Содержание
«Военная Литература»
Военная история

III. Закат (1943–1945 гг.)

1. К высшему взлету (февраль — май 1943 г.)

В начале 1943 года и лодки, и конвои действовали в условиях самой отвратительной погоды с начала войны. Суда выбивались из строя из-за повреждений корпуса, рулей или машин, нанесенных буйством волн, а эскорты с напряжением всех нервов старались удержать их в конвое. Согласно британской статистике за январь, в Атлантическом океане, Средиземном море и у берегов Бразилии было в общей сложности потеряно 37 судов водоизмещением в 200 000 тонн. Это число включает в себя восемь из девяти судов танкерного конвоя, потопленных в семидневном сражении с подводными лодками между Тринидадом и Азорскими островами.

В главной штаб-квартире адмирал Годт и его штаб старательно отмечали маршруты некоторых конвоев в Северной Атлантике. В результате расшифровки радиограмм Союзников они, несмотря на плохую погоду, имели возможность перебрасывать подводные лодки на расчетные маршруты конвоев, так как достаточно точно знали численность того или иного конвоя, дату выхода, скорость движения, курс и порт назначения. И однако вместо получения сообщений с лодок об установлении контакта с конвое они то и дело получали свежие данные радиоперехвата, показывавшие, что конвои резко меняли свои курсы — и это случалось отнюдь не раз. Такие уходы ясно говорили о том, что противник получает весьма неплохую информацию о диспозициях подводных лодок.

Снова поднял голову призрак предательства во флотских рядах, но доказательств этому не было. Стало очевидным, что теперь как никогда более проблема обнаружения конвоев зависела от дальней воздушной разведки. Пока Дениц не знал об истинных причинах возникшей ситуации, то всё, что он мог сделать, это рассредоточить лодки как можно шире в надежде обмануть противника относительно своих реальных намерений, а также увеличить шансы случайного обнаружения конвоев.

Он снова обратился к Герингу за помощью, но рейхсмаршал не вселил в него особых надежд. Тот упомянул о самолете «BV-222», который собирался выйти с завода не раньше октября 1943 года, и о «Ме-264», который, по словам Геринга, мог бы бомбить и Америку. Но когда Дениц упомянул о срочной необходимости в прикрытии истребителями Бискайского залива и нанесении ударов со стороны люфтваффе по базам британского командования зоны проливов, Геринг ограничился лишь неопределенными обещаниями, которые, как знал Дениц из предыдущего опыта, не имели никакой цены.

В Берлин он вернулся с пустыми руками, чтобы снова бороться с ежедневными угрозами со стороны авианосцев противника, воздушными патрулями над Бискайским заливом, новыми и более мощными глубинными бомбами противника. Он в это время не знал о секретном решении Союзников, принятом в Касабланке в январе 1943 года, о придании приоритета борьбе с немецкими подводными лодками. Это решение явилось красноречивым признанием того факта, что, пока Союзники не преодолеют подводную опасность, они не могут надеяться на конечную победу. На тот момент еще не было значительных признаков того, что эта опасность может быть преодолена.

В штормовые февральские дни продолжались схватки между «волчьими стаями» и североатлантическими конвоями Союзников. В одну из особенно штормовых ночей Мюнних на «U-187», новой лодке, только три неделе как вступившей в строй и прибывшей на позицию из Киля, обнаружил конвой, разбросанный штормом по большой площади: 64 транспорта рассеялись по акватории площадью примерно в пятьдесят квадратных миль. Несмотря на крайне неблагоприятные погодные условия, Мюнних «зацепился» за край конвоя и держался за ним двое суток, посылая сигналы, в результате чего к конвою подтянулось еще двадцать лодок. Это был классический пример уроков, преподанных в школе тактического мастерства Готенхафена двумя ветеранами-подводниками — Топпом и Зуреном, которые в балтийских условиях учили тому, что может случиться в Атлантике. В ту ночь были потоплены девять судов, но три лодки — и среди них «U-187» — так и не вышли в эфир на следующее утро.{94}

Потери в феврале, как признают британцы, возросли до 63 судов водоизмещением примерно в 360 000 тонн — цифры небольшие по сравнению с прошедшим ноябрем, но выше январских на 160 000 тонн. А вот в марте подводные лодки достигли пика успехов, превзойдя, как считалось, миллионную отметку.

Цифры, которые стали доступными после войны, показывают, что потери Союзников были гораздо ниже. Помимо общей для всей войн тенденции преувеличивать в пылу борьбы успехи, здесь следует учитывать и тот факт, что в ходе войны противолодочная оборона Союзников всё время совершенствовалась, и поэтому командирам подводных лодок становилось всё труднее наблюдать за результатами своих атак, особенно когда сразу несколько лодок атаковало конвой. После проведения атаки главной задачей подводной лодки было уйти от опасного преследования эсминцев эскорта. Обычно единственным свидетельством успешной атаки являлся звук взрыва торпеды. Иногда два или более командиров докладывали о победе, хотя потом оказывалось, что это была одна и та же цель. Просто каждый считал, что его выпущенная торпеда поразила цель. Дениц был в курсе этих факторов, и выдаваемые им цифры содержали некоторые скидки — не всегда адекватные — с заявленных и преувеличенных данных. Он сопротивлялся давлению со стороны министерства пропаганды давать побольше цифры, ибо уподоблял командование подводным флотом «хорошей деловой фирме, которая должна придерживаться правдивой статистики».

С 10 по 13 марта группа подводных лодок с кодовым названием «Нойланд», действуя на основе информации, полученной в результате расшифрованных сообщений, обнаружила и атаковала конвои «SC-121» и «НХ-228», потопив ряд судов. Поскольку на всех лодках вполне хватало топлива и торпед, они были разделены на две группы, «Штюрмер» и «Дрэнгер»,{95} поскольку служба радиоперехвата сообщила о третьем конвое, «НХ-229», который вечером 13 марта находился в центре Атлантического океана и держал курс на восток. Группе «Дрэнгер» было приказано атаковать конвой, а группе «Штюрмер» и еще одной, «Раубграф», — искать конвой «SC-122», который также засекла служба радиоперехвата.

Утром 15 марта одна из лодок группы «Раубграф» сообщила, что обнаружила конвой — в тот самый момент, когда расшифрованный радиосигнал противника поступил командованию подводного флота. И тут возникла совершенно новая ситуация, после того как стало ясно, что конвой «SC-122» из Галифакса, который было приказано атаковать группе «Дрэнгер», на самом деле идет не на восток, а к восточному берегу Ньюфаундленда, чтобы обойти опасный район. Поэтому группе «Дрэнгер» было приказано соединиться силами с группами «Штюрмер» и «Раубграф» — что составляло вместе около сорока лодок — и атаковать. К полудню первая лодка из группы «Раубграф» сообщила об обнаружении конвоя Галифакс, и к вечеру к конвою подошли еще восемь лодок, тремя из которых командовали весьма опытные командиры.

Тут и начинались неприятности. Через три дня приходила пора полнолуния, луна уже висела в небе, как яркий фонарь. И командующий британским конвоем, и командиры лодок посылали проклятия в адрес небесного тела. Силуэты судов представляли собой яркую картину, но и немцам приходилось держаться подальше от конвоя и выпускать торпеды с большей дистанции.

