Подвиг на Днепре
В грандиозной эпопее, развернувшейся после сражений на Курской дуге и получившей название битвы за Днепр, инженерные войска, как и вся Красная Армия, совершили мужественный подвиг, проявили массовый героизм, одновременно пройдя суровую боевую школу в решении труднейшей задачи преодолении крупной водной преграды с ходу на широком фронте. Опыт, полученный на Днепре, явился той бесценной базой, на которой осуществлялось дальнейшее совершенствование приемов и способов боевого применения инженерных войск при обеспечении форсирования рек в [177] последующих операциях Великой Отечественной войны. Вместе с тем этот опыт показал огромное влияние характера деятельности инженерных войск на методы организации наступления с преодолением рек.
Повышение возможностей инженерных войск
Уже в августе 1943 г. контрнаступление советских войск под Курском стало перерастать в общее стратегическое наступление Красной Армии. Войска Центрального, Воронежского, Степного, Юго-Западного и Южного фронтов повели наступление с целью разгрома всего южного крыла немецко-фашистского фронта. Имея в перспективе необходимость форсирования Днепра на широком фронте, советское Верховное Главнокомандование стремилось повысить возможности инженерных войск и создать наиболее благоприятные условия для их деятельности.
В двадцатых числах августа 1943 г. инженерные войска фронтов ощущали необходимость в пополнении средств инженерного вооружения, усилении материального и технического обеспечения. Наибольшую трудность составляло выдвижение переправочных средств к рекам; из-за нехватки автотранспорта и горючего, непрерывно удлинявшихся коммуникаций замедлялся темп их продвижения. Поэтому основной заботой начальника инженерных войск Красной Армии и начальников инженерных войск фронтов в этот период была забота о своевременном создании сильных группировок инженерных войск фронтов с необходимым количеством в их составе понтонно-мостовых частей с транспортными средствами, горючим и смазочными материалами для перевозки переправочных парков.
Характеризуя состояние инженерных сил и средств Красной Армии к концу августа, нельзя не отметить их крайне ограниченные возможности по сравнению с кругом встававших наиболее сложных задач инженерного обеспечения из-за явно недостаточной общей численности и ограниченной мобильности, которая затрудняла своевременное переключение инженерных частей и подразделений с выполнения одних задач инженерного обеспечения боевых действий на другие. Такое состояние инженерных войск отрицательно сказывалось на организации наступления.
В сложившейся обстановке Советское Верховное Главнокомандование наметило и провело ряд неотложных мероприятий, которые в совокупности позволили в целом успешно выполнить поставленные задачи и в Аекоторой степени на время ослабить остроту возникших противоречий между крайне ограниченными возможностями инженерных войск и возросшими задачами инженерного обеспечения. [178] Это удалось осуществить за счет максимального использования местных переправочных средств, подручных материалов, некоторого усиления инженерных войск, их наиболее целесообразного использования, и особенно за счет создания таких благоприятных оперативно-стратегических предпосылок, которые позволили в целом успешно обеспечить выполнение стоявших задач инженерного обеспечения.
В результате умело организованной разведки еще к началу сентября удалось установить проводимые гитлеровцами мероприятия по устройству разрушений в Донбассе и обороне реки Днепр. В частности, было установлено, что фашисты готовят создание «зоны пустыни» на путях наступления советских войск и что разрекламированный геббельсовской пропагандой как неприступный Восточный вал оборонительный рубеж по среднему течению Днепра и по реке Молочная, хотя и прикрывался мощной естественной преградой, но далеко не был завершен. В нем имелись существенные слабости. Опорные пункты с развитой системой заграждений противник успел подготовить лишь в районах предмостных позиций, т. е. в районах Киева, Канева, Черкасс, Кременчуга и Днепропетровска, где находились постоянные переправы через реку Днепр, а также запорожский плацдарм на Левобережье. Оборона за Днепром, в промежутках между крупными населенными пунктами, была наиболее слабой. Эти слабо подготовленные к обороне участки являлись самыми удобными для быстрого выхода к реке и ее форсирования. Нужно было использовать создавшуюся обстановку для преодоления реки на широком фронте.
Советское Верховное Главнокомандование приняло необходимые меры для создания высокого наступательного порыва и всестороннего обеспечения наступления. Стимулируя инициативные и решительные действия всего личного состава, Ставка в директиве от 9 сентября 1943 г. предлагала за успешное форсирование крупных водных преград и закрепление на плацдарме представлять отличившихся воинов к высшим правительственным наградам, а за преодоление таких рек, как Днепр (ниже Смоленска), и равных ей по трудности форсирования к присвоению звания Героя Советского Союза.
В связи с предстоящим выходом войск к Днепру большую работу во всех частях и соединениях развернули партийно-политические органы. Были разработаны планы политического обеспечения форсирования Днепра. Большая агитационная работа велась по разъяснению значения форсирования реки для срыва оборонительных планов противника. Одним из лозунгов в эти дни было: «Умей использовать все средства и возможности для переправы через Днепр!»,
Много внимания уделялось укомплектованию коммунистами и комсомольцами саперных, инженерных и понтонных подразделений, которым предстояло обеспечивать форсирование реки. Так, инженерные и саперные подразделения Воронежского фронта, обеспечивавшие боевые действия передовых отрядов соединений, выходивших к Днепру, на 50-60 процентов состояли из коммунистов и комсомольцев. Офицеры, сержанты и солдаты, участвовавшие ранее в форсировании рек, передавали свой опыт молодым саперам и понтонерам. Командиры, политработники, агитаторы разъясняли солдатам, как использовать подручные переправочные средства, как оборудовать переправы и устранять повреждения в лодках, понтонах, паромах. Вся эта работа проводилась одновременно с выполнением очередных боевых задач по обеспечению наступления саперы обезвреживали вражеские мины, ремонтировали дороги, восстанавливали взорванные врагом мосты. Использовались короткие привалы, редкие для саперов часы отдыха.
