Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава вторая.

Возмужание (1921-1941 гг.)

Отразив нападение империалистов на нашу страну, окончив гражданскую войну, советский народ перешел к мирному строительству.

Вместе с тем нужно было перевести на мирное положение армию и реорганизовать ее. [42] Партия руководствовалась указаниями В. И. Ленина о том, чтобы, сократив армию, сохранить такое основное ядро ее, которое позволило бы в случае нужды развернуть необходимые вооруженные силы{53}.

Вопрос о характере строительства Красной Армии и Красного Флота обсуждался на X, XI и XIII съездах партии, которые приняли решения, направленные на дальнейшее укрепление Вооруженных Сил. Эти вопросы не раз обсуждались также на Пленумах ЦК партии.

Первым мероприятием в строительстве Советских Вооруженных Сил после окончания гражданской войны было проведение демобилизации в Красной Армии и переход ее на мирное положение, которые и были осуществлены в 1921-1924 гг. Одновременно с демобилизацией производилась и реорганизация армии. Приказ о демобилизации был отдан 11 декабря 1920 г., а к 1 октября 1924 г. Красная Армия, имевшая к началу демобилизации 5,5 млн. человек, была доведена до штата мирного времени с численным составом 562 тыс. человек{54}.

После окончания гражданской войны в инженерных войсках также была проведена демобилизация значительной части личного состава и инженерные части переведены на мирное положение. На 1 октября 1924 г. численность инженерных войск и органов военной инженерной службы (без военно-строительных частей и войсковых саперов) составила 10014 человек{55}, или около 2 процентов общей численности РККА.

Военно-полевые строительства с переходом армии на мирное положение остались в системе военного ведомства, но были переключены в основ-ном на восстановление народного хозяйства.

Реорганизация инженерных войск началась снизу, с бригадных и дивизионных частей. К 1 января 1921 г. инженерные батальоны стрелковых дивизий были расформированы; вместо них создавались отдельные инженерные роты — саперные и дорожно-мостовые, причем в дивизии их было, как правило, по две, не считая отдельных бригадных саперных рот.

Приказом Революционного Военного Совета Республики № 424/61 от 18 февраля 1921 г. было реорганизовано Военно-инженерное ведомство. Этим приказом предусматривалось; [43]

«Сосредоточить заведывание всеми вопросами военно-инженерного дела в ведении Главного военно-инженерного управления, подчинив его по вопросам оперативно-строевым непосредственно главнокомандующему всеми Вооруженными Силами Республики, а по вопросу снабжения — главному начальнику снабжения»{56}.

Инспекция инженеров в связи с этим расформировывалась.

К 1 апреля в Главном военно-инженерном управлении и к 15 апреля на местах реорганизация в соответствии с приказом РВСР была закончена.

В военных округах военно-инженерными вопросами ведал начальник инженеров, которому было подчинено специальное управление. Это управление состояло из отделов: фортификационно-строительного, ведавшего инженерной подготовкой округа к обороне (во внутренних округах этого отдела не было); строевого, ведавшего боевой подготовкой инженерно-технических войск; квартирного, инженерно-технического и инженерного снабжения. Начальник инженеров подчинялся командующему войсками округа и работал в тесном контакте с Управлением начальника снабжения округа по вопросам инженерного снабжения.

Штат Главного военно-инженерного управления РККА (ГВИУ) был введен в действие 1 августа 1921 г. приказом Революционного Военного Совета Республики № 1529 от 16 июля 1921 г. Несколько ранее, 2 июня 1921 г., заместитель председателя Революционного Военного Совета Республики Э. Склянский утвердил положение о ГВИУ, по которому оно состояло из четырнадцати отделов, финансовой части и инженерного комитета. Кроме того, в непосредственном распоряжении начальника управления состояли старшие инспектора и секретариат.

Положением определялось, что ведению Главного военно-инженерного управления Рабоче-Крестьянской Красной Армии подлежат все вопросы военно-инженерного и военно-технического дела РСФСР, а именно вопросы обороны Республики в инженерном отношении, оперативно-строевая, инспекторская, организационно-техническая, научная, учебная, хозяйственно-заготовительная части военного ведомства по всем отраслям военно-инженерного и военно-технического дела, специальное образование войск, снабжение армии военно-инженерным и техническим имуществом и обеспечение ее всеми видами квартирного довольствия.

Руководил Главным военно-инженерным управлением Рабоче-Крестьянской Красной Армии начальник управления, он же начальник инженерных и технических сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии. [44]

Начальником и военкомом Главного военно-инженерного управления Красной Армии (ГВИУКА) был назначен с 26 марта 1923 г. И. Е. Коросташевский, помощниками начальника ГВИУКА — Н. Ф. Попов и Г. Г. Невский, председателем инженерного комитета ГВИУ — А. К. Овчинников и его заместителем — А. П. Шошин{57}.

Одной из центральных задач Главного военно-инженерного управления и военно-инженерных управлений фронтов и округов в связи с переходом армии на мирное положение явилось обучение инженерно-технических войск и создание с этой целью необходимых кадров. Для лучшей организации боевой подготовки было признано целесообразным иметь инженерные батальоны в округах, которые в момент мобилизации могли бы развернуться в соответствующее количество отдельных рот.

В течение 1921 г. были вновь разработаны штаты и установлен твердый численный состав всех инженерно-технических войсковых частей и подразделений.

Количество инженерных частей Красной Армии на 1 сентября 1923 г. с указанием штатной численности личного состава в них приводится в таблице 2. [45]

Таблица 2
<
Наименование инженерных частей Количество частей

Количество людей по штату в одной во всех части частях

Саперные батальоны 18 373 6714
Отдельные саперные роты стрелковых дивизий 39 158 6162
Отдельные саперные эскадроны кавалерийских дивизий 10 148 1480
Отдельные саперные полуэскадроны кавалерийских бригад 9 103 927
И т о г о     15283
Крепостные саперные роты 5 166 830
Кронштадтская саперная рота 1 173 173
Инженерно-технический батальон Петроградского УР 1 325 325
Итого     1328
Понтонные батальоны 5 312 1560
Транспортные мото-понтонные отряды 5 68 340
Учебный понтонно-минный дивизион 1 482 482
Крепостные минные отряды 3 72 216
Минный отряд 1 224 224
Итого     2822
Электротехнические батальоны 2 355 710
Учебный электротехнический батальон 1 372 372
Отдельная прожекторная рота спецназначения 1 114 114
Итого     1196
Отдельные боевые маскроты 2 103 206
Учебная боевая маскрота 1 232 232
Итого     438
Автогрузоотряды 27 78 2106
Петроградский автотранспортный батальон (четыре отряда) 1 444 444
Учебная автомотобригада 1 425 425
Автоотряды стрелковых дивизий 39 39 1521
Итого     4496
Инженерный полигон 1 142 142
Всего{58}     25705

Таким образом, по состоянию на 1 сентября 1923 г. по отношению к общей численности Красной Армии, установленной на мирное время, штатная численность инженерных войск с учетом полковых саперов составила около 5 процентов, а без учета войсковых саперов — 2,2 процента.

Задача подготовки командных кадров для инженерных частей и учреждений с переходом армии на мирное положение продолжала оставаться одной из основных в деле укрепления и дальнейшего совершенствования инженерных войск Красной Армии.

Подготовка командных кадров проводилась в системе высших и средних военно-учебных заведений, а также в различных специализированных школах и на краткосрочных курсах. Основным военно-учебным заведением, предназначенным для подготовки командного состава инженерных войск с высшим образованием, служила Военно-инженерная академия, которая за период с 1921 по 1924 г. подготовила 107 военных инженеров{59}. Для подготовки командиров взводов в ведении Главного управления военно-учебных заведений имелись четыре инженерные школы (Петроградская, Московская, Киевская и Казанская) со сроком обучения четыре года, в том числе один год подготовительный. Каждая школа имела по штату 400 курсантов и соответствующее количество постоянного командного и преподавательского состава. Кроме того, [47] была одна электротехническая школа (Петроградская) со сроком обучения пять лет, в том числе один год подготовительный.

