Освоение самолета Пе-2
Освоение летным и техническим составом 202-го бомбардировочного авиаполка (бап) в новом штатном составе, состоящем из управления полка и двух авиационных эскадрилий, конструкции фронтового пикирующего бомбардировщика, его вооружения, спецоборудования и моторов М-105ра и М-105пф началось 20 сентября 1941 года в 18-м запасном авиационном полку (зап) города Новочеркасска. Теоретический курс не занял много времени. Больше отвлекались на рытье капониров и окопов на аэродроме.
После успешной сдачи всех зачетов летный состав был допущен к полетам, а инженерно-технический состав к эксплуатации материальной части, вооружения и оборудования самолетов. Полетать на Пе-2 в Новочеркасске не удалось.
В конце сентября 1941 года на южном крыле советско-германского фронта борьба с врагом велась в тяжелой обстановке. В связи с приближением линии фронта к Новочеркасску полк срочно покинул город и вместе с 18-м зап 18 октября 1941 года пешим порядком стал уходить за реку Дон, а затем таким же порядком добираться в город Сальск, где появилась возможность начать летную подготовку.
Однако уже 15 декабря было приказано 18-му зап и 202-му бап для продолжения летной подготовки перебазироваться в город Буденновск. В Буденновске из-за плохих погодных условий и в связи с недостатком материальных средств летная подготовка затянулась до 8 апреля 1942 года. 8 апреля полк перебазировался на аэродром Архангельское вблизи от Буденновска и приступил к продолжению летной подготовки.
В это время не было учебного самолета Пе-2, и летный состав предварительно проходил тренировки на самолете УСБ с передней кабины. С этого и начались полеты на аэродроме Архангельское, где при неудачной посадке мы потеряли летчика.
После тренировок на самолете УСБ каждый летчик переходил к полетам по кругу на самолете Пе-2 как наблюдатель за полетом инструктора, находясь с ним в одной кабине на месте штурмана. Если летчик освоился с полетом, он получал разрешение на самостоятельный полет по кругу, не убирая шасси. К июлю месяцу весь летный состав полка вылетел самостоятельно и после полетов по кругу и в зону приступил к. отработке боевого применения.
7 июля 1942 года 202-й бомбардировочный авиаполк и 18-й запасной авиаполк выбыли из состава Северо-Кавказского военного округа (СКВО) и были направлены железнодорожным эшелоном в город Чистополь в распоряжение 8-й запасной авиабригады.
Вскоре в июле были получены новые самолеты Пе-2 с завода города Казани до полного штатного состава полка (22 Пе-2). К этому времени в 18-м зап кончилось горючее, и, чтобы не затягивать дальше переучивание, наш полк приказом командира 8-й авиабригады переподчинили 9-му запасному авиаполку города Казани и направили на аэродром Самосырово для отработки боевого применения. При перелете из Чистополя на аэродром Самосырово потерпел катастрофу экипаж старшего лейтенанта В. А. Кузнецова (штурман лейтенант Я. Н. Святненко, стрелок-радист сержант Панин и техник самолета младший воентехник Г. И. Павленко).
Еще на маршруте полета стал перегреваться правый двигатель, поэтому при подходе к аэродрому летчик решил произвести посадку сходу. Но заход на посадку не рассчитал и вынужден был пойти на второй заход. На кругу аэродрома отказал правый мотор, а на третьем развороте самолет начал падать на крыло. Летчик с пилотированием не справился, самолет упал на землю и разрушился. Экипаж, кроме летчика, выбросило из самолета. Летчик остался зажатым в горящем самолете и погиб. У штурмана были сломаны руки, ребра и ноги, его отправили в госпиталь, а стрелка-радиста и техника в лазарет батальона.
В 9-м запасном авиаполку летный состав 202-го бап осваивал стрельбу и бомбометание с пикирования и горизонтального полета, групповую слетанность. Инженерно-технический состав получал практические навыки эксплуатации материальной части, вооружения и спецоборудования.
Переучивание на новую материальную часть фронтовой пикирующий бомбардировщик Пе-2 слишком затянулось не по нашей вине. Только к сентябрю 1942 года 202-й бомбардировочный авиаполк двухэскадрильного состава при наличии 22 самолетов Пе-2 под командованием командира полка подполковника С. П. Сенникова, начальника штаба подполковника Н. Ф. Новицкого был подготовлен к выполнению боевых задач днем в простых и сложных метеоусловиях.
2 сентября 1942 года командир 285-й бомбардировочной авиадивизии Герой Советского Союза подполковник В. А. Сандалов принял полк с высокими результатами переучивания.
По заключению приемной комиссии личный состав полка за период переучивания получил из пяти возможных баллов следующие оценки:
техника пикирования 4,7 балла;
навигационная и бомбардировочная подготовка 4,7 балла;
знание материальной части 4,2 балла;
стрелковая подготовка 4,2 балла;
связь 4,3 балла.
Через десять дней, 12 сентября 1942 года, полк в составе 22 самолетов вылетел на фронт. К этому времени техник самолета Г. И. Павленко значительно окреп и вернулся в полк. Он до победы продолжал готовить самолеты к выполнению боевых задач. Как опытный специалист, испытавший на себе последствия неисправности самолета в полете, он лучше других понимал, к чему может привести неисправная техника.
После посадки на аэродроме Третьяково Московской области 202-й бомбардировочный авиаполк вошел в состав 285-й бомбардировочной авиадивизии, командиром которой был Герой Советского Союза подполковник В. А. Сандалов.
В течение месяца личный состав занимался учебно-боевой подготовкой. 11 октября 1942 года распоряжением командования ВВС Красной Армии 202-й бомбардировочный авиаполк был выведен из состава 285-й бомбардировочной авиадивизии и вошел в состав вновь создававшейся 263-й бомбардировочной авиадивизии, которой командовал гвардии полковник Ф. И. Добыш.
В этот период формировался и новый 1-й бомбардировочный авиационный корпус резерва ВГК в составе 263-й и 293-й бомбардировочных авиадивизий на самолетах Пе-2. Командовал авиакорпусом генерал-майор авиации Владимир Александрович Судец.
В 263-ю бомбардировочную авиадивизию под комаднованием полковника Федора Ивановича Добыша, кроме 202-го бап, входили 46-й и 321-й бомбардировочные авиаполки.
293-ю бомбардировочную авиадивизию, которой командовал полковник Гурий Васильевич Грибакин, составляли 780-й, 804-й и 854-й бомбардировочные авиаполки.
