Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Часть I.

От создания до начала Великой Отечественной войны
(1918-1941 гг.)

Глава первая.

Рождение в боях (1918-1920 гг.)

Советские инженерные войска — составная и неотъемлемая часть нашей армии, созданной Коммунистической партией под руководством В. И. Ленина для защиты свободы и независимости социалистического Отечества. Их зарождение, становление, развитие и боевое применение неотделимы от истории Вооруженных Сил Страны Советов.

На основе указаний В. И. Ленина, решений Коммунистической партии и Советского правительства старая царская армия, служившая орудием классового угнетения трудящихся, была распущена. Созданная новая — Красная Армия была призвана служить оплотом диктатуры пролетариата. Заново создавались и ее инженерные войска.

Создание инженерных войск Красной Армии

В начале 1918 г. инженерные части Красной Армии не имели штатной организации. Расформирование инженерных частей старой армии следует считать законченным приблизительно к 1 апреля того же года. В существовавших к этому времени отрядах различного наименования инженерные части в большинстве случаев отсутствовали и имелись лишь отрядные инженеры, как правило, без всякого штата сотрудников. В обязанности отрядных инженеров входили сбор сведений о железнодорожных линиях и мостах района, занимаемого отрядом, расчет потребности взрывчатых веществ на их разрушение [18] в случае отхода войск, они также обязаны были организовывать работы в укрепленных районах. Чаще всего и рекогносцировку местности производил отрядный инженер{12}.

Формирование инженерных батальонов дивизий началось одновременно с их созданием, причем в первое время инженерные батальоны имели различную организацию.

Например, в состав инженерных батальонов дивизий войск Левобережной Украины кроме инженерных рот входили подрывная и железнодорожная роты с собственным железнодорожным составом. В сентябре 1918 г. в Кушвинском заводе Пермской губернии был сформирован отдельный инженерный батальон 29-й дивизии трехротного состава, который позднее был переименован в инженерный батальон 5-й стрелковой дивизии. Батальон укомплектовывался главным образом добровольцами из рабочих уральских заводов, среди которых было много членов большевистской партии{13}.

В августе 1918 г. был утвержден первый штат стрелковой дивизии, по которому дивизионный инженер одновременно являлся командиром дивизионного инженерного батальона. Ему были подчинены два помощника: помощник командира батальона по саперной части и помощник командира батальона по технической части. Первому из них непосредственно были подчинены три саперные роты, второму — инженерно-техническая и прожекторная роты этого же батальона{14}.

13 ноября 1918 г. Революционный Военный Совет Республики приказом № 220 утвердил штаты, которыми был определен состав стрелковых дивизий, бригад и полков и вместе с тем была установлена твердая организация военно-инженерных частей и подразделений{15}. Численность стрелковой дивизии предусматривалась около 60 тыс. человек{16}.

По новым штатам стрелковая дивизия из инженерных частей и подразделений должна была иметь: в дивизии — инженерный батальон, в бригаде — саперную роту, в полку — саперную команду.

Инженерный батальон стрелковой дивизии состоял из двух саперных, одной дорожно-мостовой и одной прожекторной рот и передового инженерного паркового взвода{17}. [19] В состав каждой стрелковой бригады входила одна бригадная саперная рота (361 человек), а в состав стрелкового полка — саперная команда (60 человек). Дивизионный инженер со своим управлением, в составе которого был и передовой инженерный парковый взвод, одновременно являлся и командиром инженерного батальона. Командир саперной роты стрелковой бригады являлся в то же время и бригадным инженером. Кроме этих инженерных частей, в ведении дивизионных инженеров никаких других не было. В распоряжении начальников инженеров армий, кроме того, должны были находиться военно-полевые строительства.

Численный состав инженерного батальона с управлением дивизионного инженера составлял 1263 человека, в том числе:

— управление дивизионного инженера ….. 12 человек;

— передовой инженерный парковый взвод.. ... 41 человек;

— штаб инженерного батальона.. ... 96 человек;

— каждая из двух саперных рот инженерного батальона …..305 человек;

— прожекторная рота.. … 261 человек;

— дорожно-мостовая рота.. … 243 человека.

Штатный численный состав трех бригадных саперных рот был определен в 1083 человека, девять саперных команд стрелковых полков — в 540 человек. Таким образом, состав всех инженерных частей и подразделений стрелковой дивизии был определен в количестве 2886 человек, или около 5 процентов численного состава всей дивизии.

На формирование инженерных частей в соответствии с приказом № 220 были обращены уже существовавшие к этому времени инженерные батальоны и роты, а некоторые батальоны создавались путем объединения в них личного состава и инженерного имущества батальонов нескольких дивизий. Например, 7-й инженерный батальон был создан из инженерных батальонов 2-й Тверской дивизии, 3-й Московской и Костромской дивизий. После сформирования из его состава были выделены три бригадные саперные роты.

Введенные штаты инженерных частей, как и дивизии в целом, были громоздкими. Для перехода на них фронты и армии не располагали необходимыми людскими ресурсами и вооружением.

Хотя формирование дивизий и происходило по схеме приказа № 220, фактически ни одна дивизия не достигала штатной численности. Это относится и к инженерным частям. Телеграфно-телефонные и радиоподразделения были выделены из состава инженерных войск и образовали самостоятельные войска связи. В дальнейшем Реввоенсовет Республики внес значительные изменения в эти штаты.

В действительности организация инженерных частей на [20] различных фронтах была различной. На Восточном фронте в дивизиях существовали часто только инженерные батальоны без бригадных саперных рот. На Южном фронте в середине 1919 г. был отдан приказ о расформировании инженерных батальонов и использовании их состава для пополнения бригадных саперных рот. Наконец, на Западном фронте сохранились и батальоны и бригадные роты{18}.