В ведении Главного военно-инженерного управления находилась повторительная школа среднего комсостава в учебном электротехническом батальоне (Петроград) со сроком обучения девять месяцев. В окружных повторительных школах среднего комсостава имелись инженерные классы, в которых обучалось в течение шести месяцев по одному человеку от каждой инженерной и технической роты. Кроме того, имелось инженерное отделение в Петроградской интернациональной школе на 30 курсантов, а также Высшая маскировочная школа.

Снабжение Красной Армии различными видами инженерных средств было весьма неравномерным. Так на 1 января 1921 г. обеспеченность армии по шанцевому инструменту и позиционному имуществу (колючая проволока, земленосные мешки и пр.) доходила до 100 процентов, по прожекторным, минно-судовым и подрывным средствам — до 60 процентов общей потребности.

Что же касается мастерского инструмента, пил и принадлежностей электромеханического оборудования, а также металлов, то в них армия ощущала крайнюю нужду. Остро стоял вопрос также и со снабжением войск автомобильным имуществом.

Для приема, хранения и выдачи инженерного имущества на 1 января 1921 г. имелось 33 главных, окружных и базисных склада, в том числе 12 складов взрывчатых веществ. Из 21 склада инженерного имущества 7 было главных, 9 окружных и 5 базисных{60}.

Уже в первые годы после гражданской войны кроме мер по сосредоточению, ремонту и хранению имеющегося инженерного имущества были приняты меры к созданию новых образцов инженерной техники и совершенствованию существующих.

Эти задачи были возложены на инженерный комитет, который осуществлял свою деятельность во взаимодействии с Военно-инженерной академией в соответствии с положением, утвержденным 2 июня 1921 г. Базой для проведения экспериментальных работ, испытания новых образцов инженерной техники служил военно-инженерный полигон, учрежденный в 1920 г. и впоследствии развернутый в Научно-исследовательский инженерный институт.

Несмотря на недостаточную научно-экспериментальную и производственную базу полигона, уже в то время на нем начали изготовлять некоторые новые образцы [48] военно-инженерной техники, дорабатывались различного рода изобретательские и рационализаторские предложения. Так, например, были изготовлены новые табельные переправочные средства, в частности надувные резиновые лодки А-2.

Большое значение в этот период придавалось также организации боевой и политической подготовки инженерных войск. Этим вопросам значительное место было уделено в решениях Всероссийского совещания начальников инженерных и технических сил РККА, проведенного 2-8 ноября 1921 г.

Политическая работа в инженерных частях, как и во всей Красной Армии, проводилась в соответствии с решениями XI Всероссийской конференции РКП (б) (19-22 декабря 1921 г.) и XI съезда РКП(б) (27 марта — 2 апреля 1922 г.). Эти решения требовали поставить политическую работу так, чтобы через два года службы красноармеец вышел из казармы не только хорошо подготовленным в военном отношении, но и с политическими знаниями, равными знаниям курсантов губернской партийной школы.

Организация боевой и политической подготовки в эти годы испытывала серьезные трудности. Вплоть до 1924 г. Красной Армии и ее инженерным войскам приходилось проводить боевую и политическую подготовку в условиях затянувшейся реорганизации армии, большой текучести личного состава, перегруженности частей и соединений выполнением ряда задач, непосредственно не связанных с боевой и политической подготовкой, а также недостатка материального снабжения армии, некомплекта младшего командного (инструкторского) состава, отсутствия новых уставов и наставлений.

Дальнейшее укрепление инженерных войск (1924-1928 гг.)

Важным этапом в строительстве и дальнейшем укреплении инженерных войск Красной Армии, как и всех Советских Вооруженных Сил, явилась военная реформа 1924-1925 гг., проведенная по решению и под руководством Коммунистической партии.

Для обобщения опыта строительства инженерных войск после гражданской войны и организации боевой подготовки, а также для определения путей улучшения этой работы в соответствии с решениями Коммунистической партии и Советского правительства в период с 15 по 21 января 1924 г. было проведено Всесоюзное совещание начальников инженеров РККА. На совещании обсуждались вопросы организации инженерных войск и их территориальна-милиционного строительства.

В принятых совещанием решениях были конкретизированы задачи инженерных частей и подразделений, обращено [49] внимание на необходимость основательного внедрения в войска знаний инженерного дела, увеличение численности саперов в стрелковом полку, необходимость установления порядка в организации боевой подготовки в территориальных инженерных частях и подразделениях.

Совещание разработало рекомендации по организации инженерных войск.

В стрелковых полках предлагалось создать специальные саперные команды численностью, равной взводу саперной роты. Эти команды должны были обеспечивать инженерную подготовку стрелков, руководство саперными работами, производимыми стрелками, а также самостоятельно выполнять специальные инженерные работы. Специальная подготовка саперов полковой саперной команды должна быть универсальной.

Учитывая современное значение переправочных средств, совещание подтвердило необходимость существования понтонных частей и приняло решение просить ГВИУ обратить особое внимание на скорейшую разработку совершенного типа понтонного имущества и обеспечение существующих понтонных батальонов необходимым переправочным имуществом и конским транспортом.

В решении по вопросу территориально-милиционного строительства инженерных войск были даны развернутые рекомендации по организации допризывной подготовки, а также организации территориальных частей. Была отмечена необходимость комплектовать территориальные инженерные части и подразделения из жителей промышленных районов и городов; признано, что сроки сборов в территориальных частях (общей продолжительностью восемь месяцев в течение пяти лет) для инженерных войск недостаточны, в связи с чем было рекомендовано, сохраняя прежний срок службы, увеличить продолжительность учебных сборов до двенадцати с половиной месяцев.

Одновременно рекомендовалось обеспечить территориальные части необходимыми учебными пособиями и материалами; укомплектовать их командным составом, окончившим военно-инженерные нормальные школы и имеющим практический стаж не менее одного года; обеспечить подготовку недостающего младшего командного состава для территориальных инженерных частей в кадровых частях или путем организации особых школ вне территориальных дивизий.

Таким образом, совещание наметило основные мероприятия по проведению военной реформы в инженерных войсках. Принятые решения определили основу строительства и содержание боевой подготовки инженерных войск в последующие годы. На их основе были разработаны и соответствующие программы. [50]

Практически в период военной реформы и в первые годы после нее в инженерных войсках были осуществлены следующие мероприятия.

Одновременно с реорганизацией центрального аппарата Народного комиссариата по военным и морским делам было перестроено и руководство техническими войсками Красной Армии. Главное военно-инженерное управление, ведавшее инженерными войсками, а также снабжением войск инженерным имуществом, было реорганизовано. Оно освобождалось от строевых функций, должно было ведать только снабжением войск инженерным имуществом и было подчинено начальнику снабжения РККА. Управление инженерными войсками перешло к штабным органам. Руководство боевой подготовкой инженерных войск сосредоточивалось в военно-инженерной инспекции при Главном управлении РККА.

Существовавшие до реорганизации самостоятельные военно-инженерные управления в округах были освобождены от строевых функций и включены в качестве отделов в состав Управления начальника снабжения округа. Руководство военно-инженерной подготовкой войск округа должен был осуществлять инспектор инженеров, подчиненный непосредственно командующему войсками округа (вскоре эта должность стала именоваться начальник инженеров).

В связи с введением в 1924-1925 гг. новой организационной структуры Красной Армии (формирование стрелковых корпусов, ликвидация стрелковых бригад и т. д.) большое внимание было обращено на улучшение организации и общего состояния инженерных и технических войск. В соответствии с новыми штатами в состав корпуса из инженерных войск входил саперный батальон (две саперные роты и инженерный парк), в состав дивизии — отдельная саперная рота{61} и инженерный парк, в стрелковый полк — саперно-маскировочный взвод. В кавалерии инженерные войска состояли из конно-саперных эскадронов в дивизии и саперно-подрывных взводов — в полках. Корпусные саперные батальоны почти все оставались кадровыми, но должности корпусного инженера и командира батальона были объединены. Дивизионный инженер являлся одновременно и командиром роты. Такое положение существовало один год, после чего эти должности опять были разъединены. Кадровыми были также все специальные и технические войска.