Полки, входящие в состав дивизий, были двухэскадрильного состава. С весны 1943 года полки стали трехэскадрильными и оставались такими до окончания войны.
Боевой путь полков и дивизий 1-го бомбардировочного авиакорпуса, ставшего гвардейским, был велик и славен.
На Калининском фронте. Боевой расчет 202-го бап
Настал день 22 октября 1942 года и 202-й бомбардировочный авиаполк под командованием подполковника С. П. Сенникова перебазировался на аэродром 3-й воздушной армии Калининского фронта Большое Ильино.
На аэродроме летный эшелон приветливо встречал командир дивизии, молодой полковник, одетый в летную форму. Командир полка доложил о прибытии в состав дивизии 202-го бап и представил летный состав полка, только что выполнивший перелет из Подмосковья в сложных метеорологических условиях. Весь летный состав с любопытством смотрел на нового командира, и каждого интересовал один вопрос: как такой молодой, простой в обращении с подчиненными сможет командовать дивизией?
Раньше никто из нас не знал его. Однако встреча вселяла надежду на хорошее будущее и эта надежда, к нашему счастью, оправдалась.
Это был уже весьма опытный командир гвардии полковник Федор Иванович Добыш. Родился он в 1907 году в Белоруссии. В 1934 году окончил Борисоглебскую военную авиашколу. Добровольцем участвовал в войне в Китае. Великую Отечественную начал в должности командира 31-го сбап на самолетах СБ. В августе 1941 года полк переучился на самолеты Пе-2 и участвовал в боях против гитлеровцев, наступавших на Ленинград и Петрозаводск. В декабре 1941 года 31-й бап был преобразован в 4-й гвардейский бомбардировочный авиаполк.
На аэродроме, чтобы привести его в боевую готовность, личному составу полка и подразделениям обеспечения (БАО) предстояло много потрудиться. Между деревней и лесом было только летное поле, никаких подсобных помещений не было.
Для размещения личного состава и имущества пришлось использовать дома жителей деревни и дворовые сооружения, расположенные вблизи летного поля. Легче было приспособить стоянки самолетов на окраине леса и обеспечить их маскировку.
Состояние дел в полку беспокоило не только командира полка, но и командира дивизии. В расположении полка ежедневно находились офицеры штаба и политотдела дивизии, которые не словами, а делом помогали в практической и политико-воспитательной работе полка, знакомились с личным составом. Полк лично посетил и ознакомился с положением дел в полку командир 1-го бомбардировочного авиакорпуса генерал-майор авиации Владимир Александрович Судец. В ходе знакомства с летным составом генерал провел поучительную тактическую летучку и, учитывая специфику выполнения предстоящих боевых задач на Калининском фронте, предложил ряд полезных советов.
В конце 1942 года на Калининском фронте началась Ржевско-Сычевская операция с целью овладения Ржевом и ослабления натиска противника на сталинградском направлении. Бои за Ржев приняли затяжной характер. Противнику был нанесен большой урон.
Готовились войска Калининского фронта к новому наступлению. Наступательная операция войск Калининского фронта (24 ноября 1942 года 20 января 1943 года) по времени совпала с историческим сражением под Сталинградом, закончившимся блестящей победой Советской Армии.
Наступательная операция войск Калининского фронта приковывала к себе силы противника, не давая ему возможности использовать резервы на юге. В этой операции предусматривалось усилиями трех армий и присоединенных к ним двух механизированных корпусов разгромить белыйско-оленинскую группировку и овладеть городами Белый, Оленине; совместно с войсками Западного фронта окружить и уничтожить ржевскую группировку противника, обеспечить разгром великолукской группировки противника и овладеть городом Великие Луки.
На соединения 3-й воздушной армии возлагались задачи: последовательными и массированными ударами бомбардировщиков и штурмовиков под прикрытием истребителей днем и ночью изматывать противника, уничтожать его живую силу и технику, содействовать войскам в прорыве обороны противника, в разгроме и ликвидации его группировок. Кроме того, уничтожать самолеты на аэродромах, разрушать железнодорожные узлы, станции и перегоны, вести борьбу с резервами, а также вести разведку.
Исходя из задач, возлагаемых на авиацию, частям и соединениям 1-го бомбардировочного авиакорпуса предстояло вести боевые действия на белыйско-оленинском, ржевском и великолукском направлениях. Великие Луки крупный узел железных и шоссейных дорог, превращенный гитлеровцами в мощный укрепленный район. Чтобы взломать его укрепления и прорвать оборону, потребовалось сосредоточить на этом участке фронта значительные силы сухопутных войск и авиации.
31 ноября наш 202-й бомбардировочный авиаполк (таблица 2) был приведен в боевую готовность. Этого дня мы долго ждали, и этот день наступил. Большее количество боевых вылетов полк выполнял на великолукском направлении.
Первые боевые вылеты показали, что за длительный период скитания по запасным авиаполкам во время переучивания у некоторых «воздушных рабочих войны» утратились навыки не только фронтовой жизни, но и боевой работы, так как были допущены серьезные ошибки, к счастью, не приведшие к трагическим последствиям.
Так, например, 4 декабря 1942 года полк под командованием подполковника С. П. Сенникова получил первую боевую задачу: составом 15 самолетов Пе-2 нанести бомбовый удар по скоплению живой силы и техники противника в пункте Новосокольники. Погода в районе аэродрома была облачной, с высотой облаков около 800 метров. При подходе к цели облачность оказалась на высоте менее 200 метров при малой видимости. Командиру полка такая метеорологическая обстановка показалась неблагоприятной и он принял решение возвратиться на аэродром. Посадка всех самолетов с бомбовой нагрузкой прошла благополучно. Такое решение ведущего не могло удовлетворить командование дивизии и корпуса, да и самих участников боевого вылета. Выводы командования были неутешительными. Тщательный разбор боевого вылета научил нас многому.
Быть над территорией, занятой противником, и вернуться с полной боевой зарядкой, это, по меньшей мере, неуверенность в своих возможностях, а то и много хуже. Все происшедшее изменило взгляды не только командования, но и летного состава на отношение к выполнению боевой задачи. Временная неудача не поколебала моральный дух летного состава в жестокой борьбе с врагами Родины, а повысила ответственность каждого экипажа за выполнение боевой задачи.
9 декабря восемь экипажей 1-й эскадрильи под командованием командира полка нанесли в сложных метеоусловиях и при сильном противодействии зенитных средств бомбовый удар по войскам и огневым средствам противника в районе города Белый и вернулись на свой аэродром без потерь.
