Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава пятнадцатая.

На Дальнем Востоке

Напряженная и высокорезультативная деятельность инженерных войск в кампании, осуществленной Советскими Вооруженными Силами на Дальнем Востоке в августе 1945 г. с целью разгрома Квантунской армии империалистической Японии, представляет собой выдающийся пример творческого выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения подготовки и ведения стремительного наступления в своеобразных условиях Дальневосточного театра военных действий. В этой кампании инженерные войска получили богатый опыт выполнения задач инженерного обеспечения при^ осуществлении крупных перегруппировок войск и скрытного развертывания их в исходных районах для наступления в пустынно-степной и горно-таежной местности, при прорыве укрепленных районов, преодолении крупных водных рубежей и заболоченной территории в ходе одновременного наступления с ряда направлений.

Беспримерной отвагой, высоким наступательным порывом, упорством в достижении поставленных целей и замечательными образцами творческого выполнения задач инженерного обеспечения личный состав инженерных войск вписал новую славную страницу в героическую летопись Великой Отечественной войны.

Мероприятия по усилению инженерных войск на Дальнем Востоке

После капитуляции фашистской Германии стало очевидным неизбежное поражение Японии, развязавшей войну на Дальнем Востоке. Однако японские милитаристы с фанатизмом продолжали военные действия против американо-английских войск, а у границ Советского Союза, в Маньчжурии, имели миллионную Квантунскую армию.

Верное союзническому долгу, Советское правительство всемерно стремилось быстрее окончить вторую мировую войну. Оно заявило 8 августа 1945 г. японскому правительству, что Советский Союз с 9 августа будет считать себя в состоянии войны с Японией.

В соответствии с решением о вступлении в войну с Японией Верховное Главнокомандование осуществило перегруппировку на Дальний Восток необходимых сил с целью создания общего превосходства над японской Квантунской армией и решительного разгрома ее в кратчайшие сроки. Для успешного [336] решения задач инженерного обеспечения с учетом особенностей театра военных действий и состояния обороны противника были сосредоточены необходимые инженерные силы и средства.

Из наличных сил Ставка создала три фронта: Забайкальский, 1-й и 2-й Дальневосточные. К участию в наступлении привлекались также Тихоокеанский флот и Амурская речная флотилия. Непосредственное руководство операциями было возложено на Главное командование советских войск на Дальнем Востоке. Инженерное обеспечение и боевое применение инженерных войск осуществлялись под общим руководством начальника инженерных войск генерал-полковника инженерных войск К. С. Назарова и штаба инженерных войск, возглавлявшегося генерал-майором инженерных войск М. И. Блохиным.

Советское командование, распределяя силы, и в частности инженерные части, по направлениям, учитывало конкретный боевой опыт инженерных частей, их подготовленность, значение театра военных действий, стремясь получить наибольший эффект от их применения.

В состав Забайкальского фронта (начальник инженерных войск генерал-полковник инженерных войск А. Д. Цирлин) вошли крупные инженерные силы (три штурмовые, пять армейских инженерно-саперных, понтонно-мостовая, моторизованная инженерная бригады и ряд отдельных батальонов), а также восемь гидротехнических, три маскировочные роты и три роты полевого водоснабжения, включение которых в состав этого фронта вызывалось особенностью пустынно-степной местности района боевых действий{405}.

В соответствии с учетом обстановки была создана и группировка инженерных войск 2-го Дальневосточного фронта, куда, несмотря на относительную малочисленность общего состава войск фронта, вошло большое количество понтонно-мостовых частей (бригада, два полка, батальон, рота и батальон автомобилей-амфибий) в связи с необходимостью обеспечения форсирования Амура и Уссури{406}. [337] Начальником инженерных войск этого фронта был назначен генерал-лейтенант инженерных войск М. И. Молев. Учитывая необходимость обеспечения прорыва ряда укрепленных районов и действий войск в условиях горно-таежной местности на приморско-маньчжурском направлении, в состав 1-го Дальневосточного фронта были включены войска, в том числе и инженерные части, получившие богатый опыт действий при прорыве укрепленных районов, форсировании крупных рек и знающие театр военных действий, — дальневосточные части, подготовленные для выполнения задач инженерного обеспечения в условиях горно-таежной местности{407}. Начальником инженерных войск фронта был назначен генерал-полковник инженерных войск А. Ф. Хренов.

Таким образом, мероприятия по усилению войск на Дальнем Востоке и распределение сил по фронтам создавали благоприятные условия для ведения боевых действий и успешного выполнения задач инженерного обеспечения наступления на всех стратегических направлениях.

При подготовке наступления

Разгром японской Квантунской армии было решено осуществить одновременным наступлением войск Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов в глубь Маньчжурии. Предусматривалось также прочно оборонять побережье Приморья, Северный Сахалин и Камчатку, подготовив наступление в южную часть Сахалина и высадку десантов на Курильские острова.

Забайкальский фронт главный удар наносил силами трех общевойсковых и одной танковой армий (17, 39, 53 и 6-й гвардейской танковой) на солунском направлении в обход халун-аршанского укрепленного района с юга, с задачей танковыми соединениями не позднее пятого дня операции преодолеть хребет Большой Хинган, в дальнейшем вести наступление всеми силами на Чанчунь. Конно-механизированная группа должна была главный удар нанести в направлении Долоннора. 36-я армия получила задачу главный удар нанести на хайларском направлении.

1-й Дальневосточный фронт главный удар наносил силами 1-й Краснознаменной и 5-й армий в направлении на Муданьцзян, а вспомогательные удары войсками правого крыла (35-я армия) на Хутоу, Мишань, войсками левого крыла (25-я армия) на Дуннин и Хуньчунь, Яньцзи. [338] В последующем, с выходом войск фронта на западный берег реки Муданьцзян и в район Яньцзи, стояла задача развить удар в направлении Гирин, Чанчунь и частью сил, входящих в главную ударную группировку, на Харбин.

2-й Дальневосточный фронт силами 15-й армии и 5-го стрелкового корпуса во взаимодействии с Амурской флотилией должен был наступать в направлении Цзямусы, Сань-син, Харбин.

