Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава первая.

Обзор литературы

Опыт боевых действий советской авиации, приобретенный в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., не потерял своего значения и в условиях мирного времени при решении Вооруженными Силами СССР учебно-боевых задач. Вопросы борьбы за господство в воздухе, взаимодействие сухопутных войск с авиацией в наступательных и оборонительных операциях или организация поддержки ВВС Воздушнодесантных войск при их действиях в тылу противника, а также другие проблемы в значительной мере могут оказаться актуальными в современной теорий оперативного искусства и тактики ВВС. Они помогают глубже познавать происходящие процессы в развитии авиации, раскрывать закономерности ее использования при решении оперативно-тактических задач, творчески подходить к проблемам военного искусства, лучше овладевать современной военной теорией.

Изучение истории и боевой деятельности ВВС в битве под Москвой помимо научно-теоретического значения играет важную роль и в деле военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Создатель нашей партии и Советского государства великий Ленин учил нас рассматривать события с исторических позиций. Он подчеркивал необходимость исторического подхода к общественным явлениям, учил

“...не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь” {2}. Не познав предыстории войны, нельзя понять причины и характер самой войны. “Война есть продолжение политики. Надо изучить политику, ведущую и приведшую к войне”{3}, — писал В. И. Ленин.

Творческое исследование опыта боевых действий советской авиации в минувшей войне, особенно тех проблем, которые играют [10] практическую роль в развитии оперативного искусства и тактики ВВС и в повышении боевой подготовки авиационных частей и соединений в современных условиях, приобретает немаловажное значение.

В постановлении ЦК КПСС “О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве” говорится, что одной из важнейших задач, стоящих перед советскими историками, является “показ героизма советского народа в защите завоеваний Великого Октября, в разгроме фашизма в годы Великой Отечественной войны...”{3}

В руководящих документах Коммунистической партии и Советского правительства неоднократно подчеркивалась необходимость изучения опыта Великой Отечественной войны, ставилась задача “...всемерно повышать обороноспособность нашей Родины. И пока мы живем s неспокойном мире, эта задача остается одной из самых главных!”{4}, — говорил в Отчетном докладе на XXIV съезде КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.

“Военная история всегда служила одной из существенных основ развития военной мысли, тактической, оперативной и стратегической подготовки командных кадров, от которой в большой степени зависит уровень боеспособности армии”, — указывает министр обороны СССР Маршал Советского Союза А. А. Гречко{5}. Поэтому задача изучения богатого боевого опыта Великой Отечественной войны и умелого использования его в оперативной и боевой подготовке войск — одна из существенных задач, стоящих перед Вооруженными Силами СССР. В ходе войны, в послевоенный период и в настоящее время вопросам изучения и обобщения опыта боевых действий ВВС уделяется большое внимание. В обобщающих трудах по истории Великой Отечественной войны анализируется опыт использования всех видов Вооруженных Сил и родов войск в операциях и исследуются проблемы развития советского военного искусства в целом.

В 60-е годы в нашей стране был создан шеститомный труд “История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941 — 1945”{6}, в котором дан обстоятельный анализ важнейших событий самой тяжелой в истории нашей Родины войны, тех неимоверных испытаний, которые выпали на долю советского народа и его армии в смертельной борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и японскими империалистами. В труде показано, как [11] Коммунистическая партия и Советское правительство в чрезвычайно сложной военной обстановке осуществляли руководство страной, укрепляли морально-политическое единство и дружбу народов, как партия и правительство обеспечили развертывание в кратчайшие сроки мощной военной экономики на созданной в годы первых пятилеток основе, какая ожесточенная борьба развернулась на полях сражений и каким образом советский народ и его армия под руководством Коммунистической партии дали сокрушительный отпор гитлеровскому нашествию, отстояли страну социализма и внесли решающий вклад в избавление от фашизма народов Европы и всего мира.

В этом труде дан анализ битвы под Москвой, обобщен опыт выдающейся победы, определено значение битвы в разгроме фашистской Германии. Во втором томе освещаются вопросы отражения авиацией и средствами ПВО массированных налетов фашистской авиации на Москву{7}. Благодаря четкой организации системы ПВО, беспримерному мужеству и героизму лётного состава, воинов противовоздушной обороны, трудовому и ратному подвигу москвичей наша столица была спасена от крупных разрушений. Здесь же показана деятельность советских ВВС, которые в начале октября 1941 г. активно поддерживали войска Брянского фронта, когда противник вышел на подступы к г. Орел.

В 1970 г. вышло в свет второе издание книги “Великая Отечественная война Советского Союза. 1941—1945. Краткая история”{8}, где дана и оценка роли авиации в разгроме фашистских войск под Москвой. В книге освещается помощь, оказанная самолетами Гражданского воздушного флота и дальнебомбардировочной авиации 1-му гвардейскому стрелковому корпусу генерала Д. Д. Лелюшенко, приводятся точные цифровые данные о доставленных к линии фронта войсках, вооружении и боеприпасах. В исследовании дана высокая оценка боевых действий 1-го корпуса ПВО генерала Д. А. Журавлева и 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО полковника И. Д. Климова{9}.