10 декабря стояла пасмурная погода при низкой облачности, однако полк произвел 17 боевых вылетов. Хорошее знание района боевых действий, воздушной и наземной обстановки на заданном участке фронта позволило двумя группами по 8 и 9 самолетов во главе с командирами 1-й и 2-й эскадрилий капитаном А. И. Костенко и капитаном Е. А. Коняевым успешно нанести бомбовые удары по войскам и технике противника в районе деревни Волыново и на дороге юго-западнее деревни при активном противодействии наземных средств ПВО и вернуться, не имея своих потерь.
Состав бап | Состав экипажа | |||
Летчик | Штурман | Стрелок-радист | ||
Звено управле-ния | Подполковник Сенников С. П. | Майор Габуния Г. И. | Старшина Варабин В. Г. | |
Мл. лейтенант Черныш Т. П. | Лейтенант Жуков С. В. | Сержант Седякин В. Н. | ||
Сержант Битунов Л. И. | Сержант Деревенский А. Е. | Сержант Колотко В. С. | ||
1-я эскадрилья | 1 звено | Капитан Костенко А. И. | Ст.лейтенант Суслов И. Н. | Сержант |
Лейтенант Гусенко П. Я. | Лейтенант Феденко А. П. | Сержант Рыбчинский А. С. | ||
Мл. лейтенант Смирнов В. И. | Лейтенант Шаповалов Ф. | Сержант Марков А. И. | ||
2 звено | Мл. лейтенант Лопаткин А. П. | Лейтенант Яшин С. Г. | Сержант | |
Мл.лейтенант Гапеёнок Н. И. | Сержант Погорелый А. А. | Сержант Нолегач П. Г. | ||
Сержант Масляков А. Н. | Лейтенант Чередниченко Н. Т. | Сержант Матийченко Н. С. | ||
3 звено | Лейтенант Мулюкин К. Ф. | Лейтенант Рабцун Н. Е. | Сержант Шаглин Д. Ф. | |
Мл. лейтенант Арбеков С. М. | Мл.лейтенант Сериденко Н. Д. | Сержант Карамушка И. И. | ||
Мл. лейтенант Мурзин А. В. | Мл.лейтенант Смалий И. Г. | Сержант Пушкарев М. И. | ||
2-я эскадрилья | 1 звено | Капитан Коняев Е. А. | Ст.лейтенант Скрынник Г. Н. | Старшина Каширский А. М. |
Лейтенант Орлов М. В. | Лейтенант Слободян П. Г. | Сержант Филончик С. И. | ||
Ст. сержант Теплищев П. А. | Ст. сержант Головлев А. И. | Сержант Вилков С. В. | ||
2 звено | Лейтенант Шемякин А. В. | Лейтенант Приходько Н. К. | Сержант Павлов В. Ф. | |
Лейтенант Кардопольцев Б. С. | Мл.лейтенант Бондаренко А. К. | Сержант Кожебаков А. И. | ||
Ст. сержант Сазунов А. П. | Лейтенант Шаповалов Т. М. | Сержант Калиниченко В. К. | ||
3 звено | Мл. лейтенант Коробов С. В. | Лейтенант Янин Н. А. | Сержант Якимов П. Н. | |
Лейтенант Иванов П. А. | Лейтенант Жиктов А. А. | Сержант Никулин П. Н. | ||
Ст. сержант Чиров В. В. | Лейтенант Гасевский В. П. | Сержант Михлев Ф. И. |
Шло время, а погода в районе боевых действий не улучшалась, и предполагалось ее значительное ухудшение. Обстановка для боевых действий бомбардировщиков усложнялась, а сухопутные войска нуждались в поддержке.
14 декабря стояла холодная зимняя погода, шел снег, была низкая облачность при плохой видимости. В середине декабря снизились темпы наступательных действий войск в направлении города Белый. В это время успешно велось наступление войск на Великие Луки.
От полка ждали помощи наступающие войска. В связи со сложными погодными условиями командование приняло решение о проведении боевых действий одиночными самолетами, парами и звеньями наиболее подготовленных экипажей для выполнения боевых задач в сложных метеорологических условиях.
Первыми получила боевую задачу пара экипажей из звена младшего лейтенанта Коробова. Эту пару возглавил сам командир звена С. В. Коробов (членами его экипажа были штурман звена лейтенант Н. А. Янин, стрелок-радист сержант П. Н. Якимов). Командиром второго экипажа был лейтенант П. А. Иванов, штурман лейтенант А. А. Жиктов и стрелок-радист сержант П. Н. Никулин).
Через 30 минут после взлета этой пары связь с экипажами прекратилась. По истечении отведенного на полет времени экипажи на аэродром не вернулись, и судьба их осталась загадкой.
С 16 декабря погода несколько улучшилась, и это позволило в течение дня выполнить 23 боевых вылета, оказывая войскам содействие в овладении городом Великие Луки. На головы врага в этот день было сброшено 42 фугасных бомбы ФАБ-250, 24 бомбы ФАБ-100, 19 зажигательных бомб ЗАБ-50 и 1400 экземпляров листовок, израсходовано при штурмовке около 1800 патронов.
В выполнении бомбовых ударов участвовали три группы самолетов под командованием командира полка и двух командиров эскадрилий капитана А. И. Костенко и капитана Е. А. Коняева. Над целью все три группы подвергались ураганному огню зенитных средств. Однако стремление выполнить боевую задачу было велико у каждого экипажа.
В одном из вылетов пилот сержант П. А. Теплищев после взлета потерял свою группу и пристроился к группе другого полка. В ходе полета его экипаж восстановил ориентировку еще до подхода к району заданной цели, отошел от группы другого полка, самостоятельно сбросил бомбы на цель и вернулся на свой аэродром. Настойчивость пилота при выполнении боевой задачи даже тогда, когда он потерял свою группу, помогла ему достичь заданной цели. К счастью, в этом районе не оказалось истребителей противника.
Дважды в этот день вылетало звено младшего лейтенанта А. П. Лопаткина для удара по крепости города Великие Луки в условиях сильного противодействия зенитных средств и истребителей противника. Командование полка и дивизии постоянно отмечало это звено, его хорошую слетанность, отработанные маневры в воздушном бою и умелое выполнение боевых задач с пикирования в составе звена.
