Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава четырнадцатая.

Под Берлином и Прагой

Боевая деятельность инженерных войск Красной Армии при штурме Берлина и в стремительном броске на Прагу, которыми победоносно завершилась беспримерная эпопея титанической борьбы советского народа против гитлеровской Германии, явилась одной из наиболее ярких страниц в их героической истории. Она отличалась крайней напряженностью, мужественным преодолением чудовищных трудностей, проявлением высокой оперативности, исключительной находчивости и профессионального творчества при выполнении военно-инженерных задач, тщательным учетом опыта предшествующих этапов борьбы с врагом и конкретных условий обстановки. Все это позволило им не только успешно выполнить задачи в завершающих операциях войны, но и сделать новый шаг вперед в дальнейшем совершенствовании способов боевого применения инженерных сил и средств, особенно при обеспечении борьбы в огромном укрепленном городе с отчаянно сопротивлявшимся противником и при обеспечении наступления на Прагу в условиях решительного изменения направления удара с проведением перегруппировок крупных сил в сжатые сроки и их стремительных действий на большую глубину.

Участие в подготовке завершающих ударов

К началу апреля 1945 г. мощная группировка Советских Вооруженных Сил находилась в 60-120 км от Берлина на рубеже рек Одер и Нейсе. Красная Армия тщательно готовилась к завершающему удару. В 100-120 км от германской столицы в середине апреля находились наступавшие с запада американо-английские армии. Народы с нетерпением ожидали окончательного поражения фашистской Германии.

Надеясь отстоять столицу и избежать безоговорочной капитуляции, гитлеровская клика мобилизовала все ресурсы страны. Главные силы сухопутных войск и авиации по-прежнему были сосредоточены против Красной Армии. Германское командование создало на востоке страны за водными преградами мощную оборону. Одер полноводен, особенно весной. Глубина его достигает 10 м, ширина — 250 м. В нижнем течении река разделяется на два широких рукава. К началу апреля междуречье, имеющее ширину 3-5 км, было затоплено. Ширина Нейсе — 40-45 м, а глубина — 2-5 м. Все пространство от Одера до Берлина было прикрыто многочисленными оборонительными полосами, позициями, насыщенными [311] прочными огневыми сооружениями и развитой системой разнообразных заграждений: минными полями, противотанковыми барьерами, надолбами. Особенно упрочили гитлеровцы оборону против кюстринского плацдарма.

Берлин был превращен в мощный укрепленный район. Вокруг столицы было возведено три оборонительных обвода — внешний, внутренний и городской. Многие кварталы города представляли собой батальонные узлы сопротивления. В Берлине насчитывалось более 400 железобетонных долговременных сооружений — бункеров, наиболее крупные из которых являлись одновременно и убежищами, вмещавшими до тысячи человек каждый.

Делая все, чтобы сдержать наступление советских войск, гитлеровцы стремились любыми способами не допустить захвата Берлина Красной Армией и были готовы сдать столицу американским или английским войскам.

Но ни мощная оборона, ни козни гитлеровцев не могли отвратить удара Красной Армии, которая к середине апреля успешно завершила подготовку наступления на Берлин, чтобы принудить фашистскую Германию к капитуляции и принести измученным народам Европы долгожданный мир. Эти всемирно-исторические задачи успешно были решены в ходе Берлинской операции войсками 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов. Вместе с советскими войсками наступали 1-я и 2-я армии Войска Польского.

План Берлинской операции состоял в том, чтобы нанести несколько мощных ударов на широком фронте, окружить и одновременно рассечь берлинскую группировку противника на части и уничтожить каждую из них в отдельности. После овладения Берлином советские войска должны были выйти на Эльбу и встретиться там с американо-английскими войсками. 1-й Белорусский фронт главный удар планировал в центре, с кюстринского плацдарма, в общем направлении на Берлин; две его фланговые группировки наносили вспомогательные удары, 1-й Украинский фронт главный удар планировал правым крылом с форсированием реки Нейсе в направлении на Лукенвальде, в обход Берлина с юга, и обеспечивающий удар на Бауцен. Войска 2-го Белорусского фронта должны были наносить главный удар из района севернее Шведта в общем направлении на Штрелитц с форсированием двух рукавов Одера. Этим наступлением обеспечивались действия 1-го Белорусского фронта с севера.

В планах фронтовых операций при непосредственном участии начальников и штабов инженерных войск были определены задачи инженерного обеспечения. На каждом фронте они имели свои специфические особенности. На 2-м Белорусском фронте главная направленность их состояла в обеспечении форсирования Одера с преодолением глубокой обороны [312] на его западном берегу и последующего развития наступления в расходящихся направлениях на большую глубину. На 1-м Белорусском фронте главными задачами инженерного обеспечения являлись обеспечение прорыва сильно укрепленного фронта обороны противника западнее кюстринского плацдарма, и в дальнейшем — обеспечение штурма укрепленного Берлина. На 1-м Украинском фронте ведущие задачи инженерного обеспечения состояли в обеспечении форсирования реки Нейсе, прорыва вражеской обороны и последующего стремительного наступления с преодолением с ходу реки Шпрее и ряда других водных преград и в обеспечении отражения контрударов противника.

В соответствии с этими задачами было осуществлено распределение инженерных сил и средств. Они массировались на направлениях главных ударов и распределялись по эшелонам оперативного построения. Армии, действовавшие на направлениях главных ударов фронтов, на усиление получали штурмовую инженерно-саперную бригаду и несколько понтонных или инженерных батальонов. Это позволило достигнуть на фронте прорыва следующего насыщения инженерных войск: на 2-м Белорусском фронте — 20-22 инженерные и понтонные роты, на 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах — до 9,5-11 рот на 1 км фронта. Переправочные средства во фронтах имелись в основном в достаточном количестве (20-25 понтонных парков Н2П и ДМП на фронт). Они предназначались для армий, которым предстояло форсировать реки.

По ходу операции основные усилия инженерных войск фронтов и армий предусматривалось сосредоточить на выполнении разградительных работ и обеспечении форсирования с планомерной подготовкой рек Одер и Нейсе при прорыве одерско-нейсенского рубежа; на обеспечении преодоления заграждений на дорогах, форсировании рек и каналов и на минировании местности при отражении контрударов противника в ходе наступления в оперативной глубине; на инженерном обеспечении штурма оборонительных сооружений противника в Берлине и форсировании каналов и реки Шпрее в черте города.

В целях создания более благоприятных условий для действий инженерных частей в ходе операции начальники инженерных войск стремились их основную массу привлечь на выполнение задач инженерного обеспечения боя, а на работах по обеспечению путей подвоза и эвакуации широко использовать военно-строительные отряды.

В инженерные резервы фронтов выделялись обеспеченные транспортом инженерные части.

