет. В результате пятнадцатиминутного боя героический экипаж под руководством Гаврилова на горящей машине сбил 2 Ме-109 и только после выполнения боевого задания передал командование группой заместителю, а сам привел горящий самолет на свою территорию и мастерски произвел посадку у переднего края своих войск.
В результате исключительно меткого бомбометания группы противник понес большие потери, а наши войска получили возможность перейти в контрнаступление и занять выгодные рубежи».
Командир корпуса гвардии полковник И. С. Полбин, вступая в должность, поставил перед собой цель сделать весь корпус пикирующим, причем в самое короткое время. Сам же он как теоретически, так и практически в совершенстве владел пикирующим ударом на самолете Пе-2. С таким предложением он обратился к командующему 2-й воздушной армии.
Командующий вначале сомневался в такой затее командира корпуса, но все же разрешил выполнить это настойчивое и весьма убедительное предложение, так как для этого создались и соответствующие условия.
Три месяца апрель, май и июнь 1943 года характеризовались некоторым затишьем на фронте. Эти месяцы и были использованы на учебно-боевую подготовку с выполнением отдельных боевых задач, поскольку отдельные боевые задачи даже в теплый период временного затишья на фронте все равно возникали.
Приближалась Курская битва. Требовалось изучить район предстоящих боевых действий и расположение противника в этом районе. Большая работа предстояла по вводу в строй молодых экипажей и, прежде всего, по освоению и дальнейшему совершенствованию бомбометания с пикирования одиночными экипажами, звеньями, а также по подготовке материальной части и вооружения. Сделано было немало. Ведь для укомплектования полка трехэскадрильного состава прибыло 13 экипажей (таблица 3) из 13-го и 3-го запасных авиаполков. Их требовалось ввести в строй к началу Курской битвы.
Летчики и штурманы, прибывшие на Воронежский фронт, были в звании младших лейтенантов, а воздушные стрелки-радисты в звании сержантов.
До прибытия на Воронежский фронт все эти экипажи прошли длительный курс обучения в авиационных школах, запасных авиационных частях, летали на самолетах СБ и Пе-2. Некоторые из пилотов начали обучение летному мастерству в аэроклубах, летных авиационных школах еще в довоенный период, и по не зависящим от них обстоятельствам обучение затянулось.
Так, например, пилот Есавкин Федор Алексеевич еще до призыва в Красную Армию закончил Московский аэроклуб. В 1939 году начал службу в Харьковской авиашколе штурманов в должности моториста. В 1940 году был направлен на учебу в Харьковскую авиашколу пилотов, летал на самолетах Р-5 и СБ. Во время войны школа была эвакуирована в город Омск, где Есавкин продолжил полеты на СБ и Пе-2. После окончания авиашколы в конце 1942 года был направлен в 3-й запасной авиаполк, где налетал 20 часов на самолете Пе-2. Из 3-го зап откомандирован в 81-й гвардейский бомбардировочный авиаполк.
№ экипажа | Летчик | Штурман | Стрелок-радист |
1 | Куртов Иван Антипович | Протасов Степан Павлович | Пензов Алексей Иванович |
2 | Титов Евстафий Павлович | Дровяз Михаил Алексеевич | Фарахутдинов А. Б. |
3 | Райков Михаил С. | Алифанов В. И. | Марченко В. Ш. |
4 | Богданов Сергей Матвеевич | Романов Виктор Федорович | Сейко Е. М. |
5 | Есавкин Федор Алексеевич | Кулыжский Петр Николаевич | Гавриленко М. Д. |
6 | Буторин Николай Дмитриевич | Корсаков Вадим Григорьевич | Сироткин М. А. |
7 | Носков Порфирий Ильич | Лепихин Петр Николаевич | Игнатьев Владимир Петрович |
8 | Клименко Иван Никифорович | Хмеленко Владимир Николаевич | Минеев Василий Степанович |
9 | Вихров Борис Петрович | Климов Константин Васильевич | Тимохин Дмитрий Григорьевич |
10 | Великанов Петр Семенович | Рычков Владимир Семенович | Мигунов Николай Никитович |
11 | Максимов Павел Михайлович | Котляренко Макар Гаврилович | Мороз Иван Григорьевич |
12 | Шигильдеев Алексей Николаевич | Пурас Владимир Андреевич | Шепитько Филипп Васильевич |
13 | Захаренко Николай Максимович | Криворотов Георгий Васильевич | Ефимов Павел Михайлович |
Пилот Николай Дмитриевич Буторин окончил аэроклуб в 1939 году. С 1940 по 1943 год закончил Свердловскую и Тамбовскую авиашколы на самолетах СБ и Энгельскую авиашколу на самолетах Пе-2. Затем в 3-м зап осваивал боевое применение на самолете Пе-2 и только 5 июня 1943 года с экипажем в составе штурмана В. Г. Корсакова, стрелка-радиста М. А. Сироткина и механика В. А. Маркитанова попал на фронт.
Пополнился полк и техническим составом, прибывшим из 8-й запасной авиабригады города Казани и других частей ВВС Красной Армии.
Изо дня в день с раннего утра и до вечера велась напряженная подготовка всего личного состава полка. С утра и до ночи не умолкал шум моторов на аэродроме. Большое внимание уделялось совершенствованию прибывшего молодого летного состава в боевом применении стрелкового оружия, в выполнении бомбометания с пикирования, а для этого надо было больше летать, бомбить и стрелять. Вся эта подготовка была под личным контролем командира корпуса и охватила все части корпуса. Большое внимание этим видам подготовки уделял и командующий 2-й воздушной армии.
Одновременно с летной подготовкой проводились теоретические занятия, летно-тактические учения, конференции по обмену боевым опытом.
Инженерно-технический состав наряду с обеспечением учебных полетов вел подготовку материальной части к предстоящим боевым действиям. На всех самолетах проводились регламентные работы. Двигатели с малым ресурсом подлежали или замене, или перечистке в специальных авиационных подвижных мастерских, размещенных в вагонах поезда.
Поскольку такой поезд находился в Воронеже, то для ремонта двигателей летчик перегонял самолет на аэродром города Воронежа, где снимались двигатели, выполнялись необходимые работы. Затем летчик облетывал самолет и, если не было замечаний, получал разрешение на возвращение в свой полк. Такая процедура была проделана и с моим самолетом накануне Курской битвы. Поздно вечером 4 июля самолет был готов к облету. Рано утром я облетал и принял самолет, возвратился на аэродром 5 июля, когда полк уже вылетел на боевое задание.
Большую помощь командованию в учебно-боевой подготовке полка оказывали партийные и комсомольские организации, мобилизуя личный состав на успешное выполнение задач и приказов командования. Формы и методы партийно-политической работы были разнообразные. Они сплачивали коллектив, поднимали моральный дух. Особое внимание уделялось морально-психологическому настрою молодого пополнения. Организовывали беседы, на которых опытные летчики, штурманы и стрелки-радисты делились своим опытом. Затем этот опыт популяризировался через печать, памятки, листовки.
Умело сочетая различные формы и методы партийно-политической работы, партийные и комсомольские организации обеспечивали высокое морально-психологическое состояние личного состава полка, которое в сочетании с боевым мастерством порождало смелость, отвагу и мужество в бою.
В результате большой напряженной работы всего личного состава под командованием командира полка Героя Советского Союза гвардии подполковника В. Я. Гаврилова, начальника штаба гвардии подполковника Ф. Н. Новицкого, заместителя командира полка по политчасти гвардии майора В. К. Шишова и инженера полка гвардии инженер-майора И. Н. Дегтяренко и помощи со стороны командования и политотдела дивизии и корпуса 81-й бомбардировочный авиаполк к началу Курской битвы имел 31 самолет Пе-2 и 30 экипажей, подготовленных к выполнению боевых задач с нанесением бомбовых ударов с горизонтального полета и пикирования.