Длительное время командование полка не меняло состав этого звено. Командиром звена был младший лейтенант А. П. Лопаткин, штурманом звена лейтенант С. Г. Яшин, стрелком-радистом сержант Е. Е. Быковский; левым ведомым был я, штурманом сержант А. А. Погорелый, стрелком-радистом П. Г. Нолегач; правым ведомым пилотом сержант А. Н. Масляков, штурманом лейтенант Н. Т. Чередниченко, стрелком-радистом сержант Н. С. Матийченко.
Выход на аэродром на малой высоте и красивый роспуск, отличные посадки самолетов всегда свидетельствовали об успешном выполнении звеном боевой задачи, а красная ракета при роспуске звена о сбитом самолете противника в воздушном бою.
Успехи звена сами по себе не приходили, а доставались упорным трудом и, прежде всего, учебой и тренировками на земле, на которые уходило все свободное время между боевыми вылетами. Никто нас не заставлял это делать, хотя и рекомендовали. Выполнялись тренировки по личной инициативе, как в каждом экипаже, так и в составе звена по принципу «пеший по-летному». В этих тренировках отрабатывались действия каждого члена экипажа в воздушном бою при выполнении боевой задачи одиночным экипажем и в составе звена. Как это было?
Экипаж садился на свои места в самолете, включалось переговорное устройство. Затем шли вводные от стрелка-радиста и штурмана о воздушной обстановке, прежде всего в задней полусфере, так как обзор летчика в задней полусфере ограничен. По вводным летчик оценивал обстановку, принимал решение, информировал об этом экипаж, заслушивал решение на действия штурмана и стрелка-радиста. При необходимости свои решения летчик демонстрировал приведением в действие рулей управления самолетом.
В таких тренировках вырабатывалось пространственное представление о положении в задней полусфере при любой вводной и реакция на действия противника в воздушном бою.
Примерно так же отрабатывался и противозенитный маневр. При этом важно, чтобы стрелок-радист и штурман умели правильно определять место разрывов зенитных снарядов по отношению к самолету во время маневрирования.
Для умелого и эффективного противозенитного маневра важно знать основы теории стрельбы зенитной артиллерии по самолетам в воздухе.
Наблюдая за нашими тренировками, инженерно-технический состав предлагал свои изобретения для совершенствования наших затей. Опыт боевых действий подсказывал, что затраченное время на тренировки давало положительные результаты. Учиться бить врага нам пришлось не по учебникам.
26 декабря звено младшего лейтенанта А. П. Лопаткина нанесло пикирующий удар по крепости Великие Луки. При уходе от цели звено бомбардировщиков было атаковано парой истребителей Ме-109. Завязался воздушный бой. Штурманы и стрелки-радисты надежно прикрыли сомкнутый боевой порядок звена. В четырех атаках истребители вели огонь с дальних дистанций. В пятой атаке Ме-109 решились выйти на малые дистанции к бомбардировщикам. Один Ме-109 был сбит, а второй вышел из боя. Звено без потерь вернулось на свой аэродром.
Не прошло и часа, как звено Лопаткина получило новую боевую задачу на удар с пикирования по крепости под прикрытием звена истребителей. Над целью одна пара истребителей пикировала с бомбардировщиками, а другая пара оставалась на высоте ввода в пикирование. В этом боевом вылете вражеские истребители в районе цели не появлялись.
Предпоследний день 1942 года оказался самым напряженным. В этот день полк выполнил 25 боевых вылетов на крепость и станцию Великие Луки. В первом вылете две эскадрильи в составе 17 самолетов бомбардировали железнодорожную станцию с планирования с двух заходов без прикрытия своих истребителей. На втором заходе на цель появились два Ме-109. Сомкнувшись в плотный боевой порядок, бомбардировщики успешно отразили все атаки противника. В воздушном бою штурман звена лейтенант Н. Г. Приходько сбил один Ме-109.
Во втором боевом вылете задание по нанесению бомбового удара по войскам и огневым средствам крепости Великие Луки выполняла группа в составе 8 самолетов под командованием капитана А. И. Костенко. Группа не прикрывалось истребителями и была атакована шестью Ме-109. Первые атаки противник направил на ведущее звено, но успеха не имел. Последующие атаки были направлены на звено лейтенанта К. Ф. Мулюкина. В результате боя над целью был сбит самолет пилота младшего лейтенанта А. В. Мурзина. Самолет упал в центре города. Экипаж в составе пилота А. В. Мурзина, штурмана младшего лейтенанта И. Г. Смалия и стрелка-радиста сержанта М. И. Пушкарева погиб. В ходе дальнейшего боя самолет командира звена лейтенанта К. Ф. Мулюкина был подожжен. Штурман звена лейтенант Н. Е. Рабцун и стрелок-радист сержант Д. Ф. Шаглин на горящем самолете отбили атаки Ме-109, а К. Ф. Мулюкин сумел перетянуть через линию фронта и произвел посадку в поле на фюзеляж. Экипаж успел покинуть горящий самолет. Самолет сгорел.
Наступил январь 1943 года. 2 января 1943 года Совинформбюро сообщило: «В результате решительного штурма наши части овладели городом и железнодорожным узлом Великие Луки». В этом была и частица нашего труда, труда с горечью потерь боевых друзей. Однако в городской крепости еще продолжали обороняться недобитые фашисты. Потребовалось еще немало усилий, чтобы отразить контратаки противника и окончательно разгромить его в крепости.
В январе 1943 года по метеорологическим условиям 202-й бап мог выполнять боевые задачи только в течение четырех дней.
6 января две группы 202-го бап в составе 14 самолетов Пе-2 наносили бомбовый удар с планирования под углом 30° по войскам и боевой технике противника в районах Алексеево, Громово, что юго-западнее города Великие Луки. Первую группу в составе семи Пе-2 вел командир полка подполковник Сенников, а вторую командир эскадрильи капитан Костенко. Предполагалось выполнение 2–3 заходов на цель. При подходе к цели на высоте 1300 метров бомбардировщики были встречены сильным огнем зенитных средств противника. Во время второго захода был подбит самолет командира эскадрильи и стал отставать от первой группы. Командование группой принял заместитель командира лейтенант Гусенко. Мы с младшим лейтенантом Лопаткиным вышли из общего боевого порядка и сопровождали командира эскадрильи до аэродрома.
7 января также выдался летный день, и на выполнение боевой задачи для удара по войскам и боевой технике в районы Конюшки, Пупково, Борщанка вылетело 12 самолетов Пе-2 под командованием командира полка и командира эскадрильи капитана Е. А. Коняева. Бомбометание выполнялось с планирования под углом 30–40° с одного захода при ураганном огне зенитных орудий. Над целью был сбит огнем зенитной артиллерии самолет пилота сержанта А. Н. Маслякова и упал на 7 километров южнее города Великие Луки. Экипаж в составе сержанта А. Н. Маслякова, штурмана лейтенанта Н. П. Чередниченко, стрелка-радиста сержанта Н. С. Матийченко погиб.