Прожекторные роты почти всюду отсутствовали, так как не хватало материальной части и лошадей. Все прожекторы, которые могли быть использованы Красной Армией, вошли в 1918 г. в состав отдельной прожекторной роты. Эта рота имела две станции на железнодорожных установках, две станции на автоустановках и шесть конных станций и представляла собой инженерную часть фронтового подчинения. Прожекторная рота находилась поочередно на Восточном, Западном и Южном фронтах, а ее станции придавались различным войсковым соединениям.

К 1919 г. относится и формирование специальных инженерных частей. Так, формирование 1-го понтонного батальона, получившего название 1-го Ярославского понтонного батальона, началось в марте 1919 г. в Ярославле. В середине апреля 1919 г. начал формироваться понтонный батальон в Сызрани. Этот батальон был назван 1-м Сызранским понтонным батальоном, а в октябре 1920 г. переименован в 4-й понтонный батальон. В апреле 1919 г. в Костроме начал формироваться 2-й понтонный батальон, а в Орше — 3-й понтонный батальон{19}.

Численность понтонного батальона составляла 884 человека, в том числе: штаб и нестроевая команда — 71, команда связи — 39, каждая из двух понтонных рот — 207, команда ездовых 1-й роты — 180 и команда ездовых 2-й роты — 180 человек{20}. Понтонные батальоны были оснащены весель-но-понтонными парками, состоявшими из металлических полупонтонов и деревянного верхнего строения, перевозимых на конных повозках с упряжками, подобными артиллерийским. По тактическим и техническим данным этот парк полностью удовлетворял потребности в переправах всех родов войск молодой Красной Армии.

В 1919 г. был также создан моторно-понтонный батальон, который имел моторно-понтонный парк, являвшийся для того времени новинкой. Парк этот, принятый на вооружение русской армии в 1916 г., состоял из самоходных металлических понтонов и более мощного верхнего строения, чем у весельно-понтонного парка. Элементы парка были очень громоздки и тяжелы, поэтому парк транспортировался только по [21] железной дороге и вследствие этого имел ограниченное применение{21}.

Были сформированы также и другие специальные инженерные части и подразделения, в частности: два электротехнических батальона, две отдельные маскировочные роты, военно-инженерный полигон, развившийся впоследствии в Научно-исследовательский инженерный институт имени Д. М. Карбышева, а также транспортные подразделения.

В целях улучшения руководства минно-подрывными работами, особенно под Петроградом, по предложению члена Военного Совета Северного фронта Л. М. Глезарова была сформирована минно-подрывная бригада по штатам, утвержденным Военным советом фронта в октябре 1918 г.{22} в составе управления, трех минно-подрывных дивизионов, инженерного парка и пулеметной команды.

Для укрепления тыловых оборонительных рубежей и постройки укрепленных районов в 1918 г. были сформированы управления отдельных руководителей работ военно-полевых строительств в составе управления и нескольких строительных участков.

Во главе строительных участков стояли старшие производители работ, имевшие в своем подчинении нескольких младших производителей работ и небольшой штат инженерно-технического персонала. Управления военно-полевых строительств вели оборонительные работы силами местного населения и рабочих батальонов, подчиненных этим управлениям. Все работы производились вручную, так как никаких средств механизации не было. Всего за годы гражданской войны было сформировано 62 управления отдельных руководителей работ военно-полевых строительств № 1-62{23}.

Руководство боевой деятельностью инженерных частей и подразделений действующей Красной Армии, а также мероприятиями по инженерному обеспечению боя и операции в годы гражданской войны осуществлял инспектор инженеров при полевом штабе Республики, во фронтах — начальники инженеров фронтов, в армиях — начальники инженеров армии. Главное военно-инженерное управление (с февраля по 15 июня 1918 г. — Центральное военно-техническое управление) выполняло снабженческие функции и подчинялось начальнику Центрального управления снабжения. Инженерное снабжение в войсках было сосредоточено в руках соответствующих начальников снабжения. Такое положение сохранялось до конца 1920 г. [22]

Инспектором инженеров штаба Высшего Военного Совета (с 4 марта до 24 июля 1918 г.) был В. В. Малков-Панин, а с 24 июля до сентября 1918 г. — военный инженер А. П. Шошин. С образованием 2 сентября 1918 г. Революционного Военного Совета Республики и до конца 1921 г. А. П. Шошин являлся инспектором инженеров полевого штаба Революционного Военного Совета Республики. Начальником Центрального военно-технического управления, а с 15 июня 1918 г. — Главного военно-инженерного управления до конца гражданской войны был И. Е. Коросташевский.

При Центральном военно-техническом управлении в марте 1918 г. была создана коллегия по инженерной обороне.

Председателем коллегии был назначен военный инженер профессор К. И. Величко, старшим инженером — военный инженер Д. М. Карбышев.

Коллегия на заседании 19 апреля 1918 г. рассмотрела и одобрила «Временное положение о коллегии по инженерной обороте». Согласно этому положению коллегия назначалась для разрешения вопросов инженерной обороны страны. В ее задачи входило изучение театров военных действий как в инженерном, так и в техническом отношении; изучение технических средств страны в целях использования для инженерной обороны; разработка общего плана инженерной обороны страны и вытекающих из него частных задач; разработка общей организации инженерных и технических войск и военно-технических учреждений страны; контроль за проведением в жизнь распоряжений коллегии.

В задачу коллегии также входили разработка и утверждение общих проектов как инженерных сооружений, так и технического оборудования; инструкций, наставлений, руководств и пособий по разного рода специальностям и военной технике; штатов, положений и табелей; общих технических условий на заготовку имущества и материалов; образцов предметов снабжения и материалов.

Коллегия состояла из пятнадцати членов — специалистов по различным отраслям военно-инженерной техники, одного [23] члена коллегии — представителя Главного штаба, одного члена — от Главного артиллерийского управления, четырех членов по должности: начальника Центрального военно-технического управления, заведующего организационно-распределительной частью и двух его помощников; в состав коллегии входил, кроме того, двадцать один инспектор.

