Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Это было в Ковеле

В Ковеле, крупном транспортном узле Волынской области на Украине, наши войска завязали бои на подступах к городу, но с ходу овладеть им весной 1944 года не смогли. Готовилось новое наступление, подтягивались резервы. Сюда из-под Жлобина передислоцировался 31-й дивизион майора В. М. Морозова. Потекла обычная жизнь в полосе ожидания и подготовки к наступлению. [204] Устанавливали наблюдательные пункты, выискивая вражеские огневые точки, в ходе огневых налетов подавляли их.

Однажды утром разведчики засекли новую фашистскую артиллерийскую батарею. Но она почему-то быстро прекратила стрельбу. Это насторожило командование дивизиона. Тогда старший лейтенант М. М. Кравченя нашел высокое дерево и, устроив на нем наблюдательный пункт, решил проследить. До ее предполагаемого размещения было километров пять. Мешали густые кроны деревьев. Связались с воздушной разведкой и получили ответ, что в указанном месте ничего не обнаружено.

А на следующее утро вновь звучали выстрелы, в течение трех минут. М. М. Кравченя стремглав бросился к своему наблюдательному пункту и опять ничего не увидел. Но старшего лейтенанта вдруг осенила мысль. В том районе проходит железная дорога, и, как Кравчене показалось, он заметил следы уходящего в небо дыма. Неужели бронепоезд?

Своими предположениями М. М. Кравченя поделился с командиром дивизиона В. М. Морозовым. Рассчитывая на педантичность немцев, он приказал Кравчене завтра к девяти часам утра уже быть на своем наблюдательном пункте. Внимательно посмотрели карту. Действительно, железная дорога прочерчивала означенное место.

На следующее утро батарея-невидимка заработала. Тех трех минут, что она посылала снаряды в нашу сторону, было достаточно, чтобы удостовериться: это действует бронепоезд.

Майор Морозов обратил внимание командира на сложность задачи по уничтожению фашистского бронепоезда.

— На первый взгляд, — объяснял он, — задача слишком простая, навалиться бронепоездами «Муромцем» и «Мининым». Но если вдуматься, судьбу боя будут решать секунды. Быстрота, точность, автоматизм при стрельбе — вот что необходимо для успеха.

Штаб бронедивизиона разработал план операции. Артиллеристы одновременно должны были вывести из строя железнодорожное полотно, отрезать вражескому бронепоезду путь отхода. Для этого «Илья Муромец» найдет незаметную стоянку поближе к батарее-невидимке. Чтобы не спугнуть противника, решили начинать действия без пристрелки.

Утро 4 июня выдалось пасмурным, изредка накрапывал мелкий дождь. М. М. Кравченя и его помощники пришли на наблюдательный пункт задолго до начала намеченного времени. Но их ждало непредвиденное обстоятельство. Дерево, с которого велось наблюдение, валялось на земле сломанным. Что это? Залетел случайный снаряд или немцы пронюхали о готовящемся ударе? Неужели все приготовления пойдут насмарку? Загадка казалась неразрешимой. Выбрали другое дерево, установили [205] связь и сообщили в штаб бронедивизиона. Решили операцию не отменять, ждать девяти утра.

Подошло время. Машинист А. В. Солдатов вывел «Илью Муромца» на позицию. Артиллеристы, ожидая сигнала, приготовились к стрельбе.

Старшего лейтенанта М. М. Кравченю мучили сомнения. Стрелки часов неумолимо передвигались по циферблату. Вот уже без двух минут девять, а ожидаемой цели все нет. Появится или не появится? И вдруг его взгляд различил чуть заметные полосы дыма, а уж потом он увидел ощетинившиеся в нашу сторону дула орудий и передал в командирскую рубку:

— Цель на месте! Начинайте!

Из рубки «Ильи Муромца» последовало:

— По цели! Десять снарядов на орудие! Реактивные установки по два залпа! Бронепоездам! Огонь!

Выстрелы с обеих сторон раздались почти одновременно. Артиллеристы «Ильи Муромца» проявили сверхмастерство. Таинственный противник был накрыт с первого же залпа. Батарея-невидимка успела повернуть дула орудий в сторону «Ильи Муромца» и произвести ответный выстрел. Но снаряды легли мимо цели. «Катюши» завершили разгром вражеского бронепоезда. Вскоре все было кончено. Над бронепоездом висели клубы пара. Видимо, снаряд попал в котел паровоза.

Когда 6 июля 1944 года Ковель был освобожден от гитлеровцев, бойцы 31-го дивизиона побывали у разбитого бронепоезда. [206] Фашисты так и не удосужились убрать останки искореженной машины. Узнали бойцы, что вражеский бронепоезд носил имя Адольфа Гитлера.

И было так не только в Ковеле...

На вооружении немецко-фашистской армии тоже находились бронепоезда. Это были трофейные советские бронированные составы, захваченные как в первые дни войны, так и восстановленные в паровозных депо прифронтовой полосы.

Например, в октябре 1941 года западнее Брянска гитлеровцы захватили советский бронепоезд, поврежденный при интенсивном воздушном налете. После восстановления он действовал на участке Орел — Поныри. Об этом свидетельствуют донесения сотрудников Управления НКВД по Курской области: «1 ноября в 14.00 бронепоезд противника занял ст. Змиевку, на которой высадил 150 человек пехоты. В 19.30 на станции Глазуновка высажено 30 автоматчиков, и восстановлен железнодорожный путь. Бронепоезд продвигается к Курску и ведет три платформы, на которых погружены два тяжелых танка и несколько бронемашин...

Ночью 2 ноября бронепоезд противника находился в шести километрах от ст. Поныри. Впереди бронепоезда по полотну железной дороги движется дозор: 1 танк и 25 кавалеристов»{27}.