16 января командир полка получил боевую задачу на бомбардирование войск и техники противника в районе деревни Борщанка. Погода в этот день стояла ясная, безоблачная. Для выполнения боевой задачи в 9.00 взлетело две эскадрильи. Первую эскадрилью возглавил командир полка, а вторую капитан Е. А. Коняев. На маршруте полета к цели произошла встреча с пятеркой Як-7, взлетевшей с аэродрома Лютнино для прикрытия бомбардировщиков.
При подходе к линии фронта на высоте около 1800 метров между двумя эскадрильями, выполнявшими полет в «колонне девяток», с дистанцией около 350 метров внезапно появился истребитель Ме-109, видимо выполнявший полет ниже бомбардировщиков и стремительным набором высоты оказался внутри боевого порядка полка. Не проявляя активности, Ме-109 продолжал полет. Противодействия ему не могли оказать ни первая, ни вторая эскадрильи, так как могли поразить самих себя. Летчик истребителя все это понимал и спокойно выполнял полет, выискивая для себя цель. В то время, когда все ждали «какого-то чуда», истребитель неожиданно сделал ловкий разворот влево и открыл огонь по самому крайнему самолету левого звена 1-й эскадрильи. Им оказался мой самолет. С такой же ловкостью ушел Ме-109 со снижением под боевой порядок бомбардировщиков. Хотя стрелок-радист Петр Нолегач и штурман Алексей Погорелый успели по одной очереди открыть огонь по Ме-109, это нас не спасло. Атакованный самолет задымил, появилось пламя на правом моторе, прекратилась внутренняя связь в экипаже, штурман оказался раненым, но вида не подавал.
В этой обстановке я выключил правый мотор и глубоким скольжением до малой высоты сбил пламя. Вначале мне показалось, что загорелся самолет, так как из-под правой плоскости появился огонь, а когда вывел самолет из скольжения, дымил только поврежденный мотор. Самолет был управляем, и мне удалось долететь до ближайшего аэродрома базирования штурмовиков Андреаполь. Здесь мною была допущеноа ошибка при заходе на посадку. На планировании я поставил рычаг на выпуск шасси, а шасси не выпустились. Вместо того чтобы произвести посадку на заснеженном аэродроме на фюзеляж, я пошел на второй круг на одном моторе. Ошибку понял, когда дал газ и самолет с трудом начал набирать скорость, а впереди лес. Все же удалось по прямой набрать высоту чуть выше леса. Затем с левым кругом еще раз зайти на посадку и посадить самолет на фюзеляж. На этот раз выручил мотор, и лес остался цел, а с ним и я со штурманом. А вот стрелка-радиста в самолете не оказалось.
После того как Ме-109 открыл огонь по нашему самолету, прекратилась связь, «начал падать горевший самолет», и была еще высота, стрелок-радист Петр Нолегач покинул самолет на парашюте. Приземлился среди редкого леса, но на нейтральной полосе и был взят в плен нашими пехотинцами, как чужой, но знающий русский язык. Доставленный на КП «чужой» оказался своим и вскоре вернулся на свой аэродром.
Для восстановления самолета на аэродром Андреаполь без задержки прибыла группа технического состава разных специальностей. После осмотра самолета технический состав обнаружил около 180 различных повреждений, в том числе и в двух бензобаках. С такими повреждениями самолета молодой технический состав еще не встречался. Однако под руководством опытного техника самолета Н. В. Брагина в условиях зимы и не на своем аэродроме молодые специалисты в сравнительно короткий период времени восстановили самолет Пе-2. Для перегонки самолета на свой аэродром вызвали экипаж. Командир полка решил отправить за моим самолетом меня на стареньком грузовике (полуторке). Другого не было. Добираться до места назначения пришлось по заснеженным зимним лесным дорогам, сплошь занятым войсками. Вот здесь я убедился, как тепло наземные войска относятся к авиации. Было много препятствий, проверок. Однако когда проверяющие видели в машине летчика в летной форме и узнавали о нашей необходимости в такой поездке, нам всегда давали «зеленую улицу», даже при большой загрузке дороги своей боевой техникой. Делалось это, как они сами говорили, за нашу помощь им в боях.
После восстановления самолета до боевой готовности мне пришлось выполнять на нем боевые задания вплоть до Львовско-Сандомирской операции.
18 января 1943 года эскадрилья капитана Е. А. Коняева в составе девяти самолетов Пе-2 под прикрытием пятерки истребителей Як-7 взлетела для нанесения бомбового удара по резервам противника в районе деревни Лешково. При подходе к району цели оказалось, что он закрыт облаками. Командир эскадрильи решил наносить удар по запасной цели железнодорожной станции Чернозем. При подходе к станции в боевом порядке «клин звеньев», истребители прикрытия были связаны боем шестеркой истребителей Хе-113. Вскоре подошла другая группа в составе шести Хе-113 и перешла в атаку на девятку Пе-2. В результате воздушного боя было сбито два Хе-113, один из них истребителями, а другой штурманом Т. М. Шаповаловым. Из девяти самолетов Пе-2 не вернулись с боевого задания шесть. Их экипажи:
заместитель командира эскадрильи лейтенант Михаил Васильевич Орлов, штурман лейтенант Петр Гаврилович Слободян, стрелок-радист Сергей Иванович Филончик;
пилот сержант Павел Александрович Теплищев, штурман старший сержант Алексей Иванович Головлев, стрелок-радист сержант Сергей Елисеевич Вилков;
пилот лейтенант Борис Сергеевич Кардопольцев, штурман младший лейтенант Алексей Карпович Бондаренко, стрелок-радист сержант Александр Иванович Кожбаков;
командир звена лейтенант Александр Васильевич Шемякин, штурман звена лейтенант Николай Григорьевич Приходько, стрелок-радист сержант Всеволод Федорович Павлов;
пилот старший сержант Аркадий Петрович Сазунов, штурман лейтенант Трофим Маркович Шаповалов, стрелок-радист сержант Виктор Кондратьевич Калиниченко;
пилот сержант Виктор Викторович Чиров, штурман младший лейтенант Владимир Трофимович Гаевский, стрелок-радист сержант Федор Иванович Михеев.
