Содержание
«Военная Литература»
Военная история

На Дальнем Востоке

На Потсдамской конференции, которая проходила с 17 июля по 2 августа 1945 года, государства, победившие фашистскую Германию, вместе с Китаем потребовали от империалистической Японии безоговорочной капитуляции и роспуска всех ее вооруженных сил. Правительство Японии наотрез отказалось выполнить предъявленные ей требования. Тогда Советский Союз, верный союзническому долгу, 8 августа официально объявил Японии войну. 9 августа начались боевые действия.

В боевых операциях на территории Маньчжурии принимали участие и бронепоезда, но не в таком количестве, как против немецко-фашистских войск. Однако определенный вклад в разгром Квантунской японской армии они внесли.

Волгоградец Ф. Т. Бондарь свидетельствовал, что 9-й ОДБП был сформирован в марте 1932 года в городе Карачеве Брянской области и передислоцирован на станцию Уссурийск. Наша страна укрепляла этот пограничный район.

О тревожном довоенном времени рассказал ветеран-дальневосточник С. И. Серавнин (в годы Великой Отечественной войны он командовал 30-м ОДБП):

— Наш 9-й бронедивизион состоял из трех боевых единиц: двух тяжелых бронепоездов, которые имели на вооружении 107-миллиметровые орудия, и одного легкого с четырьмя 76-миллиметровыми орудиями. Дивизион оперативно подчинялся отдельной Приморской армии. В 1938 году мне довелось возглавлять экипаж легкого бронепоезда, постоянно сопровождая командующего Дальневосточной армией маршала В. К. Блюхера в его инспекционных поездках вдоль границы. И во время известных событий у озера Хасан в августе 1938 года, когда японские империалисты пытались силой отторгнуть часть советской территории, надо было сопровождать командующего по железнодорожной ветке от станции Раздольная до его командного пункта у озера Хасан.

Когда грянула Великая Отечественная война и советскому военному командованию очень нужны были резервы, оно с большой осторожностью снимало их с советско-японской границы. Провокации вдоль рек Амур и Уссури никогда не прекращались.

Бронепоезд внутренних войск НКВД № 36 под командованием майора С. Чистякова располагался на станции Биробиджан. Старший машинист Н. Н. Аржанов, награжденный знаком «Почетному железнодорожнику», рассказывал, что их бронепоезд [224] № 36 неоднократно по тревоге выезжал в город Ленинск на берег Амура. Это в 121 километре от Биробиджана. Был такой случай. Объявили тревогу. Орудийные расчеты заняли свои места. Н. Н. Аржанов повел бронепоезд, прибавляя ему скорость, к Амуру. Вот и город Ленинск. За ним — сопки, рядом — Амур. Командир отделения разведки старший сержант Терещенко выслал вперед своих воинов. Оказалось, что у подножия одной из сопок была обнаружена японская танковая засада. Красноармейцы уже провели атаку, но пока безуспешно. Прибытие бронепоезда было очень кстати. Пока не наступила темнота, устроили невдалеке наблюдательный пункт, чтобы можно было корректировать огонь бронепоездных орудий. Когда все было готово, экипаж без шума и дыма вывел стальную крепость на огневую позицию. Первый залп произвели из четырех 76-миллиметровых орудий. Разведчики подкорректировали. Второй удар оказался точен, часть танков задымила, остальные спешно убрались за Амур, переправились на свою территорию.

Подобных эпизодов было немало. После разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом самураи, как тут называли японских агрессоров, поутихли. Тогда Красная Армия стала переводить часть своих войск на запад. Бронепоезд № 36 был отправлен в Западную Украину в район Ровно — Сарны.

В 1944 году советские войска перешли государственную границу и вступили на территорию Румынии и Польши. Но район боевых действий на земле других государств для бронепоездов был, как известно, ограничен из-за более узкой железнодорожной [225] колеи. Часть бронепоездов отводили в западные области Украины, Белоруссии, где активизировались буржуазно-националистические элементы и недобитые гитлеровцы. Несколько бронедивизионов предусмотрительно вернули на Дальний Восток.

— Наш 28-й ОДБП, — рассказывала радистка Е. Д. Рябова, — отбыл на восток с Ржевского вокзала Москвы 4 апреля 1945 года. 5 мая мы уже прибыли в Хасановский район Приморского края на станцию Бамбурово. А через четыре дня отпраздновали День Победы.

