Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава шестнадцатая.

Совершенствование средств инженерного вооружения и их производство в годы Великой Отечественной войны

В первые месяцы Великой Отечественной войны инженерные войска действующей армии понесли значительные потери табельных средств. В то же время сложные условия военной обстановки (эвакуация или потеря многих заводов, изготовлявших инженерные средства, переключение их на производство боеприпасов и других видов военной техники) резко сократили возможности промышленного изготовления средств инженерного вооружения.

Такое положение привело к значительному уменьшению технического оснащения войск табельными инженерными средствами и предопределило особую обстановку дальнейшей работы по разрешению всех военно-инженерных задач, в частности — широкое использование подручных и местных средств, ручного труда и, как следствие, большого количества рабочей силы, создание новых табельных средств на простейших производственных предприятиях или в войсках и т. п. [357]

Развитие средств инженерного вооружения и их производство

Огромный размах вооруженной борьбы, оборонительные, а затем наступательные операции Красной Армии предъявили ряд новых требований к военно-инженерным средствам и резко повысили их значение. Кроме разработанных в предвоенные годы средств потребовалось создание ряда новых образцов. Потребность в инженерных средствах возрастала с каждым месяцем войны.

Были приняты меры к расширению промышленной базы для производства инженерных средств (по линии Главного военно-инженерного управления на заводах, складах и в войсках), а также к ускорению отработки и внедрению в войска новых образцов инженерной техники и наиболее рациональных способов организации инженерных работ (создание инженерного комитета с опытным полигоном, а затем с научно-исследовательским и проектным институтом).

Задача обеспечения оборонительных действий Красной Армии потребовала от инженерных войск широкого применения инженерных заграждений всех видов, особенно минно-взрывных, массового разрушения объектов, имевших большое военно-экономическое значение, поспешного возведения войсковых и тыловых рубежей.

В этих целях инженерные войска использовали табельное подрывное имущество, различные виды ВВ, все имевшееся и вновь создаваемые противотанковые, противопехотные, противотранспортные и различные специальные мины, средства специального минирования с приборами, управляемыми по радио, средства электризации препятствий, маскировочные средства и приемы, а также все сохранившиеся инженерные машины для механизации некоторой части фортификационных работ.

Естественно, что перечисленные средства нашли широкое применение и при обеспечении наступления советских войск, поэтому организация массового производства их, и прежде всего минновзрывных средств, с первых дней войны и до ее окончания явилась важнейшей задачей ГВИУКА.

С началом войны работы по созданию новых типов противотанковых и противопехотных мин и по усовершенствованию существующих были расширены, а число занятых выпуском мин предприятий возросло более чем в семь раз. Производственная база расширялась преимущественно путем переключения гражданской промышленности на выпуск военной продукции. Особенно следует отметить мероприятия по переводу большого числа заводов промышленности на изготовление взрывчатых веществ и снаряжение мин. [358]

За время войны было принято и освоено производством более сорока типов и вариантов мин и взрывателей. Всего за период Великой Отечественной войны произведено и поставлено войскам: противотанковых мин — 24837,5 тыс., противопехотных — 40443,8 тыс., специальных — 1437,2 тыс. и ВВ свыше 34 тыс. т{430}. Рост производства противотанковых и противопехотных мин показывает следующий график.

Касаясь вопроса качества минноподрывной техники, следует указать, что средства наземного минирования инженерными войсками Красной Армии и партизанскими отрядами были применены в войну с большим успехом. Противник потерял на наших минах тысячи танков, броне- и автомашин, десятки тысяч солдат и офицеров, многие сотни эшелонов с войсками и военным имуществом.

Наша социалистическая промышленность в целом выполнила задачи, поставленные перед ней войной, как по количественным, так и по качественным показателям изготовления минноподрывных средств. [359]

Необходимо, однако, отметить, что некоторые типы мин, имевшиеся на вооружении Красной Армии, к концу войны уже не удовлетворяли в полной мере тем требованиям, которые к ним предъявлялись. Одними из их недостатков была некоторая опасность в применении, а также неудобство в использовании, большое количество видов, ограниченный срок службы при нахождении на минном поле и др. Средства взрывания (огнепроводный шнур, электродетонаторы и др.) — влагонеустойчивы. Саперный проводник слишком тяжел и недолговечен.

