Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава семнадцатая.

Итоги применения инженерных войск в годы Великой Отечественной войны и тенденции в их развитии

Инженерные войска Красной Армии в годы Великой Отечественной войны прошли сложный путь всестороннего развития. Приобретая новые качества, они сыграли важную роль в достижении победы над немецко-фашистскими захватчиками и японскими милитаристами, по праву разделив с родами войск славу и заслужив почетное название неутомимых тружеников войны.

Возрастание роли и значения инженерных войск в годы Великой Отечественной войны было обусловлено рядом факторов, и прежде всего колоссальным размахом вооруженной борьбы на фронтах и в тылу противника, широким использованием мотора в войсках, массированным применением артиллерии, танков и авиации, вызвавших необходимость решения таких задач по обеспечению боевых действий и непосредственному участию в бою, которые в предшествовавших войнах или совсем не ставились, или носили зачаточный характер.

Для выполнения этих задач советскому командованию в годы войны пришлось выработать новые формы организации, по мере возможности улучшить техническое оснащение, разработать принципы боевого применения инженерных войск в основных видах боевых действий, совершенствовать формы управления инженерными частями, организовать в соответствующих масштабах подготовку военно-инженерных кадров.

Развитие организационных форм

Организационные формы инженерных войск, как и Вооруженных Сил в целом, в годы войны изменялись в зависимости от форм и способов ведения боевых действий и выполняемых задач инженерного обеспечения, от развития боевой техники и степени внедрения ее в войска. Наряду с приспособлением организационных форм к способам боевых действий в годы войны отмечался количественный рост инженерных войск в связи с расширением масштабов вооруженной борьбы и возрастанием значения военно-инженерных факторов в ней{434}. [372]

Количество инженерных соединений и частей Красной Армии в составе действующей армии (за исключением входивших в состав саперных армий и военно-строительных организаций) показано в таблице 4. Из этой таблицы виден непрерывный рост в годы войны прежде всего количества инженерных бригад и полков при относительно незначительном изменении количества инженерных (саперных и др.) батальонов, рот различного назначения. Такова наиболее общая тенденция в изменении организационной структуры инженерных войск в ходе войны. Что касается частных особенностей в изменении организационной структуры по периодам войны, то они в основных чертах сводились к следующему.

Таблица 4
Наименование соединений и частей Количество
на 19.11 1942 г. на 1.1 1944 г. на 3.9 1945 г.
Инженерные (инженерно-саперные) бригады различного назначения 35 51 98
Понтонно-мостовые бригады 2 7 11
Запасные инженерные полки - 3 -
Инженерно-танковые полки - 2 7
Понтонно-мостовые полки 2 4 11
Огнеметно-танковые полки - - 6
Инженерные и саперные батальоны, в том числе батальоны, входившие в состав бригад 962 931 1042
Понтонно-мостовые батальоны, в том числе батальоны, входившие в состав бригад 75 80 87
Отдельные роты различного назначения 110 64 94
Отдельные отряды различного назначения 15 7 28
Инженерные склады, базы, склады взрывчатых веществ, в том числе полевые, фронтовые и армейские 21 18 92

В связи с неблагоприятными условиями вооруженной борьбы и существовавшим отрывом инженерных частей от своих соединений уже в самом начале Великой Отечественной войны пришлось воссоздавать подразделения и части войсковых саперов в каждом соединении и инженерные части в объединениях.

Но и при этом ограниченные возможности инженерных войск в тяжелые недели и месяцы 1941 г. далеко не соответствовали задачам инженерного обеспечения боевых действий. Выход из сложившегося положения был найден в создании все новых и новых инженерных формирований специального и общего назначения сначала в составе инженерного резерва Ставки, а потом во фронтах и армиях.

Так, 13 октября 1941 г. постановлением ГКО [373] было образовано Главное управление оборонительного строительства и начато формирование крупных инженерных объединений — саперных армий, сыгравших большую роль в инженерной подготовке обороны Москвы в 1941 г., Сталинграда и Кавказа — в 1942 г. Однако по мере наращивания наших усилий для отпора врагу уже в ходе первого периода войны выявилось несоответствие такой формы организации инженерных войск задачам инженерного обеспечения боевых действий. В феврале 1942 г. ГКО принял решение о расформировании пяти саперных армий и подчинении оставшихся фронтам. К осени 1942 г. были расформированы и остальные саперные армии.

С весны и лета 1942 г. существовавшая организационная форма инженерных войск заменялась новой. Бригада становилась основной формой организации инженерных войск.

Организованные весной и летом 1942 г. инженерные бригады специального назначения (в различное время в составе действующей армии таких бригад было 14) выполняли свои задачи, используя новую инженерную технику: телефугасы, управляемые минные поля, электризуемые заграждения и т. п. Сформированные в это же время бригада и отдельные батальоны гвардейских минеров применялись для разрушения коммуникаций и других объектов в тылу противника{435}. Весной и летом 1942 г. начался процесс объединения отдельных понтонно-мостовых батальонов в понтонно-мостовые бригады и формирования понтонно-мостовых полков, оснащенных новым понтонным парком ТМП. Этот процесс продолжался до конца войны, когда количество понтонно-мостовых бригад и понтонно-мостовых полков было доведено до 11. Наличие этих соединений и частей позволило успешно решать задачи инженерного обеспечения, форсирования многочисленных крупных водных преград в ходе наступления наших войск.

Формирование в 1943 г. штурмовых инженерно-саперных бригад, а в 1944 г. — моторизованных штурмовых инженерно-саперных бригад (всего к концу войны было сформировано 25 штурмовых бригад) и включение в состав некоторых из них инженерно-танковых и огнеметно-танковых полков позволило иметь в резерве Верховного Главнокомандования мощные инженерные силы и средства для обеспечения прорыва на важнейших направлениях заблаговременно подготовленной обороны и укрепленных районов противника. Переформирование в 1944 г. бригад специального назначения в моторизованные инженерные бригады, передача их в подчинение начальников [374] инженерных войск фронтов создало благоприятные условия для осуществления широкого маневра средствами заграждений в ходе наступления, а формирование в начале 1943 г. тыловых бригад разграждения и замена их в 1944 г. отдельными отрядами разминирования и батальонами миноискателей позволили эффективно вести разминирование освобожденной территории. Так, созданием перечисленных и некоторых других специальных инженерных частей и подразделений повышались возможности инженерных войск в проведении военно-инженерных работ и мероприятий инженерного обеспечения наступления.

Наряду с этим советское командование увеличивало инженерные силы за счет формирования инженерных и саперных соединений и частей общего назначения. Уже в октябре — ноябре 1942 г. было создано 20 инженерных бригад РВГК, в 1943 г. сформировано 30 корпусных саперных батальонов, в 1944 г. — 59 армейских инженерно-саперных бригад и 6 моторизованных инженерных бригад в составе танковых армий. Все это позволяло иметь широкую базу для проведения разнообразных военно-инженерных мероприятий, и повышало возможности войсковых соединений и армейских объединений в инженерном отношении, делало их в меньшей мере зависимыми от усиления инженерным резервом Верховного Главнокомандования.