В составе инженерных войск милиционно-территориальными были в основном саперные роты территориальных дивизий и саперно-маскировочные взводы стрелковых полков этих [51] дивизий. Саперная рота территориальной стрелковой дивизии имела кадровыми немногим более двадцати человек. Постоянный состав саперно-маскировочного взвода включал трех человек.

Численность инженерных войск и учреждений на 1 октября 1925 г. составляла 11 415 человек, или 2,1 процента общей численности РККА{62}. Проведенные организационные мероприятия в инженерных войсках в 1924-1925 гг. были вызваны и оправданы сложившейся в тот период обстановкой, но в дальнейшем стало ясно, что имевшееся количество инженерных войск в Красной Армии недостаточно.

Вместе с проведением организационных мероприятий происходило дальнейшее усовершенствование системы подготовки командных кадров для инженерных частей и подразделений. Необходимость этого определялась тем, что уровень военного образования командного состава был недостаточно высоким. Так, в 1925 г. в инженерных войсках только 30 процентов командного состава имели нормальное военное образование, а 17 процентов вовсе не имели военного образования. Положение с младшим командным составом на протяжении 1924-1925 гг. оставалось неблагополучным. Некомплект в нем на 1 июня 1924 г. в инженерно-технических войсках составлял 32,3 процента.

Для подготовки младшего командного состава в конце 1924 — начале 1925 г. были созданы полковые школы. Младший командный состав и соответствующие специалисты частей, не имевших штатных школ, подготовлялись в специальных классах, формировавшихся на время обучения при соответствующих частях и соединениях.

Подготовка и усовершенствование среднего и старшего командного состава осуществлялись в военных учебных заведениях трех типов: в нормальных военных школах, готовивших новые кадры среднего командного состава; на курсах усовершенствования и в высших школах, углублявших знания командиров; в военных академиях, готовивших начальствующий состав старшей и высшей категории.

Опыт строительства и становления военной школы (в том числе и инженерной) был обобщен в «Положении о военных школах РККА», которое было введено в действие приказом Реввоенсовета СССР от 30 ноября 1925 г. Этим положением, в частности, определялось, что для подготовки командного состава инженерных войск создаются военно-инженерные школы. Военно-инженерная школа представляла собой строевую часть в составе батальона трехротного состава, а в учебном отношении разделялась на четыре класса: подготовительный, младший, средний и старший. [52] Таких школ в тот период было две.

Для переподготовки среднего командного состава инженерных войск при Ленинградской инженерной школе еще в 1924 г. были созданы курсы усовершенствования командного состава.

Планомерная подготовка командного состава запаса началась в 1924 г. организацией при корпусных саперных батальонах команд одногодичников. В эти команды зачислялись сверх штата батальона молодые люди призывного возраста, имевшие законченное среднее образование, а также молодые инженеры, получившие отсрочку до окончания высшего учебного заведения. Окончившие обучение в команде обязаны были- сдать экзамены на должность командира взвода, после чего увольнялись в запас. Не сдавшие экзамены оставались служить на общих основаниях.

К моменту реформы, к марту 1924 г., Красная Армия для подготовки военных инженеров имела Военно-инженерную академию. Кроме того, для подготовки некоторых групп военных специалистов для Красной Армии были привлечены гражданские вузы. Так в 1924 г. при Межевом институте было создано геодезическое отделение. В 1925 г. при Ленинградском институте путей сообщения было создано отделение военных сообщений, а при Ленинградском электротехническом институте — военное электротехническое отделение. В связи с этим существовавшие при Военно-инженерной академии факультеты геодезический, военных сообщений и электротехнический были закрыты, а сама Военно-инженерная академия в начале 1925 г. была объединена с артиллерийской и реорганизована в Военно-техническую академию, получившую в 1926 г. имя Ф. Э. Дзержинского. За период с 1925 по 1928 г. академия подготовила 113 военных инженеров.

Проведенная работа по организационному укреплению Красной Армии позволила организовать нормальную боевую и политическую подготовку в ее частях и соединениях. М. В. Фрунзе 17 ноября 1924 г. в докладе на совещании руководящих политических работников говорил:

«Общее улучшение условий жизни и работы армии открыло возможность постановки на твердую почву дела ее воспитания и обучения. По существу мы только теперь по-настоящему можем взяться за учебу. В прежние годы, с их текучестью личного состава, тяжелыми материальными условиями существования, отсутствием твердого порядка прохождения службы и пр., мы фактически были лишены всякой возможности строить армию, как настоящую боевую силу»{63}. [54]

Боевая и политическая подготовка была организована и в инженерных войсках. В сентябре 1924 г. инспекторат РККА разослал войскам план боевой подготовки на первый год обучения, который получил одобрение пленума Реввоенсовета СССР в декабре 1924 г. На основании этого плана была организована зимняя учеба в инженерных частях Красной Армии в 1924-1925 гг. В плане боевой подготовки инженерных войск и инженерной подготовки всех родов войск были учтены в основном рекомендации Всесоюзного совещания начальников инженеров РККА.

В 1925 г. был введен в действие нормальный план обучения во всех кадровых и территориальных частях и соединениях Красной Армии, в том числе и в инженерных войсках. Срок обучения в кадровых частях был установлен.два года. Каждый год делился на зимний и летний периоды обучения. В первый год обучения красноармеец должен был стать подготовленным бойцом-специалистом, технически знающим материальную часть, состоящую на вооружении взвода. К концу второго года обучения он должен был приобрести такие знания, которые позволили бы ему уйти в запас в качестве командира отделения.

Красноармейцы, обучавшиеся в школе младших командиров (полковой или ей соответствующей), в течение первого года получали законченную подготовку командира отделения, на втором году подготавливались к выполнению функций помощника командира взвода запаса.

Одновременно с планом боевой подготовки был разработан и введен в действие нормальный план политической подготовки. Разработанная ПУРом двухлетняя программа политического обучения и воспитания имела целью подготовить сознательного, боеспособного защитника Советской власти, отчетливо понимающего, что ее укрепление возможно на основе прочного союза рабочего класса и крестьянства под руководством Коммунистической партии. Утвержденная отделом агитации и пропаганды ЦК РКП (б), эта программа была введена в действие в 1925/26 учебном году.

Необходимость организовать боевую подготовку инженерных частей иногда требовала в некоторых округах временно собирать в одно место саперов на период летних практических занятий. Это достигалось выделением саперных частей в общих лагерях в инженерную группу, возглавлявшуюся заместителем лагерного сбора по инженерным войскам. Так было, например, в 1923 г. и последующие годы в Чугуевском лагере (юго-восточнее Харькова), где инженерную группу составили 7-й и 8-й корпусные батальоны и 23-я дивизионная саперная рота. Иногда же приходилось идти на организацию специальных инженерных лагерей. Такими были, например, лагерь понтонеров Киевского гарнизона на Трухановом острове в 1923-1941 гг.; [57] в эти же годы — лагерь инженерных частей Харьковского военного округа на реке Северный Донец близ города Змиева (14-й корпусной, 29-й дивизионный саперные батальоны, саперные роты 25-й и 73-й стрелковых дивизий).

Имея чисто учебное значение, лагеря действовали не более трех-четырех месяцев в году. К периоду общих сборов, очередных учений и маневров лагеря прекращали существование, и инженерные части присоединялись к своим соединениям.

Важное значение для улучшения обучения и воспитания личного состава армии имели разработка и внедрение новых воинских уставов, наставлений, руководств, инструкций и других руководящих материалов.

Помимо того, что вопросы инженерного обеспечения боя и боевого применения инженерных войск были отражены в боевых уставах РККА, вышедших в эти годы, был издан ряд наставлений и инструкций по военно-инженерному делу, которые позволили более целеустремленно и высококачественно организовать в войсках специальную подготовку.