Подготовка Берлинской операции потребовала проведения сложного комплекса мероприятий инженерного обеспечения. Чтобы представить масштабы и характер участия инженерных войск [313] в инженерной подготовке наступления, достаточно отметить, что только на 1-м Белорусском фронте к участию в инженерной разведке было привлечено 115 внештатных разведывательных взводов и 14 отдельных моторизованных инженерных разведывательных рот{373}. На 1-м Украинском фронте с 1 по 15 апреля саперами было проведено 217 инженерно-разведывательных поисков с целью разведки минных полей, обороны противника и местности в полосе наступления{374}. Разведывательная деятельность инженерных подразделений позволила составить довольно полную картину характера инженерной подготовки обороны противника в тактической глубине, собрать подробные данные о реках Одер, Нейсе, Шпрее и др., что наряду с аэрофотосъемкой и другими способами разведки обеспечило получение необходимых данных как для принятия решения, так и для боевого применения инженерных войск в операции.

Большие работы инженерными войсками были проведены в интересах оперативной и войсковой маскировки и особенно по обеспечению войск путями маневра и перегруппировки. На 1-м Белорусском фронте для прокладки путей в пойме реки Одер начальник инженерных войск фронта генерал-лейтенант А. И. Прошляков привлек десять фронтовых и армейских инженерных бригад{375}.

Наибольшие трудности инженерным войскам пришлось преодолевать при постройке и содержании мостов через Одер. Эти работы велись в условиях частых артиллерийских обстрелов, бомбардировки авиацией противника и массовых атак сплавными минами. 13 понтонно-мостовых, 27 инженерно-саперных батальонов и 6 военно-строительных отрядов своей самоотверженной деятельностью обеспечили строительство и содержание 25 мостов и 40 паромных переправ через Одер. Для отражения вражеских атак сплавными минами они впервые за годы войны в таком широком масштабе применили многорядные заграждения из сеток, которые вместе с неустанной и бдительной службой брандвахты сорвали вражеские попытки вывести из строя наши переправы.

При завершении подготовки наступления инженерные войска фронтов проделали проходы в заграждениях на переднем крае на кюстринском плацдарме и закончили многостороннюю подготовку к форсированию рек Одер и Нейсе.

В дни подготовки к завершающей операции в инженерных частях, как и во всех соединениях фронтов, проводилась тесно связанная с обстановкой и решением боевых задач партийно-политическая работа. [314] На 1-м Украинском фронте большое внимание уделялось пропаганде героических традиций русского народа. Широко использовались факты из заграничного похода русской армии в 1813 г. под командованием М. И. Кутузова. Силами инженерных частей фронта в окрестностях Бунцлау был возведен комплекс сооружений, а в городе, где скончался великий полководец, оборудован музей. В эти памятные места политические органы организовали экскурсии агитаторов и наиболее отличившихся воинов. Значительное место на фронтах отводилось освещению опыта последних наступательных операций, примеров наиболее успешного решения войсками, в том числе инженерными частями и подразделениями, своих задач, особенно при форсировании рек и штурме городов. Большое внимание уделялось укреплению партийных организаций в штурмовых инженерно-саперных и понтонно-мостовых батальонах и ротах.

Призыв Коммунистической партии и Советского правительства в кратчайший срок завершить разгром гитлеровской Германии вызвал высокий патриотический подъем, приток заявлений о приеме в партию и комсомол и массовый героизм войск, проявившийся во всей полноте в ходе операции.

В битве за Берлин

Грандиозное сражение на подступах к Берлину началось 16 апреля 1945 г. Инженерные войска 1-го Белорусского фронта в ночь на 16 апреля выполнили ответственную задачу по проделыванию проходов в заграждениях противника на рубеже, куда войска фронта вышли в результате разведки боем, проведенной 14 и 15 апреля. В заграждениях противника было проделано 340 проходов, при этом снято и подорвано свыше 70 тыс. мин.

Используя проходы в заграждениях, главная ударная группировка фронта при свете прожекторов в 5 часов 20 минут по московскому времени перешла в наступление. В первых рядах наступающих войск действовали инженерно-разведывательные подразделения. Суммарная их численность на 1-м Белорусском фронте достигала 10 инженерных батальонов{376}. Ни в одной операции для решения этой задачи фронтом не привлекалось таких сил. Здесь, на подступах к фашистской столице, как никогда, была необходима кропотливая работа саперов-разведчиков. Враг шел на все, на самые крайние меры. От качества инженерной разведки зависел успех не только военно-инженерных мероприятий, но и в значительной степени успех операции в целом.

В тесном контакте с инженерно-разведывательными подразделениями действовали группы разграждений, которые [315] разминировали пути для танков и артиллерии. В составе групп разграждения и на обеспечении продвижения пехоты, танков и артиллерии через зону заграждений в ходе прорыва обороны было занято 35 инженерных батальонов. Враг пытался остановить наши войска многочисленными минными полями, фугасами, баррикадами. Необходимо было обеспечить беспрепятственное движение крупных ударных соединений.

При наступлении штурмовых групп, созданных в составе стрелковых полков дивизий первого эшелона, действовало около 23 инженерных батальонов, 2 батальона ранцевых огнеметов и огнеметно-танковый полк.

Резко возросшее сопротивление немецко-фашистских войск на второй позиции главной полосы обороны и непрерывные контратаки замедлили темпы наступления фронта. Еще до выхода к намеченному рубежу командующий фронтом решил ввести в сражение танковые армии. Наличие развитой и заранее подготовленной сети дорог, большого количества мостовых переходов через Одер и выделение необходимых сил для обеспечения движения' позволили без потерь и особых задержек выдвинуть соединения танковых армий на плацдарм и ввести их в сражение. Совместными усилиями общевойсковых и танковых армий главной группировки фронта 16 апреля первая полоса обороны противника была прорвана. Наши войска подошли ко второй полосе, проходившей по Зееловским высотам, но с ходу прорвать ее не смогли.

С утра 17 апреля наступление возобновилось. Саперы, как и в первый день наступления, обеспечивали продвижение танков вперед, разминируя минные поля противника, строя мосты через каналы и небольшие реки, встречающиеся на пути наступления. В результате ожесточенных боев оборона противника в районе Вербиг, Зеелов была прорвана, а Зееловские высоты преодолены. Продолжая продвижение вперед, войска ударной группировки в течение 18 и 19 апреля прорвали одерский оборонительный рубеж на всю его глубину. Этим были созданы благоприятные условия для непосредственного удара по Берлину. Особенность обстановки состояла в том, что чаще встречались завалы, баррикады, надолбы, которые обычно разрушались инженерными подразделениями с применением взрывчатых веществ, или противотанковые рвы, для преодоления которых саперы использовали колейные возимые на танках мосты.

Войска 1-го Украинского фронта перешли в наступление с форсированием реки Нейсе утром 16 апреля.

В 6 часов 15 минут началась артиллерийская подготовка. Сосредоточенные инженерными частями в ночь перед наступлением полупонтоны и элементы сборных мостов с началом артиллерийской подготовки были выдвинуты к реке. Одновременно на всем фронте форсирования инженерные войска приступили к созданию переправ.

Оборудование переправ проводилось организованно. В частности, 3-я понтонно-мостовая бригада генерала Н. В. Соколова навела понтонные мосты для переправы танков в районе Кебельна (5 км севернее Мускау) за 1 час 40 минут. Личный состав имел незначительные потери. Умело действовали и другие части. В условиях сильного артиллерий-ско-минометного огня 79-й штурмовой инженерно-саперный батальон к 10 часам утра навел и содержал два наплавных моста из парка НЛП. Противник несколько раз разрушал отдельные участки мостов, но саперы героическими усилиями восстанавливали их{378}.

