Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава X.

Дальнейшие успехи И. И. Сикорского. Sikorsky Amphibion тип S-38. Заключение.

1928 год является для И. И. Сикорского — юбилейным. В 1908 году, т. е. двадцать лет назад И. И. Сикорский, молодым девятнадцатилетним юношей начал свои первые опыты с постройкой летательных апгтаратов, а 25-го мая (13 мая по ст. стилю) исполнилось 15 лет со дня первого полета его: «Русского Витязя». Этот юбилейный год отмечен был выпуском нового аппарата-амфибии: «Amphibion Sikorsky» S-38», о котором американская, а частью и европейская, как специальная так и общая пресса дала прекрасные отзывы{68}. В виду того, что аппарат этот может спускаться одинаково легко, как на воду, так и на сушу, равно как и взлетать с земли и воды, причем и в воздухе, и на суше и на воде он показал выдающаяся качества, можно не без основания полагать, что S-38, являющийся улучшенным типом амфибии S-36 — первого в Mиpе большого двухмоторного аппарата такого типа, снова, подобно своему предку «Русскому Витязю», произведет известного рода переворот в авиации. [170]

Достаточно сказать, что этот тип аппарата амфибии служащий для воздушного транспорта, кроме быстроты, комфорта и безопасности дает еще помимо удобств и сбережения времени пассажирам, громадную экономию обществам, обслуживающим воздушные сообщения. «Amphibion S-38» не нуждается в такой мере, как аэропланы обычного типа, в дорогостоющих, особенно в местностях густонаселенных и обычно удаленных от городов — аэродромах.

Имея возможность садиться на воду, аппараты этого типа могут опускаться в центре больших городов, обычно имеющих большую реку, озеро, море и т. д.

Таким образом отпадает надобность в добавочных перевозочных средствах с аэродрома в центр этих городов. Кроме того, взлетая одинаково легко и с земли и с воды, эти аппараты могут садиться на водные поверхности тех населенных мест, которые почему-либо не могут иметь аэродромов. Таким образом эти местности вводятся в сеть воздушных сообщений, обслуживать которые до этого не могли: сухопутные аэропланы, по неимению аэродромов в этих местах, а гидропланы, по своей прикованности к водяной базе.

Полеты над большими водными пространствами на аэропланах, или продолжительные полеты над землею на гидропланах, при всех совершенствах этих обоих типов самолетов и надежности моторов, едва ли могут привлечь большое число пассажиров, совершающих воздушные путешестая не из любви к приключениям и сильным ощущениям, а по своим делам связанным с экономией времени. Amphibion S-38 устраняет опасность спуска в обоих случаях, почему и носит девиз: «Land when and where you wish» («Земля — где и когда вам угодно»). Воздушные сообщения при таких условиях становятся во много раз безопаснее поездок с головокружительной (хотя и небольшой по сравнению с аэропланами) быстротой на автомобилях, в поездах-экспессах.

Новый воздушный корабль И. И. Сикорского показал на испытаниях в июне 1928 года прекрасные качества, почему Министерство Торговли (Departament of Commerce) и выдало удостоверение или одобрительный отзыв, гласящее, что S-38 «совершенно отвечает правилам Мин. Торговли, установленных для аэропланов и гидропланов»...