Одновременно с выполнением задач учебно-боевой подготовки полк произвел 65 боевых вылетов. Бомбовые удары наносили по вскрытым скоплениям войск и боевой техники в районе населенных пунктов Борисовка, Болдыревка. Вели и воздушную разведку на участках дорог Харьков Полтава, Полтава Скороходово.
В одном из боевых вылетов 29 марта 1943 года 18 самолетов Пе-2 81-го гвардейского бап под командованием командира авиакорпуса гвардии полковника И. С. Полбина нанесли бомбовый удар по скоплению войск и боевой техники противника в районе населенного пункта Борисовка. Было уничтожено около 120 автомашин с войсками и техникой, разрушено до 20 различных зданий. Для нашего авиаполка этот боевой вылет оказался особенным и поучительным.
Боевой вылет выполнялся с полевого аэродрома Бабки, куда еще в начале месяца перелетели первая и вторая авиаэскадрильи гвардии капитанов Костенко и Коняева. 29 апреля на аэродром Бабки внезапно для всех нас прилетел на своем самолете командир авиакорпуса. В это время на аэродром прибыли офицеры штаба и политотдела дивизии и корпуса. Что бы это значило? Все прояснилось несколько позднее, когда для встречи с командиром корпуса был построен личный состав полка. На этом построении полковник Полбин после приветствия объявил, что с полком он будет знакомиться не в строю, а будет принимать полк в бою. Командиру полка была поставлена боевая задача на нанесение составом 18 самолетов Пе-2 бомбового удара по живой силе и боевой технике противника в районе Борисовка. Взлет полка по готовности. Ведущий командир авиакорпуса.
За ходом подготовки полка к выполнению боевой задачи внимательно наблюдали командир авиакорпуса, офицеры штаба и политотдела авиакорпуса и дивизии.
Командира авиакорпуса интересовал, как он сказал на разборе боевого вылета, не результат удара, хотя это тоже важно, а готовность полка к выполнению боевых задач и подготовка летного состава.
После доклада командира полка о готовности к боевому вылету, две эскадрильи в составе 18 самолетов произвели взлет, сбор и под командованием командира авиакорпуса взяли курс на цель.
При выходе на цель по бомбардировщикам открыла огонь зенитная артиллерия. Ведущий, выполняя противозенитный маневр иногда с большими кренами на разворотах, вывел группы на цель. Сделав два захода на цель в условиях активного противодействия противника, выполнили боевую задачу без потерь и взяли курс на свой аэродром.
С выходом на свою территорию полет выполнялся в начале на малой высоте, а при подходе к аэродрому и на бреющем полете, что было впервые для нас. В то же время отдельные летчики снижались ниже ведущего. Некоторые шли значительно выше ведущего.
Все ожидавшие на аэродроме возвращения полка с боевого задания все чаще и чаще стали посматривать на небо, откуда могли появиться самолеты, однако на удивление всем обе группы самолетов внезапно появились над стартом на бреющем полете. Затем энергичным набором высоты с одновременным роспуском на посадку в короткое время все экипажи произвели отличные приземления. Никаких комментариев со стороны наблюдавших не последовало. Все ожидали разбора боевого полета.
Прошло около получаса после посадки. Здесь же, на зеленой площадке аэродрома командир корпуса провел разбор боевого полета. На разборе, кроме участников боевого вылета, присутствовали офицеры штаба и политотдела корпуса, дивизии и руководящий состав полка. Командир корпуса поздравил летный состав и, прежде всего, молодое пополнение с успешным боевым вылетом, пожелал дальнейших успехов в совершенствовании боевого мастерства. Особое внимание было уделено экипажам, выполнившим свой первый боевой вылет.
Затем подробно был проанализирован полет к цели и действия экипажей, звеньев при выходе на цель, над целью при выполнении противозенитного маневра. Были отмечены положительные стороны, а также разобраны допущенные ошибки и даны рекомендации, как необходимо поступать в критических ситуациях. Неожиданно для всех командир корпуса задал вопрос: «Кто на бреющем полете шел ниже ведущего?» Наступило молчание. После повторного вопроса поднялись молодые пилоты Сергей Богданов, Михаил Райков, Павел Максимов... Командир корпуса внимательным изучающим взглядом смотрел на каждого из них, а все ожидали «большой грозы». Но командир корпуса отметил хорошую подготовку летного состава, а за нарушение правил полета любителям острых ощущений объявил выговор.
Получили серьезные внушения командиры эскадрилий «за боязнь летать» на бреющем полете. В итоге гвардии полковник Полбин остался доволен подготовкой полка, был в хорошем настроении и всем участникам боевого вылета, кроме провинившихся, объявил благодарность.
Курская битва
Курская битва была одной из крупнейших битв 2-й мировой войны. Она являлась важнейшим этапом на пути к победе советского народа над фашистской Германией.
Переход Советской Армии в наступление и поражение немецких войск в Сталинградской битве подорвали военную мощь гитлеровской армии и моральный дух населения Германии. Чтобы улучшить внутриполитическое положение рейха, гитлеровское командование решило провести крупное летнее наступление на Советско-Германском фронте и повернуть ход войны в свою пользу.
Учитывая выгодное положение своих войск в районе Курского выступа, противник решил ударами по сходящимся направлениям с Севера и Юга окружить и уничтожить войска Центрального и Воронежского фронтов. После этого помечалось развернуть наступление на северовосточном направлении и даже на Ленинград.
К операции привлекалось до 70% танковых дивизий и свыше 65% боевых самолетов противника, действовавших на Советско-германском фронте. В состав только ударных группировок вошло 50 наиболее боеспособных дивизий, в том числе 16 танковых, и ряд отдельных частей. Кроме того, на флангах ударных группировок действовало около 20 дивизий.
Всего насчитывалось 900 тысяч человек, около 10 тысяч орудий и минометов, до 2700 танков, около 2000 самолетов. Эту громаду надо было не только сдержать, но и победить.
Ставка ВГК приняла решение временно перейти к обороне на Курском выступе, подготовив здесь мощную базу; в ходе оборонительного сражения обескровить ударные группировки врага и этим создать благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление, а затем и в общее стратегическое наступление.
Задача отразить наступление противника со стороны Орла возлагалась на войска Центрального фронта, а из района Белгорода на Воронежский фронт.
К началу Курской битвы в составе Центрального и Воронежского фронтов имелось 1336 тысяч человек, более 19 тысяч орудий и минометов, 3444 танка и САУ, 2172 самолета. В тылу Курского выступа был развернут Степной фронт, чтобы предотвратить глубокий прорыв противника как со стороны Орла, так и со стороны Белгорода, а при переходе войск в контрнаступление наращивать силу удара из глубины.
К началу июля 1943 года в 81-м гвардейском бомбардировочном авиаполку закончилась плановая учебно-боевая подготовка. Подводились итоги, намечались варианты и тактические приемы выполнения боевых задач. К этому времени в штабе 2-й воздушной армии были разработаны планы боевого применения авиации на период оборонительного сражения. Когда стало известно, что немецко-фашистские войска могут перейти в наступление 3–5 июля, наш полк был переведен в боевую готовность со всеми вытекающими из этого последствиями.
С учетом возможного срока перехода немецко-фашистских войск в наступление была проведена мощная артиллерийская контрподготовка по районам сосредоточения ударных группировок противника. Немецко-фашистские войска понесли потери. Наступление гитлеровцев утром 5 июля было задержано на 2,5–3 часа.
Советская авиация начала боевые действия на белгородско-курском направлении 5 июля рано утром. В 4 часа 30 минут 2-я и 17-я воздушные армии нанесли по восьми аэродромам противника массированный удар, в результате которого было уничтожено и повреждено около 60 вражеских самолетов.
