Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Севернее Ленинграда — в Карелии

С первых дней Великой Отечественной войны войска Карельского фронта (командующий — генерал-лейтенант В. А. Фролов) отражали яростные атаки финских и немецко-фашистских дивизий из группы армий «Норвегия». Оборона Мурманска, участков Кировской железной дороги стала ярким образцом стойкости и мужества советских солдат и офицеров, сорвавших замыслы фашистского командования быстро захватить советское Заполярье и обширные районы Карелии. В первые же месяцы войны на железнодорожных участках северной Карелии действовали советские бронепоезда. [175]

Отдельный бронепоезд № 27 войск НКВД сражался на самом северном участке Кировской железной дороги. С 1 по 10 августа 1941 года бронепоезд прикрывал участок железной дороги между станциями Полярный круг и Энгозеро. 4 августа при сопровождении санитарного поезда 14-й армии на перегоне Боярская — Амбарный подвергся нападению четырех вражеских бомбардировщиков, сбросивших фугасные и зажигательные бомбы. С нескольких заходов они обстреляли санитарный состав из пушек и пулеметов. Загорелись четыре вагона. Бронепоезд № 27 открыл огонь по вражеским самолетам, не давая им возможности приблизиться к горящему поезду. Под огнем личный состав бронепоезда отцеплял горевшие вагоны, выносил из них раненых бойцов.

11 августа 1941 года бронепоезд № 27 и резервный взвод 80-го полка войск НКВД получили боевую задачу: уничтожить противника у станции Лоухи. Два батальона белофиннов заняли высоты западнее разъезда 34-й километр и угрожали артиллерийским складам, аэродрому возле станции Лоухи. Бронепоезд подавил ряд огневых точек, оттеснил противника с занимаемых позиций, были захвачены станковый и два ручных пулемета, 15 винтовок. Вечером бронепоезд, стоявший на станционных путях, атаковали 7 бомбардировщиков, сбросив 15 бомб. Прямым попаданием была разбита бронеплощадка и две контрольных платформы.

Со 2 января по 22 ноября 1942 года бронепоезд № 27 действовал на участке Сегежа — Быстряги, прикрывая штаб Карельского фронта.

Исторический формуляр 23-й дивизии войск НКВД содержит скупые сведения о боевых действиях бронепоездов, поддерживавших части дивизии в боях на железнодорожных магистралях Карелии. Вот лишь одна выдержка из документа:

«14–21 июля 1941 года бронепоезд 52-го полка, действуя в составе 7-й армии, вел бой с противником у станций Лаймола, Натяса, на железнодорожной линии Суоярви — Сортавала.

21 августа 1941 года, будучи отрезанным противником на линии Сердоболь — Петрозаводск (в районе станции Новые Пески) и не имея возможности маневрировать, экипаж подорвал подвижной состав...»{24}.

Бронепоездом, действующим на дорогах северной Карелии летом 1941 года, командовал капитан Вознюк.

Бывший военный корреспондент газеты «Гудок» на Ленинградском фронте, почетный железнодорожник Л. И. Хмельницкий своими воспоминаниями существенно дополнил историю боевого пути бронепоезда 52-го полка войск НКВД. [176]

— В июле 1941 года командир 23-й дивизии НКВД полковник А. К. Янгель порекомендовал мне выехать в район Петрозаводска. Здесь в ожесточенных боях принимал участие и бронепоезд капитана Вознюка. Командир 52-го полка майор Анашкин рассказал, что героический экипаж поезда оказался в. тяжелом положении. Были израсходованы боезапасы, продовольствие, экипаж понес людские потери. И вот в помощь экипажу направлялась автоколонна с боеприпасами и продовольствием. Ее командиру было приказано любой ценой пробиться к сражающемуся поезду. На одной из машин направился и я, — рассказывал Л. И. Хмельницкий.

Через несколько дней после нашего рейда в политотделе дивизии мне попался машинописный текст рапорта о боевых делах экипажа под командованием капитана Вознюка. Прошло почти полвека, но я сохранил эти пожелтевшие листки и по ним воспроизвожу события тех дней.

После сопровождения эшелона с ранеными бойцами бронепоезд вернулся на станцию Лаймола, где уже шел бой. Бронепоезд вел огонь по наступающему противнику. При выходе из боя командир капитан Вознюк заметил, что на путях остались три цистерны с бензином и несколько вагонов с продовольствием. Воины поезда сумели отцепить один вагон с продовольствием, а вагоны и цистерны с горючим уничтожили артогнем.

Бронепоезд открыл артиллерийский и пулеметный огонь по скоплению противника у станции. В бою бронепоезд получил два прямых попадания вражеских снарядов. Были убиты командир орудия сержант И. В. Соболев, наводчик Е. Е. Гришков, замковый П. З. Чульский, пулеметчик И. X. Чечиков, кондуктор Е. А. Скляров, ранены командир орудия сержант И. Д. Филоненко, наводчик П. А. Логвиненко, кома-ндир пулемета младший сержант Б. А. Грушевский, пулеметчик М. И. Бобрунько...

Бойцы и командиры бронепоезда стойко сражались с врагом. Красноармеец П. И. Кораблев, получив сильную контузию, потерял слух и был эвакуирован в тыл. На другой день он явился к командиру бронепоезда и убедил оставить его в строю. Красноармеец П. А. Логвиненко, будучи раненым осколками снаряда в живот, руку, ноги, не покинул своего места у орудия и продолжал вести огонь по противнику.

Командир орудия Ткач и красноармеец Ситник метким огнем уничтожили два противотанковых орудия. Сержант Наумов метким огнем из станкового пулемета уничтожил орудийный расчет противника и заставил пушку врага замолчать.

В другом бою была повреждена тормозная система состава. Разрывом снаряда тяжело ранило машиниста П. М. Алексеева. Помощник машиниста С. Т. Марченко, тоже получивший ранения, взял на себя управление паровозом и вывел бронепоезд из-под огня... [177]

Надо отметить, что в 1941 году бронепоездами, входившими в подчинение командира 23-й дивизии войск НКВД по охране железных дорог, на подступах к Ленинграду и в Карелии было проведено 184 боя и огневых налета по расположению частей противника.

В районе Беломорска охрану Кировской железной дороги нес 27-й ОДБП. Бронепоезда № 638 «Победа» и № 651 «За Родину!» были построены железнодорожниками Омского паровозоремонтного завода. Часто при отражении налетов вражеской авиации отличались бойцы бронепоезда «За Родину!» под командованием капитана В. К. Корнелюка. Большинство из них были добровольцами из Омска.

— У меня было желание, — вспоминает машинист М. С. Осипов, — продолжить боевую традицию старшего брата Александра. Он в гражданскую войну был помощником машиниста бронепоезда «Ермак». Как только я узнал о комплектовании экипажа бронепоезда, сразу же пошел к руководству паровозного депо с просьбой зачислить меня машинистом. Просьбу мою вскоре удовлетворили.

В освобождении Медвежьегорска, Петрозаводска принимал участие 47-й ОДБП, также сформированный в Омске. Последний залп его орудия дали со станции Сортавала. Не раз машинисты бронепоездов «Сибиряк-барабинец» и «Омский железнодорожник» попадали в трудные ситуации. Вспоминает старший [178] машинист бронепоезда «Сибиряк-барабинец» П. К. Мялицын:

— Бронепоезд стоял на станции Сегежа. Вдруг зазвучала боевая тревога. Машинист А. И. Воложанин и его помощник Батищев в окно паровозной будки увидели — на бронепоезд пикирует вражеский бомбардировщик. Тревогу объявили слишком поздно. Пока закончили набор воды в тендер, бомба разорвалась, осколками перебило рукав автотормозной системы. А вражеский летчик, сделав круг, повел по вышедшей на ремонт паровозной бригаде огонь из пулемета.

