Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава одиннадцатая.

Под Ленинградом, в Карелии, Прибалтике и Заполярье

Наступательные операции Красной Армии на северном крыле советско-германского фронта являются единственным в истории военного искусства примером действий больших масс всех родов войск в условиях лесисто-болотисто-озерной местности и заполярной тундры.

Особенности театра военных действий ставили все рода войск в большую, чем обычно, зависимость от решения задач инженерного обеспечения и предъявляли повышенные требования к действиям инженерных войск как в части увеличения объема работ, так и в части трудностей их выполнения. Фронты и армии в большей части операций имели сравнительно ограниченное количество инженерных сил и средств. [237] Это создавало дополнительные трудности в решении инженерных задач, преодоление которых стало возможным благодаря широкой творческой инициативе, мужеству, воинской отваге и трудовой доблести всего личного состава инженерных войск.

Под Ленинградом и Новгородом

К январю 1944 г. южнее Ленинграда на рубеже Керново, Петродворец, Стрельна, Пушкин, Отрадное, Новгород, озеро Нещедро оборонялись 18-я и 16-я немецко-фашистские армии. С севера Ленинграду продолжали угрожать оперативные группы немецко-финских войск «Олонец» и «Карельский перешеек».

Стремясь любой ценой стабилизировать фронт и не допустить выхода советских войск в Прибалтику, фашистское командование в течение двух лет создало на подступах к Ленинграду мощную оборону, состоявшую из трех-четырех полос и нескольких промежуточных позиций, эшелонированных в глубину до 200 км. Оборонительные полосы состояли из узлов сопротивления, прикрытых естественными и искусственными препятствиями. Такая оборона в сочетании с трудными условиями местности должна была, по замыслу фашистского командования, ослабить ударные группировки советских войск и заставить их отказаться от наступления.

Замысел советского командования по разгрому главных сил 18-й и 16-й немецко-фашистских армий состоял в том, чтобы одновременными ударами войск Ленинградского фронта юго-западнее Ленинграда и Волховского фронта в районе Новгорода уничтожить фланговые группировки 18-й немецкой армии, а затем, разгромив главные силы 18-й армии в районе Гатчина, Кингисепп, Луга, выйти на рубеж реки Луга. 2-й Прибалтийский фронт активными действиями в районах Невеля и Идрицы сковывал главные силы 16-й немецкой армии.

Уничтожение противника юго-западнее Ленинграда осуществлялось войсками 2-й ударной и 42-й армий, которые наступали по сходящимся направлениям на Ропшу, первая с плацдарма в районе Ораниенбаума, а вторая из района Пулково. 67-я армия активными действиями на мгинском направлении сковывала резервы противника. Балтийский флот обеспечивал перевозки и поддерживал наступающие войска огнем. Новгородская группировка противника уничтожалась охватывающими ударами войск 59-й армии Волховского фронта севернее и южнее города. 8-я и 54-я армии этого фронта активными действиями на любанском и чудовском направлениях не допускали переброски вражеских резервов в район Новгорода. [238]

Таким образом, решающим условием успешного развития операции под Ленинградом являлся быстрый разгром фланговых группировок 18-й армии противника силами 2-й ударной, 42-й и 59-й армий. На обеспечение их действий и были направлены основные усилия инженерных войск Ленинградского и Волховского фронтов.

К началу наступления Ленинградский фронт имел 58, а Волховский — 46 инженерных, саперных и понтонных батальонов{252}.

Однако первые же примерные подсчеты инженерных возможностей показали, что в условиях лесисто-болотистой местности такое количество инженерных войск не в состоянии выполнить и половины всех работ, связанных с обеспечением прорыва и последующим развитием наступления во всей полосе фронта. Поэтому при подготовке операции одним из первых мероприятий командований фронтов и армий было решительное массирование инженерных сил и средств на направлениях главных ударов и освобождение инженерных войск от выполнения работ, не требующих специальной квалификации. Последнее потребовало большего, чем обычно, привлечения к выполнению простейших инженерных работ личного состава всех родов войск (было привлечено свыше 40 тыс. человек).

В результате перегруппировки в 42-й, 2-й ударной армиях Ленинградского фронта и в 59-й армии Волховского фронта плотность инженерных войск на участках прорыва увеличилась соответственно с 3-3,5 до 5-7 рот на 1 км фронта{253}.

При подготовке операции начальник инженерных войск Ленинградского фронта генерал-майор инженерных войск Б. В. Бычевский, учитывая разобщенность участков прорыва 2-й ударной и 42-й армий, дал им лишь общие указания. Детальное планирование осуществлялось в армиях и корректировалось штабом инженерных войск фронта по мере необходимости{254}. Начальник инженерных войск Волховского фронта генерал-майор инженерных войск А. Ф. Хренов помимо большого усиления 59-й армии сосредоточил семь инженерных батальонов в своем резерве, что позволяло ему при необходимости активно и быстро влиять на ход событий.

В подготовительный период главные усилия инженерных войск Ленинградского фронта были направлены на обеспечение сосредоточения ударных группировок и подготовку исходного положения для наступления. [239] Подготавливая исходное положение, инженерные войска вместе с другими родами войск в короткий срок создали широкую сеть инженерных сооружений и обеспечили возможность размещения на каждый километр фронта прорыва 1400-1500 человек. Большие работы были проведены по разведке обороны противника и уничтожению его инженерных заграждений. Только в течение двух недель с 17 по 31 декабря 1943 г. на переднем крае противника инженерными частями Ленинградского фронта было уничтожено 43 км проволочных заграждений, обезврежено 926 минных полей с общим числом мин 342921. При этом работы проводились не отдельными подразделениями, а частями и даже соединениями инженерных войск. Так, на направлении главного удара Ленинградского фронта уничтожением заграждений занимались одновременно до 5640 человек. Большие работы были проделаны инженерными войсками по обеспечению переброски войск 2-й ударной армии на ораниенбаумский плацдарм.

В течение 23-24 декабря 1943 г. силами 106-го отдельного моторизованного батальона совместо с группой водолазов 5-го тяжелого понтонного полка и 7-го водолазного отряда под руководством командира батальона майора И. И. Соломахина в районе Лисьего Носа был построен пирс и оборудованы для перевозки тяжелой техники свыше 40 барж. Ни воздушные бомбардировки, ни артиллерийские обстрелы врага не сломили воли саперов. Благодаря их самоотверженному труду за две недели на плацдарм было перевезено 59 танков Т-34, 6 танков Т-70, 5 бронемашин, свыше 70 орудий и тягачей, до 200 автомашин{255}.

Высокое мастерство и героизм показал при подготовке наступления личный состав инженерных войск Волховского фронта. Здесь особенно трудным было обеспечение сосредоточения ударной группировки 59-й армии. Как известно, наступление главных сил этой армии планировалось начать с плацдарма, захваченного нашими войсками на правом берегу реки Волхов в районе Подберезье. [240] Для переправы на плацдарм ударной группировки понтонеры 34-го, 36-го, 55-го отдельных моторизованных понтонно-мостовых батальонов и строители 136-го военно-строительного отряда оборудовали 21 переправу, в том числе 9 ледовых, 9 мостовых грузоподъемностью от 16 до 30 т и 3 паромные. Последние предназначались для переправы грузов весом свыше 30 т.