В 1942–1944 годах вражеские бронепоезда часто вели боевые действия против партизан. По свидетельству начальника Центрального штаба партизанского движения генерал-лейтенанта П. К. Пономаренко, советскими партизанами было взорвано 116 немецких бронепоездов, из них более половины на Брянщине, Смоленщине, в Белоруссии.

О поединках с немецкими бронепоездами рассказывали многие фронтовики.

«Вражеский бронепоезд ежедневно подходил к линии фронта и обстреливал позиции наших дивизий и Фастовский железнодорожный узел. Артиллерийские налеты мешали восстановительным работам, которые вели железнодорожники 14-й железнодорожной бригады. Начальник штаба бригады майор В. Г. Измайлов, командир минно-подрывного взвода старший техник-лейтенант Ф. М. Мясников решили установить на пути бронепоезда мину-ловушку, — вспоминал Герой Социалистического Труда, генерал-полковник технических войск П. А. Кабанов. — В районе Фастова Ф. М. Мясников и старший техник-лейтенант Г. М. Татаринов из траншей пехотинцев обнаружили излюбленное место стоянки бронепоезда. Из добровольцев своего взвода Мясников отобрал лучших солдат-минеров.

В темную вьюжную ночь минеры пробрались к железной дороге. На место стоянки бронепоезда заложили в насыпь усиленную [207] противотанковую мину. Враг не обнаружил минеров, которые благополучно возвратились в траншеи пехотинцев.

...Точно, с немецкой аккуратностью, на взгорье появился дым паровоза. Бронепоезд на высокой скорости спешил к постоянному месту стоянки. Прошла минута, вторая. Окрестность потряс сильный взрыв. Свалился на бок бронепоезд, были сброшены с рельсов и повреждены все площадки. По бронепоезду открыла огонь и дивизионная артиллерия.

О подрыве на наших минах немецкого бронепоезда на следующий день в своих сводках сообщило Совинформбюро»{28}.

В июле 1944 года на территории Польши наши войска вели бои за освобождение города Люблин. Участник этого сражения сержант-артиллерист С. С. Мацапура рассказывает, как было выполнено особое задание командования по уничтожению немецкого бронепоезда.

Для этого в назначенный пункт вблизи Люблина прибыли четыре танка, наши авторитетные «тридцатьчетверки» и батарея самоходных установок СУ-85. Заняли позиции по обе стороны железнодорожного полотна на лесных опушках, замаскировались и стали ждать появления бронепоезда. Выбор позиции был очень удачным. Железная дорога проходила по высокой насыпи, а танки и самоходки стояли внизу, в ложбине, в «мертвом пространстве», недосягаемые для вражеских орудий. [208]

Было уже далеко за полдень, когда наконец со стороны Демблина показался фашистский бронепоезд. Шел он, по-видимому, к Люблину на подмогу окруженному гарнизону. Двигался не спеша, осторожно. Из-за темно-серой брони грозно торчали короткие стволы пушек крупного калибра.

Наши танки и самоходки, как и было приказано, сперва открыли огонь по середине бронепоезда, по тепловозу. Надо было вывести из строя его двигатели. Фашисты тотчас ответили. Сильно рявкнули тяжелые пушки. Снаряд разорвался метрах в ста сзади «тридцатьчетверок» под вековой сосной, и она свечой пошла вверх. Султаны земли поднялись, затем еще и еще. Но ближе снаряды не рвались. Тут было «мертвое пространство», и враг ничего поделать с этим не мог. Напротив, наши танки и самоходки били размеренно и точно. Тепловоз загорелся. Орудия и пулеметы бронепоезда смолкли друг за другом. Под броней, внутри, взрывались боеприпасы. Гитлеровцы выкинули белый флаг, стали выскакивать из дверей бронеплощадок. Победа была достигнута.

На запад — к Балтийскому морю

Лето 1944 года ознаменовалось выдающимися победами Красной Армии в Белоруссии и Прибалтике. В ходе операции «Багратион» войска 1-го Прибалтийского фронта под командованием генерала армии И. X. Баграмяна освободили Шяуляй, а 31 июля вступили в Елгаву. Танкисты 3-го механизированного корпуса, выйдя в тыл врагу, перерезали коммуникации группы армий «Север», связывавшие их с Восточной Пруссией. Войска 3-го Белорусского фронта под командованием генерала армии И. Д. Черняховского освободили Вильнюс и Каунас. В составе войск 1-го Прибалтийского фронта сражались бронепоезда 60-го отдельного дивизиона (командир — майор С. Н. Егоров).

— Осенью 1943 года, получив новую материальную часть — бронепоезда «Салават Юлаев» и «Уфа», мы выехали в Прибалтику. Наша стоянка вначале была на станции Клястицы, неподалеку от Полоцка, — вспоминает бывший секретарь комсомольской организации 60-го ОДБП Б. Л. Перлин. — С этого рубежа мы совершали огневые налеты, помогая наступающей пехоте. Фронтовая газета «Вперед на врага» 23 мая 1944 года писала: «В недавних боях бронепоезд прикрывал наступление [209] нашей пехоты. Его огнем была уничтожена батарея немецких орудий и три пулеметные точки. Отличившиеся бойцы из команды были награждены медалями «За отвагу».

На подступах к Полоцку разведку боем вели части 16-й Литовской стрелковой дивизии. Во время одного из боев фашисты перешли в контратаку. Из штаба дивизии запросили срочной помощи. Бронепоезда метким артиллерийским огнем сорвали наступление фашистов и дали возможность пехоте прорваться вперед. 4 июля 1944 года Полоцк был освобожден от фашистов. На рубеже реки Неман гитлеровцы оказали упорное сопротивление. Бронепоезда базировались на станции Пагегяй, часто отбивая одну воздушную атаку за другой.

