Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава десятая.

На центральном направлении{216}

Применение инженерных войск летом 1944 г. в ходе осуществления главного удара Красной Армии в Белоруссии и слившегося с ним наступления в Западной Украине по сравнению с предшествующей кампанией отличалось более высоким профессиональным совершенством и возросшим влиянием его результатов на ход и исход боевых действий.

Повышение результативности в применении инженерных войск было обусловлено преимуществами новой организационной структуры, введенной весной и летом 1944 г., дальнейшим ростом степени массирования инженерных сил и средств на избранных направлениях, выработкой рациональных приемов и способов выполнения поставленных задач с тщательным учетом специфических условий обстановки.

В Белорусской и Львовско-Сандомирской операциях получили дальнейшее развитие методы осуществления маневра инженерными силами и средствами при наступлении в условиях лесисто-болотистой местности, с последовательным форсированием с ходу крупных рек, при отражении сильных контрударов противника на завершающем этапе борьбы и в ходе боевых действий на плацдармах за крупной водной преградой.

Совершенствование организационной структуры инженерных войск

Затишье, установившееся на советско-германском фронте в мае 1944 г., было непродолжительным. Советские войска усиленно готовились к решающим сражениям.

Сложность и широта стоявших задач предъявляли повышенные требования к инженерным войскам. Им нужно было обеспечивать прорыв все более совершенной системы вражеской обороны, включавшей укрепленные районы, модернизированные крепости, и наступление с преодолением многочисленных рек и болот, горных систем, обширных лесистых пространств. Организационная структура и возможности инженерных войск, как показал опыт операций второй половины 1943 г. и особенно первой половины 1944 г., не в полной мере отвечали новым условиям вооруженной борьбы. [217] Тем большим это несоответствие становилось в условиях весны 1944 г. Поэтому Ставка Верховного Главнокомандования в мае 1944 г. приняла решение о реорганизации инженерных войск.

В первой половине июня 1944 г. каждая общевойсковая армия{217} получила штатную инженерно-саперную бригаду в составе четырех инженерно-саперных батальонов, моторизованной инженерно-разведывательной роты и легкого переправочного парка. Включение в состав армии такой бригады со штабом, ротой управления и тыловыми подразделениями значительно повышало ее возможности по организации и осуществлению мероприятий инженерного обеспечения и проверке исполнения.

В мае 1944 г. инженерные бригады специального назначения были переформированы в моторизованные инженерные бригады и переданы в непосредственное подчинение начальникам инженерных войск фронтов в качестве фронтовых инженерных соединений. Каждая такая бригада{218} имела три моторизованных инженерных батальона, батальон электризуемых заграждений, роту спецминирования, командование и штаб бригады с ротой управления и тыловыми подразделениями. Она могла наиболее эффективно выполнять работы по устройству заграждений, в том числе в подвижных отрядах заграждений.

Весной 1944 г. в состав штурмовых инженерно-саперных бригад были введены батальоны ранцевых огнеметов. В это время было сформировано пять моторизованных штурмовых инженерно-саперных бригад{219}, имевших несколько меньшую штатную численность личного состава, но превосходивших обычные штурмовые инженерно-саперные бригады в подвижности за счет увеличения количества автотранспорта. В некоторые штурмовые и моторизованные штурмовые инженерно-саперные бригады, действовавшие на главных направлениях (1, 2, 4, 10, 2-я гвардейская штурмовые инженерно-саперные бригады), были введены инженерно-танковые полки с тралами ПТ-3 и полки огнеметных танков (каждый трех-ротного состава с общим числом машин в полку 20){220}. Эти мероприятия позволили значительно усилить штурмовые инженерно-саперные бригады и сделать их мощным средством содействия войскам в штурме укрепленных оборонительных полос. [218] Общее количество таких бригад обеспечивало усиление фронтов одной — тремя бригадами, что в совокупности с другими мероприятиями резко повышало возможности инженерных войск. Учитывая особое назначение штурмовых инженерно-саперных частей, их отличные действия и укомплектованность лучшим составом, 20 июня 1944 г. Верховное Главнокомандование приняло решение приравнять штурмовые инженерно-саперные бригады по всем видам довольствия к ударным соединениям Красной Армии{221}.

Весной 1944 г. были также сформированы отдельные отряды разминирования, организационно вошедшие в состав управлений оборонительного строительства, а на основе изъятых из состава штурмовых инженерно-саперных бригад рот собак-миноискателей созданы батальоны миноискателей. Личный состав расформированных к этому времени тыловых бригад разграждения привлекался к восстановительным работам в освобожденных от противника районах и передавался в распоряжение Наркомстроя.

В ходе организационных мероприятий имевшиеся во фронтах гвардейские батальоны минеров и отдельные инженерные батальоны были переданы на формирование армейских инженерно-саперных бригад. В июле — августе 1944 г. сформированы моторизованные инженерные бригады в танковых армиях. Каждая такая бригада состояла из двух моторизованных инженерных батальонов, понтонно-мостового батальона с парком Н2П и управления. Важное значение имело создание в механизированных корпусах отдельных батальонов особого назначения{222} вооруженных плавающими автомобилями.

В целом организационные мероприятия повысили роль и значение инженерных войск в успешном выполнении задач инженерного обеспечения. Однако следует иметь в виду, что моторизация инженерных войск была далеко не полной. Общий недостаток автотранспорта продолжал оказывать отрицательное влияние на маневр инженерными силами и средствами и при новой организации. В связи с невозможностью укомплектования инженерных войск по штату автомашинами в директиве начальника инженерных войск Красной Армии 18 июня 1944 г. предлагалось сократить штатное количество автомашин во всех инженерных частях на 30 процентов{223}.