Форсирование реки передовыми частями осуществлялось с помощью лодок СДЛ на широком фронте. В первом броске после артиллерийской подготовки за несколько минут были захвачены участки противоположного берега реки. Через 20-30 минут после высадки десантов саперы наводили штурмовые мостики, собирали паромы. Через 2 часа повсюду были подготовлены мосты для пропуска артиллерии и броды для танков{379}.

В 8 часов 40 минут после переноса огня в глубину обороны, когда саперы завершили проделывание проходов в заграждениях противника, перешли в наступление переправившиеся через Нейсе дивизии первого эшелона. За пять часов боевых действий стрелковые дивизии глубоко вклинились в оборону противника. Инженерные части не только сумели обеспечить форсирование реки главными силами общевойсковых армий, но и создали необходимые условия для переправы через нее и танковых армий, которые переправились через Нейсе по мостам и десяти бродам.

В результате ожесточенных боев 16 апреля главная ударная группировка фронта прорвала первую полосу обороны противника, подошла ко второй полосе и завязала за нее бой. В ходе прорыва вражеской обороны саперы разминировали и улучшали пути, особенно в районах разрушений, разбирали или уничтожали подрывом многочисленные завалы и противотанковые барьеры на дорогах, ограничивали зону лесных пожаров, подвижными отрядами заграждений устанавливали [317] минные поля при отражении вражеских контратак и контрударов, особенно на флангах наступления ударной группировки фронта.

17 апреля была прорвана вторая полоса обороны противника. Враг начал отход за реку Шпрее.

Войскам 1-го Украинского фронта было приказано в течение ночи на 18 апреля форсировать Шпрее; после форсирования реки 3-й гвардейской танковой армии — стремительно развивать наступление к южной окраине Берлина. 4-я гвардейская танковая армия наступала в направлении Лукенвальде, Потсдам. Поставленная задача была успешно решена. Основной удар с форсированием Шпрее наносился в полосе 13-й армии, куда были направлены обе танковые армии. Танки соединений преодолели реку по оборудованным саперами бродам. Колесные машины частей переправлялись по построенным мостам. С форсированием Шпрее танковые армии получили возможность развивать наступление в оперативной глубине.

Обеспечивая наступление ударных сил фронта к Шпрее, инженерные части очень много усилий затратили на преодоление заграждений. Только в полосе 3-й гвардейской армии было снято 6488 противотанковых и 3424 противопехотные мины, разобрано 14 завалов, 59 баррикад. На автостраде Берлин — Бреслау саперы разобрали минированный завал протяженностью 150 м и глубиной 60 м{380}.

Врйска 2-го Белорусского фронта 18 и 19 апреля передовыми частями преодолели Ост-Одер и междуречье. Инженерное обеспечение форсирования Ост-Одера передовыми частями и переправа дивизий первого эшелона стрелковых корпусов осуществлялись силами войсковых саперных подразделений с привлечением частей 14-й инженерно-саперной и 1-й комсомольской штурмовой инженерно-саперной бригад в 65-й армии, 48-й инженерно-саперной и 1-й гвардейской штурмовой инженерно-саперной бригад — в 70-й армии, 11-й инженерно-саперной и 3-й штурмовой инженерно-саперной бригад — в 49-й армии. Для организации переправы танков и артиллерии в полосах трех армий были привлечены 5-й и 7-й тяжелые моторизованные понтонно-мостовые полки, 87, 48, 122, 101, 28 и 89-й отдельные понтонно-мостовые батальоны. С началом форсирования понтонные части содержали паромные переправы, а к исходу. 19 апреля навели через Ост-Одер по одно-му-два моста в полосе каждой армии. С переправой передовых частей подразделения инженерных бригад расчищали шоссе, дамбы от мин и завалов, одновременно строили и восстанавливали мосты. Военно-строительные отряды 22-го управления оборонительного строительства и 58-го управления военно-полевого строительства строили в междуречье дороги с деревянным покрытием. [318]

Развивая наступление, войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов 25 апреля окружили и расчленили берлинскую группировку немецко-фашистских войск. Войска 2-го Белорусского фронта к 25 апреля успешно форсировали Вест-Одер и прорвали оборону противника на ее левом берегу.

Обеспечивая наступление войск 1-го Белорусского фронта с прорывом ряда оборонительных рубежей, преодолением каналов и рек, инженерные части в период с 20 по 25 апреля настойчиво вели инженерную разведку, разграждали пути наступающим войскам, помогая им преодолевать многочисленные баррикады, барьеры на дорогах, минные поля. Однако главные усилия они направляли на обеспечение нере-правы наступающих соединений через реки и каналы. В решении этой задачи действия саперов-разведчиков, ваперов, разграждавших пути, и понтонеров тесно согласовывались, что значительно повышало эффективность и сокращало сроки проведения работ и переправы войск. Так, стремительные и дерзкие действия инженерно-разведывательных подразделений 8-й гвардейской армии обеспечили захват вражеских переправ через канал между озерами Штиниц и Кальк в районе Тосдорфа и моста через Шпрее в районе Кепеника. Саперы-разведчики 2-й штурмовой инженерно-саперной бригады стремительным налетом овладели мостом через канал Хаупт-Гросс в Науэне, а группы разграждения подорвали баррикады, прикрывавшие подходы к мосту{381}, чем была обеспечена беспрепятственная переправа танковых соединений.

При форсировании многочисленных небольших рек и каналов в районах восточнее, севернее и западнее Берлина инженерные части обеспечивали переправу передовых частей в основном на подручных средствах. На ряде участков использовались для этой цели плавающие автомобили. С переправой передовых частей и захватом плацдармов саперы и понтонеры осуществляли последующее развитие переправ, наводя наплавные и строя деревянные мосты. Саперы 8-й гвардейской армии (начальник инженерных войск генерал-майор В. М. Ткаченко) на подручных средствах обеспечили форсирование Шпрее на всем фронте наступления. Для переправы танков и артиллерии они использовали захваченный мост в районе Кепеника, а также два парка Н2П и два парка НЛП, собрав, из них десять паромов различной грузоподъемности. Успешно форсировала реку и 1-я гвардейская танковая армия. Переправа мотопехоты на местных лодках была начата после артиллерийской подготовки в 11 часов 23 апреля. К 16 часам того же дня был захвачен плацдарм, произведена [319] разведка пунктов паромных переправ, пунктов наводки и строительства моста. К 18 часам из армейского парка Н2П было собрано три парома грузоподъемностью по 60 т. Паромы буксировались катерами. К 8 часам 24 апреля 1-й моторизованный понтонно-мостовой полк навел мост из парка ТМП. В связи с этим часть паромов была снята, а переправочное имущество выдвинуто к следующей преграде — каналу Тельтов.

С завязкой боев в Берлине большая часть инженерных войск 1-го Белорусского фронта привлекалась для обеспечения преодоления многочисленных баррикад, барьеров и в состав штурмующих подразделений и частей.

На 1-м Украинском фронте после форсирования реки Шпрее была осуществлена частичная перегруппировка инженерных войск. Танковые армии получили на усиление кроме имевшихся в их распоряжении инженерных частей 16-ю и 22-ю гвардейскую моторизованную штурмовые инженерно-саперные бригады{382}. Это повысило возможности танковых соединений в решении задач инженерного обеспечения, особенно по ведению инженерной разведки, преодолению заграждений и форсированию каналов в ходе стремительного развития наступления.