Е. Д. Рябову дополнил командир бронепоезда № 677 майор А. Б. Коныгин:

— Проехав всю Россию, мы прибыли в Дальневосточный край, чтобы охранять побережье и железную дорогу от возможной высадки японских десантов. Охраняемая территория пролегала до самого южного порта СССР Посьета, за озером Хасан.

9 августа 1945 года Советский Союз вступил в войну с Японией. Вслед за пехотой, за наземными частями в ход пошли и бронепоезда. В Северной Корее между станциями Сейсин и Расин нам удалось захватить японский бронепоезд. Перевели на него половину личного состава с обоих бронепоездов. Трофейная боевая единица долго курсировала по железным дорогам Кореи, охраняя наши объекты и сооружения.

66-й ОДБП при следовании из Польши на Дальний Восток встретил День Победы на станции Сковородино за Байкалом. [226]

До начала войны с Японией дивизион исколесил Амурскую область и Хабаровский край.

— Границу мы перешли в районе Градеково, — отметил С. И. Ломакин, боец орудийного расчета одного из бронепоездов 66-го ОДБП. — Особого сопротивления, по сравнению с гитлеровцами, японцы не оказывали. Да и не умели. Самураев уничтожали мощным огнем, окружали, брали в плен. Их самолеты избегали встреч с нашей авиацией.

До апреля 1946 года дивизион курсировал по Маньчжурии, сопровождая поезд командующего войсками Забайкальского фронта маршала Р. Я. Малиновского. Расформирован 66-й ОДБП был в июне 1946 года.

В годы мирного труда

Осень 1945-го. Отгремели последние залпы второй мировой войны. Артиллеристы зачехлили орудия бронепоездов. Тысячи тонн металла обрушили они на вражеские укрепления. Во многих сражениях бронепоезда показали себя грозным оружием, достойным помощником полевых артиллеристов и пехотинцев.

Далеко не легким оказался путь боевых экипажей к Победе. На военных дорогах оборвалась жизнь командиров ряда дивизионов бронепоездов: 31-го — майора Я. С. Грушелевского, 60-го — майора В. Б. Панича, 62-го — подполковника И. З. Алхазашвили и майора И. А. Сазанова. Осколки вражеских бомб, мин и снарядов сразили на боевых постах командиров бронепоезда № 1 54-го ОДБП капитана А. Р. Горбачева, бронепоезда «Московский метрополитен» майора Б. П. Есина, одного из киевских бронепоездов капитана С. П. Голованева, бронепоезда «Бесстрашный» 62-го ОДБП старшего лейтенанта А. И. Козаря, отдельного бронепоезда № 20 капитана С. Н. Бородавко, бронепоезда «Железнодорожник Алтая» 49-го ОДБП старшего лейтенанта И. И. Реунова и многих других. Их места в командирских рубках занимали другие отважные офицеры. И вновь наносили удары по врагу советские бронепоезда.

С октября 1945 года началось расформирование 20 отдельных бронедивизионов. Под Ленинградом, на многих узловых станциях Украины, Белоруссии, Прибалтики, Дальнего Востока, под Москвой шло разбронирование боевых машин.

Отслужив ратную службу вместе с трудягами-паровозами, на предприятия железнодорожного транспорта возвращались и железнодорожники-фронтовики. [227]

За фронтовые подвиги сотни железнодорожников — воинов бронепоездов — были отмечены государственными боевыми наградами. Среди них машинисты И. С. Охрименко и П. М. Вовк (21-й ОДБП), Т. Ф. Ткач (32-й ОДБП), Г. Г. Емельянов (31-й ОДБП), П. К. Мялицын (47-й ОДБП), В. П. Калин (57-й ОДБП), A. Н. Криканов и В. М. Каминский (62-й ОДБП). Рядом с орденами и медалями у многих ветеранов бронепоездов появились на груди знаки «Почетному железнодорожнику». Руководство Наркомата путей сообщения отметило высшими своими наградами мужественных транспортников, прошедших тысячи километров фронтовых дорог на бронированных машинах: машиниста бронепоезда «Балтиец» М. Ф. Смушко, старшего машиниста 46-го ОДБП И. С. Тарасова, машиниста 62-го ОДБП К. И. Воробьева, помощниц машиниста бронепоезда № 14 «Борис Петрович» М. С. Козьменкову и Н. Д. Горбачеву и десятки других.