Тем не менее подводники решительно использовали любой шанс, и к рассвету 17 марта «SC-122» потерял четырнадцать судов водоизмещением в 90 000 тонн и еще шесть судов были серьезно повреждены. Днем подошли лодки из групп «Штюрмер» и «Раубграф», и были уничтожены еще двенадцать судов. В течение пяти последующих дней примерно тридцать лодок терзали конвой и каждую ночь топили еще несколько транспортов. Ночью 18 марта штаб-квартира получила сообщение, что примерно в 120 милях от «SC-122» идет другой конвой. Лодкам приказали действовать и против этого конвоя. Однако к вечеру следующего дня все лодки, кроме одной, потеряли контакт с конвоями и тщетно разыскивали их в условиях штормового моря. В конце концов единственная лодка, зацепившаяся за конвой, навела на него и другие, и стая из примерно двадцати четырех лодок с рычанием бросилась по следу. После двух дней тяжелых сражений против вездесущих вражеских самолетов и кораблей эскорта лодки получили приказ прекратить операцию. Луна сияла в полную силу, и продолжать операцию стало неразумно.

Рапорт командования подводного флота по результатам этой трехдневной операции заканчивается словами: «Всего потоплено 32 транспорта водоизмещением 186 000 тонн и один эсминец,{96} отмечены попадания еще в девять судов. Это самый большой успех, достигнутый когда-либо в сражении против конвоя. Заслуживает быть отмеченным тот факт, что примерно половина всех участвовавших лодок имела по крайней мере одно попадание».

К концу марта было потеряно пятнадцать лодок по сравнению с девятнадцатью в феврале. Это составляло 13,4 процента сил, находившихся в море, что несколько превышало цифры потерь, считавшиеся неприемлемыми в этот период войны.

В этом же месяце шесть больших крейсерских лодок впервые начали действовать в Индийском океане, у Мадагаскара, с базы в Пинанге,{97} предоставленной японцами. К ним в конце периода муссонных дождей должна была присоединиться группа лодок серии IXc. В этом же месяце поступила на вооружение давно ожидавшаяся торпеда для борьбы с эсминцами. Она была с успехом применена в операции против конвоев «SC-121» и «НХ-228».

После мартовского пика, временно оцененного в миллион тонн,{98} потери противника упали в апреле до пятидесяти шести судов водоизмещением в 328 000 тонн. В апреле от лодок в море поступили тревожащие сообщения, что их пассивным радарам часто не удается предупредить их о приближении самолетов противника. Может, у «Метокса» была «мертвая зона»? Или противник использовал частоты вне диапазона работы «Метокса»? Дениц собрал лучшие умы промышленности и науки и прямо заявил им, что если не будет найдено противоядие, то подводная война будет проиграна. После этого был создан комитет под председательством профессора Кюпфмюллера.

Тем временем для защиты подводных лодок от смертельной угрозы с воздуха ускоренными темпами заканчивалось создание новых зенитных пулеметов для подводных лодок — 20-миллиметрового спаренного и счетверенного, 37-миллиметрового спаренного и сверхтяжелого. К концу июня ожидалось получение новых зажигательных бризантных боеприпасов, известных как «гексогенные снаряды». Была еще «Афродита» — баллон с кусочками металлической фольги, который, выпущенный ночью на поверхность, путал противника и его радиолокационные станции, а также буй «Тетис», также предназначенный для введения в заблуждение радиолокационных станций противника. А конструкторы в Бланкенбурге, что в горах Гарца, в тесном контакте с опытными командирами-подводниками работали над созданием быстроходных лодок серии XXI и XXIII.

Эти лодки, призванные возвестить фундаментальные перемены в подводной войне, ожидались вступлением в строй не раньше конца 1944 года, но знание того, что они строятся и что «морские волки» станут снова необнаружимыми с воздуха и трудно обнаружимыми в подводном положении, значительно умеряло у подводников внутреннее напряжение и чувство беспомощности перед постоянно довлеющей опасностью. Напряжение действовало и на каждого подводника, и на тех, кто посылал лодки в бой против конвоев противника, к которым почти невозможно становилось приблизиться. Каково было командирам и командам выходить в море со скудными знаниями о техническом вооружении противника?

На атлантических базах командиры флотилий — все опытные подводники, прошедшие школу подводной войны, — должны были давать советы командирам по тактическим вопросам. Но то ли правильно было советовать оставаться в надводном положении и вступать в бой с самолетами противника, то ли сразу нырять на глубину? Какими словами они должны были напутствовать уходящую на позицию лодку — «успехов и хорошей охоты»? Но эти слова почти лишились смысла.

Наибольшее напряжение, которое испытывали командиры и их команды — это напряжение от неунимавшихся сомнений. Вкрадчивый голос сомнений старался вселить неуверенность в тихие часы ночных вахт. Им, командирам, нужно было идти вперед, демонстрировать свое бесстрашие и служить примером своим товарищам. Ими двигала гордость — и, может быть, скрытый стыд за то, что они испытывают страх. Но у них было и вдохновлявшее их чувство чести и ответственность за поддержание морального духа команд.

Потом пришел май 1943 года — и с ним беда. Хотя в этом месяце Британия потеряла пятьдесят судов общим водоизмещением в 265 000 тонн, что составило четверть мартовских потерь, более впечатляющим фактом явилась гибель тридцати восьми лодок — устрашающая цена. Гром, давно со страхом ожидавшийся, в конце концов грянул. Цифра тридцать восемь составляла более тридцати процентов лодок, в среднем находящихся постоянно в море и значительно превышала количество ежемесячно вступавших в строй. Это означало, что Германия лишилась более двух тысяч высоко подготовленных офицеров, старшин и матросов, и многих из них — навечно. Хуже того: не было найдено никакого ответа этой катастрофе, никто не знал, почему одна лодка за другой переставали отвечать на сигналы штаб-квартиры.

Специалисты на базах флотилий бились над причинами массовой гибели лодок. Катастрофу такого масштаба трудно был в течение долгого времени сохранить в секрете, и с базы на базу поползли зловещие слухи.

На совещаниях, которые время от времени устраивал в Анже командующий западной группировкой подводных лодок капитан 1 ранга Рёзинг, не делалось никаких попыток к сокрытию правды. Здесь собирались командиры флотилий — кавалеры Рыцарского Креста с дубовыми листьями прежних лет. Присутствовали Винтер и Леманн-Вилленброк из 1-ой и 9-ой флотилий из Бреста, Кальс и Кунке из 2-ой и 10-ой флотилий из Лорьяна, Золер и Эммерманн из 7-ой и 6-ой флотилий из Ла-Боля, Цапп 3-ей флотилии из Ла-Рошеля, Шольц из 12-ой флотилии из Бордо.

Они приезжали, чтобы обменяться мнениями и опытом, поделиться печалями, спросить друг друга: «Сколько вы потеряли?.. А вы?..» Такие люди привыкли к ясному мышлению и быстрым решениям, но теперь они были ничем не мудрее тех, кто сидел в берлинском штабе.