Командир отделения и помощник командира взвода 181-го отдельного моторизованного инженерного батальона старший сержант комсомолец Павел Ершов был самым молодым во взводе. При подходе к Днепру в сентябре 1943 г. ему исполнилось только 19 лет. Но это был зрелый воин. В возрасте 16 лет он вступил добровольно в ряды Красной Армии, прошел школу военного и политического воспитания в боях под Сталинградом и при форсировании Северного Донца. Комсомольцы не раз избирали его секретарем. Грудь Павла украшали орден Красной Звезды, медаль «За отвагу», знак «Отличный минер».
Короткие часы отдыха молодой командир использовал для беседы с подчиненными, разъясняя им ответственную роль, которую призваны сыграть саперы при форсировании Днепра. А когда при непосредственном подходе к Днепру взвод готовился к форсированию совместно со стрелками, Ершов настойчиво учил пехоту. «В переправочном деле нет мелочей. Здесь важно все, говорил он стрелкам. Переправляться мы будем на специальных десантных лодках. Садиться в лодки надо умеючи, а главное тихо. Перед посадкой следует хорошенько закрепить на себе оружие, снаряжение, обмундирование. В случае сильного повреждения лодки придется продолжать переправу вплавь. Туго скатанная шинель и хорошо укомплектованный вещевой мешок могут служить хорошим поплавком, помогающим солдату добраться до берега». Солдаты с большим вниманием слушали молодого, но опытного сапера. Тренировка и советы командира помогли хорошо подготовиться к бою.
Планом украинского штаба партизанского движения предусматривалось проведение мероприятий силами [180] партизанских соединений по захвату переправочных средств, чтобы с подходом советских войск к Днепру создать им наиболее благоприятные условия для его форсирования.
Одновременно с этим советское Верховное Главнокомандование принимало меры по перегруппировке инженерных и особенно понтонно-мостовых частей с переправочными средствами «а юго-западное направление.
Уже в начале сентября 1943 г. на юго-западном направлении действовали пять понтонно-мостовых бригад{181} из шести имевшихся, а в октябре сюда была переброшена из района Ленинграда и 3-я понтонно-мостовая бригада{182}. Здесь же находились все три отдельных тяжелых моторизованных понтонно-мостовых полка и большая часть отдельных понтонно-мостовых батальонов. На это направление были перегруппированы с северо-запада три понтонных батальона, несколько парков ДМП, выдвигалось и подавляющее большинство вновь формировавшихся инженерных частей и соединений. Сюда же сосредоточивалась основная масса изготовлявшихся советской промышленностью переправочных парков.
В ходе напряженной борьбы на Левобережной Украине и в Донбассе советское Верховное Главнокомандование продолжало наращивать мероприятия по усилению инженерных войск и повышению их технической оснащенности, проводило рациональную перегруппировку инженерных войск между фронтами{183}. В начале сентября 1943 г. в состав инженерных войск были включены девять отрядов подводных работ, сыгравших большую роль в подъеме затопленных на реках переправочных средств и введении их в строй. Во второй половине сентября инженерно-саперные части соединений были усилены путем формирования тридцати отдельных корпусных саперных батальонов. Этим в значительной мере повышались возможности инженерных сил тех стрелковых корпусов, в составе которых такие батальоны были сформированы. К октябрю 1943 г. в инженерные силы, находившиеся на Днепре, были включены вновь сформированные 7-я понтонно-мостовая бригада, 4-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой полк и девять батальонов собак-миноискателей. [181]
Организация усиления и перегруппировки инженерных войск, сосредоточения основных переправочных средств, их правильного использования при обеспечении форсирования Днепра осуществлялась непосредственно под руководством начальника инженерных войск Красной Армии генерал-полковника инженерных войск М. П. Воробьева, который в сентябре начале октября 1943 г. находился на юго-западном направлении. Непосредственное общение с начальниками инженерных войск фронтов и армий, командирами инженерных соединений и частей и постоянная связь с центральными управлениями позволяли ему оперативно принимать и проводить в жизнь обоснованные решения и повседневно влиять на ход инженерного обеспечения. Так, при подходе к Днепру удалось усилить инженерные войска за счет новых формирований, сосредоточить их основные силы на юго-западном направлении, создать для их действий ряд благоприятных предпосылок, способствовавших успешному выполнению задач при форсировании. Однако ограниченность автотранспорта и острая нехватка горючего и смазочных материалов в инженерных войсках вынуждала в первый момент форсирования идти не по линии применения наиболее эффективных переправочных средств, своевременная подача которых к реке в тех условиях обстановки задерживалась, а по линии массового использования войсками, выходящими к реке, наряду с возимыми легкими табельными переправочными средствами местных переправочных средств и подручных материалов. Это отрицательно сказалось на темпах переправы тяжелого оружия, на сроках сосредоточения ударных группировок войск за рекой и задерживало организацию последующего наступления с рубежа Днепра на Правобережной Украине. Но объективно другого, более целесообразного выхода из создавшегося положения тогда не было.
На Левобережной Украине, в Донбассе и при форсировании Днепра
В конце августа 1943 г. войска Центрального, Воронежского, Степного, Юго-Западного и Южного фронтов развернули наступление на 1000-километровом фронте.
Инженерные войска фронтов до первой половины сентября выполняли задачи преимущественно по инженерному обеспечению прорыва обороны, а на отдельных направлениях по обеспечению ввода в прорыв танковых и механизированных соединений и их действий при развитии наступления.
Одновременно с этим значительная часть была привлечена на разминирование освобожденных населенных пунктов, промышленных объектов, путей сообщения, шахт. Наиболее сложные задачи в этот период возникли перед инженерными [182] войсками Центрального и Южного фронтов, где был достигнут наибольший успех.
Основные силы инженерных войск Центрального фронта до 28 августа были привлечены на обеспечение боевых действий главной ударной группировки фронта на севском направлении. Но в связи с тем, что на этом направлении фронт успеха не получил, а в полосе 60-й армии наступление развивалось быстро, командующий фронтом перегруппировал на левое крыло 13-ю армию и 7-й гвардейский механизированный корпус. Для обеспечения перегруппировки и наступления войск на направлении наметившегося успеха начальник инженерных войск фронта генерал-лейтенант А. И. Прошляков спешно перенацелил и большую часть инженерных войск фронта. Своевременная перегруппировка инженерных сил и средств позволила успешно выполнить задачи инженерного обеспечения на левом крыле фронта.