Задачи по замене массовых типов мин (ПТМ, ППМ) более совершенными образцами с опробированием их в ходе войны выполнены не были. Причиной этому явилась слабая постановка работы по созданию новых конструкций мин, отсутствие необходимой экспериментальной производственной базы, которая позволила бы быстро отрабатывать и осваивать в массовом выпуске новые средства минирования, что, в свою очередь, было связано с общими трудностями военного времени. Эти задачи были решены уже в послевоенный период.

Обеспечение широко развернувшихся наступательных операций Красной Армии, производившихся в- различных условиях и с огромным размахом, потребовало массового внедрения инженерной техники и средств для проведения различных инженерных мероприятий не только инженерными частями, но и пехотой, артиллерией, танковыми войсками.

Для успешного выполнения невиданного ранее объема инженерных работ и была направлена деятельность по созданию новых средств инженерного вооружения, модернизации существующих и производства их во все возрастающем количестве в годы войны.

Итоги этой деятельности видны из того, что за период Великой Отечественной войны было создано и модернизировано в общей сложности 186 видов различных инженерных средств. Кроме того, отработано, но по различным причинам не внедрено в войска — 67 образцов.

Учитывая огромное значение переправочных средств во всех видах боевых действий, рассмотрим несколько подробнее развитие и производство их в годы Великой Отечественной войны.

Недостаточные запасы переправочных средств, большие потери их в начале войны и значительно возросшая потребность Красной Армии в понтонно-мостовых парках и других переправочных средствах в первые же месяцы войны потребовали немедленного и резкого увеличения производства этих средств.

Задача эта решалась путем увеличения выпуска переправочных средств на тех заводах, которые изготовляли их перед [360] войной, и изыскания для этой цели дополнительных предприятий, а также производственных баз для массового изготовления новых переправочных средств, разработанных и принятых на вооружение уже в ходе войны (парки ДМП-41, ДМП-42, ТМП, ДЛП; лодки ДСЛ, СДЛ и другие средства).

Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 6 августа 1941 г. о поставке средств инженерного вооружения в 1941 г. послужило организующим началом в деле быстрого увеличения производства переправочных средств, так как для их изготовления был привлечен ряд крупных заводов и впервые была поставлена задача выпуска перепра!вочных средств в больших количествах.

В результате проделанной работы по реализации постановления правительства производство переправочных средств за короткое время резко возросло и в 1942-1943 гг. достигло наивысших показателей по сравнению с другими годами Великой Отечественной войны, что дало возможность уже к 1 января 1944 г. и до конца войны обеспечивать в основном потребности Красной Армии в переправочных средствах.

Таблица 3
Наименование переправочных средств Произведено и поставлено войскам
Первое полугодие 1941 г. Второе полугодие 1941 г. 1942 г. 1943 г. 1944 г. Первое полугодие 1945 г. Второе полугодие 1945 г.
Верхнее строение паромов спец. парков СП-19, компл. 15 12 11 17 25 22 102
Катера С-25 парков СП- 19 36 22 23 18 65 39 203
Тяжелые мостовые парки ТМП, компл. - - 1,5 3,5 3,0 1,75 9,75
Тяжелые мостовые парки Н2П, компл. 3,67 12,33 37 22 14 8 97
Деревянные мостовые парки ДМП-41 и ДМП-42, компл.. _ - 142 81 58 12 293
Легкие парки НЛП и деревянные легкие парки ДЛП, компл. 4 17 52 46 61 25 205
Парки на резиновых лодках УВСА-3, МДПА-3, компл. 8 23 175 112 12   330
Катера БМК-60 25 90 84 96 189 82 566
Полуглиссера НКЛ-27 30 64 69 178 215 49 605
Труднозатопляемое имущество ТЗИ, компл. 3 69 256 448 503 189 1468
Десантные складные лодки ДСЛ   _ 4393 8393 8234 3812 24832
Лодки резиновые 1782 1891 7818 7331 6845 2078 27745*
Костюмы плават., резиновые 3110 1300 3673 8253 25136 6668 48140
* Кроме того, 1975 резиновых лодок импортировано.

В таблице 3 показан уровень производства и поставки войскам переправочных средств за годы Великой Отечественной войны{432}. [361]

Задача обеспечения Красной Армии переправочными и мостостроительными средствами решалась в исключительно тяжелых условиях. Многие заводы, на которых до войны было организовано и развито производство переправочных средств, в первый же год войны оказались на оккупированной территории, а ленинградские заводы, производящие резиновые изделия, оказались блокированными. Кроме того, заводы, которые были эвакуированы из своих городов на восток, относительно длительное время не работали.