Наряду с реорганизацией была осуществлена перегруппировка инженерных войск с целью решительного [219] массирования инженерных сил и средств, и особенно переправочных парков на центральном направлении. Из состава войск 2-го и 3-го Украинских и 3-го Прибалтийского фронтов выводилось 14 отдельных понтонно-мостовых батальонов с парками для создания резерва Верховного Главнокомандования и усиления фронтов, которым предстояло участвовать в разгроме центральной группировки противника{224}. В результате этих мероприятий более половины переправочных парков и понтонно-мостовых частей было сосредоточено в Белоруссии.

В ходе разгрома немецко-фашистских войск в Белоруссии

К лету 1944 г. вражеские войска создали в Белоруссии мощные оборонительные рубежи. Общая глубина подготовленной обороны достигала 250-270 км.

Разгром группы армий «Центр» был возложен на войска 1-го Прибалтийского, 3, 2 и 1-го Белорусских фронтов. Замысел операции предусматривал прорыв вражеской обороны на шести участках, окружение и уничтожение фланговых группировок противника в районах Витебска и Бобруйска, а затем и основных сил врага восточнее Минска. Белорусские партизаны получили задачу на массовое разрушение железных дорог и мостов с целью срыва маневра, подвоза и эвакуации.

К началу операции без учета войсковых саперов во фронтах имелось следующее количество инженерных батальонов: в 1-м Прибалтийском — 40, в 3-м Белорусском — 42, во 2-ом Белорусском — 27 и на правом крыле 1-го Белорусского фронта — 54. Кроме этого, фронты имели по 1-2 управления оборонительного строительства и отдельные специальные (маскировочные, гидротехнические и др.) роты. Распределение инженерных сил и средств было подчинено принципу их сосредоточения на направлениях главных ударов, что при имевшихся силах с учетом войсковых саперных частей позволило на участках прорыва армий создать плотность 7-10 инженерных рот на 1 км фронта. Общевойсковые армии имели от 60 до 70 инженерных рот, а такие армии, как 6-я гвардейская и 3-я, до 100 рот каждая. Стрелковые корпуса, действовавшие на направлениях главных ударов, получали на усиление 2, реже 3 инженерных батальона.

Готовясь к наступлению, начальники инженерных войск фронтов главные силы и средства саперов вынуждены были привлечь на строительство путей и заготовку дорожно-мостовых конструкций. Особенно трудоемкими эти работы были на 1-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах, где большая часть путей прокладывалась в лесисто-болотистой местности. [220] Так, инженерные части 1-го Прибалтийского фронта, руководимые начальником инженерных войск генерал-майором В. В. Косаревым, улучшили 530 км грунтовых дорог, построили 62 км деревянных колейных переходов, 2 км мостов и заготовили элементов щитовой дороги на 10 км{225}. На участках, где наступление должно было начинаться с форсирования рек (Проня, Друть и др.) и с преодолением болот, саперы сосредоточили к месту работ переправочные средства, детали дорожно-мостовых конструкций, средства преодоления болот. При завершении подготовки операции главные силы инженерных войск фронтов были переключены на устройство проходов в минных полях. На 3-м Белорусском фронте, где начальником инженерных войск был генерал-лейтенант Н. П. Баранов, на эти работы привлекались части 2-й гвардейской моторизованной штурмовой, 4-й штурмовой инженерно-саперных, 31, 32 и 66-й армейских инженерно-саперных бригад, 875, 877, 879 и 873-й корпусные саперные батальоны. В полосах 4 армий ими было проделано 60 проходов для танков и 453 прохода для пехоты{226}, что обеспечило одновременность атаки на всем фронте прорыва. [221]

Белорусские партизаны, осуществляя широко разработанный план, в течение всей первой половины 1944 г. наносили методические удары по врагу. Только 3-я танковая армия гитлеровцев на витебском направлении вынуждена была участвовать не менее чем в пяти боях с партизанами ежедневно.Земля горела под ногами захватчиков и в других районах.

В ночь перед наступлением советских, войск в Белоруссии партизаны провели мощный отвлекающий налет на все основные вражеские коммуникации, на несколько дней лишив немецко-фашистские войска связи со своим тылом. Из установленных партизанами 10500 мин и фугасов противнику удалось обезвредить не более одной трети{227}. Остальные мины нанесли врагу существенный урон или сковали его действия.

Грандиозное наступление в Белоруссии началось 23 июня 1944 г. С на-чалом атаки группы комендантской службы четко организовали пропуск пехоты, танков и артиллерии сопровождения через заграждения на переднем крае, а группы разграждения проделывали проходы в минных полях атакующим войскам в глубине вражеской обороны. На важнейших направлениях в полосах 6-й гвардейской, 5-й, 11-й гвардейской, 3-й и 28-й армий для проделывания проходов в ходе атаки были привлечены соответственно 119, 253, 148, 40 и 166-й инженерно-танковые полки. Лесисто-болотистая местность и дожди ограничили возможности применения тральщиков только отдельными направлениями{228}.

Инженерные и понтонно-мостовые части в ходе прорыва обороны противника свои главные усилия направили на обеспечение преодоления войсками заболоченных участков и рек. В 6-й гвардейской и 43-й армиях саперы, применяя на труднопроходимых участках местности дорожно-мостовые конструкции, за 10 часов обеспечили преодоление боевыми порядками дивизий первого эшелона бездорожной полосы глубиной 6 км. Для продвижения вторых эшелонов три дорожно-мостовых отряда 1-го Прибалтийского фронта, используя щитовые покрытия, прокладывали три дороги со средним темпом 12-13 км в сутки от переднего края до Западной Двины{229}.