Несмотря на значительный рост штатных инженерных сил и средств общевойсковых и танковых армий, инженерные войска резерва Верховного Главнокомандования, представлявшие собой инженерные соединения и части самых различных специальностей и общего назначения, на протяжении всей Великой Отечественной войны играли огромную роль в решении задач инженерного обеспечения операций в самых различных условиях обстановки. К концу войны инженерные части и соединения РВГК составляли около 25 процентов всех инженерных войск Красной Армии{436}. Если общее количество инженерных войск фронтового и армейского подчинения принять за 100 процентов, то инженерный резерв Верховного Главнокомандования по отношению к нему составлял 73 процента.

Важное значение для успешного решения возросших задач инженерного обеспечения в годы войны имело также всестороннее материальное и техническое обеспечение инженерных войск, в том числе и обеспечение средствами инженерного вооружения. Масштабы потребностей в средствах инженерного вооружения видны на примере минноподрывных и переправочных средств. За годы войны (как отмечалось в главе 16) было поставлено войскам свыше 66 тыс. мин, взрывчатых веществ (вместе с ВВ, заключенными в минах) — 140 тыс. т, тяжелых и средних понтонно-мостовых парков — 400 комплектов, легких переправочных парков — 535 комплектов, самоходных паромов СП-19-102 единицы и труднозатопляемого имущества — 1468 комплектов. Еще летом 1942 г. для повышения уровня механизации инженерных работ было создано одиннадцать парков инженерных машин из расчета один на фронт. В первой половине 1943 г. в каждом фронте созданы, автомобильные роты для перевозки переправочных парков. В это же время в инженерных соединениях и частях появились специальные подразделения (отряды механизации, технические подразделения), позволившие механизировать и электрифицировать некоторые виды военно-инженерных работ. Летом 1944 г. созданием инженерно-танковых полков (тральщиков), батальонов особого назначения, оснащенных плавающими автомобилями, как и проведенной в это время моторизацией ряда инженерных частей, был сделан значительный шаг вперед в деле моторизации инженерных войск и механизации военно-инженерных работ.

Однако рост потребностей в средствах механизации военно-инженерных работ и моторизации инженерных войск в ходе войны значительно обогнал реальные материальные возможности тыла, особенно в средствах механизации разгради-тельных, позиционных, дорожно-мостовых работ, быстроходных десантнопереправочных средств и транспортировки понтонных парков. Потребности в них не были в достаточной мере удовлетворены до конца войны. Особенно слабо оснащенными оставались войсковые саперные части и подразделения, не имевшие переправочных парков и средств механизации инженерных работ. Задачи моторизации инженерных войск и полной механизации выполнения инженерных работ практически стали на повестку дня и на опыте войны осуществляются в послевоенный период.

Применение инженерных войск в обороне

В начале Великой Отечественной войны вследствие крайне неблагоприятной общей обстановки действия инженерных войск при обеспечении отхода и обороны были слабо организованы. В зоне боевых действий задачи часто ставились без учета реальных возможностей инженерных частей и подразделений. Общевойсковые, танковые и артиллерийские части и соединения в выполнении мероприятий инженерного обеспечения почти не участвовали. Вся совокупность инженерных задач при отходе и закреплении инженерными средствами обороняемых рубежей ложилась на плечи инженерных войск. [376]

В сложных условиях обстановки на боевое прикрытие инженерных работ, оборону переправ сил и средств не хватало. При выполнении военно-инженерных мероприятий саперы сами себя прикрывали, действуя в качестве стрелковых подразделений, проявляя исключительное упорство и героизм, но при этом несли большие потери. Частое применение инженерных войск не по назначению резко сокращало их возможности по выполнению специальных задач, отрицательно сказывалось на ходе всей вооруженной борьбы. Существенные недостатки в использовании инженерных войск привлекли внимание Верховного Главнокомандования и старших инженерных начальников. В приказе Ставки Верховного Главнокомандования от 28 ноября 1941 г. эти недостатки были осуждены. Одновременно намечались пути их ликвидации, повышения авторитета инженерных войск и внедрения инженерной культуры в войска. Так, в конце осени 1941 г. был совершен решительный поворот в поисках рациональных способов боевого и оперативного применения инженерных войск, в повышении роли и значения проводимых ими мероприятий по обеспечению боевых действий.

По опыту боев и операций, проходивших при отходе и при обороне наличные инженерные силы и средства Красной Армии применялись, как правило, сосредоточенно на направлениях главных ударов противника и преимущественно для устройства заграждений и разрушений. С этой целью создавались тактические и оперативные группы заграждений, летом 1941 г. действовавшие по важнейшим дорогам, а осенью 1941 г. устраивавшие целые зоны заграждений в оперативной глубине.

Централизованно применялись крупные инженерные силы и средства при инженерном оборудовании важнейших оборонительных рубежей, в ходе приспособления к обороне крупных населенных пунктов и важных районов, а также при обеспечении путей и переправ при вынужденном отходе наших войск на тыловые рубежи. Однако во всех случаях устройство и приведение в действие заграждений, наводка и ликвидация переправ, как и разрушение оборонительных сооружений и путей, (увязывались с войсками, оборонявшимися или последними осуществлявшими отход на данном направлении, и с местными советскими и партийными организациями. В сложных условиях обстановки при угрозе захвата противником важных объектов инженерные подразделения и части получали разрешение на самостоятельное приведение в действие заграждений и разрушений.

В целом опыт боевых действий советских войск летом и осенью 1941 г. убедительно показал, что с инженерной точки зрения в создании устойчивой обороны наибольшее значение имела своевременная и целеустремленная деятельность инженерных войск [377] по созданию развитой системы противотанковых заграждений на угрожаемых направлениях и по обеспечению свободы маневра своих войск в ходе перегруппировки, при проведении контратак и контрударов и при вынужденном отходе.

Явный недостаток запаса инженерных средств и потеря значительного количества их вследствие внезапного нападения противника поставили советские войска и инженерные части в начале Великой Отечественной войны в тяжелое положение. Чтобы ликвидировать нехватку в инженерном имуществе, потребовался значительный срок — до одного года.

В ходе летне-осенней кампании 1942 г. Красной Армии вновь пришлось вынужденно вести оборонительные операции, а на ряде участков фронта и осуществлять отход на значительную глубину. И хотя характер задач, которые выполняли инженерные войска в это время, в сущности, мало отличался от характера задач, решавшихся ими в 1941 г., изменившиеся условия, и прежде всего более высокая техническая оснащенность и выросшее боевое и специальное мастерство, резко повысили результативность применения инженерных войск в обороне. Имея мин в пять раз больше, чем летом и осенью 1941 г., инженерные войска расширили масштабы применения минновзрывных заграждений, а за счет увеличения плотности минирования до 600 мин на 1 км фронта, маневра средствами заграждений и более четкой увязки минных полей с системой огня значительно подняли степень инженерного противодействия наступлению противника. Немецко-фашистские войска при наступлении на волжскую твердыню, несмотря на открытый характер местности, продвигались в 2-3 раза медленнее, чем на ближних подступах к Москве, и, не добившись решительных результатов, вынуждены были перейти к обороне. В этом определенная заслуга принадлежит и инженерным войскам. Увеличение производства переправочных парков и более умелое их использование позволило инженерным и понтонным частям надежно обеспечить маневр при отходе и в обороне, добиться бесперебойного снабжения войск инженерной техникой за реками Дон и Волга и обеспечить подготовку к переходу в контрнаступление.