Наряду с фронтовиками — членами экипажей бронепоездов — к мирному труду приступали также работники специальных формирований НКПС, в 1941–1942 годах обслуживавших стальные крепости. На основании постановления Государственного Комитета Обороны от 18 мая 1942 года № 1765 многие из них были отозваны из экипажей бронепоездов и направлены для работы в паровозных колоннах особого резерва НКПС. Под непрерывными вражескими обстрелами и бомбежками водили эти отважные люди эшелоны с техникой и боеприпасами под Сталинградом, на Курской дуге, на магистралях Украины, Белоруссии, Прибалтики. За образцовое выполнение заданий по спецперевозкам и проявленную при этом самоотверженность 50 железнодорожников — работников паровозных колонн особого резерва НКПС, начавших в годы войны боевой путь на армейских бронепоездах, — были отмечены знаками «Почетному железнодорожнику». Это бывшие машинисты 62-го ОДБП П. П. Аксентьев (посмертно), К. И. Поповский, главные кондукторы А. Е. Еськов, А. П. Масленников, В. А. Сергеев, поездные вагонные мастера А. М. Бубликов, А. П. Грицаев, машинист 377-го зенитно-артиллерийского дивизиона А. Е. Савченко и другие.

Фронтовой опыт работы в экстремальных ситуациях, приобретенный железнодорожниками, широко использовался для восстановления разрушенного войной хозяйства.

Более 30 лет энергичного эффективного труда отдали в послевоенные годы железнодорожному транспорту демобилизированные члены экипажей бронепоездов. Высокого звания Героя Социалистического Труда были удостоены машинист бронепоезда «Истребитель фашизма» 6-го отдельного дивизиона B. И. Виноградов и машинист бронепоезда «Красноярец» 29-го отдельного дивизиона Г. В. Антипин. [228]

Старший машинист бронепоезда «Смерть немецким оккупантам!» Г. А. Власенко стал известен на всю страну как зачинатель знаменитого тимашевского метода восстановления в рекордно короткий срок разбитых на фронте паровозов. За трудовой подвиг Г. А. Власенко был награжден орденом Ленина и знаком «Почетному железнодорожнику». Высокими трудовыми наградами и высшими знаками отличия на транспорте были отмечены бывший машинист бронепоезда «Козьма Минин», а впоследствии машинист депо Горький-Московский-Пассажирский Г. Г. Емельянов, машинист депо имени Ильича Н. Н. Аржанов, который водил на фронте бронепоезд № 36 НКВД, ветераны транспорта машинисты И. С. Охрименко, А. Г. Безуглый из 61-го ОДБП, председатель Дорпрофсожа Львовской железной дороги Г. И. Олехнович, воевавший в 43-м ОДБП, командир бронепоезда № 9 «Дзержинец», начальник цеха Воронежского паровозоремонтного завода имени Ф. Э. Дзержинского В. С. Балашов, машинист бронепоезда «Грозный мститель» П. А. Червяков.

По-разному сложились судьбы и командного состава бронепоездов. Командир батальона 89-й танковой бригады, воевавший до января 1943 года комиссаром 31-го отдельного особого Горьковского дивизиона бронепоездов, А. Т. Удовиченко в марте 1945 года был удостоен звания Героя Советского Союза. Полковник в отставке, А. Т. Удовиченко продолжил свой гражданский труд в Московском областном комитете ДОСААФ.

В звании генерал-лейтенанта уволился в запас из рядов Советской Армии командир 48-го ОДБП П. Я. Пастухов, а командовавший 31-м отдельным особым Горьковским дивизионом бронепоездов в 1942–1943 г. А. П. Баженов стал генерал-майором.

Большую научную работу после войны ведет в Московском институте водного транспорта профессор А. Ф. Видецкий, бывший десантник бронепоезда № 731 36-го отдельного дивизиона. Кафедру высшей математики в Одесском высшем инженерном морском училище возглавил профессор, доктор физико-математических наук П. Ф. Овчинников — бывший командир зенитного взвода бронепоезда «Козьма Минин». Более 40 лет работал старшим научным сотрудником кандидат физико-математических наук, майор в отставке, почетный железнодорожник В. М. Морозов, прошедший через всю войну на бронепоездах 62-го и 31-го Горьковского дивизионов бронепоездов. Ветеран 7-го отдельного дивизиона Б. А. Тулепбаев ныне академик АН Казахстана, председатель правления общества «Знание» Казахстана.