При планировании операции главные усилия инженерных войск фронтов сосредоточивались на обеспечении действий ударных группировок.

В Забайкальском фронте подавляющая часть инженерных войск была выделена в состав 39-й и 6-й гвардейской танковой армий. Так, 39-я армия была усилена 9-й штурмовой инженерно-саперной бригадой (без одного батальона), понтонно-мостовым батальоном, гидротехнической ротой и ротой полевого водоснабжения. 6-я гвардейская танковая армия — 8-й моторизованной инженерной бригадой (без батальона электрозаграждений), понтонно-мостовым батальоном и двумя гидротехническими ротами. На направлениях наступления этих армий использовалась большая часть фронтового инженерного резерва — 5-я штурмовая инженерно-саперная, 9-я понтонно-мостовая бригады, батальон 9-й штурмовой инженерно-саперной бригады, два парка инженерных машин, батальон автомобилей-амфибий, три гидротехнические роты, отряд глубокого бурения, 12-е фронтовое управление оборонительного строительства, электротехническая и автомобильная роты{408}.

Решительное массирование инженерных сил было осуществлено и на 1-м Дальневосточном фронте, где основная часть инженерных войск была сосредоточена в составе 1-й Краснознаменной (12-я инженерно-саперная бригада, два понтонно-мостовых батальона, два парка инженерных машин, роты полевого водоснабжения и гидротехническая) и особенно в 5-й армии (20-я инженерно-саперная, 46-я моторизованная инженерная, 23-я инженерно-саперная бригады, два понтон-но-мостовых батальона){409}.

Такой же принцип был положен в основу распределения инженерных войск и на 2-м Дальневосточном фронте, где в составе 15-й армии, наносившей главный удар, действовали 10-я понтонно-мостовая, 21-я моторизованная штурмовая инженерно-саперная, 47-я моторизованная инженерная бригады, 3-й тяжелый понтонно-мостовой полк и батальон автомобилей-амфибий{410}. [339]

Условия обстановки на каждом направлении оказали существенное влияние на распределение инженерных войск по видам инженерных мероприятий.

Задачи инженерного обеспечения наступления в условиях горно-таежной местности с прорывом долговременной обороны противника обусловили на 1-м Дальневосточном фронте, решительное сосредоточение инженерных частей на участках прорыва, а для более целесообразного их применения — выделение значительной части сил на усиление стрелковых соединений (до инженерной бригады на стрелковый корпус первого эшелона). Инженерный резерв фронта фактически отсутствовал. В то же время на Забайкальском фронте, где главные силы войск должны были действовать в обход укрепленных районов и где в начале наступления не предстояло преодолевать серьезного сопротивления противника, создавалась большая группировка инженерных войск в непосредственном подчинении фронта как для обеспечения движения второго эшелона и резервов, так и для усиления группировки инженерных войск в армиях первого эшелона, когда в этом появится необходимость.

Сложность обеспечения войск главной ударной и вспомогательной группировок Забайкальского фронта водой вызвала необходимость выделить на решение этой задачи не только специальные подразделения, ко и до половины подразделений всех имевшихся во фронте инженерных бригад{411}.

Важность задачи обеспечения прорыва укрепленных районов и движения войск в горно-таежной местности потребовала на 1-м Дальневосточном фронте сосредоточить основные усилия инженерных войск главной ударной группировки на обеспечение прорыва укрепленных районов и проклады-вания путей. В то же время в 36-й и 35-й армиях и ударных группировках 2-го Дальневосточного фронта основные силы инженерных частей были сосредоточены на выполнении задач инженерного обеспечения форсирования рек.

Среднее насыщение инженерными силами общевойсковых армий на Дальнем Востоке (60-70 инженерных рот на армию) соответствовало максимальному насыщению ими армий, которое имело место в завершающих операциях советских войск. Максимальное же количество инженерных войск в армии, доходившее до 90 инженерных рот (в 5-й армии), превосходило. наибольшие группировки инженерных войск, действовавших на Западе, почти в полтора раза. Но и при таких условиях инженерные войска были в состоянии выполнять лишь такие задачи, которые требовали высокой [340] специальной подготовки (например, переправочно-мостовые работы, оборудование пунктов водоснабжения, разграждение и заграждение), и то со значительной помощью других родов войск. На таких работах, как прокладывание путей, инженерные части в большинстве случаев являлись руководителями работ, так как к их выполнению привлекались в значительном количестве подразделения родов войск. Обеспечение форсирования рек, особенно Амура, Уссури, Сунгари, инженерные войска должны были осуществлять совместно с кораблями Амурской речной флотилии и с привлечением плавсредств Нижне-Амурского речного пароходства.

Подготовка операции была начата в мае 1945 г. Размах ее нарастал по мере прибытия войск на Дальний Восток. Особенно напряженно она проводилась с двадцатых чисел июля до начала операции. Разнообразие условий обстановки и стремление обеспечить внезапность ударов по противнику вызвали большие и специфические для каждого направления трудности в осуществлении мероприятий инженерного обеспечения подготовки операции. Здесь больше, чем где бы то ни было, каждое удачное решение экономило много сил и средств и, наоборот, малейшие ошибки и упущения приводили к большому их перерасходу.

Отсутствие естественных масок на территории Монгольской Народной Республики вызвало большие трудности в обеспечении скрытности сосредоточения ударных группировок войск Забайкальского фронта.

Большое значение придавалось разведке на всю глубину операции дорог, водных преград, горных систем, особенно хребта Большой Хинган. В штабах инженерных войск были тщательно изучены военно-географические описания, а непосредственно перед началом операции на всех участках, где намечались удары, были организованы инженерно-наблюдательные посты.

Однако следует отметить, что данные, полученные по этим каналам, не обеспечивали полноты картины, поэтому войска не имели, или почти не имели, конкретных сведений о системе тактических и оперативных заграждений, а также о конкретных образцах минноподрывных средств японской армии.