В полосе 3-й армии 1-го Белорусского фронта в пойме реки Друть противник подвергал ожесточенному обстрелу и неоднократно разрушал построенные мосты и дороги. Начальник инженерных войск 3-й армии генерал-майор инженерных войск Б. А. Жилин, выдвинул к реке в полном составе две бригады: 7-ю понтонно-мостовую и 10-ю армейскую инженерно-саперную с запасом дорожно-мостовых конструкций. [222] Сосредоточение сил и средств и самоотверженная работа саперов и понтонеров позволили восстановить разрушения, переправить войска и обеспечить прорыв вражеской обороны за рекой.

Еще до окончания артиллерийской подготовки, под прикрытием переправившихся дередовых подразделений, войсковые саперы 34-й армейской инженерно-саперной бригады 49-й армии 2-го Белорусского фронта собрали 78 штурмовых мостов через реку Проня. Вслед за этим 9, 87, 92 и 122-й понтонно-мостовые батальоны навели 4 моста. Это позволило обеспечить переправу наступающих войск и успех дальнейшего наступления. Реки Бася и Реста были форсированы с ходу 25 июня. Мосты через эти реки саперы и понтонеры строили из подвезенных конструкций.

В ходе прорыва вражеской обороны действия саперов на всех фронтах отличались широким проявлением инициативы, мужества и отваги. Салеры 16-го саперного и 203-го инженерно-саперного батальонов 39-й армии при форсировании реки Лучеса захватили три моста{230}. Это позволило без задержки организовать переправу артиллерии и танков, а высвободившиеся инженерные части переключить на прокладывание путей за рекой.

В ходе боев за Витебск очень важно было не допустить разрушения моста через Западную Двину. Командир саперного взвода 875-го стрелкового полка 158-й стрелковой дивизии старший сержант Ф. Т. Блохин, возглавлявший группу саперов, выделенную для захвата моста, рискуя жизнью, предотвратил взрыв, выдернув из зарядов несколько зажигательных трубок, приведенных в действие вражескими подрывниками. Ф. Т. Блохин за этот подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза.

Решительно, с большим наступательным порывом действовали саперы и на других участках. При обеспечении форсирования Западной Двины южнее Витебска особенно отличился командир саперного взвода 82-го отдельного гвардейского саперного батальона 71-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии младший лейтенант Ф. Ф. Коновалов. Несмотря на сильный вражеский огонь, используя складную лодку, он первым форсировал реку и, не прекращая ни на минуту своей боевой работы, переправил через Западную Двину пулеметную роту. За исключительное мужество, умелую организацию переправы и бесстрашие Ф. Ф. Коновалову было присвоено звание Героя Советского Союза.

После прорыва обороны важное значение для успеха операций имела деятельность инженерных войск по обеспечению ввода в прорыв подвижных групп фронтов и армий. Наиболее организованной она была на 3-м Белорусском фронте. [223]

Выделенная для обеспечения ввода в прорыв конно-механизированной группы 4-я штурмовая инженерно-саперная бригада одновременно прокладывала четыре маршрута от переднего края до рубежа ввода в прорыв, который проходил за рекой Лучеса. На двух маршрутах 3-го гвардейского механизированного корпуса разминирование и дорожно-восстановительные работы вели 17-й и 20-й штурмовые инженерно-саперные батальоны и 253-й инженерно-танковый полк. За ними продвигались с конструкциями для строительства мостов на реке Лучеса 19-й и 18-й штурмовые инженерно-саперные батальоны. Два маршрута для 3-го гвардейского кавалерийского корпуса оборудовали роты 16-го штурмового инженерно-саперного и 879-го саперного батальонов, а с конструкциями мостов на реке Лучеса выдвигался 13-й штурмовой инженерно-саперный батальон 3-й штурмовой инженерно-саперной бригады{231}. В связи с особой трудностью подвоза мостовых конструкций к реке Военный совет 5-й армии своевременно принял решение о выделении для этой цели 120 автомашин. Это позволило прокладку путей и выдвижение необходимых инженерных сил и средств вести в темпах наступления. Пять мостов через реку Лучеса общей длиной 120 м были построены в ночь на 24 июня{232}, что обеспечило благоприятные условия для выдвижения конно-механизированной группы на рубеж ввода в прорыв и ее стремительные действия. После возведения основных мостовых переходов саперы немедленно приступили к строительству семи дублирующих мостов, которые были готовы к 17 часам 24 июня. При этом были достигнуты следующие показатели: мост длиной 25 м под грузы в 60 т саперный батальон строил за 3,5-4 часа{233}.

При обеспечении ввода в прорыв 5-й гвардейской танковой армии использовались пути, подготовленные для конно-механизированной группы. Прокладка путей от реки Лучеса до рубежа ввода осуществлялась 154-м и 193-м корпусными саперными и 377-м армейским инженерно-саперным батальонами. В ходе преследования основные силы инженерных войск сосредоточивались на обеспечении боевых действий передовых отрядов и продвижения колонн главных сил. В предвидении форсирования рек заблаговременно осуществлялись перегруппировки инженерных сил и средств. Так, в конце июня на 3-м Белорусском фронте при подходе к Березине основные инженерные силы и средства фронта были переданы в армии и сосредоточены на борисовском направлении, что позволило успешно решить задачу преодоления реки. [224]

С подходом к реке вечером 29 июня саперные подразделения из подвезенных переправочных средств оборудовали и содержали десантные переправы через Березину для пехоты и паромные для полковой артиллерии и обозов. В ночь на 1 июля инженерные части фронта приступили к устройству мостовых переправ.