Решительный бросок войск 1-го Украинского фронта к южной окраине Берлина и на Потсдам во взаимодействии с войсками 1-го Белорусского фронта привел к окружению и расчленению всей вражеской группировки. В обеспечении развития наступления важную роль играли инженерные войска. В составе передовых частей танковых армий по каждому маршруту следовало не менее роты саперов на танках и мотоциклах. Один взвод саперов обычно производил разведку путей. Два взвода устраняли завалы, баррикады на дорогах и оборудовали объезды у разрушенных мостов. Инженерные части, действовавшие в составе главных сил танковых соединений, на путях своего движения вновь проверяли качество произведенных разграждений, улучшали объезды.

В общевойсковых армиях инженерно-разведывательные группы, широко используя трофейные мотоциклы, ускоряли свое продвижение и своевременно выполняли задачи по разведке путей и водных преград{383}. Инженерные части одновременно участвовали в создании сплошного внутреннего фронта окружения при охвате франкфуртско-губенской группировки, особенно широко применяя заграждения в полосе 3-й гвардейской армии, в отражении контрударов герлицкой группировки противника [320] и закреплении занятых рубежей на левом фланге ударной группировки, наступавшей на дрезденском направлении.

При завершении окружения противника инженерные войска обеспечивали форсирование танковыми армиями канала Тельтов. Наиболее успешно форсирование канала в полосе наступления 3-й гвардейской танковой армии было осуществлено 6-м гвардейским танковым корпусом. Решительными действиями передовых отрядов с помощью инженерных частей канал был форсирован на подручных средствах. С захватом плацдарма саперы и понтонеры навели наплавные и построили деревянные мосты. Это позволило успешно переправить не только части корпуса, но и главные силы всей танковой армии. При обеспечении форсирования канала особенно отличился личный состав 126-го понтонно-мостового и 182-го моторизованного инженерного батальонов. В тесном содружестве с ними работал подошедший к исходу 24 апреля 25-й понтонно-мостовой батальон. Не менее успешно действовали 22-я гвардейская моторизованная штурмовая инженерно-саперная бригада, 159-й понтонно-мостовой батальон и армейские инженерные части при обеспечении форсирования канала 4-й гвардейской танковой армией.

Войска 2-го Белорусского фронта приступили к форсированию Вест-Одера утром 20 апреля на широком фронте. Инженерные части выполняли свои задачи слаженно и четко. Однако условия не везде были благоприятными. Особенно ожесточенное сопротивление противник оказал в полосе 49-й армии, где попытки форсировать реку были отбиты сильным огнем. В полосе 70-й армии первыми рейсами переправлено 10 стрелковых батальонов. Наибольший успех в форсировании имели войска 65-й армии, где начальником инженерных войск был генерал-майор П. В. Швыдкой. Инженерные части в течение первого дня обеспечили переправу через Вест-Одер 31 батальона с артиллерией и минометами. Войсковые саперные подразделения, и особенно подвижные отряды заграждений, сразу же после переправы привлекались для участия в отражении вражеских контратак и обеспечения действий по расширению плацдарма. 48, 87 и 8-й понтонно-мостовые батальоны обеспечивали переправу боевой техники на паромах.

Ввиду наибольшего успеха в полосе 65-й армии и ограниченности его в 70-й и 49-й армиях командующий фронтом решил усилить первую из них понтонными частями и переправочными средствами. В распоряжение 65-й армии поступили из 70-й армии 9-й и из 49-й армии — 23-й понтонно-мостовые батальоны с парками Н2П. С подтягиванием переправочных средств интенсивность переправы нарастала. К исходу 21 апреля в полосе армии был полностью переправлен 18-й стрелковый корпус и ряд частей других корпусов. [321] К исходу 22 апреля из понтонных парков 87, 9 и 28-го понтонно-мосто-вых оатальонов на Вест-Одере в полосе армии был наведен мост под 60-тонные грузы, а также еще с утра продолжали действовать тяжелые паромы 5-го тяжелого моторизованного понтонно-мостового полка и 9-го понтонно-мостового батальона. Несмотря на отчаянное противодействие противника, к исходу 24 апреля были переправлены не только главные силы армии с частями усиления, но и 1-й гвардейский танковый корпус.

Вслед за 65-й армией добились успеха и другие армии.

С форсированием Одера и прорывом вражеской обороны на его правом берегу войска 2-го Белорусского фронта стремительно развивали наступление между Одером и Эльбой и к Балтийскому морю. Войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов с 26 апреля приступили к ликвидации франк-фуртско-губенской и берлинской группировок гитлеровцев и одновременно развивали наступление к Эльбе.

В ходе ликвидации франкфуртско-губенской группировки немецко-фашистских войск боевое применение инженерных частей фронтов имело свои особенности. На 1-м Белорусском фронте саперы, обеспечивая наступательные действия, проделывали проходы в заграждениях, разграждали и прокладывали пути, обеспечивали форсирование многочисленных каналов. На 1-м Украинском фронте, отражавшем попытки противника вырваться из котла, инженерные части на внутреннем фронте окружения производили установку минных полей, выдвигали на направления вероятных контрударов противника подвижные отряды заграждений, части инженерных резервов армий и фронта, в том числе части 53, 36 и 40-й инженерно-саперных бригад. Минированием дорог, устройством завалов и участием в боях саперы оказали большую помощь войскам фронта в срыве вражеских попыток вырваться из окружения.

Осуществляя разгром окруженной группировки в Берлине, советские войска действовали сильными группами на узких участках, стремясь расчленить оборону противника и уничтожить ее по частям. 30 апреля берлинская группировка была расчленена на четыре изолированные части. В этот день советские войска овладели рейхстагом и водрузили над ним Знамя Победы.

Примененный в Берлине способ действий наших войск потребовал сосредоточения инженерных войск на обеспечении наступления на отдельных направлениях и определения их специфических задач в ходе наступления. Инженерные войска сосредоточили свои усилия на действиях в составе штурмовых групп и отрядов и инженерном обеспечении продвижения войск и средств усиления, устройстве проходов в заграждениях, проломов в зданиях, оборудовании переправ при форсировании Шпрее и многочисленных каналов. [322] В болыльшинстве случаев на усиление штурмовой группы выделялось до отделения саперов и 2-3 огнеметчика из состава огнеметных подразделений штурмовых инженерно-саперных бригад. В состав штурмового отряда включалось до взвода саперов и 1-2 отделения огнеметчиков. На 1-м Белорусском фронте в составе штурмовых групп в общей сложности действовало 84 инженерные (саперные) роты и огнеметно-танковый полк, что составляло до одной трети всех наличных инженерных сил, находившихся в армиях, штурмовавших Берлин{384}.

Саперные подразделения, входившие в состав штурмовых групп и отрядов, оснащались сосредоточенными зарядами взрывчатых веществ весом 5-10 кг (10-15 зарядов на саперный взвод), кумулятивными зарядами, запасами ручных гранат и средствами задымления. В ряде случаев использовались трофейные фаустпатроны. Огнеметчики кроме ранцевых огнеметов имели средства дымопуска и ручные гранаты. В районах командных пунктов стрелковых батальонов создавался запас заряженных огнеметов для быстрой замены огнеметов, израсходовавших горючую смесь.