Оценивая местность и оборону японских войск, штабы инженерных войск фронтов предполагали встретить наличие мощной системы заграждений в пределах укрепленных районов и на всех направлениях, ведущих к перевалам, особенно на Большом Хингане. Как выяснилось в ходе операции, противник не имел развитой системы заграждений.

При сосредоточении войск наиболее важными вопросами инженерного обеспечения являлись: для 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов обеспечение войск путями, а для Забайкальского фронта, войска которого сосредоточивались главным [341] образом на открытой пустынно-степной местности (пять объединений из шести), где возможно движение всех видов транспорта вне дорог, — вопросы водоснабжения и маскировки войск как при движении их в районы сосредоточения, так и при расположении в самих районах сосредоточения. Всего на 2-м Дальневосточном фронте было приведено в проезжее для всех видов транспорта состояние 1417 км дорог. Кроме того, было построено 366 км новых дорог, из них только гравийных — 147 км{412}. Инженерные войска 1-го Дальневосточного фронта совместно с частями и подразделениями родов войск проложили через тайгу 7 путей, из них два — армейского значения; отремонтировали 2038 км и построили заново 854 км дорог{413}. Прокладывание колонных путей инженерными частями Забайкальского фронта заключалось в обозначении путей на местности устройством земляных тумб высотой до 1 м через каждые 200-250 м.

Мероприятия по обеспечению войск водой в районах их сосредоточения и на маршрутах движения к ним инженерные войска 36-й и 17-й армий (пять инженерных батальонов и рота полевого водоснабжения) начали осуществлять еще до прибытия на территорию Монгольской Народной Республики основной массы войск.

С прибытием в состав фронта войск 39-й и 53-й общевойсковых и 6-й гвардейской танковой армий, а также инженерных частей фронтового подчинения мероприятия по обеспечению войск водой приняли более широкий размах. Для обеспечения войск водой привлекались в каждом дивизионном и корпусном батальоне по одной роте, а в каждой бригаде, как уже отмечалось, до половины состава. На помощь инженерным частям в решении этой задачи выделялись нештатные команды водоснабжения родов войск. За период с 10 июля по 8 августа инженерными войсками фронта с помощью команд водоснабжения, созданных в подразделениях родов войск, было построено 1194 и отремонтировано 322 шахтных колодца с общим дебитом 15922 куб. м воды в сутки{414}.

Кроме того, была введена в действие 21 законсервированная скважина и развернут 61 пункт снабжения водой. В результате проведенных мероприятий обеспеченность водой отдельных районов сосредоточения и путей движения возросла в 10 и более раз, что позволило полностью удовлетворить потребности войск в воде в период подготовки операции.

Инженерные части фронта организовали массовое изготовление и ремонт тары для хранения и перевозки воды. [342] К началу наступления было подготовлено нетабельной тары на 780 куб. м воды. Общая емкость табельной и нетабельной тары воды на фронте составляла 3038 куб. м.

В целях достижения внезапности ударов сосредоточение войск, как и оборудование исходных районов для наступления, проводилось скрытно. Передвижение войск осуществлялось ночью. В войсках Забайкальского фронта, где почти полностью отсутствовали естественные маски, маскировка войск в районах сосредоточения потребовала широкого применения табельных средств, для чего войскам фронта было выделено 16248 маскировочных сетей. 1404 покрытий для танков. 250 маскировочных ковров и другое имущество.

При подготовке операций большое внимание уделялось боевой и политической подготовке инженерных частей, характерной особенностью которой являлся строгий учет конкретной обстановки. Вся идеологическая подготовка в соединениях и частях учитывала то обстоятельство, что война Японии еще не объявлена. Поэтому ни содержание, ни формы партийно-политической работы не должны были раскрывать подготовку к боевым действиям. Учитывалось и то, что значительная часть войск Дальнего Востока не имела боевого опыта, а войска, прибывшие с Запада, не знали противника, его тактику, вооружение и технику, особенности боевых действий на таком сложном театре, каким являлся Дальневосточный.

В этих условиях политорганы и партийные организации основные усилия направляли на обеспечение дальнейшего повышения боеспособности и воинской дисциплины личного состава, обучения войск наступлению через пустыни и болота, в горах и тайге. Они добивались того, чтобы молодые саперы, понтонеры и маскировщики глубоко изучали боевой опыт, приобретенный войсками на Западе, с учетом особенностей Дальнего Востока. Подготовку молодых воинов проводили бывалые саперы, прибывшие с Запада, а по изучению местных условий — воины-дальневосточники.

Много внимания уделялось разъяснению агрессивной внешней политики Японии, которая являлась союзницей фашистской Германии. Советские воины знали, что Япония, несмотря на пакт о нейтралитете, постоянно держала свои крупные силы на наших дальневосточных границах, выжидая благоприятного момента для нападения на Советский Союз. Милитаристы Японии стесняли советское судоходство, задерживали советские суда, совершая на них нападения. Японские официальные органы постоянно снабжали гитлеровскую Германию секретной информацией о политическом, военном и хозяйственном положении Советского Союза. Каждый воин понимал, что, не разгромив японскую армию, невозможно закончить вторую мировую войну и установить мир. [343]

В инженерных частях широко популяризировались героические подвиги советских воинов в борьбе с немецко-фа-шистскими захватчиками, традиции воинов-дальневосточников, рассказывалось о зверствах японской военщины во время интервенции 1918-1922 гг.

Активная и умелая работа политорганов и партийных организаций инженерных частей, основу которой составляло воспитание воинов в духе советского патриотизма, пролетарского интернационализма и боевого содружества всех родов войск, способствовала хорошей подготовке специалистов инженерных войск к боевым действиям. Партийные и комсомольские организации в подразделениях значительно пополнились вновь принятыми в ряды партии и комсомола воинами. К началу наступления половину всего состава инженерных войск составляли коммунисты и комсомольцы.

В ходе Маньчжурской операции

Войска Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточного фронтов перешли в наступление ночью 9 августа. Прорвав долговременную оборону японцев в Маньчжурии и Северной Корее и форсировав Амур и Уссури, советские войска разгромили приграничный эшелон войск Квантунской армии. 14 августа они преодолели горный хребет Большой Хинган и наиболее труднодоступные участки Восточно-Маньчжурских гор и вышли в пределы Маньчжурской равнины.