Однако наступившие холода и ледостав сделали работу паромов невозможной. Метели и морозы сводили на нет все усилия саперов по расчистке реки ото льда и снега. Переправа тяжелых грузов, и в частности танков, оказалась под угрозой срыва. В создавшихся условиях было принято решение об увеличении грузоподъемности 30-тонного наплавного моста из парка ДМП-42{256} до 50 т путем ввода дополнительных понтонов из резервного парка ДМП-41. Ценой невероятных усилий понтонеры 36-го и 55-го понтонных батальонов под руководством начальника инженерных войск 59-й армии полковника Г. А. Булахова вырубили у моста широкие полосы льда и, заполнив 26 полупонтонов водой, чтобы опустить их на нужную глубину, подвели под мост, а затем откачали из них воду. Четыре дня, без сна, в мороз, в обледенелой одежде, работали саперы. Их самоотверженность, упорство и высокая дисциплинированность победили — мост был усилен, танки и орудия вышли на исходные позиции в назначенное время{257}.

Наступление советских войск началось 14 января. С первых же часов боя ударным группировкам фронтов пришлось преодолевать большое количество естественных препятствий и искусственных заграждений. Используя труднодоступный характер местности, разрушая дороги и мосты, войска противника стремились сковать маневр наших соединений, снизить темп их продвижения и тем самым выиграть время для отхода на новые, более выгодные рубежи.

В этих условиях решающее значение приобрели быстрота ликвидации дорожно-мостовых разрушений, разведка и обезвреживание минновзрывных заграждений и сюрпризов. Учитывая требования обстановки, инженерное командование фронтов и армий сосредоточило главные усилия на обеспечении наступающих войск дорогами и на работах по разминированию. Обеспечение боевых действий соединений первого эшелона легло на плечи войсковых саперов, усиленных армейскими подразделениями лишь на тех направлениях, где действовали танки.

Боевая деятельность инженерных войск отличалась высокой активностью, творческой инициативой и самоотверженностью, что явилось результатом большой партийно-политической работы, [241] проводившейся в период подготовки среди солдат-саперов политорганами и партийными организациями соединений, частей и подразделений. Положив в основу своей работы указания Военного совета Ленинградского фронта о необходимости при любых обстоятельствах обеспечить выполнение боевой задачи, политические работники инженерных войск главное внимание сосредоточили на разъяснении личному составу особой важности инженерного обеспечения наступления в условиях лесисто-болотистой местности и воспитании у личного состава ненависти к врагу.

19 января 1944 г, противник, чтобы задержать наступление войск 42-й армии на красносельском направлении, взорвал мост через ручей и участок шоссе у деревни Ускюля. Образовавшаяся воронка диаметром 40 м и глубиной от 2 до 3 м грозила надолго задержать движение на важной армейской магистрали. На помощь пришли саперы 6-го инженерно-саперного батальона 52-й инженерно-саперной бригады. Группа саперов под командованием лейтенантов И. И. Кривова и В. С. Булки на в течение четырех часов устроила объезд разрушенного участка, а к утру 20 января полностью ликвидировала разрушение.

При восстановлении моста через реку Ижора у Веккелево рядовой 6-го инженерно-саперного батальона этой же бригады И. П. Иванов в течение 40 минут находился в ледяной воде, расчищая дно для установки рамных опор.

Обеспечивая наступление танков, саперы 8-го инженерно-саперного батальона 52-й инженерно-саперной бригады сержант А. С. Кибитченко, рядовые С. Н. Наритин и К. С. Мельников под огнем противника разведали и обозначили брод через реку Ижора в районе Новая Пудость и вывели по нему наши танки в тыл обороняющемуся врагу. И не раз в ходе наступления саперы 52-й инженерно-саперной бригады и ее командир полковник А. П. Шубин слышали от солдат и офицеров всех родов войск заслуженное «Спасибо, саперы!»{258}.

Много раз смелость и находчивость саперов спасали от разрушения памятники архитектуры, важные дорожные сооружения. Всему фронту стали известны в те дни имена героев-минеров Герасименко, Лемешева, Степанова, Барабан-щикова, Чукина, спасших от полного разрушения Константи-новский дворец в Стрельне, Грот Большого фонтана в Петергофе и многие другие памятники русского народа{259}.

Группа разведчиков 9-й штурмовой инженерно-саперной бригады, действуя в боевых порядках пехоты, смелым налетом захватила мост в районе Воробейки на дороге Новгород — Шимск, [242] предотвратив тем самым его подрыв противником. Удержав мост до подхода войск 59-й армии, саперы-разведчики обеспечили быстрое их продвижение и в числе первых вошли в Новгород.

За первые 7 дней наступления инженерными частями только в полосе 59-й армии было разминировано более 40 населенных пунктов и 60 км дорог, при этом обезврежено свыше 4 тыс. мин, фугасов и сюрпризов.

Вместе с саперами мужество и отвагу на работах по разграждению и разминированию дорог показали военные строители, в том числе женщины 131-го военно-строительного отряда Ленинградского фронта. Командиры отделений О. Н. Котова и А. М. Панфилова, рядовые А. Ф. Феклина, К. С. Кадыкова и З. М. Павловская своей самоотверженной работой сохранили от разрушения десятки километров дорог, внеся тем самым свой вклад в дело разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом{260}.

20 апреля ударные группировки 42-й и 2-й ударной армий Ленинградского фронта соединились в районе Ропши, образовав общий фронт для наступления на красногвардейском и кингисеппском направлениях. Войска 59-й армии Волховского фронта к этому же времени продвинулись на глубину свыше 20 км и освободили город Новгород. Развивая наступление на Лугу силами 59-й армии, Волховский фронт соединениями правого крыла во взаимодействии с Ленинградским фронтом начал уничтожение противника в районе Тосно, Любань, Чудово. 2-й Прибалтийский фронт (начальник инженерных войск генерал-майор инженерных войск В. Ф. Шестаков) активными действиями северо-западнее Новосокольников сковал сильную группировку противника и перерезал его коммуникацию Новосокольники — Дно{261}.

Начало широкого наступления войск Ленинградского фронта на кингисеппском, сабском и вырицком направлениях и сосредоточение главных усилий Волховского фронта для удара на Лугу с одновременным наступлением в районе Тосно потребовали изменения группировок инженерных войск фронтов.

Распоряжениями начальников инженерных войск Ленинградского и Волховского фронтов за счет фронтовых резервов и внутрифронтовых перегруппировок были усилены 67-я и 8-я армии и качественно изменен состав инженерных войск 2-й ударной, 42-й и 59-й армий. 2-я ударная армия получила из фронтового резерва 1-й гвардейский понтонно-мостовой батальон и 7-й гвардейский батальон минеров из 42-й армии. 67-я армия получила на усиление два батальона 52-й инженерно-саперной бригады. [243] В состав 8-й армии были переданы 12-я инженерно-саперная бригада, 135-й отдельный инженерно-саперный батальон. В последующем, с переходом полевого управления 8-й армии на левое крыло фронта для организации наступления в направлении Уторгаш, Плюсса, в ее состав из 59-й армии была передана 9-я штурмовая инженерно-саперная бригада. Освобождение большого количества городов и населенных пунктов резко увеличило объем работ по разминированию. В связи с этим во фронтах были созданы специальные отряды сплошного разминирования различного состава. На Ленинградском фронте в отряд разминирования входили 191-й, 192-й батальоны инженерных заграждений, 190-я рота собак-миноискателей, 34-й и 67-й отдельные батальоны собак-миноискателей.