Штаб-квартира подводного флота в отеле на Штайнплатц являлась местом постоянных дебатов и размышлений. Следует ли лодкам проходить Бискайский залив группами, создавая собственный заградительный барьер против самолетов? Новые зенитные вооружения будут готовы не ранее чем через два-четыре месяца. Может быть, лучше вывести все лодки из Северной Атлантики на это время? Нет, это невозможно, потому что бункеры для подводных лодок вмещают только 110 единиц, а лодка, оставшаяся вне бункера, скоро будет разбита бомбардировщиками в пух и прах. Немцы уже видели, что «ковровые бомбометания» сделали с городами Сен-Назер и Лорьян, хотя лодки в бункерах остались вполне невредимыми.{99} Прекращение нападений на конвои высвободило бы авиацию противника для бомбардировок немецких городов, как это уже было с базами подводных лодок. За двадцать минут они могли бы сровнять город с землей. Подводная война должна продолжаться — если не в Атлантике, но в других местах. Была проиграна не кампания, а одна битва в этой кампании.

В последних числах мая всем лодкам, у которых было на исходе топливо, было тайно приказано уйти на заправку в район к юго-западу от Азорских островов. Но и там они не оказались в безопасности, самолеты с авианосца «Бог» («Bogue») нанесли им там тяжелый урон.

Самолеты противника, казалось, появляются везде и сразу. Отпечаток напряжения от постоянного и на протяжении целых недель преследования ясно читался на лицах молодых командиров, когда они ступали на берег по возвращении на базу, и Дениц не мог не спрашивать их, готовы ли они снова выйти в море в нынешних условиях и на старых типах лодок. Ответом ему всегда было: «Да, господин гросс-адмирал!» У них и их команд с моральным духом всё обстояло хорошо, плохо было только то, что их атакующие возможности снизились до минимума. Всякий раз они всплывали для зарядки батарей с замиранием сердца, а о старых методах — всплыть и в подводном положении обойти конвой — и говорить не приходилось. «Дайте нам больше противовоздушного вооружения, — постоянно просили они, — чтобы мы по крайней мере сами могли защитить себя».

* * *

31 мая 1943 года Дениц вылетел в Бергхоф на доклад к Гитлеру. Он не пытался скрывать тяжесть положения. Противник делает столько вылетов в день для охраны конвоев между Исландией и Фарерскими островами, сколько раньше делал в неделю, а авианосцы обеспечивают прикрытие конвоев с воздуха по всему их пути через Атлантический океан. Но решающим был тот фактор, что противник применяет на своих самолетах радиолокационные станции, которые позволяют ему обнаружить лодки, не выдавая своего местонахождения, особенно это эффективно при низкой облачности и плохой видимости. В результате больше лодок стало гибнуть на переходах, чем от охранения конвоев. 65 процентов потерь стало приходиться на переходы или на время выбора момента для атаки и только 35 процентов — собственно на бои с конвоями.

Дениц затем представил фюреру цифры, которые упоминались выше, и предупредил, что потери такого масштаба нельзя терпеть до бесконечности. С суровым лицом он продолжал:

— Поэтому я решил уйти из Северной Атлантики и направить лодки в районы к западу от Азорских островов в надежде на меньшую активность противника в воздухе в тех местах. Я также направляю новые лодки по мере их поступления в более отдаленные воды, где самолеты, по-видимому, не столь хорошо оснащены радиолокацией. Я, однако, намерен возобновить атаки на конвои в Северной Атлантике со следующим молодым месяцем, при условии что лодки будут своевременно вооружены новым зенитным вооружением.

Далее он перешел к непосредственным нуждам подводников. Первое место в этом списке занимал радар, который фиксировал бы частоту, на которой работает радара атакующего самолета. Вторым требованием было устройство, затрудняющее работу радиолокационных станций противника и мешающее ему с точностью определить позицию подводной лодки. Третьим был активная радиолокационная станция для обнаружения самолетов; трудность состояла в том, что сектор поиска радара подводной лодки неизбежно мал — примерно как у прожектора, — что потребует много времени для прочесывания всего неба. Необходимо было и какого-то рода антирадиолокационное покрытие для боевой рубки. Дениц продолжал. Среди необходимых вооружений он назвал 20-миллиметровые зенитные пулеметы, акустические торпеды для борьбы с эсминцами. Прежде чем перейти к последнему пункту, Дениц заглянул в свои записки.

— Крайне существенно обеспечить плотное прикрытие истребительной авиацией путей прохода подводных лодок в Бискайском заливе, — начал он. «Юнкерсы-88», если они вылетают не группами, легко сбить, поэтому Дениц стал настаивать на том, чтобы в залив направили «мессершмиты-410».

— Я сомневаюсь, что эти самолеты подходят для данной задачи, адмирал, — ответил Гитлер, — но я постараюсь найти их. — Затем он продолжил: — Если бы даже мы имели бомбардировщики дальнего действия, я бы еще подумал, как их использовать — для войны на море или для атак против Британии.

Гросс-адмирал вставил, что, мол, жаль, что перед войной не были предприняты шаги по строительству самолетов, которые могли бы действовать над морем. Гитлер охотно согласился с ним, добавив:

— Но в то время никто мне не говорил о них!

— И сейчас было бы не очень поздно, — медленно произнес Дениц, — создать морскую авиацию. — Гитлер обозначил полное согласие с Деницем, и тогда тот продолжил: — В таком случае мы должны немедленно начать отработку элементарного взаимодействия экипажей самолетов со школой подготовки подводников, чтобы и те и другие научились говорить на одном языке и пользоваться теми же методами.

Гитлер снова кивнул, а потом внезапно встал и начал ходить по комнате, заложив руки за спину. А Дениц продолжал:

— Несмотря на все наши трудности, я убежден, что мы должны продолжать, если даже результаты не столь впечатляющи, как раньше.

— Не может быть и речи о том, чтобы прекратить подводную войну, — резко перебил его Гитлер. — Атлантика — это мой передний край, и если потребуется вести оборонительную войну, я скорее буду вести ее там, но не вдоль берегов Европы. Даже если подводные лодки не добьются больших успехов, они сковывают такие оборонительные ресурсы врага, что я добровольно не сделаю ему такого подарка.

Вдохновленный такой поддержкой, Дениц подошел к заключительной теме — расширению программы строительства подводных лодок. Он сказал, что обсуждал со Шпеером возможность увеличения выпуска подводных лодок с тридцати до сорока в месяц. Шпеер говорил ему, что это возможно и единственное, чего не хватает, так это подписи Гитлера на проекте директивы, которую Дениц принес с собой. Фюрер наклонился над бумагой и без лишних слов поставил свою подпись. Вскоре после этого адмирал ушел.

В тот же день Дениц снова посетил Шпеера. Наконец-то ему удалось осуществить план, который он вынашивал столько времени: он возложит всю ответственность за выполнение программы военно-морского строительства на Шпеера. Он верил в молодого министра и не видел никаких причин для того, чтобы программа военно-морского строительства осуществлялась отдельно от армейского и военно-воздушного. О своем решении ему не придется жалеть.

2. Борьба за выживание (июнь 1943 — февраль 1944 г.)

Прямым следствием угрозы с воздуха и потерь, понесенных в мае, явился приказ от 1 июня о том, что подводные лодки впредь будут проходить Бискайский залив группами, чтобы обеспечивать взаимную защиту от нападений с воздуха. Лодки, идущие на позиции, отныне должны были выходить группами по пять единиц, а возвращающиеся — по две-три. Этот приказ не пользовался особой популярностью среди команд подводных лодок, но люди понимали, что надо что-то делать, и поначалу новая тактика оказалась успешной. Лодки осыпали атакующих огненным градом, делая зигзаги и идя полным ходом.