Используя успехи в Белоруссии, войска 2-го Прибалтийского фронта под командованием генерала армии А. И. Еременко наступали на Резекне и Ригу. 13 октября, освободив Ригу от фашистов, войска фронта повели широкое наступление по территории Латвии. 21 октября 1944 года 1-я, 3-я ударные, 22-я и 10-я гвардейские армии вышли к Тукумскому оборонительному рубежу. Здесь, в Курляндии, между Тукумсом и Либавой, к берегу Балтийского моря были прижаты 38 окруженных немецких дивизий, отрезанных от группы армий «Север». Бои на Тукумском рубеже носили ожесточенный характер и продолжались до мая 1945 года.

Зимой 1944 года, когда линия фронта под Тукумсом стабилизировалась, в состав армий 2-го Прибалтийского фронта были переброшены бронепоезда 56, 57 и 62-го отдельных дивизионов. Им предстояло взаимодействовать на участках Латвийской железной дороги. Команды этих дивизионов имели опыт совместных боевых действий на Псковской земле. В октябре 1943 года на участке Дубовая Грива — Опухлики (севернее Невеля) они поддерживали наступление частей 185-й Панкратовской стрелковой дивизии. Командиром объединенной группы бронепоездов был командир 62-го ОДБП подполковник И. З. Алхазашвили.

20 декабря 1944 года 56-й и 62-й отдельные дивизионы (командиры — майоры В. А. Швец и В. П. Мерзлов) прибыли с Калининской железной дороги в распоряжение командующего бронетанковыми войсками 1-й ударной армии полковника Овсянникова. Они были направлены для действия на участках Дубулти — Ассары (56-й ОДБП) и Ливберзе — Апшупе (62-й ОДБП). 57-й отдельный дивизион (командир — капитан С. А. Зинаков), действуя в составе 22-й армии, сражался на участке Добеле — Гардене.

Пожелтевшие документы Центрального архива Министерства обороны СССР свидетельствуют: «За период с 21 декабря 1944 года по 23 марта 1945 года 57-й ОДБП вел активные боевые действия на участке Добеле — Гардене — Берзупе в районе Салдуса). Бронепоезд № 686 был передан в состав 10-й гвардейской [210] армии и поддерживал части 19-го гвардейского стрелкового корпуса, ведя налеты с участков Глуда — Апгулде — Бене — Ауце. Совершено 68 огневых налетов из артиллерийских орудий и 20 залпов реактивных установок М-13. Уничтожено 48 огневых точек, 10 минометных батарей, 12 дзотов и блиндажей, два наблюдательных пункта, один паровоз, 16 бронетранспортеров и автомашин, до 600 солдат и офицеров противника»{29}.

«В период боев в составе 1-й ударной армии 62-й дивизион бронепоездов уничтожил 16 минометов и пулеметов, 6 блиндажей, 4 артиллерийские батареи, 9 орудий, 210 гитлеровцев, подавлено 5 минометов, 29 пулеметных точек»{30}.

В историческом формуляре 56-го отдельного дивизиона сказано: «На участке Слампе — Тукумс огнем орудий бронепоездов № 750 и 759 были уничтожены 6 пулеметных точек, 5 минометных батарей, более 100 гитлеровцев»{31}.

О тяжелых испытаниях, выпавших на долю личного состава 62-го особого Новосокольнического дивизиона бронепоездов, в боях при освобождении Прибалтики рассказывают и отрывки из дневника командира дивизиона майора В. П. Мерзлова:

«16 декабря. По приказу командующего бронетанковыми войсками 1-й ударной армии полковника Овсянникова остановились в Либверзе. У станции Апшупе взорван мост, изуродовано более 230 плетей рельсов. Впереди изнурительный труд восстановителей. Овсянников не без шутки сказал мне:

— Любите кататься, любите и кирками работать.

23 декабря. Фашисты открыли огонь по наступающим частям 98-й стрелковой дивизии.

— Товарищ майор, — слышу голос телефониста младшего сержанта И. А. Костюкова, — вас к проводу командующий артиллерией 112-го корпуса полковник Цешковский.

— Ну, Мерзлов, дай фрицам жару своими «катюшами»! — распорядился он.

Едва передал команду капитанам С. Е. Грабовскому и К. В. Пергаеву, как грохот, словно раскаты грома, разорвал морозный воздух. Бронепоезда, на взгляд, все в огне. Впереди, в расположении противника, тоже бушует пламя. Это работа наших «катюш».

Больше года «реактивщики» не открывали огня. М. В. Петрову и И. П. Корчагину, хоть они и ветераны дивизиона, сегодня в первый раз приходится в бою командовать боевыми расчетами «катюш». Молодцы наводчики Н. С. Крамаренко, П. И. Тарасов, [211] В. П. Кузьмин, С. М. Копятин. Ни одного залпа мимо цели!

24 декабря. Уже третий час 701-й ведет непрерывный огонь. Стараются «курские соловьи». Василию Колесникову с его ребятами не впервой получать похвалу. За полчаса уничтожили орудие, пять пулеметов и около ста фрицев. Михаил Черников, Григорий Клименко стреляют как заведенные. Артиллерист Николай Наумов едва успевает с командами. Вот что значит курская выучка! За три года бойцы прошли через огонь поражений, горечь и боль утрат. Привыкли к свисту бомб, не пугает их завывание мин и снарядов. Они стали настоящими солдатами. Человек привыкает ко всему. Война, постоянно существовавшая где-то, теперь прочно вошла в повседневную жизнь. Только жизнь эта вроде бы стала быстрее, год за два...