Заслуживает внимания тезис об усилении фронтовой авиации в период контрнаступления частями ВВС МВО, 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО и дальнебомбардировочной авиации Главного Командования, в результате чего к началу декабря под Москвой на Западном направлении мы имели 760 самолетов (из них 590 новых конструкций), а противник — более 600{10}.

Но поскольку проблема истории Великой Отечественной войны решается в этих работах в целом, то, естественно, описание битвы [12] под Москвой, а тем более боевых действий ВВС в ней носит лишь общий характер. Поэтому деятельность авиации Западного, Резервного, Калининского и частично Юго-Западного фронтов, а также ВВС МВО и дальнебомбардировочной авиации, сыгравших значительную роль в поддержке сухопутных войск при разгроме противника, отражены весьма кратко.

Несколько шире действия истребительной авиации Московской зоны ПВО и фронтовой авиации в поддержке войск изложены в коллективном труде “Вторая мировая война 1939 — 1945 гг.” под редакцией генерал-лейтенанта С. П. Платонова{11}.

Вопросы применения авиации в битве под Москвой детально разработаны в труде “Советское военное искусство в Великой Отечественной войне”{12}, где дан анализ состояния ВВС накануне битвы, их количественная и качественная характеристика по периодам битвы; рассматриваются важнейшие проблемы оперативного искусства ВВС в наступательных и оборонительных операциях, борьба за господство в воздухе на московском (западном) направлении, характер боевых действий видов и родов авиации, взаимодействие ВВС с сухопутными войсками и другими видами Вооруженных Сил.

В советской военно-исторической литературе битва под Москвой освещена во многих трудах по истории Великой Отечественной и второй мировой войн{13}. Издано несколько коллективных трудов, монографий, сборников, книг из серии мемуарной военной литературы, опубликовано много популярных и научно-исследовательских статей в журналах и газетах.

В подавляющем большинстве военно-исторические труды рассматривают битву под Москвой как сумму операций, состоящую из трех периодов: оборонительного, контрнаступления и общего наступления советских войск на западном направлении.

Еще в 1943 г., вскоре после разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, Военное издательство выпустило в свет один из первых обобщающих трудов “Разгром немецких войск под Москвой” под общей редакцией Маршала Советского Союза [13] Б. М. Шапошникова{14}. В первой части работы о боевых действиях ВВС в ходе обороны Москвы приводятся некоторые цифровые данные{15}.

Во второй части труда при освещении контрнаступления войск Западного фронта не рассматривается роль советской авиации при наступлении с рубежа рек Ламы, Рузы, Нары, Оки с 25 декабря 1941 г. по 31 января 1942 г. и не раскрывается ее деятельность в разгроме гитлеровских войск под Москвой.

В труде “Разгром немецко-фашистских войск под Москвой” (под редакцией Маршала Советского Союза В. Д. Соколовского){16} и монографии полковника Д. З. Муриева “Провал оцерации „Тайфун"”{17} на основе большого количества источников глубоко исследована проблема деятельности советских войск в Московской битве.

В этих трудах правильно подчеркивается, что в срыве вражеского наступления на Москву важную роль сыграло более эффективное, чем раньше, использование авиации, численность которой возросла к концу оборонительного периода до 1200 самолетов. Своевременное сосредоточение под Москвой большого количества частей и соединений фронтовой авиации, дальнебомбардировочной авиации Главного Командования, ВВС Московского военного округа и Московской зоны обороны, умелое их использование дало возможность советским войскам добиться значительных успехов к концу ноября 1941 г.

В труде “Разгром немецко-фашистских войск под Москвой” приводятся цифровые данные, свидетельствующие о высокой активности ВВС на последнем этапе обороны под Москвой и подтверждающие правильность распределения усилий авиации, главным образом для поддержки оборонявшихся войск и нанесения ударов по наиболее важным объектам противника{18}. Здесь же сообщаются весьма интересные данные о тяжелых потерях авиации противника.

Описание и анализ событий исторической битвы получили отражение в книге “Великая битва под Москвой”{19}, подготовленной Институтом истории СССР АН СССР при участии военных историков: А. В. Васильева, В. П. Евстигнеева, Д. М. Проэктора, С. Д. Сахарова, А. М. Самсонова, В. П. Серегина и Ф. В. Тамонова. Наибольшее внимание в книге уделено военно-политической оценке битвы под Москвой. [14]

В монографии члена-корреспондента АН СССР А. М. Самсонова под тем же названием{20} глубоко и всесторонне показаны действия Московской партийной организации и трудящихся столицы по формированию дивизий народного ополчения, истребительных и рабочих батальонов. Эта работа является кратким военно-историческим очерком и, несомненно, способствует улучшению обучения и воспитания авиаторов и молодежи в духе беспредельной преданности делу Коммунистической партии и Родине, более глубокому изучению и использованию опыта минувшей войны, усилению пропаганды боевых традиций советской авиации.

