Часть III.
В послевоенный период
(1946-1968 гг.)
Прошло четверть века после окончания второй мировой войны. Послевоенный период характеризуется большими достижениями в области науки и техники, которые определили дальнейшее развитие и совершенствование новых средств и способов вооруженной борьбы.
Советские Вооруженные Силы на основе успешного претворения в жизнь решений XX, XXI, XXII и XXIII съездов КПСС стали еще более могущественными, а их оружие еще более совершенным. На вооружение Советской Армии и Флота поступили все виды современной боевой техники, в том числе и ракетно-ядерное оружие. Реорганизованы виды вооруженных сил, рода войск и специальные войска, созданы Ракетные войска стратегического назначения. Оборонная мощь нашей страны достигла нового качественного состояния.
Развитие инженерных войск в послевоенный период целесообразно рассмотреть по двум этапам: первый с 1946 г. до середины пятидесятых годов и второй со второй половины пятидесятых годов до сегодняшних дней. На первом этапе развитие определялось опытом минувшей войны с учетом изменений, которые произошли за эти годы в науке и технике в средствах вооруженной борьбы, главным образом в области моторизации и механизации войск. Второй этап, как известно, связан с коренными преобразованиями во всех областях военного дела.
На первом этапе послевоенного строительства
После разгрома фашистской Германии и империалистической Японии перед нашей страной встали исключительно сложные задачи. Необходимо было ликвидировать тяжелые [400] последствия опустошительной войны, дать кров миллионам людей, перевести на мирные рельсы экономику страны, заново восстановить хозяйственные связи.
Вместе с тем предстояло решить проблемы дальнейшего строительства Советских Вооруженных Сил. Следовало прежде всего провести демобилизацию в армии и флоте, реорганизовать Вооруженные Силы с учетом опыта минувшей войны, международной обстановки и возможностей экономики страны. Необходимо было обеспечить техническое оснащение и совершенствование организационной структуры всех видов вооруженных сил, всех родов войск и специальных войск, в том числе и инженерных.
Демобилизация в инженерных войсках, как и во всей армии и флоте, проводилась в соответствии с законом, принятым на XII сессии Верховного Совета СССР 23 июня 1945 г. Началась она 5 июля 1945 г. и завершилась в основном к началу 1948 г.
Из инженерных частей и подразделений были уволены старшие возраста рядового и сержантского состава. Одновременно уходило значительное количество офицеров. В основном это были специалисты народного хозяйства, а также лица, призванные в ходе войны из запаса или имевшие ускоренную военную подготовку.
В период сокращения армии осуществлялась также передислокация войск, в том числе и инженерных частей, из зарубежных стран на территорию Советского Союза.
В результате демобилизации численность Вооруженных Сил СССР к 1948 г. уменьшилась до 2874 тыс. человек (к маю 1945 г. она составляла 11365 тыс. человек){438}. Соответственно сокращалась и численность инженерных войск.
Многие инженерные и военно-строительные части к этому времени расформированы не были, а были заняты разминированием территории и восстановлением важнейших объектов народно-хозяйственного значения.
После второй мировой войны ЦК КПСС и Советское правительство, учитывая опасность монополии США на атомное оружие, приняли меры к тому, чтобы в кратчайшие сроки создать свое ядерное оружие и надежные средства доставки его к цели. В то же время был взят курс на создание новейших образцов обычных средств борьбы и реактивной авиации. Одновременно предпринимались меры к развитию средств инженерного вооружения.
Уже в первые послевоенные годы в Советской Армии была проделана значительная работа по созданию и освоению новых образцов инженерной техники и разработке новых способов выполнения инженерных работ. [401]
Основным направлением в развитии средств инженерного вооружения на этом этапе было создание и освоение новых образцов инженерной техники, позволяющей обеспечить механизацию инженерных работ, в частности: в высоком темпе вести работы по проделыванию проходов в заграждениях, устройству переходов через препятствия и прокладыванию путей; наводить и строить в короткие сроки переправы и мосты при обеспечении форсирования войсками речных преград; быстро оборудовать полосы обороны, позиции и районы расположения войск; надежно скрывать войска от обнаружения современными техническими средствами противника.
Инженерные войска получили в эти годы на вооружение самоходные и моторизованные переправочные средства, а также другую более совершенную боевую и специальную технику. К середине пятидесятых годов инженерные части и подразделения были полностью моторизованы. Одновременно шел процесс увеличения количества инженерных сил и средств в общевойсковых соединениях и частях.
Оснащение инженерных войск новой и модернизированной техникой, их моторизация дали возможность перейти к новой организации инженерных частей и соединений со значительным повышением их технической оснащенности для более полного решения современных задач инженерного обеспечения.
