Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава девятая.

На Правобережной Украине и в Крыму

Деятельность инженерных войск в операциях по освобождению Правобережной Украины и Крыма, проходившая в январе — мае 1944 г. на огромных пространствах от Полесья до Черного моря, большей частью в условиях разлива рек, дождей и непролазной грязи на дорогах, сковывавших ма-невр, отличалась крайней напряженностью, преодолением невероятных физических и технических трудностей и сопровождалась массовым творческим порывом личного состава при выработке наиболее целесообразных путей выполнения задач инженерного обеспечения наступления. Опыт боевого применения инженерных войск и поиска приемов и способов выполнения ими наиболее трудных задач в условиях распутицы в своем роде является уникальным.

Необходимость совершенствования организации

В конце декабря 1943 г. начинался новый, третий период войны — период полного изгнания врага с советской земли, освобождения угнетенных народов, сокрушения фашистской Германии.

Новые условия политической обстановки, поступление в войска большого количества совершенных средств вооруженной борьбы и перспектива широких наступательных действий на советской территории и за ее пределами безотлагательно требовали внесения некоторых изменений в организацию войск.

Боевая практика требовала повышения общих возможностей инженерных войск, особенно в звене армия — корпус, чтобы обеспечить независимость армейских объединений и общевойсковых соединений в инженерном отношении.

Без этого трудно было надеяться на успешное выполнение инженерных задач при развертывании широкого наступления, ибо фронт не всегда в состояний был оказать помощь армиям. [199] Нужно было организовать и более полное использование имевшейся инженерной техники.

Проанализировав возможные пути получения большего эффекта от инженерных войск и инженерной техники, начальник инженерных войск Красной Армии генерал-полковник инженерных войск М. П. Воробьев и штаб инженерных войск, возглавляемый генерал-лейтенантом инженерных войск К. С. Назаровым, уже в конце 1943 г. пришли к выводу о безусловной необходимости, во-первых, повышения степени моторизации хотя бы некоторой части инженерных соединений, чем повысить их маневроспособность и возможности; во-вторых, объединить все отдельные инженерные батальоны и часть понтонных батальонов в бригады, что позволило бы использовать их с наибольшим успехом, облегчив начальникам инженерных войск фронтов и армий управление и массирование усилий инженерных войск; в-третьих, усилить штатную группировку инженерных войск в общевойсковой армии и в стрелковом корпусе.

В январе 1944 г. начальник инженерных войск Красной Армии представил на утверждение Верховному Главнокомандованию конкретные предложения{197} в которых намечалось: 1) отдельные армейские и фронтовые инженерные батальоны свести в инженерно-саперные бригады и придавать их в оперативное подчинение армиям; 2) в состав стрелкового корпуса ввести саперный батальон с легким переправочным парком; 3) на базе инженерных бригад специального назначения и отдельных мотоинженерных батальонов сформировать моторизованные инженерные бригады по одной для каждого фронта; 4) сформировать в составе инженерных войск в целом еще три управления понтонно-мостовых бригад с ротами управления.

Во фронте предусматривалось иметь моторизованную инженерную бригаду, способную эффективно действовать в подвижных отрядах заграждений. В составе такой бригады намечалось иметь четыре моторизованных инженерных батальона, батальон электризуемых заграждений и батальон специального назначения. Для инженерного обеспечения прорыва укрепленных полос на направлении главного удара фронту предлагалось придавать от одной до трех штурмовых инженерно-саперных бригад, а для обеспечения форсирования рек — понтонно-мостовую бригаду. В армии предусматривалось иметь инженерно-саперную бригаду в составе четырех инженерно-саперных батальонов, инженерной разведывательной роты и легкого переправочного парка с необходимым количеством средств связи для управления батальонами, [200] в стрелковом корпусе — саперный батальон с легким переправочным парком.

Намечавшиеся изменения предполагалось осуществить в основном без увеличения численности инженерных войск. Только формирование саперных батальонов стрелковых корпусов требовало выделения дополнительных контингентов, численность которых достигала 30 тыс. человек.

Эти весьма целесообразные предложения были приняты Верховным Главнокомандованием, но по ряду объективных причин и главным образом вследствие недостатка автотранспорта в начале 1944 г. не были проведены в жизнь. Их осуществление с некоторыми поправками началось только в апреле 1944 г., что, несомненно, усложнило обстановку и затруднило выполнение мероприятий инженерного обеспечения в операциях зимой и весной 1944 г.

Некоторые организационные мероприятия в инженерных войсках все же были проведены. В феврале 1944 г. сформированы дополнительно к шести существовавшим три тыловые бригады разграждения. Одна из них (7-я бригада) была направлена в Днепропетровск на работы по восстановлению разрушенных заводов. В этот же период была сформирована инженерно-строительная бригада (11-я) трехбатальонного состава для ведения восстановительных работ на Днепрострое. Эти мероприятия, имевшие специальное назначение, не повысили возможностей инженерных войск фронтов.