Проведенные перегруппировки инженерных войск позволили резко повысить активность армий и перейти к широкому преследованию отходящего противника во всей полосе наступления.

Наиболее успешно наступление вели войска Ленинградского фронта. К концу января соединения 2-й ударной и 42-й армий освободили целый ряд городов и крупных населенных пунктов, в том числе города Пушкин, Слуцк, Красногвар-дейск, и вышли к реке Луга, захватив плацдармы на ее левом берегу в районе Пореч, Гостятино.

Очищая город Пушкин от фашистских захватчиков, комсорг 192-го саперного батальона 2-й инженерной бригады лейтенант Юдинов с группой саперов обнаружил внутри Екатерининского дворца подготовленные к взрыву авиабомбы. Не обращая внимания на пожар и огонь противника, саперы перерезали провода и через горящие двери вытащили бомбы на улицу{262}.

Волховский фронт вследствие большой заболоченности местности и упорного сопротивления противника в городе Луга продвигался медленно. Только войска 8-й армии, пройдя Спеховские болота, имели успех и овладели важным пунктом — станцией Передольская.

При бое в районе станции Передольская мужество и героизм проявил старшина 661-го отдельного саперного батальона 378-й стрелковой дивизии Г. И. Туруханов. Оставшись один после гибели своего отделения и будучи раненным, коммунист Туруханов с гранатой вышел навстречу вражескому танку и, жертвуя жизнью, подорвал его. За этот подвиг Г. И. Туруханову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза{263}. [244]

Маневр 8-й армии через болота обеспечивала 12-я инженерно-саперная бригада, которой командовал инженер-полковник С. А. Половнев.

С 29 января по 5 февраля саперы 12-й бригады проложили через болото колонный путь протяженностью более 24 км. Чтобы сделать болото проходимым, им пришлось выстлать хворостом 22 км пути, построить 17 мостов, оборудовать 12 бродов. По пути, сделанному бригадой, прошло около 100 танков и самоходно-артиллерийских (установок, более 2 тыс. автомашин, каждый час по нему проходило 50-60 подвод с различными грузами{264}.

В первых числах февраля войска 2-й ударной армии Ленинградского фронта форсировали реку Луга в районе Кингисеппа и, развивая наступление, вышли к реке Нарва. 42-я армия форсировала реку Луга в районе Сабска; 4 февраля ее соединения вступили в город Гдов.

Войска Волховского фронта по-прежнему вели бои на подступах к городу Луга, который был освобожден только 12 февраля совместными усилиями двух фронтов. 15 февраля решением Ставки, Верховного Главнокомандования Волховский фронт был расформирован, а его войска переданы в состав Ленинградского фронта. К этому времени наступающие армии, преследуя отходящего врага на нарвском и псковском направлениях, продвинулись от 50 до 120 км.

Преследование противника на двух, по существу изолированных, направлениях резко увеличило потребность в инженерных войсках. Имеющееся количество инженерных войск не позволяло в полной мере удовлетворить потребность частей и соединений, действующих на обоих направлениях. Поэтому начальник инженерных войск Ленинградского фронта, учитывая требования оперативной обстановки, главные усилия сосредоточил в полосе наступления 2-й ударной армии, ведущей бои на подступах к Нарве. Для обеспечения действий этой армии были направлены с псковского направления 17-я штурмовая инженерно-саперная бригада, 1-я инженерно-саперная бригада, 112-й и 365-й инженерные, 32-й и 36-й понтонные батальоны.

В дальнейшем, при подходе войск 42-й армии к псковско-островскому рубежу для обеспечения его прорыва и форсирования реки Великая на этом направлении были сосредоточены 52-я инженерно-саперная бригада, 5-й отдельный пон-тонно-мостовой полк, 106-й отдельный моторизованный инженерный батальон, 7-й гвардейский батальон минеров, 1, 62 и 539-й понтонные батальоны. Последние три батальона были сняты с нарвского направления, где войска 2-й ударной армии перешли к обороне на захваченном плацдарме{265}. [245]

К концу февраля советские войска продвинулись на псковском и новоржевском направлениях до 180 км, освободили сотни деревень и городов. В ходе полуторамесячных боев они нанесли тяжелое поражение 18-й и 16-й армиям противника, полностью освободили Ленинград от вражеской блокады и создали условия для освобождения Карелии и Прибалтики.

Большой и разносторонний вклад в дело победы под Ленинградом внесли инженерные войска. За время операций только саперами Ленинградского фронта было построено, восстановлено и отремонтировано около 3 тыс. км дорог, свыше 20 пог. км мостовых сооружений{266}.

При этом благодаря искусству саперов наряду с мостовыми и паромными переправами широкое применение в ходе наступления получили переправы по льду. По ним, несмотря на слабый лед, переправлялись не только пехота с легким вооружением, но и боевая техника весом до 16 т. Лед усиливался путем укладки вдоль реки бревен длиною 3-4 м на расстоянии 0,7-0,8 м одно от другого с последующим перекрытием их колейным настилом. Таких переправ было оборудовано свыше 15 км.

Основным средством переправы в ходе наступления тяжелой техники через крупные водные преграды были понтонные мосты и паромы. Следуя за передовыми частями, под огнем противника советские понтонеры обеспечивали быстрое продвижение ударных группировок. Так, личный состав 1-го гвардейского понтонно-мостового батальона и 5-го отдельного понтонно-мостового полка за 10-20 часов наводили тяжелые мосты через такие крупные реки, как Луга, Нарва, Плюсса. При этом из-за трудного характера пойм и берегов от 6 до 18 часов уходило на оборудование подъездов, спусков и береговых частей моста. Так, при оборудовании переправы через реку Луга в районе города Кингисепп 1-й гвардейский понтонно-мостовой батальон вынужден был из-за большой крутизны берегов (40-60°) наводить переправу в 300 м выше разрушенного моста. Для оборудования подходов к переправе пришлось построить 200 м гати через заболоченный участок и вынуть более 500 куб. м грунта при оборудовании спусков{267}.

Несмотря на обилие болот, рек и озер, важное место в деятельности инженерных войск занимал вопрос водоснабжения. Это было вызвано большими разрушениями и запущенностью основной массы источников воды.

В наиболее неблагоприятных условиях в этом отношении оказались 42-я и 67-я армии. Обеспечением их водой занимались 22-я и 34-я гидророты. [246] Действуя повзводно на направлениях наступления корпусов, они вели разведку, производили ремонт и оборудовали пункты водоснабжения. В течение первого месяца наступления 22-я гидророта ввела в эксплуатацию 350 колодцев, а в течение всей операции — 784{268}. Подлинным подвигом был труд саперов по разминированию. Только за первые десять дней наступления в полосе 2-й ударной и 42-й армий было снято и уничтожено свыше 50 тыс. противотанковых и 13 тыс. противопехотных мин и сюрпризов.

