Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава пятая.

В героической обороне Ленинграда, Одессы и Севастополя

Героическая оборона приморских городов — военно-морских баз Ленинграда, Одессы и Севастополя наряду с Брестской крепостью, а также обороной Киева, Москвы и Сталинграда вписана золотыми страницами в историю Великой Отечественной войны.

В главе рассматривается роль и значение инженерных соединений, частей и подразделений в обороне этих городов.

Инженерные войска в период блокады Ленинграда и ее прорыва (8 сентября 1941 г. — 18 января 1943 г.)

В связи с обстановкой, сложившейся к началу сентября 1941 г. под Ленинградом, было решено превратить Ленинград в город-крепость с мощными рубежами круговой обороны. [106] В этих целях усиливалось строительство оборонительных рубежей, начатое ленинградцами еще до подхода войск противника к городу.

Были созданы три оборонительных обвода: первый занимался войсками первого эшелона оборонявшихся армий и находился в непосредственном соприкосновении с противником; второй оборудовался по внешнему кольцу окружной железной дороги и занимался войсками вторых эшелонов армий; третий проходил непосредственно по окраинам города. Обводы соединялись отсечными позициями: ириновской, шлиссельбургской, дубровской, шушарской и др. Ленинград был разбит на шесть секторов и укреплен с севера и востока.

Основной задачей инженерных войск в этих условиях являлось прежде всего обеспечение фортификационного оборудования оборонительных рубежей и устройство заграждений всех видов, особенно минновзрывных.

К концу сентября 1941 г. в составе войск Ленинградского фронта из инженерных частей было всего 48 батальонов, в том числе дивизионных — 24, армейских — 10 и фронтовых — 14. Кроме того, фронт имел 6 отдельных рот (4 электротехнические, гидротехническую и маскировочную), легкопереправочный парк, отряд заграждения, два взвода специальной техники и Управление военно-полевого строительства. Начальником инженерных войск фронта был подполковник Б. В. Бычевский (ныне генерал-лейтенант инженерных войск в отставке).

Усилиями войск, в том числе инженерных и строительных частей, а также населения города оборонительные рубежи были оборудованы траншеями, окопами, ходами сообщения, дерево-земляными, железобетонными и бронированными огневыми точками, командными и наблюдательными пунктами, противотанковыми рвами, надолбами, проволочными заграждениями, противотанковыми и противопехотными минными полями.

Важной задачей инженерных войск Ленинградского фронта [107] было также обеспечение частных наступательных операций.

Для примера рассмотрим особенности боевой деятельности инженерных частей в операции Невской оперативной группы, проведенной в период с конца сентября до начала ноября 1941 г. Задача войск группы состояла в том, чтобы форсировать Неву, захватить на ее левом берегу плацдарм и, развивая наступление в направлении Синявино, овладеть Синявинскими высотами.

Инженерные части в очень сложных условиях обеспечивали боевые действия войск Невской оперативной группы по захвату и расширению плацдарма на левом берегу Невы. Для выполнения задач помимо дивизионных батальонов были использованы четыре понтонно-мостовых батальона (21, 41, 42 и 2-й запасный), метростроевцы под руководством И. Г. Зубкова, подводники-эпроновцы под командованием контр-адмирала Ф. И. Крылова и отряд ленинградской военно-морской базы. Личный состав инженерных частей (начальник инженерных войск группы подполковник С. З. Левин) проявил массовый героизм, сметку, военную хитрость и стойкость.

Понтонеры сменяли пристрелянные противником пристани, оборудовали их в других местах и устраивали ложные переправы, чтобы танкисты могли с меньшими потерями переправляться на паромах. На дневное время они зарывали переправочное имущество в землю, а вечером вновь спускали его на воду. Потопленные понтоны поднимались со дна водолазами, пробоины в них заваривались, и понтоны вновь вступали в строй. Даже когда на Неве появилась ледяная шуга, понтонеры и метростроевцы продолжали переправу танков, в том числе и тяжелых. Только 41-й понтонно-мостовой батальон под командованием капитана В. М. Манкевича, а затем (после его гибели) старшего лейтенанта Е. М. Клима переправил здесь 86 танков, из них 36 тяжелых и средних, 135 орудий, 120 т грузов и свыше 17 тыс. человек. И хотя войскам Невской оперативной группы не удалось выполнить поставленной задачи, инженерные части со своей стороны сделали многое для ее выполнения.

Большое значение для защиты Ленинграда имела пятимесячная оборона полуострова Ханко (26 июня — 2 декабря 1941 г.), явившаяся примером героизма и мужества советских воинов, в том числе и воинов инженерно-саперных, дорожно-восстановительных и строительных частей, входивших в состав гарнизона. Сухопутный фронт обороны на полуострове был подготовлен в основном еще в мирное время.

К началу декабря 1941 г. дорожные войска фронта при участии инженерных частей и Ладожской военной флотилии оборудовали по льду Ладожского озера дорогу, названную Дорогой жизни. [108] Движение по ней обеспечивали четыре дорожно-эксплуатационных полка, три отдельных мостостроительных батальона, два рабочих батальона и две рабочие роты. Дорога жизни зимой 1941/42 г. явилась основной артерией снабжения Ленинграда и Ленинградского фронта. Героический труд военных дорожников был высоко оценен Советским правительством. 341 человек, отличившиеся при сооружении и эксплуатации дороги, были награждены орденами и медалями{94}.