Это была самая тяжелая потеря для полка. Об этой потере мало известно, мало можно узнать и из архивных документов по истории полка. Нет в них и участников этого боевого вылета, которые вернулись на свой аэродром. Известно только, что два горящих самолета тянулись к своей территории, а о других четырех самолетах известий не поступало. Ни один из сбитых самолетов, ни один из членов экипажей, погибших на Калининском фронте при выполнении данного задания, не был найден живым или мертвым, все пропали бесследно.
За время боевых действий на Калининском фронте с 24 ноября 1942 года по 20 февраля 1943 года 202-й бомбардировочный авиаполк произвел 188 боевых вылетов, сбросил около 100 тонн авиабомб и при этом уничтожил 117 автомашин, 112 танков и самоходных орудий, 5 складов с горючим и боеприпасами, около 15 артиллерийских и минометных батарей, до 40 огневых точек и 55 железнодорожных вагонов; им были разрушены железнодорожные пути на перегонах и станциях с прекращением движения на длительное время, сбито 3 самолета Ме-109 и один Хе-113.
Свои потери: 11 самолетов Пе-2, 10 летчиков, 10 штурманов и 10 стрелков-радистов.
В связи с большими боевыми потерями 22 января 1943 года 202-й бомбардировочный полк пополнился молодым летным составом в количестве девяти экипажей, прибывших из 18 запасного авиационного полка.
Приказом по 263-й бомбардировочной авиадивизии (бад) от 23 января 1943 года все прибывшие экипажи были сведены в одну группу при 202-м бап для ввода их в строй. В составе этой группы были экипажи:
пилот сержант Лискин Семен Михайлович, штурман сержант Лисицын Николай Васильевич, стрелок-радист сержант Крипопишин Владимир;
пилот сержант Бухальцев Евгений Николаевич, штурман сержант Леонов Виктор Владимирович, стрелок-радист Магарычный Степан Севостьянович;
пилот сержант Бондаренко Николай Иванович, штурман сержант Жидков Юрий Леонидович, стрелок-радист сержант Царев;
пилот сержант Шевелев Леонид Иванович, штурман Рабцун Николай Ефимович, стрелок-радист сержант Кривопишин Владимир Матвеевич;
пилот сержант Молчанов Анатолий Васильевич, штурман, стрелок-радист сержант Глебкин Михаил Васильевич;
пилот сержант Губин Анатолий Павлович, штурман сержант Малюгин Яков Тимофеевич, стрелок-радист сержант Смирнов Борис Иванович;
пилот сержант Великанов Петр Семенович, штурман сержант Рычков Владимир Петрович, стрелок-радист сержант Мигунов Николай Никитович;
пилот сержант Бузорин Павел Александрович, штурман сержант Вышегородцев Алексей Иванович, стрелок-радист сержант Хахель Алексей Антонович;
пилот сержант Есауленко.
Прорыв блокады Ленинграда (Волховский фронт)
С 1-го февраля 1943 года 202-й бомбардировочный авиаполк в составе 263-й бомбардировочной авиадивизии, 1-го бомбардировочного авиакорпуса резерва Верховного Главного Командования вошел в состав 14-й воздушной армии Волховского фронта с базированием на аэродроме Мякишево для содействия войскам фронта в прорыве блокады Ленинграда.
В годы Великой Отечественной войны Ленинград являлся одним из важных объектов, намеченных для захвата гитлеровской Германией. Битва за Ленинград 1941–1944 годов одна из самых ожесточенных битв войны. Когда противник не смог захватить Ленинград, он перешел к блокаде Ленинграда, которая продолжалась 900 дней и ночей. В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов, рабочие Ленинграда продолжали выпускать продукцию для обороны.
Прорыв блокады Ленинграда наступательная операция войск Ленинградского и Волховского фронтов во взаимодействии с КБФ, проведенная 12–30 января 1943 года. Цель операции разгромить группировку противника южнее Ладожского озера и восстановить сухопутные коммуникации Ленинграда со страной.
Образованный противником в 1941 году Шлиссельбургско-Синявинский выступ между городом Мга и Ладожским озером отделял 15-километровым коридором войска Ленинградского фронта от войск Волховского фронта (командующий генерал армии К. А. Мерецков). На его правом крыле против выступа оборонялись 2-я ударная и 8-я армии.
Шлиссельбургско-Синявинский выступ немецко-фашистское командование превратило в мощный полевой укрепрайон с развитой системой инженерных сооружений, противотанковых и противопехотных препятствий со сплошными минными полями. От советских войск защищалась 18-я немецкая армия в составе около 26 дивизий.
Замысел советского командования заключался в нанесении войсками Ленинградского и Волховского фронтов встречных ударов в направлении Синявино и рабочего поселка № 5 с последующим развитием наступления на южном направлении. Для проведения операции были созданы две ударные группировки: на Волховском фронте 2-я ударная армия, на Ленинградском 67-я армия. С воздуха операцию обеспечивала авиация 13-й и 14-й воздушных армий фронтов и авиация КБФ (всего около 900 самолетов).
В этой обстановке предстояло вести боевые действия авиационным частям 1-го бомбардировочного авиакорпуса, в том числе и 202-му бомбардировочному авиаполку.
В ночь перед наступлением авиация нанесла массированный удар по артпозициям, пунктам управления, аэродромам противника. Утром 12 февраля была проведена артиллерийская и авиационная подготовка, в которой участвовал и наш авиаполк, наносивший бомбовые удары по дотам, дзотам и огневым средствам противника в непосредственной близости от своих войск в районах Подберезье, Смердыня. В течение всего периода боевых действий стояла неблагоприятная погода. Держались сильные февральские морозы, и шел снег.
На аэродроме Мякишево, который нельзя назвать аэродромом, а лишь снежной посадочной площадкой среди лесного массива с временными подвижными средствами обеспечения, особенно тяжело было работать в морозный день при сильном ветре техническому составу и службам обеспечения. В этих сложных метеорологических условиях 202-й бомбардировочный авиаполк произвел около тридцати боевых вылетов. При этом было уничтожено 7 артиллерийских и минометных батарей, 5 дзотов и блиндажей и около 10 железнодорожных вагонов.
Пробитый советскими войсками вдоль берега коридор (шириной до 11 километров) восстановил прямую сухопутную связь Ленинграда со страной. Вражеская блокада была прорвана.
Прорыв блокады Ленинграда явился переломным моментом в битве за Ленинград. 27 января Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За оборону Ленинграда». 21 февраля 202-й бомбардировочный авиаполк выбыл из состава 14-й воздушной армии и вошел в состав 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта.