Привлеченные вновь предприятия для изготовления переправочных средств, как правило, были менее подготовлены к производству достаточно громоздких и трудоемких понтонно-мостовых парков и других переправочных средств.

Заводы, поставляющие металл для производства парков, в значительной части оказались также на оккупированной противником территории, что потребовало быстрого решения вопроса о замене специальных марок стали другими марками, и главным образом углеродистыми. В этой связи некоторые узлы в парках пришлось переконструировать, сделать ряд упрощений, снизить требования к окраске и сушке древесины и т. п.

Основные понтонно-мостовые парки Красной Армии периода Великой Отечественной войны по своим главным тактико-техническим данным — грузоподъемности и принципиальным схемам — оказались более совершенными и современными по сравнению с соответствующими средствами противника и англо-американских войск.

Однако почти все парки имели крупные недочеты: малая живучесть паромов и мостов на воде, трудность восстановления мостовых переправ, отсутствие средств механизации тру-, доемких процессов, несовершенство некоторых конструкций.

Серьезным недостатком понтонно-мостовых парков того периода явилось отсутствие постоянно закрепленных за парками транспортных средств для их перевозки по суше, а также отсутствие необходимого количества и должного качества средств моторизации передвижения по воде (забортные двигатели, буксирные катера).

Узким местом в обеспечении Красной Армии переправочными средствами до конца войны было отсутствие в войсках самоходных переправочных десантных средств, потребность в которых с ходом войны все больше и больше возрастала.

Развитие и производство остальных средств инженерного вооружения в годы Великой Отечественной войны в данной [362] главе подробно не рассматривается. Вместе с тем необходимо отметить, что за годы войны было произведено следующее количество основных средств инженерного вооружения: <
Лесопильные рамы разные 226
Лесопильные станки ЛСР 488
Пилы моторные 3593
Грейдеры тяжелые ГТМ 314
Катки прицепные разные 992
Скреперы 543
Снегоочистители разные. 1546
Электростанции типа АЭС-1 778
Электростанции типа АЭС-3 376
Электростанции типа АЭ-2 272
Миноискатели ВИМ 246112
Подрывные машинки разные 30371
Лопаты пехотные, саперные, копальные и деревянные, тыс. 34652,4
Топоры военные и плотничные, тыс. 7309,1
Ломы обыкновенные, тыс. 883,8
Кирко-мотыги тяжелые и легкие, тыс 2004,5
Пилы разные, тыс. 2317,46{433}

Из анализа приведенных данных по развитию важнейших средств инженерного вооружения и их производству в годы Великой Отечественной войны видно, какой огромный, поистине титанический труд был вложен советским народом для того, чтобы в неимоверно тяжелых условиях войны обеспечить Вооруженные Силы Советского Союза во все возрастающем количестве всеми видами боевой техники, в том числе и средствами инженерного вооружения. Потребность в инженерных средствах по сравнению с первой мировой войной возросла в десятки, а по некоторым видам и в сотни раз.

Тем, что эта задача в целом была решена успешно, наш народ, наши Вооруженные Силы обязаны мудрому руководству КПСС, ее генеральной линии на социалистическую индустриализацию страны, коллективизацию сельского хозяйства, проводимой в предвоенные годы, ее руководящей, направляющей и организующей деятельности в годы Великой Отечественной войны.

Только за первые полтора года войны Государственный Комитет Обороны и Совет Народных Комиссаров СССР вынесли 20 постановлений и отдали 35 распоряжений по вопросам производства средств инженерного вооружения, в том числе: по вопросам производства переправочных средств — 15, минноподрывных — 12, электро-технических — 11, средств механизации инженерных работ — 6, шанцевого инструмента — 8 и по вопросам производства маскировочных средств — 3. [363]

Однако следует отметить, что все же рост потребностей в средствах механизации инженерных работ и моторизации инженерных войск в ходе войны значительно обогнал реальные возможности тыла, особенно в средствах механизации разградительных, позиционных, дорожно-мостовых работ, быстроходных десантнопереправочных средств и транспортировки понтонных парков. Потребности в них не были в достаточной мере удовлетворены до конца войны.

