Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава 19.

От Арктики до Антарктики

Когда военное искусство достигнет такой степени совершенства, что война перестанет быть средством разрешения спорных вопросов ввиду того, что она будет означать неизбежную гибель для всех, кто к ней прибегнет, тогда мирные переговоры станут средством разрешения всех военных конфликтов.
Капитан-лейтенант Д. Барнес, Военно-морское училище США, июнь 1868 года.

В период между второй мировой войной и войной в Корее команды подводных подрывных работ побывали в самых различных частях земного шара — от Арктики до Антарктики.

Во время первых испытаний атомной бомбы в атолле Бикини 3-я команда подрывников во главе с капитан-лейтенантом С. Купером поступила в распоряжение командира оперативного соединения вице-адмирала Блэнди, которое в июле 1946 года прибыло в район атолла Бикини для проведения испытаний, получивших символическое название «операция Кросроудз».

Команде подрывников было поручено взять пробы воды сразу после взрыва атомной бомбы. На этот раз подрывникам не пришлось нырять в океан — вода вследствие радиоактивного заражения была слишком «горячей». Они воспользовались десантными катерами, которые были переоборудованы для управления ими по радио.

В отличие от подобных катеров, применявшихся у атолла Кваджелейн, а также у южного побережья Франции, на этот раз управляемые на расстоянии катера действовали, [307] как правило, безотказно. Вскоре после того, как в результате взрыва образовалось страшное грибовидное облако, в воздух поднялись самолеты, с которых специалисты-подрывники по радио управляли катерами. Разумеется, дело не обошлось без трудностей. Самолеты должны были обходить опасные зоны, где радиоактивное заражение воздуха было слишком велико. У одного катера заклинило руль, и он кружился на одном месте, пока к нему не подошел транспорт «Бегор», приданный команде подрывников, и пловцы устранили неисправность. Однако все другие катера, точно повинуясь командам, которые передавались им по радио, проникли в такие места, из которых ни один человек не мог бы выбраться живым. Катера брали пробы воды, передавали сообщения об уровне радиации, определявшемся с помощью автоматических счетчиков Гейгера. По возвращении в безопасные воды катера подверглись дезактивации, с них были сняты приборы и взяты пробы.

Благодаря тщательным мерам безопасности, которые предпринимались в течение всех испытаний, команда подрывников и весь личный состав оперативного соединения не понесли никаких жертв во время надводного и подводного взрывов атомных бомб.

Еще в 1947 году Фэйн поставил перед командованием вопрос об участии команды подводных подрывных работ в антарктической экспедиции, проводившейся силами одного из амфибийных соединений.

Начальник экспедиции капитан 1 ранга Крузен приветствовал участие в экспедиции 70 физически закаленных и способных действовать в условиях любого климата пловцов. На борту флагманского корабля «Маунт Олимпус» команда подрывников в составе участников «операции Хайджамп» отбыла в Антарктику. Подрывники проделывали там проходы в ледяных хребтах, ходили на лыжах для обследования местности, помогали строить взлетно-посадочную полосу для самолетов.

Боевые пловцы, одетые в теплое белье и резиновые комбинезоны, плавали среди льдин в соленой воде Атлантического океана при температуре около — 2°С. Способность боевых пловцов плавать в ледяной воде была очень кстати: они осматривали подводную часть [308] корпуса кораблей, получивших повреждения от столкновения со льдинами, заменяли погнутые винты, проделывали углубления во льду для закрепления швартовых и выполняли другие, необычные для них задания. Тем самым они посрамили скептиков, которые ставили под сомнение целесообразность использования пловцов в арктических условиях. Команды и отряды боевых пловцов играли весьма важную роль во всех арктических и антарктических экспедициях, начиная с повторной экспедиции в залив Уэльса, предпринятой весной 1948 года.

Укомплектованные по штатам мирного времени команды подрывников были затем оторваны от такого рода «холодных» действий, пополнены и брошены в горячую войну, которая разгорелась на Дальнем Востоке в Корее.