Коллегия делилась на пятнадцать секций по специальностям, в состав которых входили члены коллегии, старшие и младшие инженеры и делопроизводители; для текущей работы по переписке с войсками и учреждениями имелись корреспонденты.

Отдельные секции сводились в три постоянные комиссии: инженерно-фортификационно-строительную, состоявшую из четырех секций (долговременной фортификации, полевой фортификации, строительного дела и позиционного имущества); связи, состоявшую из пяти секций (автомобильной, радиотелеграфной, проволочного телеграфа и телефона, шоссейных дорог и мостов, железных дорог и водных путей); по применению технических средств, состоявшую из пяти секций (химии и взрывчатых веществ, механической, электроосветительной, минной и подрывной){24}.

Коллегия провела большую работу по организации инженерной обороны страны в момент, когда молодая Советская республика и ее армия отбивали вооруженное нападение иностранных империалистов и внутренней контрреволюции. Под ее руководством в колце 1918 г. была разработана новая система заблаговременной инженерной подготовки театров военных действий, основу которой составляли укрепленные районы. По рекомендации коллегии в годы гражданской войны возводились оборонительные рубежи. Она обсуждала, давала заключения и рекомендации по проектам инженерных сооружений, инструкций и наставлений. [24]

Большая роль в создании инженерных войск Красной Армии и их укреплении принадлежит военным комиссарам и партийным организациям, которые вместе с командирами воспитывали личный состав в духе беззаветной преданности пролетарской революции, делу вооруженной защиты Советской власти.

В целом принятые меры по организации и укреплению инженерных частей и подразделений обеспечили их последовательный количественный и качественный рост, что в свою очередь помогло Красной Армии в труднейших условиях того времени добиться победы над внутренней контрреволюцией и иностранными военными интервентами — отбить первый военный натиск империалистов.

Количественный рост инженерных войск за период гражданской войны виден из следующих данных: если на 10 мая 1918 г. численность личного состава в инженерных частях и подразделениях составляла 4360 человек, или 1,4 процента всего состава Красной Армии, то на 1 января 1921 г. она достигла 116 744 человек, или 2,76 процента численности всей Красной Армии{25}. За время гражданской войны количество личного состава инженерных войск выросло в 26 раз, в то время как за этот же период количество личного состава Красной Армии в целом выросло в 14 раз.

Имевшиеся в Красной Армии к концу 1920 г. инженерные части, не входившие в состав дивизий, и их количество, показаны в таблице{26}.

Приведенные данные показывают, в каких организационных формах к концу гражданской войны действовали инженерные войска Красной Армии и их количество, а также сколько было и каких запасных инженерных частей, в которых шла подготовка пополнения в действующие инженерные части и подразделения.

Одновременно с созданием Красной Армии и ее инженерных войск встал вопрос об организации инженерного снабжения.

Основным источником снабжения частей и соединений Красной Армии военно-инженерным имуществом в годы гражданской войны являлись запасы, оставшиеся от старой армии, которые были учтены и сосредоточены в созданных к этому времени главных базисных, фронтовых и окружных инженерных складах.

Таблица 1.

Наименование частей и подразделений

Кол-во к концу 1920 г.

Наименование фронтов и округов, число находившихся в них инженерных частей и подразделений

Инженерные и саперные*

   

Действующие

   
Инженерные батальоны 8 Западный фронт — 2 Юго-Западный фронт — 1 Кавказский фронт — 4 Петроградский военный округ — 1
Отдельная саперная рота особого назначения 1 Юго-Западный фронт
Отдельный саперный батальон 1 Приволжский военный округ
Енисейская инженерная бригада 1 Западно-Сибирский военный округ

Запасные

   
Инженерные батальоны 8 Московский военный округ — 1 Петроградский военный округ — 1 Приволжский военный округ — 1 Харьковский военный округ — Киевский военный округ — Западно-Сибирский военный округ — Кавказский фронт — Туркестанский фронт -
Инженерные роты 3 Заволжский военный округ — Одесский военный округ — Западный фронт -

Минноподрывные и огнеметные*

   

Действующие

   
3-й минноподрывной дивизион особого назначения 1 Петроградский военный округ
Учебно-опытная огнеметная рота 1 В непосредственном подчинении ГВИУ
Подрывные команды 25 То же

Запасные

Подрывной батальон 1 Приволжский военный округ

Маскировочные

   

Действующие

   
Маскировочные роты 6 Юго-Западный фронт — 4 Петроградский военный округ — 1 Кавказский фронт — 1

Запасные

Маскировочная рота 1 Петроградский военный округ

Понтонные и минные*

   

Действующие *

   
Понтонные батальоны 6* Юго-Западный фронт — 2 Западный фронт — 1 Петроградский военный округ — 1
Моторно-понтонный батальон 1 Юго-Западный фронт
Речные минные дивизионы 2 Юго-Западный фронт — 1 Петроградский военный округ — 1

Учебные и запасные

Понтонная рота 1 Московский военный округ
Учебно-опытный минный дивизион 1 Петроградский военный округ
Классы мотористов и штурвальщиков 1 Петроградский военный округ

Прожекторные и электроосветительные

   

Действующие

   
Прожекторные роты 21 Кавказский фронт — 7 Туркестанский фронт — 1 Юго-Западный фронт — 6 Западный фронт — 3 Западно-Сибирский военный округ — 3 Петроградский военный округ — 1
Дивизионная электроосветительная станция 1 Кавказский фронт

Запасные

Прожекторный дивизион 1 Заволжский военный округ
База формирования дивизионов и электроосветительных станций 1 Московский военный округ

Военно-полевые строительства

   
Действующие    
Управления отдельных руководителей работ военно-полевых строительств 48 Юго-Западный фронт — 11 Западный фронт — 6 Кавказский фронт — 5 Туркестанский фронт — 6 Орловский военный округ — 2 Заволжский военный округ — 1 Западно-Сибирский военный округ — 1 Московский военный округ — 2 Петроградский военный округ — 6 В трудармии — 6 В распоряжении ГВИУ — 2
* Известно место нахождения четырех батальонов, в отношении двух батальонов данных в документах нет.