В труде в сжатой форме показано состояние нашей и немецко-фашистской авиации к началу войны, их боевая деятельность в летних операциях 1941 г. Конечно, задача исследования деятельности ВВС каждого из фронтов, анализа роли всех видов и родов авиации выполнима лишь при специальном историко-теоретическом исследовании, в котором автору предоставляется возможность более глубоко и разносторонне раскрыть эти проблемы.

В 1968 г. вышли в свет два капитальных труда: “Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.”{21} и “Авиация и космонавтика СССР”{22}, подготовленные большими коллективами авторов при помощи Военно-научного управления Главного штаба ВВС и ряда научных коллективов авиаторов.

В первом из них на основе большого количества источников (архивных документов, опубликованных работ и других материалов) обобщен опыт планирования, подготовки и ведения боевых действий воздушных армий и соединений авиации дальнего действия в наиболее крупных операциях войны, показывается их значение в развитии оперативного искусства и тактики ВВС.

Третья глава книги “Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.” посвящена авиации в битве под Москвой. Здесь кратко показаны особенности боевой деятельности авиации с начала октября 1941 г. до января 1942 г., роль ВВС Западного, Калининского, Юго-Западного (Брянского) фронтов, ВВС МВО и МЗО, дальнебомбардировочной авиации Главного Командования, 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО г. Москвы и некоторых резервных авиагрупп. В главе показано соотношение сил авиации, даны краткие выводы, в которых справедливо подчеркивается, что победа под Москвой явилась важным этапом в дальнейшем развитии оперативного искусства ВВС. Был приобретен опыт подготовки авиации к действиям в ограниченные сроки при обороне и [15] контрнаступлении. В ходе наступления полное подтверждение получил принцип советского военного искусства по применению ВВС — сосредоточение их основных усилий на главном направлении за счет резервов, ВВС соседних фронтов, дальнебомбардировочной авиации и авиации ПВО. В выводах главы также показано, какое дальнейшее развитие тактика действий родов авиации — истребительной, штурмовой, бомбардировочной — получила в результате битвы под Москвой.

Однако следовало бы более глубоко проанализировать боевые действия фронтовой авиации, 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО, сыгравших важную роль не только в прикрытии с воздуха Москвы и объектов Подмосковья, но и в штурмовых действиях, непосредственной поддержки сухопутных войск в ходе контрнаступления. Недостаточно убедительно показана и роль дальнебомбардировочной авиации в действиях по железнодорожным объектам и целям на поле боя в помощь фронтовой авиации. В хронологическом отношении было бы целесообразно показать боевые действия ВВС до 20 апреля 1942 г., обратив внимание на особенности взаимодействия авиации с 4-м воздушно-десантным корпусом в январе — феврале 1942 г.

В книге “Авиация и космонавтика СССР” дается исторический обзор развития советской авиации за 50 лет, освещается ее роль в защите социалистического государства, в том числе и в период Великой Отечественной войны. На большом конкретном материале показывается выдающаяся роль В. И. Ленина и Коммунистической партии в создании и укреплении Военно-воздушных сил страны.

Представляет значительный научный интерес учебное пособие доцента кандидата военных наук полковника Л. Б. Корец и майора Н. И. Амплеева “Битва под Мооквой”, подготовленное в Краснознаменной Военно-воздушной академии в 1956 г.{23}

В этом небольшом по объему научно-исследовательском труде на общем фоне боевых действий войск Западного фронта и Московской зоны обороны авторы со знанием дела рассматривают боевую деятельность авиации при обороне, контрнаступлении и общем наступлении. В подтверждение своих выводов и рекомендаций они приводят документы, цифры, схемы, таблицы. Так, на основе архивных данных показан численный состав ВВС и соотношение сил по родам авиации к 30 сентября 1941 г., приводится таблица летно-тактических данных основных типов самолетов советских и гитлеровских ВВС, дается количественное соотношение сил сторон, распределение усилий авиации по задачам при обороне и контрнаступлении; подводятся итоги боевой деятельности истребительной авиации ПВО Москвы за октябрь — декабрь 1941 г., показаны потери ВВС противника под Москвой. Авторы [16] рассматривают также значение этих действий авиации для дальнейшего развития оперативного искусства и тактики ВВС.

Однако в этом учебном пособии почти не показана роль дальнебомбардировочной авиации Главного Командования, ВВС Брянского, Юго-Западного, Калининского фронтов, внесших свою немалую лепту в разгром гитлеровских войск. Не анализируется опыт партийно-политической работы, авиационного тыла, не показан героизм летного состава в воздушных сражениях, большой труд инженерно-технического состава в восстановлении авиационной техники в труднейших полевых условиях.

В 1969 г. авторским коллективом Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина создан труд “История военного искусства”{24}.

В книге значительное место уделяется проблемам развития ВВС, их оперативного искусства и тактики родов авиации. Так, в третьей главе “Советское военное искусство в битве под Москвой”, автором которой является доцент кандидат военных наук полковник В. А. Кошелев, кратко рассматривается военное искусство ВВС в оборонительных и наступательных операциях под Москвой, дается обзор боевых действии, подводятся итоги и делаются выводы. Слушатели военных академий и училищ нашли в этом учебнике достаточный материал для изучения Московской битвы.