В период с 15 по 19 августа войска фронтов, осуществляя преследование отступавших японских войск, изолировали основные силы Квантунской армии от Кореи и Северного Китая, вынудив их прекратить сопротивление.

С 20 августа по 2 сентября советские войска разоружили Квантунскую армию, овладели всей территорией Маньчжурии, Северной Кореи, Южным Сахалином и Курильскими островами. Империалистическая Япония была вынуждена капитулировать.

В ходе операции инженерные войска выполняли разнообразные задачи. Наиболее важными и в то же время поучительными из них являлись обеспечение штурма долговременных сооружений в системе обороны японцев и захват саперами тоннелей и мостов в тылу противника, обеспечение форсирования рек Амур, Уссури, Аргунь, Сунгач, водоснабжение войск в ходе наступления в пустынно-степной местности, обеспечение продвижения войск в условиях труднодоступной таежной и горной местности.

В полосе наступления Забайкальского фронта находились халун-аршанскйй, чжалайнор-маньчжурский и хайларский укрепленные районы. Халун-аршанский укрепленный район не был приведен войсками противника в боевую готовность.

Советские войска легко преодолели его. В других укрепленных районах наши части встретили ожесточенное сопротивление. Наиболее упорно противник сопротивлялся в хайларском укрепленном районе.

Инженерное обеспечение штурма хайларского укрепленного района, прорывавшегося войсками 36-й армии, было возложено на 68-ю армейскую инженерно-саперную бригаду и саперные подразделения 94-й и 293-й стрелковых дивизий.

Соединения 36-й армии 11 августа с ходу атаковали хай-ларский укрепленный район и заняли промежутки между опорными пунктами. Штурмовым группам, в состав которых входили саперы, были поставлены задачи — в первую очередь уничтожить те доты противника, которые наиболее мешали успешным действиям наших частей, а после этого блокировать и уничтожить остальные огневые точки узлов сопротивления японцев.

Атака началась после изучения объектов штурма и необходимой подготовки. Под прикрытием группы обеспечения, обычно занимавшей все подступы к доту, саперы приближались к огневой точке и взрывом сосредоточенных зарядов уничтожали ее. При блокировании пулеметных дотов группа обеспечения стремилась закрыть амбразуру танком, чтобы обеспечить саперам возможность выдвижения к огневой точке. Если этого сделать не удавалось, саперы, используя складки местности или траншеи, приближались к огневой точке и стремились прежде всего воспретить огонь противника путем закрытия амбразуры боевой заслонкой с помощью шеста или мешками с землей. Затем они приступали к под-рыванию дверей дота сосредоточенными зарядами, выдвигаемыми шестами. В крупных дотах гарнизоны укрывались в казематах. Гарнизон выводился из строя взрывами зарядов, опускаемых в вентиляционные отверстия. Всего в хайларском укрепленном районе саперами было уничтожено 50 дотов и 8 других оборонительных сооружений{415}. Инженерные войска Забайкальского фронта при ликвидации сопротивления противника в приграничной укрепленной золе уничтожили 755 фортификационных сооружений противника, из них дотов и дзотов — 301.

Войска 1-го Дальневосточного фронта вели боевые действия соединениями 5-й армии в пограничненском, 1-й Краснознаменной — мишанском, 35-й армии — хутоусском и 25-й — дуннинском укрепленных районах. В состав штурмовых групп (отрядов) и групп разграждений соединений первого эшелона армий при прорыве укрепленных районов выделялась значительная часть инженерных войск. Наибольшее количество инженерных частей для этой цели было выделено в 5-й армии, [345] где начальником инженерных войск армии был полковник Я. Я. Лейман. 97-й и 144-й стрелковым дивизиям 65-го стрелкового корпуса, наступавшим на опорный пункт «Верблюд», были приданы 109, 135 и 447-й батальоны 20-й моторизованной штурмовой инженерно-саперной бригады; дивизиям первого эшелона 72-го стрелкового корпуса — два батальона 23-й инженерно-саперной бригады и 17-му стрелковому корпусу — батальон 96-й моторизованной инженерной бригады. Эти силы вместе с войсковыми саперами были обращены на создание 163 групп разграждений и на укомплектование 106 штурмовых групп{416}.

Прорыв позиций пограничненского укрепленного района 65-м стрелковым корпусом был начат в период грозового ливня в ночь на 9 августа без артиллерийской подготовки. Соединения наступали в обход опорного пункта с севера и юга. Для преодоления вражеского сопротивления и выхода в промежуток между мишанским и пограничненским укрепленными районами штурмовые группы 97-й стрелковой дивизии уничтожили пять дотов, а для выдвижения в промежуток между опорными пунктами «Верблюд» и на горе Острая штурмовые группы 114-й стрелковой дивизии подорвали два дота. Полное подавление противника в опорных пунктах, как и разрушение фортификационных сооружений, было проведено позднее, когда главные силы далеко продвинулись вперед.

Характер действий штурмовых групп и находившихся в их составе саперных подразделений виден на примере штурма опорного пункта на высоте Северная, входившего в систему обороны пограничненского укрепленного района. Для инженерного обеспечения штурма опорного пункта каждому стрелковому батальону придавалось по взводу 130-го отдельного саперного батальона. В стрелковом батальоне создавалось по 3 штурмовые группы, из них 2 действующие и 1 в резерве. Всего в состав каждой штурмовой группы входило 12 саперов, 8 автоматчиков и 1-2 САУ-152. Из инженерных средств обеспечения штурма каждая штурмовая группа имела: щупов — 2, миноискателей — 1, кошек — 2, ножниц для резки колючей проволоки — 2, мешков для подноски взрывчатых веществ — 6, взрывчатых веществ — 500 кг, зажигательных трубок — 50{417}.

Штурмовые группы разбивались на подгруппы следующего состава: подгруппа разграждений — 4 сапера и отделение автоматчиков; подгруппа атаки — 2 сапера, в том числе командир саперного отделения; подгруппа обеспечения — 6 саперов. [346] Кроме того, выделялась блокировочная подгруппа в составе отделения автоматчиков.