Наличие в городе развитой сети подземных сооружений (тоннели, коллекторы), удобных для маневра живой силы, потребовало действий штурмовых групп под землей. Иногда с целью воспрещения маневра противника саперам приходилось обрушивать покрытия или разрушать сами подземные сооружения. Только инженерные войска 1-го Белорусского фронта осуществили 47 таких разрушений{385}, либо заставляя противника прекратить сопротивление, либо воспрещая ему маневр резервами.

Для действий саперов в составе штурмовых групп характерен следующий пример. 29 апреля штурмовая группа, в состав которой было включено отделение саперов, атаковала многоэтажное здание в центре города. Сильный огонь противника не позволял подойти к входам и окнам здания. Тогда было решено направить основные усилия атакующих через торцевую стену дома, предварительно устроив в ней пролом. Демонстрируя атаку на входы в здание, штурмовая группа обеспечила возможность саперам с зарядами взрывчатых веществ приблизиться к торцевой стене и взрывом двух зарядов по 5 кг образовать пролом. Ворвавшись в здание, штурмовая группа овладела частью первого этажа, однако дальше продвинуться не могла. Бой был успешно завершен действиями группы саперов, которые взрывом сосредоточенного заряда в 220 кг тола в первом этаже полностью уничтожили гарнизон противника. [323]

Чтобы представить масштабы боевой деятельности инженерных войск в составе штурмовых групп и штурмовых отрядов, достаточно отметить, что инженерными частями 1-го Белорусского фронта в боях за город было устроено около 1500 проломов в стенах и перекрытиях зданий, уничтожено 159 гарнизонов противника вместе с огневыми точками и зданиями, сделано около 1 тыс. проходов в баррикадах{386}. На 1-м Украинском фронте только саперами 16-й штурмовой инженерно-саперной бригады было подорвано 57 огневых точек, оборудованных в подвалах зданий, проделано 62 прохода в баррикадах, завалах и обрушениях{387}. При выполнении этих задач саперы использовали свой богатейший опыт, полученный в предшествующих операциях.

Наряду со штурмом огневых точек и опорных пунктов важнейшую задачу инженерных войск составляло обеспечение форсирования Шпрее и каналов в черте города, устройство переправ через них. Большая высота гранитных набережных сильно затрудняла форсирование преград пехотой и особенно наводку наплавных и постройку деревянных мостов. В этих условиях захват мостов и устройство переправ в короткие сроки имели первостепенное значение. Захват мостов осуществлялся объединенными усилиями родов войск и инженерных подразделений, что можно иллюстрировать следующим примером. Для захвата моста через Ландвер-канал в районе Потсдамского вокзала был выделен передовой отряд 44-й танковой бригады. В его состав включен взвод саперов. Мост оборонялся сильным заслоном, имевшим три зенитных орудия. На подступах сооружены баррикады. Под прикрытием дымовой завесы и огня танков саперы с 60-килограммовым зарядом взрывчатых веществ приблизились к баррикаде и взрывом устроили в ней проход шириной около 7 м. Атакой танков через проход мост был захвачен. Стремительность и внезапность атаки с подрывом баррикады обеспечили захват м.оста, предотвратили его взрыв, хотя мост и был минирован.

Характерным также является пример обеспечения форсирования Ландвер-канала пехотой по улице Принценштрассе. Саперная рота танковой бригады подготовила веревочные лестницы по 7 м и элементы на четыре штурмовых наплавных мостика. После тщательной инженерной разведки и выявления системы огня саперы ночью, используя лестницы, навели штурмовые наплавные мостики. По ним была скрытно переправлена почти вся мотопехота танковой бригады, которая, внезапно атаковав противника, захватила плацдарм, а с ним и несколько мостов через канал. Разминировав мосты, саперы обеспечили переправу танков и артиллерии. [324]

В целом инженерными войсками фронтов при борьбе в городе был выполнен большой объем переправочно-мостовых работ. В ходе штурма Берлина саперами 1-го Белорусского фронта было захвачено 47 мостов, наведено 15 паромных переправ, 6 понтонных мостов, построено и восстановлено 35 мостов. Инженерными частями 1-го Украинского фронта только через канал Тельтов было оборудовано 34 переправы, в том числе наведено 18 наплавных мостов и построено 12 деревянных мостов{388}.

Таким образом, в ходе штурма Берлина инженерные войска успешно выполнили наиболее сложные задачи инженерного обеспечения и этим сыграли существенную роль в достижении победы над врагом.

Обеспечивая боевые действия войск фронтов при развитии наступления к Эльбе, инженерные части выполняли задачи разведки, разграждения путей, организации переправы войск на подручных и табельных средствах через многочисленные водные преграды. Саперы проводили также большие работы по разминированию крупных населенных пунктов, культурных сокровищ, заминированных фашистами.

Сопротивление противника было окончательно сломлено к 8 мая. В предместье Берлина — Карлсхорсте в этот день представители фашистской Германии подписали акт о безоговорочной капитуляции. Только на территории Чехословакии немецко-фашистские войска продолжали еще вести бои.

В боях при освобождении Праги

В конце апреля 1945 г. советские войска освободили почти всю Словакию и вступили в пределы Моравии. От гитлеровцев были очищены Моравска-Острава, Братислава, Брно и ряд других менее крупных городов. К этому времени к западной чешской границе подошла американская армия. Для чехословацкого народа наступил заключительный этап борьбы с оккупантами за восстановление национальной независимости.

Немецко-фашистские группа армий «Центр» и главные силы группы армий «Австрия», действовавшие в Чехословакии, отказавшись капитулировать перед советскими войсками, стремились упорным сопротивлением не допустить продвижения Красной Армии. Разгром этой вражеской группировки и завершение освобождения Чехословакии Ставка возложила на войска 1, 2 и 4-го Украинских фронтов, глубоко охвативших вражеские группировки. Для создания ударных группировок войска 1-го и 2-го Украинских фронтов проводили сложные перегруппировки на 100-200 км в крайне ограниченные сроки. [325] Операцию предполагалось начать 7 мая ударами войск 1-го Украинского фронта из района северо-западнее Дрездена на Прагу и армий левого крыла 2-го Украинского фронта из района южнее Брно также на Прагу, чтобы во взаимодействии с 4-м Украинским фронтом, наступавшим с востока, окружить и уничтожить вражеские войска.

Обстановка, сложившаяся в Чехословакии в начале мая, вынудила советское командование ускорить начало наступления. В период с 1 по 5 мая население многих городов Чехии и Моравии под руководством Коммунистической партии Чехословакии восстало против оккупантов.

Спеша на помощь восставшему народу Чехословакии, советские войска 6 мая, на день раньше намеченного срока, перешли в наступление, чтобы разгромить последнюю стратегическую группировку врага и полностью освободить Чехословакию. Наступление развивалось столь стремительно, что уже на рассвете 9 мая армии 1-го Украинского фронта вступили в Прагу. В тот же день в столицу Чехословакии вступили подвижные войска 2-го и 4-го Украинских фронтов. 10 и 11 мая окруженная фашистская группировка численностью 858 тыс. человек была пленена. В это же время войска 1-го и 2-го Украинских фронтов, развивая наступление на запад, вышли на линию Хемниц, Карловы Вары, Пльзень, Линц, войдя в соприкосновение с американскими войсками.