Целеустремленно действовали инженерные войска Южного фронта при прорыве глубоко эшелонированной обороны гитлеровцев на реке Миус. Из 164 инженерных рот, имевшихся в составе фронта, по предложению начальника инженерных войск генерал-майора И. А. Петрова 130 рот было выделено в состав ударной группировки, наступавшей на фронте в 25 км.
Обеспечивая преодоление реки Миус, инженерные части навели и содержали более 100 переправ, в том числе 42 моста. Они проделали более 250 проходов в заграждениях противника.
Сильно развитая система заграждений противника в глубине, сочетавшаяся с массовыми разрушениями путей и промышленных предприятий, потребовала от инженерных войск большого напряжения и тщательной организации при обеспечении продвижения боевых порядков. Для разграждения путей и разминирования промышленных объектов выделялись хорошо подготовленные группы разграждения, а для восстановления путей дорожно-мостовые отряды; с целью обеспечения войск водой активно действовали гидротехнические роты. Для прикрытия флангов и стыков наступающих соединений от контратак противника подвижные отряды заграждений Южного фронта установили свыше 100 минных полей с общим количеством более 25 тыс. мин.
Немецко-фашистские войска под натиском Красной Армии в середине сентября начали общий отход за Днепр. Советские соединения неотступно преследовали врага по всему фроиту.
Ограниченное количество постоянных мостов на Днепре вынудило гитлеровцев отводить свои главные силы в разобщенных направлениях. Чтобы задержать наше продвижение и выиграть время для отвода своих главных сил за реку, [183] немецко-фашистские войска оказывали наибольшее сопротивление на направлениях, ведущих к постоянным переправам через Днепр. На других направлениях противник вел арьергардные бои слабыми силами. Вследствие этого темпы наступления армий, преследовавших противника и выходивших к Днепру, были различными. В одних армиях продвижение достигало 15 км в сутки, а на направлениях, выходящих к основным переправам, снижалось до 5 км в сутки. В этой обстановке Ставка Верховного Главнокомандования требовала выдвинуть соединения и части к реке раньше подхода главных сил противника, чтобы осуществить форсирование Днепра с ходу, без промедления, по мере выхода армий к реке и там, где противник меньше всего этого ожидает. Советские войска использовали сложившуюся обстановку. Они успешно форсировали Днепр и сорвали планы противника.
В ходе преследования основная задача инженерных войск фронтов заключалась в том, чтобы, обеспечивая в инженерном отношении стремительное наступление соединений к Днепру, одновременно с войсками подвести к реке основную группировку инженерных частей и табельные переправочные средства.
Работы, выполненные инженерными войсками при подходе к Днепру, огромны. Только инженерные войска Воронежского фронта за месяц боевых действий сняли и обезвредили свыше 84 тыс. мин, построили 388 мостов общей длиной 2390 пог. м и отремонтировали 429 мостов, суммарная протяженность которых достигала 3840 м. Было отремонтировано 1183 км дорог{184}. Не меньшие работы провели и инженерные войска других фронтов. Так, инженерные войска Южного фронта при наступлении с рубежа реки Миус и до рубежа реки Молочная построили и отремонтировали 3677 пог. м мостов, проложили 133 км колонных путей, разведали и отремонтировали 3720 км дорог.
Однако выполнение этих задач приводило к отставанию инженерных частей и парков от стремительно продвигавшихся войск, что наносило ущерб сосредоточению инженерных сил и средств для форсирования Днепра.
Подготовка инженерных войск к форсированию Днепра началась одновременно с переходом к преследованию. Во фронтах создавались группировки понтонно-мостовых частей и инженерных соединений для маневра в направлении обозначившегося успеха при форсировании реки, подтягивались тяжелые переправочные парки для наводки мостовых переправ.
В период, с 14 по 18 сентября с командирами инженерных частей фронтового подчинения и их заместителями по [184] политической части при штабах инженерных войск фронтов проводились совещания по предстоящим задачам, связанным с форсированием Днепра. Одновременно было осуществлено усиление армий понтонными, инженерными частями и переправочными средствами. Общая группировка инженерных войск создавалась в соответствии с необходимостью концентрации сил в армиях, действовавших на наиболее перспективных направлениях. Армии Воронежского и Юго-Западного фронтов, действовавшие на основных направлениях, в среднем имели по одной инженерно-саперной бригаде и по три-четыре понтонно-мостовых батальона. Усиление инженерными частями армий Степного и Центрального фронтов на основных направлениях составляло до одной инженерной бригады и одного-двух понтонных батальонов.
К моменту подхода армий к реке в каждой из них непосредственно с войсками имелось в среднем от четверти до половины легкого переправочного парка, складные или надувные лодки в количестве, обеспечивающем десантирование одного стрелкового батальона. Тяжелые переправочные парки, находясь по преимуществу в резервах фронтов, выдвигались в армии на главных направлениях. В целях увеличения обеспеченности войск переправочным имуществом массовый сбор местных переправочных средств и подручных материалов был организован на всех левобережных притоках Днепра.
Форсирование Днепра началось одновременно на широком фронте. Саперы выдвигали к реке наличные переправочные средства, совместно с войсками организовывали сбор местных переправочных средств, подручных материалов и организовывали на них преодоление реки десантными отрядами. Для переправы наряду с табельными средствами использовалось все от одиночных плотов на плащ-палатках с соломой до наспех отремонтированных рыбачьих лодок, плотов и барж. Партизаны предоставили в распоряжение войск значительное количество рыбачьих лодок и в большинстве случаев сами выполняли роль гребцов при переправе войск. На ряде же участков реки они захватили и удерживали до подхода войск паромы.