Характеризуя состояние инженерных войск и их возможности по обеспечению наступления к началу 1944 г., следует иметь в виду также и то, что значительная часть инженерных сил Украинских фронтов продолжала находиться на содержании переправ через Днепр.

Таким образом, ко времени подготовки операций по освобождению Правобережной Украины, которыми с конца декабря 1943 г. начиналась зимняя кампания 1944 г., инженерные войска находились в крайне неблагоприятных условиях. В то же время их роль в операциях в связи с необходимостью преодоления ряда рек при разливе значительно возросла. К ним предъявлялись повышенные требования.

В этих условиях большое внимание было уделено партийно-политической работе среди личного состава инженерных частей и подразделений. Командиры, политорганы, партийные и комсомольские организации инженерных частей разъясняли воинам новые боевые задачи и совместно вырабатывали эффективные пути их выполнения. Великая цель, поставленная перед Красной Армией, — выйти на государственную границу и выбросить фашистских захватчиков за пределы Советского Союза — воодушевляла личный состав на преодоление самых больших трудностей. Возросшее число членов партии и комсомола, достигавшее, например, [201] в инженерных частях 1-го Украинского фронта 20 процентов всего личного состава, позволяло охватить партийным влиянием все создававшиеся на время боев группы инженерной разведки, разграждения, отряды обеспечения движения, подвижные отряды заграждений, подразделения, входившие в состав штурмовых групп и отрядов, и т. п.

В период подготовки наступления и в ходе начавшихся боевых действий командиры и политработники инженерных частей особое внимание обращали на подтягивание понтонных парков, широкое использование подручных переправочных средств, распространение наиболее ценного опыта,.полученного в битве за Днепр, особенно в части использования подручных средств и материалов при обеспечении форсирования рек, минирования местности при отражении контратак противника.

Под Корсунь-Шевченковским

Наступление советских войск на Правобережной Украине началось 24 декабря 1943 г. Оно вылилось в ряд операций. Деятельность инженерных войск в каждой из этих операций отличалась своими неповторимыми особенностями. Наибольшую поучительность она имела на первом этапе борьбы при разгроме противника в корсунь-шевченковском выступе.

При подготовке Корсунь-Шевченковской операции инженерные войска 1-го Украинского фронта, возглавлявшиеся генерал-майором Б. В. Благославовым, вынуждены были одновременно участвовать в выполнении ряда оперативных задач: включать силы и средства в состав ударных группировок, одновременно создававшихся на левом и правом крыле фронта для участия в названной и Луцко-Ровненской операциях; обеспечивать оборонительные действия войск центра фронта при отражении вражеских контрударов, проводившихся с уманского направления; продолжать содержание переправ на Днепре, проводя необходимые мероприятия в предвидении весеннего паводка. Естественно, что для обеспечения наступления на Звенигородку инженерных сил в составе войск левого крыла 1-го Украинского фронта оказалось явно недостаточно. В 6-й танковой армии имелись только штатные инженерные силы. 27-я и 40-я армии получили незначительное усиление. Общая плотность инженерных войск на 27-километровом участке прорыва едва превышала одну инженерную (саперную) роту на 1 км фронта.

В менее напряженной обстановке проводилось выделение инженерных сил в состав ударной группировки 2-го Украинского фронта (начальник инженерных войск генерал-майор А. Д. Цирлин), готовившей удар из района севернее Кировограда на Звенигородку. [202] Нехватка инженерных сил ощущалась и здесь. Но при сосредоточении усилий на 19-километровом участке прорыва удалось создать плотность инженерных сил пять инженерных (саперных) рот на 1 км фронта.

Выделенные для борьбы с противником, наступающим с уманского направления, инженерные силы в составе 15-й и 6-й штурмовых инженерно-саперных бригад, 4-й инженерно-саперной бригады и армейских саперов 38-й и 40-й армий массовым применением минновзрывных заграждений и активной борьбой групп минеров — охотников за танками в значительной мере сковали его действия и этим способствовали срыву вражеских планов. Одновременно врагу были нанесены ощутимые потери. Только наблюдением саперов — истребителей танков были зафиксированы подрывы на минах 39 танков, 5 штурмовых орудий, 6 бронетранспортеров и нескольких автомашин с живой силой и боеприпасами противника{198}.

Инженерные части и соединения, входившие в состав ударной группировки 1-го Украинского фронта, обеспечивали перегруппировку, ведя дорожно-мостовые и разградительные работы. Эти работы были основными и для инженерных войск, входивших в состав ударной группировки 2-го Украинского фронта. Чтобы представить характер и объем дорожно-мостовых работ, достаточно указать, что в исходных районах для наступления 4-й гвардейской и 53-й армий инженерными войсками этого фронта было отремонтировано 457 км дорог и восстановлено 25 мостов. На дорожных работах было занято более половины всех инженерных сил фронта. Большие и важдые работы инженерные войска 2-го Украинского фронта провели по выполнению плана оперативной маскировки. Ложные районы сосредоточения войск в районе Кировограда оборудовались подразделениями 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады и 25-й отдельной маскировочной ротой. В ложных районах сосредоточения было установлено 122 макета танка, 36 орудий и 200 чучел людей{199}. Вместе с танковыми и артиллерийскими подразделениями и радиостанциями в этих районах саперы поддерживали «признаки жизни», разводя костры, прокладывая следы танков и орудий и т. д.