В период с 27 августа по 6 октября 1942 г. войсками правого крыла Волховского фронта (2-я ударная и 8-я армии) и Невской оперативной группой (НОГ) Ленинградского фронта была проведена наступательная операция. Ударная группировка Волховского фронта прорвала оборону противника и вошла в Синявино, где разгорелись длительные и ожесточенные бои. Удар войск Невской оперативной группы привел к захвату двух небольших плацдармов на левом берегу Невы, но дальнейшего развития не получил. Наиболее поучительным в этой операции является опыт обеспечения боевых действий НОГ по форсированию Невы.

Для обеспечения этой частной операции Невской оперативной группы были централизованно использованы все семь понтонно-мостовых батальонов фронта. Из них боевым опытом в работе с парком Н2П обладал личный состав трех батальонов (21, 41 и 42-го), обученными и подготовленными к работе с парками ДМП были бойцы и командиры двух батальонов (8-го и 18-го), а личный состав только что сформированных двух батальонов (12-го и 14-го) ввиду отсутствия б.оевого опыта и материальной части еще обучался гребле и работе с парком ДМП.

Кроме того, были привлечены четыре фронтовых инженерных батальона (54, 53, 106 и 325-й), два отряда моряков с самоходными тендерами, мотоботами и катерами, а также около 200 опытных воинов в качестве командиров десантных лодок и гребцов.

С целью объединения руководства фронтовыми и армейскими инженерно-саперными частями штаб инженерных войск Невской оперативной группы был пополнен группой офицеров штаба инженерных войск фронта, на одного из которых — подполковника С. И. Лисовского — были возложены обязанности начальника инженерных войск НОГ.

Большое внимание было обращено на подготовку переправочных средств, обеспечение ими войск и создание необходимого резерва. Основным типом десантных средств была избрана саперная деревянная лодка (СДЛ) на 10 человек. [109]

Для сборки паромов предназначались и использовались парки Н2П и ДМП, а в качестве дополнительных — паромы из парков МДПА-3.

Для изготовления различных лодок были привлечены судоверфь имени ВЦСПС и 9 других предприятий и артелей. Они построили в течение трех недель 3571 лодку вместо 2051, намеченных по плану.

В войсках, готовившихся к форсированию, проводилась тренировка переправы на подготовленных средствах под руководством офицеров понтонных частей и моряков. Для старших офицеров всех родов войск в тылу фронта было проведено показательное занятие по организации форсирования.

На каждый дивизионный участок переправы (а переправлять одновременно намечалось три дивизии первого эшелона) было выделено вначале по одному понтонному или инженерному батальону, а вскоре по два. Количество полупонтонов было доведено до 95, деревянных понтонов — до 300 и различных лодок — до 1800.

Для удобства сосредоточения к реке переправочных средств не только ночью, но и в другие часы пониженной видимости от исходной линии до уреза реки была расширена сеть траншей и ходов сообщения, установлены указатели на путях подхода и в ходах сообщения, выделены проводники.

26 сентября 1942 г. после 75-минутной артиллерийской подготовки с 3 часов 15 минут началась переправа первых эшелонов дивизий и к 7 часам утра она в основном была завершена. Ценой огромных усилий было переправлено через Неву около 12 тыс. бойцов 70-й и 86-й стрелковых дивизий, 28 орудий, 24 танка, минимально необходимое количество боеприпасов и продовольствия.

Для закрепления плацдарма на левом берегу Невы использовались две роты 7-го отдельного гвардейского батальона минеров (командир капитан П. К. Евстафиев). Роты минировали фланги плацдармов обеих дивизий, а при выходе их частей из боя прикрывали боевые порядки минными полями, устанавливали фугасы натяжного действия, подрывали неисправную и неподдающуюся эвакуации материальную часть.

Несмотря на самоотверженную работу понтонеров и саперов и высокий морально-политический подъем бойцов всех родов войск в этих боях, части НОГ и на этот раз не смогли пробиться на соединение с войсками Волховского фронта, так как противник уже к 6 октября создал здесь пятикратное превосходство в силах. Однако в результате этих боев он лишился возможности использовать для штурма Ленинграда с юга переброшенные сюда из-под Севастополя дивизии 11-й полевой армии и вынужден был использовать их для отражения наступления наших войск в районе Синявино. [110]

Важнейшим этапом в героической обороне Ленинграда был прорыв блокады в январе 1943 г. (12-18 января), осуществленный войсками Ленинградского и Волховского фронтов.

При подготовке и в ходе операции как в 67-й армии Ленинградского фронта (сформированной к 12 октября 1942г. из Невской оперативной группы), так и во 2-й ударной армии Волховского фронта (начальник инженерных войск фронта генерал-лейтенант инженерных войск А. Ф. Хренов) характерны относительно высокие оперативные плотности инженерных войск на направлениях главных ударов. В полосе наступления 67-й армии (начальник инженерных войск армии полковник С. И. Лисовский) они составляли 4,8, а в полосе наступления 2-й ударной армии (начальник инженерных войск армии полковник С. И. Мельников) — 5,8 роты на 1 км фронта.