В достижении целей Пражской операции важную роль сыграли инженерные войска. Благодаря высокой эффективности их применения, оперативности и высокой организованности при подготовке операции удалось в ограниченные сроки осуществить перегруппировки крупных масс войск, развернуть их для ударов и стремительно развивать наступление до полного окружения вражеской группировки с преодолением гор, подготовленных рубежей обороны и сложной системы заграждений.

Инженерные войска 1-го Украинского фронта в период с 3 по 5 мая обеспечили перегруппировку из района Берлина на пражское направление войск 3-й и 4-й гвардейских танковых, 3-й и 5-й гвардейских, 13-й и 28-й армий с частями усиления на расстояние до 200 км с преодолением значительной частью перегруппировавшихся сил реки Эльба. Выполнение основных работ по подготовке путей и созданию переправ начальник инженерных войск фронта генерал-полковник инженерных войск И. Л. Галицкий организовал частями фронтового подчинения — 53-й инженерно-саперной, 3-й и 6-й пон-тонно-мостовых, 23-й моторизованной штурмовой инженерно-саперной бригад, 3, 23 и 32-го управлений оборонительного строительства{389}, которым оказывали помощь дорожные части управления тыла фронта. Инженерными частями были своевременно [326] проведены и оборудованы многие сотни километров путей, а через Эльбу на участке Торгау, Риза построено 8 деревянных и наведено 3 наплавных моста, обеспечивших своевременную переправу войск и их выдвижение в исходные районы для наступления.

Решение всех задач инженерного обеспечения перегруппировки было увязано с перегруппировкой самих инженерных войск и проводилось таким образом, чтобы обеспечить максимальную быстроту их выполнения с сохранением полной возможности своевременного выхода инженерных войск, приданных армиям, в назначенные районы. В связи с этим штатные и приданные армиям инженерные силы привлекались для выполнения отдельных видов военно-инженерных работ в интересах совершения марша, а их перемещение по маршрутам перегруппировки и выход в районы сосредоточения и исходные предшествовали перегруппировке самих соединений и объединений. С выходом в исходные районы инженерные части танковых и общевойсковых армий провели разведку и разграждение путей, организовали инженерные разведывательные группы, группы разграждения и подвижные отряды заграждений. Фронтовые инженерные, понтонные и дорожные части продолжали содержать переправы на Эльбе и заменять наплавные мосты деревянными мостами на жестких опорах, обеспечивая свободу маневра и связь через Эльбу ударных группировок с тылом фронта.

Инженерные войска 2-го Украинского фронта в сложных условиях обстановки в течение 4 и 5 мая обеспечили смену и перегруппировку войск 6-й гвардейской танковой армии с оломоуцкого направления в район южнее Брно с совершением марша на 100км, выдвижение 9-й гвардейской армии из района Вены с переправой через Дунай в район Лаа (50 км севернее Вены) и частичные перегруппировки войск 40, 53, 7-й гвардейской и 46-й армий и 1-й гвардейской конно-механизированной группы. В последующие двое суток они успешно обеспечили инженерную подготовку исходных районов для наступления и боевые действия по расширению плацдармов [327] за рекой Дыйе, проведя значительные разградительные и особенно дорожно-мостовые работы.

Организуя распределение инженерных сил и выполнение задач инженерного обеспечения перегруппировки войск при подготовке наступления на Прагу, начальник инженерных войск фронта, исходя из опыта предшествовавших операций, определил экономные и эффективные пути решения военно-инженерных задач. Перегруппировка инженерных сил и средств проводилась при наименьшем переподчинении инженерных частей и соединений, что облегчало ее осуществление. На инженерные части перегргуппировывающихся объединений и соединений возлагалась лишь разведка и обозначение путей, а основные и наиболее трудоемкие работы, связанные с восстановлением разрушенных мостов и другие, выполнялись инженерными частями сильного инженерного резерва фронта, сосредоточенного в районе южнее Брно{390}. К началу перегруппировки этот резерв состоял из батальонов 1-й и 2-й понтонно-мостовых, 27-й моторизованной инженерной бригад, подразделений 8-го и 24-го управлений оборонительного строительства и ряда отдельных специальных инженерных подразделений и частей.

С началом операции и в ходе стремительного наступления на Прагу инженерные войска 1, 2 и 4-го Украинских фронтов основные усилия сосредоточили на обеспечении движения главных ударных группировок. Наиболее сложной эта задача была на 1-м Украинском фронте, которому в ходе наступления пришлось прорывать вражескую оборону, форсировать Эльбу в районе Дрездена и преодолевать Рудные горы. Прорыв вражеской обороны на подступах к Рудным горам и форсирование Эльбы инженерные войска обеспечили успешно благодаря своевременному и решительному сосредоточению основных сил и средств на направлении главного удара, настойчивости и самоотверженности действий личного состава. Это позволило войскам главной ударной группировки преодолеть тактическую зону вражеской обороны без потерь на минных полях, а 5-й гвардейской армии стремительно форсировать Эльбу. Части 22-й гвардейской моторизованной штурмовой инженерно-саперной, 3-й понтонно-мостовой бригад на лодках и плавающих автомобилях переправили через Эльбу первые десанты 34-го гвардейского стрелкового корпуса, а с захватом плацдармов через 10-14 часов обеспечили наводку и содержание трех наплавных мостов. В ходе боев за Дрезден 7 мая саперы 267-го инженерно-саперного батальона в содружестве с подразделениями передового отряда 4-го гвардейского танкового корпуса захватили три моста через Эльбу{391}, что [328] позволило снять наплавные мосты и организовать маневр переправочными средствами в район Пирна и Усти для организации переправ через Эльбу. Однако в район Усти такой маневр не потребовался. Чешские партизаны захватили мост через Эльбу и удержали его до подхода советских войск. Саперы, приняв от партизан мост, разминировали его, сняв 12 зарядов по 250 кг каждый{392}.

При выдвижении к Рудным горам инженерные войска провели перегруппировку в интересах обеспечения стремительного преследования врага и захвата перевалов. Были усилены инженерно-разведывательные подразделения, обеспечивающие по опыту 13-й и 4-й гвардейской танковой армий одновременное ведение разведки двух-трех маршрутов в полосе наступления каждого корпуса{393}. Активизация инженерной разведки сыграла положительную роль, особенно в ходе преодоления Рудных гор. Уменьшение количества дорог при подходе к горам, и прежде всего рокадных, резко сократило фронт и количество разведываемых путей до двух основных и одного вспомогательного на армию. По этим путям и были преодолены Рудные горы. Стремительными и инициативными действиями саперы вместе с танковой разведкой сорвали мероприятия противника по устройству завалов в момент подхода советских войск. Сбив группы противника, саперы на маршруте Одеран, Сайда, Брандов сняли с деревьев заряды взрывчатых веществ и обеспечили беспрепятственное движение вперед{394}. Умело организовал преодоление минированных завалов в районе Мнишек передовым отрядом 6-го механизированного корпуса корпусной инженер подполковник А. Ф. Романенко, который собрал саперные подразделения, находившиеся в колонне, и привлек их к работам по разминированию{395}.