В районе станции Масельская бронепоезд «Сибиряк-барабинец» поддерживал дивизион «катюш». По пехоте противника, готовившейся к наступлению, был нанесен неожиданный удар. После огневого налета необходимо было срочно отходить на запасные позиции. Неожиданно старший машинист П. К. Мялицын, несший боевое дежурство, обнаружил, что давление пара в паровозном котле быстро снижается. В топке между решеткой и первым колосником застрял кусок породы. Чтобы прочистить колосниковую решетку, нужно было залезть в горячую топку. П. К. Мялицын отдал помощнику свое оружие и документы. Облив одежду холодной водой, он полез в топку. Было нестерпимо жарко от горящего угля. Становилось трудно дышать. Но Петр Константинович, работая кувалдой, сбросил на пути застрявшую породу. Члены паровозной бригады помогли ему вылезти из топки. Машинист на свежем воздухе быстро пришел в чувство. Тем временем паровозная бригада подняла давление пара в котле, готовясь к рейсу в сторону станции Быстряги. [179]

И таких героических поступков немало было на счету бригады П. К. Мялицына. Сообразительные машинисты помогали артиллеристам в стрельбе по целям. Как только командир бронепоезда подавал команду «Огонь!», дежурный машинист приводил в действие автотормоза. Состав оставался на месте, при этом значительно увеличивалась точность артиллерийского огня.

24 июня 1945 года в составе сводного полка Карельского фронта по Красной площади прошли участники Парада Победы — командир бронепоезда № 639 старший лейтенант И. М. Довженко и старший машинист П. К. Мялицын.

Стратегический треугольник

29 декабря 1942 года на станцию Великополье в распоряжение командующего 3-й ударной армии генерала-лейтенанта К. П. Галицкого были переброшены 57-й и 62-й дивизионы бронепоездов. 30 декабря заместитель командира 62-го дивизиона майор В. И. Чукрин встретился с начальником штаба 7-й Эстонской стрелковой дивизии, с полками которой бронепоездам предстояло вести бои за Великие Луки.

Треугольник Великие Луки — Невель — Новосокольники был связующим звеном между Демьянской и Ржевской группировками фашистов. Железная дорога Витебск — Дно, главная артерия, снабжала вражескую группу армий «Север». Гитлеровцы превратили Великие Луки в мощный узел сопротивления с развитой системой дотов, дзотов, минных полей, противотанковых укреплений. Улицы города были забаррикадированы, мосты взорваны.

Учитывая важность операции по освобождению Великих Лук, бронепоезда были объединены под общим командованием командира 57-го ОДБП майора Б. А. Текучева.

31 декабря 1942 года вместе с пехотинцами была произведена разведка переднего края противника на восточной окраине Великих Лук. Орудия 62-го ОДБП в качестве «новогодних подарков» нанесли мощные удары по вражеским укреплениям на железнодорожном узле. Наводчики В. Я. Грицкий, Н. С. Наумов, В. А. Осокин, М. И. Ходжаев, заряжающие П. В. Комиссаров, Ф. В. Кирилкин, П. Л. Третьяк ежеминутно выпускали по врагу 18–20 снарядов. Стволы орудий раскалялись настолько, что артиллеристы опасались, как бы пушки не вышли из [180] строя. У наводчика М. Ходжаева были обожжены руки, но он не отходил от орудия. И. Ф. Вахтеров сражался за двоих, заменив раненого артиллериста, подающего снаряды. В результате этого огневого удара были уничтожены почти все заранее обнаруженные огневые точки противника и те, что открыли ответный огонь.

С первых же часов боевых действий в районе Великих Лук бронепоездам пришлось отбивать воздушные атаки фашистов. В оперативных донесениях командира 62-го отдельного дивизиона майора И. З. Алхазашвили, хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны СССР, сказано, что ночью 31 декабря 1942 года фашисты бомбили станцию Великополье. При отражении вражеского налета отличился расчет зенитного пулемета ефрейтора Д. Н. Толмачева. 1 января 1943 года бронепоезда № 653 и 701 вели огонь по самолетам противника, атакующим разъезд Милолюбово. 2 января 1943 года с 13 до 16 часов зенитчики бронепоезда № 701 под командованием младшего сержанта А. Е. Колодяжного отражали воздушный налет. Особую отвагу проявил наводчик зенитного орудия ефрейтор Д. И. Вялых.

Утром 2 января бронепоезда нанесли массированный удар по цехам паровозного депо, окрестным селам Курьяниха, Гнилка на подступах к железнодорожному узлу с северо-востока. Огонь вели четыре бронепоезда, артиллерия 7-й Эстонской стрелковой дивизии и батареи 1198-го гаубичного тяжелого артиллерийского полка, специально перебазированные под Великие Луки с Волховского фронта. Огонь гаубичных орудий, пушек бронепоездов разрушал долговременные точки гитлеровцев, расчищая путь пехоте. Неоднократно удары по вражеским позициям наносили реактивные установки М-13 бронепоездов 57-го дивизиона под командованием старшего лейтенанта Ю. Н. Соколова. В артиллерийских дуэлях с вражескими дотами особенно отличились бойцы бронеплощадки бронепоезда № 686 57-го ОДБП под командованием старшего лейтенанта Н. И. Стафеева.

— Огонь нам приходилось вести часто с закрытых позиций, — рассказывает майор в отставке Н. И. Стафеев. — Часто мы не знали, попали в цель или нет. Приходилось ориентироваться так: если замолчала вражеская огневая точка после огня бронепоезда, значит, наши удары достигли цели.

Я часто вспоминаю бойцов орудийного расчета под командованием сержанта В. П. Чугунова. Безошибочно устанавливал прицел рядовой И. П. Гаврилов, четко действовали заряжающий Крысеев, замковый Савонин.

Наводчиком другого орудия был А. М. Мулин, до войны работавший учителем в сельской школе. Поначалу трудно давалась ему артиллерийская наука. Но через несколько месяцев [181] лучшего наводчика, чем Мулин, на бронепоезде нельзя было найти.

...В северной части паровозного депо противник создал надежную цепь укреплений. Огневые точки врага, в том числе и дот у железнодорожного переезда, были тщательно замаскированы. Когда бронепоезд подавлял каждую из известных точек, этот дот молчал. Но как только бронепоезд отходил, и в бой шла пехота, дот открывал огонь.

Так было и после второго налета. Бронепоезд остановился в выемке. Вдруг вижу, бежит командир дивизиона, кричит мне: «Расстреляю!» Я доложил, что все точки врага, какие были намечены, уничтожены.

— А почему стреляет дот? — спросил командир и сунул мне бинокль. Но и из него ничего не было видно. Подошел к нам командир бронепоезда П. Ф. Евликов. Прибежал пехотный офицер:

— У амбразуры дота есть маскирующая заслонка. Сейчас она закрыта, а уйдет бронепоезд, она откроется.

Я кинулся на бронеплощадку. Смотрим — нет дота. Куда стрелять? Сделали два выстрела по другим целям. Я решил пустить один снаряд в предполагаемое место расположения дота. Удар! И открылась амбразура... С ходу были посланы еще два снаряда в эту черную глинистую дыру. Взрыв, еще один... Все закричали: «Ура!»

5 января 1943 года бои за Гнилки, Рыбики, Курьяниху, за каждый объект Великолукского железнодорожного узла возобновились с особым ожесточением. По нескольку раз вражеские [182] укрепления атаковались воинами 7-й Эстонской стрелковой дивизии, которой командовал полковник К. А. Алисскас.

Артиллеристы бронепоезда № 701 62-го ОДБП на восточной окраине Гнилки уничтожили три миномета, пулеметную точку, три дзота.

Фашисты любыми средствами старались оказать помощь гарнизону, блокированному на территории старой Великолукской крепости. Они самолетами доставляли десанты в крепость. Огнем бронепоездов и зенитных батарей удалось сбить два вражеских транспортных самолета.

Удачную позицию для огневых налетов выбрал бронепоезд № 686. Он успешно поражал укрепления противника. Но фашистам удалось засечь его расположение. Командир бронепоезда, старший лейтенант П. А. Куневич решил переменить стоянку. Последовала команда: «Ход вперед! Полный!» Но паровоз не послушался опытного старшего машиниста В. П. Калина. Бронепоезд не сдвинулся с места. В. П. Калин вместе со своим помощником старшиной А. Н. Дубовицким содержали паровоз всегда в исправном, ухоженном состоянии. Что же случилось? Машинист был весь в поту. А немецкие снаряды тем временем, нащупывая состав, разрывались все ближе.