Операция готовилась в условиях зимнего времени с целью прорыва сильной и глубоко эшелонированной обороны противника, следствием чего были специфические особенности (наряду с решением обычных задач) и боевой деятельности инженерных войск.

В районах сосредоточения силами дивизий были построены шалаши и жердевые домики на взвод каждый. Предполагалось для утепления обсыпать их снегом, но из-за недостаточного наличия его была произведена внутренняя обивка стен плащ-палатками.

Пропуск наступающих войск через наши минные поля был обеспечен путем сплошного разминирования. С этой целью в подготовительный период было заготовлено и сосредоточено в первую траншею до 1200 жердей и сосредоточенных зарядов по 3 кг каждый. Установка, а затем и взрыв зарядов возлагались на войсковых саперов.

Подготовлена была переправа танков по льду через Неву. Оси переправ и спуски были определены на основе данных постоянного наблюдения за противоположным берегом и специально организованных рекогносцировок. В течение всего времени не прекращалась разведка толщины и структуры льда. Образцы льда забирались главным образом на фарваторе реки. В местах намеченного выхода танков на лед дороги были доведены до берега и под прикрытием вертикальных масок устроены спуски к реке. К началу операции толщина льда доходила до 35-45 см.

Большое внимание было уделено организации четкого взаимодействия инженерных частей с артиллерией в период артиллерийской подготовки. Требовалось, в частности, решить, как избежать повреждения льда у берега противника и в то же время обеспечить уничтожение заграждений и огневых точек на самой кромке левого берега Невы. [111]

В ходе операции по льду было переправлено на противоположный берег 75 средних танков Т-34 и 51 тяжелый танк КВ. При переправе танков отличился личный состав 41-го понтонно-мостового батальона (командир батальона майор Е. П. Гуляницкий).

Во 2-й ударной армии значительная часть саперов первого эшелона действовала впереди основных сил стрелковых подразделений в составе штурмовых групп, предназначенных для захвата огневых позиций, дзотов и других инженерных сооружений противника в траншеях первой позиции и между ними. Эта часть инженерных сил несла большие потери. Поэтому при подведении итогов операции штабом инженерных войск Волховского фронта было отмечено, что саперы, вошедшие в штурмовые группы, кроме обычных средств должны иметь автоматическое оружие и защитные средства.

Перешедшие 12 января 1943 г. в наступление войска Ленинградского и Волховского фронтов к 18 января завершили прорыв блокады Ленинграда. Город и его героические защитники получили сухопутную связь со страной.

Ленинград — город-герой, колыбель Великой Октябрьской социалистической революции — явился той твердыней, о которую разбились замыслы фашистских захватчиков.

Ратный труд и подвиги инженерных частей, как и всех героических защитников Ленинграда, были отмечены награждением отличившихся солдат и офицеров.

Сотни тысяч воинов получили правительственные награды. Только в войсках Ленинградского фронта 350 тыс. солдат, офицеров и генералов за боевые подвиги награждены орденами и медалями СССР; 226 воинов удостоены звания Героя Советского Союза, из них 5 дважды{95}. Среди награжденных орденами и медалями свыше 10 тыс. воинов инженерных войск. Звания Героя Советского Союза удостоен солдат-коммунист 184-го отдельного саперного батальона В. В. Карандаков — первый из воинов инженерных войск, получивший эту высокую награду в Великой Отечественной войне.

За отличное выполнение боевых заданий командования, проявленные при этом организованность и мужество 41-й понтонно-мостовой батальон награжден переходящим знаменем Ленинградского городского исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся{96}, 6 февраля 1943 г. — орденом Красного Знамени, а 1 апреля 1943 г. — преобразован в 1-й гвардейский отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон. [112]

За высокий патриотический подвиг в боях на Волховском фронте сапер-комсомолец Илья Шалунов, своим телом закрывший амбразуру вражеского дзота и тем самым обеспечивший продвижение наших пехотинцев, посмертно был награжден орденом Ленина{97}.

Все участники обороны города награждены медалью «За оборону Ленинграда».

Инженерные войска в обороне Одессы (5 августа — 16 октября 1941 г.)

В период с августа по октябрь 1941 г. в ходе борьбы с немецко-фашистскими захватчиками на южном крыле советско-германского фронта имела большое значение героическая оборона Одессы.

Немецко-фашистское командование придавало захвату Одессы огромное значение. Господство советского флота на Черном море очень беспокоило Гитлеровских генералов.

Задача обороны Одессы была возложена непосредственно на войска Отдельной Приморской армии{98}, которая во взаимодействии с Черноморским флотом должна была сковать и обескровить войска 4-й румынской армии и удержать Одессу любой ценой.

Инженерные войска армии (кроме трех отдельных саперных батальонов дивизий — 48, 247 и 105-го) к 10 августа состояли из 82-го отдельного саперного батальона, 44-го и 47-го отдельных моторизованных понтонно-мостовых батальонов, 388-го легкого инженерного батальона и 138-го отдельного саперного батальона. Кроме того, в состав инженерных войск армии входили отряд глубокого бурения, головной инженерный склад, Управление военно-полевого строительства № 5 и Управление комендантов 82-го и 83-го укрепленных районов (с 5 сентября 1941 г. переформированные соответственно в 82-е и 83-е управления военно-полевого строительства) с восемью рабочими и двумя строительными батальонами.