Преодолев Рудные горы, главная ударная группировка 1-го Украинского фронта решительно двинулась к Праге. Противник не имел в достаточном количестве минновзрьгоных средств, не хватало у него и времени для устройства заграждений, поэтому он в ряде случаев пытался задержать наши войска установкой ложных знаков на заранее построенных баррикадах, показывающих на их минированность. Наступающие войска обходили такие баррикады, оставляя их проверку частям, обеспечивающим восстановление корпусных и армейских дорог.

На направлении Фридлант, Либерец, Яблонец фашисты заблаговременным устройством мощных, хорошо замаскированных радиофугасов пытались парализовать движение по основным путям в обход Изерских гор. Однако настойчивая работа саперов 31-й армейской инженерно-саперной бригады и [329] роты специального минирования 42-й мотоинженерной бригады сорвали эти расчеты. 21 фугас был снят, а свыше 70 фугасов обезврежено путем подрыва. Движение в период проверки было организовано по проселочным дорогам{396}.

Особенность применения инженерных войск 2-го Украинского фронта при наступлении главной ударной группировки, и прежде всего 6-й гвардейской танковой армии, на пражском направлении заключалась в сосредоточении основных усилий на обеспечение движения передовых отрядов всех соединений и колонн главных сил танковых и механизированных корпусов. Этому в значительной степени способствовало целесообразное распределение инженерных сил и средств, их размещение в боевых и маршевых построениях войск, создание специализированных отрядов для выполнения дорожно-мостовых работ, эффективное использование преемственности в выполнении инженерных мероприятий по обеспечению движения группами инженерных войск. По опыту инженерного обеспечения 6-й гвардейской танковой армии и 7-го механизированного корпуса основой успеха в ходе стремительного преследования являлись умелые действия инженерно-разведывательных групп, дерзкими действиями захватывавших мосты, срывавших попытки противника разрушить переправы, что создавало условия для безостановочного движения{397}. Особенно отважно и результативно действовали саперы-разведчики 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады и 21-го гвардейского корпусного минно-саперного батальона 5-го гвардейского танкового корпуса{398}, которые смело вступали в бой с противником за овладение переправами. В отдельных случаях инженерно-разведывательным группам удавалось захватывать важные документы противника, облегчавшие ведение разведки путей и сокращавшие объемы работ по проверке дорог и восстановлению дорожных сооружений. Так, саперы во главе с капитаном С. Ф. Багнюком захватили приказ войскам 8-й немецко-фашистской армии на отход с указанием маршрутов, рубежей, времени отхода и готовившихся заграждений{399}.

Одновременно со встречными ударами 1-го и 2-го Украинских фронтов на Прагу войска 4-го Украинского фронта осуществляли фронтальное преследование отходящего на запад противника из района Оломоуца. В этих условиях основная деятельность инженерных войск фронта, возглавлявшихся генерал-майором инженерных войск 3. И. Колесниковым, характеризовалась стремлением обеспечить в первую очередь марш подвижных групп, а также действия передовых отрядов. Для этого широко привлекались подразделения 15-й штурмовой [330] инженерно-саперной, 4-й и б-й горных инженерно-саперных бригад{400}. В то же время армейскими саперами и частями 10-го и 26-го управлений оборонительного строительства велась настойчивая работа на основных путях главных сил наступающих армий по восстановлению разрушенных мостов и преодолению завалов, барьеров и других заграждений{401}.

При завершении операции 10 и 11 мая главная задача инженерных войск фронтов заключалась в ведении инженерной разведки путей, освобождении проезжей части дорог от брошенной противником многочисленной боевой техники, мешав-.шей движению. Одновременно инженерные войска приняли активное участие в пленении немецко-фашистских войск, прочесывая леса, выявляя и ликвидируя стремившихся избежать советского плена.

В связи с завершением последней операции войны значительно расширились масштабы работ по разграждению освобожденной территории и особенно населенных пунктов, культурных и промышленных объектов, важнейших сухопутных и водных коммуникаций на территории Чехословакии, Венгрии, Австрии, а также западной части Польши и восточных районов Германии. Вместе с тем увеличился размах мостостроительных работ не только в интересах обеспечения нормальной работы оперативного и войскового тыла фронтов, но и в связи с экономическими и политическими потребностями жизни освобожденных народов.

Инженерные войска трех Украинских фронтов с первых дней Пражской операции развернули работу по разминированию маршрутов и населенных пунктов на освобожденной территории. Особенно много труда саперы затратили на проверку крупнейших городов, в том числе Праги, а также в Судетах и в районе Брно, где у противника были установлены многочисленные минные поля.

В ходе Пражской операции недалеко от Дрездена, в горных пещерах так называемой Саксонской Швейцарии, воины 1-го Украинского фронта обнаружили вывезенные фашистами художественные ценности Дрезденской картинной галереи. Шедевры мировой живописи были беспорядочно свалены в заминированных убежищах пещерного типа. По указанию командования 1-го Украинского фронта все места, где хранились художественные ценности, были разминированы, установлена надежная их охрана, приглашены из Москвы искусствоведы, под руководством которых и при непосредственном участии инженерных войск весь художественный фонд был перевезен в один из дворцов в окрестностях Дрездена. Как известно, позже, учитывая невозможность организовать правильное [331] и надежное хранение собранных ценностей, коллекция была отправлена в Москву. В 1955 г. после проведенной реставрации по решению Советского правительства спасенные картины были переданы Германской Демократической Республике.

Не менее сложные работы по разминированию провели инженерные войска 2-го и 4-го Украинских фронтов. Так, саперы 9-й гвардейской армии только в Зноймо разминировали 6 мостов, сняв мощные фугасы{402}. Саперы 40-й армии разобрали 570 м минированных завалов на дорогах, сняли 1700 противотанковых мин{403}.

Наряду с разминированием инженерные части фронтов продолжали работы по расчистке фарватера Дуная для организации судоходства на участке Братислава, Будапешт{404}, по содержанию переправ через Дунай, Эльбу, Ваг, Одер и другие реки. Таким образом, завершая мероприятия по инженерному обеспечению боевых действий войск в Пражской операции, инженерные войска сразу же приступили к выполнению новых задач, обеспечивших развертывание восстановительных работ народами освобожденных стран.

* * *

Победоносное завершение Советскими Вооруженными Силами Берлинской и Пражской наступательных операций означало достижение полной победы над врагом, безоговорочную капитуляцию гитлеровской Германии, крушение режима фашистской тирании и освобождение порабощенных народов Европы.

Освобожденные Красной Армией народы Европы ликовали. Состоявшийся 24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве исторический Парад Победы, когда к подножию Мавзолея В. И. Ленина были брошены 200 захваченных в боях знамен разгромленной немецко-фашистской армии, навеки закрепил в памяти народов великую, всемирно-историческую победу Советского социалистического государства и его Вооруженных Сил над фашистской Германией.