Организация инженерного снабжения

Резко увеличившийся расход средств инженерного вооружения в годы Великой Отечественной войны, возросшие масштабы их производства потребовали огромных усилий в обеспечении четкой организации инженерного снабжения Красной Армии. Рассмотрим кратко, как эта проблема была практически решена.

Центральным органом, ведавшим вопросами инженерного вооружения и снабжения в годы Великой Отечественной войны, являлось Главное военно-инженерное управление Красной Армии (ГВИУКА), которое было переформировано в 1940 г. из Инженерного управления Красной Армии.

В составе ГВИУКА непосредственно вопросами инженерного вооружения и снабжения занималось Управление военно-инженерного снабжения и заказов.

К концу 1941 г. ГВИУКА было вновь переформировано. В его составе создается два самостоятельных управления. Управление заказов инженерного вооружения (УЗИВ) и Управление инженерного снабжения (УИС).

Во фронтах вопросами снабжения средствами нженерного вооружения занимался помощник начальника инженерных войск фронта по снабжению, возглавлявший отдел снабжения в составе четырех офицеров и двух вольнонаемных.

В армии снабжение средствами инженерного вооружения было возложено на помощника начальника инженерных войск армии по снабжению. У него не было никакого штата, и фактически он один должен был выполнять все функции. Практически прикомандированными в армии по инженерному снабжению было не менее двух-трех офицеров и один писарь.

В дивизии к началу войны функции инженерного снабжения выполнял помощник дивизионного инженера и в полку — полковой инженер.

Таким образом, от центра и до войсковой части снабжение средствами инженерного вооружения проходило по линии специальных инженерных органов, и система инженерного вооружения и снабжения была последовательно выдержана.

С началом войны и переходом дивизий на новые штаты организация снабжения в них была изменена. Снабжение инженерным и химическим имуществом, имуществом связи, [364] горючим и смазочными материалами, запчастями и принадлежностями для автомашин и тракторов было объединено в руках начальника военно-технического снабжения, подчиненного заместителю командира дивизии по тылу. В полку также было организовано военно-техническое снабжение.

Эта реорганизация не улучшила положение с инженерным снабжением. Дивизионные и полковые инженеры, фактически отвечающие за обеспечение боя в инженерном отношении, формально от вопросов снабжения средствами инженерного вооружения были устранены. На практике же они вынуждены были ими заниматься.

Основными органами, через которые велось непосредственное снабжение войск, являлись инженерные базы и склады.

По видам хранимых средств склады разделялись на инженерные и взрывчатых веществ. Через склады взрывчатых веществ проходило снабжение войск противотанковыми и противопехотными минами, ВВ и средствами для взрывания.

В порядке подчиненности склады делились на центральные (базы и склады), окружные, фронтовые и армейские. В дивизиях штатных инженерных складов не было.

К началу Великой Отечественной войны в Красной Армии имелось всего 42 центральных и окружных инженерных склада и базы.

С преобразованием военных округов во фронты было создано отделов фронтовых складов военно-технического снабжения: инженерных — 6 и взрывчатых веществ — 6, по числу сформированных фронтов. Для каждой армии было сформировано по одному головному инженерному складу (ГИС), имевшему в своем составе отдел взрывчатых веществ. В дивизиях, как уже отмечалось, штатного инженерного склада не было.

Опыт войны выявил необходимость в дивизиях содержать подвижные запасы средств заграждений (мины, ВВ и др.), а следовательно, иметь свой инженерный склад, который нужен был и для организации распределения инженерных средств по частям дивизии. Такой нештатный склад, как правило, существовал в дивизиях при саперном батальоне и себя вполне оправдал.

К началу войны штатная обеспеченность войсковых частей Красной Армии шанцевым и мастерским инструментом, лесозаготовительными, электротехническими, маскировочными средствами, средствами полевого водоснабжения составляла 100 процентов.

Запасы средств заграждения (мин, взрывчатых веществ, колючей проволоки) были весьма ограничены, так как они не были восполнены после советско-финляндского конфликта. Ограничены были и запасы тяжелых переправочных парков. [365]

До 75 процентов всего количества средств инженерного вооружения и снабжения, имевшихся в Красной Армии к началу войны, хранилось на складах приграничных военных округов — Ленинградского, Прибалтийского, Западного, Киевского и Одесского, а также Забайкальского округа и Дальневосточного фронта. Опыт войны показал, что дислоцирование значительных запасов в относительной близости к государственной границе нецелесообразно.