На Северо-Западном фронте. Преобразование 202-го бап в 81-й гвардейский бомбардировочный авиаполк
21 февраля 1943 года 202-й бомбардировочный авиаполк, входящий в 263-ю бомбардировочную авиадивизию 1-го бомбардировочного авиакорпуса РВГК, в составе 19 экипажей во главе с командиром полка подполковником С. П. Сенниковым перебазировался на аэродром Макарово 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта, откуда вел боевые действия по содействию войскам фронта в ликвидации Демянского плацдарма и в овладении городом Старая Русса. Боевые действия велись при сильном противодействии зенитной артиллерии и истребительной авиации противника.
27 февраля 1943 года эскадрилья капитана Костенко в составе девяти самолетов Пе-2 под прикрытием шестерки самолетов «аэрокобра» вылетела с аэродрома Макарово для уничтожения артиллерийских и минометных батарей в районе деревень Семкино и Горушки.
При подходе к цели на высоте 2000 метров эскадрилья была атакована истребителями Ме-109. Истребители прикрытия вступили в воздушный бой с противником и отбили все его атаки.
Над целью огнем зенитной артиллерии был подбит и загорелся самолет младшего лейтенанта Арбекова Сергея Максимовича. На горящем самолете летчик пытался выйти в расположение наших войск и спасти штурмана младшего лейтенанта Сериденко Николая Дмитриевича и стрелка-радиста сержанта Карамушку Ивана Ивановича. Однако пламя быстро охватило весь фюзеляж. Тяжело раненные, штурман и стрелок-радист не в состоянии были покинуть самолет на парашютах; совершить посадку было невозможно: под самолетом был густой лес.
Обгоревший летчик оставил горящий самолет только тогда, когда самолет стал неуправляем. Опустившись на парашюте в лес, летчик Арбеков потерял сознание. Его нашли в лесу среди болот местные жители, оказали посильную помощь, а когда Арбеков самостоятельно смог передвигаться, помогли перейти линию фронта. Сергей Арбеков вернулся в свой полк, долго лечился. После окончательного выздоровления младший лейтенант С. М. Арбеков был допущен к полетам и продолжал успешно выполнять боевые задания командования.
В конце 1942 года и в начале 1943 года на великолукском и старорусском направлениях наша авиация стала нести значительные потери от истребителей противника. В это время, кроме известного нам истребителя Ме-109, на Калининском и Северо-Западных фронтах появился истребитель Фокс-Вульф-190, а затем и истребитель Хе-113. Наибольшую активность проявляли вражеские истребители, базировавшиеся но аэродроме Гривочки. Все это очень беспокоило наше командование воздушных армий. В целях ослабления активности боевых действий авиации противника, командующий 6-й воздушной армии решил бомбовым ударом бомбардировщиков 1-го бомбардировочного авиакорпуса, под прикрытием истребителей уничтожить самолеты противника на аэродроме Гривочки.
Командир 1-го бомбардировочного авиакорпуса генерал-майор И. Ф. Судец, получив боевую задачу от командующего 6-й воздушной армии, возложил выполнение этой задачи на 263-ю бомбардировочную авиадивизию гвардии полковника Ф. И. Добыша.
Идея выполнения боевой задачи, изложенная генерал-майором, заключалась в следующем. К 14 марта подготовить две группы бомбардировщиков по девять самолетов Пе-2 и сосредоточить их на аэродроме Выползово, где базировался 321-й авиаполк дивизии, откуда и выполнять боевое задание. Первую группу должен был возглавить командир 321-го авиаполка майор С. П. Тюриков, а вторую командир авиаэскадрильи 202-го авиаполка капитан Е. А. Коняев.
Для выполнения боевой задачи 7 экипажей 202-го авиаполка были откомандированы в Выползово без своих самолетов. Самолеты они должны были получить в 321-м авиаполку. Вся эта предварительная подготовка проводилась в целях конспирации. В числе командированных от 202-го авиаполка были лейтенант К. Ф. Мулюкин, младшие лейтенанты А. П. Лопаткин, В. И. Смирнов, А. К. Бондаренко, П. Я. Гусенко, Т. П. Черныш и я.
По данным воздушной разведки и сведениям, полученным от партизан и местных жителей, удалось установить расположение вражеских самолетов на аэродроме, наличие и расположение средств ПВО, а также и распорядок дня летно-технического состава, что способствовало принятию обоснованного решения.
Накануне нанесения бомбового удара командир 263-й бомбардировочной авиадивизии гвардии полковник Добыш поставил боевую задачу ведущим групп в присутствии летного состава, участвующего в боевом вылете.
Бомбовый удар по самолетам на аэродроме Гривочки решено было нанести на рассвете 15 марта по двум стоянкам. Полет к цели выполнять без непосредственного прикрытия своими истребителями и при полном радиомолчании. Бомбометание произвести с горизонтального полета по ведущему звена. Истребители прикрытия должны встретить бомбардировщиков при уходе от цели, после бомбометания.
Для достижения внезапности действий сбор групп осуществить над аэродромом на высоте 400 метров. Каждый ведущий в группе обозначает себя ракетой установленного цвета.
Полет по маршруту совершить в боевом порядке «колонна эскадрилий», эскадрильи в «клину звеньев». После постановки боевой задачи был проведен проигрыш полета, в процессе которого были сняты все возникавшие вопросы.
В установленное время 15 марта начался взлет и сбор групп. Командование дивизии и представители авиакорпуса, наблюдавшие за взлетом и сбором групп, остались довольны их организацией и выполнением.
С наступлением рассвета обе эскадрильи точно вышли на аэродром на высоте 1500 метров. С этой высоты хорошо были видны стоянки самолетов. На взлетной полосе находилась пара дежурных самолетов.
Каждая эскадрилья вышла на заданную стоянку самолетов и сходу выполнила бомбометание. К этому времени взлетела дежурная пара истребителей. Зенитная артиллерия с выходом бомбардировщиков открыла огонь, а при первых разрывах бомб временно прекратила. Все внимание взлетевшей пары истребителей было направлено на вторую группу бомбардировщиков, в которой среди окрашенных в зеленый цвет самолетов находился один белый самолет Пе-2. Этот самолет достался моему экипажу (других самолетов в 321-м авиаполку больше не было).