Спасли опытность и быстрота соображения. Машиниста вдруг осенило. Железнодорожные пути в этих сырых местах были ветхие, не скрепили их даже сильные морозы, которые тогда стояли. Паровоз, по своему весу значительно тяжелее соседних бронеплощадок, попросту просел между ними. И весь состав оказался в натянутом состоянии. В. П. Калин мгновенно отдал команду ослабить винтовую стяжку — упряжь между тендером и ближайшей бронеплощадкой. От быстроты исполнения зависело многое. П. Ф. Сафронов, помощник машиниста, справился с заданием моментально. Оставалось потихоньку сняться с места, двинуться без рывка и снопа искр из дымовой трубы. Калин осторожно открыл регулятор тяги, поставил его на малый клапан. Бронепоезд плавно пошел вперед и неприметно для врага скрылся. Перебрался на другую позицию в выемке полотна на расстоянии 800 метров от прежней стоянки. Немцы этот маневр пропустили и продолжали обстрел еще минут сорок. Там, где бронепоезд только что находился, весь железнодорожный путь был сильно исковеркан. Задержись бронепоезд еще немного — не сдобровать бы ему.

А с нового места 686-й продолжал наносить врагу ощутимый урон.

Воспользовавшись результатами успешной артподготовки при участии «катюш» бронепоездов, бойцы 257-й стрелковой дивизии Героя Советского Союза гвардии полковника А. А. Дьяконова с севера ворвались в привокзальный поселок у Великих Лук... [183]

7 января 1943 года ознаменовалось непрерывными схватками экипажей бронепоездов с вражескими самолетами. Ночью вражеская авиация нанесла удар по Великополью. Было сброшено более 30 бомб. При отражении воздушных налетов были ранены несколько бойцов 62-го дивизиона. Не прошло и трех часов, как гитлеровские боевые машины вновь налетели на Великополье.

— Послышался рев низко летящих «юнкерсов», — вспоминает командир взвода ПВО бронепоезда № 701 А. Е. Колодяжный. — «С добрым утром», — с досадой произнес наводчик зенитного орудия Н. К. Обухов. Но голос его потонул в реве моторов. На зенитных площадках послышались команды: «Правей!.. Выше!.. Быстрей!..» Гильзы со звоном отлетали от стен и катались по полу бронеплощадок. Командиры взводов лейтенанты М. П. Чешев и В. М. Шевченко охрипли от команд, оглохли от непрерывной стрельбы. Двенадцать самолетов, разделившись тройками, с надрывным гулом начали пикировать, сбрасывая смертоносный груз. Был изуродован, искорежен путь. Согнутые в дугу рельсы угрожающе нависли над площадками. На бронепоезде № 653 взрывной волной повредило зенитную площадку. Командир отделения старший сержант Н. Ф. Аганин, мокрый, без шапки, бегал от орудия к орудию, руководя огнем. [184]

Младшие сержанты П. С. Гончар, И. А. Шухров, П. Е. Тягней, наводчик А. С. Горбатюк не дрогнули. Отбомбившись, гитлеровские самолеты ушли в сторону линии фронта. Заместитель командира дивизиона капитан П. А. Воробьев и старший лейтенант Д. А. Ферапонтов организовали бригаду ремонтников. Сержант Ф. А. Бобенко, артиллеристы В. А. Осокин, А. Ф. Максименко, пулеметчики И. И. Го робей, П. М. Барков, М. Л. Козлов, вооружившись лопатами, сгребали землю в огромную воронку. От их мокрых гимнастерок шел густой пар. Но фашистские самолеты появились быстрее, чем их ожидали. Основной удар пришелся на бронепоезд № 701. Осколками пробило броню и на площадках зазияли щели с рваными краями.

Старший сержант В. С. Колесников нашел военфельдшера М. Ф. Громыко на четвертой площадке, где она перевязывала молоденького бойца.

— Маруся! Скорее на нашу площадку. Коваленко истекает кровью, — произнес Василий, через силу разомкнув сухие губы.

Громыко побежала за Колесниковым. Коваленко лежал на бронеплощадке и слабеющими руками держал фляжку. Шинель, брюки, сапоги были залиты кровью. Фельдшер осторожно перевязала его и с помощью артиллеристов перенесла на носилках в блиндаж к пехотинцам. Но спасти Николая Коваленко не удалось. Вскоре он скончался в полевом госпитале...

Восьмой час на тридцатиградусном морозе, в ночной мгле работали ремонтники. Лишь к семи часам утра бронепоезда были доставлены в Великие Луки.

Фашистское командование предприняло все меры, чтобы заставить остатки своего гарнизона сражаться до последнего солдата. На допросах пленные повторяли слова фюрера: «Отдать Великие Луки — значит, открыть путь русским на Берлин!»

До 16 января 1943 года, поочередно меняя друг друга, выходили на боевые позиции бронепоезда 57-го и 62-го дивизионов. В тяжелых фронтовых условиях мужественно несли вахты фронтовые машинисты П. Н. Остапенко, И. А. Сила (бронепоезд № 693), А. Н. Дубовцев, В. П. Калин (бронепоезд № 686), их помощники А. Ф. Шепелев, И. Н. Попович, П. С. Мануйлов, Н. И. Гетманов и другие.

16 января 1943 года бронепоезда 62-го ОДБП заняли боевые позиции 57-го дивизиона, ушедшего на ремонт в депо Торопец. Фашисты ожесточенно бомбили позиции 62-го дивизиона. В ходе налета на Великополье погиб разведчик бронепоезда сержант И. Ф. Шуйков, тяжело был ранен старший паровозный техник Н. М. Флешлер.

Великолукское сражение гремело 48 дней. Более 60 тысяч убитыми, 279 танков и бронемашин, 881 орудие, 63 самолета, огромные склады с боеприпасами потеряла вражеская группировка. Потеря Великих Лук обернулась крупным поражением для гитлеровцев на центральном участке фронта. [185]

В сентябре 1943 года на Невельском направлении действовала группа в составе 56, 57 и 62-го ОДБП. 16 сентября был получен приказ заместителя командующего бронетанковыми войсками 3-й ударной армии полковника В. А. Головала начать восстановление пути на участке Чернозем — Дубовая Грива. Из состава 62-го дивизиона в группу восстановителей было выделено 25 бойцов. Под руководством старшего лейтенанта Ф. Я. Гусенкова и дорожного мастера техника-лейтенанта К. А. Шер-Кожухова артиллеристы младший сержант П. И. Макаров, ефрейтор Н. К. Скибиневский, рядовые В. А. Махров, С. В. Фирсов, И. Ф. Шкрылев, пулеметчики В. К. Качалов, И. Н. Игнатов, Н. Ф. Никитин, связисты И. А. Костюков, М. Д. Егоров, С. И. Черемушкин и другие под артиллерийским обстрелом и бомбежками две недели выполняли путейские работы. Гитлеровцы на этом участке применяли путеразрушитель «Крюк». На многие километры лежали изуродованные, согнутые в дугу рельсы, сломанные пополам шпалы.

У станции Чернозем многие бойцы 62-го ОДБП проявили настоящее мужество. Командир бронепоезда № 653 капитан В. П. Мерзлов в наградном листе ефрейтора Г. П. Бурмистрова отмечал: «Г. П. Бурмистров на самом ответственном участке под огнем противника расшил семь рельсов. Вражеские снайперы открыли по нему огонь. Бурмистров был тяжело ранен, но продолжал готовить рельсы для работы в ночную смену. Бурмистрова из-под обстрела вынес ефрейтор Н. К. Скибиневский. Достоин награждения медалью «За боевые заслуги»{25}.

23 октября 1943 года приказом по войскам 3-й ударной армии 13 бойцов и командиров 62-го ОДБП были награждены орденами и медалями.

С 7 по 17 октября 1943 года бронепоезда 56 и 62-го ОДБП поддерживали наступление 1319-го полка 185-й Панкратовской стрелковой дивизии.

У станции Опухлики действовали только два бронепоезда — № 653 «Мичуринец» 62-го ОДБП и № 750 56-го ОДБП. Бронепоезда № 759 и 701 были направлены в этот период на промывочный ремонт.

В историческом формуляре 62-го дивизиона бронепоездов о тех боях отмечается, что с 7 по 14 октября 1943 года произведено 12 налетов с закрытых позиций, подавлено 5 дзотов и несколько огневых точек, уничтожено более 50 гитлеровцев. 9 октября 1943 года в ходе налета 9 самолетов противника был поврежден путь. Но благодаря мужеству и самоотверженности личного состава, разрушенный участок был быстро восстановлен. Бронепоезд выведен из-под обстрела.