Благодаря самоотверженности саперов из всех подготовленных противником к взрыву дорог и мостов на ропшинско-красносельском направлении им было подорвано только 15 процентов. Инженерные войска провели сплошное разминирование более 50 городов и крупных поселков, в их числе Урицк, Пушкин, Петергоф, Слуцк, Красное Село, Ропша, Гатчина и около 3 тыс. сел и деревень. При этом было обезврежено свыше 140 тыс. противотанковых мин и до 16 тыс. различного рода сюрпризов{269}.

Родина высоко оценила подвиги воинов-саперов. Сотни солдат и офицеров инженерных войск Ленинградского и Волховского фронтов были награждены орденами и медалями. Наиболее отличившимся частям и соединениям инженерных войск были присвоены почетные наименования Новгородских, Гатчинских, Кингисеппских.

В лесах и болотах Карелии

Замысел наступления советских войск севернее Ленинграда предусматривал нанесение трех последовательных ударов: силами 23-й и 21-й армий Ленинградского фронта на выборгском и силами 32-й и 7-й армий Карельского фронта на медвежьегорском и свирско-раболовском направлениях. Для поддержки наступления сухопутных войск привлекались корабли Краснознаменного Балтийского флота, Ладожской и Онежской флотилий.

Освобождая Карелию, ударные группировки фронтов вели наступление на изолированных друг от друга межозерных перешейках шириной 60-300 км, имеющих ограниченное количество дорог и на две трети покрытых лесами, озерами и болотами. Указанные особенности театра военных действий резко ограничивали возможности маневра в ходе наступления и вынуждали наши ударные группировки последовательно прорывать одну оборонительную полосу за другой. Такой способ ведения боевых действий потребовал от инженерных начальников новых творческих поисков при создании [247] группировок инженерных войск, а от последних большого искусства, отваги, выдержки и настойчивости при выполнении конкретных задач инженерного обеспечения.

Подготовка операции началась еще в период ведения нашими войсками наступления под Ленинградом и Новгородом. С середины февраля из резерва Ставки и с левого крыла Ленинградского фронта на Карельский перешеек, медвежье-горское и свирское направления начали прибывать части и соединения всех родов войск. При этом инженерные войска с ходу, не дожидаясь прибытия частей других родов войск, включались в выполнение работ, связанных с подготовкой наступления.

Одной из наиболее сложных инженерных задач этого периода на Ленинградском фронте было обеспечение скрытности сосредоточения 21-й армии, прибывшей в начале июня на Карельский перешеек из резерва Ставки.

Чтобы лишить разведку противника возможности обнаружить появление новых соединений, начальник инженерных войск фронта решил все инженерные работы на переднем крае производить только силами пяти саперных батальонов, имевшихся в это время в составе 23-й армии{270}. Этими силами за 10 дней до начала операции кроме разведки было проведено сплошное разминирование участка прорыва болото Кар-вози, Финский залив; при этом снято 1.19470 мин. В это же время было построено и замаскировано 37 км дорог, а в районе выгрузки войск 21-й армии (мыс Лисий Нос) установлено 700 пог. м вертикальных масок{271}.

Проведенные мероприятия во многом способствовали введению противника в заблуждение относительно состава нашей ударной группировки и создавали благоприятные условия для подготовки войск 21-й армии к наступлению.

Планируя инженерное обеспечение наступления, начальники инженерных войск 21-й и 23-й армий — гвардии полковник А. Т. Громцев и генерал-майор инженерных войск Ф. М. Кияшко до 60 процентов сил сосредоточили на обеспечении действий первого эшелона, а остальные использовали для формирования дорожно-мостовых групп и создания резервов.

На Карельском фронте (начальник инженерных войск фронта генерал-лейтенант инженерных войск А. Ф. Хренов) в полосе наступления 7-й армии наиболее важной задачей было обеспечение форсирования реки Свирь. Выделенные для решения этой задачи 55-й, 97-й понтонно-мостовые батальоны, 1-й гвардейский корпусной, 18-й армейский саперные батальоны, [248] а затем по мере прибытия 1-я, 20-я саперные и 13-я штурмовая инженерно-саперная бригады к началу наступления провели тщательную разведку участков форсирования, заготовку переправочных средств и сплошное разминирование подходов к реке. В результате проведенных саперами работ каждая стрелковая рота первого эшелона была обеспечена 9 лодками. Для переправы техники на участке форсирования было сосредоточено 15 паромов грузоподъемностью 30-60 т и элементы мостовых конструкций для строительства моста под 30-тонные грузы{272}.

На медвежьегорском направлении войска 32-й армии готовились прорвать оборону противника в труднопроходимом озерно-лесном районе. Армия располагала кроме войсковых саперов только одним 261-м армейским инженерным батальоном.

Организуя инженерное обеспечение, начальник инженерных войск 32-й армии полковник С. И. Иванчихин при подготовке операции провел большую работу по обучению внештатных саперов из числа пехоты. К началу наступления в армии, имеющей всего четыре дивизии, было обучено саперному делу около 10 тыс. солдат всех родов войск. На них и были возложены основные работы по обеспечению наступления первого эшелона. Лишь на направлениях главных ударов полков и дивизий для проведения работ по разграждению и восстановлению мостов использовались полковые и дивизионные саперы.

261-й армейский инженерный батальон выполнял работы по разминированию и восстановлению мостов, действуя в составе дорожно-мостового отряда армии{273}.

Наступление войск 23-й и 21-й армий Ленинградского фронта началось 10 июля после мощной артиллерийской подготовки. В ходе наступления наиболее упорное сопротивление противника советские войска встретили со второй полосы обороны, оборудованной на рубеже Косела Саунасари, Холттила, Кивеннапа, Метсякюля. Количество сохранившихся от разрушений дорожных сооружений не превышало здесь 10-15 процентов. На этом же рубеже противник построил основную массу долговременных огневых точек, а также фортификационных и минновзрывных заграждений, закрывающих межозерные дефиле. В связи с увеличением объема работ по разминированию и восстановлению дорог была произведена перегруппировка сил. Вместо оборудования одним батальоном двух маршрутов теперь каждый инженерный батальон, занятый на дорожных работах, оборудовал только один маршрут. В результате самоотверженной работы дорожно-мостовых групп в течение трех дней на Карельском перешейке [249] было снято около 19 тыс. противотанковых и 11 тыс. противопехотных мин, обезврежено 93 фугаса, 226 сюрпризов, построено 12 мостов, оборудовано около 1500 пог. м объездов. Для уничтожения долговременных огневых точек противника первый эшелон 21-й армии был усилен 81, 82 и 85-м отдельными штурмовыми инженерно-саперными батальонами 17-й штурмовой инженерно-саперной бригады. 14 июня штурмовые инженерно-саперные батальоны вместе с полками первого эшелона стрелковых дивизии начали штурм второй полосы обороны на участке от Кутерселькя до берега Финского залива{274}.