Данные этих испытаний и размеры Amphibion'а S-38 следующие:
<
При полезном грузе 3300 фунт. (1496,5 кгр.) 4000 фун. (1814 кгр.)
Наивысшая скорость 128 миль (206 клм.) в 1 ч. 124,5 м. (200,4 клм./ч.)
Скорость при посадке 5272 м./ч. (84,5 клм. ) в 1 ч. 55 м./ч. (88,5 клм./ч.)
Скорость в полете над поверхностью моря (при 1650 оборотах винта в 1 мин.) 112 м./ч. (180,3 клм./ч.) 110 м/ч. (177 к./ч.)
Скорость подъема 940 фут. (286,5 метр.) в 1 гр. 880 фут. (2о8,2 м.) в 1гр.
Поъдем втечение 10 минут 7650 фут. (2331,7 метр.) 7250 фут. (2209,8 м.)
Потолок 20.100 фут. (6086 метр.) 19.400 фут. (5398 м.)
Разбег по земле (при тихой погоде) 8 секунд. 10 секунд.
Разбег по воде (при тихой погоде) 14 секунд. 16 секунд.
Распредление полезного груза 4000 фунт. (1814 килогр.)
Дальность полета 500 миль (820 клм.) 750 м. (1230 клм.)
Экипаж (2 пилота) 340 фунт. (154 кгр.) 340 фут. (154 клг.)
Снаряжение 125 фунт (56,6 кгр. ) 125 фут. (56,6 клг.)
Бензина на 5 часов полета 180 галлон, т. е. 1080 фут. - 489 кгр. или 818,2 литра. Бензина на 7 1/2 час. полета 270 галл. - 1620 ф - 1127 литр. 734 6 кгр.
Масла на 5 часов полета 24 галл. - 135 фунт. (83,9 кгр.) 24 галл. - 185 фун. (83,9 кгр.)
Extra 60 фунт. -
Всего 1790 фун. (811,7 кгр.) 2270 фунт. (1029,5 кгр.)
Оплачиваемый груз:
9 пассажиров 1530 фун. (693,8 кгр.) 1530 фун. (693,8 кгр.)
Багаж 180 фун. (81,63 кгр.) 180 фун. (8163 кгр.)
Почта и посылки 500 фун. (226,75 кгр.) Extra 20 фун. (9,07 кгр.)
Всего оплачиваемого груза 2210 фун. (1002,2 кгр.) 1730 фун. 784,5 кгр.)
Всего полезного груза 4000 фун. - 1814 кгр. (113 п.) 4000 фун. - 1814 кгр. (113 п.)

Водоизмещение лодки, вмещающей каюту для пассажиров, рубку для пилотов и отделения для багажа и предметов морского снаряжения — равно 27.100 фун. т. е. 12.195 килогр. — 12 тонн. [174]

Длина лодки 29 ф. 10 дюйм. — 9 метров.

Ширина лодки — 62 ф. 1,5 метров

Amphibion S-38 имеет 2 мотора Pratt and Whitney «Wasp» по 400 лош. сил каждый (моторы эти, дающее до 1900 оборотов в 1 мин. могут быть заменены и другими моторами этого типа напр.: Pratt and Whitney «Hornets» или Wright «Cyclones» в 500 л. с.

Вес пустого аэроплана 6000 фун. — 2718 кило (167 п.)

Нагрузка на единицу поверхности при 4000 ф. — 1814 кило полезнаго груза 13,85 фунт, на 1 кв. фут т. е — 67,5 килогр. на 1 кв. метр.

Нагрузка нз лошадиную силу (при том же пол. грузе) 12,20 фун. — 5,5 килогр.

Размеры S-38
<
Размах крыльев 71 фут 8 дюйм. – 21,8 м
Длина 40 фут 3 дюйм. – 12,23 м
Высота 13 фут 10 дюйм. – 42 м
Ширина хода 9 фут 8 ¼ дюйм. – 2,9 м
Длина верхнего крыла 71 фут 8 дюйм. – 21,8 м
Длина нижнего крыла 36 фут. 8 дюйм. – 10,9 м
Ширина верхнего крыла – фут 100 дюйм. – 2,5 м
Ширина нижнего крыла – фут 59 дюйм. – 1,5 м
Наклон верхнего крыла
Наклон нижнего крыла нижнего
Разстояние между несущими поверхностями 95,3 фут. – 2,38 м
Несущая поверхность верхнего крыла (включая 42,2 кв. ф. – 3,92 кв. м. эйлеронов) 574 кв. ф. — 53,3 кв. м.
Несущая поверхность нижнего крыла (включая 42,2 кв. ф. — 3,92 кв м. эйлеронов) 146 кв. ф. – 13,56 кв. м
Общая несущая поверхность 720 кв. ф. – 66,88 кв. м
Поверхность стабилизатора 44 кв. ф. – 4,1 кв. м
Поверхность элеватора 26 кв. ф. – 2,4 кв. м
Поверхность рулей (направления) 20 кв. ф. – 1,85 кв. м

Моторы подвешены под верхней несущей поверхностью. Баки из дураллюминия для бензина и масла помещены в среднем отсеке верхнего крыла. Вместимость бензиновых баков — 300 галл. т. е. 1362 литра и двух масляных — по 12 галл. — 54,5 литров каждый. Стабилизатор соединен с верхним крылом посредством двух металлических балок и не связан с лодкой. [176] Рули (2) расположены в струе соответствующего винта. Стабилизатор и рули находятся довольно высоко, что предохраняет их от волн при посадке или при подъеме на неспокойной воде. Рули специальной системы (патент И. И. Сикорского) обезпечивают устойчивость аппарата и при полете на одном моторе.