25 декабря. Только успеваю получать известия о ходе боя. 653-й отбивает очередную вражескую атаку. Наши пехотинцы прорвались вперед, заняли четыре траншеи.

У старшего лейтенанта А. П. Лавриченко из строя вышли два артиллериста. Столько в башне скопилось газов, что младший сержант Павел Комиссаров и ефрейтор Николай Ерохин упали без сознания. Тут же повар Василий Анищенко встал у панорамы орудия за наводчика, командир пулеметного отделения старший сержант Егор Громовенко — за заряжающего, а его пулеметчик Илья Геращенко — за подающего снаряды. И как стреляют! Уничтожили две пулеметные точки, миномет, орудие.

26 декабря. Поздней ночью пришлось отдать срочный приказ начальнику связи старшему лейтенанту В. Н. Кохманскому: [212]

«Как только начнет светать, связистам придется тянуть линию связи на новый наблюдательный пункт в Криевини. Категорично настаиваю, чтобы вы сами никуда не ходили. Надо беречь здоровье, а оно у вас, мягко говоря, неважное». «Спасибо за заботу, товарищ майор! А все же я завтра пойду на линию. Так будет надежнее», — ответил Кохманский уже с порога блиндажа.

И вот что получилось... С Рижского залива дул ветер, пронизывая до костей. Бойцы шли во мгле. Сбились с курса и попали на минное поле. Молодой связист Нил Бухараев, идя первым, наступил на бугорок. Столб огня вырвался из-под ног. Осколками ранило двух бойцов. Кохманский бросился к раненым и не заметил, как задел усики пехотной шпринг-мины. Грохнул взрыв. Когда подбежали к командиру, его шинель, брюки, сапоги были изодраны в клочья, залиты кровью.

Старшего лейтенанта Кохманского и бойца Бухараева похоронили в лесничестве Будас.

В тот же день при артиллерийском налете были тяжело ранены младший сержант пулеметчик В. К. Качалов, телефонист А. А. Сычев, артиллерист противовоздушной обороны Н. И. Юмашев.

16 февраля 1945 года. Поддерживая части 201-й и 44-й стрелковых дивизий в районе Пиенава — Путну, оба бронепоезда вели огонь по противнику. Подавлено два орудия, разбито три вражеских блиндажа, уничтожено свыше 70 гитлеровцев. Особенно отличились артиллерийские расчеты старших сержантов В. Я. Грицкого и В. П. Карикова.

17 февраля. Части 44-й дивизии прорвали вражескую оборону на участке Джуксте — Казупе — Арникас. Бронепоезда не успевали за наступающими частями. Отступая, гитлеровцы взрывали мосты, стрелки. Только на участке от Апшупе до Слампе было уничтожено семь мостов, на протяжении восьми километров взорваны рельсы, насыпь изрыта траншеями, противотанковыми рвами.

Если бы не Николай Крамаренко и Яков Артемов, бронепоезд № 701 завалился бы под откос. Они в ночной темноте нашли повреждение пути.

18 февраля. Обсуждали в штабе вопрос участия людей в восстановительных работах. Было решено создать несколько бригад. В трудных зимних условиях, не жалея сил, тут работали 98 бойцов дивизиона и железнодорожники из № 12-го отдельного железнодорожного батальона. Старшина П. Н. Иванов, старший сержант Е. М. Громовенко, артиллеристы Н. Н. Турченюк, Н. С. Ерохин, С. Т. Ворона лопатами, ломами и кирками долбили мерзлую землю. Они выполняли по два-три дневных задания.

За восемь суток уложено более километра пути, заменено 720 метров изуродованных рельсов. Восемь человек были награждены [213] орденами и среди них командир восстановительного отряда лейтенант И. Г. Баранник.

6 марта. С сегодняшнего дня бронепоезда ведут охранную службу на побережье Рижского залива в районе Майори. Круглосуточно наблюдают за морем, не допуская высадки вражеского десанта.

10 марта. На близком расстоянии появились два немецких катера. Мы произвели залп сразу из восьми орудий. Один катер, получив от наших бронепоездных орудий прямое попадание, загорелся. А второй поспешно скрылся.

21 марта. Вступили в бои с фашистами на участке Добеле — Гардене. Дивизион поддерживал пехоту 376-й стрелковой дивизии. Я послал красноармейца А. Н. Аникушина связным к начальнику артиллерии дивизии, чтобы сообщить обнаруженные огневые точки врага. Сколько раз под огнем и по болотам ему приходилось пробираться на наш наблюдательный пункт! Вместе с В. С. Федотовым они по четыре раза в день устраняли повреждения связи.

В нашем дивизионе стоящие парни! Разведчик В. Н. Тюпин незаметно подобрался к фашистам, нашел минометную батарею и ловко замаскированные на бугорке около болота восемь пулеметных точек. Фрицы обнаружили разведчика и буквально засыпали пулями. Под огнем противника Виктор невредимым пробрался на свой бронепоезд. Его поход в расположение врага дорого достался оккупантам: несколькими залпами бронепоездов было уничтожено четыре вражеских миномета, много живой силы.

Артиллерист бронепоезда № 701 И. А. Трапкин, заменив раненого заряжающего орудия, сутки не отходил от пушки, действуя за двоих. На 653-м сержант А. С. Горбатюк и ефрейтор Г. И. Швалев трое суток не покидали своего орудия...».

Зимой и весной 1945 года активные боевые действия на дорогах Прибалтики вели бронепоезда 6, 12, 23, 48-го отдельных дивизионов.