Отличником народного просвещения Украины стал директор Щербаневской восьмилетней школы на Полтавщине, в свое время командир взвода ПВО бронепоезда № 701 «Советская Армения», капитан в отставке А. Е. Колодяжный. [229]

Долгие годы в рядах Советской Армии несли службу полковники Г. Е. Шагун (бывший начальник штаба 31-го ОДБП), А. М. Бешкарев (командир бронеплощадки 36-го ОДБП), А. П. Неплюев (бывший командир 32-го ОДБП), полковник медицинской службы А. Г. Молдавский (врач 28-го ОДБП), подполковники А. И. Тилюпа (8-й ОДБП), И. Я. Малашенков (бронепоезд № 56 войск НКВД), Г. Д. Паничкин и В. П. Мерзлов (62-й ОДБП), А. П. Бардаков (31-й ОДБП), П. И. Волковой (54-й ОДБП).

На встречах ветеранов

Минули десятилетия после Победы. Бывшие фронтовики стали встречаться на местах прошедших боев. «Есть сокровенная мечта у каждого солдата: побывать еще раз в тех местах, куда забрасывала его война, посмотреть, что выросло на земле, политой кровью его боевых товарищей. Как бы ни бежало время, как бы ни складывались судьбы, но однажды сердце защемит уж очень больно, и тогда откладываем все дела и мчимся на свидание с боевыми годами, с товарищами по оружию», — говорил на одной из встреч ветеранов 62-го отдельного Новосокольнического дивизиона бронепоездов в Курске подполковник запаса Г. Д. Паничкин.

С 1970 года стали традиционными встречи ветеранов 31-го отдельного особого Горьковско-Варшавского ордена Александра Невского дивизиона бронепоездов. По инициативе бывшего заместителя командира дивизиона по политчасти А. С. Потехина ветераны-фронтовики не раз собирались в Горьком и Муроме, Черни и Ковеле.

Гостями жителей города Кириши Ленинградской области часто становились ветераны 32-го отдельного дивизиона бронепоездов А. П. Неплюев, В. Е. Семенов, Г. И. Загородный, М. В. Бурова, Я. Я. Сулименко, В. Ф. Неплюева-Дуда, И. Г. Далакишвили и другие. Бывшие командир 32-го ОДБП А. П. Неплюев, начальник связи дивизиона В. Е. Семенов, командир бронеплощадки Г. И. Загородный стали почетными гражданами города Кириши.

Местом традиционных встреч 26-го отдельного дивизиона стал Харьков, 64-го — Брянск, 34-го — станция Приколотное Южной железной дороги. В этих местах бронепоезда формировались, вели жестокие бои с фашистами. Здесь возлагаются [230] живые весенние цветы на могилы боевых товарищей, которые никогда не смогут прийти на майские торжества в честь Дня Победы.

Благодаря кропотливому поисковому труду ветерана Южной железной дороги, почетного железнодорожника Н. В. Рыльцова в канун 40-летия победы советских войск на Курской дуге на вокзалах станций Гостищево и Сажное Южной железной дороги были установлены мемориальные доски в честь последнего подвига бойцов бронепоезда № 746 «Московский метрополитен». На торжественное открытие мемориальных досок были приглашены ветераны 60-го отдельного дивизиона В. А. Грибов, Б. Л. Перлин, П. П. Погосян, М. И. Ткаченко, И. В. Соколов и другие.

Восемь раз в Курске встречались ветераны 62—ГО особого Новосокольнического дивизиона бронепоездов. Многие из них, приехав на первую встречу в октябре 1973 года, задавали вопрос: «А почему мы встречаемся в Курске? Ведь большинство из нас пришло в дивизион летом 1942 года в Москве». Но посещение музея революционной, боевой и трудовой славы локомотивного депо Курск, знакомство с экспозицией, посвященной Великой Отечественной войне, сразу дало ответ. [232]

Курские железнодорожники вместе со следопытами военно-поискового клуба «Искатель» бережно собрали материалы о боевом пути 62-го дивизиона. О первых построенных в депо бронепоездах «Бесстрашный» и «Борис Петрович», их боях под Курском, Мармыжами, Ельцом, Воронежем в 1941–1942 годах, а также о бронепоездах «Мичуринец» и «Советская Армения», полученных бойцами дивизиона в Москве и прошедших боевой путь через Великие Луки и штурм Новосокольников до победного мая 1945 года, встреченного в городе Лиепая.