О создании новых средств инженерного вооружения и их промышленном изготовлении, а также о массовом производстве инженерного имущества существующих образцов в период гражданской войны не могло быть и речи, так как [27] промышленность находилась в состоянии крайнего упадка, большинство заводов и фабрик не работали, шахты и рудники были разрушены. В особенно тяжелом состоянии находился транспорт.

В этой обстановке Коммунистическая партия и Советское правительство провели огромную работу по организации производства на действовавших в то время предприятиях самого необходимого для ведения боевых действий вооружения и боеприпасов{28}.

Более детально о состоянии снабжения Красной Армии инженерным имуществом к началу 1919 г. можно судить по докладу главнокомандующего всеми Вооруженными Силами Республики И. И. Вацетиса В. И. Ленину 22 февраля 1919 г.{29} [28]

Вместе с тем уже в эти годы выдвигаются перспективные технические проблемы, разрабатываются мероприятия для технического перевооружения армии и флота.

Были начаты крупные научные и проектно-конструктор-ские работы, приняты меры к выявлению специалистов и изобретателей военной техники, в том числе и инженерной.

Так, например, в июле 1919 г. Главное военно-инженерное управление выделило радиотехнической лаборатории крупные средства на проведение опытов по производству взрывов на расстоянии с помощью радио. В сентябре этого же года при ГВИУ организуется Военно-инженерный полигон, развившийся в последствии в Научно-исследовательский институт инженерной техники (НИИИТ) РККА, в котором была начата разработка новых образцов средств инженерного вооружения.

Вопросами снабжения Красной Армии инженерным имуществом занималось Главное военно-инженерное управление (ГВИУ), а в войсках соответствующие начальники снабжения.

Снабжение войсковых частей и соединений инженерным имуществом производилось, согласно указаниям ГВИУ, только в порядке подчиненности: фронт давал имущество армиям, армия — дивизиям и т. д.

В соответствии с этим, например, по плану инженерного снабжения Южного фронта на первое полугодие 1919 г. было предусмотрено иметь на фронтовых складах имущество в количестве, равном потребности в нем трех дивизий, в армейских складах содержать 25 процентов имущества фронтового склада. Излишки имущества из складов должны направляться в главные или базисные склады, негодное, но поддающееся ремонту — в мастерские при главных складах или в тыл на заводы.

Дивизионные передовые инженерные парки устраивались недалеко от передовой линии с таким расчетом, чтобы возможно быстрее снабжать части имуществом. В этих складах имущество содержалось в количестве, необходимом для удовлетворения насущных нужд частей. Большие запасы инженерного имущества здесь не допускались.

Одновременно с формированием частей, соединений и объединений Красной Армии были разработаны и нормы (табели) снабжения их инженерным имуществом.

Подготовка кадров

В целях подготовки командных кадров для инженерных частей и подразделений одновременно с их формированием создавалась и была развернута сеть военно-учебных заведений. К концу 1920 г, в Красной Армии эта сеть включала [29] следующие вузы{30}: Военно-инженерную академию, Высшую электротехническую школу, Высшую школу маскировки, Петроградскую военно-инженерную школу и восемь военно-инженерных курсов (Московские, Казанские, Петроградские, Самарские, Смоленские, Киевские, Екатеринославские и Томские. Всего за период 1918-1920 гг. в высших инженерных специальных учебных заведениях было подготовлено 580 человек (в том числе в Военно-инженерной академии — 81 человек) и на командных курсах и в военных школах — 1444 человека{31}. Из общего количества подготовленного среднего командного состава инженерных войск в 1918 г. было выпущено — 130, в 1919 г. — 456 и в 1920 г. — 858 командиров{32}.

Таким образом, подготовка командных кадров в военно-учебных заведениях Красной Армии явилась основным и важнейшим источником обеспечения ими инженерных частей и подразделений. Вторым источником обеспечения частей командным составом было привлечение генералов и офицеров инженерных войск старой армии. Часть из них с первых же дней Великой Октябрьской социалистической революции [30] безоговорочно перешла на сторону победившего пролетариата и отдала весь свой опыт и знания делу утверждения рабоче-крестьянской власти, созданию Красной Армии и службы в ней. Многие были привлечены в армию по призыву и добросовестно служили в годы гражданской войны, а часть продолжала служить и после войны.

Среднее звено командного состава пополнялось также за счет выдвижения опытных солдат и младших командиров, особенно из числа получивших боевой опыт в первой мировой войне.

Так как в армию призывались молодые люди, еще не служившие в войсках, требовалось организовать соответствующую систему их подготовки. С этой целью подготовка рядового состава инженерных частей проводилась в отдельных запасных инженерных частях и подразделениях, организационно входивших в систему запасных частей и соединений внутренних военных округов, а также действующих фронтов Красной Армии. Каждый фронт получал в свое распоряжение определенные районы, на территории которых самостоятельно организовывал призывы.

С середины 1919 г. каждая армия имела свои отдельные запасные инженерные роты, находившиеся сначала в ведении начальников инженеров армий, а затем (с начала 1920 г.) перешедшие в подчинение Управления формирования армии (Упраформ).

Запасная инженерная рота состояла из четырех взводов: двух саперных, одного дорожно-мостового и одного подрывного. Взвод имел небольшие постоянные кадры и 100 человек переменного состава. С апреля 1920 г. было разрешено переменный состав держать в тройном комплекте. Запасная инженерная рота отправляла на фронт пополнение целыми подразделениями — взводами, а иногда и ротами.