Имевшиеся запасы средств инженерного вооружения расходовались значительно быстрее, чем это предполагалось при планировании перед войной. Так, например, запасов ВВ хватило всего лишь на 2-3 месяца войны, шанцевого инструмента — на 3-4 месяца. В целом запасы основных средств были израсходованы до декабря 1941 г. Регулярное пополнение запасов инженерного имущества за счет промышленности началось в конце 1941 г. — кроме переправочных парков, производство которых в тот период еще только налаживалось.

Затруднение в перевозках и общая напряженность с промышленным производством всего необходимого для нужд фронта вызвали необходимость изыскивать в армейском и фронтовом тылу максимум материальных средств, требовавшихся войскам для обеспечения операций в инженерном отношении. Местные заготовки по некоторым видам имущества составляли значительный процент по отношению к централизованному снабжению.

Так, например, металлические поковки для мостовых и дорожных работ заготовлялись всеми фронтами почти полностью из местных средств в продолжение всей войны. Кроме того, на местах заготовлялись лопаты железные и деревянные, печи окопные и трубы к ним, щупы и указки для разминирования минных полей, мелкие предметы инструмента и принадлежности для укомплектования переправочных парков (канаты, тросы и др.).

Некоторые фронты, например Волховский и Карельский, изготовляли суррогатные ВВ и мины. Ленинградский фронт в период блокады полностью базировался на ленинградскую промышленность и заготовлял все виды инженерного вооружения, потребного фронту.

В 1942 г. большинство фронтов своими средствами начали изготовлять. деревянные переправочные парки ДМП-41 и позднее ДМП-42. Всего таким способом изготовлено было 60 парков. При форсировании водных преград войсками, как правило, наряду с табельными использовались местные и подручные переправочные средства: лодки, паромы, различные плавучие материалы и т. д.

Ремонт инженерной техники в период войны непосредственно в армейских и фронтовых условиях позволял сократить [366] потребность в новой технике, а также в транспорте, необходимом для подачи нового вооружения.

В период Великой Отечественной войны ремонтными базами инженерной техники являлись мастерские при центральных базах и складах, мастерские при окружных и фронтовых складах, объединенные ремонтные поезда (ОРП), находившиеся в подчинении начальников связи фронтов, подвижные автомобильные мастерские, находившиеся главным образом при инженерных частях и соединениях.

Фактически же ремонтом занимались только центральные базы и склады, и то не на полную мощность в связи с недостаточным количеством объектов ремонта, подаваемых с фронтов, которые не всегда имели возможность отправлять в тыл технику для ремонта из-за отсутствия для этой цели транспорта.

Фронтовые мастерские не были приспособлены для обеспечения бесперебойной работы в полевых условиях, так как их оборудование разворачивалось стационарно в местах новой дислокации склада. Штатный состав мастерских был вольнонаемным, что создавало известную трудность в его комплектовании, особенно квалифицированными специалистами. Отсутствие специально оборудованных мастерских на автомашинам или в железнодорожных вагонах было постоянным тормозом в работе по ремонту. Практически мастерские занимались несложным ремонтом шанцевого инструмента, изготовлением поковок, ремонтом миноискателей и т. д. Сложные агрегаты, дорожные и другие машины фронтовыми мастерскими, как правило, не ремонтировались.

Объединенные ремонтные поезда (ОРП) имелись на всех фронтах. Ремонтировали они преимущественно технику связи, хотя их оборудование и штатный состав предусмотрен был для ремонта трех видов вооружения: инженерного, связи и химического. Для ремонта инженерных средств ОРП не имели необходимого количества запасных частей и квалифицированной рабочей силы. Кроме того, дислоцировались поезда в большинстве случаев в глубоком фронтовом тылу, что также представляло неудобство для ремонта инженерной техники.

В армейских складах штатных ремонтных мастерских не было, хотя потребность в ремонте имущества имелась. На армейских складах накапливалось с течением времени значительное количество шанцевого инструмента, миноискателей и другого имущества, требующего ремонта, которое при наличии ремонтных средств могло бы быть отремонтировано на месте и вновь выдано в войска.

Ряд помощников начальников инженерных войск армий по снабжению практиковали организацию ремонта имущества путем привлечения из войск необходимых специалистов. [367] При этом результаты были неплохие и известное количество имущества возвращалось в строй.