«Бронепоезд стоял в выемке. Метрах в трехстах от стоянки на полотне железной дороги зияла большая воронка от взрыва [186] бомбы. Решили ее заложить клеткой из шпал. Это было значительно быстрее, чем засыпать такую яму землей. Артиллеристы С. А. Козлов, Н. Д. Комолкин, пулеметчики Н. Я. Кузнецов, Л. Айкёнов под обстрелом противника подносили шпалы, рельсовые накладки, болты. Поверх шпальной клетки проложили рельсы. Бронепоезд, управляемый машинистом И. И. Бусаровым, медленно двинулся с места. Шпальная клетка наклонилась, затрещала, но устояла. Бронеплощадки одна за другой миновали опасный участок», — вспоминал дорожный техник дивизиона К. А. Шер-Кожухов.

Бесстрашно действовали артиллерийские расчеты старших сержантов В. П. Карикова, В. Ф. Смирнова, связисты М. М. Ежов, Д. Ф. Казаков, П. Е. Цыганов, которые под обстрелом обеспечивали бесперебойную связь с наблюдательного пункта и огневых позиций.

В боях под Невелём бронепоезда 57-го ОДБП уничтожили 10 огневых точек, подавили огонь двух минометных батарей, 8 орудий, рассеяли и уничтожили до двух батальонов вражеской пехоты.

В начале января 1944 года перед 22-й армией 2-го Прибалтийского фронта, которым командовал генерал армии М. М. Попов, была поставлена задача — овладеть Новосокольниками. Решающая роль в прорыве к Новосокольникам отводилась частям 178-й Кулагинской стрелковой дивизии генерал-майора А. Л. Кроника. Для их огневого усиления по приказу командующего фронтом в оперативное подчинение командующего артиллерией 178-й стрелковой дивизии подполковника Н. Н. Тупикова были переданы бронепоезда № 653 и 701 62-го особого дивизиона бронепоездов под командованием майора В. П. Мерзлова.

В 21 час 17 января 1944 года командующий 22-й армией генерал-лейтенант В. А. Юшкевич отдал приказ вывести бронепоезда на перегон Гущино — Новосокольники. Рано утром 18 января артиллеристы бронепоезда № 653 открыли огонь по вражеским позициям. В этом налете особенно отличились бойцы орудийных расчетов старших сержантов А. Ф. Симанина и В. Ф. Смирнова. Высокое мастерство, стойкость и отвагу в бою проявили заряжающий орудия сержант В. Н. Анищенко, артиллеристы Н. Н. Турченюк, С. Т. Ворона, М. А. Шах, Ф. В. Кирилкин, Н. Д. Комолкин, В. А. Махров и другие.

Гром, грохот стоял в броневых башнях. При каждом выстреле казалось, огромный великан стучит молотом по башне. От порохового дыма, гари, едкого запаха краски, которая пенилась на раскаленных стволах орудий, в башнях было трудно дышать. В течение боевого дня младшего сержанта П. В. Комиссарова, терявшего сознание, дважды выносили на свежий воздух. Но приходя в себя, он снова становился к орудию. [187]

Зенитчики взвода ПВО бронепоезда под командованием лейтенанта Н. Ф. Аганина, сержанты В. Г. Потапов, П. С. Гончар, И. А. Шухров, А. С. Горбатюк, А. В. Шевцов, рядовые Н. И. Юмашев, В. В. Талабанюк за день отбили четыре воздушные атаки противника.

Во второй половине дня на боевые позиции вышел и бронепоезд № 701. Он выпустил по врагу 250 снарядов из четырех орудий. В течение всей ночи 19 января бронепоезда вели огонь, уходя с перегона только на дозаправку водой, углем, боеприпасами.

Рано утром следующего дня бронепоезд № 701 нанес огневой удар по району МТС. Отважно сражались бойцы бронеплощадки лейтенанта В. С. Колесникова. В орудийном расчете, которым командовал старший сержант Н. С. Наумов, были ранены два артиллериста. Заряжающим встал к орудию командир пулеметного отделения старший сержант Н. А. Коротков, а замковым — командир бронеплощадки лейтенант В. С. Колесников. В. течение шести часов вел огонь расчет этого орудия.

Днем 20 января бронепоезд № 653 трижды наносил огневые удары по северной окраине Новосокольников. В этих боях отлично проявили свои способности, выдержку бойцы артиллерийских расчетов старших сержантов Ю. И. Логачева и В. П. Карикова, особенно наводчики орудий Н. Ф. Быстриков, В. Я. Грицкий, ефрейтор Н. С. Ерохин, И. Ф. Вахтеров и другие. [188]

С 24 января бои за Новосокольники развернулись с особой силой. Бронепоезд № 701 отбивал налеты вражеских самолетов. При отражении воздушных атак храбро и умело вели себя бойцы из взвода ПВО бронепоезда под командованием младшего лейтенанта А. Е. Колодяжного. Слаженно действовали расчеты зенитных орудий, которыми командовали А. М. Крамарев и Н. Г. Логунов. Меткими залпами зенитчиков сержанта Е. Н. Черткова, С. В. Гудова, А. М. Антропова был сбит вражеский самолет. Пулеметчик Д. Н. Толмачев, несмотря на болезнь, не покинул боевую площадку и вел огонь по «юнкерсам».

«Площадка отважных» — так в одном из боевых листков назвали бронеплощадку № 3 (командир — старший лейтенант A. В. Котенко) бронепоезда № 701. В артиллерийском расчете, которым командовал старший сержант Владимир Осокин, все бойцы — наводчик В. А. Панкратов, заряжающий А. П. Фирсов, замковой С. П. Савосин, подающий снаряды С. В. Фирсов — были отмечены медалью «За отвагу».

Артиллеристы бронеплощадки № 2, которой командовал старший лейтенант В. М. Шевченко, — командир орудия старший сержант М. Ф. Вербило, наводчик ефрейтор С. Т. Козленко, заряжающий младший сержант А. Л. Думенко, замковой П. Л. Третьяк — несколькими снарядами уничтожили противотанковое орудие, два вражеских блиндажа. В наградном листе С. Т. Козленко отмечалось, что он «обеспечил быструю наводку, правильную установку прицела и меткость стрельбы»{26}.

На следующий день оба бронепоезда вели огонь по вражеским укреплениям в районе Усадище. Гитлеровцы начали обстрел бронепоездов. Снаряды рвались рядом с линией, осколки стучали по броне. Машинисты бронепоезда № 701 сержанты B. М. Попов, А. Н. Криканов, маневрируя на перегоне, вывели боевой состав из-под обстрела без прямых попаданий.

В один из выездов бронепоезда старшему паровозному технику Б. Л. Амаглобели доложили о неисправности регулятора паровоза. Требовался ремонт в депо. Но Б. Л. Амаглобели сам повел бронепоезд в бой, дважды ремонтируя паровоз на боевых позициях.

Орудия бронепоездов наносили точные удары по укреплениям врага, их огневым точкам в районе станции Новосокольники, деревень Мишково, Семенкино. В бою неоднократно выходила из строя связь. Командир взвода связи старший лейтенант В. Н. Кохманский, сержант Ф. Д. Губарев, младшие сержанты М. К. Табаков, А. А. Соловьев, П. М. Громов под огнем врага отважно устраняли повреждения. [189]

Утром 29 января 1944 года бронепоезда 62-го дивизиона подошли к станции Новосокольники на 800 метров и повели беспрерывный огонь по врагу. В бой двинулись пехотинцы. Вместе с ними на улицах сражались бойцы бронепоезда № 653, закрепляя успех пехоты. Вскоре Новосокольники были очищены от гитлеровских захватчиков. Фашисты откатились за рубеж Изракино — Марьино — Крюково — Трапезниково — Поповка.

29 января 1944 года по московскому радио был передан приказ Верховного Главнокомандующего. В нем говорилось: «...Войска 2-го Прибалтийского фронта 29 января в результате внезапной атаки овладели крупным железнодорожным узлом Новосокольники — важным опорным пунктом обороны немцев. В боях отличились войска генерал-лейтенанта Юшкевича, генерал-майора Кроника, артиллеристы генерал-лейтенанта артиллерии Ничкова, полковника Аракушинского, подполковника Заливакина, подполковника Рогова, подполковника Кульчитского, танкисты майора Ерецкого, майора Мерзлова...».

29 января 1944 года в 22 часа Москва салютовала доблестным войскам 2-го Прибалтийского фронта 12 залпами из 124 орудий в честь взятия Новосокольников. 3 февраля 1944 года приказом Верховного Главнокомандующего 62-му особому дивизиону бронепоездов было присвоено почетное наименование «Новосокольнический». За мужество и стойкость 178-я Кулагинская стрелковая дивизия была награждена орденом Красного Знамени.