1-я рота 81-го штурмового инженерно-саперного батальона под командованием капитана М. С. Михайлова наступала в направлении Ванхасаха. Форсировав реку Райвалан — Иоки, огнем из дота рота была отрезана от пехоты и танков 108-го стрелкового корпуса. Тогда капитан М. С. Михайлов с десятью саперами-штурмовиками смелым броском захватил прилегавшую к доту траншею противника, вышел по ней в тыл огневой точки и уничтожил ее. А затем, вернувшись на левый берег, поднял пехоту в атаку.

При прорыве 3-й полосы обороны наиболее трудной задачей явилось форсирование реки Вуокси 115-м стрелковым [250] корпусом 23-й армии в районе острова Васикка-Сари. Обеспечивая форсирование, 62, 159, 21 и 1-й гвардейский понтонные батальоны 9 июля 1944 г. на участке 7 км оборудовали 5 пунктов переправ и переправили первым рейсом 4 стрелковых батальона, которые быстро захватили плацдармы. В течение суток понтонеры совместно с 20-й инженерно-саперной бригадой построили на реке Вуокси 6 пристаней и мост на ряжевых опорах. С 9 по 15 июля инженерными и понтонными частями было переправлено свыше 30 тыс. человек, 34 тяжелых и 64 средних танка, 864 орудия, 930 автомашин и тракторов, около 1,5 тыс. т грузов{275}.

Быстрое наращивание сил на плацдармах позволило советским войскам сорвать попытки противника остановить наступление и создало благоприятные условия для овладения 20 июня 1944 г. войсками 21-й армии городом Выборг.

В ходе развития Выборгской операции создались благоприятные условия для перехода в наступление войск 7-й и 32-й армий Карельского фронта. В первый день наступления — 21 июня 1944 г. войска 7-й армии форсировали реку Свирь и прорвали первую полосу обороны противника, а соединения 32-й армии, сломив сопротивление вражеских арьергардов во всей 70-километровой полосе, продвинулись на 14-16 км.

Однако в последующие дни вследствие резкого увеличения количества заграждений и разрушений, а также большого количества водных преград наступление замедлилось.

Дальнейшее продвижение наших войск стало возможным только после широкого применения обходов узлов сопротивления противника небольшими группами пехоты и высадки в тылу врага тактических десантов с кораблей озерных флотилий.

Для обеспечения быстрого соединения главных сил армии с войсками, действующими во вражеском тылу, решающее значение получило быстрое восстановление дорог и мостов. На выполнение этих задач и были сосредоточены все инженерные силы и средства. Начальник инженерных войск 7-й армии генерал-майор инженерных войск А. Ф. Ильин-Миткевич на направлении действий каждой дивизии создал специальные группы разведки маршрутов. Для работ по разминированию и восстановлению дорог были привлечены 20-я, 13-я штурмовые и 1-я моторизованная инженерно-саперные бригады. Все понтонно-мостовые и мостостроительные части были сосредоточены в руках начальника инженерных войск армии. Это позволило, используя их перекатами, своевременно обеспечивать переправу соединений 7-й армии через многочисленные водные преграды. [251]

Удары десантных групп по опорным пунктам врага стыла и продвижение главных сил 32-й и 7-й армий с фронта дезорганизовывали войска противника, наносили им тяжелые потери.

Таким образом, в ходе наступательных операций Ленинградского и Карельского фронтов на Карельском перешейке, между Ладожским и Онежским озерами инженерные войска обеспечили ударным группировкам фронтов прорыв многополосной, сильно укрепленной обороны противника и продвижение на глубину до 250 км в трудных условиях лесисто-болотисто-озерной местности.

В результате успешного наступления советские войска счистили от врага большую часть территории Карело-Фин-ской ССР, полностью ликвидировали угрозу Ленинграду с севера и северо-востока и, отбросив остатки вражеских войск в глубь Финляндии, создали предпосылки для вывода ее из войны на стороне Германии.

В Прибалтике

От трех до шести оборонительных полос, подготовленных войсками 16-й и 18-й армий противника, прикрывали подступы к Таллину и Риге начиная с рубежа Нарвский залив, озеро Чудское, реки Эма-Йыги, Вяйкэ-Эма-Йыги и Лиелупе. Глубоким эшелонированием оборонительных рубежей вражеское командование рассчитывало измотать ударные группировки советских войск и удержать в своих руках побережье Балтийского моря.

Замыслом наступления советских войск предусматривалось отсечение группировки противника, находящейся в Прибалтике, от остальных сил немецко-фашистской армии с одновременным ее расчленением и уничтожением по частям. Главные усилия советских войск сосредоточивались на рижском направлении. Здесь войска 3, 2 и 1-го Прибалтийских фронтов, наступая по сходящимся направлениям на Ригу, должны были расчленить главные силы 18-й и 16-й армий противника, не допустить их отхода в Восточную Пруссию, разгромить по частям и освободить Ригу.

На таллинском направлении наступали войска 2-й ударной и 8-й армий Ленинградского фронта при поддержке Краснознаменного Балтийского флота.

Таким образом, наступление советских войск в Прибалтике представляло собой ряд наступательных операций, осуществленных силами четырех фронтов при участии Краснознаменного Балтийского флота.

В период подготовки и в ходе этих операций главные усилия инженерных войск были сосредоточены на обеспечении [252] перегруппировок и прорыва с форсированием ряда водных преград, расположенных перед передним краем и в глубине обороны противника.

Наиболее крупной перегруппировкой подготовительного периода была переброска войск 2-й ударной армии Ленинградского фронта из района Нарвы в район Тарту. Передвижение войск осуществлялось своим ходом по кратчайшему маршруту Нарва, Гдов, Пнево, Тарту.

Главной задачей инженерных войск при обеспечении этой перегруппировки была переправа соединений 2-й ударной армии через пролив шириною 2,5 км, расположенный между Чудским и Псковским озерами.

Для обеспечения переправы штабом инженерных войск Ленинградского фронта к 2 сентября в район Пнево, где была намечена переправа, были сосредоточены 5-й понтонно-мосто-вой полк, 1-й гвардейский, 12-й, 62-й отдельные понтонно-мо-стовые батальоны с парками ТМП и Н2П, 191-й и 192-й инженерные батальоны 20-й моторизованной инженерной бригады, 8 понтонов парка СП-19, 28 тендеров Краснознаменного Балтийского флота и 8-й отдельный парк инженерных машин. В течение 3-5 сентября 1944 г. в районе переправы было собрано 42 парома общей грузоподъемностью 754 т, построено 9 пирсов общей протяженностью 1160 м{276}.

Указанное количество переправочных средств и четкая организация работы инженерных частей позволили переправлять в сутки по одной стрелковой дивизии. В течение восьми суток главные силы 2-й ударной армии были полностью переправлены и своевременно сосредоточились в районе Тарту. Наступление 67-й, 1-й ударной, 54-й и 43-й армий Прибалтийских фронтов начиналось с форсирования водных преград. Подготавливая форсирование, инженерные войска особенно умело сочетали способы подготовки с конкретными условиями местности.