Так, например, в период 1924-1928 гг. были изданы наставления по военно-инженерному делу РККА, войсковой маскировке, инженерно-техническому делу командного состава всех родов войск, специальному образованию инженерных войск РККА (Мосты и переправы, ч. 1; Подрывные работы; Подземно-минное дело), войсковому инженерному делу для пехоты и др.

Большую роль в обобщении опыта боевой и политической подготовки частей и соединений Красной Армии и его дальнейшего совершенствования играли выходившие военные журналы. В них ставились и в той или иной степени разрешались также вопросы советского военно-инженерного искусства, боевой подготовки и боевого применения инженерных войск. Такими журналами в рассматриваемый период были «Армия и революция», «Военная мысль и революция», «Военный вестник», «Война и революция», «Техника и снабжение Красной Армии» и др.

В широких масштабах в эти годы проводилась и военно-научная работа как во всей Красной Армии, так и в ее инженерных войсках. Заслуживают внимания такие вышедшие в это время труды: Н. Шелавин — «Дивизионный и корпусной инженеры», 1924 г.; А. В. Пригоровский — «Инженерно-технические средства борьбы и тактическое применение инженерных войск», 1924 г.; Г. Серчевский — «Основные принципы тактического применения саперов и система дивизионного управления ими», 1924 г.; К. Шильдбах — «Тактика инженерных войск», 1927 г.; Г. Потапов — «Боевое использование и применение инженерных войск», 1928 г.; М. Спиринг, Д. Ушаков, К. Шильдбах — «Применение военно-инженерного дела в боевой службе войск», 1927 г.; К. А. Розе — «Форсирование рек по опыту гражданской войны 1918-1920 гг.», 1928 г.; ряд работ Д. М. Карбышева, Г. Г. Невского и другие. [58]

В целом к концу 1928 г. инженерные части и подразделения уже накопили практический опыт по организации и проведению боевой и политической подготовки. В этот период широко применялось командирование инженерных частей на разного рода строительные работы для закрепления теоретических знаний и выработки практических навыков в организации работ и их производстве (например, строительство железной дороги Орша — Лепель, дорожно-мостовые работы в лесисто-болотистом районе в верховье реки Березина западнее Лепеля и в приграничной полосе Белорусской ССР, строительство дороги Остер — Чернигов и др.). В частности, для постройки железной дороги Чернигов — Овруч в 1927 г. был сформирован железнодорожный корпус, в состав которого вошли и саперные корпусные батальоны (2, 6, 7, 8, 14 и 17-й), объединенные в учебном отношении в бригаду, возглавлявшуюся заместителем командира 17-го стрелкового корпуса по инженерным войскам корпусным инженером А. С. Цигуровым. Корпусные саперные батальоны в летний период 1927 и 1928 гг. выходили в лагеря на трассу железной дороги и параллельно с выполнением плана специальной и боевой подготовки производили работы по строительству железной дороги, в том числе и постройку мостов на свайных опорах. В этот же период командный состав инженерных войск и инженерные части участвовали в проводимых учениях, полевых поездках, рекогносцировках и военных играх.

В организации боевой подготовки и руководстве ею большую роль играли инспектора инженеров при Главном управлении РККА и инспектора инженеров округов, которые оказывали помощь войскам, обобщали и распространяли передовой опыт, вскрывали недостатки, устанавливали причины и через начальников инженеров добивались их устранения.

Большая группа инженерных частей и подразделений, а также воинов инженерных войск за участие в борьбе с басмачеством, за успехи в боевой подготовке и восстановлении народного хозяйства была награждена орденами, личным именным оружием и ценными подарками. Так, постановлением Президиума ВЦИК СССР от 13 июля 1927 г. за отличие в бою против басмачей 12 сентября 1925 г. в районе крепости Якши-Кельды награждены орденом Красного Знамени командир отдельного саперного полуэскадрона 8-й Туркестанской кавалерийской бригады Б. И. Ветцель, помощник командира взвода этого же эскадрона Н. М. Григоренко, командир отделения И. Р. Вегнер, красноармейцы Я. А. Стукалов, [59] П. И. Приходько, И. Д. Слащини'Н, Т. С. Матвеенко, Г. М. Жаринов, К. К. Савотеев, Д. Н. Кофаков{64}.

В ознаменование 10-й годовщины Красной Армии особо отличившиеся на боевых фронтах и в работе мирного времени приказом Реввоенсовета СССР по личному составу № 102 от 23 февраля награждены орденом Красного Знамени, по всей РККА, — 1066 человек, в том числе Г. К. Дмитриев — бывший дивизионный инженер 10-й стрелковой дивизии, Г. К. Усупов — бывший начальник саперной команды 6-го Хабаровского стрелкового полка и И. И. Ходунов — бывший начальник подрывной команды 81-го стрелкового полка 91-й стрелковой дивизии. Этим же приказом личным именным оружием и ценными подарками награждены 1745 человек, среди них из состава инженерных войск — 48 человек, в том числе именным личным оружием 17 человек, ценными подарками и почетными грамотами — 31 человек{65}.

В эти же годы награждены орденом Трудового Красного Знамени отдельные саперные батальоны 8, 10, 13 и 17-го стрелковых корпусов, 21-й отдельный саперный батальон и 1-я рота 9-го отдельного саперного батальона{66}.

В этот период практиковалась и такая форма воспитания воинов РККА, как избрание на собраниях личного состава частей почетными красноармейцами наиболее заслуженных людей армии и страны. Решение об избрании объявлялось приказом Реввоенсовета СССР. По инженерным частям и подразделениям почетными красноармейцами были утверждены десять человек, в том числе командир 17-го стрелкового корпуса Я. Ф. Фабрициус, командующий Туркестанским фронтом К. А. Авксентьевский, рабочий цементного завода киевского окркомхоза С. В. Лысенко, председатель ЦИК ССР Грузии Ф. И. Махарадзе и др.

В период технического перевооружения Красной Армии

Период предвоенных пятилеток для Вооруженных Сил Советского Союза был периодом их технического перевооружения и дальнейшего повышения боевой мощи. В это же время происходило и техническое оснащение и перевооружение инженерных войск.

В 1928 г. была разработана, а в 1930 г. утверждена Народным комиссаром по военным и морским делам «Система инженерного вооружения» Красной Армии, которая предусматривала весь комплекс технических средств, необходимых для [60] выполнения военно-инженерных боевых задач. Система определяла основные тактико-технические данные инженерных средств и устанавливала порядок их разработки и введение на снабжение. На основе этого документа, подвергавшегося несколько раз пересмотру с внесением некоторых изменений, происходило оснащение инженерных войск новой техникой вплоть до начала Великой Отечественной войны.

В соответствии с принятой системой в годы первых пятилеток вместе с техническим перевооружением всей армии шло интенсивное развитие военно-инженерной техники, которой оснащались инженерные войска.

Особенно интенсивно шло дальнейшее развитие — как в количественном, так и в качественном отношении — переправочно-мостовых средств. Принятый на вооружение в 1926 г. переправочно-мостовой парк на надувных лодках А-2 был заменен в 1927 г. парком на лодках А-3, который в последующие годы модернизировался и к 1936 г. обладал грузоподъемностью 12-14 т, причем перевозка его материальной части осуществлялась уже на автомобилях.

В 1934 г. начали поступать на вооружение тяжелый парк Н2П (с открытыми металлическими понтонами) и легкий парк НЛП (со складными понтонами из бакелизированной фанеры), заменившие перешедший из старой русской армии понтонный парк Томиловского, просуществовавший 70 лет{67}.

Следует отметить, что парк Н2П в начале второй мировой войны оказался единственным из понтонно-мостовых парков всех воевавших армий вполне пригодным для сборки и наводки мостов грузоподъемностью до 60 т. Грузоподъемность парка НЛП составляла 16 т.

Для перевозки парома из табельных переправочных средств по воде в довоенные годы были созданы буксирно-моторный катер БМК-70, полуглиссер НКЛ-27 и судовые забортные агрегаты СЗ-10 и СЗ-20.

В 1939 г. был принят на вооружение специальный понтонный парк СП-19, предназначенный для устройства мостовых и паромных переправ на широких реках с большой скоростью течения.