По ложным районам сосредоточения танковых частей противник выпустил свыше 1400 снарядов, систематически производил над ними полеты авиации и держал в районе западнее Кировограда крупную группировку танковых соединений. [203]

Корсунь-Шевченковская операция началась 24-25 января 1944 г. ударами войск 2-го Украинского фронта. 26 января перешел в наступление 1-й Украинский фродт. 28 января вражеская группировка была окружена.

Ожесточенные контратаки и контрудары противника, последовавшие уже в первые дни операции с целью не допустить окружения, а затем — вырваться из котла, вызвали напряженную боевую работу подвижных отрядов заграждений С появлением угрозы на флангах наших войск подвижные отряды заграждений немедленно вступили в действие, устанавливая минные поля на угрожаемых участках. В дальнейшем для прикрытия флангов ударных группировок фронтов широко привлекались в качестве фронтовых подвижных отрядов заграждений инженерные соединения. Так, уже с 26 января для этой цели на 2-м Украинском фронте привлекается 5-я, а затем и 27-я инженерные бригады. Только в ночь на 28 января саперами этих бригад было установлено свыше 10 тыс. мин. К 5 февраля на 1-м Украинском фронте для минирования привлечена 6-я штурмовая инженерно-саперная бригада. Мины устанавливались только непосредственно на боевых курсах вражеских танков. К 15 февраля на танкоопасных направлениях было установлено саперами 1-го Украинского фронта около 30 тыс. мин и на 2-м Украинском фронте — 37 тыс. мин. На минных полях противник потерял в общей сложности 115 танков и штурмовых орудий, 15 бронетранспортеров и 48 автомашин.

После прорыва вражеской обороны главные силы инженерных войск фронтов были привлечены к прокладыванию путей. Инженерные войска 2-го Украинского фронта восстановили 820 км дорог, на которых построили 182 моста. Саперы 1-го Украинского фронта отремонтировали 690 км дорог и построили 86 мостов. В условиях распутицы при крайней ограниченности лесоматериала мерами борьбы с бездорожьем являлись очистка дорог от грязи, устройство хворостяной и фашинной выстилки. На труднопроходимых участках дорог было организовано круглосуточное дежурство тракторов для буксировки автомашин. В результате решительного сосредоточения основных инженерных сил на выполнение дорожно-мостовых работ удалось обеспечить движение автотранспорта по основным путям, а следовательно, и боевое питание войск.

Победа в Корсунь-Шевченковской операции, в достижении которой активную роль сыграли инженерные войска, имела большое значение: были сорваны контрудары противника под Уманью и уничтожена крупная группировка вражеских войск.

Почти одновременно с Корсунь-Шевченковским сражением победоносно были осуществлены войсками 1-го Украинского фронта, Луцко-Ровненская (27 января — 11 февраля) и войсками 3-го и 4-го Украинских фронтов Никопольско-Криворожская (30 января — 29 февраля) операции. [204] В этих операциях, проводившихся в условиях распутицы, инженерные войска вынуждены были свои основные усилия направить на обеспечение прокладки путей. Так, на 3-м Украинском фронте уже к 14 февраля на дорожно-мостовые работы было привлечено 87 процентов инженерных сил, имевшихся в армиях{200}. Несмотря на это, они успевали обеспечивать продвижение только войсковых частей. Регулярная же работа тыла и подвоз из-за плохого состояния дорог нарушались. Даже при наличии под руками лесоматериала, как это было в Луцко-Ровненской операции, огромные объемы работ по прокладке жердевых покрытий для инженерных войск оказались не под силу. При крайнем напряжении инженерный батальон успевал подготовить 2-2,5 км жердевой выстилки в сутки{201}.

Главными причинами такой невысокой эффективности работы инженерных частей была работа вручную и отсутствие транспорта высокой проходимости, без которого нельзя было организовать подвоз щитовых покрытий и мостовых конструкций.

В борьбе за полное освобождение Правобережной Украины и Крыма

В начале марта 1, 2 и 3-й Украинские фронты почти одновременно возобновили боевые действия в полосе от Луцка до устья Днепра. По противнику наносилось три мощных удара в общем направлении на Каменец-Подольский, Черновицы, на Умань, Яссы и на Новый Буг и далее к Днестру.

Сложными, как никогда, были задачи инженерных войск фронтов. Главное их внимание обращалось на обеспечение движения войск, форсирование рек Южный Буг, Днестр, Прут.