В ходе атаки под прикрытием огня артиллерии и минометов впереди двигались подгруппы разграждения, ведя разведку на наличие мин и проделывая проходы в проволочных заграждениях. За ними на самоходно-артиллерийских установках следовали подгруппы атаки и подгруппы обеспечения, имея в вещевых мешках взрывчатые вещества{418}. Позади продвигались блокировочные группы. Используя проделанные саперами проходы, самоходно-артиллерийские установки приближались к доту, сначала ведя огонь по амбразурам, а затем закрывая их. Автоматчики обходили дот и брали под наблюдение выходы, очищая от противника ходы сообщения. Подгруппы атаки под прикрытием огня автоматчиков, предварительно забросав амбразуры дота гранатами, закладывали в амбразуры взрывчатые вещества и по сигналу старших подгрупп производили взрыв. После этого подгруппа атаки устремлялась к месту взрыва для полного уничтожения гарнизона или повторения взрыва. Подгруппа разграждения после выполнения задачи по устройству проходов поступал в распоряжение командира группы обеспечения и вместе с ней подносила взрывчатые вещества. Выполнив задачи по захвату опорного пункта, саперы подрывали все захваченные боевые сооружения.

Таким же образом использовались инженерные части при прорыве укрепленных позиций войсками 1-й Краснознаменной армии.

Штурмовые действия в 35-й и 25-й армиях велись штурмовыми отрядами в составе не менее усиленной роты каждый.

В 35-й армии общая организация штурма предусматривала после артиллерийской подготовки блокировку боевых сооружений противника и с помощью подрыва вывод из строя гарнизонов дотов. Иногда для борьбы с группами противника, укрывавшимися в убежищах, саперы использовали керосин или бензин. Так, например, на горе Лесная через вентиляционные каналы дота было залито 600 литров керосина, а в дот на горе Острая — до 2 т бензина. Противник, не пожелавший сдаться, был уничтожен. В указанных опорных пунктах вражеские потери достигали 800 человек.

В первый день операции действия штурмовых отрядов 25-й армии были рассчитаны преимущественно на внезапность. Отряды бесшумно снимали часовых, подходили к уязвимым местам дота, врывались внутрь сооружения, уничтожали живую силу гранатами и огнем из автоматов, после чего подрывали дот. В течение ночи на 9 августа только в [347] опорном пункте на высоте Офицерская внезапной атакой был разгромлен гарнизон противника, потерявший до 50 процентов личного состава. Остальная часть гарнизона была блокирована. Саперы за это время подорвали 6 дотов, 5 бронекол-паков и 13 других сооружений. В дальнейшем, при продвижении в глубь укрепленного района, штурмовые отряды действовали после мощной обработки опорных пунктов огнем артиллерии большой мощности и завершали борьбу уничтожением боевых сооружений. Всего за время штурма дуннин-ского укрепленного района саперы 25-й армии подорвали 196 долговременных сооружений противника. После овладения узлами обороны было подорвано 650 дотов и дзотов{419}.

Войска 2-го Дальневосточного фронта наиболее сильное сопротивление противника встретили в сахалянском и фуц-зинском укрепленных районах в Маньчжурии и в харамиторском — на Сахалине. В ходе наступления на сахалянском направлении в хомоэрцзиньском узле сопротивления, в районе Сунь, только саперы 3-й стрелковой дивизии, действовавшие в составе штурмовых групп, подорвали 18 дотов противника вместе с их гарнизонами. Успешно действовали саперы 21-й моторизованной штурмовой инженерно-саперной бригады на сунгарийском направлении. Только 3-я рота 132-го штурмового инженерно-саперного батальона при штурме укрепленного узла — военного городка Фуцзинь (Фугдин) блокировала и взяла 9 дотов. Саперы 16-й армии, действовавшие в составе штурмовых групп, при прорыве харамиторского укрепленного района уничтожили 14 дотов, 30 дзотов и много других сооружений, в которых противник оказывал сопротивление.

Инженерные войска 1-го Дальневосточного фронта в ночь на 9 августа осуществили захват трех тоннелей противника на участке железной дороги от государственной границы до станции Пограничная. Для выполнения этой задачи были выделены 222-й и 2-й гвардейский батальоны 20-й моторизованной штурмовой инженерно-саперной бригады, рота ранцевых огнеметов, бронепоезд, два дивизиона артиллерии и два взвода автоматчиков. Саперы-разведчики ночью сняли часовых и одновременно заминировали дорогу, воспретив подход бронесил противника. После этого по общему сигналу батальоны стремительно двинулись к тоннелям. После короткого боя пограничная застава противника была окружена, а тоннели захвачены. В ходе выполнения задачи было уничтожено 10 дзотов и 2 казармы. Захват тоннелей обеспечил надежный подвоз по железной дороге в ходе операции.

При обеспечении штурма долговременных узлов сопротивления и захвате важных объектов в тылу противника саперы проявили массовый героизм и отвагу. [348] Своими героическими действиями они ускорили решение задач по ликвидации вражеского сопротивления в пределах укрепленных районов. В трудные минуты боя они не щадили своей жизни, помогали товарищам выполнить боевые задачи. Так, сапер 75-го отдельного пулеметного батальона 112-го укрепленного района ефрейтор В. С. Колесник 10 августа в ходе штурма дуннинского укрепленного района повторил легендарный подвиг Александра Матросова. Закрыв амбразуру вражеского дота своей грудью, герой погиб, создав условия для успешной атаки подразделения{420}. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

При штурме укрепленного узла Фуцзинь отличился комсомолец старший сержант И. М. Якубин из 21-й моторизованной штурмовой инженерно-саперной бригады. В рукопашной схватке был тяжело ранен командир взвода младший лейтенант В. А. Николаев. Когда на истекавшего кровью советского офицера бросился японский солдат, Якубин ударом приклада убил врага. Но японцев было больше. Они пытались захватить Николаева. Отважный комсомолец помешал этому, сам погиб, но жизнь командира спас. Якубину было присвоено звание Героя Советского Союза{421}.