Летом и осенью 1942 г. инженерные войска показали более высокое умение, чем в предшествующем году, укреплять оборонительные рубежи, приспосабливать к обороне населенные пункты и вести с помощью инженерных средств боевые действия с врагом. Примером этого являются их боевые дела в Севастополе, Сталинграде и Ленинграде, где они в системе многополосной обороны создавали в возрастающем количестве огневые сооружения, широко применяя местные материалы, сборные дерево-земляные и железобетонные конструкции, броневые колпаки и другие виды стальных закрытий, [378] тщательно приспосабливая к обороне различные городские здания. В ряде случаев саперы не без успеха переходили к подземно-минной борьбе.

Наряду с несомненным сдвигом в части совершенствования способов боевого применения инженерных войск в ходе летне-осенней кампании 1942 г. в их деятельности имелись и существенные недостатки. При подготовке оборонительных рубежей не всегда правильно выбирался на местности передний край заблаговременно строившихся оборонительных рубежей, вследствие чего некоторые участки этих рубежей войсками не занимались; недостаточное внимание уделялось маскировке; имелись серьезные недостатки в применявшейся системе инженерного оборудования позиций (создание батальонных узлов обороны на базе дерево-земляных огневых казематированных сооружений без обеспечения условий для маневра между ними под огневым воздействием противника — то есть не получила еще широкого применения система траншей); плотность минновзрывных заграждений все еще оставалась низкой. Не были в достаточной степени обобщены и переданы в войска опыт маневра минновзрывными заграждениями и методы действий подвижных групп заграждений в ходе боя.

Обобщение положительного опыта, накопленного в предшествующих оборонительных операциях, а также учет недостатков в применении заграждений позволили летом 1943 г. в обороне под Курском добиться важнейших успехов как в инженерном обеспечении, так и в боевом применении инженерных войск. Внедрение системы траншей осуществлялось с огромной помощью инженерных частей и подразделений, личный состав которых использовался для инструктажа войск. При инженерных частях и соединениях создавались учебные центры по инженерной подготовке родов войск. Значительно повысилась роль инженерных войск при заблаговременном создании системы заграждений и особенно в связи с повсеместным применением широкого маневра средствами минирования на угрожаемых направлениях в ходе оборонительных боев и операций. Еще более возросла централизация в применении инженерных войск в обороне в масштабе фронта и армии и в сосредоточении их главных усилий на мероприятиях по созданию развитых заграждений; для прикрытия минновзрывными заграждениями направлений выявившегося наступления противника во фронте и даже в армии одновременно выдвигалось несколько инженерных соединений, практически располагавших запасом мин, обеспечивавшим полную потребность и создание глубокой и плотной зоны минирования. При подготовке и в ходе обороны под Курском были выработаны основы тактики действий подвижных отрядов заграждений. Отряды находились в постоянной готовности на [379] заранее намеченных направлениях и отрекогносцированных рубежах и выдвигались на них по сигналу. Они стали неотъемлемым элементом боевых порядков частей и соединений и оперативного построения объединений. Этому способствовал приказ Ставки Верховного Главнокомандования от 2 июля 1943 г. о применении и преодолении минных заграждений. Приказ требовал организации подвижных отрядов (групп), подчеркивая огромное значение умелого применения заграждений, и прежде всего минновзрывных, как в обороне, так и в наступлении. Большое внимание в своей деятельности инженерные войска уделяли проведению мероприятий войсковой, а на Курской дуге и оперативной маскировки, где создавались ложные аэродромы, районы сосредоточения войск. Оперативные и тактические штабы использовали личный состав инженерных частей как для инструктажа по проведению маскировочных мероприятий, так и для контроля за соблюдением маскировочной дисциплины. Были повышены требования к маскировке и при проведении инженерными частями различных видов военно-инженерных работ.

В целом круг мероприятий инженерного обеспечения боевых действий в обороне постоянно расширялся и совершенствовался. На успех мероприятий инженерного обеспечения обороны огромное влияние оказывали увеличившиеся возможности в производстве инженерных боевых припасов, более целесообразные способы их применения, а также централизованное и массированное использование инженерных войск на важнейших направлениях и для выполнения главных в данный момент инженерных задач. Успех достигался также умелым маневром инженерными резервами, широким привлечением всех родов войск к выполнению мероприятий инженерного обеспечения и тесным согласованием с ними усилий инженерных войск.

Применение инженерных войск в наступлении

Проблемы применения инженерных войск в наступательном бою и операции, на разрешение которых было обращено основное внимание в предвоенные годы, не могли найти широкой практической проверки в первый период войны вследствие преобладания оборонительных действий и неблагоприятного для Красной Армии соотношения сил. Влияние указанных факторов заметно сказалось на приемах, способах и результатах применения инженерных войск при развертывании наступательных действий.

В ходе зимних наступательных операций 1941-1942 гг. войскам фронтов и армий приходилось вести боевые действия без должного инженерного усиления. Значительная часть инженерных сил находилась в составе саперных армий, которые [380] в это время не прекращали работы по строительству тыловых оборонительных рубежей и в обеспечении контрнаступления участия не принимали. Даже в 20-й армии при прорыве обороны на реке Лама в январе 1942 г., где осуществлялось решительное сосредоточение инженерных сил и средств на участках прорыва, массирование инженерных войск было еще невелико. Общая оперативная плотность в 20-километровой полосе наступления армии составляла одну инженерно-саперную роту на 1 км фронта, а на участке прорыва — до двух рот на 1 км фронта. Поэтому с началом наступления было принято решение: для дорожно-мостовых работ привлечь часть сил 1-й саперной армии.

Несмотря на острый недостаток инженерных сил и средств, в контрнаступлении под Москвой и в ходе общего наступления советских войск на западном направлении наметились прогрессивные тенденции боевого применения инженерных войск, заключавшиеся в стремлении сосредоточить их основные силы на направлении главного удара и для выполнения инженерных мероприятий непосредственно в зоне боевых действий.

Возрастание возможностей инженерных войск и использование ими опыта предшествующих операций благоприятно сказывались на совершенствовании приемов и способов их применения в наступательных операциях второго периода Великой Отечественной войны. Уже в контрнаступлении под Сталинградом инженерные войска выполняли не только круг ранее встречавшихся задач по инженерному обеспечению прорыва, но успешно решали и такие новые задачи, как обеспечение ввода в сражение крупных группировок подвижных войск и их боевых действий в оперативной глубине. При обеспечении прорыва вражеской обороны выявилась необходимость массового создания групп разграждения для устройства проходов в минных полях противника и групп сопровождения для обеспечения продвижения артиллерии и танков НПП. Роты инженерных батальонов усиления, выделенные танковым и механизированным корпусам для обеспечения боевых действий, фактически использовались в качестве отрядов обеспечения движения, хотя их оснащенность, средства передвижения, приемы и способы выполнения задач не позволяли еще обеспечить безостановочное продвижение войск в высоких темпах.

Опыт, полученный инженерными войсками в проведении мероприятий оперативной маскировки (постройка подводных мостов через Дон, подготовка тщательно замаскированных районов сосредоточения и применение макетов боевой техники в ложных районах сосредоточения) стал, в сущности, исходной базой, на основе которой осуществлялось дальнейшее развитие инженерными частями способов выполнения этих [381] мероприятий в последующих наступательных операциях советских войск.