Планируя боевое применение инженерных войск в этом наступлении, начальники инженерных войск фронтов стремились максимум инженерных сил выделить в армии, действовавшие на направлениях главных ударов. Без учета войсковых саперов количество инженерно-саперных батальонов в общевойсковых армиях, действовавших на направлениях главных ударов, на 1-м Украинском фронте достигало 8-9, на 2-м — 6-7 и на 3-м — 9-13. Что касается усиления подвижных групп фронтов, то в каждом фронте было свое решение. На 1-м Украинском фронте к началу наступления в танковых армиях было решено иметь силы, обеспечивающие их полную самостоятельность при боевых действиях в оперативной глубине с форсированием рек, для чего кроме 2-3 инженерно-саперных батальонов, имевшихся в каждой из них, 3-я гвардейская и 4-я танковые армии получили на усиление по 1 понтонно-мостовой бригаде. [205] При таком распределении инженерных войск создавались наиболее благоприятные условия для выполнения инженерных задач в армиях, что в условиях распутицы было особенно важно.

На 2-м Украинском фронте для усиления танковых армий путем поддержки на время форсирования рек выделялось 17 инженерных батальонов.

На 3-м Украинском фронте обеспечение действий конно-механизированной группы при преодолении ею рек возлагалось на фронтовой инженерный резерв, в котором имелось 7 инженерных батальонов{202}.

Перегруппировка инженерно-саперных частей на фронтах была произведена в период с 28 февраля по 3-4 марта. Однако отсутствие вездеходного транспорта не позволило к началу операции подтянуть понтонные парки до боевых порядков войск. Поэтому понтонно-мостовые части в подавляющем большинстве не были готовы к выполнению специальных задач и могли быть использованы лишь как саперные.

4 марта 60-я и 1-я гвардейская армии 1-го Украинского фронта прорвали оборону врага на рубеже Шумское, Любар.

8 этот же день в сражение были введены 4-я и 3-я гвардейская танковые армии. Ударная группировка 7-11 марта вышла на рубеж Тернополь, Проскуров.

На обеспечение продвижения ударной группировки фронта были привлечены полностью войсковые, армейские и фронтовые саперы, понтонно-мостовые батальоны и подразделения управлений оборонительного строительства. Выполнение дорожно-мостовых работ шло медленными темпами. Профилированные и полевые дороги раскисли и оказались полностью не пригодными для пропуска колесных грузов. Вне дорог с трудом могли продвигаться только машины на гусеничном ходу. Инженерные части принимали меры по ремонту и содержанию дорог с твердым покрытием и обеспечению продвижения войск по ним. Саперы заделывали выбоины, засыпали воронки, очищали покрытие от грязи. На основных маршрутах, там, где они выходили за пределы дорог с твердым покрытием, при ремонте труднопроходимых участков применялись колейные покрытия и жердевая выстилка. Острая нехватка тракторов для перевозки ремонтных материалов сильно осложняла несение дорожной службы.

При организации дорожно-мостовых работ в условиях распутицы наиболее целесообразным оказалось централизованное использование частей инженерно-саперной бригады на одном маршруте. Рассредоточение бригады одновременно по нескольким маршрутам при огромных объемах работ давало худшие результаты и затрудняло управление подразделениями. [206]

Инженерные части, обеспечивавшие ввод в сражение и наступление 3-й гвардейской и 4-й танковых армий, продвигались с головными бригадами танковых корпусов. Они были заняты главным образом на строительстве и ремонте мостов. Саперы стремились следовать десантом на танках с целью быстрейшего выхода к рекам, захвата мостов и организации переправы по ним главных сил танковых соединений. За период до 11 марта при обеспечении наступления 3-й гвардейской танковой армии было захвачено 6 мостов; только 3-й понтонно-мостовой бригадой отремонтировано, построено и усилено 33 моста через ручьи и реки. За это же время было отремонтировало свыше 9 км дорог{203}.

12-й понтонно-мостовой батальон этой бригады, обеспечивавший наступление 13-й армии на бродском направлении, за то же время построил 6 мостов через реки Горынь и Стырь и содержал 6 паромных переправ. При оборудовании подъездов к этим переправам батальон уложил 6170 пог. м хворостяной выстилки, 500 пог. м каменного покрытия и оборудовал 26 км колонных путей.

5 марта из района Звенигородки в направлении на Умань перешла в наступление ударная группировка 2-го Украинского фронта. В первый же день вражеская оборона оказалась прорванной. Началось преследование врага.

Вечером 6 марта с выходом к реке Горный Тикич дивизионные и армейские саперы оборудовали броды, переходы для пехоты и под покровом ночи обеспечили переправу передовых отрядов. В течение 7 и 8 марта инженерные части фронта из наличных материалов построили через реку 17 деревянных низководных мостов{204} общей длиной до 550 м. Это создало благоприятные условия для наступления на уманском направлении. Однако при дальнейшем выдвижении к Южному Бугу трудности резко нарастали. В составе ударной группировки фронта имелись крупные инженерные силы{205}, но подавляющая часть переправочных средств находилась в отрыве от войск. Привлеченные для подтягивания этих средств 6 инженерных батальонов, все тракторы понтонных частей, некоторое количество артиллерийских тягачей и танков и 1200 человек местного населения обеспечили темпы продвижения парков 1-2 км в сутки. Приходилось расчищать дороги от 70-сантиметрового слоя грязи{206}. [207] Стало ясно, что, несмотря на героические усилия инженерных войск, переправочные средства своевременно подтянуть к реке не удастся. Было решено организовать форсирование на подручных средствах и с захватом плацдармов немедленно строить деревянные мосты.