Напряженной была деятельность инженерных войск фронтов по обеспечению форсирования рек.

Форсирование Амура войсками 15-й армии началось на участке Благословенное, Ленинское в ночь на 9 августа с захвата островов передовыми подразделениями, переправленными на десантных лодках, понтонах и бронекатерах Амурской речной флотилии. Для переправы главных сил подразделениями 10-й понтонно-мостовой бригады, 3-го тяжелого понтонно-мостового полка и 655-го батальона автомобилей-амфибий было организовано 3 пункта паромных и десантных переправ. Каждый из них обслуживался понтонным батальоном с парком. Кроме того, на первом пункте имелось 25 малых и 17 больших плавающих автомобилей, на втором — 3/8 специального парка, две палубные баржи грузоподъемностью 300 т, 60 малых и 5 больших плавающих автомобилей и на третьем — комплект понтонного парка. Протяженность рейса составляла 9-16 км, а его продолжительность от 2 часов 30 минут до 5 часов 30 минут{422}.

В связи с успешным форсированием Амура и продвижением войск 15-й армии на этом направлении началась переправа 2-й Краснознаменной армии. Для переправы же ее главных сил было организовано два армейских пункта переправы в Благовещенске и Константиновке. [349] Переправа осуществлялась преимущественно на баржах, буксируемых катерами Зее-Бурейской бригады кораблей.

Личный состав подразделений 3-го тяжелого понтонно-мостового полка, 24-го и 132-го понтонно-мостовых батальонов и войсковые саперы при поддержке бригады речных катеров успешно обеспечили форсирование реки Уссури соединениями 5-го стрелкового корпуса и правофланговой дивизией 35-й армии.

Период муссонных дождей, совпавший с боевыми действиями, вызвал резкий подъем воды в реках, увеличил заболоченность их пойм. Преодоление пойм на реках часто становилось более трудной задачей, чем переправа через сами реки. В частности, форсирование реки Аргунь войсками 36-й армии осложнялось необходимостью прокладки колонных путей через всю пойму для выхода к реке. Потребовалось огромное напряжение сил 2, 17 и 12-го понтонно-мостовых батальонов, чтобы преодолеть эти трудности. На одном переходе через пойму реки Аргунь укладывалось не менее 1 км колейного покрытия. В ходе форсирования реки Сунгач дивизиями 35-й армии в районе Лесозаводска в связи с дождем в наводке мостов произошла задержка, вызванная трудностями подачи материала к реке по болотистой пойме. Бойцы и командиры 11-й понтонно-мостовой бригады верхнее строение и понтоны парка к урезу воды подносили на руках или подтягивали волоком тракторами на расстояние до 2 км. Прокладка колонных путей на пойме потребовала привлечения не только ряда инженерных батальонов, но и двух стрелковых полков.

В ходе наступления в глубь Маньчжурии ограниченное количество дорог в полосах наступления армий 1-го Дальневосточного фронта, проходящих преимущественно вдоль рек, зажатых горными системами, сильно усложняло, а иногда и исключало возможность быстрой подачи переправочных средств из глубины или по фронту за счет маневра этими средствами.

Специфической задачей инженерных войск Забайкальского фронта в ходе наступления в пустынно-степной местности являлось обеспечение войск водой.

Начав наступление, войска этого фронта на всех основных направлениях сразу же ощутили недостаток воды. В связи с этим была установлена жесткая норма потребления воды — 5 литров в сутки на человека, 25 литров на автомашину и 100 литров на танк. Инженерные части, действовавшие с передовыми отрядами, выполняли работы по водоснабжению с таким расчетом, чтобы к моменту подхода главных сил иметь полностью оборудованные пункты водоснабжения. Передовые отряды снабжались родой из возимого запаса. [350]

Оборудование пунктов водоснабжения армейского значения осуществлялось ротами полевого водоснабжения на базе существующих водоемов или колодцев. Подразделения армейских и фронтовых инженерных бригад строили колодцы на маршрутах движения войск, а дивизионные саперные батальоны выполняли работы по обеспечению водой частей дивизий в местах привалов и дневок. Нештатные команды полевого водоснабжения стрелковых полков следовали вместе со своими частями и занимались подвозом и распределением воды, а также оказывали помощь в оборудовании источников воды.

Разведка источников воды и мест строительства колодцев производилась в результате тщательного изучения местности в намеченных ранее районах, на основе предварительного изучения топокарт. В некоторых случаях при разведке грунтовых вод применялись земляные буры. Особое внимание разведка обращала на минирование подходов к пунктам водоснабжения. Оборудование шахтных колодцев и развертывание пунктов водоснабжения на разведанном участке маршрута выполнялись специально назначенными подразделениями саперрв, работавшими по принципу «переката». После выполнения заданных работ эти подразделения, получив новую задачу, выдвигались вперед.

Расстояние между основными пунктами водоснабжения для стрелковых соединений устанавливалось 25-30 км, а для танковых и механизированных соединений — 70-75 км. Кроме того, каждое соединение обеспечивалось суточным возимым запасом воды. В качестве дополнительных. источников воды между пунктами водоснабжения обычно строились отдельные колодцы. Запасы воды возились транспортом самих войск в табельной и подручной таре

Роты полевого водоснабжения и гидротехнические роты на протяжении 60-100 км маршрута одновременно обслуживали 3-4 пункта водоснабжения.

За период наступления от государственной границы до хребта Большой Хинган инженерные войска оборудовали большое число источников воды с общим дебитом воды 2340 куб. м в сутки.

Быстрое продвижение войск в горной, таежной и болотистой местности явилось самой трудоемкой задачей для инженерного обеспечения на всех фронтах при развитии наступления.

На Забайкальском фронте с выходом к хребту Большой Хинган основные усилия инженерных войск с обеспечения войск водой были переключены на обеспечение движения, хотя задача водоснабжения войск до выхода на Маньчжурскую равнину все еще оставалась актуальной. [351]

Маршруты движения войск через Большой Хинган проходили по долинам ручьев, рек, лощинам. Перевалы с большим количеством серпентин и крутых поворотов в условиях глинистых и лёссовых почв в период дождей без проведения инженерных мероприятий были трудно преодолимы.