Рано утром 5 июля свой первый боевой вылет в Курской битве произвел и наш 81-й гвардейский бомбардировочный авиаполк. Две эскадрильи 17 самолетов Пе-2 под командованием командира полка гвардии подполковника В. Я. Гаврилова взлетели для нанесения бомбового удара по войскам и боевой технике противника в районе населенного пункта Пушкарное. При подходе к цели боевой порядок полка «колонна эскадрилий» был встречен ураганным огнем зенитной артиллерии противника. Над целью правое звено ведущей эскадрильи еще до сбрасывания бомб накрыл залп огня зенитной артиллерии. В результате прямых попаданий взорвались в воздухе два самолета Пе-2 летчиков Л. И. Шевелева и А. Н. Шигильдеева. Погибло два молодых экипажа. На подбитом самолете произвел вынужденную посадку вне аэродрома летчик А. П. Губин.
Оборонительное сражение на белгородско-курском направлении продолжалось с 5 по 23 июля. Противник наносил здесь два удара: на обоянском направлении главный, на корочанском вспомогательный. 5 июля на этих направлениях шли упорные бои. Сосредоточив здесь свыше 700 тяжелых и средних танков, основные силы артиллерии и мотопехоты, гитлеровцы рассчитывали прорвать нашу оборону и в течение двух-трех суток кратчайшим путем выйти к Курску. Их наступление поддерживалось крупными силами авиации.
С началом наступления немецко-фашистских войск на белгородско-курском направлении на земле и в воздухе развернулось огромное сражение. Земля гремело от взрывов бомб и снарядов. Белгородские холмы были в огне и дыму, поэтому в первых вылетах трудно было без помощи с земли разобраться, где свои войска, где войска противника. Сложно было и в последующих вылетах. Усилия нашего 81-го гвардейского авиаполка направлялись на уничтожение войск и боевой техники в непосредственной близости от своих войск в районах Пушкарное, Мелехова, Лухановка, Борисовка, Томаровка, Гостищево. Бомбометание осуществлялось с горизонтального полета и пикирования с выполнением нескольких заходов на цель. В этих бомбовых ударах принимали участие уже хорошо подготовленные молодые экипажи, которые стремились в бой и показывали образцы мужества и отваги.
Наиболее напряженным периодом в боевых действиях был период оборонительного сражения. Экипажи выполняли в день до трех боевых вылетов и постоянно находились в высокой боевой готовности для действий по вызову. Главной ударной силой, с которой сражались наши войска, были танки. Против танков и мотопехоты направлялись усилия полка. Бомбовые удары наносили группами по 5–9 самолетов. Самолеты вызывали по радио и наводили на цели авиационные представители, находившиеся в наземных войсках. Их помощь при бомбометании с пикирования в условиях наступательных действий войск была для пикировщиков важной, а порой и необходимой. Все попытки танковых и механизированных соединений противника прорваться к Обояни не имели успеха. Убедившись, что прорваться к Курску через Обоянь невозможно, противник перенес свои основные усилия на прохоровское направление, намереваясь захватить Курск ударом с юго-востока.
10 июля экипаж гвардии лейтенанта С. М. Лискина (штурман гвардии лейтенант Н. В. Лисицын, стрелок-радист гвардии сержант И. С. Чехлов) выполнял воздушную разведку с задачей фотографирования войск и боевой техники противника в районе Прохоровки в условиях сильного противодействия наземных средств ПВО.
Для того чтобы более удачно сфотографировать заданный район, воздушному разведчику Лискину пришлось несколько раз и с разных направлений выходить на объект фотографирования, подвергаясь в каждом заходе сильному обстрелу зенитной артиллерии. Только убедившись, что цель разведки достигнута, экипаж вернулся на аэродром, доставив важные сведения о противнике.
12 июля в районе Прохоровки произошло самое крупное встречное танковое сражение 2-й мировой войны, в котором участвовало 1200 танков и самоходных орудий. Сражение было выиграно советскими войсками. Только за один день гитлеровцы потеряли в районе Прохоровки 400 танков и более 10 тысяч солдат и офицеров убитыми.
Чтобы сорвать план противника, командующий Воронежским фронтом решил стойкой обороной измотать и обескровить немецкие войска и одновременно нанести контрудар с целью разгрома вражеской группировки, наступавшей на этом направлении. Замысел командующего заключался в том, чтобы окружить и уничтожить группировку в составе одной пехотной и четырех танковых дивизий (700 танков) в районе Покровка, Яковлево, Грозное, Большие Маячки.
Контрудар намечался на 12 июля частью сил 17-й воздушной армии и авиации дальнего действия при поддержке частей и соединений 2-й воздушной армии. В ночь на 12 июля по объектам противника в районах Покровка, Бол. Маячки, Яковлево, Гремучий, Мал. Маячки, по железнодорожным станциям нанесли удар ночные бомбардировщики и авиация дальнего действия.
Утром 12 июля была проведена артиллерийская и авиационная подготовка контрудара. В авиационной подготовке 1-й бомбардировочный авиакорпус осуществлял не сосредоточенные удары, как это предусматривалось планом, а эшелонированные действия мелких групп самолетов из-за сложных метеорологических условий. В этот период 81-й авиаполк наносил бомбовые удары по скоплениям танков противника в районах совхоза Октябрьский, Грозное, Покровка, Яковлево. Боевые вылеты выполнялись по вызову авиационных представителей в войсках группами по 6–9 самолетов.
Главная группировка противника, наступавшая на Прохоровку, понесла большие потери и перешла к обороне. 13–15 июля противник продолжал атаки против частей 5-й гвардейской и 69-й армий в районе южнее Прохоровки. Максимальное продвижение противника на южном фасе выступа достигло 35 километров.
Активно участвуя в оборонительном сражении, 81-й гвардейский авиаполк для поддержки сухопутных войск, действуя эшелонирование по вызову авиационных представителей, находившихся в соединениях сухопутных войск, изматывал ударные группировки противника, наносил им значительные потери и создавал условия для перехода наших войск в контрнаступление.
В обороне под Курском летный состав приобрел ценный опыт нанесения бомбовых ударов с горизонтального полета и пикирования в условиях сильного противодействия зенитных средств и авиации противника.
Были и трагические случаи.
Командир звена гвардии лейтенант С. М. Арбеков неоднократно выполнял важные боевые задачи в условиях сильного противодействия зенитной артиллерии и истребителей противника. Дважды приводил свой подбитый самолет Пе-2 на аэродром после успешного выполнения боевой задачи и всегда первым стремился в бой.
18 июля 1943 года экипаж Сергея Арбекова (штурман гвардии лейтенант Т. М. Медведев, стрелок-радист гвардии старшина А. С. Петрик) выполнял ответственную боевую задачу в районе Дальняя Игуменка. С боевого задания экипаж не вернулся. Судьба членов экипажа осталось неизвестной.
С 17 по 23 июля Советские войска при поддержке авиации нанесли ряд контрударов, в результате которых было полностью восстановлено положение, занимаемое войсками к 5 июля.
24 июля началась подготовка к контрнаступлению на белгородско-харьковском направлении.
В ходе интенсивных боевых вылетов при сильном противодействии зенитных средств и истребителей противника экипажи часто возвращались на самолетах с различными повреждениями. В такой обстановке самоотверженно трудились техники, механики и мотористы, вводя в строй неисправные самолеты. Технический состав под руководством техников звеньев А. Е. Кондратенко, П. И. Шурашова, И. Г. Хакимзянова, М. З. Халитова сутками не уходил с аэродрома...
В дни ожесточенных боев на белгородско-курском направлении лучшие летчики, штурманы, воздушные стрелки-радисты, техники, механики вступали в ряды Коммунистической партии.
Участвуя в боях по разгрому белгородско-курской группировки противника, 81-й гвардейский бап совершил 229 боевых вылетов с налетом 437 часов и сбросил на головы врага 109 тонн бомб, расстрелял 5600 патронов. В результате было уничтожено и подбито 52 танка, 473 транспортных средства с войсками и боевой техникой, взорвано 5 складов с боеприпасами, уничтожено и подавлено 8 артиллерийских и минометных батарей, 17 огневых точек, взорвано 2 железнодорожных эшелона и 7 бензомашин. Полк потерял 4 самолета и экипажи летчиков Шевелева, Шигильдеева и Арбекова. Произвел вынужденную посадку на подбитом самолете вне аэродрома летчик Губин. За активное участие в успешном разгроме белгородско-курской группировки противника всему личному составу полка объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего. 9 человек летного и технического состава награждены орденами и медалями.