Организуя форсирование Днепра, советские войска большое взимание уделяли внезапности действий. Переправляясь под покровом ночи на участках, где у противника не было подготовлено системы огня (обычно это были менее удобные для форсирования места), наши подразделения достигали противоположного берега часто совсем без потерь. Места, где противник ожидал наших активных действий, в этой обстановке использовались для демонстративных и ложных переправ. Этим распылялось внимание противника и облегчалось достижение успеха форсирования. [185]
В полосе 13-й армии передовые подразделения в районе Мнево (110 км севернее Киева) еще 21 сентября преодолели Днепр, используя переправы, захваченные партизанами. Главные силы армии форсировали реку с рассветом 22 сентября неожиданно для противника и на второй день создали плацдарм глубиной до 35 км. Войсковые и армейские саперные части организовали восемь пунктов переправ общей грузоподъемностью 135 т за рейс. Для этого было собрано и использовалось 25 плотов из бревен и бочек, 42 рыбачьи лодки, 9 надувных лодок (А-3), 2 трофейные баржи грузоподъемностью 40 т каждая. С переправой дивизий первого эшелона начальник инженерных войск армии полковник З. И. Колесников силами войсковых и частично армейских саперов организовал обеспечение боевой деятельности соединений за рекой. Фронтовые инженерные и подходившие понтонно-мостовые батальоны с тяжелыми переправочными средствами развивали сеть паромных переправ и приступали к строительству деревянных мостов. Фронт форсирования непрерывно расширялся. Успешно форсировали Днепр и войска 60-й армии, где инженерные мероприятия умело осуществлялись под руководством начальника инженерных войск полковника З. А. Концевого. К концу сентября войска Центрального фронта преодолели Днепр на протяжении 90 км.
При форсировании Днепра 60-й армией севернее Ясногородки особенно отличилась рота 21-го отдельного понтонно-мостового батальона под командованием старшего лейтенанта С. Ф. Лиховидова.
В конце сентября 1943 г. шел напряженный бой за правобережный плацдарм, захваченный частями армии южнее устья Припяти. Отбивая атаки превосходящих сил врага, командир десанта срочно просил подкрепления. Только что прибывшей понтонной роте старшего лейтенанта Лиховидова была поставлена задача немедля, не дожидаясь темноты, переправить через Днепр десант.
Проведя разведку и выбрав для скрытного сосредоточения и спуска на воду понтонов Н2П удобный затон, откуда внезапно можно было выскочить на просторы Днепра, Лиховидов под маскирующей пеленой усилившегося дождя организовал спуск на воду трех понтонов. Пока подтягивалась пехота, на понтонах были укреплены подвесные двигатели. На первом понтоне у руля сел сам Лиховидов, на втором он приказал управлять лейтенанту Широкову, а на третьем сержанту Смирнову.
Как только десант погрузился, понтоны на веслах тихо отчалили от берега. Перед выходом из затона на просторы Днепра по команде Лиховидова одновременно были заведены двигатели. Понтоны с десантом на предельной скорости шли к правому берегу. От разрывов мин и снарядов вокруг [186] понтонов то и дело поднимались фонтаны воды. Огневой смерч все теснее смыкался вокруг смельчаков. При подходе к правому берегу понтон сержанта Смирнова был пробит. Лейтенант Широков получил тяжелое ранение. Получили повреждение двигатель и борт на понтоне Лиховидова. Бесстрашный командир быстро и решительно принял необходимые меры. По его команде пробоины были закрыты шинелями и из понтонов вычерпана вода. Несмотря ни на что, переправа продолжалась. Последние десятки метров первый понтон шел на веслах. Десант был высажен своевременно.
После этого Лиховидов организовал прорыв понтонов через завесу огня к левому берегу. Трое суток без перерыва несли свою вахту понтонеры; пока не выполнили полностью свою задачу, они не ушли на отдых. За бесстрашие, мужество и высокую организованность при выполнении боевой задачи весь личный состав, участвовавший в боевой вахте, был награжден орденами, а командир понтонной роты 21-го отдельного понтонно-мостового батальона старший лейтенант С. Ф. Лиховидов удостоен звания Героя Советского Союза.
Примерно в такой же последовательности, с неменьшей напористостью и сноровкой обеспечивали форсирование Днепра и инженерные войска Воронежского фронта, руководимые начальником инженерных войск фронта генерал-майором Ю. В. Бордзиловским. В ночь на 22 сентября передовые части и войсковые саперы 3-й гвардейской танковой армии, где начальником инженерных войск был полковник М. В. Онучин, с ходу преодолели реку к юго-востоку от Киева, в районе Великого Букрина. Они умело использовали рыбачьи лодки, бревна и другие подручные средства, выдвинутые к реке саперами и подготовленные на месте партизанами отряда имени В. И. Чапаева. Одновременно с 3-й гвардейской танковой армией в районе букринской излучины правее ее начали форсировать Днепр войска 40-й армии (начальник инженерных войск полковник А. П. Петров), а левее 47-й (начальник инженерных войск полковник А. А. Водоватов). Противник на этом направлении вел сильный артиллерийский огонь, его авиация группами в 40-50 самолетов бомбила войска при переправе и на плацдармах. Саперы смело и неутомимо переправляли войска и технику, проявляя подлинный массовый героизм. Вот типичный пример. Почти сутки с крайним напряжением сил на переправе работал командир отделения 101-го отдельного саперного батальона 30-й стрелковой дивизии сержант А. Г. Черноморец. Часто попадая под обстрел, он умело выводил лодку из-под огня и неизменно с успехом совершал рейсы, перевозя на правый берег личный состав, оружие и боеприпасы, а обратно раненых. В одном из рейсов лодка получила несколько пробоин. Бывалый сапер не растерялся. [187] Приказав переправляемым пулеметчикам заткнуть пробоины, он быстро вывел лодку из-под огня и благополучно завершил очередной рейс. За упорство, мастерство, находчивость, мужество и бесстрашие саперу сержанту А. Г. Черноморцу было присвоено звание Героя Советского Союза.