Думается, было бы целесообразно глубже показать роль ВВС Московского военного округа и Московской зоны обороны, авиационных групп под командованием генералов И. Ф. Петрова, Г. П. Кравченко и др.; подчеркнуть особенности и трудности в управлении авиацией в период обороны под Москвой, что нарушало массирование усилий авиации на решающем направлении; рассмотреть опыт работы авиационного тыла, инженерно-авиационной службы (по восстановлению подбитых самолетов в условиях суровой зимы 1941 — 1942 гг.), особенности партийно-политической работы. Больше внимания следовало бы уделить боевой деятельности советской авиации в контрнаступлении и ее роли в общем наступлении на московском (западном) направлении в январе — апреле 1942 г.

Необходимо отметить статью генерал-майора авиации Г. Пшеняника “Борьба с авиацией противника в летне-осенней кампании 1941 г.”{25}, в которой достаточно полно и обосновано показан ход борьбы с авиацией противника в начале войны. Автор справедливо подчеркивает, что сосредоточение крупных сил авиации в октябре — ноябре 1941 г. на московском направлении и централизованное управление ими Ставкой Верховного Главнокомандования повысили эффективность борьбы с воздушным противником, обеспечили завоевание господства в воздухе на важнейшем центральном участке советско-германского фронта. Далее на [17]

основе анализа большого фактического материала автор пишет о том, что “активная борьба с воздушным противником являлась одним из важнейших условий для успеха операций сухопутных войск...”{26} Подчеркивая роль и значение ВВС в современных условиях, автор приходит к выводу о необходимости изучения боевого опыта по завоеванию оперативного господства в воздухе нашей авиацией в битве под Москвой и его использования.

В советской военной литературе наиболее слабо показана роль ВВС Западного, Брянского, Калининского, Юго-Западного фронтов в разгроме гитлеровских войск на московском направлении. Это же относится и к дальнебомбардировочной авиации Главного Командования, которая в период 1941 — 1942 гг. наносила мощные ночные бомбовые удары и активно вела дневные эшелонированные действия в сложных метеорологических условиях, главным образом по целям на поле боя, танковым и моторизованным колоннам, аэродромам и железнодорожным объектам противника на ближних и дальних подступах к Москве.

Обобщающий материал о действиях ВВС под Москвой дан в книге Б. А. Симакова и И. Ф. Шипилова “Воздушный флот Страны Советов”{27}, где освещается развитие отечественной авиации со времени ее зарождения и до 1957 г.

Значительное место в военно-исторической литературе отводится показу истребительной авиации ПВО в защите воздушных рубежей столицы и подступов к ней. На эту тему издано несколько монографий, сборников, брошюр, статей. Среди них хочется отметить труд авторского коллектива “Войска противовоздушной обороны страны”{28}, в котором на основе архивных и других материалов дан анализ боевых действий истребительной авиации ПВО страны в крупнейших операциях Великой Отечественной войны и достаточно полно и объективно исследован ход боевых действий 6-го истребительного авиационного корпуса в битве под Москвой.

В 1968 г. вышла работа “На страже неба столицы”{29}, авторы которой со знанием дела анализируют боевую деятельность многих соединений и частей ПВО. Нельзя не согласиться с выводом о том, что воины ПВО Москвы успешно справились с поставленными перед ними задачами по прикрытию столицы, важнейших промышленных объектов и Центрального экономического района страны от бомбардировок фашистской авиации. В книге приводятся новые интересные данные об отражении налетов на Москву, о стойкости и боевом мастерстве защитников столицы, о [18] количестве проведенных воздушных боев и сбитых самолетов противника{30}.

Нельзя не согласиться с авторами, что такой успех боевых действий ПВО зависел прежде всего от непрестанного совершенствования мастерства, тактики перехвата и отражения одиночных и групповых налетов вражеских самолетов. Атаки летчиков-истребителей отличались исключительной самоотверженностью, мужеством и героизмом. В работе следовало бы больше уделить внимания воздушным таранам, совершенным нашими летчиками-истребителями ПВО в ходе битвы под Москвой. Участвуя в воздушных боях, они тесно взаимодействовали с истребителями фронтовой авиации и ВВС Московского военного округа.

Таким образом, вместе с войсками действующей армии и трудящимися города авиаторы и воины ПВО спасли столицу нашей Родины от разрушения вражеской авиацией, внесли достойный вклад в разгром гитлеровских полчищ.

“Бессмертный подвиг защитников Москвы, грудью отстоявших столицу, — говорится в приветствии ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР трудящимся Москвы, Московской области, участникам великой битвы под Москвой, — будет всегда служить примером беззаветной преданности социалистической Отчизне”{31}.