7 августа 1919 г. была создана одна запасная армия для подготовки резерва главнокомандующего. В ней за период с июля 1919 г. по декабрь 1920 г. кроме инженерных частей и подразделений, входивших в состав сформированных армий, дивизий и бригад (в общей сложности четыре стрелковые дивизии и тридцать стрелковых и кавалерийских бригад), были подготовлены и отправлены на фронт понтонный батальон и саперная рота{33}.

Боевое применение инженерных войск в годы войны

В годы гражданской войны вместе с развитием и становлением Красной Армии зародилось и стало развиваться советское военное искусство новой армии — армии победившего пролетариата. [31] В ходе гражданской войны приобрели первый боевой опыт и инженерные войска.

Инженерные войска Красной Армии в этот период выполняли в основном следующие задачи.

Создание оборонительных рубежей и укрепленных районов для обеспечения оборолы важных военно-политических и экономических районов и объектов страны.

Инженерное обеспечение боевых действий войск как комплекс мероприятий, способствующих достижению успехов в бою и операции. К их числу относились дорожные, мостовые, переправочные, фортификационные, подрывные, маскировочные, минные, гидротехнические и другие работы. К ним же следует отнести и работы по приспособлению и использованию общегражданских технических средств, например ремонт, восстановление и эксплуатация железных дорог, водных путей, автомобильного транспорта, средств связи, прожекторного, электротехнического оборудования и др.

Кроме того, инженерным частям и подразделениям приходилось непосредственно участвовать в боевых действиях против интерве-нтов и белогвардейцев во взаимодействии с пехотой, кавалерией и артиллерией, что вызывалось тяжелой обстановкой на том или ином участке фронта.

Особенности создания оборонительных рубежей и укрепленных районов в годы гражданской войны. Инженерному укреплению местности в этот период уделялось большое внимание и придавалось исключительно важное значение.

В. И. Ленин, руководя боевой деятельностью Красной Армии, в своих указаниях и распоряжениях не раз обращал внимание командующих фронтами и армиями, губернских комитетов партии и губисполкомов на необходимость с максимальной энергией осуществлять фортификационные работы, контролировал их выполнение, в необходимых случаях ставил эти вопросы на обсуждение ЦК партии и Советского правительства. Об этом свидетельствуют его телеграмма Вологодскому губисполкому{34} от 11 августа 1918 г., письмо М. С. Кедрову{35} от 29 августа 1918 г., телеграмма исполкомам прифронтовых райойов{36} от 16 июня 1919 г., постановление Совета обороны{37} от 24 сентября 1919 г., телеграммы И. В. Сталину{38} от 29 октября и 13 ноября 1920 г. и ряд других документов. В них В. И. Ленин требовал энергично проводить фортификационные работы, мобилизовывать для этого трудоспособное население, тщательно следить за ходом [32] работ, регулярно докладывать, что, где, когда и сколько сделано.

Маневренному характеру гражданской войны с отсутствием сплошных фронтов соответствовала специфическая форма инженерного укрепления местности. В начале войны первым мероприятием по организации обороны страны было создание завесы{39} вдоль демаркационной линии советских и германских войск. К апрелю 1918 г. было организовано два участка завесы — Северо-Западный и Западный, а также Петроградский и Московский оборонительные районы. Инженерное оборудование завесы сводилось, как правило, к возведению отдельных оборонительных рубежей с узлами сопротивления, опираясь на которые, отряды Красной Армии могли осуществлять маневр против наступающего противника.

Оборонительный район в свою очередь состоял из ряда укрепленных пунктов, застав на лесных дорогах и предмостных укреплений. Например, Западный участок завесы протяжением 750 км имел всего семь оборонительных районов, каждый из которых оборонялся отрядом численностью 3 тыс. — 5 тыс. человек.

В конце 1918 г. была принята новая система заблаговременной подготовки обороны страны. Основой ее стал укрепленный район, предназначенный для прикрытия основных операционных направлений и обеспечения в инженерном отношении условий для защиты важных пунктов и объектов. Укрепленные районы служили также оборудованными плацдармами для перехода войск в наступление.

Укрепленные районы создавались двух видов. Один из них представлял собой одну или несколько сомкнутых кольцевых позиций, расположенных в 15-20 км, а иногда и ближе от прикрываемых объектов (например, Петроградский УР), другие состояли из ряда фронтальных позиций, расположенных последовательно одна за другой на всю глубину района. Примером такого укрепленного района может служить Самарский укрепленный район, входивший в систему укреплений Поволжья, рек Камы и Вятки в 1918-1919 гг. План обороны и инженерная подготовка этого района были составлены и осуществлены под руководством М. В. Фрунзе и В. В. Куйбышева, а начальником инженеров и одновременно начальником 6-го Управления отдельного руководителя работ военно-полевого строительства был военный инженер Д. М. Карбышев. [33]

Инженерное обеспечение боевых действий войск. Большинство инженерных работ, связанных с оборудованием местности, выполняли сами войска. Инженерные части использовались в основном на мостовых и взрывных работах.

Важное место в инженерном обеспечении боевых действий войск занимали работы, связанные с форсированием рек. Уже в то время реки форсировались главным образом с ходу, с широким применением местных и подручных переправочных средств.

Наиболее характерными примерами форсирования рек с ходу можно назвать следующие: форсирование 25-й стрелковой дивизией рек Боровка, Кинель, Ик, Белая в Уфимской операции 1919 г.; десантные операции на Северной Двине в том же году; форсирование рек Березина в 1920 г.; форсирование Днепра и захват каховского плацдарма 6-7 августа 1920 г.; форсирование Сиваша и др.{40}.