23 сентября в район букринской излучины подошли 20-й и 134-й понтонно-мостовые батальоны с тяжелыми переправочными парками. С этого дня началась переправа танков и тяжелой артиллерии через Днепр, которая в последующие дни непрерывно расширялась в связи с подвозом резервных переправочных средств и понтонно-мостовых частей. К концу сентября через Днепр были переправлены главные силы армий. В начале октября инженерные войска создали на Днепре разветвленную и трудноуязвимую систему десантных, паромных и мостовых переправ под различные грузы.
В конце сентября севернее Киева, в районе Лютежа, форсировали Днепр и войска 38-й армии (начальник инженерных войск полковник Н. В. Крисанов).
Крупного успеха при форсировании Днепра достигли войска Степного фронта, где начальником инженерных войск был полковник А. Д. Цирлин. При подходе к Днепру главные силы фронта были нацелены на участки, значительно удаленные от основных переправ противника, что застало врага врасплох и создало для работы инженерных войск на реке наиболее благоприятные условия. Разрушением же моста в Кременчуге наши войска затруднили противнику отход.
Первыми вступили на правый берег северо-западнее Верхне-Днепровска войска 7-й гвардейской армии (начальник инженерных войск генерал-майор В. Я. Пляскин). В ночь на 25 сентября после короткой подготовки войсковые и армейские саперы на легких табельных и местных переправочных средствах обеспечили преодоление реки передовыми подразделениями. Для переправы было использовано 7 складных и 3 надувные лодки, 4 легких понтона, речной баркас, 94 рыбачьи лодки и 70 металлических бочек{185}.
Умело и сноровисто работали саперы 92-го отдельного гвардейского саперного батальона гвардии капитана В. А. Комогорова по обеспечению форсирования Днепра частями 81-й гвардейской стрелковой дивизии в районе Старого Орлика. Проведя скрытно разведку реки и выбрав пункты десантных переправ, саперы незаметно для противника выдвинули легкие табельные и подручные переправочные средства, спустили их на воду. Затем, посадив первые десанты на лодки, саперы решительно преодолели Днепр и обеспечили высадку первых подразделении дивизии на правом берегу. В стремительном [188] порыве личный состав батальона работал всю ночь. Несмотря на непрерывно усиливавшийся вражеский огонь, саперы совершали рейс за рейсом. К утру 25 сентября переправа передовых подразделений дивизии была полностью завершена. Это позволило захватить плацдарм на правом берегу в районе Бородаевки. За умелую организацию форсирования и проявленные при этом мужество и отвагу гвардии капитан В. А. Комогоров был удостоен звания Героя Советского Союза, а весь личный состав батальона, участвовавший в рейсах, награжден орденами и медалями.
К исходу 26 сентября армия была усилена 7-м и 40-м понтонно-мостовыми батальонами с тяжелым и легким переправочными парками. На следующий день понтонеры подвезли к реке деревянный мостовой парк. Переправа главных сил протекала на паромах во все возрастающих масштабах. Используя приток сил, войска армии за пять дней соединили занятые плацдармы в один общий, расширив его до 25 км по фронту и до 15 км в глубину. К концу сентября форсировали Днепр и другие армии.
При обеспечении форсирования Днепра войсками 7-й гвардейской армии решительно и смело взаимодействовали саперы 329-го отдельного армейского инженерного батальона майора А. И. Сычева и 89-го отдельного гвардейского саперного батальона 78-й гвардейской стрелковой дивизии под командованием гвардии старшего лейтенанта Б. К. Гильдунина. Они помогали стрелковым и артиллерийским подразделениям вязать плоты, готовить паромы. Одновременно ими был организован захват переправочных средств противника и использование их вместе с подручными и табельными средствами при обеспечении форсирования Днепра.
Командиры названных батальонов, лично произведя разведку реки и установив, что у противника на правом берегу Днепра имеются лодки, приняли дерзкое решение захватить вражеские лодки и использовать их при десантировании передовых подразделений.
С наступлением темноты по приказу майора Сычева и гвардии старшего лейтенанта Гильдунина рядовые саперы 329-го отдельного армейского инженерного батальона В. С. Кузьмин, М. В. Репченко и командир отделения 89-го отдельного гвардейского саперного батальона гвардии старший сержант П. Ф. Иванушкин на рыбачьей лодке скрытно переправились через реку, захватили пять лодок противника и привели их на левый берег. Эти лодки вместе с другими переправочными средствами были использованы для десантирования подразделений 78-й гвардейской стрелковой дивизии. За умелое руководство боевыми действиями и проявленные при этом личную храбрость и бесстрашие при обеспечении форсирования Днепра майор Д. И. Сычев и гвардии старший лейтенант Б. К. Гильдунин были удостоены звания Героя Советского Союза. [189] Это же высокое звание было присвоено за беспримерную отвагу и геройство, проявленные при захвате переправочных средств у противника, использовании их при десантировании передовых подразделений 78-й гвардейской стрелковой дивизии, гвардии старшему сержанту П. Ф. Иванушкину, рядовым саперам В. С. Кузьмину и М. В. Репченко.
Мужество и героизм проявил при форсировании Днепра в конце сентября 1943 г. северо-западнее Верхне-Днепровска командир отделения помощник командира саперного взвода 181-го отдельного моторизованного инженерного батальона старший сержант П. В. Ершов.
В первом рейсе его лодка с десантом разведчиков при подходе к правому берегу Днепра была обнаружена противником и в результате ряда повреждений от разрыва гранат затонула. Десант вплавь достиг правого берега. Прямо с обрыва вел огонь вражеский пулемет. Старшему сержанту Ершову с двумя солдатами было приказано уничтожить этот пулемет. Скрытно выйдя в тыл пулеметного гнезда, Ершов и его боевые товарищи забросали его гранатами. Пулемет замолк. Путь вперед для десанта был открыт. Разведчики броском ворвались в первую траншею врага. В это время к берегу прибывали все новые и новые лодки. Старший сержант Ершов получил возможность быстро возвратиться на левый берег и на новой лодке обеспечивать дальнейшую переправу. Ой неустанно работал всю ночь, перебрасывая через Днепр минометчиков, стрелков, боеприпасы. Последний рейс был сделан уже на рассвете, когда противник вел по району переправы сильный артиллерийский огонь. Маневрируя между разрывами снарядов, опытный сапер завершал рейс. Один снаряд разорвался непосредственно у лодки, пробил ее. Осколок попал в ногу Ершова. Приказав десантникам грести как можно быстрее, Ершов заткнул пробоину и продолжал управлять лодкой, пока не была выполнена боевая задача. За мужество и бесстрашие, проявленные при форсировании Днепра, старший сержант П. В. Ершов был удостоен звания Героя Советского Союза.