Руководство армейскими инженерными частями осуществлялось отделом инженерных войск армии (начальник отдела полковник Г. П. Кедринский).

В мирное время оборона Одессы с суши не была подготовлена. Ее инженерное оборудование проводилось с началом [113] войны по плану, разработанному перед войной Инженерным управлением Одесского военного округа.

28 июня 1941 г. Военный совет Южного фронта издал постановление «Об инженерной подготовке прифронтовой полосы». Постановление предусматривало приведение в полный порядок дорожной сети Одесской области, разработку и осуществление мероприятий по обороне населенных пунктов и промышленных предприятий, разработку и осуществление мероприятий по маскировке важнейших объектов, формирование из местного населения строительных батальонов{99}.

12 июля 1941 г. приказом командующего войсками Южного фронта было положено начало строительству оборонительных рубежей на одесском и николаевском направлениях. На одесском направлении предусматривалось создание трех основных рубежей, несколько промежуточных и отсечных позиций общей протяженностью 655 км. Все работы предполагалось выполнить в основном силами местного населения, причем работы первой очереди должны были завершиться к 25 июля.

Для непосредственного руководства оборонительными работами были сформированы три управления военно-инженерного строительства, переименованные 14 сентября 1941 г. в управления военно-полевого строительства (УВПС № 3, 4 и 5). На ближних подступах к Одессе и в черте города оборонительные работы возглавлялись комендантом 83-го укрепленного района. 21 июля 1941 г. были сформированы пять строительных батальонов по 1 тыс. человек в каждом и 25 июля дополнительно формировалось еще восемь рабочих батальонов.

На первом этапе героической обороны Одессы в период с 5 по 20 августа войска Приморской армии отразили попытки противника с ходу овладеть городом.

Инженерные части армии на этом этапе продолжали непрерывно совершенствовать фортификационное оборудование оборонительных рубежей, вели активную инженерную разведку, а также содействовали инженерными средствами контратакам наших войск.

Непрерывные ожесточенные атаки противника, значительные потери наших обороняющихся частей и соединений, отсутствие у командующего армией резервов вынудило Военный совет использовать саперные части армии как стрелковые части. Так были использованы 82-й отдельный саперный батальон, 388-й легкий инженерный батальон, 47-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон. Из прибывшего в Одессу 138-го отдельного саперного батальона в составе 583 человек решением командования армии 15 августа [114] был изъят 451 человек рядового состава на пополнение стрелковых частей, взамен которых батальон 19 августа получил 261 человека необученного пополнения из 136-го запасного полка{100}.

Личный состав инженерных частей в этих боях проявил исключительное мужество и героизм в борьбе с противником. Однако в боях было потеряно от 50 до 75 процентов саперов, что значительно снизило их возможности по инженерному обеспечению обороны Одессы в дальнейшем.

К 20 августа войска Приморской армии в западном и южном секторах были отведены на передовой и частично на дополнительный передовой рубежи, где продолжали отражать Попытки войск противника прорваться к городу.

Директивой Ставки Верховного Главнокомандования 19 августа был образован Одесский оборонительный район в составе Приморской армии и Одесской военно-морской базы с приданными ей кораблями, командующим которого был назначен контр-адмирал Г. В. Жуков, а его помощником по инженерным войскам Герой Советского Союза генерал-майор инженерных войск А. Ф. Хренов. Одесский оборонительный район был подчинен командующему Черноморским флотом.

На втором этапе Одесской оборонительной операции происходили оборонительные бои на ближних подступах к Одессе. В ожесточенных боях, длившихся с 20 августа по 30 сентября, советские войска нанесли противнику огромные потери и остановили его наступление на главной полосе в 8-15 км от города.

На этом этапе инженерные части армии использовались для создания минновзрывных заграждений, постройки усиленных дзотов, изготовления и установки переносных проволочных препятствий, непосредственного участия в боевых действиях в решающие моменты боя.

Вот несколько примеров боевого использования инженерных частей в это время.

Под нажимом превосходящих сил противника 13-14 сентября командование принимает решение отвести 31-й стрелковый полк вместе с другими частями 25-й стрелковой дивизии с рубежа Красный Переселенец, Францфельд на рубеж южная окраина Дальника, Сухой Лиман. Для прикрытия отхода выделяется 82-й отдельный саперный батальон с запасом мин и ВВ. Батальон минировал дороги за отходящими подразделениями дивизии, взрывал мосты и таким образом обеспечивал отход частей и подразделений на новый рубеж.

Одновременно 44-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон производил дополнительное минирование [115] подходов к переправам Сухого Лимана, взрывал дамбы и минировал северный берег лимана.

26 сентября 1941 г. в связи с активными действиями противника в восточном секторе и отходом частей 421-й стрелковой дивизии на Новую Делиловку инженерные части перегруппировываются на это направление для усиления обороны путем дополнительного устройства заграждений (82-й отдельный саперный батальон), оборонительного рубежа (47-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон и 388-й легкий инженерный батальон).