Тринадцать лет потребовалось следопытам клуба «Искатель» и молодым комсомольцам-железнодорожникам, чтобы восстановить имена погибших и захороненных на станции Избище Юго-Восточной железной дороги бойцов бронепоездов № 14 и 15 62-го ОДБП. С помощью тружеников колхоза «Заветы Ленина» Нижнедевицкого района Воронежской области был установлен памятный знак на братской могиле, а на мемориальную доску занесены имена командира бронепоезда № 15 старшего лейтенанта А. И. Козаря, старшины А. Медведева, связистов младшего сержанта В. Кочукова, рядового М. Лепетюхи, юного пулеметчика бронепоезда № 14 С. Кузнецова.

Десятки волнующих ветеранских встреч состоялись на курской земле. Командиры пулеметных отделений бронепоезда № 14 И. И. Горобей и И. В. Минашвили не видели друг друга 38 лет. Они расстались в августе 1942 года. А в мае 1980 года на сцену Курского дома культуры железнодорожников, где проходил вечер «Имя солдата бессмертно, подвиг живет в веках», пригласили И. В. Минашвили, приехавшего из Кобулетского района Аджарской АССР. Бывший пулеметчик бронепоезда № 14 участвовал в обороне Ленинграда, закончил войну на 2-м Белорусском фронте в звании старшего лейтенанта. Кавалер ордена Красной Звезды И. В. Минашвили 20 лет проработал следователем по особо важным делам МВД Аджарии. Несмотря на три ранения, полученных на фронте, он не раз вступал в вооруженные стычки с бандитами, был еще дважды ранен. Уже в мирное время И. В. Минашвили был отмечен знаком «Отличник МВД СССР».

И вдруг И. В. Минашвили, находясь на сцене, прервал свой рассказ. В зал вошел только что приехавший из Ленинграда И. И. Горобей. И вот ветераны на. сцене. Бесконечно взволнованные, растроганные, обнимаются и рыдают.

В майские дни тридцатипятилетия Победы И. И. Горобей и И. В. Минашвили радовались воскресшей дружбе, памятью сердца согревая друг друга. Тогда, в 1980-м, никто не мог знать, что эта встреча для них станет последней. На следующей встрече в Курске, весной 1984 года, минутой молчания почтили однополчане память умерших И. И. Горобея и И. В. Минашвили. [234]

Курские железнодорожники установили памятный знак в честь воинов 38-го и 62-го ОДБП, погибших 28 июня 1942 года, защищая железнодорожный узел Мармыжи, а на станциях Мармыжи и Лачиново — мемориальные доски в честь бронепоездов, сражавшихся в 1941–1942 годах на Касторненском направлении.

Большое место в экспозициях зала боевой славы курских железнодорожников в Доме культуры, в реконструированном музее истории локомотивного депо Курск отведено героическим подвигам бойцов и командиров 62-го ОДБП. И не случайно активисты Курского областного штаба Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа помогли членам совета ветеранов бронепоездов Московской секции Советского комитета ветеранов войны в организации первой Всесоюзной встречи ветеранов бронепоездов.

Она состоялась с 6 по 9 мая 1988 года. Из разных городов страны в Курск прибыли ветераны 36 отдельных дивизионов бронепоездов. С приветствием к участникам встречи обратился министр путей сообщения СССР Н. С. Конарев.

Первая Всесоюзная встреча открылась вечером «Дорогая память прожитых лет». Под звуки марша из кинофильма «Белорусский вокзал», под аплодисменты входили в зал фронтовики, отмеченные боевыми и трудовыми наградами, знаками армий и фронтов, на которых сражались стальные крепости. В зал внесли доставленные из Центрального музея Вооруженных Сил СССР боевые знамена 62-го особого Новосокольнического дивизиона бронепоездов, 31-го отдельного особого Горьковско-Варшавского ордена Александра Невского дивизиона бронепоездов, 32-го, 49-го Шепетовского, 57-го, 59-го Пражского отдельных дивизионов. За каждым боевым символом части многие километры огненной стальной колеи, радость побед и горечь поражений, скорбь на могилах павших товарищей.

В Прибалтике — под Лиепаей и у стен Кенигсберга, на территории поверженной Германии — во Франкфурте-на-Одере, под Берлином и в Оппельне заканчивался боевой путь дивизионов бронепоездов, чьи боевые реликвии прибыли сюда, на Всесоюзную встречу.