Значительный интерес представляет деятельность инженерных войск по обеспечению форсирования Днепра 37-й армией, где начальником инженерных войск был генерал-майор А. И. Голдович.
При подходе к Днепру 37-я армия сменила войска 69-й армии и, приняв от нее 127-й и 128-й батальоны 8-й инженерно-саперной, бригады с 2/3 легкого переправочного парка и 18 складными лодками, к исходу 27 сентября вышла на Днепр. Утром 28 сентября передовые части 37-й армии внезапно для противника приступили к форсированию Днепра [190] в районе Солошина. К исходу дня на 3 понтонах, 12 надувных лодках, пароме из таких лодок и 8 рыбачьих лодках саперы переправили до 2 стрелковых полков 62-й гвардейской стрелковой дивизии, которые овладели плацдармом северо-восточнее Мишурина Рога. Расширяя фронт форсирования, 127-й инженерно-саперный батальон во второй половине дня начал переправу десанта в районе Переволочный, спустив на воду 6 надувных лодок и паром из таких же лодок.
Одновременно с 62-й гвардейской стрелковой дивизией начала форсирование 92-я гвардейская и, на сутки позже, 89-я стрелковые дивизии. Эти дивизии, преодолев реку, не смогли развить успеха и были отведены на левый берег{186}. В последующем они переправлялись в районе Солошина и Переволочной. Сюда были переброшены основные инженерные силы и переправочные средства армии. Продолжавшаяся деятельность отдельных подразделений в районе Дериевки и Успенского, откуда были отведены 92-я гвардейская и 89-я стрелковые дивизии, имела большое значение для отвлечения сил противника.
С начала форсирования в полосе армии было организовано четыре пункта паромной переправы. Они обслуживались 112-м и 116-м армейскими и 127-м и 128-м приданными инженерно-саперными батальонами. Комендантами этих пунктов переправ являлись командиры инженерных батальонов. Пункты переправ в Солошино и Переволочной работали непрерывно до постройки мостов и сыграли большую роль в переправе войск армии. Войсковые инженеры во время переправы их соединений находились на пунктах управления комендантов переправ. С началом боя соединений за рекой войсковые инженеры переключались на выполнение задач по инженерному обеспечению боя на правом берегу.
На Юго-Западном фронте форсирование Днепра началось 26 сентября войсками 6-й и 12-й армий в районе южнее Днепропетровска. На обеспечение форсирования начальник инженерных войск фронта генерал-лейтенант Л. З. Котляр привлек основные инженерные силы, в том числе 4-ю и 5-ю понтонно-мостовые бригады. Овладев плацдармами и объединив их в один, войска Юго-Западного фронта развернули бои за его расширение.
К началу октября 1943 г., несмотря на ожесточенное сопротивление противника и ограниченные размеры плацдармов, все армии Центрального, Воронежского, Степного и Юго-Западного фронтов, действовавшие на правом берегу Днепра, располагали необходимым количеством надежно действовавших паромных переправ из табельных средств и [191] приступили к строительству деревянных и комбинированных мостов. Работы по строительству мостов саперами велись в большинстве случаев под огневыми налетами и бомбежками авиации противника. Проявляя исключительное упорство, мужество и отвагу, саперы в начале октября успешно выполнили задачу по созданию первых мостовых переходов. При строительстве первого моста в районе букринской излучины в Козинцах, мужество и геройство проявил павший смертью храбрых и а боевом посту начальник инженерных войск 3-й гвардейской танковой армии полковник М. В. Онучин.
В борьбе за расширение плацдармов
Форсировав Днепр, советские войска в середине октября приступили к расширению правобережных плацдармов на мозырском, киевском и криворожском направлениях, а также к разгрому противника в районе Запорожья и на рубеже реки Молочная.
В октябре 1943 г. инженерные войска Центрального{187}, Воронежского, Степного и Юго-Западного фронтов, обеспечивая переправу войск через Днепр, а Южного фронта через Сиваш, главные силы направляли на строительство мостов, организацию и содержание паромных переправ. Обеспечивая перегруппировку войск 5-й гвардейской танковой и 5-й гвардейской общевойсковой армий через Днепр в полосу 37-й армии, инженерные войска Степного фронта в период с 12 по 18 октября навели и содержали 2 моста под нагрузку 16 т, 1 мост под нагрузку 30 т и 13 паромов под тяжелые грузы{188}. Инженерные войска широко применяли ложные переправы, имитирующие разведенные наплавные мосты, паромные переправы с пристанями. При появлении авиации противника над районом переправ, как правило, создавалась дымовая завеса, которая позволяла снизить эффект бомбардировки, сохранить табельные переправочные средства и успешно обеспечить переправу войск.
В связи с сосредоточением основных сил Воронежского фронта в начале октября в районе букринского плацдарма большая часть инженерных войск фронта и особенно понтонные соединения были подведены в этот район{189}. Поэтому здесь имелась наиболее развитая система переправ. В середине октября букринский плацдарм был связан тремя понтонными и одним постоянным мостом, обеспечивавшими [192] продвижение, по существу, всего грузопотока. Паромы явились резервом, готовым к действию на случай выхода из строя мостов. Наличие такого количества мостов обеспечило обратную переправу (на восточный берег Днепра) 3-й гвардейской танковой армии при перегруппировке ее на правое крыло фронта.