Всего за время обороны на ближних подступах к городу только инженерными частями были выполнены следующие работы{101}: установлено различных невзрывных противотанковых и противопехотных заграждений (надолб, МЗП и др.) — 215,2 км; оборудовано командных и наблюдательных пунктов — 151; установлено мин и фугасов — 54 317; взорвано мостов — 9.

В связи с необходимостью прочной обороны Крыма и главной базы Черноморского флота — Севастополя Верховное Главнокомандование 30 сентября приняло решение об эвакуации Одессы и переброске войск Одесского оборонительного района в Крым для усиления его обороны.

По предложению командующего войсками Приморской армии генерал-майора И. Е. Петрова, утвержденному Ставкой Верховного Главнокомандования, было решено эвакуацию войск Одесского оборонительного района осуществить одновременно в течение одной ночи. Для этого с наступлением темноты войска под прикрытием арьергардов должны были в результате форсированного марша сосредоточиться в порту, произвести посадку на корабли и быстро выйти в море.

Военный совет Одесского оборонительного района возложил ответственность за инженерное обеспечение эвакуации соединений Приморской армии на генерал-майора инженерных войск А. Ф. Хренова и выполнение всех инженерных работ, связанных с эвакуацией войск, — на начальника инженерного отдела армии полковника Г. П. Кедринского.

Инженерное обеспечение эвакуации войск из Одессы складывалось из организации массовых разрушений объектов оборонного значения в городе и прикрытия средствами инженерных заграждений выхода войск из боя и их погрузки на суда.

Подготовительные работы по разрушению важных объектов города были проведены инженерным отделом армии заблаговременно, еще до получения приказа на эвакуацию. [116] На случай внезапного отхода из Одессы были подготовлены к разрушению средства связи, промышленные предприятия, нефтебазы, аэродромы, дамбы и др. На все эти объекты были завезены ВВ и выделены команды подрывников.

По заданию Военного совета Одесского оборонительного района разрабатывается и 3 октября утверждается общий план разрушений военных объектов в городе, которым предусматривался вывод из строя двадцати девяти промышленных предприятий, двух аэродромов и восьми объектов Одесского порта. Этот план был выполнен.

Организация инженерного обеспечения выхода войск армии из боя и погрузки их на суда выражалась в проведении следующих мероприятий. В каждом стрелковом полку был создан отряд заграждений в составе стрелковой роты, двух пулеметных взводов, саперной роты, двух батарей и двух минометных взводов. В задачу отряда заграждений входило прикрывать отход подразделений полка на новый рубеж, задержать противника, расстроить его боевые порядки и дезорганизовать его; создать условия, исключающие или, во всяком случае, затрудняющие использование противником дорог; установленные саперами заграждения прикрыть огнем и тем самым превратить их в надежную преграду для продвижения противника; боевые действия отрядов организовать перекатами на заранее намеченные промежуточные рубе.жи, находящиеся один от другого на удалении действительного пулеметного огня.

Особое внимание в действиях отрядов заграждения в период отхода войск обращалось на широкое применение минновзрывных средств, с этой целью дивизиям было выделено определенное их количество (1000 ППМ, 1500-1600 ПТМ, до 10 т ВВ на каждую дивизию).

Для выполнения работ по инженерному обеспечению эвакуации войск дивизии были усилены армейскими инженерными частями. В частности, 47-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон был придан 421-й стрелковой дивизии, 44-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон — 95-й стрелковой дивизии, 388-й легкий инженерный батальон — 25-й стрелковой дивизии, 138-й отдельный саперный батальон вел подготовку к разрушению важнейших объектов в городе.

В целом работы, выполненные инженерными войсками наряду с другими мероприятиями обеспечили возможность в трудных условиях, связанных с отражением возобновившегося в начале октября наступления противника, закончить эвакуацию войск к 16 октября. В 5 часов 10 минут 16 октября из Одесского порта вышел последний транспорт с войсками. [117]

Из инженерных войск в первую очередь были эвакуированы управления военно-полевого строительства и рабочие батальоны, а вместе с частями прикрытия все армейские и дивизионные инженерные части.

В период обороны Одессы воины Приморской армии, Черноморского флота и население осажденного города, личный состав инженерных частей и подразделений проявили массовый героизм и высокую моральную стойкость.

Вместе со всеми доблестными защитниками Одессы воины инженерных войск, участвовавшие в обороне, награждены медалью «За оборону Одессы». 109 человек из состава инженерных частей Приморской армии получили правительственные награды. Среди них сержант М. И. Глазунов (48-й отдельный саперный батальон) и старший политрук Д. П. Максюк (247-й отдельный саперный батальон) награждены орденом Ленина. 17 человек, в том числе начальник инженерных войск Приморской армии Г. П. Кедринский, командир 388-го легкого инженерного батальона М. П. Бочаров, награждены орденом Красного Знамени. 36 человек, в том числе помощник начальника инженерных войск армии майор К. Я. Грабарчук, начальник УВПС № 82 военинженер 2 ранга Б. С. Немировский, начальник УВПС № 5 капитан С. П. Кулыгин, командир 47-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона старший лейтенант С. Я. Барсуковский, награждены орденом Красной Звезды, 27 человек награждены медалью «За отвагу» и 27 — медалью «За боевые заслуги».