После того как несколько британских самолетов не вернулись на базы, летчики приняли на вооружение новую тактику. Они стали держаться вне зоны поражения зенитных средств подводных лодок, вызывали подкрепление и по его прибытии атаковали бомбами сразу с нескольких направлений. Такие схватки были кратковременны, но заканчивались печально для артрасчетов подводных лодок или кончались гибелью самих лодок.

В одном случае командование атлантической группы люфтваффе направило сразу двадцать три «Юнкерса-88» на защиту поврежденной лодки «U-563». «Юнкерсы» сбили четыре самолета противника, но лодка всё же погибла. Вскоре после этого у мыса Ортегаль{100} была серьезно повреждена «U-564»; Маус на «U-185» поспешил к ней на помощь, но попытка отбуксировать поврежденную лодку на базу не удалась, и всё, что он сумел, так это взять на борт членов команды и передать их затем двум эсминцам, Z-24 и Z-25, которые подоспели из Руайана. Не прошло пары месяцев, как Маус спас команду другой лодки — «U-604» под командованием Хёльтринга, а через две недели сам стал жертвой самолетов с американского авианосца «Кор».

Мансеку с «U-758» повезло больше: его лодка стала одной из первых, вооруженных счетверенными 20-миллиметровыми орудиями. Вечером 8 июня он шел за конвоем, и в его вахтенном журнале содержится первое описание применения этого оружия:

19.18. Подвергся с правого борта бомбардировке одномоторным самолетом типа «лисандр», с авианосца. Открыл огонь и нанес ему несколько попаданий. Самолет ушел, сбросив четыре 200-фунтовые бомбы, которые упали в 200 метрах с правого борта. Затем он сбросил рядом со мной дымовой буй и ушел на свой авианосец. Я полным ходом направился на юго-запад. Вместо поврежденного самолета пришли два других, «лисандр» и «мартлет», они кружили вокруг меня на дистанции 4000–5000 метров на высоте 3000 метров, не атакуя. Потом время от времени они открывали огонь, но ни разу не попали.

19.45. На меня спикировал и открыл огонь еще один «мартлет». Нанес ему несколько попаданий. Самолет резко отвернул за кормой и сбросил четыре бомбы, которые упали метрах в 25 за кормой. За самолетом потянулся черный след, потом он упал. При помощи зенитного вооружения я смог держать бомбардировщики на расстоянии 3000–4000 метров.

20.00. Два истребителя типа «мустанг» обстреляли из пушек с бреющего полета. Зафиксировал несколько попаданий по обеим машинам. Один самолет ушел на авианосец, и на его место пришли другие. Мои 20-миллиметровые автоматические орудия повреждены прямыми попаданиями, обе установки выведены из строя, одиннадцать человек из артрасчетов и находившихся на мостике легко ранены. Я решил погрузиться...

Рапорт Мансека был типичным для этого периода. Самолеты налетали как осы, поодиночке и группами, бросали бомбы и обстреливали из пушек и пулеметов мостик, где люди были сосредоточены довольно кучно и практически без всякой защиты. Неизбежно орудия подводных лодок повреждались, люди получали ранения или гибли. После этого на лодки стали направлять врачей, пока их не заменили специально подготовленные медики.

В первые дни июня двум группам лодок под кодовыми названиями «Трутц» и «Гайер» было приказано идти к Азорским островам и нападать там на конвои, курсирующие между Соединенными Штатами и Гибралтаром, но это тщательно спланированная операция не удалась. С большой высоты подводные лодки заметил самолет, и маршруты конвоев скорректировали. Группе не удалось увидеть ни одного судна, не говоря уж о том, чтобы потопить. При этом две лодки были уничтожены во время операции и три — по дороге домой. Далее прибегать к такой тактике не имело смысла, и от системы «волчьих стай» в водах к югу и западу от Азорских островов отказались.

Но общий спад этим не ограничился. В первые дни июня из германских и норвежских портов вышли тринадцать лодок. Две из них были уничтожены мощными исландскими воздушными патрулями, две погибли во время операций, двум другим едва удалось добраться до бискайских портов, после того как они получили серьезные повреждения в результате бомбардировок.

Исключительно важный подводный танкерный флот также понес тяжелые потери. К концу мая подводные танкеры серии XIV и X заправили топливом и пополнили запасы примерно четырех сотен лодок в водах к югу и северу от Азорских островов, потеряв в ходе этих операций только одну лодку из своего числа. Но к 12 июня из четырех подводных танкеров в этом районе остался только один, и некоторые из больших лодок пришлось направлять в качестве вспомогательных танкеров. Через свои пожарные рукава они перекачивали топливо лодкам, которым было определено действовать в районе либо Рио, либо Флориды, либо Гвинейского залива. Потери среди танкеров продолжались, и к августу осталось только три из двенадцати первоначальных «дойных коров». Но к концу июня в общей ситуации было отмечено улучшение. В июне было потеряно только шестнадцать лодок, или 18,5 процента лодок на позициях — против более чем 30 процентов в мае.{101}

15 июня гросс-адмирал снова посетил Гитлера — на этот раз с целью попросить людских подкреплений для флота. Незадолго до этого он просил дать 90 тысяч рабочих для верфей, теперь ему потребовались люди для укомплектования лодок, которые намечались к вступлению в строй в следующем году. С 1942 года армия имела преимущество в получении пополнений, а квота в 30 тысяч человек, определенных для флота, едва пополняла выбитый персонал. Проблема обострилась с увеличением числа кораблей, вступавших в строй, с увеличением численности частей береговой обороны и военно-морской службы противовоздушной обороны, а также с экспансией в Средиземноморье. Недавнее решение увеличить ежемесячный выпуск подводных лодок с тридцати до сорока еще более обострило проблему с людскими ресурсами. Гитлер слушал с нетерпением изложение цифр.

— У меня нет людей, — хриплым голосом произнес он. — Нам надо для защиты наших городов построить противовоздушную оборону и ночные истребители и нам крайне нужны подкрепления на восточном фронте. И где мне их брать?

— В таком случае, — сказал Дениц, — я должен привлечь ваше внимание к последствиям, если мы прекратим нашу кампанию. В настоящее время мы теряем подводные лодки быстрее, чем мы можем возместить потери. Если противник бросит все свои ресурсы на Европу, наши береговые линии снабжения окажутся также под угрозой. Но если мы перестанем атаковать линии сообщения Союзников в море, можно считать, что война проиграна. Что касается наших офицеров, то мы достигли предела. Мы уже ставим командовать подводными лодками офицеров-кадетов 1939 года.

В тяжелой тишине, последовавшей за этими словами, Гитлер сел, ссутулившись, в кресло, тоскливо глядя в одну точку перед собой.

— Не может быть и речи о том, чтобы забросить подводную войну, — вдруг заговорил он. — Так или иначе, мы найдем этих людей для вас. Оставьте мне записку с количеством и датами, к которым они нужны вам, я позабочусь, чтобы были предприняты необходимые шаги.

Но гросс-адмирал еще не закончил.