Создалась обстановка, в которой мой экипаж на белом самолете Пе-2 оказался вроде белой вороны среди зеленых, а для истребителей противника, видимо, «важной персоной». И вот за этой «важной персоной» началась охота. Несмотря на сомкнутый боевой порядок эскадрильи и интенсивный огонь штурманов и стрелков-радистов, пара Ме-109 не выходило из боя и вела огонь с дальних дистанций. На протяжении длительного полета приходилось постоянно занимать безопасное место в боевом порядке звена и эскадрильи, укрываясь оборонительным огнем бомбардировщиков.
В ходе непрерывных атак пары Ме-109, белый самолет получил серьезные повреждения, а экипаж легкие ранения. Из строя вышел один из моторов. На одном моторе, под прикрытием своих истребителей, я довел самолет до аэродрома Выползово и произвел посадку на фюзеляж, так как была повреждена и гидросистема самолета.
По данным фотоконтроля на аэродроме Гривочки было уничтожено не менее 20 фашистских самолетов. После этого бомбового удара активность действий авиации противника значительно снизилась, а самолеты Хе-113 в последующих боевых вылетах вообще больше не встречались.
За успешное выполнение специального задания всем его участникам была объявлена благодарность, а некоторые из них были представлены к наградам.
На Северо-Западном фронте 202-й бомбардировочный авиаполк произвел 65 боевых вылетов, сбросил на головы врага 53 тонны бомб, уничтожил 8 артиллерийских и минометных батарей, 17 огневых точек, 3 склада боеприпасов и горючего, около 170 автомашин, 45 танков, а вместе с 321-м бомбардировочным полком не менее 20 самолетов. В ожесточенных боях полк потерял один самолет Пе-2, погибли два члена экипажа штурман младший лейтенант Николай Дмитриевич Сериденко и стрелок-радист сержант Иван Иванович Карамушка.
После выполнения спецзадания боевая работа 202-го бомбардировочного авиаполка на Калининском, Волховском и Северо-Западном фронтах была закончена.
Распоряжением Ставки ВГК 1-му бомбардировочному авиакорпусу было приказано всем составом в период с 19 по 27 февраля 1943 года перебазироваться на Бутурлиновский аэродромный узел Воронежского фронта в состав 2-й воздушной армии (командующий генерал-лейтенант С. А. Красовский). Перебазирование полка выполнялось наземным эшелоном, а также летным эшелоном с посадкой на аэродроме города Тамбова.
При перелете полка на Воронежский фронт 19 марта 1943 года на маршруте полета, вблизи Москвы, летный состав услышал по радио сообщение, что за успешные боевые действия на Калининском, Волховском и Северо-Западном фронтах, за неоднократные боевые отличия в боях по освобождению города Великие Луки, при прорыве блокады Ленинграда, ликвидации Демянского плацдарма и нанесенный большой урон в живой силе и боевой технике противника приказом народного Комиссара Обороны СССР № 128 от 18 марта 1943 года преобразованы: 263-я бомбардировочная авиадивизия (командир гвардии полковник Ф. И. Добыш) в 1-ю гвардейскую; 46-й, 202-й и 321-й полки этой дивизии (командиры майор Н. А. Рыбальченко, подполковник С. П. Сенников, майор С. П. Тюриков) в 80-й, 81-й и 82-й гвардейские; 56-я отдельная рота связи (командир лейтенант В. Н. Новиков) в 11-ю гвардейскую роту связи.
Все это произошло, как нам казалось, в очень короткий период времени. 19 марта 202-й бомбардировочный авиаполк взлетел, будучи не гвардейским, а посадку произвел на аэродроме Тамбова 81-м гвардейским бомбардировочным авиаполком и при этом 1-й гвардейской авиадивизии.
В Тамбове на построении летного состава 1-го бомбардировочного авиакорпуса генерал-майор авиации В. А. Судец поздравил летный состав 1-й гвардейской бомбардировочной авиации с присвоением почетного наименования. Всему личному составу 1-го бомбардировочного авиакорпуса (бак), уходя на должность командующего 17-й воздушной армии, он пожелал доброго здоровья, счастья, дальнейших успехов в деле победы над ненавистным врагом человечества немецким фашизмом.
Слово «ГВАРДИЯ» живет в нашем народе со времен Петра I, создавшего первые гвардейские полки. Свыше 200 лет существовала регулярная русская гвардия. Немало ярких страниц вписала она в летопись славы нашего оружия, грудью защищая Родину от многочисленных завоевателей, пытавшихся покорить нашу строну. Силу могучих ударов нашей гвардии испытали на своей спине самые могущественные армии мира.
Навеки сохранилась в народе слава русской гвардии, показавшей чудеса храбрости в Бородинской битве в 1812 году, когда сражались с армией Наполеона. Но никогда еще ни одна гвардия в мире не совершала такого величественного подвига, какой совершила советская гвардия в годы Великой Отечественной войны.
Советская гвардия была создана 18 сентября 1941 года, когда решением Ставки ВГК за массовый героизм и мужество, высокое воинское мастерство приказом народного Комиссара Обороны СССР № 308 были преобразованы 100-я, 127-я, 153-я и 161-я стрелковые дивизии в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю гвардейские дивизии, сражавшиеся под Минском, Ельней и Смоленском.
В боях Великой Отечественной войны росли ряды гвардии в Сухопутных войсках, ВВС и ВМФ.
6 декабря 1941 года гвардейскими авиационными полками стали:
29-й истребительный авиационный полк (командир полка майор А. П. Юдаков). Летчики этого полка за два с половиной месяца сбили в воздушных боях 47 самолетов противника;
31-й бомбардировочный авиационный полк пикирующих бомбардировщиков (командир полка полковник Федор Иванович Добыш);
215-й штурмовой авиаполк.
За выполнение сложных боевых задач и проявленный героизм 18 января 1942 года были преобразованы в гвардейские 1-й минно-торпедный авиаполк, а также 5-й и 13-й истребительные авиаполки КБФ.
К весне 1943 года в Советской армии насчитывалось около 300 гвардейских частей и соединений.
В ВВС более 1/3 частей были преобразованы в гвардейские. В ВМФ гвардейского звания были удостоены 78 кораблей.
Вся боевая деятельность летчиков, штурманов, стрелков-радистов, техников и младших специалистов 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка пикирующих бомбардировщиков до конца войны была блестящим оправданием доверия, которое было оказано полку высокой чести носить почетное звание гвардейский!
Приказом Народного Комиссара Обороны № 128 от 18 марта 1943 года 81-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк был доукомплектован третьей эскадрильей и стал полком трехэскадрильного состава.