В летне-осенней кампании 1943 г. в соответствии с изменившимися условиями вооруженной борьбы и возросшими возможностями была повышена степень насыщения объединений инженерными войсками в полосах наступления и на участках прорыва. Так, в 11-й гвардейской армии Западного фронта при проведении Орловской наступательной операции общая оперативная плотность в 36-километровой полосе наступления достигла 2,7, а на 14-километровом участке прорыва — 7 инженерных рот на 1 км фронта, то есть по сравнению с соответствующими плотностями, достигнутыми в контрнаступлении под Сталинградом, она повысилась на 33 и 27 процентов.

Необходимость прорыва глубоко эшелонированной обороны противника потребовала и новых принципов распределения инженерных войск в тактическом и оперативном масштабе. Если в контрнаступлении под Сталинградом подавляющая часть инженерных сил находилась в руках командующих армиями и тактическая плотность инженерных войск с учетом поддерживающих стрелковые дивизии инженерных батальонов едва достигала одной инженерной роты на 1 км фронта (5-я танковая армия), то в контрнаступлении под Курском наблюдалась иная их расстановка. В 11-й гвардейской армии подавляющая часть инженерных сил на период осуществления прорыва была передана в стрелковые корпуса, вследствие чего тактическая плотность инженерных войск (то есть их плотность в масштабе стрелкового корпуса) выросла до 4,4 роты на 1 км фронта. В распоряжении командующего армией оставалась минимальная часть сил. Перераспределение инженерных войск в направлении усиления группировки армейского подчинения для обеспечения оперативных задач планировалось лишь с осуществлением прорыва. Перенос основных усилий инженерных войск в армиях на период прорыва в стрелковые соединения способствовал успешному решению задач инженерного обеспечения и совершенствованию приемов выполнения инженерных мероприятий во всех фронтах, осуществлявших контрнаступление под Курском.

Повышение степени насыщенности инженерными войсками стрелковых частей и соединений в известной мере решило количественную сторону проблемы инженерного обеспечения прорыва. Однако в совершенствовании приемов и способов проведения этих мероприятий еще только определялись основные пути. В частности, для преодоления заграждений, возросших по масштабам применения и плотности, требовалась механизация разградительных работ, так как ручной способ разминирования, примененный в контрнаступлении под Курском, [382] не обеспечивал необходимых темпов наступления. Особенно трудно поддавалась решению задача обеспечения танков НПП, да и танковых соединений, если им приходилось самостоятельно вести бой по прорыву вражеской обороны.

Некоторое совершенствование способов выполнения инженерных мероприятий наметилось в этот период в обеспечении штурма опорных пунктов противника, в осуществлении мероприятий оперативной маскировки, более тесно стали согласовываться действия подвижных отрядов заграждений с артил-лерийско-лротивотанковыми резервами.

Правильное решение вопроса о сосредоточении основных усилий инженерных войск при прорыве в тактическом звене приводило, однако, к ослаблению их оперативной группировки. В условиях слабой моторизации связи широкая перегруппировка инженерных войск в короткие сроки была трудно осуществимой. В частности, инженерное обеспечение ввода в сражение (прорыв) танковых армий — этого важнейшего мероприятия фронта, возлагавшегося на общевойсковые армии, фактически не обеспечивалось инженерными силами и средствами, так как танковые армии вводились в сражение обычно до завершения прорыва, то есть в тот момент, когда подавляющая часть инженерных войск работала на обеспечении действий стрелковых соединений. Начальники инженерных войск танковых армий в этих условиях еще до выхода танковых соединений на рубеж ввода в прорыв были вынуждены использовать штатные и приданные инженерные части, предназначенные для действий в оперативной глубине.

Трудности инженерного обеспечения, возникшие в контрнаступлении под Курском, еще более обострились при преследовании вражеских войск к Днепру, и особенно при форсировании этой крупной речной преграды. В ходе борьбы на Левобережной Украине и при форсировании Днепра инженерные войска, несмотря на возросшие трудности, сыграли важную роль. При подходе к Днепру они обеспечили наступавшим войскам фронтов разграждение путей, оборудование переходов через препятствия, способствуя стремительному выдвижению крупных сил к реке одновременно на широком фронте. При активном участии инженерных войск, несмотря на отставание переправочных парков, передовые части были переправлены через Днепр. Подтягивание переправочных парков к реке, позволившее инженерным войскам (хотя и с известной задержкой) осуществить непрерывное наращивание числа переправ, создало благоприятные условия для ведения боевых действий на Правобережной Украине.

Опыт форсирования Днепра показал, что отсутствие в дивизионных и армейских инженерных частях своих переправочных средств, [383] вызванное недостатками штатно-организа-ционной структуры, и общие трудности организации материального и технического обеспечения (острая нехватка горючего и смазочных материалов, транспортных средств) исключительно неблагоприятно сказались на темпах переправы войск и борьбе за расширение плацдармов.

В связи с усилением инженерных войск, проведенным весной и летом 1944 г. и дальнейшим совершенствованием методов подготовки и ведения операций для обеспечения наступления на важнейших направлениях в 1944-1945 гг. осуще'ст-ЕЛЯЛОСЬ более решительное сосредоточение инженерных войск. Достигалось это как за счет сужения полос наступления и участков прорыва, так и за счет более гибкого и решительного маневра инженерным резервом Ставки Верховного Главнокомандования с одного направления на другое. В операциях второй половины 1944 г. и в 1945 г. общая оперативная плотность инженерных войск в полосе фронта постепенно возрастала с 1,4-1,5 роты в Белорусской и до 2-3 рот на 1 км фронта в Висло-Одерской и Берлинской операциях. Увеличилась и оперативная плотность инженерных войск на участках прорыва, составляя в крупнейших операциях второй половины 1944 г. 8-11 рот и в операциях 1945 г. 9-14 рот, а в отдельных случаях 17-22 роты на 1 км участка прорыва главной ударной группировки фронта. Плотность инженерных войск в стрелковых корпусах, действовавших в первом эшелоне на направлениях главных ударов армий, в основном стабилизировалась на уровне 4-5 рот на 1 км участка прорыва.

Массирование инженерных войск в полосе действий главных ударных группировок увеличивало их возможности. Это прежде всего сказалось на росте сил инженерных войск в составе эшелонов развития успеха и инженерных резервов фронтов и армий, что позволяло улучшить качество организации инженерного обеспечения ввода в прорыв подвижных групп (вторых эшелонов) фронтов и армий и боевых действий объединений в оперативной глубине с последовательным форсированием ряда водных преград.

Совершенствование приемов и способов применения инженерных войск в тактическом масштабе происходило не по линии количественного увеличения их группировок, а в направлении более эффективного использования наличных инженерных сил и средств с учетом приобретения опыта.

Влияние проведенной моторизации и механизации некоторых инженерных работ на применение инженерных войск в тактическом масштабе проявилось относительно мало, так как приемы выполнения большинства инженерных работ в своей основ, е ддтавались старыми и базировались, на ручном труде с [384] применением лишь средств малой механизации. Только в обеспечении танков НПП (там, где привлекались тральщики) и при переправах десантов через водные преграды (где использовались автомобили-амфибии и катера речных флотилий) они претерпели существенные изменения. Но так как масштаб применения этих технических средств был крайне ограничен, то влияние их в целом оставалось незначительным.