— Расширение программы строительства подводных лодок и рост выпуска тральщиков, торпедных катеров и прочего требует больше стали и больше рабочих на верфях. К сожалению, мы видим, что не только не получаем необходимых нам дополнительных рабочих рук, но последний призыв в вооруженные силы уменьшил ряды наших рабочих.

Гитлер повернулся к Кейтелю:

— Фельдмаршал, предпримите необходимые шаги. Новая программа военно-морского строительства должна двигаться вперед любой ценой.

Гитлер заверил Деница, что лично поговорит с министром Шпеером и немедленно сообщит адмиралу о результатах.

* * *

Пока на высшем уровне принимались все необходимые меры по воплощению в жизнь новой концепции тотальной подводной войны с применением лодок новых типов, «морские волки» воевали тем, что имели. К концу июня стало уже ясно, что система группового перехода подводных лодок в надводном положении не имеет никаких шансов на успех. Британцы бросали массы самолетов, в том числе четырехмоторные, так что ни одной лодке не удавалось пересечь Бискайский залив незамеченной.

Например, была такая группа «Монсун» («Муссон») из одиннадцати лодок, которая в конце июня вышла из бискайских портов в Индийский океан с заданием заправиться по пути от подводного танкера в районе острова Святого Павла. Группа состояла из лодок серии IХс — «морских коров» — и подводных крейсеров серии IXD2. Пять из одиннадцати лодок погибли, как и танкер «U-462» (командир Фове) и вспомогательный танкер «U-487» (Метц). Это значило, что двум лодкам группы пришлось отдать топливо двум другим, а самим вернуться на базу.

Небо над Бискайским заливом кишело английскими, американскими, канадскими и австралийскими самолетами — «сандерлендами», «Либерейторами», «Каталинами», «галифаксами», «Веллингтонами», ощетинившимися пушками и бомбами. Обнаружив группу лодок, они начинали ходить кругами вокруг них, пока их не собиралось достаточное количество, потом они начинали атаковать лодки одновременно и с разных сторон, чтобы сбить с толку расчеты зенитчиков подводных лодок, к тому же к месту боя подходили группы охотников за лодками в составе эсминцев, фрегатов и корветов. Они преследовали те подводные лодки, которым удавалось уйти от самолетов, и часто при этом добивались успеха.

Эти группы охотников породили новую систему атаки. Они не набрасывались на лодку, как только устанавливали гидроакустический контакт с нею. Они стали работать в паре. Корабль-преследователь поддерживал гидроакустический контакт с лодкой и одновременно сообщал «кораблю-убийце» позицию лодки. Тот приближался так, что его не слышали на лодке, которая на тот момент могла находиться метрах на 180, и по сигналу охотника сбрасывал свой смертоносный груз. И все чаще атака заканчивалась появлением масляного пятна на поверхности, сопровождаемого затем пузырем воздуха с обломками или немецкой униформой, или коробкой с пищей — доказательством успешной атаки.

В июле злой рок настиг Вильямовитца — старейшину корпуса командиров подводных танкеров. Он был атакован «Веллингтоном», ответил ему огнем, да так, что подбитый самолет рухнул на палубу «U-459», разрушил зенитные орудия и вызвал на лодке пожар. После того как пожар удалось ликвидировать, из разбитого самолета извлекли хвостового стрелка, который чудом избежал печальной участи своих товарищей. Но когда они стали освобождаться от обломков самолета, то сделали еще одно открытие: две неразорвавшиеся глубинные бомбы застряли в деревянной решетке верхней палубы. Команда с величайшим трудом и крайней осторожностью выломала их: это был не первый случай, когда неразорвавшиеся бомбы застревали в легком корпусе лодки, поэтому люди знали, как вести себя в такой ситуации. Теперь лодке надо было развить полный ход, чтобы смертоносные контейнеры, свалившись с кормы, взорвались как можно дальше от лодки. Однако одна из глубинных бомб сработала преждевременно и так повредила корму, что лодка уже не могла больше погружаться. Вильямовитц и его команда понимали, что это означает в Бискайском заливе. Командир распорядился спустить надувные резиновые лодки и дал приказ команде покинуть корабль. Лодки, забитые до отказа людьми, среди которых был и британский летчик, отошли от корабля, бравый командир махнул команде на прощание, а сам неторопливо спустился в центральный пост, и через некоторое время лодка ушла на дно вместе со своим командиром. Команду вскоре подобрали британские эсминцы.

* * *

Согласно британской статистике, в июле германские подводные лодки потопили сорок четыре судна общим водоизмещением в 244 000 тонн, но потери среди германских лодок снова возросли — до тридцати трех, несмотря на то, что с начала месяца ни одна лодка не выходила в море, не будучи вооруженной счетверенной зенитной установкой. Стало ясно, что усиленное противовоздушное вооружение не дает гарантии безопасного прохода через Бискайский залив, где только за первые три недели июля погибли семь лодок, а три других вынуждены были вернуться домой с серьезными повреждениями. Одной из них была «U-441», которую привел на базу врач корабля Пфаффингер, после того как командир лодки, фон Хартманн и еще двенадцать человек были ранены и затем погибли в схватке с «бофайтерами». К счастью для «U-441», Пфаффингер был старым яхтсменом.

На третьей неделе июля битва в Бискайском заливе достигла своего пика, когда десять лодок из семнадцати, вышедшие в море после 20 июля, не вернулись на базу. Однако это было тьмой перед рассветом: 8 июля гросс-адмирал доложил Гитлеру в Бергхофе, что планы по лодкам серии XXI завершены и работы по строительству лодок нового типа начинаются.

Планируемая максимальная скорость хода в подводном положении у этой лодки была 19 узлов. Другими словами, они могли идти под водой быстрее, чем многие корабли противолодочной обороны могли это делать на поверхности. Это означало, что противнику придется отказаться от всей тактики противолодочной борьбы. То же можно было сказать и о конвойной системе, потому что немцы знали, что большинство судов противника, использовавшихся в конвоях, имели скорость хода не выше 10 узлов. Необходимо было произвести незначительные модификации в дизелях и моторах для новых лодок. Но основные идеи о форме корпуса, позволявшей развивать высокую подводную скорость хода, были позаимствованы у Вальтера.

Гитлер с напряженным интересом слушал доклад Деница, засыпая его вопросами технического характера. Это был один из многих случаев, когда фюрер удивлял свою аудиторию широким охватов технических тем. Он хотел знать радиус действия новых лодок, их максимальную скорость хода над и под водой, систему загрузки запасных торпед в торпедные аппараты, их вооружение, защитную броню, радиолокационное и гидроакустическое оборудование и многое другое.

* * *

В последующие недели события развивались весьма быстро. Союзники высадились на Сицилии — не на Сардинии или в Греции, как ожидалось. Итальянские военно-морской флот доказывал свою ненадежность, моральный дух там падал с каждым днем, а корабли стояли на приколе в портах. Итальянское военно-морское командование больше не пользовалось доверием молодых офицеров, в частности командиров подводных лодок. Возникала опасность, что итальянский флот окажется совсем развалится, и немцам потребовалось бы вмешаться и взять его под свой контроль, чтобы не допустить его перехода на сторону врага.