Шасси для спуска на землю подвижное, опускается или поднимается особым гидравлическим приспособлением, отдельно с каждой стороны. На это требуется не более 50 сек.

Штурвал подвижный, что дает возможность пилотам, имеющим каждый свое место, меняться за рулем и передавать управление не покидая своих месг.

Amphibion S-38, как видно из предыдущего имеет нижнее крыло почти вдвое меньше верхнего, поэтому относится к типу полуторопланов (Sesquiplan). Нижнее крыло служит для прикрепления поплавков, разделенных водонепроницаемыми переборками на 2 части, а также представляет собою опору для стоек, усиливающих прочность верхнего крыла. Поплавки отстоят от срединной линии аппарата на 141 дюйм. — 3,5 метра.

Аппарат выстроен из дураллюминия и хромованадиевой стали. Шпангауты деревянные, покрыты особым нержавеющим и не разедаемым морской водой дурэллюминием («Alclad»).

Лодка разделена водонепроницаемыми переборками на шесть частей, пол — двойной. Аммортизаторы состоят из масляных компрессоров и стальных спиральных пружин, поглощающих толчки при соприкосновении аппарата с землей. В носовой части лодки помещается отделение, в котором хранятся предметы и снасти необходимые для ошвартовывания или установки на якорь — Amphibion'a (якорь, цепи, тросы и т. п.). Рядом с этим помещением имеется отделение для багажа, могущее легко быть приспособлено под безпроволочный телеграф. Еще далее на границе передней и средней трети лодки находится рубка пилотов, соединяющейся с пассажирской каютой. В виду того, что моторы размещены по сторонам и высоко под верхним крылом, пилоты могут хорошо видеть как перед собой, так и по сторонам. [177]

Каюта пассажиров очень светлая благодаря большим окнам из небьющегося (не дающего осколков) стекла в борту лодки и ее крыше. В каюте свободно устанавливается 8–9 плетенных кресел; путем перестановки и установки длинных скамей-диванов число пассажиров может быть доведено без тесноты до 12. Кроме того, каюта может быть превращена в спальную на 4 пассажира или в комфортабельную каюту-салон воздушнсй яхты.

Входная дверь сделана вверху кабины, куда спускаются по лестнице. В кормовой части лодки помещается уборная.

С полезным грузом в 3300 фунт. 1496,5 кгр. (1 1/2 тонны) Amphib'on S-38 может лететь не снижаясь на одном моторе.

Таков в общих чертах этот воздушный корабль И. И. Сикорского. Можно еще добавить, что по сообщению «Aero-Digest», S-38 настолько хорошо слушается рулей, что при маневрировали на воде, пилот мог провести аппарат между двумя препятствиями, имея между ними и концами крыльев всего лишь пять футов (1,70 метра) свободного пространства. Эта прекрасная управляемость S-38 отмечена была также и при полете с одним выключениым мотором, причем в аппарате не замечалось никакой вибрации. [178]

Все эти качества Amphibion'a S-38 не могли не обратить на себя внимамя, и Sikorsky Aviations Corp. начало выпускать аппараты этого типа сериями. Американские, большие компании воздушных сообщений напр. «Pan American Airways Incorp.», ввели эти аппараты для обслуживания важных воздушных линий. Такова налример линия: Буффало, Нью-Йорк, Торенто, Канада. По газетным сообщениям, линию Mайями, Флорида, Куба, Гаити открыл на аппарате Сикорского S-38 никто иной, как знаменитый Линдберг оставшийся очень довольным аппаратом. Вообще практически янки сумели оценить выгоды и преимущества этого аппарата. Американская знаменитость боксер Тенней избрал для своего путешествия в Нью-Йорк именно этот тип аппарата. Большую часть своего воздушного путешествия он мирно спал в каюте аэроплана-амфибии, прибыл во время на состязание и тем избавил устроителя последнего от громадных убытков, так как по американскому обыкновению в этот матч было вложено свьше миллиона долларов. Этим полетом Тенней лишний раз подтвердил, что в Америке время — не только деньги, но и очень большие деньги.