Таким образом, опыт войны показал, что даже в тот период было целесообразно при армейских инженерных складах иметь ремонтные мастерские для производства текущего и среднего ремонта инженерной техники.

Согласно установленному положению подача средств инженерного вооружения происходила сверху вниз распоряжением вышестоящих органов.

Из центра на фронтовые склады имущество, как правило, направлялось железнодорожным транспортом. Как уже отмечалось выше, противотанковые мины в преобладающем количестве отправлялись на фронтовые склады непосредственно со снаряжательных заводов без завоза на центральные склады. Взрыватели к минам отправлялись только с центральных складов.

Такая отправка мин значительно уменьшала время пребывания их в пути, сокращала расход подвижного состава и устраняла излишнюю перегрузку транспорта. В то же время эта система требовала от снабженческих органов строгого планирования укомплектования мин взрывателями, в особенности в первый период войны, когда взрывателей было ограниченное количество и нельзя было создать переходящего резерва их во фронтовых и армейских складах, как это имело место позднее. Тогда разновременный подход на фронт транспортов с минами и взрывателями уже не вызывал задержки установки мин, так как они всегда могли быть укомплектованы за счет резерва армейских складов.

В период войны нередки были случаи отправки инженерного имущества непосредственно на фронты автотранспортом и самолетами. Опыт показал, что для транспортировки средств инженерного вооружения самолетами необходимо иметь стандартную специальную тару, которая упрощала бы отправку грузов и вместе с тем давала возможность сбрасывать имущество с парашютом.

Из фронтовых инженерных складов имущество направлялось в армии также железнодорожным транспортом. Но потребность подачи имущества автотранспортом в армейские склады, на летучки или непосредственно к месту работ возникала уже в то время весьма часто. Приданная в распоряжение начальника инженерных войск фронта автомобильная рота (во второй половине войны) себя вполне оправдала, так как вследствие этого никаких срывов в подаче имущества из-за недостачи транспорта уже не было.

Из армейских инженерных складов в дивизионные обменные пункты инженерное имущество должно было доставляться армейским транспортом, находящимся в распоряжении заместителя командующего армией по тылу. [368]

Практика войны показала, что армейского транспорта на все перевозки было недостаточно и что армейский инженерный склад должен иметь в достаточном количестве свой автотранспорт. Наличие автотранспорта обеспечивало возможность (по тем условиям) держать летучки на колесах с расчетом подачи с них имущества на дивизионные обменные пункты за 4-5 часов; питать свои летучки из основного склада за 8-10 часов; подавать в необходимый срок имущество к месту работ (устройство минных полей, оборудование переправы, фортификационные работы и др.). Как показывает опыт, 10-12 автомашин, приданных армейскому инженерному складу, в то время было достаточно для удовлетворения перечисленных потребностей.

Подача имущества с дивизионных обменных пунктов в части дивизии производилась средствами дивизии, и в этом отношении особых недостатков не было. Не хватало лишь транспорта для содержания подвижных войсковых запасов средств заграждения.

Одной из важнейших задач органов инженерного снабжения во всех его звеньях явилось накопление средств инженерного вооружения, необходимых для обеспечения войск в любых условиях боевой обстановки.

В первый период войны не было более или менее стабильных запасов ни в центральных, ни во фронтовых складах и тем более — в армейских.

В конце декабря 1943 г. директивой начальника инженерных войск Красной Армии были введены нормы содержания запасов во фронтовых и армейских инженерных складах. Для различных видов средств инженерного вооружения был установлен запас в пределах от 10 до 15 процентов табельной потребности фронта на фронтовых складах и от 5 до 10 процентов табельной потребности армии — на армейских складах.

В дивизиях также стал содержаться подвижный запас средств заграждений в количестве: ПТМ — 1500, ППМ — 1500, ВВ — 0,5 т. Этот запас всегда следовал за войсками и давал возможность немедленно восполнять потребности подвижных отрядов заграждения в этих средствах.

Таким образом, от центра и до дивизии были созданы постоянные неснижаемые запасы, позволявшие маневрировать ими в любой обстановке боя и обеспечить бесперебойное снабжение средствами инженерного вооружения.

Одним из источников пополнения действующей армии инженерными средствами являлось трофейное имущество. Поэтому его учету и использованию в годы войны было уделено большое внимание.

Как показала практика, созданные во фронтах и армиях трофейные органы вопросами учета и сохранности инженерных средств занимались мало. Это отчасти объяснялось тем, [369] что в составе значительной части трофейных органов, в том числе и среди их командного состава, не было специалистов-саперов.