Не имея никаких табельных переправочных средств (кроме крайне ограниченного количества поплавков Полянского и имущества весельно-понтонного парка), инженерные войска обеспечивали форсирование рек, используя в основном местные и подручные переправочные средства.

Не имея средств механизации мостовых работ, саперы и понтонеры строили мосты вручную. Инженерные части и подразделения были также слабо обеспечены транспортными средствами и ощущали недостаток в инструментах.

И если в этих условиях проблема обеспечения форсирования рек войсками Красной Армии была решена, то в первую очередь благодаря революционному подъему, которым был охвачен личный состав инженерных войск, как и всей Красной Армии, и который вел их на подвиги. В этом проявилась доблесть воинов инженерных частей и подразделений при выполнении боевых задач.

Свыше 20 человек за отличие при форсировании рек в годы гражданской войны и проявленный при этом героизм были награждены орденом Красного Знамени. Среди них начальник инженеров 13-й армии Б. Н. Матов, дивизионный инженер 17-й стрелковой дивизии Г. И. Кузьмин, его помощник Д. С. Иванов, комиссар 17-го инженерного батальона Ф. Н. Новиков, командиры рот В. Д. Косарев, В. Ф. Зимницкий, начальники саперных команд полков А. Ф. Герман, В. В. Семенов, командиры взводов С. Сандрос, И. К. Федосеенко, командиры отделений Ф. И. Шадрин, И. И. Буренков, И. Е. Морозов, Е. И. Ануфриенко, Е. Н. Гришин; саперы [34] Ф. Шимонов, А. Кочетов, П. Наумов, E. Лазарев и А. И. Рубцов{41}.

Важная роль в комплексе мероприятий инженерного обеспечения боевых действий войск принадлежала инженерной подготовке оперативных плацдармов на крупных реках. Плацдармы на реках существовали и в первую мировую войну, но тогда они создавались с ограниченной целью и являлись, по существу, только оборонительными предмостными позициями. Примером созданного во время гражданской войны оперативного плацдарма явился каховский плацдарм на Днепре, предназначавшийся для нанесения Красной Армией удара во фланг и тыл врангелевских войск. В ночь на 7 августа 1920 г. правобережная группа войск Красной Армии в составе 15-й, 52-й и Латышской дивизий, выполняя приказ, переправились через Днепр у Каховки, атаковала войска белых (корпус Слащева) и захватила плацдарм на левом берегу Днепра. На другой день на каховский плацдарм вступила и только что прибывшая 51-я дивизия. С захватом плацдарма было немедленно начато его укрепление. Инженерные работы начались 8 августа и продолжались вплоть до решающих октябрьских боев.

Гарнизон каховского плацдарма не только упорно оборонялся, отбив три штурма белогвардейцев, но и пользовался каждой возможностью для перехода в наступление, срывая замыслы Врангеля. В октябре 1920 г. перешедшие в наступление с каховского плацдарма части Красной Армии прорвали фронт белогвардейцев и нанесли им серьезное поражение, после которого остатки врангелевской армии укрылись в Крыму, где вскоре были добиты частями Красной Армии.

За руководство созданием сильных опорных пунктов на каховском плацдарме, за мужество и энергию при устройстве укрепленных позиций начальник инженеров 6-й армии А. Д. Малевский, дивизионный инженер 51-й стрелковой дивизии Ф. К. Зуев, дивизионный инженер 52-й стрелковой дивизии В. И. Недзвецкий, дивизионный инженер Латышской дивизии З. А. Корин были награждены орденом Красного Знамени{42}.

В борьбе с Врангелем, во время штурма Перекопа, саперы и понтонеры проявили немало смелости и творческой инициативы. Примером творческого решения технических задач является строительство на Таманском полуострове висячего моста через Гирло-Пересыпское (пролив, соединяющий Ахтанизовский лиман с Азовским морем). Не имея фактически никакого технического оснащения, саперы построили двухпролетный [35] висячий мост под нагрузку 7 т с пролетами 40,5 м при глубине воды до 20 м.

Этот мост представлял значительный интерес в инженерном отношении, так как имел промежуточную плавучую опору в виде шаланды, постоянное положение которой по оси моста обеспечивалось четырьмя морскими якорями, заброшенными с верхней и низовой сторон моста, а возможные боковые колебания шаланды устранялись тем, что по ее бортам были опущены на дно тросы с 16 минными чугунными тарелками каждая весом 200 кг. Длина моста вместе с деревянными въездами составляла 98 м{43}.

Обеспечивая в инженерном отношении боевые действия частей и соединений Красной Армии, инженерные войска в сравнительно широком масштабе проводили миныоподрыв-ные работы.

При вынужденном отходе частей Красной Армии разрушались железные дороги, сжигались и подрывались мосты, уничтожалось ценное имущество, которое могло попасть в руки врага.

Известно, что В. И. Ленин вопросам применения заграждений и разрушений в годы гражданской войны уделял особое внимание. Это видно из многих указаний, данных военачальникам Красной Армии и руководителям партийных и советских органов на местах.

Так, в феврале 1918 г. в воззвании Совета Народных Комиссаров «Социалистическое отечество з опасности!» В. И. Ленин пишет: «...при отступлении уничтожать пути, взрывать и сжигать железнодорожные здания...»{44}. На это же он указывает в проекте приказа всем совдепам 2 марта 1918 г.{45}, в телеграммах С. П. Нацаренусу от 7 июля 1918 г., [36] М. С. Кедрову и Н. И. Муралову от 29 августа 1918 г.{46} и во многих других распоряжениях.

Выполняя боевые задачи по подрыву важных объектов и особенно мостов, саперы проявляли исключительную находчивость и героизм. В конце мая 1919 г. командир 2-й роты 4-го минноподрывного дивизиона А. А. Чецулин взорвал мост у Пскова через реку Великая и при этом погиб; 18 августа 1919 г. осуществили подрыв моста через реку Березину в районе Борисова саперы отдельной роты 3-й отдельной стрелковой бригады 16-й армии А. Головко, В. Путвик и П. Алексеев, за что были награждены орденом Красного Знамени.