На Степном фронте
Распоряжением Ставки ВГК 1-й бомбардировочный авиакорпус под командованием полковника И. С. Полбина вышел из состава 2-й воздушной армии Воронежского фронта и перешел в оперативное подчинение командующего 5-й воздушной армии генерал-лейтенанта С. К. Горюнова, активно продолжая вести боевые действия в контрнаступлении на белгородско-харьковском направлении (3–23 августа 1943 года).
Не добившись успеха в наступлении на курском направлении, немецко-фашистские войска перешли к обороне, стремясь удержать Белгородско-Харьковский выступ и не допустить наши войска на Украину.
Оборона готовилась здесь в течение длительного времени и имела от трех до семи оборонительных рубежей. Наиболее мощными узлами сопротивления были Белгород, Харьков, Томаровка, Борисовка, Ахтырка, Богодухов. Город Харьков был прикрыт семью оборонительными рубежами с Севера. Кроме того, вокруг Харькова были созданы два мощных кольцевых обхода и другие укрепления.
Войска Степного фронта (7-я гвардейская армия генерала М. С. Шумилова, 53-я армия генерала И. М. Мангарова и 69-я армия генерала В. Д. Крюченкина) должны были во взаимодействии с войсками Воронежского фронта прорвать оборону противника, овладеть Белгородом, обойдя его с запада, и затем развивать наступление на Хорьков.
Перед авиацией 2-й и 5-й воздушных армий ставились следующие задачи:
поддержать наступление сухопутных войск, подавляя и уничтожая узлы сопротивления, артиллерию, танки и живую силу противника;
обеспечить ввод в прорыв и наступление танковых соединений;
удержать господство в воздухе;
ударами по железным и шоссейным дорогам не допустить подхода резервов врага к полю боя;
непрерывно вести воздушную разведку.
Еще до начала операции командующий 5-й воздушной армии поставил задачи соединениям.
1-му бомбардировочному авиакорпусу требовалось сосредоточенными ударами больших групп Пе-2 в сопровождении истребителей уничтожать и подавлять артиллерийские и минометные батареи на огневых позициях, узлы сопротивления на поле боя и в ближайшем тылу, войска и технику в местах скопления, сосредоточения и на марше. Командиру корпуса предписывалось иметь в готовности группу для действий на поле боя по объектам противника.
На первый день операции предусматривалось произвести два бомбовых удара по переднему краю обороны противника. Первый удар силами 50 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 нанести по штабам, артиллерийским позициям и узлам сопротивления врага перед началом артиллерийской подготовки. Возглавить эту группу поручалось командиру 1-й гвардейской бомбардировочной авиадивизии полковнику Ф. И. Добышу.
Атаку пехоты и танков поддерживали 100 бомбардировщиков Пе-2 двумя группами (по 50 самолетов в каждой). Группы возглавляли командир корпуса И. С. Полбин и командир 293-й бомбардировочной авиадивизии полковник Г. В. Грибакин.
На подготовку к боевым действиям между оборонительным сражением и началом контрнаступления была дано десятидневная пауза, и это позволило провести все необходимые мероприятия. К исходу 2 августа 1943 года все авиационные части 1-го бомбардировочного авиакорпуса были готовы к поддержке войск Степного фронта в их наступлении на белгородско-харьковском направлении.
На рассвете 3 августа по обороне противника нанесли мощный бомбовый удар две группы бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Одновременно вступила в работу артиллерия. Началась Белгородско-Харьковская операция.
Первыми поднялись в воздух бомбардировщики, возглавляемые командиром 1-й гвардейской авиадивизии гвардии полковником Ф. И. Добышем. В их составе был и наш 81-й гвардейский авиаполк. 50 бомбардировщиков нанесли мощный бомбовый удар по основным очагам сопротивления противника в полосе прорыва обороны еще до начала артподготовки. Причем если первую группу, возглавляемую комдивом Ф. И. Добышем, противник встретил сильным противодействием «эрликонов», то в ходе второго бомбового удара, осуществленного под командованием командира авиакорпуса И. С. Полбина и комдива Г. В. Грибокина, противодействия зенитной артиллерии почти не было. Видимо, в значительной степени она уже была уничтожена при первом ударе. Плотность огня при сосредоточенном ударе бомбардировщиков составила около 17 тонн на 1 километр. Основные огневые средства на участке прорыва были подавлены.
Используя результаты массированных ударов бомбардировщиков и штурмовиков, мощную артиллерийскую подготовку, войска 53-й армии после двухчасового боя овладели сильно укрепленным рубежом на участке «лес Журавлиный», колхоз «Смело к труду», высота 209.5.
За день 53-я и 69-я армии продвинулись на 7–8 километров. А 1-й механизированный корпус до 15 километров. Танки прорыва вышли на исходные позиции. В процессе наступления выявлялись наиболее упорно обороняемые объекты, куда немедленно направлялись бомбардировщики или штурмовики. Высоко оценил такие действия авиации командующий 69-й армии генерал-лейтенант В. Д. Крюченкин.
«3 августа, - писал он, противник оказал упорное сопротивление на рубеже Заготскот, высота 211.6, где сосредоточено 15 артиллерийско-минометных батарей, 27 самолетов Пе-2. Мощным бомбовым ударом подавили огонь артиллерии противника. В результате пехота, очистив минные поля и преодолев проволочные заграждения, успешно атаковала гитлеровцев и овладела указанным рубежом. С линии фронта благодарят Полбина за удары по врагу».
В течение 4 августа две группы в составе 16 самолетов Пе-2 81-го гвардейского авиаполка во главе с командиром эскадрильи гвардии майором Н. С. Зайцевым и 17 самолетов во главе с командиром 804-го авиаполка майором А. М. Семеновым нанесли бомбовый удар по артиллерии на огневых позициях в районе Топлинки. В результате бомбового удара артиллерийский огонь противника был подавлен и части 7-й гвардейской армии получили возможность развивать наступление. Эффективность этого удара подтверждается следующей телеграммой:
«Полковнику И. С. Полбину. Произведенный Вашими группами в период 07.15–07.25 бомбардировочный удар дал хороший результат. Военный Совет 7-й гвардейской армии всему личному составу, участвовавшему в этом бомбовом ударе, объявил благодарность. Шумилов».
Из состава 81-го гвардейского бомбардировочного авиаполка в этом ударе участвовали экипажи 1-й и 3-й эскадрильи.
Утром 5 августа соединения и части 69-й и 7-й гвардейских армий устремились к Белгороду и вышли но его северную окраину, где встретили сильное огневое противодействие. В этой обстановке бомбардировщики и штурмовики своими мощными ударами по укрепленным узлам сопротивления и живой силе расчищали путь войскам.
Первой вступила в бой эскадрилья П. Я. Гусенко. Мастерскими ударами с пикирования, выполнив два захода на цель, бомбардировщики подавили сопротивление врага. Прямыми попаданиями были уничтожены огневые позиции, взорвано хранилище боеприпасов и нанесены потери живой силе.
В этот же день две эскадрильи, возглавляемые командиром полка В. Я. Гавриловым и командиром эскадрильи Н. С. Зайцевым, нанесли бомбовые удары с пикирования и горизонтального полета по скоплению войск и артиллерийско-минометным батареям в районе Таврово и Бродок.