Передовые отряды соединений 2-й танковой армии с десантом стрелков и саперов на танках к 23 часам 11 марта вышли к реке. В 3 км западнее Джулинки попытка внезапной атакой захватить мост не удалась. Противник успел его частично разрушить. Саперы ночью собрали 21 рыбачью лодку, построили штурмовой мост, из подручных средств связали 15 паромов{207} и к середине дня 12 марта в районах Джулинки и Гайворона обеспечили форсирование реки мотострелковыми батальонами 2-й танковой армии и передовыми отрядами 52-й армии.

Для развития успеха необходимо было срочно переправить танки. Наличные инженерные силы в составе передовых отрядов не могли обеспечить восстановление разрушенного противником моста в короткие сроки. Было решено переправить танки Т-34 по дну. Глубина реки в пункте переправы достигала 2 м, а ширина — 90 м. Саперы оборудовали брод указателями и подъездами, а танковые экипажи подготовили боевые машины к преодолению реки. Во второй половине дня 12 марта семь танков преодолели реку вброд и неожиданно для противника появились перед его боевыми порядками{208}.

Передовые части 4-й гвардейской и 5-й гвардейской танковой армий к исходу 11 марта вышли на Южный Буг и с ходу захватили мост в районе Хощевато. Саперы немедленно разминировали его и обеспечили переправу передовых частей и боевой техники.

Последующая деятельность инженерных войск по обеспечению переправы главных сил через Южный Буг протекала с 13 по 18 марта. 205-й и 357-й моторизованные инженерные батальоны 2-й танковой армии, 106-й и 109-й батальоны 5-й инженерно-саперной бригады в течение 13 марта восстановили мост в районе Джулинки.

В период с 15 по 18 марта в этом районе были построены еще два моста под легкие нагрузки, в значительной мере разгрузившие основную мостовую переправу. Противник ударами авиации несколько раз повреждал мосты, но саперы настойчиво восстанавливали разрушения, обеспечивая переправу. По мостам в Джулинке преодолели реку и основные силы 5-й гвардейской танковой армии, куда они были повернуты в связи с выходом из строя моста в районе Хощевато, восстановленного только 15 марта. [208] 6 марта возобновил наступление на николаевско-одесском направлении 3-й Украинский фронт. В предвидении форсирования рек Саксагань, Ингулец, Южный Буг батальоны 4-й и 5-й понтонно-мостовых бригад были приданы армиям. Однако понтонные средства подтягивались чрезвычайно медленно. Личный состав понтонно-мостовых батальонов вынужден был обеспечивать форсирование рек Ингул и Ингулец на подручных и трофейных переправочных средствах{209}.

В первой половине марта действия трех Украинских фронтов принесли большой успех. Стремясь избежать новой катастрофы, гитлеровцы бросили против 1-го Украинского фронта 15 дивизий. Многие инженерные части с дорожно-мостовых работ были переброшены на минирование достигнутого рубежа. С 15 по 21 марта инженерные части фронта установили 15 800 мин. На минных полях подорвалось 12 танков и большое количество другой боевой техники противника.

Используя промежутки в расположении противника, группы саперов-подрывников проникали в тыл врага и наносили гитлеровцам значительный урон. Эти группы вывели из строя 30 танков и штурмовых орудий, 6 автомашин и 2 орудия{210}.

1-й Украинский фронт 21 марта возобновил наступление. 24 марта 1-я танковая армия вышла на Днестр, а через 5 дней освободила Черновицы. 26 марта 4-я танковая армия овладела Каменец-Подольским. Пути отступления врагу на запад были перерезаны.

При подходе к Днестру на усиление 1-й танковой армии поступили 3-я понтонно-мостовая бригада и 15-й понтонно-мостовой батальон. В то время как понтонеры подтягивали к реке на тракторах переправочную технику, войсковые саперы разведали и оборудовали броды через Днестр в Устечко и Залещиках. По ним были переправлены первые танки с десантами. На лодках и плотах в районе Колодрубка (20 км восточнее Залещиков) обеспечивалась переправа, мотопехоты.

27 марта 15-й и 18-й понтонно-мостовые батальоны навели мост для переправы танков в Залещиках, а саперы восстановили высоководный мост в Устечко. Обрушенный пролет был забросан различными материалами: множество разбитых машин противника, 300 куб. м камня, свыше 200 куб. м лесоматериала, из которого, поверх созданного засыпкой основания, были сложены шпальные клетки.