В полосе 5-й армии батальоны 4-й штурмовой инженерно-саперной бригады совместно с войсковыми саперами под руководством начальника инженерных войск армии полковника М. В. Савостьянова построили через Березину два моста, усилили захваченный партизанами у противника мост, оборудовали два брода и организовали паромную переправу на плотах грузоподъемностью 10-15 т на озере Палик. По мостовым переправам в районе Брода были переправлены основные силы армии и 3-го гвардейского механизированного корпуса{234}.

В полосе 11-й гвардейской армии (начальник инженерных войск полковник М. Г. Григоренко) с 30 июня по 2 июля силами частей 8-й понтонно-мостовой, 66-й инженерно-саперной, а также частью сил 2-й гвардейской моторизованной штурмовой инженерно-саперной и 13-й моторизованной инженерной бригад было наведено, построено и содержалось пять понтонных и деревянных мостов, по которым в основном и была организована переправа главных сил 11-й гвардейской и 5-й гвардейской танковой армий, 2-го гвардейского танкового и 3-го гвардейского кавалерийского корпусов{235}, несмотря на сильное противодействие вражеской авиации.

В 31-й армии 90-й понтонно-мостовой и 202-й инженерно-саперный батальоны по наведенным мостам в Больших Ухолодах и Новоселках 1 июля обеспечили переправу корпусов первого эшелона. Переправа корпуса второго эшелона и частей усиления была осуществлена по мостам в полосе 11-й гвардейской армии{236}.

После форсирования Березины войска 3-го Белорусского фронта стремительно развивали наступление. 3 июля они во взаимодействии с 1-м Белорусским фронтом завершили окружение крупной группировки гитлеровских войск восточнее Минска.

Инженерные войска 1-го Белорусского фронта (начальник инженерных войск генерал-лейтенант А. И. Прошляков) обеспечивали выдвижение ударной группировки в район Минска при остром недостатке автотранспорта. Вся тяжесть инженерного обеспечения стремительного наступления ложилась на войсковые саперные подразделения танковых и механизированных [225] корпусов и батальоны 7-й понтонно-мостовой бригады, которые благодаря широкому маневру переправочными средствами в основном успешно справились с поставленными задачами.

Инженерные войска 2-го Белорусского фронта (начальник инженерных войск генерал-майор Б. В. Благославов), обеспечивавшие преследование отходившего противника в направлении Могилев, Березино, применялись массированно на важнейших направлениях, особенно при форсировании Днепра, восстановлении мостов на дороге Могилев — Минск и при форсировании Березины. Обеспечивая преодоление главной группировкой 49-й армии реки Днепр, особенно отличился 92-й отдельный понтонно-мостовой батальон под командованием майора А. И. Канарчика. 27 июня понтонеры под сильным огнем противника навели два понтонных моста под грузы в 30 т, чем способствовали успешным боевым действиям армии при освобождении Могилева. За совершенный подвиг 120 понтонеров были награждены орденами и медалями, а командир батальона майор А. И. Канарчик удостоен звания Героя Советского Союза.

При обеспечении наступления 1-го Прибалтийского фронта на Полоцк и Глубокое инженерные войска занимались главным образом дорожно-мостовыми работами. Ремонт и оборудование участка дороги Оболь — Полоцк, где на 30-километровом участке было разрушено 32 моста, организовывалось следующим образом. Разминирование проводили войсковые саперы; за ними следовали батальоны 9-й понтонно-мостовой бригады, которые устраивали объезды в районах разрушений и восстанавливали некоторые мосты. За понтонерами выдвигались военно-строительные отряды, производившие полное восстановление маршрута{237}.

4 июля закончился первый этап наступления в Белоруссии. Войска четырех фронтов получили новые задачи.

Динамичность развивавшихся событий потребовала от инженерных войск огромного напряжения, а от инженерных начальников гибкого переключения основных сил и средств для своевременного выполнения важнейших мероприятий инженерного обеспечения наступления.

В применении инженерных войск фронтов на втором этапе Белорусской операции, продолжавшемся до конца августа, имелись общие черты и вместе с тем проявились характерные особенности, свойственные каждому фронту. Общей характерной чертой в деятельности инженерных войск фронтов являлось сосредоточение их основных усилий на обеспечение стремительного преследования, что было связано прежде всего с обеспечением преодоления рек. [226] К концу этапа на всех фронтах большое внимание уделялось применению средств заграждений при отражении контрударов и закреплении достигнутых рубежей. Задачи по обеспечению движения выполнялись по преимуществу саперными подразделениями танковых и механизированных соединений, понтонно-мостовыми и моторизованными инженерными батальонами, в большей мере обеспеченными автотранспортом. Преобладающая же часть инженерных войск в это время успевала лишь совершать марши. Инженерные подразделения, следовавшие вместе с передовыми частями, в короткие сроки обеспечивали разведку и оборудование бродов, объездов, устройство простейших переходов, а при необходимости понтонеры наводили мосты. В ряде случаев в результате решительных действий саперы захватывали мосты через реки, вели бои с группами противника за удержание переправ, содействуя решительному преследованию. Так, саперы 121-го отдельного саперного батальона совместно с мотострелковыми подразделениями 1-го гвардейского танкового корпуса 9 июля с боем захватили переправу через реку Шара (южнее Слонима), рассеяв арьергард противника. Эти действия для гитлеровцев были настолько неожиданны, что начальник инженерной службы 9-й немецко-фашистской армии генерал-майор Шмидт, выезжавший утром из штаба армии (Волковыск) для осмотра переправы, был захвачен нашими саперами в плен{238}. Наличие исправной переправы обеспечило преодоление реки и дальнейшее стремительное преследование врага.