Огромное значение в период обороны Одессы имела партийно-политическая работа как среди воинов Одесского оборонительного района, так и среди населения города. Она явилась одним из решающих факторов, обеспечивших организацию длительной обороны Одессы и нанесение огромных потерь противнику на подступах к городу-герою.

Многие коммунисты, комсомольцы и беспартийные патриоты, сражавшиеся в составе инженерных частей и подразделений, пали смертью храбрых на поле боя: старший политрук Д. П. Максюк, младший лейтенант Н. В. Колесник (82-й осб), лейтенант А. М. Колесник (48-й осб), сержант М. В. Симака (247-й осб), красноармеец Н. В. Брединин (82-й осб), лейтенант П. Д. Дей (47-й омпмб) и другие. Сотни бойцов и командиров инженерных войск были ранены.

Огромна заслуга в героической обороне Одессы трудящихся города. Они пополняли ряды героической Приморской армии, работали на оборонных заводах, в госпиталях, на хлебозаводе и мясокомбинате, по нескольку тысяч ежедневно выходили на строительство оборонительных рубежей, день и ночь дежурили на пунктах ПВО. [118]

Инженерные войска в обороне Севастополя (30 октября 1941 г. — 4 июля 1942 г.)

4 ноября 1941 г. приказом командующего войсками Крыма был организован Севастопольский оборонительный район в составе Приморской армии, береговой обороны, главной военно-морской базы Черноморского флота (Севастопольский гарнизон) и всех морских и сухопутных частей, а также частей ВВС Черноморского флота, находившихся в районе Севастополя. Командующим Севастопольским оборонительным районом был назначен командующий Приморской армией генерал-майор И. Е. Петров с непосредственным подчинением его Военному совету Крыма{102}, заместителем по инженерной обороне — Герой Советского Союза генерал-майор инженерных войск А. Ф. Хренов.

Впервые вопрос о создании сухопутной обороны Севастопольской военно-морской базы был поставлен еще в конце 1940 г. На основе приказа Народного комиссара ВМФ командующим Черноморским флотом были созданы комиссии по рекогносцировке сухопутной стороны Севастополя. В результате работы этих комиссий был намечен единственный рубеж обороны по линии Кадыковка, Камышлы, Мамашай общей протяженностью по фронту 32 км с удалением от главной базы на 6-12 км. Работы по инженерному оборудованию намеченного рубежа были развернуты только в июле 1941 г.

К началу обороны Севастополя инженерным отделом Черноморского флота была начата подготовка четырех оборонительных рубежей.

Как уже отмечалось, эвакуация войск Приморской армии из Одессы в Крым была завершена 16 октября 1941 г. Из инженерных частей (кроме саперных батальонов стрелковых дивизий) прибыли: 82-й и 138-й отдельные саперные батальоны, 44-й и 47-й отдельные моторизованные понтонно-мостовые батальоны, 388-й легкий инженерный батальон.

Решением Военного совета Приморской армии 44-й и 47-й понтонные и 388-й легкий инженерный батальоны ввиду их малочисленности были расформированы и личным составом этих частей были пополнены 82-й, 188-й отдельные инженерно-саперные батальоны и 247-й отдельный инженерно-саперный батальон 421-й стрелковой дивизии.

С прибытием в Севастополь Приморской армии в состав [119] ее инженерных частей был включен местный Севастопольский отдельный саперный батальон береговой обороны Черноморского флота. Батальон имел 499 человек личного состава, 22 грузовые и специальные автомашины и 28 тракторов{103}.

Таким образом, в распоряжении инженерного отдела Приморской армии из армейских частей к началу обороны Севастополя имелось три саперных батальона; кроме того, в каждой из четырех стрелковых дивизий армии имелось по одному дивизионному инженерно-саперному батальону.

В Севастополь вместе с войсками Приморской армии отошли управление 3, 5 и 82-го военно-полевых строительств и семь отдельных строительных батальонов с общим количеством личного состава 2443 человека. Включенные в состав Приморской армии, они, после перераспределения рабочих батальонов между УВПС, приступили к созданию оборонительных рубежей на ближних подступах к Севастополю. В декабре 1941 г. управления ВПС № 3 и № 82 были откомандированы для работ в район Сталинграда, а УВПС № 5 с семью отдельными строительными батальонами продолжало работы по созданию оборонительных рубежей Севастопольского оборонительного района.

Важнейшими задачами инженерных войск в период героической обороны Севастополя были фортификационное оборудование и непрерывное совершенствование оборонительных рубежей, установка минновзрывных заграждений, поддержание в постоянной готовности для полетов авиации аэродромов и посадочных площадок, устройство укрытий для самолетов, участие совместно с другими войсками в боях по отражению атак противника, инженерная разведка и вылазки в расположение противника с целью разведки его заграждений, уничтожения огневых сооружений, важных объектов и т. п.

В период отражения первого (с 5 по 21 ноября) и второго (с 17 по 31 декабря 1941 г.) наступления противника на Севастополь по фортификационному оборудованию рубежей обороны была проведена следующая работа.