Неувядаемой славой покрыл себя отдельный инженерный батальон 18-й стрелковой дивизии, действовавший на Северном фронте в 1918-1919 гг. В условиях полного окружения, отбивая вражеские атаки, он выполнил поставленную задачу по разрушению объектов в районе железнодорожной станции Плесецкая, а затем штыковой атакой прорвал кольцо вражеского окружения и вышел на соединение со своими войсками.

Взвод прожекторной роты этого же батальона совершил героический подвиг при выполнении задачи по взрыву железнодорожного моста через реку Емца, расположенного в 50 км севернее станции Плесецкая. Находясь в окружении, взвод под огнем противника взорвал мост, прервав железнодорожное сообщение. Командир взвода А. Д. Пятаков за этот подвиг был удостоен ордена Красного Знамени.

Доблесть и мужество проявили курсанты Петроградской военно-инженерной школы при подавлении Кронштадтского мятежа в марте 1921 г.; школа была награждена Почетным революционным Красным Знаменем ВЦИК, пять командиров и тринадцать курсантов награждены орденом Красного Знамени. [37] Вот имена этих героев: П. Д. Зюкин, Р. Микельсон, А. В. Германович, М. А. Королев, В. Григорьев-Болотников, А. Е. Орлов, В. Жуков, П. Горшков, С. Деминтек, А. Кадлец, И. С. Келенин, Корнеев, Н. А. Максимов, Д. В. Москвин, И. И. Малыгин, М. Д. Прусаков, И. М. Сайкин, Шамов{47}.

В подавлении Кронштадтского мятежа активное участие принимали слушатели и профессорско-преподавательский состав Военно-инженерной академии. Из слушателей академии был сформирован Коммунистический отряд особого назначения. В него входили В. Л. Жуков, Я. X. Поль, награжденные за боевые отличия орденом Красного Знамени, И. П. Кусакин, И. Я. Руденко-Моргун и др.

Приведенные примеры не единичны. Проявление героизма и доблести было характерно для большинства инженерных частей и подразделений, характерно для всей Красной Армии. Об этом красноречиво говорит тот факт, что за боевые подвиги в годы гражданской войны Почетным революционным Красным знаменем и орденом Красного Знамени награждены 355 воинских объединений, соединений, отдельных частей и военно-учебных заведений. Около 15 тыс. воинов были награждены орденом Красного Знамени{48}.

Как уже отмечалось в предисловии, среди награжденных в годы гражданской войны орденом Красного Знамени — свыше 100 воинов инженерных войск. Представляют определенный интерес данные о 80 награжденных, прошедших приказами Революционного Военного Совета Республики.

Из числа этой группы награжденных: начальников инженеров армии — 2; дивизионных инженеров и их помощников — 6; командиров и комиссаров инженерных батальонов — 4; командиров рот, их заместителей и им соответствующих — 16; командиров саперных взводов — 6; начальников саперных команд полков — 3; командиров отделений и курсантов — 22; красноармейцев — 21. В том числе за подрыв мостов под огнем противника награждено 3 человека; форсирование рек и строительство мостов — 20; участие в подавлении мятежей контрреволюции — 15; за Каховский плацдарм (оборудование и борьба за него) — 3; героизм, храбрость и мужество в бою — 39 человек.

О мужестве советских бойцов в годы гражданской войны в приветствии; IX съезда РКП(б) армии и флоту сказано:

«Согревавший вас огонь революционного энтузиазма и ваша готовность ко всем жертвам во имя освобождения трудящихся [38] масс оказались сильнее танков, броненосцев и золота ваших врагов»{49}.

Высокий моральный дух советских воинов, мужественно защищавших Республику Советов от интервентов и белогвардейцев, — результат огромной работы Коммунистической партии в Красной Армии. Через военных комиссаров, политотделы и партийные ячейки партия укрепляла дисциплину в армии, воспитывала политическую сознательность ее личного состава, вдохновляла красноармейцев и командиров на ратные подвиги.

В годы гражданской войны возникла необходимость разработки новых наставлений, руководств, инструкций по инженерному обеспечению боевых действий войск, а также создания теоретических основ советского военно-инженерного искусства. Исторический опыт показал, что с развитием боевой техники возрастает роль и значение инженерных войск, усложняется инженерное обеспечение современного боя и операции, а с ростом технической оснащенности инженерных войск усиливается ответственность за их правильное использование, повышаются требования к правильному руковод» ству ими на поле боя. Это подтвердилось и в годы гражданской войны.

Вот почему еще с апреля 1918 г. ставился вопрос о необходимости пересмотра, исправления и переиздания наставлений, инструкций, руководств, применявшихся до сих пор в инженерных и технических войсках. В докладной записке в коллегию по инженерной обороне старшего инженера коллегии М. Л. Сухаревского 24 апреля 1918 г. отмечалось:

«...Известно, что уже в 1915-1916 гг. значительное количество наставлений и инструкций по различным отраслям военной техники устарело, далеко не отвечая требованиям момента, ни общей постановке военно-инженерного дела в связи с полученными даже за этот период войн боевыми данными. Наконец, многие из вновь появившихся специальностей инженерного дела не имели никаких наставлений, а если и имели, то таковые были составлены с крайней поспешностью, в местном, а не общегосударственном масштабе, отчего и являются разбросанными, не систематизированными, не исчерпывающими и односторонними.