С заключением перемирия несколько отрядов подрывников освободились для действий в другом неспокойном районе, находящемся между коммунистическим Китаем и силами, возглавляемыми Чан Кай-ши на Тайване. Специалисты подрывники обучали команды гоминдановского флота подрывным работам и разведке под водой. Резиновые лодки с гоминдановскими командами действовали как у своих островов, так и у островов, принадлежность которых была неясна.

Когда по стратегическим соображениям было принято решение эвакуировать Тайшаньские острова вблизи побережья Китая, американская команда подводных подрывных работ получила задание: обеспечить безопасный проход группе транспортов амфибийных сил, которую охранял 7-й флот, и взорвать укрепления и склады боеприпасов, чтобы они не попали в руки войск коммунистического Китая. Выполняя это задание, 11-я команда во главе со старшим лейтенантом Бойнтоном осторожно двигалась вперед в сильно заминированных водах. На островах подрывники взрывали бункеры, доты и склады, на которых хранилось около 200 т боеприпасов, большей частью оставшихся еще от японцев. Однажды подрывников по ошибке обстрелял гоминдановский эсминец.

Много нового дало подрывникам их участие в походе к северной оконечности американского континента. Этот [309] район манил к себе мореходов еще с тех дней, когда небольшие отважные парусники Пэрри и Франклина искали здесь легендарный «северо-западный путь». В единственной лоции этого района были указаны лишь глубины, приближенно нанесенные на карту. Эти замеры делались с корабля канадской пограничной охраны, который прошел по этому пути много лет назад. Ни одно большое стальное судно не пыталось до этого воспользоваться этим путем. Теперь крупному соединению кораблей военно-морского флота США предстояло пройти указанным путем в течение лета 1955 года. Северная часть американского материка всегда представлялась каким-то таинственным и полным опасностей краем со времени основания компании Гудзонова залива до создания строго секретной радиолокационной линии дальнего обнаружения в наши дни.

И вот в эту страну, заселенную эскимосами и торговцами мехом, пришло соединение амфибийных сил Тихоокеанского флота. Корабли с трудом прокладывали себе путь в ледяных полях Заполярья, которые тянулись от Айси Кейп на Аляске через пролив Симпсона в Канаде до залива Шеферда, находящегося приблизительно на одной долготе с северным магнитным полюсом.

Эскимосам вообще редко приходилось видеть корабли, и они с изумлением смотрели на караван из 60 кораблей и судов, который, пробившись через тяжелые льды, выгрузил около 116000 т груза на безлюдных берегах Заполярья, единственными обитателями которых были песцы и белые медведи.

Только такой отважный моряк, каким является адмирал Таунер, командующий 3-м соединением амфибийных сил, мог провести корабли через ледяные поля толщиной до 2 м, которые двигались сюда из района Северного полюса. Огромные льдины давили друг на друга и образовывали в отдельных случаях нагромождения высотой до 20 м. На пути кораблей часто попадались огромные голубые айсберги.

Команда подводных подрывных работ сыграла свою скромную роль в этом замечательном морском переходе, который является одним из выдающихся примеров демонстрации высокого мореходного искусства нашего [310] времени. Десять отрядов, состоявших из гидрографов военно-морского флота и подрывников, нанесли на карту весь маршрут арктического перехода длиной 1200 миль, который целиком пролегал за полярным кругом. Разбросанные на громадном пространстве фактории компании Гудзонова залива и посты канадской пограничной охраны оказывали боевым пловцам горячий прием.

Во главе одного из отрядов стоял младший лейтенант И. Линдберг. Немногим более 20 лет назад его родители — Чарльз Линдберг (сейчас генерал ВВС США) и Анна Линдберг — на самолете «Сириус» пролетали над замерзшими морями, где впоследствии пришлось плавать их сыну. В сложных условиях полета над ледяными полями Анна Линдберг — второй пилот и штурман самолета — наносила на карту новые, неисследованные районы.

Типичная картина этой местности нарисована в донесении младшего лейтенанта Линдберга от 3 августа 1955 года:

«022400 донесение о ледовой обстановке тчк 80 процентов поверхности моря покрыто льдом тчк толщина льда 140 сантиметров тчк температура воды минус 2°С температура воздуха 0°С тчк скорость ветра 36 узлов тчк облачно тчк со времени последнего донесения почти никаких изменений».