На экране были продемонстрированы кадры документальной кинохроники о боях бронепоезда № 2 «За Родину!» в районе Ростова, о боях бронепоезда № 16 в декабре 1941 года у стен Тулы. «Вглядитесь в эти кадры, — обращался ведущий к ветеранам. — В них запечатлена история. Ваша молодость. Фронтовые будни, которые вы прожили. Это незабываемо...»

По решению Совета ветеранов бронепоездов первыми на сцену поднялись куряне — ветераны 62-го особого дивизиона: путевой мастер В. П. Ховалкин, помощник машиниста Д. Е. Старосельцев, [235] путеец бронепоезда «Бесстрашный» М. С. Храмцов, почетные железнодорожники, помощники машиниста Н. Д. Непогодина и М. С. Смирнова. Рядом с ними — командиры бронепоездов майор в отставке В. М. Морозов и подполковник в отставке Ф. Ф. Костогрыз, артиллеристы И. Г. Волошко, А. Л. Думенко, командир зенитного орудия А. Е. Колодяжный.

Притихший зал слушал их рассказы о боях под Курском, Щиграми, при обороне Ельца, о воздушных атаках в Мармыжах летом 1942 года. Память не отпускает фронтовиков.

Говорили и о павших товарищах. Звучали имена погибших — A. Козаря, Д. Ферапонтова, П. Воробьева, П. Аксентьева, Д. Вялых. Они никогда не снятся фронтовикам убитыми. Только живыми. И чаще всего не в моменты атаки, а в повседневном солдатском быту. И потому говорили о них, как о живых.

В первой Всесоюзной встрече ветеранов бронепоездов принимали участие и ветераны 64-го ОДБП — комиссар особого бронепоезда № 2 «За Родину!» А. Н. Енин, старший кондуктор Г. Г. Синицын, главный кондуктор А. М. Мрыхин, помощник машиниста А. М. Леонтьев и другие. Они рассказывали о боях в Донбассе. Рассказывали коротко и взволнованно. И все присутствующие как бы услышали прощальные гудки поврежденных бомбежкой паровозов, увидели багрово подсвеченные заревом пожарищ облака, дым на горизонте, обгорелые деревья в привокзальных скверах маленькой донецкой станции Мануйловка.

7 мая 1988 года ветераны совершили поездку на станцию Мармыжи. Здесь летом 1942 года сражались бронепоезда 38, 45 и 62-го отдельных дивизионов. На подступах к этой станции, прозванной фашистами «стальным ежом», погибли крепости на колесах, созданные железнодорожниками Южного Урала.

В Мармыжах ветераны шли медленно, как по минному полю своих воспоминаний. Перестук колес пробегавших здесь поездов, знакомое «пение» рельсов возвращали к жестокой войне, далекому 1942 году.

У обелиска, воздвигнутого в память павших бойцов 38-го и 62-го дивизионов, состоялся митинг молодежи.

Бывший командир бронеплощадки бронепоезда «Южноуральский железнодорожник» 38-го ОДБП капитан в отставке B. Я. Куплевахский из Харькова прибыл на встречу с опозданием. Местные железнодорожники помогли ему добраться до Мармыжей рабочим поездом. И потому на короткое время он оказался в одиночестве. Но как нужны ему были эти минуты молчания... Позже, возвращаясь со всеми гостями в Курск, Виктор Яковлевич говорил:

— Большое спасибо за приглашение встретиться со своей молодостью, за возможность побывать на местах боев, поклониться [236] павшим однополчанам. Это на несколько лет прибавит мне жизненной активности...

В канун Дня Победы ветераны посетили историко-мемориальный комплекс локомотивного депо Курск. В музее депо экскурсовод-фронтовик Г. В. Ильин познакомил гостей с красочной диарамой боя бронепоезда «Бесстрашный» с фашистами на восточной окраине Курска 2 ноября 1941 года. С ветеранами бронепоездов встретились строители броневых машин И. Н. Хахалев, В. П. Ховалкин.

В День Победы ветераны бронепоездов вместе с трудящимися Курска участвовали в возложении венков на могилу погибших бойцов и командиров-освободителей города.

В последние минуты встречи в зале Мемориала павших ветераны прощались с боевыми знаменами, отбывающими на вечное хранение в музейный фонд в Москву. Было принято решение: вторую Всесоюзную встречу ветеранов бронепоездов провести через год в Брянске.