Хочется также отметить работу H. Н. Дмитриевского “Защитники неба столицы”{32}, в которой в популярной, доходчивой форме рассказывается о мужестве и стойкости воинов ПВО Москвы; небольшую по объему книгу генерала М. Г. Кикнадзе “В небе столицы”{33}; содержательные статьи генерала Г. Десницкого “ПВО Москвы в 1941 — 1942 годах”{34}, кандидата исторических наук полковника Н. Светлишина “Отражение первого массиро-ванного налета немецко-фащистской авиации на Москву”{35}, генерала в отставке Н. А. Кобяшова о мужестве летчиков 6-го истребительного авиационного корпуса{36}, полковника Б. Г. Птицына “Советская авиация в битве за Москву”{37}. Проблемам применения авиации в минувшей войне посвящен ряд популярных и научно-исследовательских статей, опубликованных в послевоенные годы в журналах “Вестник Воздушного Флота”, “Авиация и космонавтика”, “Вестник ПВО” и “Военно-историческом журнале”.

Авторы статей рассказывают о том, как еще в мирное время на подмосковных аэродромах систематически проводились летно-тактические учения во взаимодействии со средствами ПВО по [19] отражению налетов вероятного противника. Более того, командование и штаб 24-й истребительной авиационной дивизии специально готовились к управлению авиацией в системе ПВО Москвы, находясь с первого дня войны на КП вместе с командованием зенитной артиллерии. Именно на базе этой дивизии и формировался 6-й истребительный авиакорпус, как было предусмотрено планом. Кроме того, еще задолго до войны ЦК ВКП(б) и Советское правительство принимали энергичные меры по укреплению ПВО Москвы. Авиация и зенитная артиллерия в первую очередь получали новую технику, боевая выучка летчиков-истребителей указанной дивизии находилась на достаточно высоком уровне: летали ночью, хорошо стреляли по воздушным и наземным целям, мастерски владели высшим пилотажем и могли успешно вести воздушный бой. Полки были укомплектованы кадровыми летчиками.

Многие из полков на вооружении имели новые типы истребителей с высокими тактико-техническими данными. К сожалению, эти убедительные примеры могущества воздушной обороны столицы не отмечены в некоторых статьях.

В организации ПВО Москвы, как и во всяком большом деле, были свои просчеты и недостатки, однако не они определили характер и итоги борьбы. Победа была достигнута благодаря своевременно принятым мерам по отражению воздушных налетов врага, высоким морально-боевым качествам и беспримерному мужеству и героизму наших летчиков, зенитчиков, прожектористов и воинов других родов ПВО. Советским авиаторам помогала побеждать врага неиссякаемая вера в справедливое дело ленинской партии, любовь к своей Родине. И с таким выводом ветеранов Великой Отечественной войны — авторов многочисленных публицистических и научных статей нельзя не согласиться.

Отдельные вопросы боевых действий ВВС на московском стратегическом направлении в период 1941 — 1942 гг. в сборниках, журналах и газетах освещали видные авиационные военачальники А. А. Новиков, К. А. Вершинин, П. Ф. Жигарев, А. Е. Голованов, С. А. Красовский, С. И. Руденко, В. А. Судец, С. А. Худяков, М. М. Громов, Н. А. Сбытов, Ф. П. Полынин и др. Со статьями, в которых обобщался опыт боевых действий ВВС на московском направлении, выступили также известные генералы и офицеры — авиаторы, участники воздушных сражений под Москвой, ученые, военные историки И. Н. Березовой, А. В. Васильев, Н. П. Дагаев, Н. А. Журавлев, А. В. Никитин, Г. А Пшеняник, Е. С. Чалик, А. С. Кравченко, H. H. Остроумов, Н. Г. Селезнев, М. Н. Кожевников, Г. П. Лаврик, И. В. Тимохович, В. Н. Мягков, В. Г. Никифоров и др.

Значительный вклад в изучение и обобщение опыта боевых действий ВВС под Москвой был внесен профессорско-преподавательским и слушательским составом Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР им. К. Е. Ворошилова, Военной [20] академии им. М. В. Фрунзе, Военно-политической академии им. В. И. Ленина, Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина, Военно-воздушной инженерной академии им. H. E. Жуковского. В трудах этих академий нашли отражение вопросы оперативного искусства и тактики ВВС.

В изучении великой битвы под Москвой сыграли положительную роль сборники документов и материалов “Выстояли и победили”, “Москва — фронту”{38}, подготовленные к изданию Институтом истории партии МГК и МК КПСС, Институтом истории СССР АН СССР и Главным архивным управлением при Совете Министров СССР. Оба сборника публикуют подлинные документы, в том числе касающиеся ВВС — постановления, директивы, приказы, протокольные записи Государственного Комитета Обороны, Ставки Верховного Главнокомандования, Военных советов фронтов, армий, а также партийных и советских органов Москвы и Московской области.

Большого внимания заслуживает диссертация доктора исторических наук профессора Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина полковника И. В. Тимоховича “Развитие оперативного искусства Советских ВВС в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.”{39} В ней уделено большое внимание исследованию вопросов, связанных с боевой деятельностью авиации в битве под Москвой, наряду с разбором других крупных операций Великой Отечественной войны. Автор показывает процесс формирования первых резервных авиационных групп, их участие во взаимодействии с фронтовой авиацией в воздушной операции по разгрому механизированных колонн 2-й танковой группы генерала Гудериана в районе Стародуб, Шостка, Почеп. Эти авиационные группы сыграли положительную роль в поддержке сухопутных войск под Москвой, хотя они и не имели твёрдо установленных штатов и были недостаточно мощными по своему боевому составу. Нельзя также не согласиться с автором, что выделение из состава ВВС фронтов армейской авиации приводило к тому, что усилия авиации плохо концентрировались на важнейших направлениях. Распределение и без того малочисленных сил авиации по общевойсковым армиям серьезно нарушало принцип массированного применения ВВС.