Перегруппировка 3-й гвардейской танковой армии в конце октября начале ноября на лютежский плацдарм и подготовка удара на Киев потребовали значительного увеличения инженерных сил и средств на этом участке. Вместе с 3-й гвардейской армией вдоль фронта перегруппировывались и инженерные части, которыми она была усилена: 15-я штурмовая инженерно-саперная бригада и 20-й понтонно-мостовой батальон. 3-я понтонно-мостовая бригада следовала туда же, переходя в подчинение 38-й армии{190}. Выдвигалась в район Лютежа и 42-я инженерная бригада специального назначения в предвидении работ по разминированию Киева. Сосредоточение к началу ноября в районе лютежского плацдарма основных инженерных сил 1-го Украинского фронта позволило успешно выполнить весь комплекс мероприятий инженерного обеспечения подготовки и ведения Киевской операции. В этом районе саперы и понтонеры содержали два деревянных и один понтонный мост через Днепр. В районе мостов находились в постоянной готовности к действию паромные переправы.
В ходе перегруппировки 5-го гвардейского танкового корпуса из района Бровар на лютежский плацдарм при переправе через Десну в результате содружества саперов с танкистами была обеспечена переправа танков по глубокому броду (1,8-2 м). Это достигалось тщательной разведкой трассы брода, специальной подготовкой материальной части (все люки и погоны башен были забиты паклей и замазаны солидолом) и тренировкой экипажа. В ходе Киевской операции на проделывании проходов в заграждениях противника были успешно испытаны и противоминные тралы ПТ-3, находившиеся на вооружении 166-го инженерно-танкового полка.
Основные переправочно-мостовые работы по обеспечению боевых действий 1-го Украинского фронта на Днепре инженерные войска завершили созданием в первые дни после освобождения Киева мостов в районе столицы Украины. Эту почетную задачу выполнила 3-я понтонно-мостовая бригада под руководством ее командира полковника Н. В. Соколова. 7 ноября мост был наведен у северной окраины города, 10 ноября в створе с броварским шоссе и 13 ноября на южной окраине Киева{191}. К этому времени развитая система [193] переправ на Днепре была во всех армиях в Белорусском, 2-м и 3-м Украинских фронтах (до трех мостов на армию){192}. Однако на содержании этих переправ инженерные войска вынуждены были и в последующее время задерживать большие силы, что значительно затрудняло выполнение задач по обеспечению боевых действий на плацдармах.
Инженерные войска Южного фронта в ноябре декабре 1943 г. создали первый мостовой переход через Гнилое море (Сиваш) и проводили трудные работы по содержанию переправ в условиях штормовой погоды и вражеского огневого воздействия.
Важной частью деятельности инженерных войск была их повседневная боевая работа по закреплению правобережных плацдармов.
Уже в начальный период форсирования инженерные части, переправляясь на правый берег, стремились прикрыть минными полями наиболее важные участки на плацдармах. Однако количество средств заграждений к моменту выхода войск к Днепру исчислялось в армиях одной-двумя сотнями, редко тысячей, противотанковых мин. В начале октября, в связи с активизацией действий войск противника, во фронтах принимаются меры по срочному выдвижению на плацдармы средств заграждений. Уже в первой декаде октября количество мин в армиях исчислялось тысячами. В дальнейшем масштабы применения инженерными войсками заграждений решительно возрастают. Большую часть выдвигаемых на [194] плацдармы средств заграждений саперы использовали для заблаговременного прикрытия минными полями танкоопасных направлений. Значительная доля запаса мин находилась в подвижных отрядах заграждений, которые осуществляли минирование танкоопасных направлений в ходе отражения контрударов противника{193}.
Особенно слаженно подвижные отряды заграждения действовали в полосе 13-й армии. В конце сентября войска армии освободили город Чернобыль. Противник, пытаясь восстановить оборону по Днепру, бросил в этот район четыре танковые дивизии и крупные силы авиации. Выдвинутые на направление действий противника подвижные отряды заграждений 1-й гвардейской инженерной бригады специального назначения заминировали все дороги и проходимые для танков участки местности. Несмотря на яростные контратаки, войска армии остановили противника. На минных полях, установленных гвардейцами, враг потерял 19 танков.
Разнообразен опыт действий инженерных частей в составе подвижных отрядов заграждений на плацдармах, но в общих чертах он сводился к следующему. Задачи на минирование подвижные отряды заграждений обычно получали от командиров соединений через войсковых инженеров, а при минировании перед огневыми позициями артиллерии от командиров артиллерийских частей. Инженерные подразделения закрывали проходы в минных полях и подрывали мосты по указаниям командиров арьергардных подразделений, а в тех случаях, когда с ними не было непрерывной связи, по решению офицеров инженерных частей. С получением задачи каждая группа минирования выступала в район действий на автомашинах или походным порядком. Мины подвозились автотранспортом или на повозках. Минные поля устанавливались уже под огнем противника. Выполнив задачу, группа оставляла команду минёров для подрыва мостов или закрытия проходов и перебрасывалась в другой район для выполнения новой задачи. Действия подвижных отрядов заграждений прикрывались огнем артиллерии и огневыми средствами самих минеров. Саперы часто вступали в огневой бой с автоматчиками противника, двигавшимися впереди танков.
В ходе расширения плацдармов в тылу противника действовали группы саперов-разведчиков и группы истребителей танков. Только в ходе Киевской оборонительной операции в тыл противника из состава штурмовых инженерно-саперных бригад было переброшено 47 таких групп. Они установили на путях движения вражеских танковых частей 179 мин. На минах, установленных этими группами, подорвалось 60 солдат и офицеров противника, 10 танков, 47 автомашин. [195] Кроме того, саперы-разведчики путем диверсионных действий подорвали 6 танков{194}.
Боевые действия Красной Армии по освобождению Левобережной Украины и Донбасса, форсированию Днепра и созданию крупных плацдармов на Правобережье имели огромное значение для дальнейшего хода Великой Отечественной войны. Они подводили итог периоду коренного перелома в борьбе с гитлеровцами в пользу Советского Союза и вместе с тем создавали условия для развертывания операций по полному освобождению советской земли и перенесению военных действий за пределы государственных границ нашей Родины. Победы на Днепре свидетельствовали о дальнейшем укреплении Советских Вооруженных Сил, о повышении уровня советского военного искусства. Впервые за время войны армии форсировали большую реку с ходу одновременно на огромном фронте, а инженерные войска показали возросшую боевую и специальную подготовку в осуществлении наиболее сложных мероприятий инженерного обеспечения форсирования крупной речной преграды.