Вышеуказанные факторы настоятельно требуют от коллегии срочных, по условиям военно-политического момента, работ по пересмотру, исправлению и переизданию всех устарелых руководств, наставлений, инструкций, применявшихся до сих пор в инженерных и технических войсках, с целью использования богатого боевого материала минувшей войны»{50}. [39]

Однако выполнить эту задачу полностью в годы гражданской войны не удалось, она была решена позднее. Но уже в то время, основываясь на опыте первой мировой и гражданской войн, был выдвинут ряд положений по вопросам инженерного обеспечения и руководства инженерными частями, из которых отдельные, на наш взгляд, не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

Прежде всего следует отметить работу М. Н. Тухачевского «Инженерное соразмерение операции», опубликованную в 1920 г. в журнале «Революция и война», издававшемся Западным фронтом. В этой работе отмечалось, что

«при современном состоянии военной техники наша Красная Армия, как и все другие современные армии, в смысле своей способности к маневрированию, находится в прямой зависимости от правильной постановки и развития инженерного дела... Инженерное дело своей оперативной работой обеспечивает победу для других родов войск. Поэтому самая работа инженерной части определяется требованиями, предъявляемыми другими родами войск. Но инженерная работа в свою очередь предъявляет к работе других родов войск также совершенно определенные требования, без которых все ее труды окажутся бесполезными»{51}.

М. Н. Тухачевский выдвинул в этом труде важное положение о том, что каждая операция, каждая кампания должна быть соразмерена в своей маневренной части с теми инженерными средствами и возможностями, которые для них предоставляются. Он считал также, что инженерные войска должны быть почетным родом войск. Все войсковые начальники должны понимать, что осуществление крупных и быстрых маневров при невысоком состоянии инженерных войск невозможно.

Если в указанной выше статье М. Н. Тухачевского сформулированы отдельные принципиальные положения, определяющие роль и место инженерных войск в операции и кампании, то в работе того же периода военного инженера Г. Г. Невского «Боевое применение инженерных войск» наряду с другими вопросами высказаны рекомендации и по руководству инженерными частями в бою. Так, Г. Г. Невский писал:

«Перечисляя основные приемы при взаимоотношениях (командования) со специальными частями, годные для всех случаев, отметим:

1) Необходимо всегда держать в курсе событий своего инженера (командира взвода, роты, дивизионного инженера и т. д.). [40]

Для подачи своевременного совета начальнику необходимо постоянное свободное общение со своими специалистами.

Необходимо не забывать, что во время напряженной оперативной работы и боевых действий начальник дивизии с начальником штаба, руководя этой ответственной работой, должны непрерывно привлекать к ней ближайших своих помощников и советчиков: начальника артиллерии и дивизионного инженера, хотя бы их содействие в данное время и не требовалось.

2) Перед отдачей приказания по технической части необходимо, по возможности, всегда сговориться о его выполнении. В противном случае, отдав категорическое приказание, понадеявшись на его исполнение, окажется, что оно неисполнимо или исполнится не так, как рассчитывалось.

Удобнее всего подобные распоряжения делать всегда совместно со своим инженером: нач. дивизии с дивизионным инженером, командир полка с командиром саперной роты и т. п.»{52}.

Г. Г. Невский указывал также, что во всех случаях надо знать, что инженерная часть является такой же войсковой частью, как и всякая другая, за состояние которой и за работы которой войсковой начальник ответственен. Весь последующий опыт руководства инженерными частями показал, что там, где эти положения проводились в жизнь, инженерные части успешно решали поставленные перед ними боевые задачи и тем самым в значительной степени содействовали успеху боя и операции в целом.

Из изложенного следует, что в период гражданской войны были созданы и получили боевую закалку инженерные войска Красной Армии и были заложены основы советского военно-инженерного искусства.

В этот же период выросли советские военные инженеры как из среды рабочих и крестьян, подготовленные во время войны, так и из лучшей,'прогрессивной части русских военных инженеров, с первых дней Великой Октябрьской революции перешедших на службу в Красную Армию и под руководством Коммунистической партии ставших выдающимися советскими военными инженерами, широко известными и за пределами нашей Родины.

Особо выдающимися из них были Константин Иванович Величко (1856-1927 гг.), автор большого количества трудов, прежде всего по фортификации, которые являются вкладом в русскую и советскую фортификационную науку, и Дмитрий Михайлович Карбышев, родившийся в 1880 г. и зверски замученный фашистами в 1945 г., — автор многочисленных [41] трудов по военно-инженерному искусству. Широкий исторический анализ и новые предложения, изложенные в виде теоретических выводов, делают труды Д. М. Карбышева ценным научным вкладом в военно-инженерное дело. Заслуги Д. М. Карбышева высоко оценены Советским правительством. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Можно назвать имена и таких военных инженеров, как Ф. И. Голенкин, А. П. Шошин, В. В. Яковлев, С. А. Хмельков, Г. Г. Невский, Л. В. Новиков, А. Д. Малевский и др., которые начали свою активную деятельность в годы гражданской войны и внесли большой вклад в теорию и практику советского военно-инженерного искусства.

Наиболее крупными проблемами военно-инженерного искусства, начало решения которых было положено в годы гражданской войны, явились:

— создание новой формы заблаговременной фортификационной подготовки страны — системы укрепленных районов;

— инженерное обеспечение боевых действий войск, в первую очередь наступательных операций, проводимых пехотой совместно с артиллерией, бронечастями при возросшем количестве заграждений и разрушений;

— инженерная подготовка оперативных плацдармов на крупных реках не только как оборонительных предмостных позиций, но и как исходных рубежей, опираясь на которые, можно наносить удары по войскам противника;

— обеспечение успешного форсирования крупных речных преград с ходу при наличии низкой технической оснащенности инженерных войск и крайнем недостатке переправочно-мостового имущества.

В целом следует отметить, что советское военно-инженерное искусство во многом обогатилось на опыте гражданской войны. Этот опыт (наряду с критическим освоением опыта первой мировой войны) послужил базой дальнейшего совершенствования организации инженерных войск и разработки основ их боевого применения.

Дальше