В действительности начальники инженерных войск фронтов и армий организовывали на период наступления свои нештатные команды по сбору трофейного имущества и табельных средств. Этим путем, например, были выявлены и взяты на учет большие трофейные инженерные склады на территории 1-го и 3-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов, с помощью которых почти полностью обеспечивались нужды этих фронтов в инженерном имуществе до конца войны.

Следует все же заметить, что вопросами сбора и (учета трофейного имущества всех видов, в том числе и инженерного, а также табельного имущества, оставленного на поле боя, должны заниматься трофейные органы, имея для этого необходимых специалистов.

Несмотря на огромные трудности, которые пришлось преодолеть нашей стране в организации массового производства всего необходимого для нужд войны, в годы Великой Отечественной войны благодаря мудрому руководству КПСС, преимуществу социалистической системы нашего народного хозяйства, неиссякаемой энергии советского народа, успешно была решена задача обеспечения Вооруженных Сил всем необходимым для достижения победы над врагом.

В основном была решена и задача массового производства средств инженерного вооружения, и прежде всего миннопод-рывных, переправочных средств, шанцевого инструмента и других, потребность в которых по сравнению с первой мировой войной возросла в десятки и сотни раз.

Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили деятельность работников промышленности и руководящего состава инженерных войск Красной Армии по организации производства машин инженерного вооружения, инженерных боеприпасов и приборов, а также инженерного имущества и снабжения ими действующей армии в годы Великой Отечественной войны.

Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1943 г. за успешное выполнение заданий правительства по изготовлению и снабжению Красной Армии средствами инженерного вооружения 369 человек из числа работников промышленности и начальствующего состава инженерных войск награждены орденами и медалями Советского Союза, в том числе орденом Ленина — 5, Красного Знамени — 2, Отечественной войны II степени — 2, Трудового Красного Знамени — 24, Красной Звезды — 38, «Знак почета» — 104 человека. Среди награжденных орденом Ленина генерал-лейтенант инженерных войск М. П. Воробьев, генерал-майоры инженерных войск А. Я. Калягин и Г. П. Чистяков; орденом Красного Знамени — генерал-майор инженерных войск К. С. Назаров, полковник В. А. Копылов и другие. [370]

В 1944 г. за успешное выполнение заданий командования по обеспечению фронта средствами инженерного вооружения центральная военная база Главного военно-инженерного управления Красной Армии была награждена орденом Красной Звезды, а 25 человек ее личного состава — орденами и медалями.

Большая группа командного и рядового состава, а также вольнонаемных работников дивизионных, армейских и фронтовых баз, складов, ремонтных мастерских и других органов ремонта и снабжения инженерной техникой и имуществом награждена от имени Президиума Верховного Совета СССР командующими объединениями и командирами соединений непосредственно на фронте.

Опыт Великой Отечественной войны позволяет сделать некоторые обобщения по вопросу о соотношении объемов произведенных средств инженерного вооружения (по некоторым важнейшим номенклатурам) и их предвоенных запасов и отметить характерные тенденции в этом направлении.

Во-первых, резко возросло производство некоторых видов средств инженерного вооружения по отношению к их предвоенным запасам, что одновременно характеризует и рост их применения. Так, например, противотанковых и противопехотных мин произведено (без учета количества мин, изготовленных войсками и партизанами) в 65 раз больше, ВВ в 44 раза, миноискателей в 38 раз.

Во-вторых, потребности в тяжелых и средних переправочных парках росли быстрее, чем в легких, в результате чего первых произведено в 8 раз больше их довоенного количества, а вторых — только в 1,5 раза.

В-третьих, из шанцевого и мастерского инструмента наибольшие потребности в ходе войны были в малых лопатах, топорах и поперечных пилах, производство которых за годы войны возросло в 5-8 раз по отношению к довольно крупным предвоенным запасам.

В-четвертых, производство ряда средств инженерного вооружения, в том числе и средств механизации инженерных работ, в годы войны было недостаточным; особенно не хватало моторных пил, тяжелых грейдеров, станций АЭС-1 и АЭС-3.

Опыт войны показал, что непрерывное развитие средств и способов вооруженной борьбы вызывает необходимость дальнейшего совершенствования средств инженерного вооружения, способов их применения, а также организации инженерного обеспечения. [371]

Дальше