Насколько эффективными были эти удары, можно судить по телеграмме командующего 7-й гвардейской армии М. С. Шумилова: «Полковнику И. С. Полбину: Ваши бомбардировщики в первый вылет действовали исключительно хорошо. Благодаря этому был взят пункт Таврово, а после бомбометания Бродок наземные части заняли северную окраину пункта и ведут бои за овладение Бродок. Захваченный в плен в районе Бродок обер-ефрейтор 107-го артполка 106-й пехотной дивизии показал: 107-й полк потерял свыше 75% личного состава и материальной части в результате обработки его русскими бомбардировщиками. Шумилов».
В результате мощных ударов авиации огневая система противника была подавлена. К вечеру 5 августа войска 69-й и 7-й гвардейской армий при поддержке авиационных соединений 5-й воздушной армии штурмом овладели Белгородом и разгромили оборонявшую город группировку. Противник оставил на улицах разрушенного города только убитыми 3 тысячи солдат и офицеров. В этот день столица нашей Родины Москва впервые за время войны салютовала доблестным воинам, освободившим город Белгород двенадцатью залпами из 120 орудий. С этого времени московские салюты в ознаменование побед Советской Армии стали традицией.
После освобождения Белгорода наступление Советских войск продолжало успешно развиваться. 1-я и 5-я танковые армии продолжали наступление на главном направлении и к исходу 7 августа овладели важным опорным пунктом Богодухов, а 5-я гвардейская армия освободила Казачью Лопань и Золочев важные узлы сопротивления, прикрывавшие Харьков. Войска 57-й армии форсировали 11 августа Северный Донец, овладели Чугуевым и с востока и юго-востока вышли на подступы к Харькову.
Гитлеровское командование, стремясь сорвать наше наступление, начало спешно перебрасывать в район Харькова свои резервы. Бомбардировщики усилили борьбу с резервами врага. Объектами бомбовых ударов стали железнодорожные станции, в том числе и железнодорожный узел Харьков-центральный, железнодорожные перегоны Харьков-Полтава, а также места сосредоточения живой силы и техники.
Все важные объекты противник прикрывал зенитными средствами и истребителями, для которых были оборудованы площадки даже в пригородах Харькова. Однако даже такая обстановка, складывающаяся в районе Харькова и его пригородах, не поколебала моральный дух и нашу уверенность в победе. С первого дня контрнаступления в нашем полку и в других частях 1-го бомбардировочного авиакорпуса большое внимание уделялось политическому и воинскому воспитанию личного состава, что способствовало укреплению боевого и морального духа летного состава. Одной из эффективных форм воспитания был вынос на старт боевого Красного знамени. «Когда мы вылетаем на задание и видим, что нас провожает боевое знамя, говорили летчики, штурманы и стрелки-радисты, радостнее становится на душе и мы увереннее летим в бой».
10 августа эскадрилья гвардии капитана П. Я. Гусенко всем составом вылетела для нанесения бомбового удара по скоплению живой силы и боевой техники на подступах к Харькову в районе Золочев.
При подходе к линии фронта на самолете экипажа гвардии младшего лейтенанта С. М. Богданова (штурман гвардии младший лейтенант В. Ф. Романов, стрелок-радист Е. М. Сейко) внезапно отказал нагнетатель у одного из двигателей, сбавились обороты и уменьшилась скорость. В результате летчик не смог держаться в боевом порядке и стал отставать, но полет не прекратил. Горя ненавистью к врагу, экипаж решил продолжать полет к цели самостоятельно. В районе цели самолет оказался под огнем зенитной артиллерии. Умело маневрируя, экипаж вышел на цель и сбросил бомбы. При выходе из зоны огня зенитной артиллерии самолет Пе-2 был атакован парой истребителей Ме-109.
Атаки следовали одна за другой, но штурман и стрелок-радист умело отражали атаки, стремясь не допустить истребителей на близкие дистанции к своему самолету. Летчик Богданов, маневрируя, создавал экипажу условия для отражения атак. В одной из атак стрелок-радист Сейко сбил один Ме-109. Другой Ме-109 продолжал атаки и в одной из них поджег самолет Пе-2, ранив штурмана. Загорелся пол кабины летчика, и задымил правый мотор, отказала гидросистема. Но экипаж не терял самообладания. Раненый штурман тушил пожар в кабине, стрелок-радист отражал атаки, а летчик, превозмогая боль в раненой правой руке, перешел на бреющий полет и сумел довести самолет до своего аэродрома. Экипаж был награжден орденами Красной Звезды.
С 18 по 22 августа войска Степного фронта при содействии авиации продолжали вести бои на подступах к Харькову и, преодолев упорное сопротивление, прорвали 18 августа внешний оборонительный рубеж в 8–14 километрах от Харькова.
Гитлеровское командование направило для обороны города все, что было под рукой. Однако уже ничто не могло изменить ход сражения за Харьков, хотя 69-я и 7-я гвардейская армии, наступавшие на Харьков с севера, оказались в сложном положении. На поддержку этих армий были направлены усилия 81-го авиаполка. Группы бомбардировщиков вылетали по графику и по вызову для нанесения ударов по наиболее важным целям по указанию войск.
21 августа эскадрилья капитана Е. Н. Коняева в составе 9 самолетов Пе-2 выполняла боевую задачу по уничтожению скопления войск и боевой техники в районе западнее населенного пункта Гиевка Харьковского района. При выходе на цель эскадрилья была встречена сильным огнем зенитных средств, и прямым попаданием был сбит самолет ведущего гвардии капитана Коняева. Экипаж в составе командира, штурмана гвардии старшего лейтенанта Скрынника Григория Николаевича, стрелка-радиста гвардии старшины Каширского Алексея Михайловича погиб. Несмотря на гибель командира, задание было выполнено остальными экипажами во главе с заместителем командира эскадрильи.
Коняев Евгений Николаевич родился в 1910 году. После окончания средней школы с 1932 года в Красной Армии. В 1935 году закончил военную авиационную школу летчиков и продолжал службу в авиационных частях Ленинградского военного округа. В 1940 году прибыл в формируемый 202-й скоростной бомбардировочный авиаполк на должность командира эскадрильи ЛВО. С первых дней Великой Отечественной войны участвовал в боевых действиях на Ленинградском, а затем на Калининском, Волховском, Северо-Западном, Воронежском и Степном фронтах. С 5 июля 1943 года, когда гитлеровское командование начало летнее наступление на курском направлении, гвардии капитан Коняев во главе своей эскадрильи по два три раза в день водил бомбардировщиков в бой и беспощадно громил врага. За время войны он совершил 58 успешных боевых вылетов и был награжден двумя орденами Красного знамени и орденом Отечественной войны 1-й степени.
Командир эскадрильи пикирующих бомбардировщиков гвардии капитан Коняев Евгений Николаевич навечно зачислен в списки 81-го гвардейского орденов Суворова и Богдана Хмельницкого Краковского бомбардировочного авиационного полка.
С каждым днем и часом наступления благодаря усилиям наземных войск и авиации положение харьковской группировки противника становилось все более критическим. Во второй половине дня 22 августа немецко-фашистские войска стали отходить из района Харькова. В своих воспоминаниях о событиях этих дней И. С. Конев писал: «Чтобы не дать возможности противнику уйти из-под ударов, вечером 22 августа я отдал приказ о ночном штурме Харькова. Всю ночь на 23 августа в городе шли ожесточенные бои, полыхали пожары, слышались сильные взрывы. Воины 53-й, 69-й и 7-й гвардейской, 57-й армий и 5-й гвардейской танковой армии, проявляя мужество и отвагу, умело обходили опорные пункты врага, просачиваясь в его оборону, нападали на его гарнизоны с тыла. Шаг за шагом советские воины очистили Харьков от фашистских захватчиков».
К полудню 23 августа Харьков был полностью освобожден. В приказе Верховного Главнокомандующего отмечалось: «Сегодня, 23 августа, войска Степного фронта при активном содействии с флангов войск Воронежского и Юго-Западного фронтов в результате ожесточенных боев сломили сопротивление противника, штурмом взяли город Харьков». Москва салютовала войскам, освободившим город Харьков, 20-ю артиллерийскими залпами из 224 орудий.