В 1944-1945 гг. инженерные войска получили большой опыт обеспечения боевых действий в условиях весенней распутицы, в лесисто-болотистой и горно-лесистой местности, в горной тундре Заполярья, при прорыве укрепленных районов, в борьбе за крупные города при отражении контрударов противника, при наступлении в специфических условиях Дальневосточного театра военных действий. Опыт инженерного обеспечения наступления в особых условиях требовал увеличения численности и усиления специальной подготовки инженерных войск, выработки приемов и способов осуществления наиболее типичных для данных условий инженерных мероприятий, сосредоточения на их выполнении основных усилий инженерных войск и самого широкого привлечения всех родов войск. Боевое применение инженерных войск в особых условиях выявило необходимость разработки специального технического оснащения инженерных частей с учетом специфики этих условий, и прежде всего создания образцов высокопроходимых транспортных и инженерных машин для действий в лесисто-болотистой местности и в весеннюю распутицу, широкого применения воздушного транспорта в горных условиях, в тундре и т. д.

Совершенствование форм управления

Перед Великой Отечественной войной Главное военно-инженерное управление, занимавшееся преимущественно инженерным снабжением и боевой подготовкой, не имело органа по управлению инженерными войсками в ходе боевых действий. В нем не было и органа по инженерной разведке. Эти организационные недоработки при неблагоприятной обстановке, в которой оказались войска Красной Армии в начале войны, необоснованное упразднение в первые дни боевых действий должностей начальников инженерных войск округов, случаи использования инженерных войск в первые месяцы войны не по назначению явились одним из факторов, обусловивших существенные недостатки и промахи в инженерном обеспечении боевых действий войск. Устранение их было невозможно без коренной перестройки всей организационной структуры органов управления инженерных войск. [385]

Решающим шагом в преодолении существенных просчетов, допущенных в управлении инженерными войсками, явился приказ Ставки Верховного Главнокомандования от 28 ноября 1941 г. «О недооценке инженерной службы и о неправильном использовании инженерных войск и средств». Этим приказом определялись важнейшие принципы боевого применения инженерных войск — строго по назначению и массированно на важнейших направлениях; предусматривались формы управления, обеспечившие гибкий маневр инженерными силами по ходу операции; требовалось привлекать инженерных начальников к участию в разработке планов операций, постоянно иметь инженерный резерв и проявлять заботу о его восстановлении. Приказом вводилась новая организационная структура органов управления инженерными войсками, предусматривавшая целеустремленное использование всех инженерных сил в интересах обеспечения вооруженной борьбы.

Новые органы управления инженерных войск, созданные в конце 1941 г., организационно сложились к лету 1942 г. В напряженной борьбе с немецко-фашистскими захватчиками они получили многостороннюю боевую и организационную проверку, в соответствии с которой к лету 1942 г. были определены целесообразные ФУНКЦИИ и организационные формы их основных элементов. Штаб инженерных войск Красной Армии к этому времени имел в своем составе различные отделы, которые своей специализацией обеспечивали своевременное получение необходимой информации, на ее основе добивались наиболее эффективного распределения и применения инженерных войск, организации подготовки военно-инженерных кадров и укомплектования инженерных войск. Подчинявшиеся начальнику инженерных войск Красной Армии ГВИУКА, управления и инженерный комитет давали возможность планомерно осуществлять обеспечение вооруженных сил средствами инженерного вооружения, разработку новых образцов и организацию производства, выполнение в больших масштабах оборонительных работ. Инспекция позволяла организовать контроль, а Военно-инженерная академия и училища обеспечивали подготовку необходимых военно-инженерных кадров и оказывали квалифицированную помощь фронтам.

В этот же период в соответствии с требованиями боевой практики в основном определилась организационная структура штабов инженерных войск фронтов и армий. Распределение функциональных обязанностей в соответствии с основным содержанием деятельности инженерных войск по отделам в штабах инженерных войск фронтов и среди помощников начальника штаба инженерных войск в армиях в целом обеспечивало решение главных задач управления войсками. [386]

Штабы инженерных войск фронтов и армий{437} имели возможность получать непрерывную информацию, осуществлять гибкое и квалифицированное распределение и применение инженерных сил и средств с необходимым контролем специалистами выполнения инженерно-разведывательных мероприятий, фортификационных, заградительных и разградительных, до-рожно-мостовых, маскировочных работ, обеспечивать снабжение средствами инженерного вооружения и пополнение личного состава. В период складывания органов управления инженерных войск выявились и наиболее узкие места. Особенно сильно ощущалось несоответствие численности штатного состава штабов инженерных войск армий масштабам возлагавшихся на них задач. При наличии в армии 7-12 отдельных стрелковых соединений, армейского инженерного батальона и приданных инженерных частей начальник и штаб инженерных войск армии при своей малочисленности, а вначале и при отсутствии опыта, не всегда могли обеспечить надлежащее управление. Крайне узкой была и оснащенность средствами связи.

В течение второй половины 1942 г. и в 1943 г. штабы инженерных войск всех степеней значительно окрепли благодаря многостороннему опыту, полученному личным составом в борьбе с немецко-фашистскими войсками в различных условиях обстановки. К концу второго периода Великой Отечественной войны улучшилось управление инженерными войсками в масштабе армии и в связи с введением корпусной системы управления, значительно сократившей количество подчиненных единиц. В 1942-1943 гг. штаб инженерных войск Красной Армии гибко осуществлял управление инженерными войсками, совершенствовал его формы, распространяя опыт лучших штабов инженерных войск фронтов, армий и штабов инженерных частей и соединений. Одновременно уделялось большое внимание разработке руководств и наставлений по организации и выполнению военно-инженерных работ.

В напряженные моменты боевых действий начальник инженерных войск Красной Армии направлял в действующую армию ответственных представителей центрального аппарата для контроля и помощи фронтам и армиям в организации инженерного обеспечения и боевого применения инженерных [387] войск, а на наиболее важные участки вооруженной борьбы выезжал лично, организуя на месте целесообразное использование инженерных сил и средств, осуществляя маневр ими вдоль фронта и из глубины, перестановку руководящего состава инженерных войск в интересах достижения максимального успеха в управлении.

Во втором периоде войны в целом сложились принципы боевого применения инженерных войск в обороне и наступлении. Штабы инженерных войск фронтов и армий при подготовке обороны и в ходе боевых действий осуществляли жесткую централизацию в управлении инженерными силами и средствами. В ходе обороны особое внимание обращалось на маневр средствами заграждений и устройство минных полей на выявившихся направлениях вражеского наступления. При подготовке наступательных операций инженерные силы и средства сосредоточивались на направлениях главных ударов и использовались во фронтах и армиях при строго централизованном управлении, поддерживая общевойсковые соединения и части. В ходе прорыва и развития успеха наступления принципы использования инженерных войск и методы управления ими изменялись; основные инженерные силы и средства придавались общевойсковым соединениям и частям. Сложившиеся принципы использования инженерных войск и управления ими в ходе наступления стали основой при организации и ведении наступательных операций в последующий период войны.

Очень важным был опыт форсирования рек с ходу во втором периоде войны. В нем четко выявилась тенденция осуществления перегруппировок инженерных войск и средств при подходе к реке, подтягивание переправочных паоков и широкий маневр ими вдоль фронта и из глубины. С подходом к реке инженерные силы и средства из резервов фронтов и армий придавались общевойсковым соединениям или поддерживали их в период форсирования, а с осуществлением переправы большей частью выводились из их подчинения, сосредоточивая основное внимание на создании и развитии надежных переправ на реке. При ожесточенной борьбе за плацдармы главные инженерные силы и средства, как правило использовались фронтами и армиями при централизованном управлении и массировались для устройства заграждений на направлениях наступления или контрударов противника.