28 января 1945 года войска 1-го Прибалтийского фронта освободили порт Клайпеду. В боях за Клайпеду участвовали и бронепоезда № 673 «Котовский» и № 758 «Щорс» 44-го отдельного дивизиона под командованием майора И. М. Александрова. Эти бронепоезда, построенные в 1942 году на Пермском паровозовагоноремонтном заводе, прошли боевой путь по дорогам Белоруссии, Прибалтики. Приказом Верховного Главнокомандующего 44-му ОДБП было присвоено почетное наименование «Клайпедский».

В боях на территории Восточной Пруссии принимали участие 26-й (командир — капитан Д. И. Кудряшев), 32-й (командир — майор А. П. Неплюев), 60-й (командир — майор С. Н. Егоров) дивизионы бронепоездов. [214]

— В декабре 1944 года советские войска по льду замерзшего Немана пошли на штурм Тильзита. Был восстановлен железнодорожный мост, по которому наши бронепоезда переправились на территорию Восточной Пруссии. Последней боевой операцией, в которой участвовал наш дивизион, был штурм Кенигсберга. Орудия бронепоездов вместе с артиллерией фронта били по вражеским фортам. 9 апреля 1945 года важнейшая оборонительная крепость врага — Кенигсберг — пала, — вспоминал Б. Л. Перлин, командир бронеплощадки бронепоезда «Салават Юлаев» 60-го ОДБП.

Активное участие в боях под Кенигсбергом принимали и бронепоезда № 642 «Москвич» и № 697 «Сталинец» 32-го отдельного дивизиона бронепоездов.

7 мая 1945 года в эфир был передан текст ультиматума командующего Ленинградским фронтом маршала Л. А. Говорова к блокированным в Курляндии фашистским войскам. Командующий Курляндской группировкой на ультиматум не ответил. Маршал Л. А. Говоров отдал приказ о наступлении по всему правому крылу фронта. В нем участвовали бронепоезда 57-го и 62-го ОДБП.

Начальник штаба 62-го отдельного дивизиона бронепоездов подполковник в отставке Г. Д. Паничкин вспоминал: «Получив приказ, я выехал на бронемашине на передовую. На одном из хуторов, укрепившись в школе и на ветряной мельнице, гитлеровцы бешено отстреливались. Благодаря мужеству шофера Дмитрия Водопьянова бронемашине удалось выскочить из-под обстрела. Расположив на кладбище наблюдательный пункт, командир дивизиона отдал приказ: пустить в дело реактивные установки.

Едва успел младший сержант В. Ф. Орлов передать это распоряжение, как предрассветную тишину распорол свист и грохот реактивных снарядов. Мы увидели пять прямых попаданий в здание школы. Вражеский огонь заметно слабел. Дружное «Ура!» советских пехотинцев уходило все дальше и дальше. Наша бронемашина оказалась у входных стрелок. Гитлеровцы оставили Тукумс».

8 мая войска Ленинградского фронта освободили 800 населенных пунктов. Ночью в Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Как только это известие было получено на фронте, небо Курляндии озарилось тысячами ракет, трассирующими пулями...

А на следующее утро по бесконечным дорогам Курляндии, среди лесов и болот потянулись бесконечные вереницы оборванных, заросших, хмурых немецких солдат. Бросив оружие, они брели, шеренга за шеренгой. Курляндской группировки врага больше не существовало. [215]

За рубежом

В конце августа 1944 года бронепоезд № 659 «Козьма Минин» следовал из Ковеля в сторону советско-польской границы. Волынская земля недавно была освобождена, и по обе стороны железнодорожного полотна виднелись следы пожарищ, разбитые строения. Равномерный перестук колес на стыках рельсов неожиданно был прерван голосом командира 31-го особого дивизиона майора В. М. Морозова:

— Бронепоезд, стоп!

И после того как, взвизгнув тормозами, поезд остановился, голос командира вновь разнесся по бронеплощадкам:

— Экипажу построиться вдоль состава!

На обочине железнодорожного полотна стоял полосатый пограничный столб с прикрепленной сверху табличкой «СССР». Все сразу поняли, почему остановился «Козьма Минин».

— Вот она, наша государственная граница, — сказал замполит дивизиона майор А. С. Потехин, указывая на пограничный столб. — Выстояли, отстояли свою родную землю! Теперь пойдем за Буг, за Вислу, чтобы помочь польскому народу.

В действиях бронепоездов с выходом за пределы СССР появились свои особенности и сложности. Прежде всего противник при отступлении теперь стремился полностью разрушить железнодорожное полотно, что на огромной советской территории сделать было просто невозможно. Специальной машиной он выдергивал шпалы, кромсал рельсы. Кроме того, ширина колеи за рубежом была 1487 миллиметров, намного уже нашей. Поэтому полотно приходилось перешивать. Эта работа занимала много времени, бронепоезда не успевали за наступающими частями.

Для ремонта использовались специальные железнодорожные батальоны. Но экипажам бронепоездов, всему составу — от артиллеристов до машинистов — чаще приходилось самим брать инструмент и выходить на полотно, чтобы не ждать.

На участке Ковель — Люблин советские войска пересекли границу 17 июля 1944 года. А бронепоезда смогли прибыть в город по исправленному пути только в августе. Из Люблина в сторону Варшавы один за другим ушло два дивизиона — 31-й и 59-й.

10 сентября 1944 года 59-й дивизион прибыл на позицию в 30 километрах южнее Варшавы в подчинение 175-й стрелковой дивизии с задачей поддерживать наступление этой дивизии и не допустить контратак противника. В бою было уничтожено [216] два орудия, 15 пулеметов и до двухсот гитлеровцев, подавлен огонь двух артиллерийских и двух минометных батарей.