Одновременно с тяжелыми, средними и легкими переправочными парками на вооружение в эти же годы поступил и ряд легкопереправочных средств: штурмовое труднозатопляемое имущество (ТЗИ), малая надувная лодка, плавательный костюм. Позднее были сконструированы для горных частей возимая на вьюках надувная лодка и складная лодка, изготовляемая из фанеры. Перед началом Великой Отечественной [61] войны были разработаны разборные металлические мосты РММ-2 и РММ-4, причем последний во время войны был принят на вооружение и явился основой создания разборных металлических мостов в нашей армии.

Большое внимание было уделено развитию средств механизации и электрификации военно-инженерных работ. Уже в 1934-1935 гг. было введено на вооружение много новых средств, которые резко повышали возможности инженерных войск.

Так, например, для лесозаготовительных работ инженерные войска получили подвижные лесопильные рамы, лесопильные станки, бензомоторные пилы, комплект принадлежностей для тракторной трелевки бревен, комплект подвесных монорельсовых путей. Наличие этих средств позволило механизировать в основном весь процесс лесозаготовительных работ.

Для механизации мостовых работ в 1935 г. был принят на вооружение металлический разборный копер с паровоздушным молотом. Впоследствии советские конструкторы создали более совершенные и производительные сваебойные средства — свайные дизель-молоты и другие. Поступившую на в-ооружение к 1936 г. передвижную компрессорную станцию можно было успешно применять не только для механизации мостовых работ, но и'на других работах, требующих применения пневматического инструмента.

Дорожные средства до появления в инженерных войсках трактора развивались в соответствии с возможностями использования конной тяги. В числе первых дорожных средств были различного типа корчеватели, струги, лопаты-волокуши и даже канавокопатели на конной тяге. К 1934-1935 гг., по мере создания дорожных машин на тракторной тяге, для инженерных частей были отобраны после специальных испытаний различные образцы машин. В 1937-1938 гг. на основе опыта использования дорожных машин в войсках были приняты наиболее совершенные, используемые с тракторами С-60 и С-65 машины, а именно: модернизированный тяжелый грейдер ГТМ и бульдозер БГ-М, скреперы СП и СТ-5, двухотвальные канавокопатели КВ-2 и КВ-3, тяжелый разборный риппер, а также мощный спецгрейдер СПГ и колесный автогрейдер с кирковщиком.

Первая передвижная электростанция, смонтированная на 1,5-тонном автомобиле в 1930 г. и введенная на вооружение к 1934 г., была зарядно-осветительная мощностью 3 квт (АЭС-1). В 1935 г. вошла в табель инженерных войск автомобильная силовая электростанция мощностью 15 квт (АЭС-3). Новая электростанция имела комплект электрифицированного инструмента и осветительных приборов. В эти же годы поступили на вооружение первые образцы [62] подвижных электростанций высокого напряжения, предназначавшихся для электризации проволочных заграждений.

Большая работа была проведена в области создания и совершенствования минноподрывной техники и вооружения. Так, в 1934 г. поступили на вооружение подрывные машинки ПМ-1, ПМ-2, большое количество разнообразных электроизмерительных приборов, специальные взрыватели и замыкатели. Появилась первая противотанковая мина ТМ-35, позднее — АКС, ТМ-39, ТМД-40, ПМЗ-40. Последние из этих образцов были отработаны уже на основе боевого опыта применения противотанковых мин в 1939-1940 гг. На основе этого же опыта были созданы противопехотные мины МПК-40, ПМК-6 и др. Производились также работы по исследованию действия кумулятивного заряда, особенно на броню. Были разработаны новые средства управления фугасами на расстоянии, по радио.

Из других средств заграждения разрабатывались проволочные препятствия (МЗП). Большое внимание уделялось устройству водных заграждений.

Велась работа в области развития средств разграждения. Однако к 1935 г. на вооружение поступили лишь комплекты средств разведки и преодоления электризуемых заграждений. Первые миноискатели появились только в период 1939-1940 гг. Для преодоления танками противотанковых рвов на базе танка Т-26 были сконструированы саперные танки СТ-26, оборудованные металлическим мостом, надвигавшимся на препятствие водителем танка непосредственно из машины.

В период технического перевооружения армии значительная работа была. проведена также по созданию табельных средств маскировки войск и боевой техники, а также по разработке приемов использования этих средств. На вооружение поступили различные масккостюмы, масксети, материалы, краски.

Для полевого водоснабжения войск были сконструированы и введены на вооружение средства разведки, добычи и очистки воды в полевых условиях, а также ее транспортирования и хранения.

Успехи индустриализации СССР позволили обеспечить выпуск разнообразной и сложной инженерной техники на заводах и фабриках нашей страны и не быть зависимыми от импорта.

Изучая вопрос роста средств механизации, которые поступали на инженерное вооружение в годы первой пятилетки, Д. М. Карбышев отмечал, что мощность машинного парка, поступившего на вооружение инженерных войск Красной Армии, составляла: в 1932 г. — 5 тыс., в 1933 г. — 25 тыс., в 1934 г. — 95 тыс. л. с.; рост средств механизации и моторизации на одного бойца [63] составлял: в понтонных батальонах а 1932 г. — 0,6, в 1933 г. — 3,0, в 1934г. — 6,0; в инженерных батальонах в 1932 г. — 0,3, в 1933 г. — 1,6, в 1934 г. — 2,1; в саперных батальонах в 1932г. — 0,3, в 1933г. — 1,02, в 1934 г. — 1,75 л. с.{68}.

Следует отметить, что некоторые инженерные машины по своим тактико-техническим данным перестали полностью отвечать возросшим требованиям, а темпы разработки и внедрение новых образцов отставали в сравнении с другими видами современного оружия, что было отмечено Народным комиссаром обороны на смотре инженерной техники в декабре 1940 г.

Для освоения, эксплуатации и боевого применения новой техники нужны были специально подготовленные кадры. С этой целью а корпусных саперных и понтонных батальонах были сформированы технические роты, а в дивизионных саперных батальонах — технические взводы. Военно-инженерная академия имени В. В. Куйбышева (воссозданная в 1932 году) стала готовить специалистов по средствам инженерного вооружения.

Несмотря на общие трудности роста в стране, Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли в предвоенные годы большое взимание оснащенности инженерных войск новой техникой. Это видно хотя бы из того, что за период с 1935 по 1941 г. количество инженерных машин и переправочных парков увеличилось в следующих размерах:

— парков Н2П.. ... в 3,5 раза

— лесопильных рам и станков.. ... в 3 раза

— электростанций всех видов.. ... в 4 раза

— копров разборных металлических.. ... в 4 раза

— компрессорных станций.. ........... в 5 раз

В этот период происходил количественный и качественный рост инженерных войск Красной Армии, а также ряд организационных изменений в них. В частности, в стрелковых дивизиях были сформированы саперные батальоны двухротного состава.

Возглавлял инженерные войска Красной Армии в эти годы (с мая 1930 г. по май 1937 г.) активный участник гражданской войны, один из талантливейших военачальников Н. Н. Петин.

Как в период восстановления экономики страны, так и в 1929-1939 гг. инженерные части и подразделения, а также ученые Военно-инженерной академии оказывали большую помощь в дальнейшем развитии народного хозяйства. Они строили дороги, мосты, переправы и другие объекты. [64] Большую помощь оказывали воины инженерных частей и в борьбе со стихийными бедствиями. Характерным в этом отношении является подвиг роты саперов 9-го саперного батальона Северо-Кавказского военного округа, командиром которой был в то время В. А. Копылов (ныне генерал-майор инженерных войск в отставке). Саперы этой роты весной 1931 г. участвовали в тушении пожара, охватившего нефтяные промыслы в районе Майкопа. Руководил этими работами корпусной инженер 9-го стрелкового корпуса К. С. Калугин (впоследствии генерал-майор инженерных войск, умер в 1945 г.). Умело применив взрывчатые вещества, саперы ликвидировали пожар. За этот подвиг наиболее отличившиеся саперы были награждены орденом Ленина. Они были одними из первых военнослужащих нашей армии, удостоенных высшей правительственной награды. Среди награжденных были корпусной инженер К. С. Калугин, командир роты В. А. Копылов, командир отделения В.М.Емельянов и красноармейцы-подрывники Артемов, Бургастер, Кипров и Евсиков{69}.