Во втором периоде войны в основном сложилась оперативная и отчетная документация штабов инженерных войск всех категорий, способствовавшая успешному выполнению военно-инженерных задач и обеспечивавшая своевременность, полноту и правильность информации. Основные недостатки документации заключались в крайней обширности ее перечня и громоздкости объема каждого документа. [388] Эти недостатки постепенно преодолевались главным образом путем перехода к графическим методам оформления.

В третьем периоде войны продолжался процесс дальнейшего совершенствования управления инженерными войсками. Общие тенденции его заключались в стремлении привлечь максимум наличных инженерных сил и средств для непосредственного обеспечения боевых действий и заменить инженерные части в оперативном тылу специализированными отрядами и частями, особенно из управлений оборонительного строительства. Отмечалось дальнейшее массирование инженерных сил и средств для обеспечения боевых действий на важнейших направлениях, расширение масштабов маневра специализированными частями, разработка специфических способов управления инженерными войсками при боевом применении их в особых условиях, повышение гибкости управления инженерными частями. Важным достижением в этот период явилось решительное улучшение способов управления инженерными войсками в масштабе армии, обусловленное созданием армейских инженерно-саперных бригад, командиры и штабы которых широко привлекались для контроля и помощи в организации и осуществлении мероприятий инженерного обеспечения, для руководства деятельностью инженерных частей и подразделений.

В связи с увеличением сил, предназначавшихся для решения оперативных и тактических задач, в третьем периоде войны возрастала роль штабов инженерных войск фронтов и армий. Вместе с тем совершенствовались приемы и способы использования инженерных сил армейских и фронтовых объединений, особенно в случаях совместных действий общевойсковых и танковых армий, функции инженерных частей которых были строго разграничены.

В этот период отчетливо выявилось возрастание роли инженерного резерва и совершенствование способов его использования, особенно при форсировании крупных рек. Начальники и штабы инженерных войск фронтов стремились своевременно располагать инженерный резерв, состоящий из понтонных частей, за центром наступающего фронта и маневрировать его силами в полосе армии, получившей максимальный успех. Как показал опыт некоторых операций, в случае неодновременного выхода войск к реке предусматривалась, кроме того, последовательная перегруппировка инженерного резерва для обеспечения переправы армий сосредоточенными усилиями фронтовых инженерных сил и средств. В тактическом масштабе своеобразие управления инженерными войсками проявлялось в дальнейшем совершенствовании приемов использования инженерных частей и подразделений в соответствии с их специализацией, компактно по подразделениям, частям и соединениям. Вместе с тем отмечалось более тесное согласование [389] действий инженерных войск с обеспечиваемыми соединениями, применение более совершенных способов выполнения работ, заранее планируемое и гибко осуществляемое переключение инженерных частей с одного мероприятия инженерного обеспечения на другое.

В третьем периоде Великой Отечественной войны штабы инженерных войск фронтов и армий в большей мере, чем в предшествующих периодах, показали себя как важные органы руководства деятельностью войск при выполнении мероприятий инженерного обеспечения.

С целью приближения руководства к войскам, в штабах инженерных войск фронтов и армий создавались оперативные группы. Они обычно находились — во фронтах — при вспомогательных пунктах управления, а в армиях — чаще всего на ответственных боевых участках при начальниках инженерных войск или при наблюдательных пунктах командармов. Через оперативные группы осуществлялось непосредственное руководство инженерными войсками. Для управления инженерными войсками в ходе операций использовались все виды механической и живой связи, а также широко практиковалось личное общение инженерных начальников и штабных офицеров с командирами частей и подразделений. По опыту ряда фронтов для связи при штабах инженерных войск фронтов за счет использования радиостанций инженерных бригад создавался радиоузел. С помощью радиостанций РСБ, РБ и «Север» обеспечивалась связь на расстояние до 80 км. Для связи с частями, находившимися на большом удалении, выдвигалась промежуточная радиостанция. Связь по радио дублировалась офицерами связи и телеграфом через штабы армий, в полосах которых действовали инженерные части и соединения.

Руководство боевой деятельностью инженерных частей осуществлялось в основном отдачей боевых распоряжений по радио. Однако с началом преследования противника связь с инженерными частями и даже со штабами инженерных войск армий часто нарушалась ввиду, недостатка и малой мощности радиостанций. В этих случаях выезд в войска офицеров связи практиковался еще чаще.

Для руководства инженерными войсками при форсировании крупных рек начальники инженерных войск фронтов, обычно назначавшиеся начальниками фронтовых переправ, создавали штаб переправы во главе с начальником оперативного отдела штаба инженерных войск фронта. Штабу придавались подразделения и средства связи, обеспечивавшие постоянную телефонную связь со всеми переправами и начальниками участков переправ.

К недостаткам в работе штабов инженерных войск по опыту операций 1944-1945 гг. следует отнести перебои в получении [390] своевременной информации и отчетности в ходе наступления. Не всегда было четким и оперативным управление инженерными частями со стороны начальников инженерных войск армий при наступлении, осуществлявшемся в высоких темпах.

Характеризуя управление инженерными войсками в масштабе фронта и армии в третьем периоде войны, необходимо отметить, что выделение оперативных групп от инженерных штабов было полезным. Оно позволило приблизить инженерные штабы к войскам и обеспечило доведение распоряжений и приказов, а также надлежащий контроль за их исполнением даже при недостатке связи. Опыт операций третьего периода вместе с тем показал, что для достижения непрерывности управления и оперативности руководства инженерными частями необходимо обеспечить инженерные штабы достаточным количеством средств связи, чтобы они были независимы от общевойсковой связи, которая и без того перегружена. Во время войны штабы инженерных войск фронтов и армий не имели штатных технических средств связи. Поэтому штабы для поддержания связи с инженерными частями и управления ими в ходе наступления обычно брали на время операции телефонные и радиосредства у штабов инженерных бригад. Это мероприятие, конечно, не могло удовлетворить все потребности штабов инженерных войск и значительно уменьшало возможности инженерных бригад в управлении подчиненными частями.

В условиях третьего периода Великой Отечественной войны и боевых действий против японских милитаристов начальник и штаб инженерных войск Красной Армии имели больше уверенности в успехе деятельности штабов инженерных войск фронтов и армий, предоставляли им больше самостоятельности в руководстве и управлении, а сами могли больше внимания уделять материальному и техническому обеспечению инженерных войск, инженерному снабжению и обмену опытом. На основе широкой пропаганды передового опыта начальник и штаб инженерных войск Красной Армии настойчиво осуществляли дальнейшее совершенствование способов боевого применения инженерных войск и форм управления ими. В интересах более эффективного использования руководящего звена инженерных войск с большим учетом индивидуальных способностей, черт характера и боевого опыта проводилась перестановка кадров начальников инженерных войск фронтов и армий, командиров инженерных соединений и частей. Была налажена регулярная взаимная информация штабов инженерных войск фронтов обобщенными сводками боевого опыта, позволявшая непосредственно обмениваться конкретным опытом и оперативно учитывать его при решении военно-инженерных задач. [391] Для руководящего состава инженерных войск Дальневосточного фронта, кроме того, практиковались длительные командировки в действующую армию.