И. В. Тимохович рассматривает проблему завоевания нашей авиацией господства в воздухе на московском направлении. Это была серьезная победа нашей авиации и первое поражение авиации противника в ходе второй мировой войны.

При разборе боевых действий ВВС под Москвой автор особое внимание уделил нанесению бомбовых ударов по вражеским [21] аэродромам в октябре — ноябре 1941 г., сорвавших планы противника и предотвративших массированные налеты по нашим аэроузлам. Хорошо исследована в труде проблема применения тактических и оперативных воздушных десантов под Москвой, а сделанные выводы несомненно интересны. Автором рассмотрены и некоторые другие вопросы, связанные с планированием и управлением авиацией в оборонительных и наступательных операциях. В фундаментальном труде И. В. Тимоховича нашли отражение многие вопросы боевого применения авиации в Московской битве.

На тему “Битва под Москвой и ее влияние на развитие советского военного искусства” защищена в 1971 г. докторская диссертация полковником Д. З. Муриевым{40}.

Наряду с исследованием проблем боевой деятельности различных видов Вооруженных Сил автор уделил значительное место рассмотрению боевого использования ВВС. Им приведено количество боевых самолето-вылетов, дана характеристика потерь вражеской авиации, показаны изменения, происшедшие в оперативном искусстве ВВС в результате этой битвы.

По данной проблеме в Военных академиях и гражданских высших учебных заведениях защищено несколько кандидатских диссертаций{41}.

Историческая битва, положившая начало крушению гитлеровской Германии, постоянно находится в центре внимания военно-исторической науки. В ноябре 1966 г. Институтами истории АН СССР, военной истории МО СССР и истории партии МГК и МК КПСС была проведена научная конференция, посвященная 25-летию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Конференция внесла значительный вклад в изучение истории Великой Отечественной войны. На ней присутствовало много авиаторов — непосредственных участников воздушных сражений под Москвой. Ее материалы были опубликованы в сборнике статей и воспоминаний “Беспримерный подвиг”{42} (выступления видных советских полководцев и военачальников — Маршалов Советского Союза Г. К. Жукова, И. С. Конева, [22] В. Д. Соколовского, А. И. Еременко, генерала армии Д. Д. Лелюшенко, партийных, советских и комсомольских работников, ученых, участников сражений за Москву, бывших партизан, ополченцев). К сожалению, в сборник оказался не включенным текст выступления маршала авиации С. И. Руденко — бывшего первого заместителя Главнокомандующего ВВС, сделавшего на конференции научное сообщение о действиях ВВС на московском стратегическом направлении 1941 — 1942 гг.

В связи с 25-летием разгрома немецко-фашистских войск под Москвой вышло несколько сборников воспоминаний участников сражений, мемуаров видных военачальников; опубликованы научно-исследовательские материалы в журналах и газетах, посвященные этой дате. В сборниках “Битва за Москву”, “Провал гитлеровского наступления на Москву”{43} с воспоминаниями выступили прославленные советские полководцы, военачальники, руководившие при защите Москвы фронтами и армиями, а также участники сражений, партийные и советские работники, командиры партизанских соединений.

В книге “Битва за Москву” генерал-лейтенант авиации Н. А. Сбытов — командующий ВВС МВО и Московской зоны обороны в 1941 — 1942 гг. — в статье “Авиационный щит столицы” показывает, какую роль сыграла авиация в обороне Москвы, рассматривает деятельность командиров авиационных полков при защите столицы с воздуха, приводит примеры мужества и героизма летчиков. В статье большое место отводится характеристике деятельности Московской партийной организации в проведении мероприятий, связанных с обороной города от налетов фашистской авиации. Интересные данные приводит автор о роли воздушной разведки в первые дни наступления фашистов под Москвой. Так, на рассвете 5 октября 1941 г. воздушные разведчики первыми обнаружили прорыв танковых и механизированных колонн противника из Рославля на Юхнов. Несмотря на тяжелые метеорологические условия, наши летчики, пользуясь данными разведки, одиночными самолетами и парами наносили удары по вражеским войскам в районе Юхнова.

Автор приходит к выводу, на основании опыта авиационных групп под Москвой, что в условиях меняющейся обстановки необходим быстрый маневр авиацией. Начиная с середины октября 1941 г. такие группы вместе с ВВС фронтов представляли силу, способную нанести ощутимый удар по врагу на направлении его главного удара.

В сборнике “Битва за Москву” деятельности пикирующих бомбардировщиков Пе-2 9-го отдельного авиационного полка посвящена статья “В небе Подмосковья”. [23]

Определенным недостатком в целом ценного сборника “Провал гитлеровского наступления на Москву” является то, что о ВВС — одном из основных видов Вооруженных Сил — в нем нет ни одной статьи.