Под руководством заместителя командующего Севастопольским оборонительным районом генерал-майора инженерных войск А. Ф. Хренова было уточнено ранее принятое оперативно-инженерное решение, внесены коррективы, отвечающие сложившейся обстановке, и приняты энергичные меры к быстрому проведению намеченных решений в жизнь. Уточнение коснулось прежде всего того, что основное внимание уделялось главному рубежу, который был выдвинут вперед и почти соприкасался с передовым рубежом. [120]

Строительство оборонительных рубежей осуществлялось Управлением военно-полевого строительства № 5 и семью отдельными строительными батальонами. Кроме того, на них работало и население города. Часть личного состава инженерных батальонов, особенно младших командиров, использовалась в качестве инструкторов при возведении войсками окопов, убежищ, противотанковых рвов и т. п.

На основе опыта обороны Одессы в период борьбы за Севастополь особое внимание уделялось применению минновзрывных заграждений, которые в значительной степени способствовали превращению Севастополя в неприступную крепость для врага.

Вот почему на устройстве минновзрывных заграждений были использованы все три армейских инженерно-саперных батальона (82-й осб, 138-й осб и Севастопольский отдельный саперный батальон). За период с 1 ноября по 31 декабря 1941 г. ими было установлено: ПТМ — 43 070, ППМ — 6 844, фугасов — 1 422.

Фортификационное оборудование оборонительных рубежей и высокая, плотность минновзрывных заграждений обеспечили активность наших войск в обороне и тем самым в значительной степени содействовали отражению первого и второго наступления противника.

Для инженерной разведки и диверсионной работы в тылу противника из состава 82-го и 138-го осб высылались специально созданные группы в составе от 3 до 6 человек.

В связи с напряженной обстановкой, сложившейся в ходе отражения второго наступления немецко-фашистских войск на Севастополь, решением командования из состава 82-го и Севастопольского осб был сформирован сводный батальон в составе 600 человек с задачей оборонять один из участков фронта в четвертом секторе обороны. Этот батальон вместе с другими частями вел бои с противником до конца декабря 1941 г. Саперы сводного батальона, как и весь личный состав Севастопольского оборонительного района, показали в бою стойкость и мужество, упорно защищая свои рубежи.

Дивизионные инженерно-саперные батальоны в период отражения первого и второго наступления противника совершенствовали в инженерном отношении оборону в секторах, занимаемых дивизиями, устанавливали минновзрывные заграждения, совместно с частями дивизий отбивали атаки противника.

В целом героическими усилиями всего состава Севастопольского оборонительного района, а также населения города первое и второе наступления противника на Севастополь были отбиты.

После отражения второго наступления противника на Севастополь [121] войска Севастопольского оборонительного района продолжали совершенствовать оборону на подступах к городу, готовясь к отражению новых атак врага.

Командование прежде всего приняло меры для восстановления необходимой глубины обороны. С этой целью были созданы три рубежа обороны.

На строительстве этих рубежей кроме оборонявшихся войск в секторах (в том числе инженерно-саперных батальонов дивизий) продолжали работать Управление военно-полевого строительства № 5 с семью отдельными строительными батальонами, а на устройстве заграждений были заняты армейские инженерно-саперные батальоны.

В процессе фортификационного оборудования и строительства оборонительных рубежей большое внимание обращалось на развитие системы ходов сообщения. Это необходимо было для обеспечения маневра войсками, в ходе боя. Так, например, 25-я стрелковая дивизия, занимавшая в третьем секторе полосу обороны немногим более 3 км, имела сильно развитую систему ходов сообщения, общая протяженность которых составляла 22 км. Примерно такая же плотность ходов сообщения была и в других секторах.

Во исполнение приказа Ставки Верховного Главнокомандования от 28 ноября 1941 г. в Приморской армии к 1 января 1942 г. был сформирован штаб инженерных войск армии. Заместителем командующего войсками армии (он же начальник инженерных войск армии) был назначен полковник Г. П. Кедринский{104}.

1 января 1942 г. в Севастополь прибыла группа инженерных заграждений, возглавляемая начальником штаба инженерных войск Красной Армии генерал-майором инженерных войск И. П. Галицким. Начальником штаба этой группы был начальник кафедры военно-инженерного дела Военной академии имени М. В. Фрунзе полковник Е. В. Леошеня. В состав ее входили еще 4 офицера, 50 курсантов Московского инженерного училища и 10 слушателей курсов усовершенствования командного состава инженерных войск.

Группа, погрузив 23 декабря 1941 г. в Москве 20 тыс. противотанковых, 25 тыс. противопехотных мин и 500 пакетов МЗП, 29 декабря железнодорожным эшелоном прибыла в Новороссийск, где была погружена на крейсер и благополучно доставлена с имуществом в Севастополь.

На месте в состав оперативной группы инженерных заграждений дополнительно были включены Севастопольский отдельный саперный батальон, 82-й и 138-й осб, а также 247-й и 671-й дивизионные саперные батальоны. [122]

По прибытии в Севастополь группа разработала план устройства заграждений на подступах к городу, который 1 января 1942 г. был утвержден Военным советом Приморской армии. Утвержденный план заграждений был выполнен, а в середине января разработан план развития заграждений в глубине обороны, который после утверждения с 20 января начал претворяться в жизнь. При выполнении этих планов в январе 1942 г. было установлено ПТМ — 21 127, ППМ — 49 542, а всего 70 669 мин{105}.