При форсировании Днепра значительную помощь войскам оказали партизаны, которые захватили и удержали 25 переправ через Днепр, Деcну и Припять. Народные мстители помогали войскам и в расширении плацдармов, и в овладении населенными пунктами Правобережья, и в организации ударов по вражеским коммуникациям. В период битвы за Днепр партизаны Украины снизили пропускную способность железной дороги Ковель Сарны Коростень с 26 поездов в сутки до 1-2 поездов; на линии Ковель Шепетовка Бердичев с 30-40 поездов до 7-8{195}.
Успешное выполнение инженерными войсками важнейших из поставленных задач было достигнуто благодаря массированному их применению на направлениях действий главных группировок войск и в ходе выполнения наиболее ответственных мероприятий инженерного обеспечения наступления. Партийно-политическая работа, повседневно и целеустремленно проводимая в инженерных частях, обеспечила высокий наступательный порыв, исключительное мужество всего личного состава, активность, инициативные и настойчивые действия при выполнении боевых задач, каждый раз способствовала творческому их решению, несмотря на самые сложные условия обстановки.
С выходом к реке все наличные инженерные силы и средства, следовавшие с передовыми частями, немедленно переключились на обеспечение форсирования. Использование местных переправочных средств наряду с легкими табельными позволило обеспечить переправу разведывательных подразделений на широком фронте, захват плацдармов и создание условий для развития десантных и паромных переправ.
Результаты действий передовых подразделений были бы значительно большими, а переправа подходивших к реке за ними частей главных сил осуществлялась бы в более высоких темпах, если бы не запаздывало выдвижение вместе с передовыми частями необходимого количества табельных переправочных средств. Задержка их на реках при подходе к Днепру и отставание резервных переправочных парков фронтов, вызванные ограниченностью транспортных средств и острым недостатком горючего, осложнили переправу боевой техники на плацдармы и отрицательно сказались на темпах накапливания и наступления войск на Правобережье.
Несмотря на широкое использование подручных переправочных средств в первый и последующие дни переправы, задача форсирования с прочным закреплением плацдармов решена была только с помощью переправочных парков. Танки и артиллерия были переправлены на табельных средствах. В общей массе переправочных средств в целом местные переправочные средства и подручные материалы играли подсобную роль. Этот вывод вытекает из следующих данных. В Воронежском фронте табельные средства по своей грузоподъемности даже в десантных переправах составляли 64 процента всех средств, использованных в первые дни форсирования. Удельный вес табельного имущества в паромных переправах составлял 97 процентов{196}.
В условиях, когда интенсивность подвоза переправочных парков не обеспечивала перехода от паромных переправ к наплавным мостам, инженерные войска создавали комбинированные мосты с наплавной частью на фарватере и на жестких опорах у берегов. Такое решение было наиболее целесообразным. Оно способствовало маскировке мостов путем разведения наплавной части на день, повышало устойчивость такого моста по сравнению с наплавным, позволяло иметь из наличного переправочного имущества большое количество мостовых переходов и давало преимущества перед постоянными мостами по экономии времени на возведение.
Характерной особенностью содержания наплавных мостов на Днепре являлось функционирование их только в ночное время и наводка под грузы не более 16 т. Эти особенности определялись большой уязвимостью наплавных мостов от бомбардировок противника и недостаточным количеством переправочных парков. [197] Несмотря на эти два ограничивающих условия, умелое содержание наплавных мостов давало большой эффект. Противник в большинстве случаев не мог обнаружить наплавных мостов, определить характер перегруппировок наших войск. Переправа осуществлялась без потерь.
Опыт проведения маскировочных мероприятий по скрытию пунктов переправ показал, что успешное выполнение инженерными войсками этих работ возможно при условии развертывания их на широком фронте, по определенному плану, с участием в них всех родов войск. Наилучшей формой маскировки участков переправ являлось сочетание дымопуска на широком фронте с применением значительного количества ложных переправ, что рассредоточивало внимание противника и затрудняло прицельное бомбометание.
В ходе боевых действий за захват и расширение правобережных плацдармов инженерные войска активно участвовали в обеспечении наступления, закреплении занятых рубежей, отражении многочисленных контратак, контрударов и наступления противника на киевском направлении. С переправой главных сил дивизий первого эшелона на выполнение этих мероприятий привлекались войсковые саперы и часть армейских, в последующем, с расширением плацдармов, все инженерные силы армий и приданные им инженерные части фронтового усиления. При отражении вражеских контрударов на важнейших направлениях привлекались также инженерные бригады специального назначения, использовавшиеся главным образом в качестве подвижных отрядов заграждений, и штурмовые инженерные саперные бригады, часть состава которых направлялась в тыл противника в качестве инженерно-разведывательных групп и групп саперов истребителей танков.
Обеспечение форсирования Днепра и борьбы за правобережные плацдармы потребовало огромного напряжения всех физических и моральных сил и проявления профессионального мастерства от всего личного состава инженерных войск. Тяжелое испытание они выдержали с честью, проявив массовый героизм, мужество и отвагу, подлинное мастерство, исключительную инициативу и находчивость в выполнении боевых задач. Подвиг личного состава инженерных войск на Днепре высоко оценен Советским правительством. 308 воинов инженерных войск были удостоены звания Героя Советского Союза. Тысячи саперов и понтонеров награждены орденами и медалями. Отличившиеся инженерные части и соединения получили наименования Верхнеднепровских, Киевских, Днепропетровских, Днепродзержинских, Запорожских и другие, а также были удостоены наград. Среди удостоенных звания Героя Советского Союза были и начальники инженерных войск армий [98] полковники М. В. Онучин (посмертно), Н. В. Крисанов, З. А. Концевой и А. П. Петров.
Форсирование Днепра подняло мастерство инженерных войск и особенно искусство строительства мостов и обеспечения переправ, на новую более высокую ступень.