При обеспечении преодоления Большого Хингана по опыту 6-й гвардейской танковой армии в передовые отряды соединений выделялось не менее четырех взводов саперов с задачей разведки и прокладывания пути. За ними следовали подразделения, как правило в составе саперной роты, с задачей разминирования путей и источников воды. С головной танковой бригадой двигался саперный батальон, имея задачу оборудовать пути для главных сил корпуса; в составе же главных сил танкового (механизированного) корпуса находилось до двух инженерных батальонов с переправочными средствами. На оборудование армейских дорог были поставлены инженерные части из расчета не менее одного инженерного батальона на путь, за которыми выдвигался инженерный резерв армии, готовый к выполнению дорожно-мостовых работ. Даже при таком распределении инженерных частей трудности были огромны. Инженерным частям приходилось усиливать заболоченные и разбитые участки дорог засыпкой выбоин, устройством гатей и хворостяной выстилки, прокладывать пути на косогорах, заболоченных участках, усиливать существующие и строить новые мосты, оборудовать броды и выделять специальные подразделения саперов для проталкивания боевых машин на наиболее труднопроходимых участках. В ходе преодоления хребта Большой Хинган инженерными войсками фронта было усилено дорог выстилкой и гатью — 32 км, отремонтировано дорог — 322 км, проложено путей на косогорах — 19 км, усилено и восстановлено мостов — 62{423}.

Время наступления войск фронта на Маньчжурской равнине совпало с периодом наиболее интенсивных дождей. В этой обстановке все инженерные силы были поставлены на работы по восстановлению путей, по которым можно было организовать движение. Иногда такими единственными путями являлись железные дороги. По ним, в частности, было обеспечено продвижение войск 39-й и 6-й гвардейской танковой армий. За период с 19 августа по 3 сентября инженерными войсками Забайкальского фронта было построено колейных дорог — 26 км, усилено дорог выстилкой — 488 км, построено мостов — 200, труб — 62, оборудовано объездов — 174 км, бродов — 56{424}. [352]

В сложных условиях горно-таежной местности обеспечивали продвижение наступающих соединений инженерные войска 1-го Дальневосточного фронта.

Наиболее трудными условия действий инженерных частей были в полосе наступления 1-й Краснознаменной армии. Войскам предстояло преодолеть полосу горно-таежной местности глубиной 20 км.

На направлении главного удара 1-й Краснознаменной армии был принят следующий порядок прокладывания путей. В голове колонны двигался передовой отряд в составе стрелкового батальона, пяти танков Т-34, двух рот автоматчиков, взвода саперов. Вслед за разведкой двигались уступом два танка, которые в сплошных зарослях тайги прокладывали колонный путь шириной 5 м; остальные три танка помогали растаскивать сваленные деревья и находились в резерве для смены головных танков или для выхода вперед при изменении направления трассы пути. Стрелки и саперы валили толстые деревья, раскряжевывали и растаскивали их, расчищая колонный путь шириной до 6 м. Дальнейшее уширение колонного пути до 7 м, строительство дороги двухпутного движения, устройство гатей, мелких мостов и труб, удаление камней и пней выполняли четыре инженерных батальона, распределенные по всей глубине колонны начиная от головной походной заставы до тыловых частей главных сил{425}.

В других армиях для обеспечения продвижения войск были созданы дорожные отряды. Так, в 5-й армии каждый стрелковый полк имел такой отряд в составе одного стрелкового батальона, в который включались 1-2 взвода саперов. Дивизия имела дорожный отряд в составе саперного и стрелкового батальонов; в корпусе дорожный отряд состоял из 2 инженерных батальонов и стрелкового полка и в армии — из 4 инженерных, понтонного и дорожного батальонов, усиленных автотранспортом. При прокладывании колонных путей в тайге затраты рабочей силы на 1 км пути составляли от 50 до 300 человеко-дней{426}.

В ходе наступления инженерными частями с помощью родов войск на 1-м Дальневосточном фронте было проложено колонных путей — 240 км, устроено хворостяной выстилки — 78 км, гати — 65 км, построено новых дорог — 20 км, отремонтировано и восстановлено мостов — 113 общей протяженностью 2500 м и труб — 850 м.

Основные усилия инженерных частей и соединений 2-го Дальневосточного фронта после форсирования Амура и Уссури также были направлены на обеспечение войск путями в связи с наступлением по заболоченной пойме Сунгари и [353] преодолением на отдельных направлениях отрогов Малого Хин-гана. В ходе наступления инженерные войска фронта на территории Маньчжурии. проложили 35 км дорог с твердым покрытием, устроили 28,5 км объездов, спланировали свыше 58 км дорожного полотна, построили и отремонтировали около 2600 м мостов{427}.

На заключительном этапе операции инженерные части и подразделения приняли активное участие в освобождении. важнейших административно-политических пунктов Маньчжурии, находясь в составе воздушных десантов.

Особенно успешно действовали два десантных отряда саперов 1-го Дальневосточного фронта по овладению городами Харбин и Гирин. Эти десанты еще при подготовке операции получили парашютную, тактическую и тактико-инженерную подготовку для действий в тылу противника. В связи с быстрым разгромом вражеских войск и необходимостью овладения в кратчайшие сроки важнейшими центрами Маньчжурии командование фронта приняло решение высадить десанты в Харбине и Гирине.

18 августа в 17 часов отряд в составе 2-го гвардейского батальона и взвода разведывательной роты 20-й моторизованной инженерно-саперной бригады на самолетах приземлился на аэродроме в Харбине и успешно выполнил поставленную задачу. 19 августа в сложных метеорологических условиях был высажен сводный отряд саперов в Гирине. Энергичными действиями саперы захватили арсенал и гидроэлектростанцию, разоружили японские части гарнизона города.

* * *

Потеря отборной части вооруженных сил Квантунской армии и важнейших экономических баз на материке вынудили империалистическую Японию 2 сентября 1945 г. подписать акт о безоговорочной капитуляции.