11 сентября 59-й дивизион, поддерживая 175-ю стрелковую дивизию, вел огонь по узлам сопротивления противника на станции Ваверы. Дивизион уничтожил два орудия, шесть повозок, три автомашины, 80 солдат противника. 13 сентября огнем дивизиона уничтожено одно орудие, три пулемета, до 30 солдат противника. Подавлены обнаруженные разведкой огневые точки. Наши части к утру 14 сентября заняли предместье Варшавы — Прагу. 31 октября 1944 года 59-му ОДБП было присвоено наименование «Пражский».

16 января 1945 года дивизион был переподчинен 6-й польской пехотной дивизии. Согласно приказу он поддерживал части этой дивизии при форсировании реки Висла и штурме Варшавы. В ходе боев было уничтожено два пулемета, подавлено четыре.

После взятия Варшавы 59-й дивизион долгое время находился в резерве 1-го Белорусского фронта.

В боях за освобождение пригорода Варшавы — Праги также принимал участие 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов. В боях за Прагу он совершил 73 артиллерийско-минометных налета. В журнале боевых действий остались скупые строки: «Подавлено и уничтожено 12 артиллерийских и минометных батарей, 6 отдельных орудий, 12 пулеметов». За овладение Прагой 30 октября 1944 года дивизион был награжден орденом Александра Невского.

Противник был отброшен за Вислу, и только севернее Варшавы ему удалось зацепиться за небольшой плацдарм. Там действовали 234-я и 6-я польская стрелковые дивизии. В помощь им перебросили оба бронепоезда 31-го дивизиона — № 702 «Илью Муромца» и № 659 «Козьму Минина». Бои шли жестокие. Враг, вводя в дело свежие силы, боролся за каждый метр территории. И постоянно контратаковал. Так, 13 октября было отбито семь атак. В их отражении пригодилась помощь бронепоездов, особенно огонь их реактивных установок — «катюш». К Висле удалось выйти только 15 января 1945 года. Наша пехота по льду, по глубокому снегу стала переправляться на левый берег. Тут вновь неоценимую помощь оказали бронепоезда. Бронепоездная артиллерия и «катюши», на первый взгляд, легко уничтожали огневые точки противника на левом берегу. На самом деле сказывалось мастерство артиллеристов.

Огневые удары севернее Варшавы советских бронепоездов, оснащенных «катюшами», сыграли важную роль в освобождении столицы Польши. 17 января советские войска вступили в город. 31-му ОДБП присвоили почетное наименование «Варшавский».

Замполит дивизиона майор А. С. Потехин вспоминает о благодарственном письме жителей города Воломин: [217]

— Мы храним его как дорогую реликвию. С населением Польши у нас сразу установились самые добрые и братские отношения. Поляки часто помогали восстанавливать мосты и дороги. Мы тоже, чем могли, поддерживали их. Подружились наши воины и с жителями Воломина.

Когда выяснилось, что вагоны с хлебом, безвозмездно отпущенным Советским правительством Польше, застряли на станции Брест, так как не было паровозов, командование дивизиона выделило полякам «черный» паровоз. И уже на следующий день первые десять вагонов с хлебом были доставлены на станцию Воломин. Мешки с мукой прямо из вагонов грузили на машины. Шоферы дивизиона развозили их по городу.

В день Красной Армии благодарные жители Воломина вручили нам бронзового льва с надписью: «Панцирным львам — на память». Они передали и письмо, в котором было сказано: «Командованию специальной бронированной группы ордена Александра Невского. Жители города Воломин в памятный день праздника Красной Армии выражают сердечную и глубокую благодарность за проведение победоносных освободительных боев за Прагу под Варшавой, Яблонна-Легионово, а также Воломин. Слава богатырям за кровь, пролитую во имя свободы!»

Советские войска стремительно продвигались на запад. Миновали черно-белый столб на польско-германской границе.

Вот и город Франкфурт-на-Одере. Но здесь дивизиону пришлось остановиться. Мост через реку Одер оказался взорванным. К тому же в тылу осталось много недобитых гитлеровских групп. Для поддержки тыловых соединений в борьбе с ними 31-й дивизион бронепоездов расположился перед Франкфуртом на станции Лейхольц. Здесь его застал День Победы.

В ходе войны 31-й ОДБП подавил 42 артиллерийские и минометные батареи, сбил 14 самолетов, уничтожил 14 дотов, 94 пулеметных точки, эшелон и склад с боеприпасами и один бронепоезд.

В телеграмме штаба 4-го Украинского фронта от 11 февраля 1945 года указывалось:

«Командиру 8-го отдельного дивизиона бронепоездов майору Б. Я. Рогачевскому.

Военный совет фронта поздравляет весь личный состав дивизиона с присвоением наименования «Ясловский». Желаем дальнейших боевых успехов в деле полного разгрома немецко-фашистских захватчиков!

Командующий войсками 4-го Украинского фронта, генерал армии И. Е. Петров...»

Город Ясло расположен на юге Польши. Находится он в низине, в окружении высот. Бои шли за овладение высотами, с которых город хорошо просматривался. [218]

Вспоминает командир бронепоезда № 724 А. И. Тилюпа:

— Наступления на Ясло мы все ждали, чувствовали, что оно вот-вот начнется. Примерно за 12 часов до его начала командир отделения разведки сержант Левченко доложил мне, что нашими патрулями задержана группа людей. Они настойчиво добиваются, чтобы их пропустили в Ясло. Пришлось мне повести с ними переговоры. Оказалось, что люди давно покинули город и находились где-то в отдаленной деревне, теперь считают, что наступил подходящий момент для возвращения назад. Они уверяли, что завтра Красная Армия перейдет в наступление, что они хотят вернуться в свои дома в городе. «А откуда вы знаете, — спрашиваю их, — что именно завтра мы перейдем в наступление?» Они ничего толком не ответили, однако были убеждены, что именно завтра мы перейдем в наступление. Мы сами этого не знали. Но наши собеседники оказались правы. Через два часа к нам поступила директива — завтра в наступление.