В конце марта противник вышел к Залещикам и захватил переправу в Устечко. 18-й понтонно-мостовой батальон стойко оборонял в Залещиках мост, подорвал 4 танка, 2 штурмовых орудия и уничтожил до 100 гитлеровцев. В ходе Героической борьбы понтонеров вражеская авиация разрушила мост{211}. [209] Понтонеры отошли на правый берег реки, а сохранившееся переправочное имущество перебросили в Нижнюв. Наведенный в этом районе мост 2 апреля также был разрушен авиацией. В сложившейся обстановке для обеспечения бесперебойного питания 1-й танковой армии понтонеры содержали паромные переправы, а после освобождения Залещиков 16 апреля 3-я понтонно-мостовая бригада вновь в этом районе навела наплавной мост. Одновременно широким фронтом велись работы по строительству деревянных мостов. При высоких скоростях течения реки основная трудность при строительстве моста состояла в установке рам на препятствие.

В первой половине апреля перед инженерными войсками 1-го Украинского фронта встала задача срочной переброски мин на внешний и внутренний фронты окружения. В условиях труднопроходимых дорог она полностью решена не была. На внешнем фронте и активных участках внутреннего фронта окружения в период с 1 по 15 апреля было установлено 52 639 противотанковых и 7132 противопехотные мины. Более половины из этого количества мин по предложению начальника штаба инженерных войск фронта полковника Н. Ф. Слюнина было переброшено на самолетах. Но при общей протяженности только внешнего фронта 300 км (от Торчина до Устечко) саперам не удалось создать высокую плотность заграждений на путях прорыва гитлеровцев. Пробиваясь из мешка в район Бучача, на минных полях враг потерял 54 танка, 39 автомашин и 4 орудия{212}.

Войска 2-го Украинского фронта, преследуя противника от Южного Буга к Днестру, 17 и 18 марта передовыми отрядами вышли к реке в полосе 120 км. Передовые отряды 27-й и 6-й танковой армий преодолели Днестр на 150 плотах из подручных средств. На второй день армейские саперы собрали паромы из плашкоутов грузоподъемностью 4-5 т и использовали трофейную баржу. С вводом в действие большегрузных паромов переправа на плотах из бревен прекращалась. Так было и на других участках. К 25 и 26 марта, несмотря на активное противодействие авиации противника, саперы построили мосты для переправы танков. В Могилеве-Подольском была обеспечена переправа 6-й танковой армии и частей усиления 27-й армии, в Ямполе — главных сил 2-й танковой и 52-й армий, в Сороках — 5-й гвардейской танковой и 4-й гвардейской армий.

Боевой опыт, полученный инженерными войсками при форсировании Днестра, был учтен в ходе форсирования рек Прут, Серет и др. Эти реки были преодолены передовыми отрядами танковых соединений с ходу на подручных средствах, а танками — вброд. [210] Переправа главных сил была организована по деревянным мостам. Инженерные части 2-го Украинского фронта за 6 суток построили через реку Прут 11 мостов общей длиной до 1300 м и восстановили 2 частично разрушенных высоководных моста.

Успех наступления 3-го Украинского фронта на Одессу и к Днестру в значительной степени зависел от своевременного обеспечения переправы через Южный Буг. Начальник инженерных войск фронта генерал-лейтенант Л. 3. Котляр 27 марта выдвинул к реке 5 понтонно-мостовых батальонов{213} с 122 полупонтонами Н2П и верхним строением. Это позволило немедленно организовать переправу войск и боевой техники на широком фронте и развивать наступление. В районе Ак Мечети был построен комбинированный мост под тяжелые нагрузки, по которому в течение 28 и 29 марта преодолела реку боевая техника главных сил фронта. В ходе наступления к Одессе саперы настойчиво обеспечивали продвижение артиллерии и танков по бездорожью. На подступах к городу противник взорвал дамбу. Воды Куяльницкого лимана преградили путь. Работая по пояс в ледяной воде, саперы в короткий срок навели переправу. Войска с ходу захватили восточные окраины, а 10 апреля освободили весь город. Во время штурма Одессы инженерные подразделения успешно действовали в составе штурмовых групп, блокируя и уничтожая многочисленные огневые точки гитлеровцев. Много зданий и сооружений города спасли саперы, обезвредив оставленные фашистами мины.

На завершающем этапе операции форсирование Днестра началось в условиях отставания переправочных средств. Но настойчивость саперов позволила успешно выполнить и эту задачу. На собранных ими местных и трофейных переправочных средствах в первый день форсирования была обеспечена переброска за один рейс в каждой армии десанта численностью до 1400 человек. На второй день в полосе форсирования работали 45 паромов грузоподъемностью от 1 до 16 т. В последующем были развернуты работы по созданию и содержанию мостовых переправ, обеспечивших питание войск и успешные боевые действия по овладению заднестровскими плацдармами.

Еще не утихли бои на Правобережной Украине, как войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с флотом 8 апреля 1944 г. нанесли удар по крымской группировке врага. При подготовке наступления инженерные войска много внимания уделили на 4-м Украинском фронте (начальник инженерных войск фронта генерал-майор З. И. Колесников) постройке и содержанию мостовых переправ через Сиваш, [211] а в Отдельной Приморской армии (начальник инженерных войск армии генерал-майор инженерных войск Н. М. Пилипец) — строительству причалов в ходе обеспечения переправ через Керченский пролив, организации водоснабжения и развертывания войск на плацдарме. На постройку и содержание двух мостовых переправ через Сиваш (каждая протяженностью до 3 км) в условиях изменчивого режима Гнилого моря, штормовой погоды и непрерывного огневого воздействия противника в течение длительного времени были привлечены основные инженерные силы 4-го Украинского фронта: 12-я штурмовая, 7-я и 63-я инженерно-саперные, 2-я понтонно-мостовая бригады, ряд отдельных понтонно-мостовых, инженерных батальонов и военно-строительных отрядов.