За последние годы значительно увеличилось количество мемуарной литературы. В воспоминаниях бывших командующих фронтами Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, И. С. Конева, А. И. Еременко, командующих армиями и других военачальников Ф. И. Голикова, Д. Д. Лелюшенко, В. И. Кузнецова, П. А. Белова, А. А. Новикова, А. Е. Голованова, С. А. Красовского, И. В. Болдина, К. Ф. Телегина, Л. М. Сандалова, А. А. Лобачева, В. И. Казакова, А. П. Белобородова, П. А. Ротмистрова, M. E. Катукова, П. А. Артемьева, Н. А. Сбытова содержатся ценные сведения и интересные новые данные о великой битве под Москвой{44}.

Бывший командующий Западным фронтом Маршал Советского Союза Г. К. Жуков в своей книге “Воспоминания и размышления”{45} роли авиации в Великой Отечественной войне уделяет большое внимание. В ней говорится о том, как своевременно принятые меры ЦК ВКП(б) и СНК СССР по созданию истребительных авиационных корпусов способствовали отражению налетов фашистской авиации на Москву и Ленинград и поддержке сухопутных войск в штурмовых действиях на этих направлениях. Рассматривая контрнаступательные действия правого крыла Западного фронта, автор характеризует активные действия авиации для поддержки войск:

“Авиация наносила мощные удары по артиллерийским, танковым частям, командным пунктам, а когда началось отступление гитлеровских войск, штурмовала и бомбила пехотные, бронетанковые и автотранспортные колонны. В результате все дороги на Запад после отхода войск противника были забиты его боевой техникой и автомашинами” {46}.

Анализируя ход боевых действий войск на левом крыле Западного фронта, Г. К. Жуков показывает, как непрерывными действиями авиация фронта и Ставки Верховного Главнокомандования поддерживала удары кавалерийского корпуса генерала П. А. Белова, а также действия 50-й и 10-й армий.

Выдающийся полководец Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский во время битвы под Москвой командовал 16-й армией Западного фронта, войска которой проявили исключительное мужество и героизм в боях на волоколамском и других направлениях. Незадолго до смерти К. К. Рокоссовский написал патриотическую [24] книгу “Солдатский долг”{47}, в которой наряду с оценкой доблести и отваги воинов различных видов Вооруженных Сил и родов войск объективно показал роль нашей авиации в поражении гитлеровских войск. Автор рассказывает, как отрабатывалось на земле и осуществлялось в воздухе взаимодействие пехоты с авиацией, насколько были эффективны действия штурмовиков Ил-2, применявших на бреющем полете реактивные снаряды, и т, д.{48} Он высоко оценивает заслуги авиаторов под Москвой, подчеркивая при этом, что они стояли насмерть в самые трудные моменты боя и, когда это было необходимо, шли на таран.

О высоких морально-боевых качествах советских авиаторов говорится и в книге “Не отдали Москвы!”{49} бывшего члена Военного совета Московского военного округа и Московской зоны обороны генерала К. Ф. Телегина. На основе сохранившихся в архиве МО СССР личных записей, документов Военного совета и Штаба МВО и МЗО в книге убедительно показано место ВВС МВО и Московской зоны обороны, частей 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО. Автор рассказывает о подготовке к 6 ноября 1941 г., когда на станции метро “Маяковская” состоялось торжественное заседание Моссовета, посвященное 24-й годовщине Великого Октября. Перед командованием стояла трудная задача — обеспечить надежное прикрытие столицы с воздуха. Это обязывало держать в боевой готовности всю систему ПВО. И когда до 250 бомбардировщиков врага пытались сорвать праздничное торжество, они были встречены на дальних подступах к Москве плотной завесой зенитного огня, такой стремительностью атак истребителей, что вынуждены были обратиться в бегство, не достигнув цели. А в ночь на 7 ноября 550 самолетов фронтовой авиации, ВВС МВО и Московской зоны обороны снова находились в боевой готовности. Противник не сумел поднять в воздух своих асов и бросить их на Москву, чтобы сорвать парад советских войск и техники на Красной площади. Автор книги пишет о том, что ВВС должны были принять участие в параде 7 ноября на Красной площади, но плохие метеорологические условия помешали этому. Газета “Правда” 8 ноября 1941 г. писала: “Для участия в воздушном параде в Москве было подготовлено 300 самолетов”.

Большое место в книге К. Ф. Телегина отведено показу героических подвигов авиаторов, совершенных в небе Москвы.

К сожалению, автор не уделяет должного внимания взаимодействию ВВС Московского военного округа, частей 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО с ВВС фронтов при отражении массированных налетов фашистской авиации на Москву, [25] а также эффективным действиям дальнебомбардировочной авиации Главного Командования по железнодорожным объектам и аэродромам противника.

Как бы дополняя характеристику деятельности 6-го истребительного авиационного корпуса, автор другой книги “Триста неизвестных”{50} Герой Советского Союза генерал П. М. Стефановский, будучи во время войны заместителем командира этого корпуса, повествует о летном мастерстве, отваге летчиков, готовых на любые испытания, вплоть до самопожертвования.