19 января 1945 года Москва салютовала доблестным войскам 4-го Украинского фронта по поводу освобождения города Ясло двадцатью артиллерийскими залпами из 224 орудий.

На участке Ломжа — Остроленка действовал 66-й ОДБП. Здесь река Нарев делает крутой поворот. Это приблизило передовые позиции немцев к железнодорожной ветке, по которой шли наши эшелоны. На подходе к опасному участку они связывались с дивизионом. Бронепоезда выходили на огневые позиции, открывали огонь по вражеским огневым точкам, и эшелоны благополучно проскакивали опасную зону. Бронепоезда возвращались в укрытие.

На территории Польши действовали также 21, 26, 33, 39, 43, 55-й отдельные дивизионы бронепоездов. Они несли охрану важнейших железнодорожных узлов, сопровождали воинские эшелоны.

В районе города Ломжа отражал налеты фашистской авиации 26-й ОДБП. Построен и сформирован он был в начале 1942 года в Перми. У крепости Осовец сражался 43-й дивизион, построенный во Владимире и в Москве. На перегоне Рава-Русская — Любачев, а чуть позднее на участке Краков — Катовице патрулировал 21-й дивизион. 39-й ОДБП с реактивными установками «катюшами» охранял участок Пулавы — Демблин. Построенный и сформированный в Ртищеве Саратовской области 33-й и 55-й ОДБП из подмосковной Коломны также несли боевую службу в Польше.

34, 38, 61-й дивизионы бронепоездов сражались на территории Румынии.

61-й ОДБП участвовал в Яссо-Кишиневской операции по разгрому 22 немецко-фашистских дивизий. Входившие в его состав бронепоезда «Советский железнодорожник» и «Московский [219] железнодорожник» были построены на средства, собранные работниками столичного узла.

О боях на территории Румынии рассказывается в воспоминаниях фельдшера 38-го ОДБП А. Ф. Косоногова:

— Границу с Румынией мы пересекли в первых числах августа 1944 года. Сначала прибыли в город Савата, а затем передислоцировались на станцию Бурдужени в сторону Плоешти. Наши войска 31 августа освободили Бухарест. В боях принимал участие и наш дивизион. Действуя в направлении Плоешти, оба бронепоезда провели успешный обстрел позиций румынской бригады. Наши пехотные части некоторое время безуспешно атаковали позиции этой бригады, а бронепоезда открыли такой мощный огонь по выявленным разведкой целям, что румыны дрогнули и начали отступать. Вечером того же дня к нам прибыли представители нашей стрелковой дивизии, объявили всему личному составу благодарность.

После освобождения Румынии 38-й ОДБП остался в городе Бакэу, охранял железную дорогу Черновцы — Плоешти. Командование дивизиона установило деловую связь с администрацией города. Офицеры-специалисты, члены экипажей бронепоездов помогали пускать в ход заводы и фабрики, мелкие предприятия легкой и пищевой промышленности.

Но приходилось сталкиваться и с негативными явлениями. Весной 1945 года в дивизион прибыла делегация из дальних карпатский селений с жалобой. Оказалось, что после изгнания фашистских войск из страны, все же остались мелкие группы, которые мародерствовали, грабили местное население. Командованием [220] ОДБП совместно с другими частями был создан отряд, который организовал прочесывание лесов и восстановил порядок.

22 апреля 1946 года 38-й ОДБП отбыл на Родину. Когда 38-й дивизион покидал территорию Румынии, городское население Бакэу устроило сердечные проводы.

Начальник боепитания 34-го дивизиона капитан И. С. Ходос и командир бронеплощадки бронепоезда № 712 старший лейтенант М. А. Цветков вспоминают. В ночь на 27 марта 1944 года войска 2-го Украинского фронта, преследуя разгромленные немецкие группы армий «Юг» и «А», форсировали реку Прут и перенесли боевые действия на территорию Румынии, в ее северо-восточные районы. Они продвинулись в глубь страны более чем на 100 километров. Силы фронта в ходе стремительного наступления в условиях полного бездорожья растянулись, артиллерия и тылы отстали. В середине апреля дальнейшее продвижение было приостановлено на рубеже Рэдэуцы, Пашканы, Дубоссары, севернее Ясс.

34-й ОДБП в апреле 1944 года прибыл в Бельцы; в начале мая через Черновцы продвинулся в северо-восточную часть Румынии и вошел в состав 40-й армии 2-го Украинского фронта.

Штаб дивизиона разместился на станции Бурдужени, близ города Сучава. Бронепоезд № 667 «Смерть фашизму!» был дислоцирован в районе станции Пашканы, № 712 «Красноуфимский железнодорожник» — сначала в Дарменешти, затем в районе станции Перхеуци. Была поставлена задача: поддерживать боевые действия наших частей, перешедших к обороне.

Каждый день в дело вступали бронепоезда. Правда, в районе Пашканы бронепоезд № 667 действовал поначалу как артиллерийская батарея, так как большой участок железнодорожного полотна был разрушен. Это не позволяло бронепоезду приблизиться вплотную к позиции противника, применить пулеметы. Бронепоезд № 712 обрушивал шквал орудийного и пулеметного огня на немецко-фашистские войска, наступавшие от города Гура-Хуморулуй.

До 20 августа 1944 года, т. е. до начала Яссо-Кишиневской операции наступало некоторое затишье. Но оно часто прерывалось артиллерийскими и минометными дуэлями. Шла подготовка к наступлению.