Таким образом, накопление опыта, сколоченность штабов, глубокий учет условий благоприятно развивающейся обстановки позволили генералам и офицерам инженерных войск Красной Армии во время третьего периода войны и в боевых действиях на Дальнем Востоке в августе 1945 г. ярче проявлять свои индивидуальные способности, показать многообразие творческих приемов в решении военно-инженерных задач и в управлении инженерными соединениями, частями и подразделениями.

Подготовка офицерских кадров

Огромный размах вооруженной борьбы в годы Великой Отечественной войны, рост численности инженерных войск и боевые потери на фронтах потребовали организации подготовки офицерского состава инженерных войск в невиданных ранее масштабах. Эта проблема в ходе войны решалась на широкой материальной базе в полном соответствии с возникавшими потребностями, условиями и перспективами вооруженной борьбы.

Подготовка офицерских кадров для инженерных войск осуществлялась в Военно-инженерной академии и военно-инженерных училищах. Работа военно-инженерных учебных заведений с начала войны была решительно перестроена в соответствии с требованиями военного времени, а затем походу войны приводилась в соответствие с условиями вооруженной борьбы и реальными потребностями в кадрах офицеров инженерных войск.

Военно-инженерная академия имени В. В. Куйбышева с началом войны в короткие сроки завершила подготовку слушателей старших курсов и организовала ускоренную подготовку слушателей младших курсов, которые получали необходимый минимум знаний для боевой деятельности на фронте. Наряду с этими первыми неотложными шагами была организована ускоренная подготовка командиров инженерных войск и войсковых инженеров из различных призывных контингентов. С этой целью в конце июня 1941 г. при академии были организованы многочисленные по составу трехмесячные курсы, на которых проходили военно-инженерную подготовку призванные в армию гражданские военные инженеры. В июле — августе был осуществлен большой по количеству набор слушателей из числа призванных студентов старших курсов втузов. Для этого контингента были разработаны специальные программы, предусматривавшие в течение 9-13 месяцев проведение общевоенной и военно-инженерной подготовки [392] за ускоренный курс академии, с упором на практические занятия, наиболее приближенные к боевой обстановке. Продолжали свою работу также и академические курсы усовершенствования командного состава (АКУКС), численность которых была значительно увеличена.

В связи с приближением фронта вооруженной борьбы к Москве лагерь академии, в котором летом 1941 г. проходила почти вся работа по подготовке кадров для инженерных войск, оказался в непосредственной близости к зоне боевых действий. Советское правительство приняло в октябре 1941 г. решение о передислокации академии в столицу Советской Киргизии — город Фрунзе, чем создало нормальные условия для подготовки военно-инженерных кадров и проведения научной работы.

Осуществив ряд выпусков весной, летом и осенью 1942 г., академия закончила первый, наиболее напряженный этап своей многогранной массовой работы по подготовке военно-инженерных кадров в ходе войны. Инженерные войска пополнились большим отрядом подготовленных командиров. Острая потребность в кадрах военных инженеров на фронте была удовлетворена.

Осенью 1942 г. по решению Советского правительства академия перешла на пятилетний срок обучения. В перестроенных программах более широкое отражение нашел опыт войны, В академию на учебу направлялись офицеры, имевшие боевой опыт, и возвращались с фронта слушатели младших курсов. Одновременно с этим продолжалась в широких масштабах переподготовка командного состава инженерных войск на АКУКС. С конца 1942 г. для научно-технической помощи инженерным войскам на фронтах, в более широких масштабах использовался профессорско-преподавательский состав академии, благодаря чему значительно повышался научный уровень решения важнейших проблем инженерного обеспечения боевых действий и росла квалификация военных инженеров и командиров инженерных войск.

Для удовлетворения потребностей страны в кадрах военных инженеров-строителей в 1943 г. из Военно-инженерной академии было выделено. новое учебное заведение — Высшее военно-инженерное строительное училище.

Подготовкой командных кадров инженерных войск среднего звена во время войны (до конца 1943 г.) занимались военно-инженерные училища: Ленинградское, Московское, Борисовское, Златоустовское, Мичуринское и Черниговское. Сроки обучения в них устанавливались самые жесткие, причем продолжительность обучения находилась в прямой зависимости от условий обстановки, ближайших перспектив вооруженной борьбы и потребностей в военно-инженерных кадрах. Так, в октябре 1941 г., когда продолжалось интенсивное развертывание [393] все новых и новых частей Красной Армии, срок обучения, например, в Ленинградском военно-инженерном училище был установлен 4 месяца, с тем чтобы подготовить возможно большее число командиров инженерных войск. В январе 1942 г. срок обучения увеличивается до 5, а к декабрю этого же года до 8 месяцев. В марте 1943 г. срок обучения достиг (уже года. Однако когда в 1944 г. началось решительное наступление на всех фронтах и войска стали ощущать новые потребности в инженерных кадрах, срок обучения вновь был сокращен до 6 месяцев и оставался таким до конца войны. В эти короткие сроки все внимание было направлено на изучение основных, профилирующих дисциплин. Так, например, при четырехмесячном сроке обучения в 1941 г. на подрывные работы отводилось 80 часов, или 10 процентов всего учебного времени, на фортификацию — 100 часов, или 13 процентов всего учебного времени, на мосты и переправы — 160 часов, или более 20 процентов учебного времени. Целеустремленность учебного плана сохранялась на протяжении всего периода обучения военного времени. Командование и преподавательский состав училищ принимали все меры к тому, чтобы приблизить обучение к реальным условиям боевой обстановки, научить будущих командиров взводов находить правильные, грамотные решения различных инженерных задач.

Военно-инженерные училища в период войны комплектовались личным составом, имевшим боевой опыт. Это значительно облегчало задачу подготовки офицеров инженерных войск в сокращенные сроки.

Наряду с академией и училищами подготовка офицеров инженерных войск узкой специализации проводилась на различных курсах. Так, с июля 1941 г. по июль 1943 г. работали Центральные курсы заграждений Красной Армии с задачей подготовки офицеров, в совершенстве знающих средства заграждений и владеющих способами их боевого применения. На этих курсах было подготовлено около 3,5 тысячи офицеров — специалистов минноподрывного дела. Важную роль в переподготовке командных кадров инженерных войск во время Великой Отечественной войны сыграла Московская офицерская инженерно-минная школа, созданная на базе Ленинградских курсов усовершенствования командного и начальствующего состава инженерных войск.

В ходе Великой Отечественной войны Военно-инженерная академия, военно-инженерные училища и различные курсы явились подлинной кузницей кадров военных инженеров и командиров инженерных войск. Общее количество командного состава, подготовленного в военно-инженерных учебных заведениях в годы Великой Отечественной войны, превышает 50 тыс. человек. [394]

Советское правительство высоко оценило деятельность военно-инженерных учебных заведений по подготовке кадров инженерных войск. Ленинградское военно-инженерное училище было награждено орденом Ленина, Военно-инженерная академия и Московское военно-инженерное училище — орденом Красного Знамени. За образцовое выполнение заданий командования по подготовке военно-инженерных кадров большое число генералов, офицеров и сверхсрочнослужащих военно-инженерных учебных заведений было отмечено награждением орденами и медалями.