В числе награжденных были 45 бойцов и командиров 62-го дивизиона бронепоездов: командир дивизиона майор В. П. Мерзлов удостоен ордена Красного Знамени, старшие лейтенанты В. М. Шевченко, Н. Г. Зарудный, лейтенант М. Ф. Громыко, наводчик орудия сержант Н. Ф. Быстриков, старшие лейтенанты В. Н. Кохманский, Б. Л. Амаглобели и другие награждены орденами Красной Звезды.

Вскоре 62-й Новосокольнический дивизион бронепоездов был переброшен в Прибалтику.

На огненной дуге

Весной 1943 года на Курском выступе развернулась подготовка к отражению фашистского наступления. Своевременно раскрыв планы гитлеровского генерального штаба, Ставка Верховного Главнокомандования дала указание войскам Центрального, Воронежского и Степного фронтов готовиться к глубокоэшелонированной обороне. Были приняты меры по укреплению [190] ПВО крупных железнодорожных узлов: Елец, Касторная, Курск, Воронеж, Мармыжи.

В составе Воронежско-Борисоглебского дивизионного района ПВО сражался экипаж зенитного бронепоезда № 55 имени Тельмана. Построенный в январе 1942 года руками воронежских железнодорожников, он отличился при отражении воздушных нападений врага под Купянском, в боях под Харьковом летом 1942 года, участвовал в Сталинградской битве. В летние месяцы 1943 года экипаж бронепоезда имени Тельмана участвовал в отражении многочисленных воздушных атак в районе станций Щигры, Черемисиново, оборонял мосты стратегического назначения на Курском железнодорожном узле, участвовал в обороне воздушного пространства над станцией Курск в момент налета 500 вражеских самолетов 2 июня 1943 года. За этот подвиг экипаж бронепоезда весной 1944 года был награжден орденом Красного Знамени.

27 апреля 1943 года на участок обороны 13-й армии Центрального фронта были переброшены бронепоезда № 663 «Железнодорожник Алтая» и № 704 «Лунинец» 49-го отдельного дивизиона.

Линия фронта проходила в шести километрах южнее Малоархангельска. Фашисты каждый день обстреливали участок пути до станции Возы, многократно подвергали бронепоезда воздушным атакам. В самых критических условиях сибиряки-бойцы бронепоездов находили выходы из экстремальных ситуаций.

На участке Верховье — Красная Заря энергичные боевые действия вели бронепоезда 54-го отдельного дивизиона под командованием подполковника П. И. Иванова.

— 11 мая 1943 года после выполнения задания бронепоезд № 1 прибыл на станцию Хомутово на участке Верховье — Елец, — рассказывает бывший начальник штаба 54-го ОДБП, подполковник в отставке, почетный железнодорожник П. И. Волковой. — Экипаж бронепоезда занялся техническим осмотром и ремонтом вооружения. Неожиданно раздалась команда «Воздух!». Группа бомбардировщиков — около 20 машин различных типов — изменила направление, развернулась над станцией и атаковала бронепоезд. Я, находясь в рубке управления, отдал машинистам Н. Н. Морозову и И. П. Миронову команду «Вперед!». Бронепоезд, набирая скорость, вышел на перегон. В эти минуты расчетам зенитчиков было нелегко: самолетов противника было слишком много. Станция оглушалась взрывами бомб, пролетали с визгом осколки, куски рельсов...

Командир орудия сержант М. С. Анашкин, работая за наводчика, подбил бомбардировщик «Ю-88», пикировавший на бронепоезд. Под руководством лейтенантов Е. И. Кирсанова и Б. А. Нейштадта бойцы бронепоезда расцепляли горевшие [191] вагоны, тушили пожары, спасали боеприпасы, так необходимые на переднем крае артиллеристам. Многие из бойцов были ранены, на них горела одежда. Но они ликвидировали последствия бомбежки...

В мае 1943 года для усиления обороны 60-й армии Центрального фронта прибыли бронированные машины 58-го отдельного дивизиона бронепоездов. Полковник в отставке З. Г. Алибеков вспоминает, как в дни Курской битвы они базировались на участке Льгов — Коренево, на станции Колонтаевка. Когда над местом их дислокации появлялись вражеские самолеты, зенитчики быстро открывали огонь, не давая возможности атаковать бронепоезда.

В начале мая 1943 года в составе 7-й гвардейской армии генерала М. С. Шумилова в районе Волчанска, восточнее Белгорода, сосредоточивались бронепоезда 26, 34 и 38-го отдельных дивизионов.

Бронепоезда 26-го дивизиона № 683 «Александр Невский» и № 707 «Александр Суворов» были построены рабочими паровозного депо Пермь 11 в декабре 1941 года. Многие уральские железнодорожники влились в состав их боевых экипажей. Весной 1942 года в Москве бронепоезда были существенно модернизированы.

Затем по приказу начальника отдела бронепоездов Главного автобронетанкового управления Красной Армии генерал-майора П. Г. Чернова 26-й дивизион, которым командовал майор М. Ф. Рыжанов, был направлен для поддержки защитников Сталинграда. Но по дороге в Поворино после жестокой вражеской бомбежки оказались поврежденными пути. Бронепоезда «Александр Невский» и «Александр Суворов» срочно передали в Подчинение 6-й армии Воронежского фронта и направили на участок Искорец — Аношкино.

Рядом с бойцами 309-й стрелковой дивизии полковника А. Н. Афанасьева экипажи этих бронепоездов отражали атаки фашистов, стремившихся захватить плацдарм южнее Лисок на левом берегу Дона. В ходе Острогожско-Россошанской наступательной операции 26-й дивизион участвовал в освобождении крупнейшего железнодорожного узла Лиски. А 3 января 1943 года бронепоезда уже вели бой на южной окраине Воронежа. Их командиры капитаны В. К. Адащик и Д. И. Кудряшов корректировали огонь артиллеристов своих бронеплощадок с наблюдательных пунктов. Фашисты несли большие потери. Но наша пехота не могла развить успех. Мешали бездорожье и глубокий снег, затруднявшие продвижение пехотинцев. Тогда в бой был брошен десант с бронепоездов под руководством старшего сержанта Петрова. В стремительной атаке было захвачено до 60 пленных фашистов, зенитные орудия, их впоследствии установили на обоих бронепоездах дивизиона. [192]

2 марта 1943 года бронепоезда № 683 и 707 отражали налет 105 вражеских самолетов на станцию Валуйки. В результате бомбардировки был поврежден паровоз Ов-6747 бронепоезда «Александр Невский».

После ремонта в вагонном депо Москва-Ярославская с полной заменой вооружения 26-й бронедивизион вновь возвратился на южный участок советско-германского фронта под Волчанск.

38-й отдельный дивизион бронепоездов под командованием майора М. И. Миронова 13 мая 1943 года прибыл на станцию Белый Колодезь. Личный состав дивизиона после потери в 1942 году бронепоездов в районе Черемисиново был выведен в Москву. В Горьковской области осенью 1942 года за короткий срок были построены новые крепости на колесах — № 754 «Имени газеты «Правда» и № 730 «Имени газеты «Красная Звезда». Средства на их вооружение собрали журналисты газет. А сами машины были вручены личному составу 38-го ОДБП. Бронепоезд «Имени газеты «Правда» выбрал себе удобные позиции на станции Великий Бурлук, а бронепоезд «Имени газеты «Красная Звезда» — на участке Шиповатое — Моначиновка, неподалеку от Купянска.

Рассказывает бывший командир бронеплощадки 754-го бронепоезда старший лейтенант В. Я. Куплевахский:

— Каждую ночь поочередно бронепоезда совершали огневые налеты на различные цели в городе Волчанске, большая часть которого находилась в руках гитлеровцев. Немецко-фашистскому командованию мы причиняли весьма ощутимое беспокойство, и потому оно решило с нами расправиться. Началась ночная охота за бронепоездами. 18 мая один «свободный охотник», обнаружив нас по искрам из трубы паровоза, сбросил несколько бомб. Но не попал. Тогда он на бреющем полете вдоль железнодорожного пути прошелся над бронепоездом, сброшенной бомбой пробил тендер паровоза. Вода стала вытекать, топку загасили, бронепоезд потерял подвижность. Но вражеский самолет был уничтожен.