Наиболее характерной особенностью применения инженерных войск на 1-м Прибалтийском фронте было их длительное и активное участие в отражении вражеских контрударов. Уже с 15 июля принимались меры по подвозу мин, запасы которых находились в районе Витебска. Первая партия мин в войска

6-й-гвардейской армии (3 тыс.) поступила 20 июля{239}. В ходе Шяуляйской операции минирование применялось уже широко. Для устройства заграждений в этот период в полном составе были использованы 17-я инженерно-саперная и 10-я штурмовая инженерно-саперная бригады.

Во второй половине августа инженерными частями фронта было установлено 38 тыс. противотанковых мин и 430 фугасов на дорогах, на которых за этот период подорвались 67 танков и 5 бронетранспортеров гитлеровцев. Только в боях за местечко Жагаре на минах, установленных саперами 10-й штурмовой инженерно-саперной бригады, противник потерял 8 танков и до 100 автоматчиков{240}. [227]

С большой настойчивостью и умением действовали войсковые саперы 1-го Прибалтийского фронта на заключительном этапе Белорусской операции. Это видно из примера боев на реке Дубисса в конце июля 1944 г. Здесь отвагу и геройство проявил рядовой сапер 51-го отдельного гвардейского саперного батальона 13-го гвардейского стрелкового корпуса А. М. Плысенко. Участник боев за Перекопские позиции в 1920 и 1944 гг., Артем Михайлович и при освобождении литовской земли действовал сноровисто и отважно. Обеспечивая продвижение группы наших танков под сильным вражеским огнем, он первым ворвался на заминированный мост через реку Дубисса южнее Шяуляя и, выдернув из заряда взрывчатых веществ уже запаленную вражескими саперами зажигательную трубку, предотвратил разрушение моста. Путь танкам через Дубиссу был открыт. Но вскоре, в ходе боев на правом берегу реки, последовала контратака вражеских автоматчиков. Бывалый сапер по своему опыту знал, что на войне успех всегда сопутствует смелому и отважному. Увлекая отделение саперов, он вышел с товарищами во фланг группе автоматчиков противника и первым бросился в атаку. Контратака фашистов была сорвана. Саперы взяли в плен 35 фашистских солдат. За мужество, инициативу и бестрашие А. М. Плысенко был удостоен звания Героя Советского Союза.

Крайней напряженностью и широким размахом отличалась деятельность инженерных войск 3-го Белорусского фронта при форсировании реки Неман. Подготовка к форсированию началась за двое-трое суток до выхода к реке{241}, когда из фронтового резерва в армии передавались понтонные и инженерные части и подтягивались к реке понтонные парки.

Соединения, выходившие к реке в период с 12 по 17 июля, немедленно приступали к форсированию. Дивизионные, корпусные и частично приданные корпусам и фронтовые инженерно-саперные батальоны содержали десантные переправы. В 1-й стрелковой дивизии 11-й гвардейской армии саперы 35-го отдельного саперного батальона и 2-й гвардейской моторизованной штурмовой инженерно-саперной бригады совместно с пехотой уже в первой половине 13 июля заготовили по 60 плотов на каждый стрелковый полк, что обеспечило успешную переправу соединения{242}.

Первые понтонные мосты были наведены в ночь на 15 июля. 17 июля завершено строительство первого низководного моста в районе Судвой. Через двое суток такие мосты были во всех армиях. Противник массированными систематическими налетами авиации почти повсеместно выводил мосты из строя. Саперы и понтонеры вынуждены были вести непрерывные работы по восстановлению повреждений на мостах. [228] Только настойчивая и мужественная работа всего личного состава инженерных войск, особенно батальонов 4-й и 8-й понтонно-мостовых бригад, обеспечила непрерывность переправы войск и сорвала намерения врага.

При организации строительства мостов отличился командир 90-го отдельного понтонно-мостового батальона майор С. В. Семенов. Саперы и понтонеры, работавшие под его руководством, несмотря на неоднократные разрушения отдельных пролетов, за шесть суток построили два моста общей длиной до 500 м, обеспечив переправу главных сил 31 армии. В одну из бомбежек командир был ранен. Но и после этого он продолжал мужественно руководить работами, показывая пример беззаветного служения Родине. За подвиг, совершенный на Немане, коммунист майор С. В. Семенов был удостоен звания Героя Советского Союза.

В ожесточенных схватках с врагом инженерные части 1-го Белорусского фронта на заключительном этапе операции обеспечили успешное форсирование реки Висла южнее Варшавы и реки Нарев в нижнем течении.

В ходе обеспечения форсирования Вислы в первом броске под прикрытием дымовой завесы в 8-й гвардейской армии одновременно использовалось 86 плавающих автомобилей и до 200 лодок и понтонов. Легкие паромы двигались на веслах. Тяжелые паромы буксировались катерами{243}.