Инженерные войска в боевых действиях Красной Армии в 1929-1940 гг.

После окончания гражданской войны Красная Армия в течение длительного периода не вела боевых действий большого масштаба. Многочисленные пограничные конфликты и инциденты, организуемые империалистами, борьба против крупных банд басмачей и даже разгром китайских милитаристов во время конфликта на Китайско-Восточной железной дороге по характеру действий и их ограниченным масштабам не могли послужить основой для широких выводов и обобщений в области военного искусства. Однако и в этих боевых действиях личный состав инженерных частей, как и всей Красной Армии, проявил мужество, героизм и высокое [65] сознание патриотического долга, отстаивая Советскую власть — власть рабочих и крестьян.

За отличие в боевых операциях по ликвидации конфликта на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 г. были награждены орденом Красного Знамени С. М. Шумилов — красноармеец саперного эскадрона 5-й отдельной Кубанской кавбригады, Н. П. Черепанов ? красноармеец (воспитанник) отдельного саперного эскадрона 9-й отдельной Дальневосточной кавбригады, И. П. Бедров — командир этого эскадрона, М. Вагин и С. Астафьев — саперы 13-го отдельного саперного батальона, И. А. Левин — командир взвода, Л. Сыров — старшина, М. Бубнов и А. Шайдуров — командиры отделений этого батальона и др. — всего шестнадцать человек{70}.

Самоотверженно и мужественно выполняли свой интернациональный долг в Испании добровольцы — саперы и военные инженеры — советники в годы борьбы с франкистскими мятежниками и фашистскими интервентами. Устройство и содержание переправ, фортификационное оборудование рубежей, устройство заграждений и полос разрушений при отходе и в тылу противника, передача знаний и опыта саперам республиканской армии — таков не полный перечень задач, которые решали наши добровольцы в Испании. Многие из них награждены орденами и медалями. Орденом Красного Знамени был награжден 11 ноября 1937 г. В. П. Шурыгин (ныне генерал-майор инженерных войск в отставке), бывший в то время советником по инженерным вопросам при штабе Северного, а затем Центрального фронтов.

Более крупными военными событиями в эти годы, опыт которых имел известное значение в развитии теории и практики боевого применения инженерных войск Красной Армии, были боевые действия у озера Хасан (29 июля — 11 августа 1938 г.), на реке Халхин-Гол (май — август 1939 г.) и советско-финляндский конфликт (1939-1940 гг.). Рассмотрим коротко участие инженерных войск в этих боевых действиях. [66]

В конце июля 1938 г. японские милитаристы в районе озера Хасан (130 км от Владивостока) вторглись на советскую территорию и захватили выгодные в тактическом отношении сопки Безымянная и Заозерная.

Задача разгрома вторгшихся японских войск была возложена на 40-ю и 32-ю стрелковые дивизии и 2-ю механизированную бригаду 39-го стрелкового корпуса.

Основными задачами инженерных войск являлись подготовка и содержание в проезжем состоянии дорог и колонных путей для войск как в период их сосредоточения в район боевых действий, так и в ходе боя; закрепление в инженерном отношении отбитых у противника сопок, с тем чтобы обеспечить советским войскам, занявшим сопки, возможность не допустить повторения провокационных вылазок противника в этом районе.

39-й стрелковый корпус (корпусной инженер майор А. И. Голдович) располагал вначале только штатными инженерными силами и средствами, но их было недостаточно. Дороги, по которым войска корпуса следовали в район развертывания и по которым шло снабжение всеми видами довольствия, уже к 5 августа стали совершенно непроезжими, на них застревали даже танки.

Командование Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА) 5 августа дало распоряжение выделить для обеспечения войск путями 5 строительных батальонов, 2 саперных батальона (26-й и 43-й) и 20 тракторов.

Несмотря на сложные условия, в которых проходили боевые действия, личный состав частей и соединений советских войск, участвовавший в боях и обеспечивавший их, показал высокие моральные качества и беззаветную преданность социалистической Родине. К 11 августа задача по разгрому японских войск, вторгшихся на советскую землю, была выполнена и граница вновь восстановлена.

За боевые заслуги, проявленные в боях у озера Хасан, многие красноармейцы и командиры инженерных войск были награждены орденами и медалями. Среди них награждены орденом Красного Знамени капитан А. А. Падерин, старший лейтенант М. Л. Рабинович, капитан Е. Г. Дыльдин, капитан В. Д. Кирпичников; орденом Красной Звезды — капитан Н. А. Россал; медалью «За отвагу» — майор А. И. Голдович; медалью «За боевые заслуги» — капитан И. С. Телеш и др.

Боевые действия на реке Халхин-Гол имели более значительный размах, чем у озера Хасан. Они начались в мае 1939 г. вторжением крупных сил японских войск на территорию Монгольской Народной Республики. С мая по август 1939 г. советско-монгольские войска вели преимущественно оборонительные бои и готовились к наступательной операции, [67] которая планировалась в августе. Задача разгрома японских войск была возложена на советско-монгольские соединения и части, объединенные в 1-ю армейскую группу.

Инженерные силы и средства армейской группы включали три дивизионных отдельных саперных батальона (36, 82 и 24-й), две отдельные роты танковых бригад (11-я и 32-я), отдельную саперную роту (70-я), один понтонный батальон (17-й) и одну роту 15-го понтонного батальона, две гидротехнические роты (11-я и 14-я). Из переправочных средств было сосредоточено 2 1/3 парка Н2П и 2 1/2 парка лодок А-3.

Основными задачами инженерных войск в подготовке и проведении операции было обеспечение скрытности подготовки операции, проведение инженерной разведки реки Халхин-Гол в полосе предстоящего наступления, устройство и содержание переправ через реку Халхин-Гол, обеспечение наступающих войск водой, обеспечение продвижения наступающих войск в ходе операции.

В период подготовки наступления инженерные части и подразделения обеспечивали маскировку сосредоточения войск и боевой техники, а также искусно руководили имитацией подготовки к длительной обороне.

Саперные и понтонные части и подразделения при проведении рекогносцировки и разведки реки Халхин-Гол обнаружили несколько бродов и наметили пункты мостовых переправ. Всего было наведено 12 понтонных мостов, включая 3 моста, наведенных еще в июне. К районам переправ было оборудовано свыше 20 пог. км подъездных путей, а на переправах организована комендантская служба.

Инженерные части проделали большую работу по оборудованию сооружений для командных и наблюдательных пунктов командиров соединений и для командования армейской группы. Для обеспечения войск водой было оборудовано 49 шахтных и 8 мелкотрубчатых колодцев.

Советско-монгольские войска начали наступление 20 августа и 23 августа завершили окружение японской группировки. Окруженная группировка японских войск была расчленена и к 31 августа ликвидирована.

Инженерные войска в ходе операции обеспечивали продвижение нашей пехоты, конницы, танков и артиллерии, их борьбу на внутреннем и внешнем фронтах окружения, а также поддерживали в проезжем состоянии пути подвоза и эвакуации, переправы через реку Халхин-Гол.

Полученный боевой опыт показал возросшее значение инженерных войск и инженерного обеспечения в современных наступательных операциях; большую роль оперативной маскировки и возможность достижения оперативной внезапности в трудных условиях пустынной местности; необходимость своевременного обеспечения наступающих войск соответствующим [68] количеством табельных переправочных средств, особенно в условиях безлесной местности.

Советско-монгольские войска, участвовавшие в операции на реке Халхин-Гол, показали высокие морально-боевые качества, инициативу в решении поставленных боевых задач, проявив при этом массовый героизм и отвагу, за что сотни солдат и офицеров были награждены орденами и медалями, а 70 участникам боев было присвоено звание Героя Советского Союза. Среди воинов инженерных войск, награжденных орденами и медалями, были Д. Д. Абашин, А. Ф. Жучков, Н. Ф. Котиков, Н. И. Нестеров, П. И. Патушко. Н. Г. Уфимцев, Г. Н. Яковлев, К. В. Яковлев и др. 70-я отдельная саперная рота награждена орденом Красного Знамени.