А в восемь часов утра уже семь самолетов гитлеровцев двумя группами атаковали неподвижный бронепоезд. Одна из бомб угодила в зенитную бронеплощадку, погибло 18 бойцов и командиров. Среди них командир зенитного взвода лейтенант Ю. Н. Нестеренко. Все они погребены в братской могиле в лесной посадке у станционных путей.

А что было с 34-м дивизионом? В те дни, в марте 1943 года, его бронепоезда отстали от наступавших войск фронта. Мост через реку Дон около железнодорожного узла Лиски оказался взорванным. Бронепоезда 34-го дивизиона участвовали в отражении массированных налетов авиации противника на этот важный железнодорожный узел и восстанавливавшийся мост. Когда мост был отремонтирован, дивизион получил приказ прибыть [193] в район города Волчанска и войти в состав 7-й гвардейской армии.

К новому месту дислокации бронепоезда следовали поэшелонно: № 712 «Красноуфимский железнодорожник» под командованием старшего лейтенанта Ф. Т. Бондаря шел первым, за ним двигался бронепоезд № 667 «Смерть фашизму!» во главе со старшим лейтенантом А. Д. Крайновым.

Боевая обстановка на фронте была сложной. 15 марта наши войска вынуждены были оставить Харьков, освобожденный ими всего месяц назад, и отойти за Северский Донец. На этом рубеже они и вели оборонительные бои с противником.

Бронепоезда. 34-го дивизиона несколько дней находились в боевой готовности на станциях Купянск и Купянск-Узловой, участвовали в отражении налетов фашистской авиации. Часть команды «Красноуфимского железнодорожника» во главе с лейтенантом И. С. Соколовым в течение трех дней выполняла инженерные работы в районе железнодорожного моста через реку Оскол. Были также вырыты и оборудованы пулеметные гнезда и ходы сообщения для обороны моста.

Но в первых числах апреля бронепоезда и база дивизиона, выполняя приказ, двинулись к Волчанску. Вражеская авиация постоянно бомбила этот участок железной дороги, поэтому все зенитные средства всегда находились в полной боевой готовности. Эшелоны и поезда, не имевшие зенитного обеспечения, двигались только в ночное время.

Поздним вечером «Красноуфимский железнодорожник» прошел станцию Белый Колодезь, где до него уже побывал 38-й ОДБП. На разъезде Гарбузовка, последним перед Волчанском, он сделал остановку, чтобы получить разрешение двигаться дальше. Дежурный по разъезду сообщил командиру бронепоезда, что станция Волчанск обстреливается противником, и поэтому поезда не принимает. Передний край обороны проходит в пяти-шести километрах от Волчанска по Северскому Донцу.

Пришлось экипажу вернуться на станцию Белый Колодезь. Не доезжая до станции, остановились на ночь у выходного семафора в сторону Волчанска. Основная часть команды отдыхала. Не спали дежурные зенитчики и боевое охранение.

На рассвете четыре немецких самолета обстреляли бронепоезд из пушек и пулеметов, но, попав под огонь зенитчиков, на повторный заход не решились и улетели. В это раннее апрельское утро пришлось поработать и зенитчикам бронепоезда «Смерть фашизму!», который провел ночь на станции Приколотное. Он был обстрелян внезапно появившимся самолетом, шедшим на бреющем полете. Огонь его пушек и пулеметов прошелся по броне, но ущерба не причинил. Зато стервятник густо задымил, получив в хвост «подарок» от зенитчиков. [194]

Утром командир 34-го ОДБП майор М. Я. Власюк с начальником штаба старшим лейтенантом К. В. Рудницким на бронемашине, снятой с платформы бронепоезда, выехали в штаб 7-й гвардейской армии, находившейся в городе Шебекино. Они доложили о прибытии дивизиона на боевой участок и получили приказ поддерживать огнем действия 15-й гвардейской стрелковой дивизии на участке Огурцово — Рубежное — Старица, отражать попытки противника форсировать Северский Донец. Кроме того, на участке железной дороги Великий Бурлук — Волчанск надо было зенитными средствами вести борьбу с самолетами противника, чтобы обеспечить безопасную разгрузку и свободное продвижение воинских эшелонов без задержки.

В этот же день после детального ознакомления с участком железной дороги командир дивизиона определил задачи по ведению боевых действий, указал предположительные районы выжидательных, исходных и огневых позиций, которые предстояло разведать. Местом стоянки бронепоезда «Смерть фашизму!» была выбрана глубокая выемка за разъездом Разоренное.

Пошли и на военную хитрость. Решили срочно сделать за Веровским дополнительное ответвление от основного железнодорожного пути в лесопосадку — для стоянки бронепоезда № 712. Команда во главе с лейтенантом К. Десятниченко приступила к выполнению задания. Через два дня работы были закончены, и бронепоезд въехал в лесопосадку, маскировавшую его от самолетов противника.

— На второй день пребывания на разъезде Разоренное «Красноуфимский железнодорожник» был обстрелян из пушек самолетом противника, шедшим низко над землей, — рассказывают ветераны 34-го ОДБП И. С. Ходос и М. А. Цветков. — Самолет, сделав небольшой круг над бронепоездом, пошел на второй заход. Нападение было столь внезапным, что зенитчики с некоторым опозданием открыли огонь. И все же после нескольких выстрелов фашистский стервятник вдруг резко изменил направление полета и круто пошел вниз, в сторону переднего края. Работавшие на разъезде железнодорожники рассказали нам, что этот самолет каждое утро пролетал вдоль железной дороги от Белгорода в сторону Купянска и обстреливал все, что попадалось на его пути. Особенно охотился за паровозами. Но после этой встречи с зенитками бронепоезда полеты прекратились.

В ночь с 20 на 21 мая два взвода 15-й гвардейской стрелковой дивизии проводили разведку для определения системы обороны, наличия сил и огневых средств противника в селе Огурцово, а также с целью захвата «языка». Дивизион получил приказ поддержать действия разведотрядов. Каждому бронепоезду [195] разрешалось использовать по 100 осколочно-фугасных снарядов. В 23 часа бронепоезда заняли огневые позиции и по команде начальника штаба дивизиона старшего лейтенанта К. В. Рудницкого, находившегося на командном пункте 15-й гвардейской стрелковой дивизии, обрушили огонь на указанные участки переднего края обороны противника. Действия разведотрядов развивались успешно; задачи, поставленные перед ними, были выполнены.

Противник неоднократно предпринимал попытки уничтожить бронепоезда. Однажды ночью после огневого налета «Красноуфимский железнодорожник» отошел на место стоянки в укрытый лесопосадками тупик. Проходя станцию Белый Колодезь, мы услышали гул самолета. Все зенитные средства были приведены в боевую готовность. На лунном небе четко вырисовывался силуэт самолета, летевшего, к нашему удивлению, с сигнальными огнями. Впервые за два года участия в боях мы увидели самолет с сигнальными огнями и решили, что это наши летчики возвращаются с боевого задания. Подали команду «Отбой!». И вдруг послышались очереди крупнокалиберного пулемета с крайней зенитной бронеплощадки, рев самолета, пронесшегося над бронепоездом, свист и взрывы бомб. Фашист хотел обмануть нас и обрушить удар на бронепоезд. Но огонь крупнокалиберного зенитного пулемета старшего сержанта И. А. Сарсатских заставил воздушного пирата отклониться в сторону, бомбы легли вдоль железной дороги. Осколки застучали по броне, посыпались комья земли, поднятые взрывом. На следующий день мы обнаружили шесть воронок от бомб. [196]

Вскоре «Красноуфимскому железнодорожнику» пришлось выдержать тяжелейшее испытание. Утром 29 мая послышался гул моторов. Прозвучала команда «Воздух!». Бойцы заняли свои боевые места. Приближались две группы самолетов. В одной из них насчитали 22, в другой — 16 машин. Они шли параллельно линии железной дороги и вскоре скрылись за горизонтом. На бронепоезде подали команду «Отбой!». Разошлись завтракать. И вдруг самолеты появились над выемкой и начали пикировать на бронепоезд. Встречный огонь повели все орудия, зенитки, крупнокалиберные пулеметы, трофейная счетверенная установка 20-миллиметровых пушек. Из верхних люков бронеплощадок вели огонь пулеметы, извлеченные из бортовых шаровых установок и поставленные на сошки.