Изменения в организационно-штатной структуре частей и соединений инженерных войск проводились с целью повышения их возможностей, чтобы они были способны по своей организации и техническому оснащению обеспечить выполнение основных задач инженерного обеспечения в бою и операции.
Исходя из общего направления в изменениях организационно-штатной структуры были разработаны и утверждены первые послевоенные штаты инженерных подразделений, частей и соединений, которыми определялись их организационная структура, количество личного состава, материальная часть и транспорт.
По утвержденным штатам предусматривалось иметь: в стрелковом полку саперную роту, в танковом полку саперный взвод, в стрелковой (танковой) дивизии отдельные саперные батальоны. Кроме того, имелись отдельные специальные батальоны (роты) и тыловые части инженерных войск.
Инженерные соединения, ч.асти и подразделения относились к специальным войскам и предназначались для инженерного обеспечения боевой деятельности различных родов войск.
Предусматривалось, что инженерные войска должны решать наиболее трудные задачи инженерного обеспечения боя [402] и операции, требующие для их выполнения сложных средств инженерного вооружения и специальной обученности.
Оснащение инженерных войск и их боевая выучка направлялись главным образом на выполнение задач инженерного обеспечения наступательных действий, особенно мотомеханизированных соединений. Что касается обороны, то, несмотря. на значительно больший объем инженерных задач, чем в наступлении, считалось, что их выполнение может явиться составной частью деятельности всех родов войск. Основными задачами инженерных войск в обороне были создание минных заграждений, постройка наиболее сложных оборонительных сооружений и содействие средствами механизации выполнению инженерных работ родами войск. Предполагалось, что применению наступающим большого количества артиллерии и авиации, а также такой ударной силы, как танковые войска, может противостоять глубоко эшелонированная оборона, оборудованная рядом сплошных оборонительных полос, позиций с развитой системой траншей и ходов сообщения.
Структура управления инженерными войсками сохранилась та же, что сложилась в ходе Великой Отечественной войны. Начальником инженерных войск Советской Армии до мая 1951 г. был маршал инженерных войск М. П. Воробьев, с мая 1951 по февраль 1965 г. генерал-полковник инженерных войск, впоследствии маршал инженерных войск А. И. Прошляков.
В связи с непрерывным ростом технической оснащенности инженерных войск потребовалось большое количество квалифицированных кадров, подготовка которых в те годы производилась в ряде военно-инженерных училищ, на высших академических курсах и в Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева.
В академии и училищах совершенствовался учебный процесс, повышалось качество подготовки и воспитания кадров. Обучение слушателей академии и курсантов училищ производилось на базе богатейшего опыта инженерных войск в минувшей войне.
Количество военных инженеров, выпускаемых академией, возрастало. Из числа окончивших Военно-инженерную академию имени В. В. Куйбышева за период с 1946 по 1953 г. выпущено с золотой медалью 123 слушателя, что характеризует высокий уровень подготовки военных инженеров.
Степень боевой и политической подготовки в инженерных училищах с каждым годом неуклонно возрастала. Так, например, Ленинградское военно-инженерное училище в 1950 г. вышло на второе место среди военно-учебных заведений Ленинградского округа, а на государственных экзаменах 1951-1952 гг, курсанты этого училища показали глубокие, знания и [403] практические навыки в эксплуатации инженерной техники и умение командовать подразделением.
Непрерывно совершенствовалась и боевая подготовка инженерных частей и подразделений. После победоносного завершения Великой Отечественной войны в инженерных войсках, как и во всей армии, развернулась напряженная боевая учеба. В основу обучения и воспитания личного состава был положен принцип учить войска тому, что требуется на войне.
Наряду с овладением новой боевой техникой, тактической, физической и специальной подготовкой для рядового и сержантского состава вводятся в учебное время регулярные политические занятия, а офицеры изучают марксистско-ленинскую теорию. Используются и все накопленные формы массово-политической работы с личным составом в свободное от боевой учебы время. При организации системы боевой и политической подготовки учитывалось, что современная война потребует от каждого воина высоких боевых и моральных качеств, хорошей военной и политической подготовки, большой физической выносливости. Вся работа была направлена на воспитание личного состава в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма, в духе постоянной готовности выполнить любой приказ Родины.
С переходом на мирное положение были приняты меры к перестройке структуры и деятельности партийных и комсомольских организаций во всех частях и соединениях Советских Вооруженных Сил, в том числе и инженерных. В августе 1946 г. была отменена практика назначения парторгов и вновь вводилась система выборов секретарей партийных организаций тайным голосованием. Восстанавливалась также выборность партийных комиссий политотделов соединений. В октябре этого же года была восстановлена выборность и секретарей комсомольских организаций. [404]
Коммунисты и комсомольцы, как и в годы войны, находились в авангарде борьбы за образцовое выполнение воинского долга. Словом и делом вдохновляли они воинов на патриотическое служение Родине. Являясь в большинстве своем передовиками учебы, коммунисты и комсомольцы помогали командирам в обучении и воспитании воинов.