31 июля гросс-адмирала предупредили из штаб-квартиры фюрера, что имеются четкие свидетельства того, что правительство Бадольо ведет двойную игру и что старший офицер из адмиралтейства отбыл в Рим с подробными инструкциями тамошнему германскому военно-морскому командованию.

В тот же день Деница вызвали в штаб-квартиру фюрера. 2 августа за завтраком Гитлер завел разговор о Гамбурге, который в течение нескольких дней подряд подвергся массивным налетам вражеской авиации. Никто не мог в полном масштабе оценить ущерб от бомбардировок, и Дениц задумался о том, какое воздействие окажет на военную экономику повторение таких бомбардировок. Гитлер заверял его:

— Несмотря на массивные налеты на Рур, — сказал он, — наше производство упало только на восемь процентов, так что с этой стороны нам не грозит опасность.

Но гросс-адмирал решил поехать и увидеть своими глазами масштабы разрушений. Картина, представшая перед ним в Гамбурге, оказалась поистине ужасной. Но еще больше обеспокоило его полученное им в Гамбурге сообщение.

В нем говорилось, что за последние десять дней июля в море погибло двадцать две лодки, но, несмотря на лихорадочные расследования, специалисты не обнаружили достоверных причин этой массовой гибели.

Это было не единственной головной болью для Деница. Научно-исследовательская группа западной военно-морской группировки в сотрудничестве с атлантической авиагруппировкой провела исследования по «Метоксу» и пришла к ошеломляющему открытию. Эксперименты показали, что, вместо того чтобы предупреждать о работе радаров противника, «Метокс» сам выдает позицию лодки. Оказывается, прибор дает сильное собственное излучение, которое фиксируется на расстоянии двенадцати миль на высоте 450 метров, восемнадцати миль — на высоте 900 метров и на двадцати пяти милях-на высоте 1800 метров.

За этим ошеломляющим ударом последовал новый, когда пленный английский летчик сказал в лагере Оберурсель допрашивавшим его людям из люфтваффе, что самолеты британских ВВС почти не пользуются своими радиолокационными станциями, поскольку, летая на высотах между 300 и 9000 метрами определяют пеленг на подводные лодки по их собственным излучениям на дистанции до 90 миль.

Наконец-то немцы разгадали головоломку о причинах столь крупных потерь подводных лодок в последние месяцы и о неожиданных атаках на подводные лодки в ночь и туман. Лодки с таким же успехом могли выходить в море, расцвеченные, как рождественские елки.{102}

Гросс-адмирал не замедлил принять меры. Он сразу же запретил дальнейшее использование радиолокационных станций «Метокс» и приказал своим техническим экспертам проверить сведения. Они были подтверждены во всех деталях.

19 августа Дениц имел личную встречу с Гитлером и всё рассказал ему. Ни слова упрека не сорвалось с губ Гитлера, когда тот слушал неприятный рассказ о событиях последних месяцев. Его единственный комментарий состоял в том, что причины тяжких потерь выяснились и теперь знаний о радарах и их действии существенно прибавилось.

После этого Дениц собрал командиров флотилий. Зная, что в тот роковой май Дениц потерял на подводной лодке одного из своих сыновей,{103} командиры флотилий понимали, что чувствует Дениц, отдавая свои приказы. «Метокс», сообщил Дениц, заменяется новой радиолокационной приемной станцией, которая получила название «Жук». Одновременно было сообщено, что Шпеер ценой неимоверных усилий сумел с опережением графика поставить подводникам 85 новых торпед Т5. Немедленно предстояло организовать специальные курсы для офицеров и других подводников с целью обучить их применению нового оружия, направленного против эсминцев, а также использованию новых радиолокационных приемных станций.

В штабах подводников появились новые надежды, когда вышли в море первые лодки, каждая из которых несла на борту по четыре торпеды Т5 — в дополнение к обычным торпедам. Командующий атлантической авиагруппой задействовал все самолеты, имевшиеся в его распоряжении, в том числе впервые «фокке-вульфы», оснастив их новыми самолетами-снарядами против линкоров. Во время первой атаки был потоплен эсминец «Эгрет» и поврежден крейсер.

Британцы сразу ответили тем, что перенесли патрулирование надводными кораблями к западу. В последние десять дней августа потери лодок вернулись к нормальному уровню, стало мало сообщений об атаках с воздуха, несмотря на то, что противник сохранял на прежнем уровне воздушное патрулирование. В штабах вздохнули с облегчением: похоже, «Жук» оказался эффективным.

Но скоро стало очевидным, что даже на «Жука» нельзя было полностью положиться. И лишь с появлением станции «Наксос» рассеялись последние сомнения относительно частот, на которых работают радары противника. Однако цифра в пятнадцать лодок, потерянных в Бискайском заливе в июле 1943 года, в последующие месяцы не повторялась, она оставалась на среднем уровне две лодки в месяц до мая 1944-го.{104}

Ветераны прежних битв, оказавшиеся в штабе командования подводным флотом в Берлине, непрестанно думали о новых приемах, способных обмануть противника. Например, там, где до этого лодки прорывались в Атлантику группами, они начали проскальзывать через залив поодиночке и на больших дистанциях друг от друга. Лодки направляли в дальние воды, где их долго не видели и где воздушное и надводное патрулирование было слабым. Лодки расставляли новые типы мин у входов в порты противника, атаковали противника где и когда могли. В течение нескольких недель радиостанции передавали ложные сигналы с целью создать впечатление, будто готовится нападение на тот или иной конвой, хотя никаких нападений на самом деле не предпринималось.

В сентябре возобновились операции в Северной Атлантике, и, когда одна группа стала приближаться к конвою, это породило страхи и надежды в берлинском штабе. Утром девятнадцатого сентября в штаб пришло расшифрованное сообщение британского самолета: «Атаковал лодку, идущую курсом на запад. Предположительно четыре попадания». С этого момента стала подниматься завеса над весьма важной операцией. Для немцев стало новостью, что противник соединил два конвоя в один, усилив вдвое и охранение. Утром первого дня Кинцель на «U-338» прислал, в соответствии с директивами по операции, сообщение: «Остаюсь в надводном положении для атаки». Это было его последнее сообщение. С его гибелью связь прервалась, но вечером возобновилась — с пятью другими лодками. И вот наступил момент для испытаний торпеды Т-5 на кораблях эскорта.

Бар на «U-305» первым оценил ценность торпеды. Он двигался по периметру конвоя, когда гидроакустик доложил, что слышит шум винтов эсминца. Бар подвсплыл на перископную глубину и увидел идущий на него на полном ходу корабль. Он подождал, пока цель не вырисуется почетче в окуляре перископа, и выстрелил. Тут же он как мог быстро нырнул на 165 метров. Через несколько мгновений по лодке прокатился звук взрыва, потом другой — это эсминец сбросил глубинные бомбы. Бар всплыл на перископную глубину и в сгущающихся сумерках увидел сильно накренившийся на левый борт эсминец — класса «Черчилль», один из переданных Британии Соединенными Штатами. Над кораблем кружил самолет. Бар только собрался довершить дело, как в поле зрения появился еще один корабль. Бар нацелился и выстрелил по эсминцу, а затем переключился на нового противника. Успех применения Т-5 в первой атаке придал командиру уверенность. Новой целью оказался эсминец класса «Джервис» или «Хант». После того как дистанция между кораблями сократилась до 1400 метров, Бар выстрелил из кормового торпедного аппарата. Внезапно раздался странный звук и тут же он увидел в перископ за кормой пенный след. Вторая Т-5 застряла в торпедном аппарате — а вражеский корабль был уже совсем близко! Только когда дистанция составила 500 метров, торпеда внезапно вырвалась из торпедного аппарата и лодка, не теряя времени, нырнула на глубину. Уже погружаясь, в лодке отдался мощный взрыв торпеды. Когда «U-305» всплыла на перископную глубину, горизонт был чист.