Так и случилось. Брянская земля сердечно встречала участников второй Всесоюзной встречи. Ветеранов бронепоездов собралось тут значительно больше, чем прежде. Расширилась и география участников. После публикации в «Гудке» информации о встрече в Курске в Москву, в Совет ветеранов бронепоездов, который возглавил майор в отставке, почетный железнодорожник В. Е. Семенов, пришло немало писем. В них была просьба получить мандат на поездку в Брянск для участия в новой встрече. Многие просили помочь связаться и встретиться с фронтовыми товарищами, называли их.

— Большие организационные хлопоты выпали на долю ветеранов особого бронепоезда № 2 «За Родину!» — старшего кондуктора, заместителя начальника железнодорожного цеха завода имени В. И. Ленина Г. Г. Синицына, помощника машиниста А. И. Леонтьева, бывшего комсорга бронепоезда «Московский метрополитен» Б. Л. Перлина и комиссара особого бронепоезда № 2 «За Родину!» ростовчанина А. Н. Енина.

Более 100 ветеранов бронепоездов приехали в Брянск. Многие из них пришли на бронепоезда разными путями, но фронтовые годы тесно соединили их судьбы. Во всем они были рядом — командиры и бойцы, фронтовые железнодорожники, зенитчики и артиллеристы. Минувшие десятилетия не ослабили их чувство фронтового братства. У каждого теперь на груди нагрудный знак «Ветеран бронепоездов», врученный участникам встречи в Брянске.

Нелегкой судьбы эти люди. За их плечами многотрудный путь к Победе. Это чувствовалось в каждом выступлении ветеранов на митингах, в коллективе локомотивного депо Брянск-II, на уроках мужества в школах и профтехучилищах, на вечере во Дворце культуры молодежи «Юность». [237]

На Брянском машиностроительном заводе имени В. И. Ленина ветераны участвовали в открытии мемориальной доски «Бронепоездная слава». На ней отлиты слова: «Вечная слава создателям советских бронепоездов, вечная память павшим на боевом посту героям, вечная признательность ветеранам, защищавшим на стальных баррикадах честь и независимость нашей Родины».

На территории локомотивного депо Брянск II к подножью постамента памятника-паровоза Ов-7587 легли живые цветы. В годы Великой Отечественной войны этот паровоз постройки 1907 года водил бронепоезд, сражавшийся в 1943 году на Ленинградском фронте.

Особой теплотой отличался вечер, организованный клубом фронтовых друзей в Доме культуры железнодорожников. До глубокой ночи звучали песни военных лет. Памятным осталось также посещение историко-мемориальных мест Брянска, мемориального комплекса «Партизанская поляна».

45-ю годовщину Победы было решено отметить встречей в Ростове-на-Дону. А накануне ее произошло событие, которое [238] с волнением восприняли бывшие фронтовики. Приказами министра путей сообщения СССР Н. С. Конарева за героизм и мужество, проявленные в годы Великой Отечественной войны на фронтовых железнодорожных магистралях, 13 ветеранов бронепоездов были отмечены знаками «Почетному железнодорожнику». Среди них организаторы брянской встречи Г. Г. Синицын, А. Н. Енин, командир 31-го отдельного особого Горьковско-Варшавского дивизиона, майор в отставке В. М. Морозов, военфельдшер бронепоезда «Илья Муромец» Л. З. Шагун, ветераны 32-го отдельного дивизиона В. Е. Семенов, А. Н. Мельниченко, старший машинист Т. Ф. Ткач, начальник штаба 54-го дивизиона, подполковник в отставке П. И. Волковой, парторг 62-го особого Новосокольнического дивизиона, путевой мастер В. П. Ховалкин и другие. Посмертно высшей награды Министерства путей сообщения был удостоен и командир бронепоезда № 20 капитан С. Н. Бородавко, погибший в августе 1942 года в районе Моздока. Награду отца получила дочь Надежда Степановна Тингаева.

К председателю Совета ветеранов бронепоездов В. Е. Семенову от нее пришло письмо. «Очень тяжело, — сообщает немолодая женщина, — что мама не дожила до дней, когда нашлась могила отца. Она ведь все время ее искала, ездила с женой комиссара Г. Р. Абрамова в Моздок. Но безрезультатно...