Взрывной волной первой разорвавшейся бомбы одна из бронеплощадок была сброшена с рельсов. Бронепоезд окутало черное облако дыма и пыли. Немецкие летчики, ощутив плотность зенитного огня, низко пикировать боялись. Бомбы рвались в стороне от состава. Конечно, одной из причин неудачного бомбометания немецких летчиков было то, что в этом месте, в выемке, железная дорога делает крутой поворот. Но все-таки решающую роль в том, что «Красноуфимский железнодорожник» уцелел, потеряв только одну бронеплощадку, и в дальнейшем продолжал вести боевые действия, сыграло мужество экипажа, всех его солдат, сержантов и офицеров, отражающих удар 38 самолетов врага. Налет их длился почти 30 минут. Зенитным огнем бронепоезда один самолет был сбит, другой поврежден и, дымя, ушел в сторону.

В этом трудном бою мы потеряли пять боевых товарищей. Погибли старший машинист бронепоезда М. А. Кулиш, помощник машиниста сержант П. А. Романов, командир пулеметного отделения сержант В. Ф. Важенцев, пулеметчики младший сержант П. Ф. Жуков и рядовой Ф. Т. Масленков. Их похоронили с воинскими почестями вблизи выемки, где они приняли свой последний бой.

Ранено было 16 человек. Им оказали первую медицинскую помощь и на машине отправили в госпиталь. В госпитале умерли сержанты В. П. Васин, Н. А. Васильев, А. Г. Лыткин, рядовые Е. М. Жуков, И. Т. Ключкин, В. Г. Козлов, И. Ф. Купершмидт.

С наступлением темноты разбитая бронеплощадка была поставлена на рельсы, путь восстановлен. После боя «Красноуфимского железнодорожника» с самолетами противника оба бронепоезда 34-го дивизиона продолжали вести активные боевые действия.

Мы, воевавшие на бронепоездах, были в тесном контакте с железнодорожниками. Успех действий во многом зависел от них. Под бомбежками и артобстрелами они обеспечивали движение поездов, содержали в исправном состоянии пути и железнодорожное [197] хозяйство. А какого огромного труда стоило им восстановление всего разрушенного в ходе боевых действий.

В середине июня бронепоезд «Смерть фашизму!», произведя заправку водой и боеприпасами на станции Белый Колодезь, возвращался на место своей стоянки в районе Веровского разъезда и на стрелке сошел с рельсов. Это произошло днем, на открытом месте. Необходимо было принимать срочные меры, так как движение по. главному пути оказалось перекрытым.

Своими силами поставить бронепоезд на рельсы мы не могли. Командованию дивизиона пришлось обратиться к купянским железнодорожникам с просьбой прислать аварийно-восстановительную бригаду. Надо отдать должное оперативности железнодорожников. Восстановительная летучка подъехала быстро. Возглавлял ее железнодорожник, на груди которого был орден Трудового Красного Знамени. К сожалению, мы не знаем его фамилии.

С помощью мощных гидравлических домкратов ремонтники поставили наш бронепоезд на рельсы. Во время восстановительных работ нам неоднократно приходилось по команде «Воздух!» занимать места у пушек и пулеметов, так как над нами несколько раз пролетали немецкие самолеты. По этой команде восстановительная бригада укрывалась в лесопосадке, а после отбоя снова бралась за работу. Когда бронепоезд въехал на свой тупиковый путь в лесопосадке, капитан А. Д. Крайнев от имени личного состава горячо поблагодарил ремонтников.

1 июля 1943 года в штаб дивизии прибыл заместитель командующего 7-й гвардейской армией генерал-лейтенант В. С. Петров и поставил задачу бронепоездам: оказывать разнообразную действенную помощь частям армии в отражении наступательных действий противника, попыток прорыва переднего края нашей обороны.

Жизнь экипажей бронепоездов была полна героических будней.

1 и 2 июля немецкая авиация нанесла бомбовые удары по бронепоездам, находившимся на Веровском разъезде и станции Белый Колодезь. Благодаря четким действиям зенитчиков и умелому маневрированию бронепоезда не пострадали.

Отражая налет вражеских самолетов на бронепоезд «Красноуфимский железнодорожник», пулеметчик первой бронеплощадки младший сержант Ерохин вел огонь из верхнего люка. Взрывной волной разорвавшейся неподалеку бомбы он был оглушен и вместе с оружием свалился в пулеметное отделение. Короткая очередь фашистского самолета в открытый люк пробила несколько снарядных гильз. Из них высыпался порох, загорелись деревянные детали стеллажа, на котором было уложено 96 снарядов. Это угрожало взрывом бронеплощадки, гибелью [198] людей. Командир бронепоезда Ф. Т. Бондарь приказал личному составу покинуть бронеплощадку. Узнав о случившемся, заряжающий ефрейтор К. Сулейманов, который был в башне у орудия, кинулся в пулеметное отделение, где горел стеллаж. Вместе с младшим сержантом Ерохиным они открыли тяжелый наклонный бортовой люк и через него выбросили снаряды. Смелость и исключительная выдержка этих солдат предотвратили взрыв бронеплощадки, спасли жизнь членов экипажа.

В ночь на 4 июля в дивизион вновь прибыл генерал-лейтенант В. С. Петров и еще раз уточнил порядок ведения боевых действий бронепоездов в случае прорыва противником переднего края обороны наших войск. Предусматривался выход бронепоездов к станции Шебекино через реку Северский Донец по временному деревянному мосту. Это было сопряжено с большим риском для бронепоездов.

Но дальнейшее развитие боевых действий не потребовало выхода бронепоездов в сторону Шебекино. 5 июля 34-й и 38-й дивизионы участвовали в общем артиллерийском ударе по захватчикам, который начал Курскую битву.

За мужество и героизм, проявленные в боях, большая группа воинов 34-го ОДБП получила ордена и медали. Среди награжденных командир дивизиона майор М. Я. Власюк, заместитель командира дивизиона по политчасти майор В. П. Аникьев, начальник штаба капитан К. В. Рудницкий, командиры бронеплощадок старшие лейтенанты Л. Ф. Новоселов и М. А. Цветков, лейтенант медицинской службы Д. С. Дроботов, командир [199] взвода управления лейтенант В. Сергеев, командир отделения связи старший сержант Э. Шульман, машинист бронепаровоза старшина Ф. Приступа и другие.

Боевыми орденами были отмечены заслуги командира бронепоезда № 712 «Красноуфимский железнодорожник» капитана Ф. Т. Бондаря, командиров бронеплощадок старшего лейтенанта И. С. Соколова, И. И. Кондратко, П. П. Радомского, командира зенитного взвода старшего лейтенанта Н. А. Коломийца, командира орудия сержанта А. Н. Козачинского, орудийного номера ефрейтора К. Сулейманова.

На южном фланге Курской дуги в составе 6-й гвардейской армии на боевом патрулировании находились бронепоезда 60-го отдельного дивизиона. В конце февраля 60-й ОДБП был отозван в Москву на переформирование. Через несколько дней командир дивизиона майор В. Б. Панич вызвал командира бронепоезда № 746 капитана Б. П. Есина и приказал ему подготовиться к получению усовершенствованного бронепоезда.

— День 21 марта 1943 года я помню отчетливо, — рассказывает бывший комиссар бронепоезда В. К. Паничкин. — Ранним утром нам разрешили ознакомиться с бронепоездом. Мы с восхищением осматривали командирскую рубку с разнообразными средствами связи и управления, надежно защищенные боевые бронеплощадки, 76-миллиметровые орудия с круговым обстрелом, вмонтированные в танковые башни. 58 метрополитеновцев Москвы влились в экипаж бронепоезда. [200]

Газета «Вечерняя Москва» 22 марта 1943 года сообщала: «Послышался паровозный гудок. Из-за поворота показался состав, закованный в броню, он подкатил к площадке, где собрались сотни москвичей. На бронепоезде надпись: «Московский метрополитен»...

Проводить бронепоезд на фронт собрались все свободные от дежурства. На митинге выступил начальник Московского метрополитена И. С. Новиков. Он огласил телеграмму Верховного Главнокомандующего: «Прошу передать работникам Московского метрополитена, собравшим 706 тысяч рублей на строительство бронепоезда, мой братский привет и благодарность Красной Армии...»

Через несколько дней экипаж бронепоезда «Московский метрополитен» получил назначение на Воронежский фронт.