Amphibion S 38, как то видно из изложенного, предназначается для вполне мирных целей: для безопасных, быстрых и удобных перелетов на большие разстояния{69}. В свое время для таких же целей предназначался и его предок «Илья Муромец», превращенный силою обстоятельств из комфортабельного, пассажирского воздушного корабля в опасное для врага оружие. То, что в последнее время так усиленно говорят и пишут о мире всего Mиpa, о всеобщем разоружении, а также и то, что повсюду усиленно стараются создавать громадные воздушные флоты, дает основание предполагать, что недалеко время новых, еще более ужасных чем раньше, вооруженных столкновений. Нет сомнений, что аппараты Сикорского типа S-38 легко могут быть обращены в орудия разрушения и далеко опередив в этом отношении своего предка русского воздушного богатыря «Илью Муромца», эти аппараты станут в умелых руках еще болеe опасным и грозным оружием против неприятеля. Воздушные корабли этого типа, не нуждающееся в специально оборудованных аэрэдромах и могущие садится в местах, где их менее всего можно будеть ожидать, понесут в глубоюй тыл неприятеля не только взрывчатые вещества и химические бомбы, но и «воздушные десанты». [179] Последние при известной доле смелости и решимости охотников-партизан смогут в достаточной мере спутать мобилизациончые планы противника. [180]

В начале великой войны, в августе 1914 года, боязнь появления в тылу подобных партизанов-летчиков была настолько велика, что напр. в Риге, отстоявшей в то время на сотни верст от мест активных военных действий, видели и слышали непртельские аэропланы не только днем, но и ночью. Само собой разумеется никаких аэропланов тогда не появлялось, но всетаки последовало распоряжение вооружить городовых винтовками «для стрельбы по аэропланам»... Очевидцы видели «собственными глазами» немецкие аэропланы, спускавшиеся в имениях лифляндских помещиков-баронов на специально подготовленные для этой цели бетонный площадки. За площадки для спуска аэропланов принимали площадки для Lawn-Tennis'a, а лойяльных, хотя быть может и сочувствовавших в душе своим сородичам, немецких баронов заподозривали в шпионстве и считали злостными изменниками.

Для аппаратов S-38 не нужны будут площадки для тениса, а призрак нeпpиятeльcкиx аэропланов, вызывавший панику в 1914-1915 годах, в настоящее время может обратится в реальную, ясно ощутимую и надо думать, ужасную по своим последствиям действительность.

Нет сомнения, что И. И. Сикорский будет продолжать свою плодотворную работу над усовершенствованием своих воздушных богатырей. Предугадывать, что будет им сделано в этом направлении, конечно, излишне. Можно лишь упомянуть о том, что судя по высказанным И. И. Сикорским еще в 1920 г., а затем подтвержденным в сделанном им докладе, во время пребывания его феврале месяце 1929 г., в Париже предположениям, очередным вопросом авиации должна быть постройка воздушных кораблей могущих летать на совершенно недосягаемой в настоящее время высоте: — 30–40 километров над земною поверхностью. По мнению И. И. Сикорского такие самолеты должны, помимо своей исключительной прочности, иметь непроницаемый для воздуха корпус. Моторы такого аппарата, громадной мощности, должны получать воздух для. карбюрации под давлением. Экипаж такого воздушного корабля будет находиться в условиях близких к подводной лодке. Taкие воздушные корабли смогут развивать в виду малого сопротивления в сильно разреженном воздухе{70} громадную скорость — свьше 500 килом. в час. [181]

Насколько все эти предположения окажутся приложимыми на деле покажет будущее. Что полеты в стратосфере есть не Жюль-Верновская фантазия, а дело недалекого будущего показывает то, что 26 мая 1929 г., немецкий летчик Neunhofer на аппарате Юнкерса поднялся на высоту 12.739 метров втечение 1 часа 11 минут.

Можем лишь пожелать нашему талантливому соотечественнику дальнейших успехов в его неутомимой деятельности на пользу будущей, свободной и великой России.

Дальше