Так, на 3-м Прибалтийском фронте (начальник инженерных войск генерал-майор инженерных войск Н. В. Кирчев-ский) при подготовке форсирования рек Вяйкэ-Эма-Йыги и Гауя инженерные части 67-й, 1-й ударной и 54-й армий основное внимание уделяли подготовке десантных переправочных средств и заготовке элементов мостов под грузы 30-60 т{277}.

На 1-м Прибалтийском фронте для обеспечения форсирования войсками 43-й армии реки Лиелупе в период с 8 по 14 сентября силами 280-го и 197-го инженерно-саперных батальонов 28-й инженерно-саперной бригады на реках Муша и Межеле, из слияния которых образуется река Лиелупе, были построены две земляные плотины, каждая длиной около 100 м и высотой свыше 3 м. [253] В результате уровень воды в Лиелупе к началу наступления понизился с 1,2-1,5 м до 0,3-0,8 м, что позволило повсеместно форсировать ее вброд не только пехотой, но и значительной частью техники{278}.

Помимо подготовки форсирования инженерными войсками велись большие работы по закреплению рубежей и отражению контрударов противника на флангах ударных группировок. Только в войсках 2-го Прибалтийского фронта в период с 1 по 10 сентября при закреплении занятых рубежей было установлено 1172 противотанковые и 3190 противопехотных мин, построено 9180 пог. м проволочных и 1120 пог. м электризуемых заграждений.

Наступление трех Прибалтийских фронтов на рижском направлении началось 14 сентября. Наибольшего успеха в первые дни добились войска 1-го Прибалтийского фронта, где стрелковые соединения 43-й армии стремительно форсировали Лиелупе и создали благоприятные условия для ввода в сражение 3-го гвардейского механизированного корпуса. За три дня 43-я и 4-я ударная армии 1-го Прибалтийского фронта прорвали южный фас одного из наиболее сильных оборонительных рубежей противника — «Сигулда».

В трудном положении в первые дни наступления оказались войска 67-й и 1-й ударной армий 3-го Прибалтийского фронта. Вследствие сильного огневого воздействия противника инженерным частям, обеспечивающим форсирование, не удалось в намеченные сроки переправить через реку Вяйкэ-Эма-Йыги тяжелую технику, в частности танки. Наступление задержалось. Это позволило противнику подвести резервы и контратаками заставить наши войска перейти к обороне захваченных плацдармов. Только 16 сентября, после того как силами 18, 186, 58, 64, 61, 190-го инженерно-саперных, 125-го отдельного понтонно-мостового и 121-го дорожно-строительного батальонов под огнем противника были введены в строй пять тяжелых мостов, по которым переправили тяжелую технику, [254] войска 67-й армии прорвали первую полосу вражеской обороны{279}. Однако момент был потерян, и дальнейшее наступление войск 67-й армии развивалось медленно.

В создавшейся обстановке немецко-фашистское командование принимает меры к тому, чтобы остановить продвижение войск 1-го Прибалтийского фронта. Сильными контрударами юго-западнее Добеле, севернее Балдоне и упорной обороной рубежа Западной Двины в районе Яунеглава противник на некоторое время задержал наступление наших войск на рижском направлении.

В этих условиях Ставка Верховного Главнокомандования принимает решение о переносе усилий с рижского направления на мемельское. В период с 24 сентября по 4 октября в район Шяуляя были перегруппированы 4-я ударная, 43, 51, 6-я гвардейская и 5-я гвардейская танковая армии, два танковых и механизированный корпуса, вся артиллерия усиления. Кроме того, соединения 2-й гвардейской армии, в полосу которой перебрасывались главные силы фронта, рокировались на левый фланг армии к югу от Шяуляя.

Для обеспечения перегруппировки инженерным войскам 1-го Прибалтийского фронта предстояло одновременно подготовить и содержать 25 маршрутов средней протяженностью 150-250 км каждый и быть готовым к немедленному обеспечению наступления. Создавая группировку инженерных войск для обеспечения предстоящего марш-маневра, начальник инженерных войск фронта генерал-лейтенант инженерных войск В. В. Косарев стремился придать каждой армии максимальную самостоятельность в инженерном отношении как при совершении марша, так и при вступлении армий в сражение на новых операционных направлениях{280}.

Лишь в районах переправ через крупные водные преграды в помощь армиям выделялись силы и средства из фронтового резерва, главным образом средства механизации из 4-го парка инженерных машин, переправочные парки 9-й понтонно-мостовой бригады и рабочая сила 21-го управления оборонительного строительства.

Четкая работа инженерных частей в период перегруппировки, а также заблаговременное усиление армий необходимым количеством инженерных сил и средств позволили войскам 1-го Прибалтийского фронта 5 октября 1944 г. начать наступление на новом направлении и 10 октября выйти к Балтийскому морю севернее Мемеля.

Рижская группировка противника была отрезана от Восточной Пруссии. Началось ее уничтожение войсками 3-го и 2-го Прибалтийских фронтов. [255] Нанося главные удары вдоль обоих берегов реки Западная Двина, они 12 октября полностью овладели первой полосой рижского городского обвода, а 15 октября освободили столицу Советской Латвии.

В ходе боев на подступах к Риге инженерные войска обеспечили частям и соединениям 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов прорыв двух оборонительных полос городского обвода, преодоление озерного района северо-восточнее города и такой крупной реки, как Западная Двина.

При ее форсировании 125, 25 и 159-м понтонными батальонами только в районе Румпмуйжа за один день 14 октября было собрано и введено в действие 11 паромов различной грузоподъемности{281}.

Еще шли бои в городе, а части 9-й штурмовой инженерно-саперной бригады приступили к сплошному разминированию Риги. В течение первых 5 дней саперами этой бригады было снято 28 фугасов, 442 различных заряда, заложенных противником в зданиях и на улицах.

Одновременно с наступлением войск Прибалтийских фронтов на рижском направлении 17 сентября начались бои за освобождение Советской Эстонии. В этот день войска 2-й ударной армии Ленинградского фронта форсировали реку Эма-Йыги и продвинулись в глубину обороны противника от 5 до 18 км.

Успех наступления 2-й ударной армии с форсированием реки во многом был предопределен огромной работой, проделанной саперами 21-й инженерно-саперной бригады, 1-го гвардейского и 62-го понтонных батальонов. Вместе с войсковыми саперами ими было подготовлено на участке форсирования 13 десантных переправ, 12 штурмовых мостиков, 8 пунктов паромных переправ, 3 понтонных моста и элементы для строительства 3 деревянных балочных мостов. Умело используя подготовленные средства, саперы обеспечили войскам первого эшелона удар по переднему краю обороны противника одновременно 6 стрелковыми батальонами и быстрое развитие наступления в глубину. Через 30 минут после начала форсирования стала производиться переправа танков и артиллерии. К исходу первого дня на захваченные плацдармы было переправлено 96 танков и более 1 тыс. автомашин с орудиями{282}.