Освобождением Харькова победоносно завершилась битва под Курском.
В тяжелых оборонительных боях на белгородско-курском и при контрнаступлении на белгородско-харьковском направлениях летный состав 81-го гвардейского бомбардировочного авиаполка под командованием Героя Советского Союза гвардии полковника В. Я. Гаврилова показал исключительное мужество, отвагу, боевое мастерство и массовый героизм.
Мастерами бомбовых ударов по врагу показали себя экипажи эскадрильи П. Я. Гусенко. За период Курской битвы экипажи этой эскадрильи произвели 189 боевых вылетов. В ее составе были не только опытные экипажи, но и экипажи из молодого пополнения, прибывшие на Воронежский фронт перед Курской битвой. Это экипажи младших лейтенантов С. М. Богданова, Е. П. Титова, М. С. Райкова.
Командование дивизии и корпуса неоднократно отмечало смелые и решительные действия экипажей эскадрильи Е. А. Коняева, Н. С. Зайцева, а также экипажей К. Ф. Мулюкина, А. П. Лопаткина, С. М. Лискина, С. М. Арбекова, П. П. Черныша, В. И. Смирнова, Н. И. Бондаренко, Е. Н. Бухальцева, А. П. Губина, моего экипажа.
Активно и целеустремленно включилось в боевые действия молодое пополнение, прибывшее на Воронежский фронт. Это экипажи младших лейтенантов И. А. Куртова, Н. Д. Буторина, П. И. Носкова, Ф. А. Есавкина, которые составили основу третьей эскадрильи полка.
Много труда, умения, изобретательности и смекалки в обеспечение победы вложил многочисленный инженерно-технический состав, считая это не героизмом, а своим долгом во славу Родины. Техники, механики, мотористы под руководством умелого организатора и опытного специалиста гвардии инженер-майора И. А. Дегтяренко и его первых помощников инженеров эскадрилий Е. А. Елисеева, П. А. Бакуева, А. В. Лобанова обеспечили бесперебойную работу материальной части, вооружения и спецоборудования. Напряженно работали техники звеньев: техники-лейтенанты И. Г. Хакимзянов, А. Е. Кондратенко, П. И. Шурашов, Н. И. Гусев, Г. Г. Копытов, И. Д. Михалкин, В. И. Горячев, В. Г. Казанцев, Ф. С. Невский, техники самолетов: младшие техники-лейтенанты М. Ш. Агальтинов, Г. И. Павленко, В. М. Гришин, А. Н. Славкин, М. Е. Носырев, П. И. Паршинков, И. В. Максимов, А. Д. Горбатко.
Умело организовали работу механиков по спецоборудованию старшие техники-лейтенанты Воропаев, Н. Д. Ладыничев, техник-лейтенант И. И. Лившиц. В результате отказов по ЭСО и радиосвязи не было. Надежно работало вооружение в результате хорошо организованной работы механиков-сержантов Н. Ф. Баранова, К. Н. Волкова, П. Ф. Голикова, Г. И. Иртышова, С. В. Мокроусова, М. С. Максимова, В. И. Мчелидзе под руководством техника-лейтенанта Б. А. Сорокина.
Успехи в боевой деятельности 81-го гвардейского бомбардировочного авиаполка в значительной степени были обеспечены непрерывной и целеустремленно проводимой партийно-политической работой, направленной и на безотказную работу материальной части самолетов и вооружения. Большое внимание уделялось пропаганде подвигов летного и технического состава. Каждый случай самоотверженности, отваги и героизма становился достоянием всего личного состава и получал отражение в боевых листках, беседах; о нем рассказывали и сами участники событий на земле и в воздухе.
В этой работе участвовали не только политорганы, но и партийные, комсомольские организации под руководством заместителя командира полка по политчасти гвардии майора В. К. Шишова. В партийно-политической работе был заинтересован и сам командир полка Герой Советского Союза В. Я. Гаврилов и принимал в ней самое активное участие.
Боевой опыт, полученный в Курской битве, способствовал значительному повышению боевой выучки летного и технического состава и тактической зрелости авиационных командиров и политработников.
После разгрома белгородско-харьковской группировки противника Ставка 24 августа поставила Степному фронту задачу продолжать наступать всеми силами в общем направлении на Валки, уничтожить валковскую группировку врага, а в дальнейшем развивать наступление на Красноград и Верхнеднепровск. Подвижным войскам выйти к Днепру и захватить переправы через реку Днепр.
29 августа 1943 года войска Степного фронта при поддержке авиации сломили сопротивление врага и овладели станцией Люботин. 5 сентября войска 7-й гвардейской армии освободили город и железнодорожный узел Мерефа. Это открыло путь на Полтаву и далее к Днепру. С 29 августа по 26 сентября наш 81-й гвардейский авиаполк вел боевые действия с аэродрома Большое Троицкое, содействуя наземным войскам в овладении городами Валки, Люботин, Мерефа, Полтава, Кременчуг.
В первой половине сентября 81-й авиаполк под командованием командира полка гвардии подполковника В. Я. Гаврилова участвовал в сосредоточенных ударах 1-й гвардейской бомбардировочной авиадивизии по жизненно важным объектам противника на железных дорогах. В результате было уничтожено более 200 вагонов, среди которых было два эшелона с боеприпасами и один эшелон с войсками. Успех боевых действий бомбардировщиков был достигнут при надежном прикрытии истребителей 302-й истребительной авиадивизии полковника А. П. Юдакова. Бомбардировщики в этих боевых вылетах потерь не имели.
23 сентября 1943 года войска Степного фронта освободили от немецко-фашистских захватчиков город Полтаву.
Противник большими колоннами стал отходить на Кременчуг, чтобы переправиться на правый берег Днепра. К этому времени бомбардировщики 854-го авиаполка подполковника Л. А. Новикова и 82-го гвардейского авиаполка гвардии майора С. П. Тюрикова разрушили переправы через Днепр и Кременчуг. Началось скапливание войск и техники у переправ.
81-й гвардейский авиаполк группами из 6–9 самолетов наносил в течение 24–25 сентября удары по войскам у переправ, нанося противнику большие потери в войсках и боевой технике.
29 сентября войска Степного фронта при активной поддержке авиации овладели городом Кременчуг и приступили к форсированию Днепра, Овладев плацдармами на правобережье в районах Денисовки, Кицеваловки, Сусловки, Тарасовки, Бородавки и Домоткани, развернули бои за их расширение.
Поддерживая войска 7-й гвардейской армии на Днепровском плацдарме, группы бомбардировщиков во главе с командиром авиакорпуса И. С. Полбиным и командирами авиадивизий Ф. И. Добышем, Г. В. Грибакиным впервые применили бомбометание с пикирования с замкнутого круга, названного впоследствии «вертушка», которое получило широкое применение в 1-м бомбардировочном авиакорпусе, а затем в других соединениях воздушных армий.
2 октября эскадрилья Гусенко под прикрытием 6 истребителей Ла-5 вылетела для нанесения бомбового удара по скоплению войск и техники противника в районе совхоза «Партизан». Предполагалось бомбометание выполнять с пикирования. С выходом в район цели на высоте 2200 метров эскадрилья была встречена шестеркой Ме-109. Командир эскадрильи подал сигнал (красная ракета), что означало принять сомкнутый боевой порядок, а бомбометание выполнять с горизонтального полета по команде ведущего. Первая атака с задней полусферы была отбита огнем стрелков-радистов и штурманов. Ко второй атаке бомбы были сброшены на цель.
Истребители прикрытия связали боем атаковавших истребителей. Однако при уходе от цели появилась вторая шестерка Ме-109, она вела атаки парами. Противоистребительным маневром звеньев и экипажей в звене создавался двухслойный огонь по ближайшим атакующим истребителям. В результате атакующие истребители открывали огонь с дальних дистанций. Всего неприятелем было проведено семь безуспешных атак. Повреждения получили самолеты только двух экипажей.