В период с 10 декабря 1943 г. по 12 апреля 1944 г. противник совершил на переправы почти 1500 самолето-вылетов, сбросил более чем 8500 бомб, выпустил 3500 артиллерийских снарядов. Часто приходилось, по существу, заново строить мосты и гать — настолько значительны были разрушения. Но саперы настойчиво и методично ликвидировали все последствия вражеских ударов, обеспечивая подвоз к линии фронта различных грузов, техники и подходов войск. [212] В дамбу сивашских переправ саперы уложили десятки тысяч кубических метров привезенного грунта. Только на укрепление откосов дамбы пошло 60 тыс. мешков с землей.

Защищая дамбу от разрушений во время шторма в феврале 1944 г., саперы многими часами не выходили из воды. Рядовые коммунисты Безручко и Сливин из 63-й инженерно-саперной бригады работали непрерывно по 6 часов в ледяной воде, не допуская размыва своего участка дамбы. Подразделения капитана Барыльникова и лейтенанта Юрлова по нескольку часов не выходили из воды, укладывая настил, переправляя танки и орудия. Это был подвиг твердости духа, уверенности в безусловной необходимости выполняемых работ, подвиг людей, верящих в правоту своего священного дела.

При обеспечении бесперебойной работы сивашских мостовых переправ особенно отличился лейтенант Н. Ф. Карлов, командир взвода 59-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона 12-й штурмовой инженерно-саперной бригады, которому за исключительное мужество и отвагу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Прорыв обороны противника в Крыму был осуществлен одновременно в нескольких местах. 476 проходов в минных полях, более 10 тыс. снятых и обезвреженных мин, 53 перехода и 5 мостов на противотанковых рвах, 200 переездов через траншеи, 37 блокированных и уничтоженных дотов — вот далеко не полный итог боевой деятельности саперов при прорыве перекопских, сивашских и керченских укрепленных полос.

Настойчиво и отважно действовали саперы и при прорыве вражеской обороны. 8 апреля в районе Турецкого вала штурмоаая группа младшего лейтенанта Е. Евдокимова с восемью саперами получила задачу блокировать три дерево-земляные огневые точки противника. Под прикрытием огня штурмового отряда Евдокимов с саперами подполз к огневым точкам и подорвал две из них. Третью огневую точку саперы заставили замолчать, забросав гранатами. Действия саперов обеспечили успех атаки.

Разгромив противника на оборонительных рубежах, советские войска вскоре подошли к его укрепленным позициям под Севастополем. После тщательной подготовки 5 мая был начат штурм, закончившийся 9 мая освобождением Севастополя, а через три дня и мыса Херсонес. Особенно напряженные и кровопролитные бои развернулись 7 мая за Сапун-гору. В рядах наступающих отличались своей решительностью и отвагой саперы 12-й штурмовой инженерно-саперной бригады. Умело ликвидируя вражеские огневые точки, саперы настойчиво продвигались вперед, увлекая за собой пехоту. [213]

В первых рядах штурмующих соединений 51-й и Приморской армий саперы достигли вершины Сапун-горы. За подвиг при штурме ключевой позиции на подступах к городу 12-я Мелитопольская штурмовая инженерно-саперная бригада одной из первых среди инженерных соединений была награждена орденом Суворова II степени. За отвагу и мужество орденами и медалями был отмечен весь личный состав, непосредственно участвовавший в штурме во главе с командиром бригады полковником П. Г. Павловым, заместителем командира бригады по политической части майором Д. С. Степанидиным и начальником штаба бригады подполковником Д. С. Борисовым. Звания Героя Советского Союза был удостоен старший сержант Ф. Н. Скорятин — командир взвода 57-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона этой бригады, совершивший беспримерный подвиг. При проделывании проходов в заграждениях противника на Сапун-горе Скорятин встретился с вражеской засадой. Возникла угроза невыполнения боевой задачи. Не мешкая, отважный командир взорвал удлиненный заряд. Ценой своей жизни он открыл путь наступающим.

Смело действовали в рядах войск, наступавших на Севастополь с севера, саперы 43-й инженерной бригады специального назначения под командованием полковника И. П. Корявко. Они обеспечили успешные действия частей 2-й гвардейской армии по высадке десанта на Северную косу, а затем и форсирование Северной бухты{214}.

Блокировочная группа старшины И. Андронеыко в составе 10 саперов первой переправилась через Северную бухту и захватила плацдарм на южном ее берегу. Ведя тяжелый бой с превосходящими силами противника, саперы удержали за собой плацдарм, обеспечили высадку десанта нашей пехоты, истребив несколько солдат и офицеров противника и уничтожив кумулятивными зарядами две долговременные огневые точки с гарнизонами. В ходе боя Андроненко был два раза ранен, но до прибытия подкрепления продолжал отважно руководить боем.