Не только советская военно-историческая литература уделяет битве под Москвой большое внимание. Ею по-прежнему интересуются и за рубежом. Вряд ли найдется хоть один мемуарный или научно-исследовательский труд в Западной Германии, Англии, США и других странах, посвященный второй мировой войне, в котором не шла бы речь о величайшем сражении под Москвой. Некоторые западные авторы признают огромное международное значение этой битвы и ее неоспоримое влияние на ход и исход второй мировой войны.

Известно вместе с тем, что буржуазные реакционные историки пытаются извратить причины, характер и результаты разгрома немецко-фашистских войск под Москвой Советской Армией. Причины жестокого поражения гитлеровских войск одни видят в “русской распутице”, другие считают, что большевики оказались победителями благодаря “трескучим морозам”, а третьи придумали многократное “численное превосходство русских” в этой битве{51}.

В своих мемуарах бывший командующий 2-го воздушного флота группы армий “Центр” в период битвы под Москвой генерал-фельдмаршал в отставке А. Кессельринг подчеркивает, что якобы фашистская авиация “могла действительно решать исход войны, если бы наступление немецкой сухопутной армии не застряло под Москвой сначала в болотах, а затем в снегах русской зимы”{52}. И далее в своих мемуарах А. Кессельринг, под чьим непосредственным командованием осуществлялись массированные налеты эскадр фашистских бомбардировщиков на нашу столицу, пытается свалить вину за роковое поражение под Москвой на Гитлера и Геринга, якобы уделявших недостаточное внимание ВВС Германии. Он считает также, что виной всему была неправильная концепция о войне вообще и неправильное реагирование [26] на несомненные признаки появления нового в частности”{53}.

В 1958 г. была переведена с английского книга “Роковые решения”{54}, написанная группой генералов гитлеровского вермахта. Она повествует о поражении фашистской Германии во второй мировой войне. Это рассказ тех, кто близко стоял к принимавшим роковые решения и способствовал проведению их в жизнь. Заслуживает внимания глава “Московская битва”, написанная бывшим начальником штаба 4-й армии генералом Г. Блюментритом. Эту должность он исполнял до января 1942 г. при командующем армией фельдмаршале фон Клюге. Рассуждения Блюментрита о “климатических” и “географических” теориях никак не вяжутся с его заключением о том, что “Московская битва нанесла первый сильнейший удар по Германии как в политическом, так и военном отношениях”{55}. Такой же вывод делают и другие генералы гитлеровской армии, такие, как Г. Гудериан, Ф. Меллентин, Ф. Гальдер, К. Типпельскирх, Ф. Байерлейн, Ф. Мантейфель, З. Вестфаль. Все они, описывая битву под Москвой, вынуждены признать, что немецко-фашистская армия, считавшаяся ранее непобедимой, оказалась на грани уничтожения и катастрофы. Да и как не прийти к этому выводу, если в битве под Москвой они потеряли в общей сложности более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 1600 самолетов, 15 тыс. машин и много другой техники. Войска противника были отброшены от Москвы на запад на 150 — 300 км.

Буржуазные реакционные историки и мемуаристы, искажая действительную историю второй мировой войны, с особым рвением отрицают непобедимую мощь Советского Союза и его Вооруженных Сил, обусловленную превосходством социалистического строя. Отсюда их попытки рассуждениями о “роковых решениях” фашистских главарей скрыть истинные причины поражения фашистской Германии. В связи с этим разоблачение буржуазных фальсификаторов является одной из важнейших задач советской военно-исторической науки.

С момента разгрома гитлеровских войск под Москвой прошло более 30 лет. В нашей стране многое сделано по изучению и обобщению опыта войны. Однако некоторые проблемы боевой деятельности авиации в этой битве не нашли должного освещения в литературе. Военным историкам еще предстоит показать, как в зависимости от количественного и качественного роста авиации, морально-боевых качеств летного состава, организационной структуры ВВС и других факторов развивались формы оперативного применения и способы боевых действий авиации в наступательных и оборонительных операциях под Москвой, [27] каким образом в труднейших условиях решалась задача по завоеванию оперативного господства в воздухе на московском стратегическом направлении, как совершенствовались формы и способы выполнения этой задачи, организовывались и проводились воздушные операции по аэродромам, нарушению оперативных перевозок и т. д. Предстоит разработка вопроса о роли инженерно-технического состава в подготовке и восстановлении авиационной техники. Только в Отделе рукописных фондов Института истории СССР АН СССР имеется значительное количество документов, связанных с обороной Москвы. В начале войны научные сотрудники этого института выезжали на аэродромы, где вели стенографические записи бесед с летчиками, штурманами, командирами полков и эскадрилий, комиссарами, представителями инженерно-авиационной службы. Изучение недостаточно исследованных фондов ВВС фронтов, резервных авиационных групп и многих соединений авиации дальнего действия позволит расширить научную базу, глубже рассмотреть указанные проблемы. В предлагаемой вниманию читателей книге, выходящей вторым изданием, автор стремился с возможной полнотой рассмотреть действия советской авиации в великой битве под Москвой.

Дальше