17 ноября 1939 г. в связи с 20-летием создания 1-й Конной армии, Президиум Верховного Совета СССР за доблесть и мужество, проявленные личным составом при выполнении боевых заданий правительства, наградил большую группу соединений и частей орденом Красного Знамени, в том числе отдельную саперную роту ордена Ленина танковой бригады имени М. П. Яковлева, отдельные саперные роты 6-й и 32-й танковых бригад{71}.

Инженерные части и подразделения принимали участие в походах Красной Армии по освобождению западных областей Белоруссии, Украины, а также Бессарабии и Буковины.

Крупных и продолжительных боевых действий советские войска в это время не вели, но вопросы инженерного обеспечения передвижения войск (в готовности их вести бои) приходилось решать.

Большинство инженерных частей в ходе освободительных походов обеспечивали переправу войск через реки (производили усиление существующих мостов, оборудовали броды, строили новые мосты), ремонтировали дороги, расчищали аэродромные площадки, устраивали эстакады для разгрузки эшелонов и т. д. Возложенные на них задачи инженерные войска выполнили.

В ноябре 1939 г. финская военщина, подогреваемая реакционными силами империалистических государств, организовала на советско-финской границе ряд военных провокаций. 30 ноября советские войска были вынуждены начать военные действия против финской армии.

Они проходили в период с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 г. Основные события развернулись на Карельском перешейке, на фронте 100-110 км, где сосредоточивались главные силы сторон и протекали важнейшие операции. [69]

Каковы характерные особенности театра военных действий и состояния обороны противника, определившие основные задачи инженерных войск?

Во-первых, боевые действия проходили на территории, 12 процентов которой было покрыто озерами и реками, 70 процентов — труднопроходимыми лесами. Многочисленные пороги, водопады, скалистые кряжи и незамерзающие болота создавали серьезные препятствия для наступающих войск и облегчали ведение обороны.

Во-вторых, боевые действия проходили зимой, при сильных морозах, доходивших до 40°, и при наличии глубоких снегов. Обильные снега, частые туманы, полярная ночь на северном участке фронта и очень короткие дни в районе Карельского перешейка создавали дополнительные трудности для наступающих войск и облегчали действия обороняющихся.

В-третьих, на Карельском перешейке, где развернулись основные военные события, была построена мощная долговременная система обороны, известная под названием линии Маннергейма, общей глубиной 100-120 км. Строительство ее проходило под руководством лучших военных специалистов Западной Европы. Наступающим советским войскам предстояло прорвать эту линию, считавшуюся западноевропейскими специалистами непреодолимой.

На Карельском перешейке боевые действия вела 7-я армия в составе девяти стрелковых дивизий и трех танковых бригад, а на восточных границах Финляндии на фронте около 1500 км — 8, 9 и 14-я армии. В конце декабря на Карельский перешеек выдвигается еще одна армия — 13-я, а для руководства этими армиями 7 января 1940 г. создается Северо-Западный фронт. В феврале 1940 г. на восточных границах Финляндии развертывается 15-я армия. Начальником инженерных войск фронта был назначен полковник К. С. Назаров (ныне генерал-полковник инженерных войск в отставке).

К началу военных действий из инженерных войск 7-я армия имела: один инженерный батальон укрепленного района, 125-й саперный батальон, 5, 6 и 7-й понтонные батальоны. Начальником инженерных войск армии был полковник А. Ф. Хренов (ныне генерал-полковник инженерных войск в отставке).

Широкое обобщение опыта боевого применения инженерных войск и инженерного обеспечения боевых действий за время советско-финляндского конфликта — область специального исследования. Здесь же мы отметим лишь некоторые итоги их использования.

Боевые действия показали все более возрастающую роль инженерных войск в современном бою и операции, причем не только в области обеспечения пехоты, артиллерии и танков, но также и в непосредственном действии их на поле боя, [70] особенно при прорыве сильно укрепленной обороны противника.

В ходе войны был получен большой опыт по прорыву мощной современной обороны в чрезвычайно сложных условиях театра военных действий в зимнее время; организации и ведения по-новому инженерной разведки, связанной с необходимостью вскрытия системы обороны противника на большую глубину (с использованием для этого аэрофотосъемки); обнаружения минных и других взрывных заграждений и оснащения в связи с этим разведчиков необходимыми средствами; организации разграждения и проделывания проходов в минных полях и минированных лесных завалах противника, а также в закреплении захваченных рубежей; более четкого налаживания дорожной службы.

Подвергалась значительному испытанию и предвоенная инженерная техника Красной Армии. Опыт показал, что не вся наша инженерная техника в тех условиях оказалась пригодной, в частности дорожные и землеройные машины не отвечали необходимым требованиям, выявлена была также непригодность зимних маскировочных халатов, и они в ходе операции были заменены другими.

Обнаружились также пробелы и в боевой подготовке инженерных войск, необеспеченность к началу войны некоторых инженерных частей боевой техникой, слабое знание театра военных действий.

Несмотря на чрезвычайно сложные природные условия, в которых велась борьба, отдельные недостатки в боевой подготовке войск и их техническом оснащении, войска Красной Армии прорвали долговременную укрепленную полосу врага, совершив невиданный в истории подвиг.

За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество указами Президиума Верховного Совета Союза ССР награждено свыше 9 тыс. участников боев. Более чем 400. воинам присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме того, около 70 частей и соединений награждены орденами Союза ССР{72}.

Из инженерных войск орденом Красного Знамени награждены 57-й и 227-й отдельные саперные и 6-й отдельный понтонно-мостовой батальоны.

Высокого звания Героя Советского Союза удостоились саперы лейтенант Н. И. Румянцев и младший лейтенант Ф. Я. Кучеров; младшие командиры Б. Л. Кузнецов, П. С. Федорчук и А. Р. Крутоголов; рядовые А. И. Бяков и Н. Н. Никитин; понтонеры младший лейтенант П. В. Усов, рядовой В. К. Артюх, а также полковник А. Ф. Хренов. Большая группа воинов инженерных войск была награждена орденом Красного Знамени. Среди них Н. П. Артамонов, Б. В. Бычевский, [71] И. Ф. Данилов, М. Ф. Иоффе, Г. А. Куцулин, И. П. Кусакин, И. И. Марков, И. Е. Нагорный, В. О. Нооль, М. А. Пономарев, В. И. Скрынников, Ф. А. Станчин, В. Д. Старостин, Г. П. Томашевский, С. Ф. Чмутов, Н. А. Шитов, И. Б. Шойхет и др.

Дальнейшее организационное укрепление и техническое оснащение инженерных войск

Опыт военных действий у озера Хасан, на реке Халхин-Гол и Карельском перешейке, освободительные походы Красной Армии в Западную Белоруссию и Западную Украину, начавшаяся вторая мировая война потребовали проведения серьезных мероприятий в Советских Вооруженных Силах по приведению их в соответствие с современными требованиями.

В 1939-1941 гг. был проведен ряд мер по организационному совершенствованию, дальнейшему техническому оснащению Красной Армии и Военно-Морского Флота, перестройке органов управления, а также по подготовке кадров. Соответствующий ряд мероприятий был проведен и в инженерных войсках.

Как уже отмечалось, в предвоенные годы Красная Армия и ее инженерные войска получили от промышленности определенное количество инженерной техники и на 1 января 1941 г. имели до 265 переправочных парков всех типов (Н2П, НЛП, МДПА-3), в том числе 45 тяжелых (Н2П), более 1060 передвижных электростанций, свыше 680 лесопильных рам и станков и много других средств. Однако по техническому оснащению инженерные войска несколько отставали от уровня требований, выдвигаемых общим развитием военного дела. Новая инженерная техника только начала поступать в войска.