26 января 1942 г. оперативная группа инженерных заграждений получила новую задачу и убыла в Керчь. Военный совет Приморской армии за отличное выполнение боевого задания генерал-майору инженерных войск И. П. Галицкому и полковнику Е. В. Леошеня объявил благодарность, а всем курсантам Московского инженерного училища, прибывшим в составе группы, присвоил звание «лейтенант».

За весь период героической обороны Севастополя было в общей сложности установлено мин и фугасов всех видов около 300 тыс.{106}.

2 июня враг начал пятидневную артиллерийскую и авиационную подготовку, а утром 7 июня бросил в атаку пехоту. Началось третье наступление противника. Наши войска, поддерживаемые корабельной артиллерией Черноморского флота и авиацией, упорно, в течение почти месяца оборонялись и наносили вражеским войскам большие потери.

30 июня врагу удалось прорваться к Севастополю. В этот же день Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение оставить Севастополь. Эвакуация войск, начатая в 21 час. 30 июня, продолжалась до 4 июля включительно. Отдельные подразделения и группы стойко сражались до 9 июля, а часть защитников Севастополя, прикрывавших эвакуацию войск, прорвалась в горы к партизанам и продолжала борьбу с фашистскими захватчиками.

250 суток понадобилось фашистским войскам, чтобы преодолеть расстояние в 16 км, отделявших первую внешнюю полосу обороны Севастополя от окраины города. Этому в немалой степени способствовали и инженерные войска.

Восьмимесячная героическая оборона Севастополя вошла в историю Великой Отечественной войны как одна из самых ярких ее страниц. В передовой статье газеты «Правда» от 4 июля 1942 г. сказано:

«Подвиги севастопольцев, их беззаветное мужество, самоотверженность, ярость в борьбе с [123] врагом будут жить в веках, их увенчает бессмертная слава».

Высокое политико-моральное состояние войск и населения города, их готовность на самопожертвование явились одним из решающих факторов в длительной обороне Севастополя.

Огромна роль партийных и комсомольских организаций Севастопольского оборонительного района, а также городского комитета партии в обеспечении длительной активной обороны города.

В системе партийно-массовой работы значительное место занимали вопросы учебы и обмена боевым опытом. В частности, в инженерных войсках с этой целью 29 и 30 января 1942 г. Военным советом армии была проведена конференция боевого актива инженерных частей армии. На конференции присутствовали представители от всех инженерно-саперных батальонов и саперных рот стрелковых полков. В работе конференции принимали участие командующий войсками и член Военного совета Приморской армии.

Конференция приняла обращение ко всем воинам инженерных частей и подразделений Севастопольского оборонительного района. Итоги ее работы были опубликованы в армейской печати, в газете Черноморского флота «Красный Черноморец». Обращение доводилось до каждого бойца и командира инженерных и саперных подразделений армии.

В заключительном слове на конференции командующий войсками Приморской армии генерал-майор И. Е. Петров, оценивая боевую деятельность саперов, подчеркнул, что саперы Приморской армии не только отлично справлялись со своими специальными задачами, но в то же время за весь период существования армии неоднократно показывали, что они так же блестяще ведут себя в бою, с оружием в руках защищая свою великую Родину{107}.

Советское правительство высоко оценило подвиги защитников и организаторов героической обороны Севастополя. Все они были награждены медалью «За оборону Севастополя». Сотни и тысячи воинов, в том числе и из состава инженерных частей, были награждены орденами и медалями Советского Союза.

Подводя итог боевому применению инженерных войск в обороне городов-героев Ленинграда, Одессы и Севастополя, можно сделать вывод о том, что все приморские города — военно-морские базы, а тем более расположенные на флангах вероятных фронтов, должны были быть еще в мирное время подготовлены к упорной обороне не только с моря, но и с суши, и с воздуха. [124]

Опыт также показывает все возрастающее значение в тех условиях фортификационного оборудования местности и всех видов противотанковых и противопехотных заграждений, особенно минновзрывных. Если в начале оборона была, как правило, очаговой, то в ходе и, особенно, к концу ее она представляла систему сплошных траншей с развитой сетью ходов сообщения и большим количеством оборонительных сооружений.

Большая роль в длительной и упорной обороне приморских городов принадлежит мероприятиям по инженерному обеспечению боевых действий всех родов войск и правильному применению инженерных частей и подразделений, прежде всего по их назначению.

Оборона Ленинграда, Одессы и Севастополя показывает, что в условиях блокады крупных населенных пунктов войска испытывают большие трудности в снабжении инженерными средствами в централизованном порядке. В этих условиях возможно в относительно крупных масштабах и длительное время производить многие виды средств инженерного вооружения на предприятиях местной промышленности и в самих войсках, а необходимый шанцевый инструмент, кроме того, собирать у местного населения.

Говоря о доблести защитников городов-героев в годы Великой Отечественной войны, Центральный Комитет КПСС в тезисах «50 лет Великой Октябрьской социалистической революции» отмечает:

«Подвиг славных защитников столицы нашей Родины — Москвы, героев Бреста и Севастополя, Ленинграда и Сталинграда, Одессы и Киева, других городов навечно останется примером беззаветной отваги и мужества советских людей»{108}.
Дальше