Армейская разведка постоянно снабжала дивизион «работой». Так, однажды из штаба 836-го полка пришло донесение, что на южной окраине населенного пункта Клостер-Гумора обнаружена батарея 105-миллиметровых орудий, а на склонах высоты 774 — минометная батарея. Были подготовлены данные для поражения этих целей. Решили вести стрельбу с закрытых позиций в дневное время. Первым на уничтожение тяжелой вражеской батареи выдвинулся на огневую позицию бронепоезд № 667. Установили связь с офицером бронепоезда [221] Ф. И. Фирсовым, который находился на наблюдательном пункте на переднем крае. Прозвучала команда орудию на пристрелочный выстрел. Он показал, что данные для поражения подготовлены отлично, снаряд разорвался в расположении вражеской батареи. Тогда последовала команда всем орудиям на открытие огня. Было выпущено 60 снарядов. С наблюдательного пункта сообщили: вражеская батарея перестала существовать.

Бронепоезд № 667 возвратился на исходные позиции. Его место занял № 712, который также успешно выполнил поставленную перед ним задачу — уничтожил минометную батарею.

В следующий раз внимание дивизионной разведки привлекло то обстоятельство, что в лесном массиве, недалеко от передней линии, наблюдается интенсивное движение грузовых автомобилей противника. Определили, что там скорее всего находятся тылы или склады воинской части. Командир дивизиона майор М. Я. Власюк поручил «прощупать» этот район бронепоезду № 712. Его командиром стал старший лейтенант Л. Ф. Новоселов, сменивший капитана Ф. Т. Бондаря. 712-й выехал на огневую позицию, изготовился для ведения стрельбы. С наблюдательного пункта, где находились майор М. Я. Власюк, старший лейтенант М. А. Цветков, командир бронепоездной разведки старший сержант Рахимкулов и связисты, на бронепоезд были переданы исходные данные для открытия огня. Наконец, последовала команда «Огонь!»

После нескольких залпов из лесного массива на большой скорости выскочили штук десять автомобилей и помчались в сторону города Гура-Хуморулуй. Еще через какое-то количество залпов над деревьями вскинулся столб огня и дыма, прозвучала серия взрывов. Видимо, снаряды попали в склад боеприпасов.

Яссо-Кишиневская наступательная операция, в которой принял участие 34-й ОДБП, началась 20 августа 1944 года. Командование определило место, откуда бронепоезд № 667 должен был первым открыть огонь, начиная общую артиллерийскую подготовку прорыва обороны противника. Выехать на установленный участок нужно было на рассвете, постараться все сделать внезапно, так как этот участок железной дороги хорошо просматривался противником. Командиры бронепоезда поздним вечером побывали на предстоящей огневой позиции. От нее до передовой линии врага было около 1000 метров. Уточнили цели, по которым следует вести огонь в первую очередь.

Железнодорожный техник младший лейтенант К. Десятниченко вместе со старшим машинистом старшиной Ф. Приступой тщательно проверили состояние полотна. Не случайно. На этом участке железной дороги были уложены рельсы облегченного типа, не рассчитанные на вес бронепоезда. Требовалась особая осторожность при движении. Гарантии безопасности при быстром выезде на отведенную огневую позицию не было. Так оно и [222] получилось. Не доезжая каких-то сотни метров до заданного места, две передние контрольные платформы благополучно прошли крутой поворот, а следующая за ними первая бронеплощадка передней парой колес сошла с рельсов. Помощник машиниста Евсеев мгновенно выскочил из будки бронепаровоза и побежал вперед. Бронеплощадка перекошенно сдвинулась на бок.

По бронепоезду прозвучал короткий приказ: «Железнодорожная команда, левый борт, выходи!» И только бойцы во главе со старшим лейтенантом Прудниковым, командиром бронеплощадки, бросились к контрольной платформе, чтобы разобрать необходимый для работы инструмент, как справа по борту разорвались четыре мины. К счастью, никто не пострадал, так как члены команды находились с левого борта бронепоезда. Стало ясно, что этот участок фашистами пристрелен, а движение и остановка броневого состава замечены. Было принято решение немедленно отцепить сошедшую с рельсов бронеплощадку и сцепленные с ней две контрольные платформы, бронепоезду же отойти назад в укрытие.

Противник пытался обстреливать бронепоезд минометным огнем, но это не приносило ему успеха. Тем временем железнодорожная команда поставила так называемые «лягушки» для направления колес на рельсы. Бронепоезд подъехал, потянул на себя бронеплощадку, и она прочно встала колесами на место.

Вновь отошли в укрытие. Провели экстренное совещание командного состава. Майор М. Я. Власюк посматривал на часы. Нужно было обязательно успеть к началу артподготовки. Шли, однако, на малой скорости, все время опасаясь срыва колес. Стволы пушек были направлены в сторону противника, наводчики прильнули к прицелам.

Вероятно, немцы не ожидали, что бронепоезд вновь попытается выйти на этот злополучный для него участок железнодорожного полотна. Они с большим опозданием открыли минометный огонь.

А бронепоезд № 667 как раз успел к началу артиллерийской атаки. Едва он остановился в условленном месте, как с разных сторон грянули наши залпы. Все слилось в беспрерывный гул, передний край противника покрылся черной стеной земли и пыли. Отлично поработали и артиллерийские расчеты бронепоезда № 667. Канонада длилась 30 минут. Рядом точно так же действовал и бронепоезд № 712.

Когда артиллерийский огонь прекратился, вперед двинулась пехота, и бронепоезда отошли на исходные позиции. С наблюдательного пункта вернулся майор М. Я. Власюк, сообщил, что наше наступление развивается успешно.

День Победы 34-й ОДБП встречал на станции Колино, на территории Чехословакии. [223]

Дальше