Руководство инженерной деятельностью в Красной Армии накануне Великой Отечественной войны осуществляло ГВИУ, которое ведало военно-инженерной подготовкой всех родов войск, организовывало боевую и специальную подготовку инженерных войск, руководило оборонительным строительством и снабжением Красной Армии инженерным имуществом. Начальниками ГВИУКА были: с мая 1937 по октябрь 1939 г. — комдив И. П. Михайлин, с октября 1939 по июль 1940 г. — полковник И. А. Петров, с июля 1940 по 12 марта 1941 г. — комбриг А. Ф. Хренов, а с 20 марта 1941 г. — генерал-майор инженерных войск Л. З. Котляр.

При Главной инспекции Красной Армии состояла военно-инженерная инспекция во главе с генерал-инспектором инженерных войск. В ее задачу входила проверка боевой подготовки инженерных войск и инженерной подготовки других [72] родов войск. Генерал-инспектором инженерных войск с июля 1940 г. был генерал-майор инженерных войск М. П. Воробьев.

В Наркомате обороны руководство Главным военно-инженерным управлением и Управлением строительства укрепленных районов осуществлял в это время заместитель наркома маршал Б. М. Шапошников.

В военных округах и армиях руководство инженерными мероприятиями в войсках и оборонительным строительством осуществляли инженерные управления и отделы, во главе которых стояли соответствующие начальники. В корпусах, дивизиях и полках эту работу выполняли корпусные и дивизионные инженеры и начальники инженерной службы полков.

Инженерные части армейского и окружного подчинения в первой половине 1941 г. были реорганизованы. В целях улучшения боевой подготовки и создания базы для развертывания инженерных частей на случай войны отдельные окружные инженерные батальоны сводились в инженерные полки численностью около 1 тыс. человек каждый. К началу Великой Отечественной войны вместо 22 отдельных инженерных батальонов и 21 отдельного понтонного батальона было сформировано 18 инженерных{73} и 16 понтонных{74} полков.

Кроме этих частей в составе инженерных войск РГК. имелись отдельные маскировочно-инженерный и понтонно-мостовой батальоны, отдельная гидротехническая рота и отдельная гидротехническая станция. В общевойсковых армиях к этому времени в общей сложности кроме войсковых инженерных частей и подразделений было восемнадцать отдельных инженерных, мотоинженерных и саперных батальонов.

По утвержденным штатам соединений и частей Красной Армии из инженерных войск в них предусматривалось иметь: в составе стрелкового корпуса — отдельный корпусной саперный батальон, стрелковой дивизии — отдельный саперный батальон стрелковой дивизии, в стрелковом полку — саперную роту. Кавалерийский корпус имел саперный эскадрон, [73] кавалерийская дивизия — саперный эскадрон и переправочный парк, кавалерийский полк — саперный взвод. В состав механизированного корпуса входил отдельный моторизованный инженерный батальон. В танковой дивизии предусматривался моторизованный понтонно-мостовой батальон, на вооружении которого был парк Н2П. В состав моторизованной дивизии входил легкий инженерный батальон. В танковых бригадах и полках имелись отдельные саперные роты, а в моторизованных бригадах и механизированных полках — саперный взвод. В артиллерийском полку большой мощности, гаубичном артиллерийском полку РВГК и корпусном тяжелом артиллерийском полку штабные батареи имели по одному саперному взводу. Инженерные войска Красной Армии относились к специальным войскам и были обязаны обеспечивать в инженерном отношении боевые действия общевойсковых, танковых и других частей и соединений. Во временном полевом уставе РККА 1936 г. в статье 7 сказано:

«Использование всей маневренности современных Вооруженных Сил возможно лишь при условии инициативной и четкой работы специальных войск, и в первую очередь инженерных, связи и транспортных (железнодорожных и автомобильных)».

В этом уставе определено значение инженерного обеспечения наступательного боя и задачи его. Были разработаны и основные положения инженерного обеспечения оборонительного боя. В 1939 г. было введено в действие Наставление по инженерному делу для пехоты РККА. Наставление давало основные руководящие указания по производству военно-инженерных работ на местности с учетом использования новой инженерной техники{75}.

В 1939 г. в связи с переносом нашей западной границы было начато строительство новых укрепленных районов. На эти работы кроме военно-строительных частей были привлечены все инженерные и саперные батальоны приграничных округов и сорок батальонов из внутренних округов. Отрыв инженерных частей от их соединений и объединений весьма отрицательно сказался на боевой и специальной подготовке личного состава, сколоченности и подготовленности инженерных войск к действиям в условиях боевой обстановки. Попутно следует отметить, что завершить строительство УР к началу войны нам не удалось.

Подготовка офицерских кадров инженерных войск перед войной осуществлялась в пяти военно-инженерных училищах (Московском, Ленинградском, Борисовском, Черниговском и Мичуринском, последнее было создано в 1941 г.), Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева и на трех курсах [74] усовершенствования командного состава. Подготовка офицеров запаса производилась при некоторых гражданских высших учебных заведениях и на периодических сборах офицеров запаса.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 г. были установлены генеральские и адмиральские звания для высшего командного состава армии и флота. 4 июня 1940 г. Совет Народных Комиссаров своим постановлением присвоил генеральское звание большой группе офицеров, в том числе 23 офицерам инженерных войск{76}.

2 ноября 1940 г. Народный комиссар обороны СССР установил для рядового и младшего начальствующего состава новые воинские звания.

Важным фактором в дальнейшем укреплении инженерных войск являлась деятельность политорганов и партийных организаций, усиление их роли и влияния на жизнь подразделений и частей. Как и во всех Вооруженных Силах, в инженерных частях особое значение придавалось организационному укреплению партийных и комсомольских организаций, росту численности коммунистов и комсомольцев прежде всего за счет воинов ведущих профессий, а также расширению и укреплению партийно-комсомольского ядра командного и начальствующего состава.

Теоретическое положение о роли и месте инженерных войск в системе Вооруженных Сил в целом и направление их развития перед Великой Отечественной войной соответствовали общему развитию способов вооруженной борьбы. Особенно большое значение в выработке единства взглядов на [75] инженерное обеспечение операции имели сборы инженерных начальников, проходившие в декабре 1940 г.

В предвоенные годы был разработан и издан в академии Генерального штаба РККА, в Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева ряд учебных пособий и учебников по инженерному обеспечению боевых действий войск и боевому применению инженерных частей и подразделений. К ним относятся учебное пособие «Инженерное обеспечение боевых действий стрелковой дивизии» Е. В. Александрова, 1937 г., его же труд «Работа корпусного саперного батальона в боевых условиях». 1938 г.. учебное пособие «Инженерное обеспечение боевых действий стрелковых соединений (сд и ск)» Д. М Карбышева, изданное в 1939 г. (часть 1) и в 1940 г. (часть 2), и ряд других. Одновременно Д. М. Карбышев являлся автором большого количества научных трудов по ряду вопросов военно-инженерного дела.

Проведенные под руководством Коммунистической партии как во всей Красной Армии, так и в ее инженерных войсках мероприятия по переводу их на мирное положение в 1921-1923 гг., военная реформа 1924-1925 гг., а также техническое перевооружение частей и соединений на базе индустриализации страны и успешного выполнения планов предвоенных пятилеток позволили организационно укрепить инженерные войска, перестроить органы управления, подготовить кадры командного состава, организовать и последовательно совершенствовать боевую и политическую подготовку войск, обеспечить поступление во все возрастающем количестве новой боевой техники, в том числе машин и средств инженерного вооружения, овладение этой техникой и т. д.

К началу Великой Отечественной войны Красная Армия имела научное обобщение теории и практики инженерного обеспечения боя и операции и, в частности, боевого применения инженерных войск. Основные положения советской военной теории по этим вопросам соответствовали общему развитию форм и способов вооруженной борьбы.

А в целом все это дало возможность подготовить инженерные войска в достаточной степени, и они оказались способными в трудных условиях решать сложные задачи по инженерному обеспечению боевых действий советских войск в период Великой Отечественной войны.

Дальше