В Тбилиси, как теперь стало известно, по сей день живут бывший командир легкого бронепоезда И. П. Кучма и сослуживец отца Дячко. Свяжись мы с ними раньше, могли бы узнать все подробности... Но наконец-то отец нашелся! Поймите — нашелся! Я чувствую теплоту души руководителей Курского района Ставрополья, которые пригласили меня к могиле отца и его боевого друга. На обелиске у Галюгаевского переезда уже значатся их имена... Огромная благодарность всем, кто участвовал в этом поиске!..»

Третья Всесоюзная встреча ветеранов бронепоездов состоялась в Ростове-на-Дону. Она проходила в первые дни мая 1990 года. Собрались здесь представители 42 бронепоездов, действовавших в сражениях самостоятельно или в составе отдельных бронедивизионов. Прибыли они практически со всех концов страны: из Москвы и Владивостока, Ленинграда и Ташкента, Киева и Брянска, Петрозаводска и Алма-Аты, Тбилиси и Кривого Рога, Минска, Харькова, Тихорецка, Днепропетровска... 152 ветерана бронепоездов и 58 железнодорожников, которые в годы Великой Отечественной войны строили и ремонтировали бронепоезда, прокладывали и восстанавливали железнодорожные пути, под огнем врага помогали экипажам крепостей на колесах выполнять боевые задания.

Коллективы многих предприятий приглашали ветеранов как желанных, дорогих гостей. Так было на электровозоремонтном [239] заводе, где гостей не только слушали, но и буквально завалили потоком вопросов о подробностях фронтовой жизни малоизвестного рода войск. Школьники Брянска, специально прибывшие на эту встречу, в сопровождении местных ветеранов войны и труда посадили во дворе завода елочку. Молодую, пушистую, взятую из леса с места действий «народных мстителей» Брянского партизанского края.

В ростовской встрече приняли участие 150 школьников-следопытов патриотических групп «Поиск» из Москвы, Брянска, Моздока, Ростова, Таганрога, Каменска, Ардона, Минеральных Вод. С бывалыми воинами бронепоездов они не разлучались. Вместе были и на Детской железной дороге, отметили ее годовщину.

Рассказы живых участников и свидетелей о боевых действиях бронепоездов, как и ответы на расспросы, продолжились при встрече с молодыми солдатами и офицерами у Вечного огня, окруженного цветами, в Краснознаменной воинской части, потом на известном всем «Ростсельмаше», в Высшем ракетном училище имени Маршала артиллерии М. И. Неделина. Побывали ветераны бронепоездов и железнодорожники в музее Северо-Кавказского военного округа, пополнили его экспонаты.

В дни пятидесятилетия обороны столицы, 23 октября 1991 года состоялась четвертая Всесоюзная встреча ветеранов бронепоездов. В Центральном доме культуры железнодорожников группе ветеранов были вручены знаки «Почетному железнодорожнику». Среди них — бывшему бойцу особого бронепоезда № 2 «За Родину!» М. Н. Васильеву, командиру «Козьмы Минина» [240] ветерану 31-го особого Горьковско-Варшавского дивизиона бронепоездов Н. М. Гаврилову, наводчику орудия бронепоезда № 56 И. Я. Малашенкову.

В Коломне ветераны посетили цеха тепловозостроительного завода, где был построен особый бронепоезд № 1 «За Сталина!», погибший 10 октября 1941 года в бою в районе Гжатска. Гостей тепло встречали строители бронепоезда № 1, которые во главе с А. Ф. Евграфовым ведут активный поиск погибших земляков-коломенцев.

Почти полвека над нашей землей не гремят орудийные залпы. Но память нервными волокнами соединяет прошлое и настоящее, болью и радостью, торжеством и скорбью отзывается в миллионах сердец. Подвиги героев минувшей войны мы называем легендарными. Да, они были такими. В этих словах наша безмерная благодарность защитникам и победителям. Их волю мы называем стальной. Но они живые люди.

У каждого, кто пережил войну, прошел ее дорогами, кто выстрадал ее муки и боль, был самый памятный, волнующий день, час, мгновение. На встречах однополчан эти скорбные и волнующие струны человеческой памяти раскрываются особенно ярко и значимо.

Разная протяженность обозримого времени у одного человека и у народа. Недолог век людей, даже если они доживают до глубокой старости. Но поистине вечен народ, и память его вечна. [241]

Дальше