Боевые пловцы и специалисты-гидрографы под общим командованием капитана 3 ранга Фэйна, передвигаясь в небольших открытых лодках, нанесли на карту район общей протяженностью 1000 миль.

Чтобы сделать замеры глубин, отрядам приходилось пробивать лед толщиной до 2 м. Целыми часами одетые в защитные комбинезоны пловцы находились в ледяной воде, исследуя характер морского дна. Были составлены подробные карты, пользуясь которыми корабли могли благополучно достигнуть свободных от льда гаваней.

Во многих местах земного шара, от Аляски до Гавайских островов, от Мальты до Формозы, в любых морях пловцы команд подводных подрывных работ упорно [311] прокладывали себе путь, преодолевая различные препятствия, действуя под огнем противника и в бурных волнах прибоя, выполняли свои задачи по обеспечению высадки десантов.

Давно следует воздать должное стойкости, мужеству и находчивости бойца американских вооруженных сил. Свой боевой дух он унаследовал от отважных предков.

Нашу нацию создали люди, которые в начале XVII века пересекли неизведанные морские просторы и с опасностью для жизни, преодолевая бурный морской прибой, высаживались на недружелюбных, яростно защищаемых берегах. Они везли с собой своих жен, детей, домашних животных и скот. С тех пор наши предки никогда не боялись моря.

Еще в то время, когда наша страна была английской колонией, наш флот отличался дерзостью морских операций, изобретательностью, свойственной янки, смелыми новшествами, которые он вводил в морскую тактику. В 1777 году по инициативе главнокомандующего американскими вооруженными силами генерала Джорджа Вашингтона удалось осуществить первую в истории Соединенных Штатов подводную атаку: был атакован один из кораблей английского военного флота, блокировавших Нью-Йорк. Изобретатель Давид Бушнелл, по профессии школьный учитель, был первым американцем, который предвидел возможность подводной войны.

В письме к Томасу Джефферсону, датированном 26 сентября 1785 года, генерал Вашингтон писал:

«Бушнелл очень талантливый изобретатель и прекрасный исполнитель... Я предоставил ему денежные средства и оказал всяческую помощь... Он изобрел машину, которая позволяет опускаться под воду на любую глубину... неся с собой пороховой заряд, который можно прикрепить к кораблю, поджечь и таким образом уничтожить корабль. Однако не так просто оказалось найти человека достаточно мужественного, чтобы пойти на все те опасности, которые будут ему угрожать: во-первых, новизна этого дела, во-вторых, сложность управления машиной под водой, в-третьих, трудность подхода к цели без всплытия на поверхность воды для ориентировки, так как вблизи от вражеского корабля [312] это может привести к обнаружению смельчака и почти наверняка — к его гибели».

Такого смельчака подобрал сам Давид Бушнелл.

Первым подводным подрывником был сержант Эзра Ли. Оголенный до пояса, задыхаясь от жары в крохотном подводном суденышке, он подплыл к английскому пятидесятипушечному кораблю «Игл» (флагманскому кораблю лорда Хау), который стоял на якоре недалеко от Губернаторского острова, и подорвал его.

Сила взрыва подрывного заряда, закрепленного на лодке Ли, была столь велика, что многие высокомерные офицеры английских кораблей, блокировавших наш молодой флот, растеряли свои парики. Так началась подводная война — нападение, совершенное одним обнаженным бойцом, изменило весь ход развития морской тактики.

Воодушевляемые делом борьбы за свободу, другие выдающиеся патриоты американцы продолжили развитие подводного оружия. Роберт Фультон построил подводную лодку раньше парохода; Самуэль Кольт сконструировал мину до того, как создал револьвер своей системы, приобретший затем широкую известность.

В минувшей войне методы и средства, разработанные американскими изобретателями, помогли американскому флоту выполнить свою задачу по охране свободы морей. В нашем флоте нашлись люди достаточно мужественные, способные пойти на преодоление любых трудностей и опасностей, которые будут им угрожать. Боевые пловцы команд подводных подрывных работ теперь действуют при помощи подводных судов, прообразом которых была лодка Бушнелла, в таких сложных условиях, что несомненно заслужили бы одобрение нашего первого прославленного генерала Джорджа Вашингтона. [313]

Дальше