Лейтенант Вилльберг, командовавший «U-666», также участвовал в нападении на конвой. Ночью он выпустил торпеду Т-5 по вражескому эсминцу. Эсминец шел на него с включенным прожектором и стреляя. Вокруг лодки рвались снаряды. Не успел Вилльберг после пуска торпеды уйти до отметки 20 метров, как раздался взрыв торпеды. Тогда он снова подвсплыл и увидел доказательства успеха, плававшие вокруг. Позже он рапортовал в Берлин, что уничтожил два эсминца.

К следующему утру Берлин получил пятнадцать сообщений о стрельбе торпедами Т-5, при этом достоверно было потоплено семь эсминцев и три — по неуточненным данным. Но к конвою лодки не подобрались. Потом опустился туман, и только к следующему вечеру «волки» смогли возобновить атаку. В эту ночь, сообщили они, удалось потопить пять транспортов и пять эсминцев, но потом снова опустился туман, и пришлось прекратить атаки. Общим итогом девяноста часов сражения оказались девять потопленных транспортов водоизмещением 46 000 тонн и двенадцать эсминцев, плюс три предположительно.{105} Две лодки не ответили на сигналы из штаба. Но Т-5 снискала себе лавры.

В течение лета 1943 года около двадцати судов было потоплено германскими торпедами по обеим сторонам Мадагаскара, а в августе «U-181» вернулась с Дальнего Востока, совершив самый дальний за время войны выход; за это время лодка провела непрерывно в море 220 суток. Ее командир Лют был позже награжден бриллиантами к Рыцарскому Кресту. Командир «U-532» Юнкер потопил пять судов между островом Чагос и южным побережьем Индии, а Людден на «U-188» — три судна у южных берегов Аравийского полуострова и в Оманском заливе. Пропал Хеннинг со своей «U-533», но четыре лодки группы «Муссон» достигли базы в Пинанге. Лауцемис, «U-68», сообщил о потоплении трех судов в Гвинейском заливе, как и Хенке на «U-515»; позже Хенке попал в плен и был застрелен при попытке к бегству. «U-516» потопила пять судов водоизмещением в 30 000 тонн у берегов Панамы, но была вынуждена вернуться вследствие полученных повреждений. По дороге на базу эта лодка и «U-129» должны были заправиться топливом от «U-544». Когда лодки приближались к месту рандеву, с «U-129» услышали серию взрывов глубинных бомб и шумы винтов эсминца. С тех пор «U-544» никто не видел и не слышал.

Жестокая схватка продолжалась. Теперь судьбу сражений решали не смелость или умение, или опыт. Разница между успехом и неудачей, между жизнью и смертью зависела в те дни от каких-то неуловимых высокочастотных импульсов и их отражения на экране радиолокатора. Что касается поисковых радиолокационных установок, то вместо «Жука» «Марк I» пришел «Жук» «Марк II», затем «Боркум» и весьма примитивный первый «Наксос». Еще до конца года немцы узнали о том, что давно ожидалось — противник стал работать на очень коротких длинах волн. Этот аппарат получил у них название «Роттердам» — по образцу сильно разбитого устройства, снятого со сбитого британского бомбардировщика в Роттердаме зимой 1942 года и затем медленно и с большим трудом собранного.

Раз за разом в ответ на запросы капитана 1 ранга Меккеля эксперты адмиралтейства отвергали возможность того, что самолеты противника могут быть вооружены высокочастотными коротковолновыми радиолокационными устройствами.

«Даже если это возможно в теории, а мы не думаем, что это так, — настаивали эксперты, — это было бы крайне невозможно с практической точки зрения. Короткие волны весьма неэффективны, и, во всяком случае, мы считаем, что было бы крайне сложно установить такое коротковолновое устройство на самолете».

Потом, когда их мнение, как выяснилось, в высшей степени неверно, они дали такое объяснение своей предыдущей точке зрения: «Германские береговые радиолокационные станции проводили эксперименты с короткими волнами перед войной в Пельценхакене, в Любекском заливе, но полученные результаты оказались настолько слабыми по сравнению с длинными волнами, что эксперименты приостановили. Никто не мог предвидеть, что Союзники добьются столь больших успехов на коротких волнах».

Меккелю было мало проку от таких признаний. Консерватизм взглядов и недостаток оригинальной мысли — факторы, с которыми всегда надо считаться. В данном случае за это было дорого заплачено.

Немцы теперь знали истинные причины тяжелых потерь подводных лодок с 1942 года и особенно катастрофического мая 1943 года. Они наконец решили головоломку, почему «Метокс», «Грандин», «Ванце» и «Боркум» не фиксировали все импульсы радиолокационных станций противника, почему лодки подвергались неожиданным нападениям ночью и в туман, даже если они шли с неработающими станциями обнаружения, и почему конвои противника могли обходить районы расположения германских подводных лодок, даже прежде чем лодки могли обнаружить конвой.

Урок оказался достаточно горьким для команд подводных лодок и для штабников, но это было куда лучше, чем пребывать еще месяцы в неведении. В будущем лодки будут способны фиксировать импульсы на любой частоте с помощью станций «Ванце-II», «Боркум» и «Наксос». Одно знание такой перспективы вселяло облегчение. Потом на вооружение поступят усовершенствованные «Муха» и «Комар», способные ловить любой сигнал от самой высокой до самой низкой частоты. Более того, в ноябре на вооружение поступят 37-миллиметровые зенитные орудия, заказанные в 1942 году. К середине декабря они будут установлены на всех лодках, так что лодка получат возможность защищать себя от четырехмоторных бомбардировщиков.

Появились новые немецкие самолеты. В ноябре поступил на вооружение первый «Юнкерс-290» — четырехмоторный самолет с радиолокационной станцией для обнаружения конвоев и наведения на них подводных лодок.

Но дни былых успехов ушли в безвозвратное прошлое. В феврале 1944 года было решено отказаться от дальнейших атак на конвои к западу от Англии. Даже гросс-адмирал признал, что, хотя ни один другой вид вооруженных сил не наносил такого большого ущерба противнику столь низкой ценой, его лодки уже не могут достичь своих целей.

Принципы, которым он теперь следовал, имели большое значение: «Лодки должны продолжать свои операции, чтобы сохранялась угроза перевозкам противника и сковывались его силы. Но весь командный состав должен понимать, что на данной фазе кампании приоритет должна иметь не победа,{106} а выживание лодок и их команд. Они нам потребуются позже, и, когда появятся новые лодки, у них будут новые возможности успеха. А до тех пор наша политика должна состоять в том, чтобы избегать ненужного риска».

3. Переходный период (март — май 1944 г.)