В результате разгрома империалистической Японии была устранена угроза японского вторжения в пределы Советского Союза; наша Родина вновь обрела Южный Сахалин и Курильские острова. Советская Армия не только освободила народы Китая и Кореи от японских захватчиков, но и создала благоприятные условия для победоносной борьбы народов Китая против внутренней реакции, для развертывания национально-освободительного движения всех народов стран Юго-Восточной Азии.

На заключительном этапе второй мировой войны Советские Вооруженные Силы получили богатый опыт подготовки [354] и проведения военной кампании, рассчитанной на разгром в кратчайшие сроки крупных вооруженных сил в условиях горно-таежного и пустынно-степного театра военных действий.

Для скрытого сосредоточения и развертывания крупных ударных группировок в соответствии с военно-географическими особенностями каждого направления потребовалось задолго до прибытия войск провести сосредоточение инженерных частей, способных в установленные сроки подготовить сеть путей, оборудовать районы сосредоточения и исходные районы.

В ходе боевых действий командование фронтов стремилось добиться полной и быстрой победы. В этих условиях важное значение в каждом фронте имело создание сильных группировок инженерных войск, способных успешно выполнить важнейшие задачи инженерного обеспечения наступления. Как показал опыт, группировки инженерных войск фронтов в основном отвечали этим требованиям.

Инженерные войска фронтов имели в своем составе специальные подразделения для решения предстоящих задач, однако основную массу их составляли инженерно-саперные части и соединения с широкой инженерной подготовкой, способные решать любые задачи инженерного обеспечения. Такая всесторонняя подготовка оказалась особенно необходимой при действиях в горно-таежной местности, где бои и операции развертываются по отдельным направлениям, маневр затруднен и от инициативы и умелого выполнения различных по своему характеру задач одной и той же инженерной частью или соединением часто зависит успех инженерного обеспечения на всем направлении.

В связи с необходимостью наступления по отдельным направлениям все инженерные начальники стремились обеспечить относительную самостоятельность соединений в инженерном отношении и иметь резерв сил и средств. При этом на 1-м Дальневосточном фронте применение инженерных войск отличалось несколько большей, чем, например, на Забайкальском фронте, децентрализацией управления во фронтовом масштабе вследствие более сложных условий осуществления маневра.

Численность инженерных войск вместе со всеми войсковыми саперами составляла около 7 процентов общей численности войск{428}.

В боевом применении инженерных частей при выполнении ими различных задач были следующие особенности.

При прорыве укрепленных районов саперам-подрывникам и огнеметчикам отводилась важная роль, тем более что по условиям оперативной обстановки и местности участие артиллерии [355] и танков в большинстве случаев оказывалось незначительным. Уничтожение гарнизонов дотов, как правило, осуществляли саперы, используя заряды взрывчатых веществ.

При обеспечении войск колонными путями саперы в масштабе дивизии действовали в основном как организаторы и инструкторы. Корпусные и особенно армейские и приданные саперы действовали побатальонно и побригадно. В ходе обеспечения продвижения войск через горно-таежную местность, в том числе и при преодолении Забайкальским фронтом хребта Большой Хянган во время дождей, на дорожно-мостовые работы было привлечено до 3/4 всех наличных инженерных сил. Отсутствие средств механизации дорожных работ весьма отрицательно сказывалось на темпах прокладывания путей.

Обеспечивая движение танков, саперы действовали в составе танкового десанта подразделениями — отделение, взвод. Ввиду того что саперы составляли передовую часть десанта, борьба с японскими «смертниками», имевшими задачу уничтожения наших танков, практически была возложена на саперов, и они с этой задачей успешно справились. В зоне минирования саперы танкового десанта спешивались, объединялись в роту и проводили сплошное разминирование маршрута, после чего пропускали танки. Такая же концентрация сил проводилась и при встрече с большим препятствием. Сбор всех саперов танковой колонны осуществлялся достаточно быстро, так как команда на сбор передавалась по рациям танков.

Во время форсирования успешно действовали плавающие автомобили, обеспечивавшие десантную переправу передовых подразделений пехоты и разведку мест мостовых и паромных переправ.

Понтонные бригады и полки действовали, как правило, в составе одной общевойсковой армии и использовались обычно побатальонно на участках переправ. При развитии наступления, несмотря на приложенные усилия, проталкивание переправочных парков вперед для форсирования последующих рек по опыту 1-го Дальневосточного фронта, как правило, запаздывало.

Опыт операции свидетельствует о том, что действия войск в пустынной и безводной местности должны обеспечиваться предварительной подготовкой источников воды на маршрутах движения, в районах сосредоточения и исходных. Работы по обеспечению войск водой в ходе наступления по опыту Забайкальского фронта потребовали привлечения до половины состава всех инженерных частей, сосредоточения большого количества специальных подразделений водоснабжения и обязательного привлечения общевойсковых частей, выполнявших работы под руководством саперов. [356]

Практика показала, что части и соединения успешно решали задачу водоснабжения в том случае, если имели тару для перевозки воды объемом не менее 3/4 суточной потребности и тару для хранения воды объемом не менее ¼ суточной потребности. Опыт операции показал, что войсковые инженеры помимо детальных карт источников воды должны иметь карты водообеспеченности районов в полосе действия своих войск. Такая карта вооружает общевойсковых командиров и штабы конкретными данными, которые могут быть положены в основу планирования марша или расположения войск.

Опыт операции показал, что связь в инженерных войсках должна быть коренным образом улучшена. Находившиеся на вооружении инженерных войск радиостанции имели недостаточный радиус действия, причем в условиях горного рельефа их практический радиус действия сокращался наполовину от проектного{428}.

Весь ход подготовки и ведения боевых действий показывает, что инженерные войска внесли большой вклад в практику инженерного обеспечения боя и операции, в совершенствование приемов и способов выполнения инженерных задач в условиях Дальнего Востока. Тысячи саперов, понтонеров и других специалистов инженерных войск за мужество и героизм были награждены орденами и медалями, а все участники боевых событий завершающей кампании второй мировой войны — медалью «За победу над Японией».

Дальше