В дальнейшем основной задачей инженерных войск являлось восстановление дорог и мостов. За время операции по освобождению Эстонии инженерными войсками было построено 132 и отремонтировано 77 мостов. На дорогах Эстонии они сняли 731 фугас и около 7 тыс. мин{283}. [256]

Таллинская операция завершилась высадкой войск 8-й армии Ленинградского фронта на островах Даго, Муху, Эзель. В обеспечении действий войск 8-й армии по освобождению этих островов кроме войсковых саперов принимали участие 1-я инженерно-саперная бригада, 5-й понтонно-мостовой полк, 21, 34 и 1-й гвардейский отдельные понтонные батальоны. Обеспечивая высадку, понтонеры и саперы указанных частей собрали 14 паромов и переправили через пролив шириной 26 км артиллерию, грузы и автомашины 2 стрелковых дивизий, которые, освободив острова, открыли доступ кораблям Балтийского флота в Рижский залив{284}.

С выходом наших войск на побережье Балтийского моря и освобождением советской Прибалтики создались благоприятные условия для нанесения в 1945 г. завершающих ударов по логову фашистского зверя — Восточной Пруссии и Берлину. Большая заслуга в создании этих условий принадлежит инженерным войскам.

На Крайнем Севере

Поражение фашистских войск под Ленинградом, в Карелии и Прибалтике, а также выход из войны Финляндии создали благоприятную обстановку для полного освобождения от врага советского Севера.

Фашистское командование, продолжая удерживать силами 19-го горнострелкового корпуса район Печенги, стремилось обеспечить коммуникации своих войск, отходящих из Финляндии в Северную Норвегию, и максимально использовать никелевые разработки.

Оборона немецко-фашистских войск на петсамо-киркенесском направлении состояла из трех полос, оборудованных на основных направлениях долговременными сооружениями, для уничтожения которых требовались специальная подготовка и большое количество огневых средств. Кроме оборонительных сооружений серьезным препятствием для наступающих войск являлись естественные преграды.

Множество озер, труднопроходимых болот и обширные пространства, загроможденные каменными глыбами, при почти полном отсутствии дорог затрудняли как продвижение войск и расположение их на отдых, так и ведение боевых действий, особенно подвижными родами войск. Движение автотранспорта, артиллерии и танков вне дорог, без предварительной инженерной подготовки, почти всюду было невозможно.

Подготовка советских войск к наступлению началась в августе 1944 г. 26 сентября Ставка Верховного Главнокомандования [257] дала окончательную директиву о составе и задачах 14-й армии Карельского фронта, силами которой во взаимодействии с Северным флотом и Северным оборонительным районом планировалось провести операцию по разгрому петсамо-киркенесской группировки противника.

К началу наступления 14-я армия имела в своем составе 131, 99, 31-й стрелковые, 126-й и 127-й легкие стрелковые корпуса, укрепленный район, артиллерийские и танковые соединения и части. Инженерные войска насчитывали 63 инженерно-саперные и понтонные роты, 5 переправочных парков{285}.

Решением командующего армией главный удар наносился силами 131-го и 31-го стрелковых корпусов в направлении Лоустари, Печенга с одновременным обходом через тундру силами 126-го и 127-го легких стрелковых корпусов правого фланга обороняющегося противника.

Северный оборонительный район наносил удар силами 12-й и 63-й бригад морской пехоты через перешеек полуострова Средний и высаживал морские десанты в тылу противника.

Оперативное построение армии было в два эшелона. Во втором эшелоне находились 31-й стрелковый и 127-й легкий стрелковый корпуса.

Особенностью использования инженерных войск в этой операции являлась строгая целенаправленность их применения и жесткая централизация управления ими. Придавая инженерные бригады корпусам, начальник инженерных войск армии полковник Д. О. Лейчик четко определил порядок использования батальонов этих бригад. Указанная особенность была обусловлена прежде всего трудностями театра военных действий, большим объемом инженерных работ и стремлением. сосредоточить усилия инженерных войск на решении главных армейских и корпусных задач, обеспечивающих успешное ведение наступательной операции. К числу таких задач относились прежде всего дорожно-мостовые работы и разграждение.

В распределении инженерных войск обращает на себя внимание стремление оставить максимально возможное количество частей в армейском подчинении. Из имевшихся в армии 63 инженерно-саперных и понтонных рот для обеспечения наступления корпусов первого эшелона использовалось около половины, остальные находились в распоряжении начальника инженерных войск армии.

Несмотря на то что основная масса инженерных частей прибыла в состав армии в первой половине сентября, к началу наступления (7 октября) ими совместно с войсками было построено. и отремонтировано 147 км дорог, проведено [258] свыше 30 поисков, организована широкая сеть наблюдательных пунктов.

На основании данных инженерной разведки штабом инженерных войск армии были составлены и разосланы в войска схемы расположения инженерных сооружений противника с указанием наиболее выгодных путей подхода к ним. Для нарушения вражеских коммуникаций Петсамо — Тарнет, Лоустари — Ахмалахти, Пильгуярви — Никель в тыл немецко-фашистских войск были заброшены 16 диверсионных групп из состава 6-го отдельного гвардейского батальона минеров.

Единым и неразрывным процессом во всей деятельности инженерных войск в подготовительный период было систематическое и целеустремленное проведение партийно-политической работы в частях, которая была направлена прежде всего на повышение роли партийных и комсомольских организаций в подразделениях. В ротах и взводах, действующих на наиболее ответственных участках, среди личного состава была проведена большая работа по приему в партию и комсомол наиболее опытных воинов. В результате принятых мер партийно-комсомольская прослойка основных частей составляла 25-35 процентов. Правильная расстановка коммунистов и комсомольцев способствовала повышению боеспособности подразделений.

Большую помощь в политической работе командирам и политработникам оказала мурманская партийная организация. Областной комитет партии систематически посылал в войска делегации трудящихся, которые рассказывали о трудовых победах в тылу. Эти посещения свидетельствовали о единстве фронта и тыла, оказывали большое влияние на повышение боевой активности войск.

7 октября 1944 г. после мощной артиллерийской подготовки войска 14-й армии перешли в наступление. Боевая деятельность инженерных войск в ходе этой операции значительно теснее, чем в других, была связана с действиями общевойсковых, артиллерийских и танковых частей и соединений.

С первых же минут наступления инженерные подразделения 135-го и 222-го штурмовых инженерно-саперных батальонов 20-й штурмовой инженерно-саперной бригады вместе с пехотой двинулись на штурм долговременных огневых точек противника. Минеры 6-го гвардейского батальона начали взрывать дороги и мосты в тылу вражеских войск. Действуя в районе Луостари, группа минеров под командованием майора Г. А. Градова только за два дня 7 и 9 октября взорвала мост во время прохождения по нему колонны войск противника, нарушила связь и разгромила гарнизон врага в районе озера Пикку. Действовавшая на магистрали Титовка — Петсамо группа капитана Л. Д. Янкевича разрушила линию связи на участке около 600 м и подвесную дорогу на протяжении 800 м. [259]

Особенно чувствительным для противника было минирование нашими саперами дорог. Частые подрывы на минах офицеров, солдат и машин приводили к дезорганизации движения и вызывали панику в близлежащих гарнизонах{286}.