Первое решение германского адмиралтейства построить первые лодки серии XXI к осени 1944 года вызвало резкую критику со стороны Деница, который спрашивал Шпеера, нельзя ли это сделать пораньше. Решение министра оказалось революционным: он предложил — это было в августе 1943 года, — чтобы первые лодки названной серии были закончены строительством и переданы флоту до 1 апреля 1944 года. Строительство должно было начаться сразу же, без испытаний первого образца, причем вестись на заводах во внутренних районах страны секциями, готовыми во всех отношениях к сборке. После того как Шюрер, известный конструктор подводных лодок во время двух войн, не выдвинул никаких возражений, гросс-адмирал дал свое одобрение, и работы закипели со скоростью, с которой мог соперничать лишь Тодт, строивший бункеры на Бискайском побережье. Ответственность за исполнение программы была возложена на Меркера, энергичного управляющего заводом «Магирус». Это была высокая ответственность, ибо никогда раньше судостроительная промышленность не имела дела со сборкой предварительно изготовленных частей — и уж тем более сложных подводных лодок серии, не прошедшей испытаний.

Несмотря на многие трудности, Меркер поставил первую лодку серии XXI пунктуально 1 апреля. К июлю к ней должны были присоединиться еще тридцать лодок. Надеялись, что с апреля будут поставляться миниподлодки серии XXIII водоизмещением 200 тонн по двадцать лодок в месяц. Соблюсти сроки было делом проблематичным в условиях, когда авианалеты то и дело разрушали цеха, но Меркер сдержал свое слово. Однако оказалось, что некоторые заводы по сборке лодок работали на пределе своих возможностей, и потому первые полдесятка лодок серии XXI оказались негодными для участия в боевых операциях и были переданы в школы подготовки подводников. Но проблемы одна за другой снимались при четком руководстве адмирала Топпа, главы комитета по строительству, и сроки выдерживались. Да так успешно, что, несмотря на усиливающиеся бомбардировки со стороны Союзников, в 1944 году был выдан больший тоннаж подлодок, чем в спокойном относительно авианалетов 1942 году. С января по март 1945 года, когда значительные части Германии находились уже в руках врага, выдавалось по 28 000 тонн лодок в месяц — по сравнению с 30 000 тоннами за весь 1941 год.

Но несмотря на все старания возместить потери, несмотря на все улучшения, из-за беспрерывных налетов программа отставала на три месяца от запланированного графика. Никакое вдохновенное руководство работами сверху, никакая самоотверженность рабочих не помогали, так что противник добился своего. Первые пятьдесят лодок серии XXI, запланированные к вступлению в строй на июль 1944 года, были выданы лишь к октябрю.

Пока первые образцы лодок тщательно испытывались на Балтике командирами Топом и Эммерманном, командование подводным флотом готовило руководящие документы по их применению. «Оперативные инструкции по сериям XXI и XXIII» были столь же революционны по характеру, как и сами лодки. До тех пор атаки производились, если возможно, с надводного положения под покровом ночи или с перископной глубины днем. И в том и дом случае командир полагался на свое зрительное восприятие. Но на новых лодках человеческий глаз заменяли множество сверхчувствительных приборов, которые фиксировали пеленг и курс противника, то есть давали данные, необходимые для атаки. Ушло время, когда командир в одиночку наблюдал за целью и вычислял данные для атаки. Его позиция днем у перископа или на мостике ночью уже перестала быть нервным центром операций. Гидрофон «Балкон» обнаруживал противника на дистанции до пятидесяти миль, а когда дистанция сокращалась до пяти-восьми миль, приступал к делу сверхзвуковой детектор и снабжал командира точной информацией о дистанции, курсе, скорости хода, числе и типе целей.

Стандартные типы торпед, которые выпускали по одной или залпом по две и шедшие прямым курсом или под заданным углом, также ушли в прошлое. Новые лодки уже будут выпускать торпеды, которые будут пересекать курс конвоя, а сами лодки при этом будут держаться на глубине 40–50 метров вблизи транспортов или прямо под ними, где корабли эскорта не смогут ни обнаружить их, ни забросать глубинными бомбами из-за боязни нанести повреждения судну, которое они охраняют.

Эти торпеды, выпускавшиеся залпами по шесть, обладали характеристиками, о которых не могли и мечтать прежние командиры подводных лодок. Торпеда LuT{107} делала несколько кругов под правыми углами к линии приближения конвоя. Испытания на Балтике показали, что выпущенная таким образом торпеда имела 95 процентов шансов поразить цель длиной от пятидесяти до девяноста метров, независимо от расположения цели относительно линии огня.

Помимо торпеды LuT появилась усовершенствованная торпеда Т-11 для борьбы с эсминцами, которую нельзя было обмануть акустическими буями{108}, буксируемыми за кормой эсминца, так как эта торпеда автоматически шла на шум винтов или, если он прекращался, на шум работы вспомогательного оборудования.

Во время скоростных испытаний на мерной миле возле Хелы, новые лодки развивали скорость подводного хода с 16,5 до 17,5 узла в течение периода 60–80 минут, что было недалеко от планировавшихся цифр 18 узлов в течение 100 минут. В режиме экономхода — «неслышном» — они могли находиться под водой не прибегая к шнорхелю по 80–100 часов. Многообещающими оказались и испытания лодок серии XXIII — модернизированной версии старых «каноэ», — которые при команде в тринадцать человек несли две торпеды для прибрежных операций.

Тем временем «лодки Вальтера» — использовавшие перекись водорода — не были забыты. В процессе постройки находились две океанские лодки серии XVIII — «U-796» и «U-797», а четыре лодки поменьше серии XVII — «U-792», «U-794», «U-793» и «U-795» — были введены в строй с ноября 1943 по февраль 1944 года. Последние две, построенные фирмой «Блом унд Восс», показали себя особенно хорошо на испытаниях. В марте 1944 года гросс-адмирал ступил на борт «U-793», и тогда она на испытаниях в Балтийском море сумела развить скорость хода под водой в 22 узла. Позже «U-792» показала максимальную скорость хода в подводном положении — 25 узлов. Обе лодки показали, что ведут себя отлично под водой. После этих испытаний вышел приказ о создании модифицированной серии — XVIIb, но из-за других новых проектов строительство затянулось, так что первая лодка этой серии — «U-1405» — появилось только в декабре 1944 года., В мае 1944 года также началось строительство серии из ста «лодок Вальтера» серии XXVIw водоизмещением 850 тонн, способных развивать скорость хода под водой в 25 узлов и держать ее в течение 10–12 часов. Это было огромное преимущество, немыслимое ранее. При таком ходе и в течение такого времени лодка не только могла подходить к конвою на нужную дистанцию, но и легко уходить от любого противолодочного фрегата и корвета. При быстром маневрировании скоростью хода и глубиной эсминцу было бы крайне трудно установить точку нахождения цели для точной атаки глубинными бомбами.

Турбины Вальтера на этих лодках устанавливались в газонепроницаемых камерах в самой корме лодки, что означало расставание с привычными кормовыми торпедными аппаратами. В качестве компенсации в центре лодки встраивались шесть торпедных аппаратов, так что лодка могла расстелить на пути конвоя ковер с десятью ядовитыми рыбками.

Коротко говоря, хотя и обставленный множеством преград, но уже проглядывался переход от погружающегося к полностью подводному кораблю.

Дальше