В ходе Великой Отечественной войны со всей убедительностью подтвердилась правильность учебно-воспитательных принципов подготовки командиров инженерных войск. Воспитанники военно-инженерной академии, военно-инженерных училищ и курсов усовершенствования показали себя умелыми и мужественными организаторами инженерного обеспечения боевых действий на фронтах борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и японскими милитаристами.

В годы войны руководящие кадры инженерных войск комплектовались из наиболее способных и опытных офицеров, окончивших Военно-инженерную академию, или из офицеров инженерных войск, получивших богатый опыт на практической работе в войсках и проходивших переподготовку на курсах усовершенствования. Начальниками инженерных войск Красной Армии в годы Великой Отечественной войны были воспитанники академии генерал-майор инженерных войск Л. З. Котляр (июнь 1941 г. — апрель 1942 г.) и генерал, а впоследствии маршал инженерных войск М. П. Воробьев (с апреля 1942 г.); начальником инженерного управления Народного комиссариата Военно-Морского Флота весь период войны был также воспитанник академии генерал-лейтенант инженерных войск П. И. Судьбин; начальником штаба инженерных войск Красной Армии — генерал-полковник инженерных войск К. С. Назаров, окончивший ускоренный курс академии.

Большое внимание уделялось подбору руководителей инженерных войск фронтов и армий, командиров инженерных соединений.

За время войны на должностях начальников инженерных войск фронтов было 28 человек. На эти должности в основном назначались с должностей начальников инженерных войск округов и армий (14 человек). Из начальников инженерных войск фронтов 15 человек окончили полный курс академии и 13 человек курсы усовершенствования командного состава. Более года начальниками инженерных войск фронтов были Н. П. Баранов, Ю. В. Бордзиловский, Б. В. Бычевский, И. П. Галицкий, В. Ф. Зотов, Н. Ф. Кирчевский, З. И. Колесников, В. В. Косарев, Л. З. Котляр, Г. Г. Невский, И. А. Петров, Н. М. Пилипец, А. И. Прошляков, А. И. Смирнов-Несвицкий, А. Ф. Хренов, А. Д. Цирлин, В. Ф. Шестаков. [396]

Огромный отряд начальников инженерных войск армий, начальников штабов инженерных войск фронтов и армий, командиров инженерных соединений и частей, войсковых инженеров, офицеров центральных управлений и штабов инженерных войск всех степеней, а также управлений оборонительного строительства составляли выпускники Военно-инженерной академии, военно-инженерных училищ и курсов усовершенствования командного состава инженерных войск. На командных должностях в составе инженерных войск, особенно во главе инженерных бригад специального назначения, находились и выпускники Электротехнической академии, показавшие себя высококвалифицированными специалистами и умелыми организаторами эффективного использования в борьбе с врагом специальной минноподрывной техники.

Подготовка младшего командного состава инженерных войск в годы войны осуществлялась в частях и соединениях непосредственно в ходе напряженной работы по обеспечению боевых действий. Хорошая практическая подготовка и творческая инициатива младших командиров и солдат инженерных войск при выполнении многообразных военно-инженерных задач, наличие высококвалифицированного офицерского состава инженерных войск позволили успешно решить задачи инженерного обеспечения боевых действий Красной Армии и добиться полной победы над врагом.

Героические традиции

Среди факторов, обусловивших достижение победы в Великой Отечественной войне советского народа и его Вооруженных Сил над фашистской Германией и империалистической Японией, важнейшим являлся советский патриотизм. Вместе со всей Красной Армией личный состав инженерных войск проявил воинскую доблесть, массовый героизм, любовь к Родине, своему народу, к родной Коммунистической партии. Как уже отмечалось в предисловии, за боевые подвиги на полях Великой Отечественной войны 642 воина инженерных войск удостоены звания Героя Советского Союза. Боевые дела 266 саперов и понтонеров отмечены орденом Славы всех трех степеней. Сотни тысяч воинов награждены орденами и медалями. Навечно зачислены в списки инженерных частей павшие герои — рядовые и сержанты И. К. Базылев, Ф. И. Безруков, В. П. Горячев, В. Б. Ефимов, В. В. Колосов, М. В. Мягкий, Г. Е. Попов, В. М. Счастнов, В. А. Сухов. Ореолом немеркнущей славы народного героя у нас и во всем мире окружено имя пламенного сына советского народа генерал-лейтенанта инженерных войск Д. М. Карбышева, погибшего в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. [397]

Среди 642 воинов инженерных войск, удостоенных звания Героя Советского Союза, есть люди различных национальностей и профессий, есть коммунисты, комсомольцы и беспартийные, люди различных возрастов и званий. Многие из них не дожили до Дня Победы, отдав свою жизнь за социалистическую Родину на фронтах Великой Отечественной войны, но большинство победоносно закончили войну и в настоящее время продолжают служить в рядах Советской Армии или работать на трудовом фронте.

В Великой Отечественной войне были значительно обогащены и преумножены героические традиции, сложившиеся в годы гражданской войны. Массовый героизм, высокую организованность и боевую выучку демонстрировали целые соединения, соединения и части. Показателем этого является присвоение многим из них звания гвардейских, почетных наименований, [398] а также награждение орденами. 6 инженерных бригад, 190 инженерных, саперных и понтонных батальонов, 5 отдельных рот удостоены звания гвардейских. Всего за период войны было произведено 773 награждения орденами инженерных, саперных и понтонных частей и соединений, многие из них удостоены почетных наименований, а особо отличившиеся получили звание гвардейских, неоднократно почетные наименования и были награждены орденами.

В памяти народной будут вечно жить подвиги патриотов Родины и среди них — саперов, понтонеров и других специалистов инженерных войск, подвиги целых частей и соединений. Славные боевые традиции навсегда останутся великим духовным богатством и будут служить делу воспитания человека коммунистического общества.

В боях с немецко-фашистскими захватчиками плечом к плечу с советскими воинами и партизанами, среди которых достойное место занимали подразделения и части инженерных войск, сражались польские, чехословацкие, югославские, болгарские, румынские войска и партизаны, а также вели освободительную борьбу народы других стран Европы. Первые формирования Войска Польского и Чехословацкой армии, принимавшие участие в совместной борьбе с фашистской Германией, были проведены на территории Советского Союза и с его помощью. Так же была сформирована добровольческая румынская дивизия имени Тудора Владимиреску.

В целях обеспечения формируемых соединений национальными кадрами в Московском военно-инженерном училище в 1943 г. было создано польское, а впоследствии и чехословацкое отделения в 50 человек с четырехмесячным сроком обучения. Значительная помощь инженерным частям и подразделениям армий наших друзей в период совместной борьбы с общим врагом была оказана и в обеспечении их средствами инженерного вооружения.

Боевая дружба инженерных войск Красной Армии и армий освобожденных ею стран выразилась в совместном решении задач инженерного обеспечения подготовки и проведения объединенными усилиями ряда операций по разгрому группировок гитлеровских захватчиков.

Массовый героизм советских саперов и понтонеров в боях за освобождение союзных нам стран (Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Венгрии и др.), а также помощь, оказанная инженерными частями Красной Армии населению освобожденных городов и сел этих стран в разминировании территории, восстановлении разрушенных мостов и предприятий, — одно из проявлений великой исторической освободительной миссии Советских Вооруженных Сил, важный вклад в дело зарождения и дальнейшего укрепления боевой дружбы армий социалистических стран. [399]

Дальше