В первый день наступления советские войска прорвали главную полосу обороны противника и захватили плацдармы на реке Титовка. Теперь для успешного развития наступления в глубину вражеской обороны необходимо было обеспечить войска переправами. Однако в силу низкой технической оснащенности дорожно-мостовых отрядов и большого объема работ темп строительства дорог отставал от темпа наступления войск. Задержка дорожного строительства грозила сорвать наводку переправ, а следовательно, и дальнейшее развитие наступления. Ценой нечеловеческих усилий, перенося на руках понтоны и элементы мостов, саперы 14-й и 10-й гвардейской стрелковых дивизий и 31-го армейского инженерного батальона к утру 8 октября построили штурмовой мост и собрали два парома. Это позволило переправить пехоту с легким вооружением, расширить плацдарм и создать условия для дальнейшего развития наступления.

С выходом наших войск в район Луостари основные коммуникации 19-го горного корпуса противника оказались перерезанными. Стремясь избежать разгрома, противник, используя имеющуюся в его распоряжении дорогу Луостари — Печенга, с 12 октября начал отход. Преследуя противника, части 99-го стрелкового корпуса с ходу форсировали реку Печенга и, овладев Луостари, закрепились на ее западном берегу.

Овладение рубежом реки Печенга создавало благоприятные условия как для расширения фронта прорыва, так и для стремительного развития наступления в глубину. Важнейшей задачей инженерных войск на этом этапе являлось быстрое строительство переправ на всех участках выхода войск армии к реке.

Выполняя поставленную задачу, саперы 109-го, 64-го штурмовых, 97-го и 30-го понтонных, 31-го армейского инженерного батальонов в период с 12 по 16 октября оборудовали 10 пунктов переправ, в том числе 6 мостовых, 4 из которых вступили в строй в течение первых суток после выхода передовых частей к реке{287}.

В ходе дальнейшего преследования резко увеличилось количество разрушений и заграждений на путях отхода противника. Кроме этого, в связи с подходом наступающих войск к таким крупным водным преградам, как система озер [260] в районе Ахмалахти и фьорды, прикрывающие подступы к Киркенесу, возрастали потребности войск в тяжелых переправочных средствах.

Решительно массируя инженерные силы при выполнении дорожных и мостовых работ и тем самым сокращая их сроки, командование получило возможность быстрее высвобождать необходимые инженерные части и направлять их на решение вновь возникающих задач.

Так, 1-я моторизованная инженерная бригада, действовавшая в полосе 31-го стрелкового корпуса, после прохождения рубежа реки Печенга все свои батальоны сосредоточила на разминировании и ремонте дорог, на этих же работах была задействована и большая часть сил 20-й штурмовой инженерно-саперной бригады. К концу октября лишь одна треть армейских и приданных инженерных частей продолжала обеспечивать непосредственно боевые действия войск.

По мере приближения войск армии к рубежу озеро Салми-Ярви, Ланг-фьорд главной задачей инженерного обеспечения вновь становится форсирование. Для обеспечения форсирования в полосы наступления стрелковых корпусов, выдвигающихся к водной преграде, в короткий срок были перегруппированы все понтонные и большая часть инженерно-саперных войск армии. В частности, 131-му стрелковому корпусу были приданы 13-я штурмовая инженерно-саперная бригада и 30-й отдельный,понтонно-мостовой батальон. Действия 99-го стрелкового корпуса обеспечивали 20-я штурмовая бригада и 97-й отдельный понтонно-мостовой батальон.

Используя табельное имущество и подручные средства, инженерные войска, почти не задерживая темпа наступления, наведи переправы через озеро Салми-Ярви, Ланг-фьорд, Бек-фьорд и создали условия для штурма последнего оплота не-мецко-фашистских войск на Крайнем Севере города Киркенес.

Таким образом, в Петсамо-Киркенесской операции инженерные войска выполнили сложный комплекс работ в своеобразных условиях Крайнего Севера. При этом главными и наиболее трудоемкими задачами явилось строительство дорог и обеспечение войск переправами. В ходе операции инженерными частями с помощью личного состава других родов войск было построено 15 км автомобильных дорог, 201 км колонных путей, 33 временных моста грузоподъемностью до 16 т, 20 мостов грузоподъемностью 20 т, восстановлено и разминировано около 500 км разрушенных противником дорог, при этом снято 16 тыс. мин и обезврежено большое количество фугасов общим весом 50 т{298}. [261]

Тяжелый и благородный, труд советских саперов в этих боях явился одним из решающих вкладов в дело освобождения от иноземных захватчиков еще одной области нашей великой Родины — советского Заполярья.

Наиболее отличившимся частям — 1-й моторизованной инженерно-саперной бригаде и 30-му отдельному понтонно-мостовому батальону было присвоено почетное наименование Печенгских. Сотни солдат, сержантов и офицеров инженерных войск были награждены орденами и медалями, весь личный состав награжден медалью «За оборону Заполярья».

* * *

Большой вклад в дело освобождения северных и северо-западных областей и республик нашей Родины внесли советские инженерные войска. Благодаря их самоотверженному труду наши пехотинцы, танкисты, артиллеристы прошли через топи болот, перешагнули через полноводные реки, преодолели многочисленные заграждения врага и мощными ударами сокрушили, казалось, неприступные вражеские рубежи.

Сотни городов, сел и деревень, памятников архитектуры и промышленных сооружений были возвращены нашему народу неразрушенными благодаря самоотверженному труду воинов-саперов.

Преимущественное место в боевой деятельности инженерных войск в этих операциях занимало разминирование и дорожно-мостовые работы. При этом в отличие от других театров военных действий, где фронты и армии располагали большим количеством инженерных войск и были условия для широкого маневра силами, здесь наступление велось от рубежа к рубежу по направлениям, резко ограничивающим возможности маневра в непосредственной близости от линии фронта. Поэтому наращивание усилий на главных направлениях в ходе операции шло главным образом из глубины. Лишь в Прибалтике и частично под Ленинградом инженерные войска имели возможность в период пауз осуществлять перегруппировки с одного направления на другое.

Для восполнения недостатка инженерных сил и средств здесь, как нигде, для выполнения инженерных работ широко привлекался личный состав других родов войск.

В использовании инженерных войск обращает на себя внимание разнообразие выполняемых работ отдельными инженерными частями. Например, штурмовые бригады использовались и для штурма огневых точек при прорыве обороны, и на строительстве мостов, и на разминировании дорог и городов.

При создании группировок инженерных войск во фронтах и армиях наибольшее их количество 8 начале операции сосредоточивалось в первом эшелоне, [262] обеспечивая прорыв тактической зоны обороны противника. В дальнейшем, по мере развития наступления и возрастания объема дорожно-мостовых работ и работ по разминированию, две трети инженерных сил и средств переключались на эти работы, следуя непосредственно за наступающими войсками.

В решении конкретных инженерных задач заслуживает внимания творческий характер действий всего личного состава инженерных войск, стремление восполнить недостаток сил и средств наиболее рациональной организацией работ, внедрением смелых инженерных решений, умелым использованием местных условий и возможностей. Особенно широко это проявлялось при обеспечении форсирования и при строительстве мостов и переправ.

Высокое мастерство и беззаветная преданность всего личного состава инженерных частей и соединений позволили инженерным войскам, несмотря на трудности, с честью выполнить все возложенные на них задачи и внести достойный вклад в общее дело разгрома фашистских агрессоров на северных рубежах нашей Родины.

Дальше