Огромные политические и стратегические успехи, достигнутые в ходе штурма Берлина и при завершении освобождения Чехословакии, как и в других сражениях и битвах Великой Отечественной войны, явились результатом огромной организаторской деятельности Коммунистической партии, титанических усилий тружеников советского тыла, обеспечивших [332]

Вооруженные Силы всем необходимым для разгрома врага, высокого мастерства и подлинного героизма советских войск.

Посильный вклад в достижение целей этих завершающих сражений внесли инженерные войска. Они в боевом содружестве со всеми родами войск обеспечили выполнение военно-инженерных задач в условиях действий на местности, тщательно подготовленной к обороне, при форсировании многих рек и других водных преград, борьбе в огромном укрепленном городе, в ходе осуществления крупных оперативных перегруппировок в ограниченные сроки и стремительного развития наступления с преодолением Рудных и Судетских гор, на равнинах и возвышенностях Чехии и Моравии.

Объемы выполненных инженерными войсками работ огромны. Инженерные войска 1-го Белорусского фронта только при подготовке Берлинской операции построили 15 км мостов через Одер. Они сорвали многочисленные попытки противника разрушить переправы, показав пример исключительной настойчивости и творческой инициативы в выработке способов защиты мостов от массового применения противником плавучих мин, и обеспечили сосредоточение войск на кюстрин-ском плацдарме. В ходе наступления на Берлин инженерные войска только на 1-м Украинском фронте построили 162 моста, навели 70 мостов, разведали и оборудовали 52 брода. Отражая вражеские контратаки и контрудары, инженерные части этого фронта установили 29 986 противотанковых и 38461 противопехотную мину. Обеспечивая безопасное движение войск, они разминировали пути движения, сняв 88448 мин, 10444 фугаса, разрушили и разобрали 547 баррикад и завалов. Инженерные войска 1-го Белорусского фронта при штурме Берлина уничтожили 159 огневых точек и укрепленных зданий вместе с отчаянно сопротивлявшимися в них расчетами и боевыми группами противника, осуществили 47 обрушений подземных сооружений, чтобы сломить вражеские войска, устроили 2500 проходов и проломов в баррикадах, завалах, стенах зданий.

Инженерные войска 1-го и 2-го Украинских фронтов при подготовке Пражской операции за двое суток обеспечили перегруппировку главных сил фронтов на 100-200 км с организацией переправы их значительной части через Эльбу и Дунай. В ходе наступления на Прагу только на Эльбе саперами и понтонерами 1-го Украинского фронта было организовано и содержалось 69 переправ, в том числе 10 на жестких опорах и 12 наплавных мостов. Обеспечивая стремительное наступление с ряда направлений на Прагу, инженерные части 1, 2 и 4-го Украинских фронтов разведали тысячи километров путей, преодолели сложные системы заграждений, в том числе развитую зону радиоуправляемого минирования [333] на основных путях при подходе к хребту Лаузитцер, разминировали города и другие населенные пункты, промышленные предприятия, культурные центры и учреждения, создав освобожденным народам предпосылки для организации восстановительных работ.

Такие результаты боевого применения инженерных войск были обусловлены высоким наступательным порывом и целесообразным их применением на всех этапах операций.

При подготовке и в ходе наступления на Берлин и Прагу командование фронтов и армий, начальники и штабы инженерных войск стремились простейшие виды инженерных работ возлагать на рода войск. Это позволило основные усилия инженерных частей сосредоточивать на выполнении наиболее важных мероприятий инженерного обеспечения, требующих специальной подготовки. Одновременно повышалась самостоятельность тактических и оперативных эшелонов войск при решении задач инженерного обеспечения, для чего в каждый из них выделялись инженерные части. Фронты и армии имели сильные инженерные резервы, создававшиеся из моторизованных инженерных и понтонных частей. Для повышения возможностей инженерных войск по выполнению задач инженерного обеспечения непосредственно в зоне боевых действий они везде, где было возможно, в оперативном и даже тактическом тылу заменялись подразделениями управлений оборонительного строительства и дорожными частями управления тыла фронтов и армий.

При распределении инженерных сил и средств наряду с важностью направлений постоянно учитывались особенности обстановки и ее влияние на характер и сложность задач инженерного обеспечения. Так, всесторонний учет характера местности и трудностей, возникавших при решении задач инженерного обеспечения, привели к тому, что, например, наибольшее усиление инженерными частями резерва Верховного Главнокомандования получил 2-й Белорусский фронт, который осуществлял крупную перегруппировку войск из района Данцига к нижнему течению Одера и форсировал два рукава этой реки с затопленным на ряде участков междуречьем. Прорыв более глубокой, чем в предшествующих операциях, и плотно занятой обороны противника и штурм укрепленной столицы фашистской Германии потребовали сосредоточения главных усилий инженерных войск 1-го Белорусского фронта в ходе наступления на обеспечении штурмовых действий.

В период острой и напряженной борьбы в Берлинской операции потребности в инженерных силах и средствах не могли быть удовлетворены имеющимися на данном направлении частями и выдвижением резервов. [334] Важнейшим средством усиления группировки инженерных войск являлась перегруппировка инженерных частей внутри первого эшелона с пассивных участков на активные в интересах решения наиболее важных задач инженерного обеспечения наступления на главном направлении. В ходе стремительного наступления на Прагу, когда своевременное усиление инженерными войсками в ходе операции было трудноосуществимым, большое внимание уделялось включению в состав ударных группировок таких сил и в таком количестве, которые были способны обеспечивать безостановочное наступление танковых соединений и объединений и особенно выделенных от них передовых отрядов. В таких условиях большое внимание уделялось моторизации инженерных подразделений, что было характерно во всех фронтах, а на 2-м Украинском фронте, кроме того, и выделению в состав передовых отрядов подразделений различной специализации (инженерно-разведывательных, саперных, понтонно-мостовых). Этим повышались возможности в проведении военно-инженерных работ и сокращались сроки их выполнения.

При подготовке и в ходе завершающих операций войны инженерные войска широко использовали и обогатили опыт, полученный в предшествующих операциях. Творческое решение поставленных задач на основе богатого опыта и учета конкретной обстановки позволяло достигать максимального эффекта от боевого применения инженерных частей, несмотря на существенные недостатки в их техническом оснащении.

За выдающиеся боевые заслуги в Берлинской и Пражской операциях наиболее отличившиеся части и соединения были награждены орденами, получили наименования Берлинских, Пражских, Дрезденских, а некоторые части преобразованы в гвардейские. Среди инженерных соединений, отмеченных получением наименования Берлинских, были такие неоднократно отличившиеся, как 1-я и 3-я гвардейские моторизованные инженерные бригады. Тысячи саперов и понтонеров, рядовых, сержантов и офицеров, проявивших мужество и отвагу, были награждены орденами и медалями, а особо отличившиеся удостоены звания Героя Советского Союза. Это высокое звание получили начальники инженерных войск фронтов генерал-полковник инженерных войск А. И. Прошляков и генерал-лейтенант инженерных войск И. П. Галицкий, начальник инженерных войск армии генерал-майор инженерных войск П. В. Швыдкой.

Весь личный состав инженерных частей и соединений, участвовавший в штурме Берлина, был награжден медалью «За взятие Берлина», а находившийся в составе войск, вступивших в Прагу, — медалью «За освобождение Праги».

Дальше