3 июня 1943 года 60-й дивизион вышел на исходные позиции в районе станций Сажное и Беленихино Южной железной дороги, в 30 километрах севернее Белгорода.

В целях сохранения секретности бронепоездам дивизиона запретили выходить на станцию Ржава для заправки водой и углем. На топливо пошли деревянные постройки хозяйственного двора МТС, расположенного на окраине поселка Сажное. А воду в тендер заливали из небольшой речушки Липовый Донец. Бронепоезд ставили в укрытие, ближе к воде. Вся команда по «цепочке» подавала ведра с водой наверх, в тендер.

За таким занятием и застал бойцов командующий 6-й гвардейской армией генерал-лейтенант И. М. Чистяков. Он был удивлен необычным способом заправки бронепоезда. Спросил, нельзя ли облегчить труд солдат. Кто-то предложил приспособить для этой цели пожарный насос. Вскоре экипаж получил обещанный насос. А к нему... в большом количестве была приложена махорка. Это был настоящий праздник для бойцов.

6 июля 1943 года в районе Понырей бронепоезда 49-го дивизиона вступили в бой, поддерживая полки 81-й и 307-й стрелковых дивизий. При самоотверженной поддержке бронепоездов 49-го ОДБП — «Лунинца» и «Железнодорожника Алтая» — армейским соединениям удалось остановить отчаянное наступление врага. Гитлеровское командование разработало специальную операцию уничтожения бронепоездов, в которой главная роль отводилась авиации. Когда «Лунинец» и «Железнодорожник Алтая» вышли на выбранные позиции для очередного огневого удара по врагу, над бронепоездами появились 36 самолетов противника. Им удалось разбить пути, лишив бронепоезд «Железнодорожник Алтая» возможности отхода. Но экипажи стальных крепостей вели огонь из всех зенитных средств. Фашисты потеряли несколько лучших своих пилотов.

Всю ночь трудились экипажи бронепоездов и железнодорожники-путейцы. Они поднимали бронеплощадки, сращивали [201] и укладывали рельсы на полотно. Утром 49-й ОДБП вновь вышел на боевое задание.

В документах Центрального архива Министерства обороны СССР: указано, что 9 июля 1943 года бронепоезд № 704 «Лунинец» открыл огонь по врагу. На юго-западной окраине поселка Поныри, в районе вокзала, он отразил десятки атак фашистов. Вместе с воинами 4-й гвардейской воздушно-десантной дивизии экипаж бронепоезда выполнил приказ командующего Центрального фронта генерала армии К. К. Рокоссовского: «Понырей не сдавать!»

Сутки экипаж бронепоезда не выходил из боя. Командующий бронетанковыми войсками 13-й армии генерал М. А. Королев через командира бронепоезда капитана Б. В. Шелохова объявил благодарность всему личному составу. В ходе боев в районе Понырей бойцы 49-го дивизиона уничтожили более 800 фашистских солдат и офицеров.

Боевая судьба бронепоезда «Московский метрополитен» более трагична. 6 июля фашистские танки двинулись на север по дороге на Обоянь. «Московский метрополитен» получил задачу: не дать немецким моторизованным частям перерезать железную дорогу Курск — Белгород. Положение было очень сложным: боеприпасы оказались на исходе. Решили пробиваться на станцию Беленихино, где находилась полевая база дивизиона. Но сделать этого бойцы бронепоезда не смогли. Фашистские танки уже вплотную подобрались к железной дороге.

Бронепоезд атаковали более двух десятков вражеских самолетов. На бреющем полете они расстреливали состав из крупнокалиберных пулеметов, сбрасывали бомбы. Самоотверженно [202] сражался экипаж. Командиры бронеплощадок Б. Л. Перлин, Я. В. Курочкин, Д. Ф. Кириллов, Ф. В. Баглаев в ходе боя умело руководили действиями своих подчиненных. «Неприступные» фашистские машины горели. Бойцы зенитной батареи под командованием младшего лейтенанта А. С. Трухина отражали атаки фашистских воздушных стервятников. Командир орудия сержант Е. Д. Завада, рядовой С. Никитин, командир зенитного орудия В. С. Онча были ранены, но продолжали сражаться.

Командир орудия третьей бронеплощадки старший сержант И. В. Соколов, раненный в кисть левой руки, заменил наводчика и подбил два тяжелых танка противника.

— По переговорному устройству прозвучало: «Слева танки!» — рассказывал командир орудия И. В. Соколов. Расстояние до противника было два с половиной километра. «По фашистским танкам — огонь!» — раздался приказ командира бронепоезда Б. П. Есина. Я занял место наводчика. В перекрестье прицела — тяжелый танк. Первый снаряд не достиг цели. Вторым удалось перебить гусеницу, и танк, развернувшись, встал боком. Третий, подкалиберный, снаряд угодил ему точно в бок. Черный дым повалил из всех щелей.

В небе появились «юнкерсы». Они, развернувшись, начали пикировать на бронепоезд, сбрасывать бомбы и обстреливать нас из пушек. Бомбы рвались справа и слева, рядом с бронепоездом, но прямых попаданий не было. Не успела скрыться за горизонтом одна группа бомбардировщиков, как налетела вторая. Взрывом бомбы был поврежден паровоз: сорвало бронелисты, в нескольких местах пробило котел. Из отверстий вырывались клубы пара, вытекала вода. Стрельба из-за плохой видимости была затруднена, но, несмотря на это, все расчеты продолжали вести бой.

По бронепоезду стреляли танки, артиллерия и минометы. В боекомплекте бронеплощадки оставалось всего несколько снарядов, когда раздался сильный скрежет. В бронеплощадку попал снаряд. Осколком перебило огнетушитель, искорежило пулемет. Я был ранен в кисть левой руки, но не прекращал вести огонь по фашистам. Один снаряд разорвался на открытой части бронеплощадки. Заклинило башню. Невозможно стало стрелять по движущимся целям. Теперь били только по целям, которые появлялись в секторе обстрела. В глубине лощины, в мелком кустарнике, я обнаружил замаскированные минометы врага, которые вели интенсивный огонь по позициям наших войск. Несколькими выстрелами мы уничтожили их. И снова сильный взрыв потряс бронеплощадку. Все вооружение вышло из строя. По приказу командира бронепоезда капитана Б. П. Есина мы покинули изувеченную бронеплощадку.

Как вспоминал один из очевидцев этого боя писатель В. М. Зоткин, орудия одно за другим вышли из строя. Все меньше [203] оставалось бойцов в экипаже поезда. Они не могли покинуть бронеплощадки: за их пределами от рвущихся бомб живому не было места. Вскоре, на колее остались груды растерзанного металла, в середине которых дымили остатки паровоза.

В канун 40-летия Курской битвы на вокзалах станций Сажное и Беленихино были установлены мемориальные доски в честь подвига бронепоездов 60-го отдельного дивизиона. На одной из них надпись: «Бронепоезд «Московский метрополитен» под командованием капитана Б. П. Есина и замполита капитана В. К. Паничкина 5–7 июля 1943 года в районе станции Сажное вел тяжелые бои с танками и самолетами немецко-фашистских захватчиков... Вечная слава героям Курской битвы!»

В жестоких боях в августе 1943 года станция Залегощь стала последним рубежом 54-го дивизиона перед Орлом. Фашисты уничтожили все железнодорожные пути, превратив местность в зону сплошных разрушений. Но воины 54-го ОДБП беспрерывно крушили передний край обороны гитлеровцев, накрывали огнем резервы и склады, способствуя успешному продвижению стрелковых батальонов в районе Орла в глубь территории, занятой врагом. 5 августа 1943 года войска Центрального фронта водрузили знамя над освобожденным Орлом.

После разгрома гитлеровских армий на Курской дуге боевой путь бронепоездов лежал на Украину. «Лунинец» и «Железнодорожник Алтая» участвовали в освобождении Бахмача, Киева, Фастова, Житомира. 13 февраля 1944 года 49-й дивизион бронепоездов под руководством капитана Д. М. Шевченко приказом Верховного Главнокомандующего был удостоен почетного наименования «Шепетовский». В боях за Шепетовку экипажи бронепоездов произвели 56 огневых налетов, отразили 15 вражеских атак. Бронепоезда участвовали в освобождении Ченстохова, Петркува, Радома. Боевой путь дивизион закончил в Нижней Силезии, в городе Оппельне.

Дальше