10 октября соединения и части Степного фронта в районе Домоткани оказались в тяжелом положении. Противник большими силами танков, пехоты и артиллерии пытался прорваться к переправе, отрезать ее и окружить наши войска. Возникла срочная необходимость задержать и уничтожить выдвигавшиеся к переправе танки и другие огневые средства.
«На выполнение этой ответственной боевой задачи повел свою эскадрилью снайперов-пикировщиков гвардии капитан Гусенко. Несмотря на непосредственную близость целей к своим войскам, сильное противодействие зенитной артиллерии и истребителей, Гусенко смело и решительно повел эскадрилью в атаку и тремя заходами с пикирования метко поразил цели. Было уничтожено пять танков, пять огневых точек, две минометные батареи, десять автомашин с боеприпасами, несколько десятков солдат и офицеров противника».
Атака гитлеровцев была сорвана. Войска перешли в контрнаступление, отбросили прорвавшегося противника от переправы, расширили плацдарм и обеспечили переправу через Днепр подходящим резервам. Генерал армии И. С. Конев за успешный боевой вылет всему летному составу эскадрильи объявил благодарность.
В боевых действиях за освобождение городов Белгорода, Харькова, Полтавы и Кременчуга и за завоевание плацдарма на правом берегу Днепра 81-й гвардейский бомбардировочный авиаполк произвел 675 боевых вылетов с налетом 1197 часов, сбросил на врага 325,8 тонн авиабомб, расстрелял 6200 патронов. Уничтожено и подбито 50 танков, 590 автомашин с войсками и боевой техникой, 3 железнодорожных эшелона и 70 вагонов, 5 артиллерийских и минометных батарей, около 100 огневых точек противника.
За успешное выполнение боевых задач, мужество, отвагу и героизм личный состав получил три благодарности от Верховного Главнокомандующего, четыре благодарности от командующего Степным фронтом, благодарности от командующего 7-й гвардейской армии.
На Втором Украинском фронте
20 октября 1943 года Степной фронт был переименован во 2-й Украинский фронт. Командовал фронтом Маршал Советского Союза И. С. Конев. 1-й бомбардировочный авиакорпус под командованием генерал-майора авиации И. С. Полбина продолжал вести боевые действия в составе 5-й воздушной армии.
20 октября 81-й гвардейский авиаполк составом 18 самолетов Пе-2 под командованием командира полка участвовал в массированном бомбовом ударе авиакорпуса. 67 бомбардировщиков в боевом порядке «колонна девяток», «девятки в клину» и «змейка звеньев» нанесли бомбовый удар по целям в районе железнодорожных станций Александрия, Протопоповка, Верховцево. Бомбометание выполнялось с высоты 2900–3000 метров под углом 60° при сильном противодействии истребителей и зенитной артиллерии. В результате массированного удара было уничтожено три железнодорожных эшелона, около 25 автомашин, взорвано три склада с боеприпасами и вызвано 8 очагов пожаров.
24 октября девять Пе-2 под командованием гвардии капитана Н. В. Огурцова и семь Пе-2 под командованием П. Я. Гусенко бомбардировали в первом заходе войска и боевую технику в населенном пункте Ивановка, а во втором заходе поражали цели огнем бортового стрелкового оружия. В результате этого бомбового удара и огня стрелкового оружия было уничтожено 5 танков, 20 автомашин, 15 огневых точек, разрушено более 10 различных зданий.
29 октября эскадрилья П. Я. Гусенко нанесла бомбовый удар с пикирования по скоплению танков и живой силе в районе пункта Войковка, и было уничтожено пять танков. Эскадрилья была атакована шестеркой истребителей Ме-109, которые произвели 12 атак. Не имея прикрытия, эскадрилья сомкнулась и организованным огнем, умело маневрируя, отбила все атаки, не потеряв ни одного самолета. В воздушном бою был сбит один самолет Ме-109.
В ноябре и декабре 1943 года наступательная операция войск 2-го Украинского фронта имела целью расширение плацдармов на правом берегу Днепра. В конце ноября были освобождены города Черкассы, Чигирин, Александрия, Новая Прага. В последние дни декабря войска фронта вели бои в районе Кировограда.
Авиационные части и соединения 2-го гвардейского авиакорпуса содействовали наземным войскам в выполнении боевых задач. Наряду с непосредственной поддержкой войск бомбардировщики наносили бомбовые удары по железнодорожным объектам, срывая планомерный отвод и перегруппировки вражеских войск, а также наносили большой материальный ущерб противнику. Действия по железнодорожным объектам приобретали все большее значение, так как в период осенней распутицы железные дороги становились основным видом транспорта. 81-й авиаполк широко привлекался для нанесения ударов по железнодорожным объектам. В этом виде перевозок железнодорожный узел Знаменка являлся главным пунктом снабжения войск противника. От Знаменки расходились дороги на Смела, Николаев, Кременчуг. Узел имел две большие станции. Здесь сконцентрировалось большое количество воинских составов, шедших к фронту с запада. На территории узла и в его районе сосредоточились армейские и фронтовые склады боеприпасов, горюче-смазочных средств, продуктов питания и медикаментов.
Железнодорожный узел Знаменка прикрывался десятью батареями зенитных орудий всех калибров. В воздухе непрерывно патрулировало 4–6 Ме-109.
Бомбовые удары по станциям железнодорожного узла Знаменка 81-й гвардейский авиаполк начал наносить в конце ноября 1943 года составом одной-двух эскадрилий.
28 ноября перед эскадрильей гвардии капитана Огурцова была поставлена боевая задача уничтожить скопившиеся эшелоны на железнодорожной станции Знаменка-2 и вывести станцию из строя. Это был трудный боевой вылет, надолго запомнившийся как экипажам эскадрильи, так и всему личному составу полка. В нем участвовали не только опытные экипажи, но и молодое пополнение, получившее первый боевой опыт в Курской битве. В расчетное время эскадрилья блестяще произвела взлет и сбор на кругу аэродрома, а затем в боевом порядке «клин звеньев» взяла курс на цель. При выходе на станцию Знаменка-2 на высоте 2000 метров открыла огонь зенитная артиллерия. Командир эскадрильи мастерским маневром вывел эскадрилью на объект. Все экипажи по команде ведущего сбросили бомбы на цель. В это время в самолет ведущего попал зенитный снаряд. Мгновенно на виду всех экипажей огонь охватил его правое крыло, и самолет, как всем показалось, вошел в штопор, упал и взорвался около платформы станции. Экипаж в составе командира эскадрильи Н. В. Огурцова, штурмана В. Г. Зюзина и стрелка-радиста М. Б. Новикова погиб.
Гвардии капитан Н. В. Огурцов родился в 1912 году, в Красной Армии с 1934 года. В 1936 году окончил Качинскую авиашколу летчиков, а в 1942 году Военно-воздушную академию (ныне Военно-воздушная академия им. Ю. А. Гагарина). За время Великой Отечественной войны Н. В. Огурцов произвел 58 боевых вылетов.
29 ноября 1943 года на аэродроме Крутая Балка командир 1-го бомбардировочного авиакорпуса Герой Советского Союза генерал И. С. Полбин вручил полку гвардейское Красное знамя. Личный состав полка заверил командира авиакорпуса и командира авиадивизии, что почетное гвардейское звание, завоеванное жизнью и кровью однополчан, будет овеяно новыми подвигами в боях за свободу и независимость нашей Советской Родины.
30 ноября на железнодорожной станции Знаменка-1 было установлено скопление эшелонов с войсками и военной техникой. 81-му гвардейскому авиаполку была поставлена боевая задача: двумя группами в составе 18 самолетов Пе-2 уничтожить эшелоны и разрушить западные горловины путей на станции Знаменка-1. Для выполнения боевой задачи обе группы в составе 1-й эскадрильи гвардии майора Н. С. Круглова и 2-й эскадрильи гвардии капитана П. Я. Гусенко возглавил командир полка гвардии подполковник В. Я. Гаврилов со штурманом полка гвардии майором Г. И. Габуния.