В ходе штурма Севастополя из состава инженерных войск действовали 139 штурмовых групп, уничтоживших около 50 дотов противника. Более сотни групп разграждений обеспечивали продвижение наступающих войск. Они проделали 200 проходов в заграждениях и оборудовали 26 переездов через рвы. Саперы предупредили разрушение железнодорожных тоннелей. В ходе боев под Севастополем инженерные войска обезвредили более 30 тыс. мин и около 600 различных фугасов. [214]

* * *

Наступление на Правобережной Украине и в Крыму закончилось выдающейся победой советских войск.

Красная Армия вновь показала свое высокое военное искусство, одержав победу в труднейших условиях весенней распутицы, сильно осложнившей боевые действия и потребовавшей большой моральной выдержки и физического напряжения войск. Огромные успехи определялись высоким наступательным духом советских войск, их стойкостью и героизмом.

Инженерные войска проявили все эти качества. При недостаточном их количестве и слабой технической оснащенности инженерные части в основном успешно выполнили поставленные задачи по обеспечению грандиозного наступления, преодолев неимоверные трудности и показав высокую профессиональную подготовку. Боевая деятельность инженерных войск была высоко оценена Советской Родиной. Наиболее отличившемся частям и соединениям были присвоены почетные наименования Корсунь-Шевченковских, Уманских, Проскуровских, Днестровских, Сивашских, Севастопольских и др. Многие солдаты, сержанты и офицеры были награждены орденами и медалями.

В ходе операций, проведенных в распутицу и половодье, выявились характерные особенности боевого применения инженерных войск при выполнении наиболее важных задач инженерного обеспечения наступления.

В условиях отставания переправочных парков лучшие результаты в боевом применении инженерных войск при форсировании рек достигались тогда, когда с подходом передовых отрядов к реке инженерные части в армиях немедленно сосредоточивались и всем составом приступали к скоростному строительству низководных мостов для обеспечения переправы главных сил, и прежде всего танковых соединений. Только благодаря сосредоточению инженерных войск на направлении главного удара армии 2-го Украинского фронта на реке Южный Буг имели по одному деревянному мосту через 1,5-2 суток и на Днестре через 4-5 суток после выхода передовых отрядов к реке. Но там, где удавалось перебросить своевременно к реке понтонные парки, мостовые переправы на реке появлялись в два — три раза быстрее. Отсюда ясно, насколько необходимо было своевременно обеспечивать вездеходными транспортными средствами понтонные парки даже в ущерб другим мероприятиям.

При преследовании противника в условиях распутицы главные силы наступающих войск двигались по ограниченному количеству путей (один маршрут на танковый корпус). [215]

Инженерные войска оказывались в состоянии обеспечивать продвижение в этих условиях только при самом решительном сосредоточении инженерных сил и при выделении на маршрут не менее инженерно-саперной бригады.

Маневр инженерными силами и средствами был крайне затруднен не только в масштабе фронта, но и в армии. Поэтому, как правило, инженерные части усиления армий и корпусов придавались на всю глубину операции или до определенных рубежей, где они объединялись для выполнения крупных задач, например для строительства мостов. В условиях распутицы вследствие трудностей маневра сильный инженерный резерв во фронте не всегда использовался с полным эффектом.

В период распутицы подвижные отряды заграждений отставали и не успевали своевременно оказать помощь войскам при отражении танковых контратак и контрударов противника в масштабах, на которые делался расчет. В этих условиях тактика действий подвижных групп заграждений сводилась к установке отдельных мин, переносимых на руках или транспортировавшихся на танках, непосредственно на боевых курсах вражеских танков. При необходимости минирования на широком фронте в экстренных случаях переброска мин осуществлялась воздушным транспортом, но масштабы ее не могли полностью удовлетворить потребности войск.

В операциях нашел довольно широкое применение способ переправы танков по глубокому броду (до 2 м). Однако практика инженерных подразделений не дала методики разведки таких бродов.

Опыт содержания переправ через Сиваш в сложных гидрологических и боевых условиях показал, что наиболее надежными являются деревянные мосты на низких опорах. Для содержания таких переправ наряду с мерами ПВО и маскировки потребовалось постоянно иметь большие инженерные силы и неснижаемые запасы мостовых конструкций.

Неустойчивый режим рек вынудил инженерные войска строить мосты, расчитанные на пропуск паводковых вод. Возведение таких мостов с превышением прогонов над меженным уровнем в 3-4 м почти в два раза замедляло темпы строительства{215}.

Богатейший опыт инженерного обеспечения наступления в условиях весенней распутицы, полученный в операциях по освобождению Правобережной Украины и Крыма, еще раз показал слабые и сильные стороны в организации и обеспечении инженерных войск и ускорил проведение мероприятий по их дальнейшему совершенствованию. [216]

Дальше