При обеспечении переправы войск через Вислу в районе Магнушева особенно успешно действовали 1-й и 4-й тяжелые понтонно-мостовые полки. По мосту и на паромах с 2 по 11 августа понтонеры переправили более 2 дивизий, около 200 танков и САУ, 830 орудий и огромное количество другой боевой техники{244}. Отважно руководил переправой войск старший помощник начальника штаба инженерных войск 8-й гвардейской армии подполковник М. А. Панков. Противник ни на минуту не прекращал артиллерийского огня, его авиация непрерывно бомбардировала переправу. М. А. Панков, пренебрегая опасностью, несколько суток подряд руководил переправой и войска своевременно преодолели реку. М. А. Панкову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Борьба на ограниченных по площади плацдармах за Вислой и Наревом была особенно ожесточенной. Сразу с захватом плацдармов потребовалось на закрепление занятых рубежей переключить не только войсковых саперов, но и часть армейских и даже приданных фронтовых инженерных частей{245}. Это позволило в августе установить на плацдармах за Вислой 75 тыс. мин. [229] На минах подорвалось 45 танков противника. Сосредоточение значительных инженерных сил и массовое минирование повысили устойчивость обороны войск на плацдармах. В конце августа 1944г. после отражения контрударов противника войска фронтов, участвовавших в Белорусской операции, и тесно взаимодействовавших с ними соседних объединений по приказу Ставки Верховного Главнокомандования перешли к обороне. Продолжая закреплять занятые рубежи, инженерные части широко применяли заграждения. Только на 3-м Белорусском фронте к 25 августа было установлено 76 тыс. противотанковых и 58 600 противопехотных мин. Одновременно проводилась огромная работа по разминированию освобожденной территории. Только при разминировании Минска подразделениями 13-й моторизованной инженерной бригады (командир полковник В. И. Железных) и 11-го гвардейского инженерно-саперного батальона (командир майор М. С. Малахов) было снято и обезврежено фугасов, установленных в зданиях и на других объектах, — 1884, противотанковых мин — 294, противопехотных мин — 329 и различных сюрпризов — 1559. Большие работы были проведены и при разминировании других освобожденных городов. Выполнением этой работы инженерные войска создавали необходимые условия для развертывания созидательной деятельности советских людей и населения союзной Польши на освобожденной земле.

При завершении освобождения Украины

В разгар Белорусской операции 13 июля войска 1-го Украинского фронта нанесли мощный удар по противнику, оборонявшемуся в Западной Украине. Инженерные войска, обеспечивая перегруппировку войск и свободу их маневра в исходных районах для наступления, при подготовке операции проложили около 500 км дорог и построили 93 моста. Саперы сняли большое количество минных полей, а для пропуска ударных групп через заграждения на переднем крае проделали 585 проходов, обезвредив около 60 тыс. мин{246}.

В ходе прорыва вражеской обороны инженерные части помогали войскам преодолевать минные поля, прокладывали пути для наступающих соединений; одновременно велась подготовка путей для ввода в прорыв подвижных групп инженерными частями 13-й и 60-й армий. Однако обстановка в полосе 60-й армии, где начальником инженерных войск был полковник З. А. Концевой, сильно осложнялась вследствие дождей и активного противодействия контратакующих групп по флангам узкого участка прорыва, образованного в рацоне Колтува. [230]

Инженерные войска прикрывали заграждениями фланги и по одному маршруту последовательно обеспечили ввод сначала трех корпусов 3-й гвардейской танковой армии, а затем еще двух корпусов 4-й танковой армии{247}. Прокладку путей, расчистку дорог от грязи и устройство жердевых и хворостяных выстилок проводили одновременно войсковые саперы, три батальона 59-й армейской инженерно-саперной, три батальона 53-й инженерно-саперной и два батальона 15-й штурмовой инженерно-саперной бригад.

Заградительные работы на флангах участка прорыва осуществляла 42-я моторизованная инженерная бригада, уже 16 июля установившая 16 минных полей, 117 управляемых фугасов и 9 пог. км электризуемых заграждений{248}. Там же минировали 241-й инженерно-саперный и 920-й корпусной саперный батальоны.

Успешно организовали инженерные войска 13-й армии (начальник инженерных войск полковник Н. В. Володин) ввод в прорыв 1-й гвардейской танковой армии (начальник инженерных войск полковник П. П. Харчевин). Подготовив четыре маршрута до рубежа ввода, саперы 13-й армии передали их инженерным частям 1-й танковой армии. Последние обеспечили продвижение танковых соединений на рубеж ввода и их решительные действия в оперативной глубине.

В ходе стремительного развития наступления наиболее напряженной была деятельность инженерных войск при обеспечении форсирования Вислы и в борьбе за сандомирский плацдарм.

Еще на подходе к Висле была проведена перегруппировка инженерных сил на сандомирское направление. К концу июля на новом направлении находилось восемь из одиннадцати понтонно-мостовых батальонов и почти девять парков Н2П (из одиннадцати). Каждая танковая и общевойсковая армии имели по два понтонно-мостовых батальона. Кроме понтонных частей и штатных инженерных частей армий для содержания переправ и строительства мостов привлекались 15-я и 16-я штурмовые инженерно-саперные бригады, дорожные части (четыре батальона в полосе 13-й армии) и военно-строительные отряды по одному на общевойсковую армию{249}.

В 13-й армии первой к реке вышла 350-я стрелковая дивизия. 29 июля в 18 часов 30 минут в первом броске переправились саперы-разведчики и группа общевойсковой разведки на двух рыбачьих лодках и четырех плотах на бочках. За ними переправилась стрелковая рота, захватившая дамбу и район Лонжек Новы. [231] В дальнейшем на паромах из лодок и на плотах саперы переправляли пехоту, полковую и дивизионную артиллерию, а ночью на складных лодках 80-й штурмовой инженерно-саперный батальон (командир батальона майор Д. А. Гапеев) совместно с войсковыми саперами на захваченный плацдарм кроме дивизионных частей переправил стрелков передового отряда 44-й гвардейской танковой бригады и 6-й мотоциклетный полк 1-й гвардейской танковой армии.

Подходившие к реке инженерные части развертывали новые пункты переправ. К 4 часам 31 июля 2 батальона 6-й понтонно-мостовой бригады на 4 паромах организовали переправу танков. К исходу дня 31 июля, несмотря на частые налеты авиации противника, понтонеры переправили 82 танка, 57 орудий, 11 бронетранспортеров, 85 автомобилей. За образцовую организацию переправы танков командир бригады полковник Я. А. Берзин был удостоен звания Героя Советского Союза. В дальнейшем, в течение 1 и 2 августа совместными усилиями понтонеров 6-й и 3-й понтонно-мостовых бригад была осуществлена переправа на плацдарм в полном составе 1-й и 3-й гвардейских танковых армий.