В 1946-1953 гг. в инженерных войсках и их штабах, как и во всех Вооруженных Силах страны, была проведена большая работа по обобщению богатого боевого опыта Великой Отечественной войны, доведению его до войск и дальнейшему развитию на его основе военно-инженерной теории. Началась эта работа еще в годы войны.
Были разработаны и изданы сборник «Боевой опыт инженерных войск в Отечественной войне», «Информационные сборники инженерных войск», в которых исследовались на документальной основе вопросы боевого применения инженерных войск в важнейших операциях Великой Отечественной войны и излагались выводы и рекомендации по их применению в новых условиях.
В изданных сборниках по изучению опыта войны и военно-исторических материалов, бюллетенях опыта политической работы, сборниках тактических примеров, информационных бюллетенях, трудах военных академий, военно-исторических монографиях и других материалах нашел свое отражение комплекс вопросов боевой деятельности инженерных соединений, частей и штабов инженерных войск фронтов и армий.
Большой вклад в исследование и пропаганду боевой деятельности инженерных войск в годы войны внесли также профессорско-преподавательский состав Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева и «Военно-инженерный журнал».
Богатый опыт войны, в том числе и боевой опыт инженерных войск, а также послевоенные взгляды на их применение нашли отражение в новом Полевом уставе Вооруженных Сил 1948 г. На основе положений этого устава были разработаны проекты Боевых уставов инженерных войск 1951 и 1952 гг. и Наставления по военно-инженерному делу для всех родов войск Советской Армии.
В эти же годы завершается разработка и издание ряда военно-теоретических трудов, освещающих вопросы инженерного обеспечения боя и операции, боевого применения инженерных войск и развития основных отраслей военно-инженерного дела.
Все это обеспечило успехи в решении тех задач, которые ставились перед инженерными войсками, а также их дальнейшее совершенствование на новом этапе послевоенного развития,
Следует отметить, что в 1946-1953 гг. перед инженерными [405] войсками помимо боевой подготовки встали и успешно решались задачи по восстановлению разрушенного войной хозяйства, разминированию территории, борьбе со стихийными бедствиями.
Начальник инженерных войск Министерства обороны СССР генерал-полковник инженерных войск В. К. Харченко в беседе с работниками редакции журнала «Коммунист Вооруженных Сил» в августе 1967 г. по этому вопросу сказал, что
«во время войны многие реки, ранее судоходные, пришли в такое состояние, что их стало невозможно использовать: были разрушены мосты, загромождены фарватеры. Требовалось восстановить судоходство по таким рекам, как Дунай, Днепр, Волга и другие. Правительство привлекало к этому делу инженерные войска. Очень много потрудились саперы и подводники, чтобы очистить фарватер Дуная. Сотни мин и снарядов извлекли они со дна реки, подняли и пришвартовали к берегам затонувшие вовремя войны суда. Были очищены русла других рек, построены через них мосты»{439}.Инженерные и военно-строительные части привлекались для восстановления разрушенных фашистскими варварами объектов не только на территории нашей страны, но и на территории стран, народы которых в годы войны были освобождены от гитлеровской оккупации. В качестве примера можно привести восстановление 23-м управлением оборонительного строительства в 1945-1946 гг. четырех мостов на Дунае (Флоридсдорфский мост в Австрии, мосты в Братиславе, Комарно, у села Медве). За успешное восстановление мостов 18 воинов 23 УОС были награждены орденами Чехословацкой Республики, 170 медалью «За героизм в труде», многие строители получили ценные подарки правительства Австрии и Венгрии{440}.
После войны руками саперов были также построены и восстановлены тысячи километров дорог и сотни мостов на них, электростанции и шахты, заводы и фабрики, дома и школы. Саперы ежегодно во время ледохода проводят большие работы по предохранению от разрушения мостов на реках.
Инженерные части и подразделения, вооруженные миноискателями и щупами, сняли и обезвредили в первые послевоенные годы огромное количество различных мин, снарядов и бомб, осуществляя разминирование городов и сел, полей и лесов, рек и озер. Эта задача зачастую решается ими и в настоящее время, когда обнаруживаются мины, установленные во воемя войны.
Нет необходимости доказывать, что разминирование является важной боевой задачей (хотя и проводится в мирное время) [406] и связано с огромным напряжением физических и моральных сил, а часто и с риском для жизни. Следуя боевым традициям, саперы при выполнении этих и других задач проявляли и продолжают проявлять творческую активность и изобретательность, мужество и отвагу.