Бомбометание было выполнено с горизонтального полета по эшелонам и железнодорожным путям. По данным фотоконтроля на станции было уничтожено два эшелона и разрушены железнодорожные пути в центре станции и в западной горловине путей. Однако через двое суток разведкой было установлено, что станция Знаменка-1 и железнодорожный узел в целом продолжают функционировать.
Утром 4 декабря разведкой было установлено, а нашим опытным воздушным разведчиком гвардии лейтенантом СМ. Лискиным подтверждено, что на железнодорожном узле Знаменка скопилось большое количество составов, направлявшихся на запад и восток. Несколько позже стало известно, что под натиском наших войск немцы начали эвакуацию материальных ценностей и одновременно подбрасывали свежие резервы для усиления своей обороны.
В связи с полученными разведывательными данными и учитывая результаты ударов по объектам железнодорожного узла Знаменка, командование авиакорпуса и дивизии решили по иному построить бомбовый удар по узлу. В начале нанести пикирующий удар по путям и составам, чтобы парализовать его работу. Затем вести наблюдения за действиями противника. По данным доразведки наращивать удары для полной дезорганизации работы узла.
Вскоре на КП 81-го авиаполка поступила боевая задача на нанесение пикирующего удара эскадрильей снайперов-пикировщиков гвардии капитана П. Я. Гусенко под прикрытием двух пар истребителей с аэродрома Кобеляки по железнодорожному узлу Знаменка. На КП полка был вызван капитан Гусенко вместе со штурманом старшим лейтенантом Сеньковым, где командиром полка была поставлена боевая задача: 4 декабря в период 13.00–14.00 всем составом под прикрытием двух пар истребителей нанести пикирующий удар по железнодорожному узлу Знаменка с целью уничтожения скопления эшелонов и прекращения движения на длительное время. Уяснив полученную боевую задачу и всесторонне оценив обстановку, командир эскадрильи принял решение и доложил командиру полка.
Пикирующий удар по железнодорожному узлу Знаменка было решено нанести составом эскадрильи в период 13.20–13.30 с одного захода на цель. Пикирование выполнить под углом 60° с высоты 3000–3500 метров в боевом порядке «клин звеньев». Основными целями избрать эшелоны на железнодорожных путях и входные западные стрелки. Бомбометание проводить по сигналу ведущего каждого звена. Заход на цель совершить с южной солнечной стороны территории противника. Маршруты проложить в направлении Кировограда до пункта Аджимка с последующим правым разворотом, выйти на Знаменку, выполнить боевую задачу и уйти со снижением по прямой для выхода на свою территорию. После утверждения решения с несколькими дополнениями, капитан Гусенко поставил боевую задачу летному составу. В расчетное время после подготовки все 9 экипажей произвели взлет и взяли курс на аэродром истребителей Кобеляки. Погода по маршруту в этот день была благоприятной. Облачность не превышала трех-пяти баллов при видимости в дымке около двух-трех километров. Встреча с истребителями произошла над их аэродромом. Взлетело две пары истребителей Ла-5. Дальнейший полет выполнялся на высоте около 3200 метров. Пройдя восточное Знаменки, командир эскадрильи вывел группу на железнодорожный узел с солнечной стороны при высоте 3000 метров. Такое направление захода на цель было предусмотрено на основании точного знания расположения зенитных средств противника в районе Знаменки, выявленных нашим разведчиком гвардии лейтенантом С. М. Лискиным.
Внезапное появление бомбардировщиков над Знаменкой не вызвало ожидаемого огня зенитной артиллерии, который мог бы помешать прицеливанию. Прицеливание выполняли ведущие звеньев, а ведомые все внимание сосредоточили на выдерживании боевого курса в составе звено и наблюдении за воздушной обстановкой, так как бомбометание выполняли по ведущему звена.
Эскадрилья вошла в пикирование с высоты 3000 метров, вывод был осуществлен на высоте 1500 метров. В своей книге «Пикирующий удар» И. С. Полбин писал: «Первое звено командир гвардии старший лейтенант Гапеёнок нанесло удар по выходным стрелкам и горловинам путей, идущих на запад и юго-запад. Второе звено командир гвардии лейтенант Смирнов ударило по эшелонам, складам и путям. Третье звено командир гвардии лейтенант Бондаренко атаковало входные западные пути и составы с материальными ценностями, приготовленными к отправке в тыл противника. Почти одновременно с бомбовым ударом произошел взрыв громадной силы, которого не приходилось наблюдать даже таким опытным бомбардировщикам, как летчики группы Гусенко. Пламя пожара и густые столбы дыма охватили всю территорию узла (фотоконтроль пикирующего удара). Узел оказался закупоренным со всех сторон. Служащие и охрана сбежали, так как непрерывные взрывы уничтожали один за другим склады, подвижной состав и здания. После освобождения Знаменки, по самым скромным подсчетам, произведенным на основании опроса местных жителей и служащих узла, мы установили, что было уничтожено до 50 пульмановских вагонов с артиллерийскими снарядами, три паровоза, 20 цистерн с горючим для автотранспорта, разрушена железнодорожная рамка и горловины путей, сожжено несколько штабелей угля и лесоматериалов. Кроме того, была уничтожена вместе с прислугой батарея МЗА. В течение суток немцы хоронили своих солдат и офицеров, трупы которых были разбросаны по всей территории узла.
Об этом ударе можно сказать кратко все бомбы в цель! Ни одна из них не упала впустую. Огромное значение сыграла здесь и штурмовка. Значение и эффективность штурмовки бортовым оружием настолько велики, что их трудно переоценить, в особенности при атаках железнодорожных узлов, станций и составов на перегонах. Максимально использовать всю огневую мощь бортового оружия воинский долг, святая обязанность экипажа пикировщика».
Через несколько дней после описанного удара разведчик донес, что противник начал интенсивные работы по восстановлению узла. По данным фотопланшета разведчика и наблюдений экипажа было установлено, что противник пытается в первую очередь восстановить горловины путей. С этим фотопланшетом Гусенко ознакомил весь летный состав группы и поставил задачи звеньям на два захода. Предстояло завершить начатое дело и нанести повторный удар. В первом заходе группа обрушила удары на те места, где велись восстановительные работы, а во втором бомбометание и штурмовка были направлены на уцелевшие пути, подвижный состав и важные станционные сооружения. Дешифрированием фотоснимков, а после занятия станции по показаниями местных жителей было установлено, что пикировщики уничтожили 10 вагонов с артснарядоми, разбили стрелочный пост, вагонное депо, сортировочную рамку, восточную горловину путей и разрушили в шести местах железнодорожное полотно. Бомбометанием и штурмовкой уничтожено более 150 солдат. Все восстановительные работы были сорваны, и немцы не делали попыток их продолжить.
Через несколько дней после этих ударов мы с удовлетворением узнали в сводке Совинформбюро, что наши войска, заняв железнодорожный узел Знаменка, захватили много трофеев, боеприпасов, техники, вооружения, подвижного состава. Это были реальные плоды умелой работы гвардейцев пикировщиков эскадрильи Гусенко.
В ходе боевых действий на 2-м Украинском фронте с 20 октября по 31 декабря 1943 года 81-й гвардейский авиаполк произвел 219 успешных боевых вылетов с налетом 344 часа. Сбросил на головы врага 120 600 кг авиабомб, расстрелял 3800 патронов, уничтожил за это время 20 танков, около 50 автомашин, 5 артбатарей, одну батарею МЗА, 35 огневых точек. Было взорвано 4 склада с боеприпасами, эшелон с артснарядами, 80 железнодорожных вагонов, 3 паровоза, 20 цистерн с горючим для автотранспорта, разрушено до 20 различных зданий, выведен из работы железнодорожный узел Знаменка.