Переправа.танковых армий, а также соединений 13-й армии осуществлялась под личным руководством начальника инженерных войск фронта генерал-лейтенанта инженерных войск И. П. Галицкого. [232] 2 августа был построен первый комбинированный мост. В последующие дни количество мостовых-переправ непрерывно росло. 12 августа действовало 7 мостов и 6 мостов строилось. Попытки противника сорвать переправу войск прорывом в район мостов и бомбежками авиации были отбиты. Большую роль в этом сыграла героическая работа и непосредственная боевая деятельность саперов и понтонеров. При отражении контратак противника при защите переправ в районе Баранув отличились батальоны 3-й понтонно-мостовой, 19-й инженерно-саперной и 16-й штурмовой инженерно-саперной бригад{250}. За героическую оборону переправ в районе Коло звание Героя Советского Союза было присвоено командиру 3-й понтонно-мостовой бригады полковнику Н. В. Соколову.

При обеспечении форсирования Вислы воинское мастерство, сочетаемое с мужеством и отвагой, проявили многие командиры и политработники инженерных частей фронта. Вот некоторые примеры.

77-й отдельный штурмовой инженерно-саперный батальон капитана И. Е. Качалко (16-я штурмовая инженерно-саперная бригада) 30 июля обеспечивал форсирование Вислы в районе Аннополя частями 49-й стрелковой дивизии 3-й гвардейской армии. Хорошо управляемый с высот левого берега реки, огонь противника на этом участке был особенно яростным. Чтобы снизить его эффективность, капитан Качалко по своей инициативе поставил дымовую завесу. Под пеленой дыма саперам батальона удалось организовать посадку на лодки и понтоны НЛП бойцов 1-го батальона 744-го стрелкового полка и отчалить от берега. Преодолевая широкую реку, первым противоположного берега достиг расчет лодки сержанта Антона Зияева. За ним вскоре причалили все шесть понтонов. Еще два рейса — и стрелковый батальон переправлен. И когда в жестоком бою была захвачена узкая полоска левого берега, И. Е. Качалко на двух паромах под грузы 5 и 9 т начал организованно переправлять полковую и противотанковую артиллерию, минометы и боеприпасы.

Коммунисты и комсомольцы в напряженный период боя показывали образцы дисциплины, организованности, мужества и бесстрашия. Капитан И. Е. Качалко четкими распоряжениями и личной отвагой вдохновлял саперов. Командир 3-й роты батальона коммунист гвардии старший лейтенант И. А. Кулик всегда был на самых опасных (участках. Вместе с расчетами саперов работали парторг батальона лейтенант Курганов, комсорг старший лейтенант Маланин. Член бюро комсомольской организации 1-й роты командир отделения сержант Д. Т. Степанов лично проверил подходы к правому берегу реки и участки причаливания на левом берегу Вислы. [233] Под интенсивным вражеским огнем он за одну ночь сделал 10 боевых рейсов с пехотой и оружием. До рассвета 31 июля под непрекращающимся огнем противника самоотверженно действовали все подразделения батальона, успешно выполняя поставленную задачу.

За мужество и организованность, проявленные при обеспечении форсирования Вислы, капитану И. Е. Качалко, старшему лейтенанту И. А. Кулику и сержанту Д. Т. Степанову было присвоено звание Героя Советского Союза. Многие бойцы, командиры и политработники батальона, участвовавшие в обеспечении форсирования, были награждены орденами и медалями.

18-й понтонно-мостовой батальон (командир батальона майор И. Ф. Чабунин, заместитель по политической части капитан Н. Г. Кашин) первым из 3-й понтонно-мостовой бригады вечером 30 июля прибыл к Висле на участок правее 350-й стрелковой дивизии. Именно здесь, в районе Махува, требовалось переправить танки и артиллерию для отражения контратак противника на плацдарме. Разведчики батальона изыскали место для переправы танков. Было собрано и спущено на воду 2 парома. Под пеленой тумана утром и, прикрываясь дымовой завесой, днем понтонеры 31 июля переправили 50 средних танков и 6 самоходно-артиллерийских установок. Несмотря на огонь вражеской артиллерии и бомбежки авиации, героически совершал рейсы катер коммуниста рядового К. С. Роя. Трижды катер был поврежден осколками, но К. С. Рой 36 часов подряд работал на реке, не покидая его. Пламенные беседы о героизме Роя и других понтонеров на переправах проводил инструктор политотдела бригады майор С. И. Карасев, вдохновлявший понтонеров на славные подвиги и погибший смертью храбрых в районе переправы.

Личный состав 18-го понтонно-мостового батальона проявил героизм не только на переправах, но и защищая их с оружием в руках при обороне в районе Коло. Командир батальона, его заместитель по политической части и многие понтонеры получили ранения, но не покинули поля боя и не пропустили врага к переправам.

За подвиг, совершенный при обеспечении форсирования Вислы, и за оборону переправ в районе Коло личный состав 18-го понтонно-мостового батальона был награжден орденами и медалями, а командир батальона майор И. Ф. Чабунин удостоен звания Героя Советского Союза.

Бои на сандомирском плацдарме были длительными и имели весьма напряженный характер. При отражении контрударов противника инженерные войска массировались на угрожаемых направлениях. [234] 27 августа на путях атак 48-го танкового корпуса противника в районе Опатува в качестве фронтового подвижного отряда заграждений одновременно действовало 6 инженерно-саперных батальонов, которые установкой минных полей сковали маневр немецко-фашистских войск и позволили артиллерии нанести им большие потери. Сосредоточенно использовались также войсковые и армейские саперы. На самых ответственных направлениях с большим эффектом проводила устройство заграждений 16-я штурмовая инженерно-саперная бригада полковника Б. К. Кордюкова. В ходе боев за Вислой масштабы минирования постепенно расширялись. К 30 августа на плацдарме было установлено 47 тыс. противотанковых и 10 тыс. противопехотных мин. На заграждениях подорвалось 65 танков и штурмовых орудий, 48 бронетранспортеров и автомашин гитлеровцев{251}.

* * *

Решительный разгром немецко-фашистских войск летом 1944 г. на центральном направлении привел к освобождению Белоруссии, Литвы, Западной Украины и восточной части Польши. Стремительное наступление с продвижением на глубину 550-600 км создало условия для последующих ударов на восточно-прусском и варшавско-берлинском направлениях. Это была крупнейшая победа всего советского народа.

Достижению решительных целей наступления, его огромному размаху активно содействовали инженерные войска. Своей неутомимой боевой работой они обеспечили преодоление наступающими группировками многочисленных оборонительных полос, обширных лесисто-болотистых районов, ряда крупных водных рубежей и упорную борьбу на плацдармах за реками. Деятельность инженерных войск была высоко оценена Советским правительством и Верховным Главнокомандованием. Тысячи солдат и сержантов, сотни офицеров и генералов инженерных войск получили высокие награды, а десятки инженерных частей награждены орденами или удостоены почетных наименований Витебских, Оршанских, Могилевских, Бобруйских, Борисовских, Минских, Полоцких, Слуцких, Неманских, Брестских, Львовских, Рава-Русских, Перемышльских, Вислинских, Сандомирских и др.

Только на 1-м Украинском фронте 30 инженерных соединений и частей были награждены орденами и медалями, а 25 — получили почетные наименования. Из личного состава инженерных войск этого фронта 10 человек были удостоены звания Героя Советского Союза. [235]

Высоко оценивая подвиг саперов и понтонеров при обеспечении решающих ударов в Белорусской и Львовско-Сандомирской операциях, Советское правительство наградило руководящий состав инженерных войск. Орденом Суворова I степени был награжден начальник инженерных войск Красной Армии маршал инженерных войск М. П. Воробьев, Ордена Кутузова I степени были удостоены начальник штаба инженерных войск Красной Армии генерал-полковник инженерных войск К. С. Назаров, начальники инженерных войск фронтов генерал-лейтенанты инженерных войск А. И. Прошляков и И. П. Галицкий, ордена Суворова II степени — генерал-лейтенант инженерных войск В. В. Косарев, ордена Кутузова II степени — генерал-лейтенанты инженерных войск Н. П. Баранов и Б. В. Благославов.

Опыт операций целиком и полностью подтвердил целесообразность мероприятий, проведенных при подготовке операции по усилению инженерных войск и совершенствованию форм их организации. Эти мероприятия способствовали массированному использованию инженерных войск, созданию высоких их плотностей на участках прорыва и более целесообразному применению инженерных сил в масштабе армии и фронта.

На протяжении всего наступления инженерные части фронтов испытывали недостаток в автотранспорте. Сказывалась недостаточная их оснащенность инженерной техникой для производства основных работ. Вместе с тем следует отметить, что моторизация штурмовых инженерно-саперных, инженерных бригад фронтов, понтонно-мостовых частей и создание инженерно-танковых полков в целом положительно сказалась на возможностях инженерных войск и прежде всего на осуществлении ими маневра в ходе боевых действий. Маневр инженерными силами и средствами наиболее широко осуществлялся при подходе к крупным рекам (Березина, Неман, Висла) и при необходимости отражения контрударов, особенно на шяуляйском направлении и в ходе борьбы на плацдармах за Вислой.

Огромное влияние на характер боевого применения инженерных войск и особенно на распределение их усилий по видам работ оказала лесисто-болотистая местность. Основные усилия инженерных войск были направлены на устранение отрицательных качеств местности, искусственно усиливавшихся противником, и на создание благоприятных условий для наступающих войск При этом основными мероприятиями инженерного обеспечения наступления явились восстановление существующих и устройство колейных дорог, мостов, переправ. Лишь при завершении операции, когда потребовалось закрепить дастигнутые рубежи и отражать контрудары противника, инженерные войска были переключены главным образом на устройство заграждений. [236]

В ходе операций был получен опыт по обеспечению последовательного ввода в прорыв на одном направлении подвижных объединений в лесисто-болотистой местности на 3-м Белорусском фронте и двух танковых армий по одному колонному пути в узком, простреливаемом «колтувском коридоре» на 1-м Украинском фронте.

Форсирование Вислы, ожесточенная борьба на флангах войск у переправ и на плацдармах обогатила инженерные войска опытом действий в сложных условиях активной защиты противником водного рубежа силами свежих оперативных резервов.

Широкий маневр инженерными силами и средствами в ходе операций, частая смена задач и различный их характер потребовали от инженерных войск разносторонней подготовки, умения выполнять силами одного и того же подразделения все основные виды инженерных работ (мостовые, дорожные, минирование, разминирование и др.), умения вести боевые действия, знать и эффективно применять инженерную и боевую технику. Наиболее слабым местом в работе инженерных штабов и частей в операциях была связь. Радиостанции, имевшиеся в инженерных соединениях, хотя и повышали возможности в управлении, особенно в масштабе армии, но, будучи маломощными, не обеспечивали устойчивой связи. Надежным средством получения информации, отдачи указаний и контроля была служба офицеров связи и личный контакт инженерных начальников с подчиненными.

Дальше